Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Правила развития речи

В последующие годы количество слов в словарном запасе малыша растет в геометрической прогрессии. Например, ко второму году жизни их количество в среднем достигает 50 слов и коротких фраз, через год вырастает до пары сотен, а затем быстро превращается в тысячи. Но для успешного освоения речи детям необходима деятельная и грамотная помощь взрослых.

Для этого родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Как можно более раннее использование упрощенного языка при общении с детьми. Это не имеет ничего общего с «сюсюканьем», просто речь взрослых должна быть предельно простой и четкой для лучшего усвоения малышами. К трем годам жизни такие дети говорят намного лучше и имеют больший словарный запас, чем малыши, чьи родители придерживались академических норм формирования речи.
  • Ребенку нужно как можно больше читать вслух, а также петь. Это позволяет быстрее и лучше различать звуки на слух, что способствует улучшению произношения, а также обогащению словарного запаса. По отзывам, дети, чьи родители много им читали и пели, знают больше слов, чем сверстники.
  • Необходимо поощрять попытки имитации чужой речи и других звуков.
  • Описывая предметы, события, явления вслух, взрослые провоцируют интерес детей и стимулируют расширение запаса слов и фраз.
  • В двуязычных семьях каждый из родителей может разговаривать с ребенком на своем родном языке. Это даст возможность малышу успешно освоить сразу два языка.

Эти простые советы помогут более эффективно и качественно увеличивать количество используемых ребенком слов.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Познавательное развитие не всегда происходит синхронно и равномерно. На протяжении года ребенок совершенствовал ранее приобретенные навыки. Он строит башню из пяти и более кубиков, аккуратно листает страницы книги, умеет открывать и завинчивать пробки. Может снять с себя одежду, слушается указаний. Познавательные процессы идут очень стремительно.

Новые знания

Ребенок в этом возрасте готов к восприятию большой информации, которую быстро усваивает и не забывает. Познавательная деятельность идет на пользу, знания усваиваются без труда.

Малыши становятся более усидчивыми, поэтому это самый благоприятный возраст для изучения следующих направлений:

  • цветов;
  • фигур;
  • строительство башни из кубиков;
  • отгадывание загадок;
  • животных домашних, диких;
  • явлений природы (радуга, дождь);
  • счет от 1 д о 5;
  • учиться отличать времена года;
  • складывает крупные пазлы;
  • группировка предметов по величине, цвету;
  • изучение противоположных понятий «горячий» и «холодный», «много» и «мало».

Познавательные навыки формируются во время игр, чтения книг. Дети любят все, что связано с животными. Еще до того, как начать говорить они подражают мяуканью кошки, лаю собаки. Поэтому им особенно нравятся истории о животных. Иногда во время чтения прерывайте рассказ, пусть малыш его продолжит, спрашивайте: что произошло дальше, что сделала собачка?

Ролевые игры

Ролевые игры играют важную роль в развитии. Воплощаясь в различные образы, малыш учиться выражать свои мысли, общаться со сверстниками. Часто они разыгрывают ситуацию, которая врезалась в память, разволновала, поэтому наблюдая за игрой, родители получают дополнительную информацию о чувствах, ощущениях своего ребенка.

Во время сюжетно-ролевых занятий развивается осознание характеристик различных предметов, профессий: лошадь скачет, машина ездит, доктор лечит и т.д.

Если у ребенка нет понимания антонимов, родители могут объяснить их в процессе ролевой игры. Например: мама будет злой колдуньей, а малыш-добрый волшебник. Показать, как ведут себя персонажи, какие поступки хорошие, какие нет.

Переодевание также доставляет удовольствие, малыш должен иметь возможность полностью воплотится в образ. Детская фантазия в этом вопросе просто не знает границ. Когда ребенок получает возможность свободно раскрывать свои способности, он пользуется сюжетами из игр, историй, всем тем, что он наблюдает в мире взрослых и по телевидению. При этом родители должны иметь в виду, что те роли, которые они разыгрывают, являются отражением действительности.

Подражание взрослым

В возрасте 2 лет ребенку нравится подражать взрослым. Он хочет сам держать ложку, убирать квартиру, кормить игрушечных зверей и кукол…  Стремлением к подражанию можно неплохо пользоваться, предлагая сделать то, что ему понадобится в повседневной жизни: помыть руки, самостоятельно одеться, выполнить несложную работу по дому, собрать игрушки.

Если у него есть желание помочь, предоставьте эту возможность, показав, как это делается. Занятие представляется увлекательной игрой, и в то же время имеет обучающую функцию. Таким образом, можно с раннего возраста приучить заботиться о своих игрушках, одежде и держать их в порядке.

Сколько должен спать ребенок в 3 года?

В 3 года родители замечают несколько особенностей у своего ребенка:

  • Ребенок подрос и даже кажется вам взрослым, но он все так же нуждается в полноценном сне, который длится не менее и не более 12 часов в сутки.
  • Ощутимо уменьшается продолжительность сна днем и составляет около 1,5-2 часов (у некоторых всего 1 час).
  • Время бодрствования ребенка должно быть в среднем – 6 часов.
  • Если ваш ребенок категорически отказывается спать в дневное время суток, главное – ему достаточно высыпаться ночью (12 часов).
  • В 3 года ребенку уже следует спать отдельно в своей личной кроватке.

В 3 года ребенка бывает достаточно сложно уложить спать. Поэтому вам необходимо придумать свой личный ритуал отхода ко сну, чтобы постепенно сменить период активности на спокойствия (иначе ребенок будет прыгать в кроватке, играться, пинаться, капризничать). Хорошо ложится спать тот ребенок, что устал физически. Поэтому старайтесь насыщать день малыша активными играми, посильными нагрузками. Но следите за тем, чтобы не пришло перенапряжение, оно – враг здоровому сну.

Ночной сон – имеет жизненную важность для ребенка. Во время ночного сна организм восстанавливает все свои важные функции

Недостаток дневного сна всегда следует компенсировать ночным (особенно, если вы жили по уже устойчивому режиму). Еще одно важное правило – просыпаться днем и утром малыш должен самостоятельно (без родительского пробуждения). Если ребенка приходится будить утром, постарайтесь просто раньше укладывать его ночью.


Значение сна для малыша 3-х лет

Малыш не говорит. Что делать?

В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно

Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать

В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:

  • время их появления,
  • активный и пассивный словарный запас,
  • общая речевая активность ребенка,
  • наличие фразовой и связной речи.

К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» — «Бабушка, идём».

Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:

  • правильное произношение звуков,
  • умение строить предложения,
  • грамотный пересказ.

Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики.

В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.

За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.

Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.

Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.

Общепринятые нормы и возрастные особенности

Ожидания родителей бывают разными и часто не совпадают с действительными возможностями малыша.  Поэтому специалисты разработали нормы, в которых прописаны способности среднестатистического ребенка в соответствии с возрастом:

Возраст, мес.
Речевые возможности
1
Способом коммуникации выступает крик, которым ребенок оповещает о потребности во внимании. Спустя месяц младенец начинает улавливать посторонние звуки, проявляет реакцию на обращенную к нему речь.
2-3
Наблюдается «комплекс оживления»

Лица родителей вызывают бурю эмоций, которые он проявляет дерганьем ручек или ножек, а также агуканьем.
3-5
Ребенок гулением (сочетание звуков в неправильном порядке), улыбкой или взглядом привлекает внимание взрослых.
6
Наступает период невнятного лепета, который отличен от гуления. Если чадо пребывает в хорошем расположении духа, то длительное время может повторять звуки «ма-ма-ма» и другие.
7
Появляется реакция на собственное имя, начинаются попытки контроля голосовой интонации.
8
Стартует формирование активного словарного запаса

Ребенок старается повторить простые фразы, услышанные от родителей.
9-10
Овладевает жестами и может указать на заинтересовавшую вещь. В запасе имеется до 10 односложных звукоподражаний.
11-12
Время, когда в лексиконе появляются слова «мама», «папа» и другие. Ребенок отзывается на обращенную к нему речь, в состоянии указать на части тела и или животных.
15
В активном словарном запасе находится уже до 15 слов. Начинает расширяться пассивный, а именно появляется возможность понимать обращенную к нему речь.
18
Осознанное произношение не менее 20 слов. Его не затрудняют двусложные инструкции: возьми мячик и дай его мне.

Какие нужны витамины ребенку в 3 года?

Какие микроэлементы нужны малышу:

  • Витамин А. Отвечает за формирование острого зрения. Так же необходим для регенерации кожных клеток, а так же укрепляет «молодой» иммунитет, делая его устойчивым к вирусам и инфекциям.
  • Витамины В. Участвуют во всех обменных процессах организма ребенка, помогает в выработке энергии клетками, помогает активно работать органам ЖКТ, улучшает состояние кожи и ногтей. Помогает работать печени, нормализует гормональный фон.
  • Витамин D. Помогает детскому организму усваивать кальций, вследствие чего крепкими становятся кости и зубы. Повышает иммунитет.
  • Витамин Е. Укрепляет сосуды и всю кровеносную систему. Помогает в регенерации клеток кожи и слизистых, других тканей.
  • Витамин С. Необходим для укрепления иммунитета. Питает мягкие ткани тела, укрепляет стенки сосудов.
  • Витамин К. Улучшает свертываемость крови
  • Кальций. Укрепляет костную ткань и зубы, способствует передаче нервных импульсов.
  • Медь. Неизменный помощник в образовании красных кровяных клеток.
  • Цинк. Не только укрепляет детский иммунитет, но и способствует тому, чтобы раны быстро заживали.


Витамины для детей 3-х лет

Развитие мальчика и девочки в 3 года: сходства и различия

Основные сходства и различия:

  • С младенчества все мальчики и девочки имеют различия в развитии, как физиологическом, так и психологическом.
  • Девочки развиваются более стремительно, чем мальчики, и в 3 года эту разницу можно заметить, изучая их речь.
  • Девочки в 3 года уже бегло разговаривают, составляют предложения, описывают ситуацию, у них богатый словарный запас.
  • Интересно, но словарный запас девочек в 3 года гораздо богаче (не менее чем в 2 раза), чем у мальчиков.
  • Девочки очень эмоционально и чувственно воспринимают любую информацию и потому им легче запомнить новые слова.
  • Речь девочек более эмоциональна, чем мальчиков. Они умеют выражать чувства интонацией и жестикулировать.
  • Девочки способны слышаться родителей, воспринимая их слова, а мальчикам следует все наглядно показывать и объяснять.
  • Мальчики менее предрасположены к проявлению творческих способностей, чем девочки.
  • Девочки кропотливы, они могут долгое время сидеть за столом и рисовать, играться, смотреть мультики.
  • Мальчикам свойственно проявлять агрессию и быть более активными, чем девочки. Именно потому они предпочитают активные и спортивные игры.
  • Девочки более сосредоточены на своей личности, в то время, как мальчики очень неуверенные в себе и привязаны к родителям.


Как развиваются мальчики и девочки в 3 года?

Так сколько английских слов все-таки должен знать первоклассник?

За первый год учебы первоклассник выучит 100–300 английских слов — все зависит от программы и интенсивности занятий.

Вот примерный список навыков и умений малыша на начальном уровне изучения английского:

  • умеет приветствовать, прощаться, вежливо просить и извиниться
  • может рассказать о себе в самых простых предложениях, ответить на вопросы об имени и возрасте
  • понимает медленную четкую речь со знакомыми словами
  • знает названия всех основных цветов радуги
  • знает числа от 1 до 10
  • знает названия 5–7 животных (cat, dog, cow, parrot, rabbit, mouse, hamster), предметов обстановки (bed, table, chair, door), продуктов (apple, milk, bread, banana, egg)
  • знает названия частей тела (eyes, ears, nose, mouth, legs, hands, head)
  • знает 5–10 глаголов (go, sit, stand, sleep, have, play, read, like)
  • знает 3–5 прилагательных (big, small)
  • знает основные личные и притяжательные местоимения (I, you, he, she, my)
  • знает основные предлоги (on, in)

Если вы только собираетесь учить английский в школе, не старайтесь за лето пройти всю программу. Да, так на первых уроках ребенок будет блистать и вызывать восхищение учителя, но ему быстро наскучит по второму разу проходить то, что он уже успел выучить за лето. Заскучавший ребенок начнет отвлекаться и рискует отстать от класса.

Важнее не освоить то, что ему и так объяснят в школе, а привить интерес к языку, помочь преодолеть смущение и показать, что иностранный язык — это весело, интересно и совсем не сложно.

Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить

То время, когда дети начинают понимать, что им говорят, полностью зависит от родителей и их участия в развитии ребенка. Чтобы помочь малышу начать произносить первые фразы, следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. По возможности больше говорите с ребенком, много раз проговаривая все свои действия. Слушая речь родителей, он пополняет свой словарный запас. Можно сопровождать каждодневные занятия песнями, ведь такой текст дети легко воспринимают.
  2. Для начала следует прибегать к коротким фразам, сложные предложения малыш сразу не будет воспринимать.
  3. Следует постоянно повторять агуканье и лепет младенца. Необходимо, чтобы ребенок видел лицо говорящего, тогда он будет устанавливать связь между источником звука и произношением.
  4. Нельзя сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, называя предметы, прибегать к двум названиям: полное и подражательное. К примеру, «кошка», «кис-кис». В таком случае малыш будет прислушиваться к слову, которое ему проще произнести, а по истечении нужного времени перейдет к правильной форме.
  5. Полезно читать детям книги. Разумеется, следует выбирать их по возрасту. Подойдут потешки, простые стишки. Годовалому младенцу будет интересно смотреть на картинки. Позднее следует подталкивать его называть предметы на картинках. После полутора лет – призывать заканчивать строчки в стихах.
  6. Необходимо много внимания уделять мелкой моторике. Она тесно связана с речевым аппаратом. Поэтому занимайтесь с ребенком: давайте ему перебирать крупу, лепите и рисуйте с ним. Подходят все развлечения, где участвуют руки, полезно даже рвать бумагу.

Уделяя достаточное время ребенку, родители никогда не пропустят момент, когда их чудо произнесет первые слова. И не принципиально, сколько слов произнесет малыш к 1,5 годам. Главное, принимать активное участие в его развитии и постоянно разговаривать с ним.

Полезные советы родителям

Учите ребенка не просто новым словам, а связывайте предмет-действие, то есть «положи книгу», «возьми ложку» и др. Это стимулирует мышление и формирует двигательные навыки

Комментируйте все, что делаете, акцентируя внимание на деталях

Если мальчик говорит о себе в женском роде, не пугайтесь, это может быть связано с тем, что он большую часть времени проводит с мамой. Со временем он поймет разницу. Избегайте гиперопеки чада, если у него не будет необходимости что-либо просить, он будет молчать. Рекомендации для родителей:

  • ограничьте просмотр телевизора;
  • обзаведитесь дидактическим материалом: кубиками, карточками, вкладышами;
  • читайте ребенку вслух;
  • пойте детские песенки;
  • изучайте окружающий мир по картинкам.

Чтобы занятие приносило удовольствие обоим, большое значение имеет эмоциональный настрой.

Чего нельзя делать:

  • сравнивать ребенка с его сверстниками и критиковать;
  • игнорировать задержку речи;
  • перегружать и зацикливаться на ожидании успеха.

Каждый день должен быть разным на события, утро начинайте с массажа пальчиков. Одновременно можно рассказывать потешки или забавные стишки. Кроме гимнастики для развития артикуляционных мышц, разработки органов дыхания, складывайте башни и замки из кубиков, завязывайте шнурки, делайте аппликации. Катайте шарики из пластилина, вдавливая в них фасоль, пуговицы, оставляйте отпечатки пальцев – проявляйте фантазию. Рисовать можно не только пальчиками, но и обводить предметы. Если кроха играет с водой, но не хочет рисовать, ничего страшного, не настаивайте. Методом практики вы подберете ему занятие по интересам.

Читайте с выражением, изменяя голос, так развивается воображение и фантазия. После того как повторите одну сказку несколько раз, можно попросить ребенка описать главного героя.

Не торопитесь с походом к логопеду, каждый ребенок развивается индивидуальным образом. За 10-12 месяцев он, скорее всего, разговорится и догонит сверстников. Если в семье мама и папа спокойного склада характера, то и малыш будет обладать похожим темпераментом, ориентируясь на их линию поведения. Внимательно наблюдайте за его психоэмоциональным развитием, основой здоровья также является благополучие в семье.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Развивающие занятия на дому

Активное общение с ребенком нужно начинать сразу после рождения. Даже когда он еще не может внятно лепетать, важен зрительный контакт, вы знакомите его с миром с помощью своих жестов, интонации. Таким образом вы будете развивать в нем эмоциональную стабильность. Постепенно он будет сопоставлять движения мышц лица и звуки.

В два года для компенсации нарушений речи необходимо заниматься ежедневно, при этом не допуская переутомления или потери интереса. Достаточно 10-20 минут в день, ориентируйтесь на темперамент своего малыша. Кроме повторений слов, нужно читать детские книги для пополнения словарного запаса. Загадывайте загадки с рифмованным ответом. Чтобы добиться составления простых конструкций или разговорить молчуна, изучайте их по темам, признакам. Таким же образом можно разучивать сложные и длинные слова: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га, родитель начинает, а малыш заканчивает. Работая над воображением, необходимо расширять кругозор малыша, спрашивать у него, для чего нужен определенный предмет.

Полезными будут игры в звуки животных, которых можно изображать по очереди. Развивая внимательность, выкладывайте игрушки на столе и незаметно прячьте по одной. Периодически меняйтесь с малышом ролями. Для укрепления мышц артикуляционного аппарата можно делать простую гимнастику, например, корча смешные рожицы, растягивая рот в широкой улыбке и вытягивая губы трубочкой.

Арт-творчество развивает те зоны мозга, которые отвечают за функции речи. С этой же целью можно играть в потешки, сопровождая рассказ движениями рук («Ладушки», «Мы делили апельсин»). Для улучшения моторики дайте малышу работу с пластилином, тестом, пуговицами или бусинами. Разумеется, под вашим контролем, чтобы избежать случайного проглатывания мелких предметов. На прилавках магазинов большой выбор детских развивающих книг, пособий, игрушек, конструкторов, где каждый родитель может выбрать занятие по своим предпочтениям. Также досуг можно разнообразить походом в зоопарк.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: