Чайлдфри

Что такое чайлдфри?

Чайлдфри — что это такое, и откуда взялся термин? Каждый человек, изучавший английский язык в школе, без труда переведёт, что child-free – это «свободный от детей». Бездетных людей много, но все ли они чайлдфри? Ведь причин, по которым люди не заводят детей, может быть множество.

Чайлдфри с точки зрения психологии
Чайлдфри, с точки зрения психологии, не считается отклонением, и добровольная бездетность вполне нормальное состояние современного человека. Это особая идеология, суть которой сосредоточена в сознательном отказе от родительства, что раздражает общество.

Если в прежние времена при отсутствии контрацепции, у семей не было особого выбора, то сейчас он есть. При условии хорошего здоровья женщины, она половину жизни проводила в состоянии беременности, и 10 детей в семье считалось нормой. Никого не заботило истощение женщины, или финансовые трудности. Была масса присказок и пословиц, которые поощряли рождение детей. И сейчас на каждой свадьбе молодожёнам, прежде всего, желают именно поскорее обзавестись потомством.

Озвучивать мысль, что дети – это не главное в жизни, просто небезопасно. Если в Европе и США большинство пар сознательно и самостоятельно планируют свою жизнь, в России молодые семьи сталкиваются с непониманием родственников, друзей, и общества в целом. Репродуктивное давление – это то, с чем сталкивается каждая женщина. Казалось бы, кому какое дело, сколько у вас детей, и есть ли они вообще? Оказывается есть.

В «золотом веке, когда все рожали», люди были суровы

— Люди, которым неприятны дети, пугают роды, наверняка были во все времена. Как же они существовали до эпохи сексуальной революции?

— Окончательно бездетных женщин, которые к пятидесяти годам, то есть концу репродуктивного периода, не родили детей, еще недавно было не больше 4-6%. Причин бездетности было три: из-за здоровья, вследствие диспропорции полов (в послевоенный период), из-за осуждения обществом одинокого материнства.

Сейчас число бездетных в России, в более молодых поколениях, достигает 12-14%. Бездетные — не только люди, физически не способные родить, или те, у кого не сложилась супружеская жизнь, а быть матерями-одиночками они не хотят. Число бездетных пополнили именно чайлдфри, принципиально отказывающиеся от материнства.

А вот подсчитать, сколько чайлдфри было даже столетие назад, довольно трудно. Может быть, и раньше люди не хотели рожать, но какие у них были средства? Крайние. Можно было уйти в монастырь, например. Можно было остаться старой девой, но и это не каждая могла себе позволить. Во-первых, решение выходить замуж принимала не сама женщина. Во-вторых, большая часть страны была крестьянской, а значит, жить без мужчины было практически нельзя, физически невозможно.

Экономист Александр Чаянов считал, что для нормального функционирования крестьянской семьи нужны были всего два-четыре ребенка. Дети в дореволюционной России часто рождались, но и умирали не только из-за плохой медицины. Увы, их фактически убивали собственные матери или родители. По оценкам демографов, был велик процент детской смертности из-за недосмотра. Например, часто у дворян были любовницы-крестьянки, которые рожали от них детей. Байстрюки во многих случаях никому не были нужны, за ними не смотрели, их недостаточно кормили, и они гибли.

Все эти истории с «недосмотрела», «заспала» и так далее прекрасно описаны в классической литературе у Ивана Бунина, Глеба Успенского, Льва Толстого. Российский демограф Вишневский собирал подобные сюжеты. История детоубийства в России серьезно изучена исследователями. Говорить о золотом веке, в котором рожали столько, сколько Бог даст, всех растили и выводили в люди — большое преувеличение. Нужно понимать, не только времена были суровые, люди были суровы. 

5 причин, почему люди становятся чайлдфри:

Самой распространенной причиной является простое нежелание заводить детей, что уже является достаточным аргументом. Тем не менее, это не единственная причина, почему люди решают стать чайлдфри, давайте рассмотрим самые распространенные из них.

Нежелание жертвовать свободой. Рождение ребенка накладывает множество обязательств, и привычный образ жизни неминуемо меняется

Как минимум до совершеннолетия ребенок будет требовать внимание, уход и содержание. Не каждый готов рискнуть своей личной свободой и всецело посвятить себя ребенку.

Нежелание брать на себя ответственность за чужую жизнь. Ребенок – это не милая игрушка, это самый настоящий человек, будущий член общества и то, каким он вырастет, напрямую зависит от родителей

Немногие имеют уверенность, что справятся, потому решают не рисковать.

Материальная составляющая. Ни для кого не секрет, что содержание ребенка требует огромных финансовых вложений, начиная с самого рождения. Потом вложений потребуют школа, высшее образование, отдельная жилплощадь и это помимо базовых потребностей. Многим денег хватает, чтобы обеспечивать только себя на привычном уровне комфорта, ребенок потребовал бы либо дополнительного источника заработка, либо пересмотра образа жизни в сторону отказа от многих привычных вещей.

Построение карьеры. В современном мире успехов в профессиональном плане могут добиваться как мужчины, так и женщины. Поэтому все чаще встречаются люди обоих полов, считающие карьеру более перспективной целью, чем заведение детей. Многие имеют успешный бизнес, который требует колоссального внимания и сил, ровно столько же внимания и сил требовал бы, в свою очередь, ребенок. Совместить работу и семью порой бывает крайне сложно, поэтому для карьеристов выбор очевиден.

Неспособность стать хорошим родителем. Ребенок требует не только постоянного внимания, но и особого подхода. Хороший родитель должен быть терпеливым, сдержанным, рассудительным, добрым и понимающим. Не все обладают нужным набором качеств. Поэтому кто-то принимает решение работать над собой и меняться, чтобы воспитывать ребенка и подавать ему правильный пример. А кто-то решает, что он не создан быть родителем и лучше даже не пытаться.

Это лишь видимые причины, дающие понять, чем руководствуются люди, выбравшие путь чайлдфри. Но зачастую есть ряд подсознательных факторов, определяющих выбор человека, например, различные страхи: беременности, родов, взаимодействия с младенцем, потери хорошей фигуры, здоровья, возможных трудностей в семье с появлением в ней нового члена и многое другое.

Чайлдфри — это болезнь?

Редко кто не сталкивался с «яжемамами» и «овуляшками». Именно так пользователи сети называют женщин, зацикленных на беременности, родах и детях. Нередко можно увидеть настоящие словесные баталии, в которых сходятся комментаторы и их растаскивают на цитаты. Надо сказать, что «яжемамы» и «чайлдфри» – это извечные враги. Иные женщины считают, что рожать это их священный долг, и все кто отказывается это делать, эгоисты или ненормальные.

Психологи и социологи же ответственно заявляют, что чайлдфри — это нормально. Желание не быть родителями абсолютно нормальное, какими бы причинами ни руководствовался человек.

Если исходить из того, что среди рожавших есть «яжемамы» и нормальные женщины, среди бездетных, также есть деление на чайлдфри и чайлдхейт.

️Чайлдфри — это человек, который сознательно не стремиться заводить детей, но не ненавидит их. Он вполне может поиграть с малышом приятелей, или даже работать в детском саду воспитателем.

️Чайлдхейт же ненавидит детей, их родителей и всё, что с ними связано. При случае он может оскорбить, толкнуть или даже ударить беззащитного малыша, если будет знать, что останется безнаказанным.

По опросам социологов, порядка 70% чайлдхейтеров – это молодые люди до 21 года. Чаще всего это те, кто считает себя пострадавшим от рождения детей. Появление младшего ребёнка в семье или потеря друзей из-за того, что те обзавелись семьями, пробуждает ненависть к детям. Как правило, агрессия с годами утихает и чайлдхейтер может изменить свои взгляды.

Как появились чайлдфри

Концепция чайлдфри появилась в Европе, где в брак традиционно вступали позже: считалось, что прежде нужно позаботиться о своём материальном положении. Говоря о том, как люди в разных странах вступают в брак, учёные пользуются линией Хаджнала — воображаемой чертой, проходящей по Европе (от Финляндии через Санкт-Петербург до города Триест в Италии). Наиболее высокий процент чайлдфри встречается в западных странах. К востоку же от этой линии общества всегда были более традиционными, но сейчас и там ситуация меняется — чайлдфри появляются даже в Арабских Эмиратах. А вот в африканских странах южнее Сахары рождение ребёнка по-прежнему считается обязательным.

Возможность осознанно выбрать бездетность появилась во многом благодаря сексуальной революции и надёжной контрацепции. Но всё же говорить, что чайлдфри возникли только после шестидесятых, не совсем верно. Исследователи полагают, что исключения встречались и раньше: правда, те, кто хотел отказаться от детей, были вынуждены отказываться и от секса — например, девушки могли стричься в монахини или не выходить замуж в принципе, оставаясь «старыми девами». Иные и вовсе шли на жестокие меры, вплоть до детоубийства.

Как пары принимают решение быть чайлдфри

Большинство решений о том, чтобы остаться без детей, принимается парой совместно, но несколькими разными способами. Один из сценариев заключается в том, что решение принимается на ранних этапах отношений и остаётся таким же в течение отношений пары.

Другой сценарий: выбор одного из партнеров остаться без детей становится выбором в силу обстоятельств для второго партнера, о чем свидетельствует негативное отношение к наличию детей со стороны только первого партнера.

Иллюстрацией к третьему сценарию может быть пара, которая решает остаться без детей в начале своих отношений, но по истечении времени один или оба партнера хотят стать родителями.

Конфликт неизбежно возникает, когда пара постоянно сталкивается с повторяющимся процессом отстаивания мнения в течении многих лет или десятилетий на фоне давления со стороны семьи, друзей и общества.

«Не-родительство» на выбор

Тем не менее, и 9% — уже заметное количество. Особенно на фоне пронаталистских трендов — государственного поощрения рождаемости, желания большинства россиян иметь детей и «реабилитации» многодетности в обществе. Но вопрос не столько в доле «свободных от детей» — в конце концов, бывает, что люди меняют убеждения и все же рожают. Вопрос в том, насколько разнородна эта группа и чем объясняется само явление.

Уточним: речь не о ситуации, когда пара откладывает рождение детей, и не о бесплодии. Второе часто исправимо, учитывая опции вспомогательных репродуктивных технологий — экстракорпорального оплодотворения и пр.

Речь о сознательном решении — не рожать вообще. Пара выбирает нерепродуктивный секс и «не-родительство».

К такому выводу исследователь пришел по итогам проведенных в Москве и Санкт-Петербурге глубинных интервью и мини-групповых дискуссий с теми, чьи жизненные планы не включают родительство (информанты рекрутировались в чайлдфри-сообществах во «ВКонтакте», а также через личные социальные сети).

В ходе исследования выяснилось, что не все информанты были готовы назвать себя «чайлдфри», а само сообщество едва ли походило на зарубежные аналоги в виде четко оформленных общественных движений. Все это породило неожиданные вопросы к маркерам, которые используют как сами информанты, так и исследователи. Но сначала следует сказать о самом явлении.

Почему они не хотят детей?

По результатам ответов информантов Ломакин выделил пять наиболее часто упоминаемых аргументов не заводить детей.

Нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность. «У кого детей нет, нет и проблем. Ну и зачем мне делать себе лишнюю проблему?» — говорит 33-летний мужчина-чайлдфри.

Жизнь «для себя», сохранение свободы и независимости от кого бы то ни было, а также неготовность тратить время и средства на воспитание ребенка.

Негативное отношение к маленьким детям у некоторых респондентов. «Я очень не люблю младенцев <…> они вызывают отвращение <…>», — заявляет 40-летняя информантка. Дети постарше вызывали меньше подобных чувств. Информанты ценили в них ум, воспитанность и т.д.

Дети расценивались как преграда на пути к самодостаточности. 42-летняя чайлдфри подчеркивает: «Я принимаю детей, но для себя лично я их не хочу <…> есть личные какие-то интересы, карьера, независимость».

Участники интервью говорили о «детской ловушке» и стремлении избегать необратимых решений: «Не попробуешь — не узнаешь, попробуешь — куда уж денешься», — заключает 39-летняя информантка.

Часто добровольно бездетные «не избирают какой-либо один довод, а обычно оперируют сразу несколькими и в совокупности», уточняет исследователь.

Впрочем, риторика бездетности может быть более «альтруистической»: среди аргументов — гипотетическая возможность усыновить сирот вместо рождения «дополнительных» детей. Или борьба с «глобальным перенаселением», а одновременно — и с изменением климата (меньше людей, меньше потребления и производства — слабее потепление).

Кто становится чайлдфри?

Часто Childfree становятся даже счастливые дети, которые не имели устроенной жизни, была любовь родителей, счастье в доме, но быт не был устроен настолько, насколько хотелось. Дети сейчас жестоки и если у одного есть новый гаджет в кармане, а у другого нет, то ребенок по-своему несчастен, так как над ним смеются более богатые сверстники.

Второй причиной может стать рождение в семье второго и последующего ребенка. Старшие тут же становятся няньками, воспитателями для младших. Младшие донашивают за старшими одежду, играют их игрушками. Не все родители готовы к правильному восприятию каждого малыша. Получается, что старшие чем-то обделены, да еще и не обязаны своим родителям помогать с уходом за младшими. Запомните, что рожаете для себя, а не друга первому ребенку.

Почему люди становятся чайлдфри?

  1. Благосостояние или деньги. При рождении малыша, женщина садится в отпуск по уходу за ребенком и получает достаточно мало. А дети – это роскошь, зачастую, непозволительная. Если посмотреть на каталог товаров в любом детском магазине, и пересчитать необходимое становится страшно.

  2. Время. Дети занимают слишком много времени, ограничивают свободу передвижения и даже общения.  Редко можно встретить, когда молодая мама гуляет со своими бездетными, пока еще, подругами. В первый год жизни малыша можно оставить с нянями или бабушкой только от кормления до кормления. 

  3. Ответственность.  Не все даже за собой могут хорошо следить, а тут еще малыш. Молодые боятся ответственности, а перевешивать свои проблемы на старшее поколение не хотят или не могут.

  4. Страх. Если прогуляться около детской площадки, то можно заметить мамаш, которые, как квочки трясутся над своим чадом. Туда не ходи – упадешь, туда не лезь – замараешься. Сколько же можно услышать вопросов в женской консультации на предмет родов, больно ли это, страшно и подобное. 

  5. Карьера. Те, кто стремился к большой должности и зарплате, проходя кучу экзаменов, повышений в должности и самообразование не захочет выпасть из процесса даже на пару месяцев. А в случае декретного отпуска, получается на пару лет. А тут еще проблема с дошкольными учреждениями и потеряться придется на 3 года. Это и потеря денег, квалификации, даже отношения коллег. 

  6. Постоянная работа без повышения. Всем приходится сталкиваться с тем, что работай хоть до потери пульса, а повышения все нет. Это и отсутствие необходимого образования, и постоянные сокращения. В век компьютерных технологий «не продвинутое» руководство думает, зачем повышать зарплату, если все делает компьютер, лучше провести улучшение информационных систем. Вот тут и получается, чем старше ребенок, тем больше затрат он требует. Ребенок взрослеет, цена на его «игрушки» повышается.

  7. Проблемы не совместимые с рождением. Самое страшное – это наркомания и алкоголизм. Таких людей часто лишают родительских прав, родить и вырастить здоровое потомство с такими болезнями тоже не получится. Надо так же думать о наследственных проблемах со здоровьем. Незачем растить детей, которые заведомо обречены на проблемы с психикой, генетические заболевания.

В сообществе «чайлдфри» присутствуют принципы

Мы с вами не будем углубляться в более точное пояснение их смысла, а просто перечислим для вас несколько основных принципов этого движения.

Первый принцип. Человек, как ячейка социума должен высказывать свои мысли открыто, даже если он категорически отрицательно настроен в отношении детей.

Второй. Жить нужно для себя, учитывая свои интересы.

Третий принцип. Зачем рожать своих детей, когда мир полон брошенных и обездоленных ребятишек…

По своей сути есть два вида людей, которые категорически против детей. Это, абсолютно, разные понятия и смысл у них разный, но мы все путаем их, либо по незнанию, либо по созвучности. С понятием «чайлдфри» мы уже разобрались, а вот те, которые ненавидят детей и не допускают из присутствия рядом с собой, выливая при этом на них кучу негатива и злости называются «чайлдхейт», в переводе с английского ненавидящие детей. В последнем случае это явление представлено в основном молодыми людьми, психика которых еще не до конца сформирована.

Философия «чайлдфри» основана на следующих мнениях:

  • Первое. Очень плохо иметь детей.
  • Второе. Все должны отказаться от рождения детей.
  • Третье. Скоро весь мир поделится на два составляющих. Первые буду жить для себя, а вторые рожать и воспитывать детей для поддержания баланса.
  • Четвертое. Каждый индивидуально принимает решение отказа от рождения детей.

Самое что интересное… Точной философии здесь нет. Она уникальна для каждого члена ячейки «чайлдфри».

Что, касается, женщин. Женщине природой заложено стать матерью и продолжить род человечества. Но сейчас, во времена процветания идеалистов «чайлдфри», это уже перестает быть актуальным. Канадские психологи провели параллель между уровнем образования женщины и желанием иметь ребенка. Они доказали, что эти два понятия обратно пропорциональны друг другу. Другими словами, чем ниже уровень образования женщины, тем больше выражено у нее желание стать матерью.

Также «чайлдфри» может быть не постоянным явлением. Мнение человека может измениться со временем. И причины для этого могут быть разные.

Вот мы и выяснили кто такие «чайлдфри». Их морали и принципы имеют место быть, так как наше современное общество довольно лояльно и демократично.

Желаем вам нянчить своих детишек, внуков и правнуков.

«Когда-нибудь»

Вита формально не относится к «чайлдфри». Ей 35 лет, она работает в крупной юридической фирме и вполне успешна в своей работе. Однако в вопросе деторождения у нее до сих пор нет ясности. С одной стороны, она ощущает давление общества и особенно близких друзей и родителей. «Вита, ну когда уже ты подаришь нам внука или внучку?» — каждый раз «заводит шарманку» мама, когда Вита приезжает в гости на выходные.

С другой стороны, у нее совершенно нет желания портить фигуру, бросать работу, фитнес, ночные клубы и насыщенные адреналином отношения с мужчинами. А именно к таким последствиям приведет рождение ребенка, она в этом уверена. В итоге Вита придумала себе удобную «отмазку»: время для детей еще не пришло. «Не сейчас, сначала я должна стать начальником отдела», — говорит она маме. «Когда-нибудь, конечно, рожу, вот только встречу подходящего отца для ребенка», — отвечает прилипчивым подружкам, которые уже успели обзавестись потомством. «С детьми потом разберемся, давай пока для себя поживем, убедимся, что подходим друг другу», — убеждает очередного бойфренда с серьезными намерениями.

Проблема в том, что это «когда-нибудь» все не наступает и может не наступить никогда, потому что кожно-зрительная Вита на самом деле совсем не хочет иметь ребенка. Ей больше нравится самой оставаться ребенком — капризным и избалованным, хорошенькой великовозрастной куколкой, которая не хочет превращаться из девушки, которую «хотят все», в целлюлитную тетку с растяжками и лишним весом (что непременно, по ее мнению, произойдет, стоит ей забеременеть и родить ребенка).

Конечно, многие кожно-зрительные женщины сегодня стремятся все же доказать, что они «настоящие женщины» и рожают, но тех, кто, занимаясь искренним самообманом, откладывает деторождение «на потом», все еще очень много.

Достаточно вспомнить красотку Мерилин Монро, покинувшую этот мир в 36 лет. Она откладывала ребенка «на потом», будучи по сути своей чайлдфри. В третьем браке ей удалось забеременеть, но беременность оказалась внематочной. Предпринять еще одну попытку она так и «не успела». Камерон Диас, которой сегодня 41, не утверждает, что никогда не станет матерью, но тем не менее постоянно намекает на то, что все ее сегодняшние достижения стали возможными в том числе и потому, что она не обременена детьми. Всеми любимая Патрисия Каас тоже долго откладывала рождение ребенка «на потом». Теперь, когда не за горами 50-летний юбилей, уже, пожалуй, ясно, что «потом» не наступит. И вместо ребенка Патрисия довольствуется любимой собачкой.

Самая эффектная киноблондинка советских лет Ирина Мирошниченко сегодня с грустью признает, что возражала против рождения ребенка, когда об этом просил ее третий муж. Тогда ей казалось, что рожать рано, что она еще успеет. «Уйдешь в декрет — останешься без ролей». Сегодня пожилая актриса «с ролями» жалеет о том, что отказывалась от рождения ребенка из карьерных соображений…

Что может заставить убежденную кожно-зрительную чайлдфри все-таки решиться на рождение ребенка? Пожалуй, только одно — желание покорить очередную вершину, которую нельзя покорить другими методами. Примерно так и случилось со знаменитой голливудской красоткой Евой Мендес, которая ждет ребенка от не менее знаменитого бойфренда. И это в сорок-то лет, после вызывающих высказываний в СМИ, что дети не для нее, что она больше любит сон и спокойную жизнь. «Куда ни посмотришь, все нянчат детей, и, глядя на это, я сказала себе: у меня такого не будет. В жизни много других, более прекрасных занятий», — заявляла Мендес до того, как забеременела.

Что ж, женщинам, которые не относят себя к чайлдфри, но при этом делают все, чтобы не родить, природой отмерено не так уж много времени, чтобы передумать. Мужчинам в этом плане проще. Они могут пересмотреть свои убеждения даже в глубокой старости и успеть-таки впрыгнуть в стремительно уходящий поезд под названием «отцовство».

Почему не «чайлдфри»?

Журналисты, политики, социологи, психологи сегодня используют термин «чайлдфри», наполняя его самыми разными смыслами. По мнению исследователя, понятие сегодня стало слишком расплывчатым и перегруженным коннотациями. Хотя оно четко постулирует добровольный характер бездетности, не все люди, отказавшиеся от родительства, считают себя чайлдфри. 

Что особенно выделяет это понятие?

Во-первых, чайлдфри — это идентичность, которую люди сознательно принимают и проговаривают. Идейная основа идентичности — добровольный отказ от рождения детей, а ее маркер — самоидентификация «я — чайлдфри». В России отказ именоваться через транслитерацию англоязычного термина может быть связан с антиамериканскими стереотипами.

В-третьих, позиция чайлдфри предполагает «социально-политическую мобилизацию»: отстаивание своих прав в разных формах — «от митингов и пикетов до набегов на паблики “овуляшек” (так в сообществе называют людей, фанатично относящихся к родительству) в соцсетях», поясняет исследователь.

Выделенные три пункта «работают» далеко не для каждого человека, добровольно отказавшегося от родительства. Так, не все ищут поддержки сообществ. Да и социально-политическая активность чайлдфри в России весьма ограниченна. Она, скорее, сконструирована СМИ. 

Давление общества на чайлдфри

Трудность состоит в том, что общество давит на чайлдфри с такой неослабной решимостью, как скрыто, так и явно, что отсутствие ребенка может заставить самых волевых взрослых чувствовать себя изгоями в обществе.

До тех пор, пока образ жизни без детей не станет более приемлемым, некоторые пары будут продолжать иметь детей не потому, что они думают об огромном обязательстве, которое они берут на себя, а просто потому, что этого от них ожидают.

Если бы эти люди (и они ни в коем случае не большинство) были свободны в выборе следовать путями, которые могут подходить им лучше, чем быть родителями, последствия для роста численности населения во всем мире были бы всем на пользу.

Материнство до сих пор считается женской обязанностью, несмотря на то, что женщины в прошлом столетии много сделали, борясь за право освободиться от угнетения. История рассказывает нам о том, что было женскими обязанностями, и, несмотря на современные удобства, любая откровенная мама 21-го века расскажет вам о ежедневном изнеможении от воспитания своих детей.

Если женщины не хотят детей, это значит, что их роль в жизни ставится под сомнение, и это может объяснить беспокойство, которое окружает дискуссию о детях. Если женщины не хотят иметь детей, глобальные жизненные вопросы «зачем тогда жить» становятся более сложными.

Риторика бездетности

Явление добровольной бездетности чаще встречается в развитых странах, отмечает Илья Ломакин. «Не-родители» преимущественно принадлежат к экономически благополучной, секуляризованной и хорошо образованной доле населения.

Феномен отказа от родительства существовал давно, но в скрытой форме. «Демографы фиксировали во многих регионах Европы, в Северной Америке и Австралии достаточно высокий уровень бездетности как таковой и в начале XX века, и в XIX столетии», — говорит социолог. Но вопрос в том, добровольным ли был отказ от родительства.

Социальные революции, прежде всего сексуальная и контрацептивная, выпустили «джинна» чайлдфри на свободу: в странах Запада — в 1960–1970-е годы, в России — на рубеже XX-XXI веков. Сексуальность и репродукция, прежде слитые воедино, дистанцировались. 

Термин «childfree» содержал в себе «политическую идею “освобождения” от пронатализма и навязываемых обществом родительских обязанностей», поясняет Ломакин.

Минусы чайлдфри

  1. Вернемся к демографии. Как известно, население планеты распределено неравномерно, где-то на небольшой площади сконцентрировано огромное население, где-то наоборот. Таким образом, в странах с относительно небольшим населением колебания рождаемости особенно заметны. Увеличение доли чайлдфри семей может привести к постепенному снижению населения. На фоне снижения рождаемости, будет расти доля пожилого населения и, как следствие, смертность.
  2. Мода на чайлдфри. С развитием социальных сетей, люди получили возможность беспрепятственно транслировать свои взгляды и мнения в массы. И это может быть опасно. Чрезмерная пропаганда чайлдфри и выставление этой идеологии как единственно верной может быть неверно понято. Кто-то может причислить себя к этим рядам, толком даже не разбираясь в том, что такое чайлдфри, потому что это модно и одобряется интернет-кумиром.

Феномен чайлдфри

Как люди принимают решение не рожать детей, что получает от государства и общества женщина, которая стала матерью, был ли когда-нибудь «золотой век, в котором все рожали», какие бывают чайлдфри и можно ли как-то повлиять на это решение, рассказывает доцент Института демографии, социолог, преподаватель ВШЭ Ольга Исупова.

Давно ли феномен чайлдфри попал в поле зрения социологов?

Ольга Исупова

— Впервые о нем заговорили в начале 70-х годов. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовала книгу «Childless by choice» («Бездетные по выбору»), проведя исследование большого числа молодых супружеских пар. Феномен чайлдфри, по ее мнению, стал следствием самых разных молодежных движений шестидесятых, в том числе интеллектуальных. Их объединяла идея выбора, включая выбор в вещах, которые никогда ранее человек просто не определял: например, иметь или не иметь детей.

— В Канаде случился демографический кризис, поэтому именно там социологи заинтересовались чайлдфри?

— Вовсе нет. Чайлдфри с шестидесятых годов было большой и мощной волной в Европе и Америке, так же, как «новое родительство», которое подразумевало осознанность этого выбора, или феминистское движение, рассматривающее материнство в качестве формы эксплуатации женщины.

Радикалистка Суламифь Файерстоун была страшно популярна в те годы. Она призывала женщин воздерживаться от деторождения и совершить революцию, но не в средствах производства, а в средствах воспроизводства.

Файерстоун была убеждена: деторождение — форма порабощения женщины, в результате чего вся ее жизнь подчинена ребенку, а она сама лишена возможности заниматься чем-то еще. Тогда же стало популярно отношение к беременности и родам как во всех смыслах слишком тяжкой ноше, которая также лишает женщину выбора. Ребенка придется растить, женщина неизбежно будет ущемлять себя в удовольствиях, заработке, карьере. В таком контексте идеи чайлдфри и расцветали.

Думаю, социологи обратили внимание на чайлдфри из-за большой популярности этой философии у широкого круга людей, которые были увлечены и вовлечены в движение. В 80-е годы, правда, многие из этих людей вернулись к мысли, что материнство все-таки может быть выбором женщины

Но организовывать его необходимо иначе. Никто не должен заставлять становиться матерью, говорить о долге, обязанности, судьбе и предназначении от природы.

Последние требования возникали не на пустом месте?

— Социально материнство было устроено так, что требовало от женщины слишком многого. В некоторых культурах предполагало тотальный отказ от всего остального и полное вложение в материнство. Логика сторонников чайлдфри исходила из того, что, раз можно отказаться от благ и радостей мира, ради материнства или чего-то еще, значит, и от материнства женщина имеет право отказаться.

Виверс была человеком, который решил социологически исследовать конкретный случай и всесторонне изучить позицию тех, кто сознательно отказывается от родительства.

Жизненный цикл пары чайлдфри

Задача 1: Принятие решения

Пары делают осознанный выбор относительно того, иметь ли детей. Такой выбор связан с преимуществами освобождения психического пространства, отведенного для родительской заботы, позволяющего появиться другой взрослой идентичности, и возобновления творческой энергии, которая теперь может быть потрачена на новые проекты.

Задача 2: Справиться со стигмой и давлением

Добровольные чайлдфри пары должны научиться справляться с невероятным давлением, которое оказывают на их семью друзья, знакомые и общество.

Задача 3: Определение идентичности

Осознанный выбор — важная задача жизненного цикла для людей, добровольно ставших чайлдфри. Хотя многие считают момент рождения детей тем самым моментом, когда они стали взрослыми, такое определение не может применяться к паре, которая предпочитает не иметь детей. Решение остаться бездетными должно быть обдуманным и основываться на знании друг друга как индивидуальностей с определёнными качествами и сформированным на общих интересах.

Задача 4: Создание системы поддержки

Этот пункт может включать поиск групп поддержки или связанность пары с другими видами деятельности, где могут быть пары без детей. Поддержание связей в сообществе гарантирует, что пара будет оставаться на связи с миром за пределами супружеских отношений, помогая предотвратить те чувства депрессии и тревоги, которые сопровождают одиночество и изоляцию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: