График прививок, которые нужно сделать до года: календарь и список с описанием
Вакцинация, проводимая в первый год жизни, начинается еще в роддоме, в первые сутки после рождения. Для эффективной иммунизации некоторые прививки выполняются неоднократно в разных возрастах. Помимо утвержденных законодательно обязательных вакцин, существуют дополнительные, которые могут быть введены ребенку по желанию родителей: от ветряной оспы, гепатита А и на время эпидемий – от энцефалита и гриппа.
Таблица прививок, которые делают детям до года, по месяцам
Возраст детей | Вакцина |
---|---|
Первые сутки после рождения | Вирусный гепатит В – первично |
3-7 день жизни | БЦЖ-М (туберкулез) |
Первый месяц | Вирусный гепатит В – повторно |
Второй месяц | Вирусный гепатит В – третий раз для детей из группы риска Пневмококковая инфекция – первично |
Третий месяц | Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит (инактивированная вакцина) – первично |
Четвертый и пятый месяцы | Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит (инактивированная вакцина) – повторно Пневмококковая инфекция – повторно |
Шестой месяц | Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит («живая» вакцина) – третий раз Вирусный гепатит В – третий раз |
Двенадцатый месяц | Эпидемический паротит («свинка»), корь, краснуха – первично |
Описание схемы вакцинации
Вирусный гепатит В
Болезнь поражает печень, дает осложнения в виде цирроза. Препарат против нее включает белки вируса гепатита В. Процедуры, проводимые в первый год жизни, защищают организм от заболевания до 8 лет. Для детей, которые относятся к группе риска по данной болезни (матери являются носителями вируса или болеют гепатитом В), предусмотрен ускоренный график вакцинации, предполагающий проведение четвертой процедуры. Возможные реакции: повышение температуры тела до 37,5℃ , покраснение в зоне укола.
БЦЖ-М (туберкулез)
Болезнь поражает легкие и дает осложнения на мозг и кости. Препарат для защиты от нее содержит бактерии бычьего туберкулеза (ослабленные, которые не вызывают заболевания у людей). Однократная процедура защищает до 7 лет. При ослабленном иммунитете (по реакции Манту) включают повторную вакцинацию в график после года. Отсроченная реакция может проявляться в виде уплотнения в месте укола, на месте которого остается небольшой шрам.
АКДС (столбняк, коклюш, дифтерия)
Заболевания, по которым регистрируется очень высокая смертность среди новорожденных, опасны вырабатываемыми возбудителями токсинами. Комплексный препарат содержит малую концентрацию токсинов столбняка и дифтерии, а также неактивную палочку коклюша. После укола возможно локальное покраснение и уплотнение кожи, а также повышение температуры тела до 38℃, сонливость либо излишняя возбудимость, недомогание.
Полиомиелит
Поражает ЦНС, ЖКТ, эндокринную систему, характеризуется высокой смертностью, может приводить к параличу. Инактивированные препараты против заболевания содержат только белки вирусов, «живые» – ослабленный вирус. Иммунитет вырабатывается до 10 лет. В месте укола возможно покраснение и уплотнение. Если препарат дается перорально, то реакций почти не бывает, за исключением аллергии в виде кожной сыпи.
Краснуха, корь, эпидемический паротит («свинка»)
Болезни опасны осложнениями и тяжелым течением. Профилактические препараты против них содержат ослабленные возбудители (вирусы), вызывающие 100% иммунный ответ, но не приводящие к заражению других людей. Иммунитет вырабатывается до 5 лет. После процедуры возможны: повышение температуры тела, увеличение лимфоузлов, покраснение щек и глаз, заложенность носа.
Пневмококковая инфекция
Представляет собой комплекс болезней, которые провоцируются бактерией Streptococcus pneumoniae. К ним относятся острый средний отит, пневмококковая пневмония, гнойный пневмококковый менингит, артриты, эндокардиты, плевриты. Обычно эта инфекция выступает как осложнение других. Ранее детей прививали от перечисленных болезней на платной основе.
Возможные проблемы
В 14 месяцев у многих малышей наступает первый кризисный период. Начинается процесс сепарации и осознания себя отдельным человеком со своими желаниями. В связи с этим детки часто начинают проявлять характер, отказываются выполнять просьбы родителей, устраивают истерики, если их хотения не выполнены. Родителям стоит быть готовым к такому поведению. Хорошо, если мама и папа заранее познакомятся с советами детских психологов на эту тему, чтобы первый детский бунт не застал врасплох. Ребенок начинает выражать себя, прощупывать границы дозволенного. Задача взрослого здесь — помочь малышу преодолеть свои эмоции, желания (когда они невоплотимы в реальность), сохранять спокойствие и осознание того, что капризы и непослушание ребенка – это всего лишь один из этапов взросления.
Тест на развитие
Между 12 и 15 месяцами жизни карапуз должен уметь:
- Ползать, стоять у опоры, делать несколько шагов за руку со взрослым;
- активно использовать жесты и мимику для общения;
- говорить минимум 1 слово, подразумевающее под собой объект или предмет;
- выполнять простые просьбы «дай», «покажи»;
- выражать негативные эмоции;
- применять простые игровые навыки (собирать пирамидку, строить башенку из кубиков);
- пить из чашки.
Если какой-либо из навыков отсутствует, следует постараться развить его при помощи гимнастики, самостоятельной деятельности малыша или обратиться к участковому педиатру при отсутствии желания изучать умение со стороны крохи.
Познавательная деятельность ребенка
Любопытство – движущая сила интеллекта. На втором году жизни, следуя за своим интересом, малыш с радостью учится самым разным вариантам игр и развивающих занятий. К 15-ти месяцам кроха уже может:
- собирать пирамидку из 5 деталей;
- откручивать и закручивать крышечки;
- строить башенки из 3-5 кубиков;
- совершать с куклой действия подражания: укладывать спать, умывать, причесывать, качать и т. д.;
- катать мячик, коляску, возить машинку;
- лепить куличики из песка, набирать песок в формочки, ведерки, хлопать лопаткой;
- открывать и закрывать двери, выдвигать ящики;
- различать игрушки по размеру, форме. Может отличить по цвету, знать названия основных цветов спектра, но не называть их;
- совершать первые штрихи карандашом по бумаге.
Кроха обладает перечисленными умениями, если взрослые предлагают ему соответствующие занятия. Если показать, как катать коляску, то малыш с удовольствием будет повторять это действие. Хорошо предлагать малышу играть с крышечками и небольшими баночками, коробочками и т. д. Малыш с удовольствием будет совершенствовать мелкую моторику, познавая простые способы изменения окружающих предметов. В этом возрасте карапузы с удовольствием катят за собой машинку на веревочке, складывают в кузов грузовичка небольшие игрушки.
Таблица
Таблица: развитие новорожденного ребенка по неделям/месяцам после рождения до года девочка/мальчика :
Этапы развития ребенка до года по месяцам | Умения ребенка по месяцам |
1 месяц |
Спит от 16 до 20 часов в день Выражает свои потребности плачем |
2 месяц | Рефлекторная улыбка |
3 месяц |
Рассматривает неподвижные предметы, реагирует на разговоры Может различать запахи (хорошие и плохие) |
4 месяц | Ищет глазами источник звука, поворачивает головкой |
5 месяц | Может держать в руках игрушку, лежит на животике и может даже переворачиваться |
6 месяц | Берет игрушки и другие предметы в рот, перекладывает игрушки из рук в руки, может начать ползать |
7 месяц |
Ползает, садиться, время для освоения чашки Долго изучает игрушки |
8 месяц |
Встает, держась за опору Ползает на четвереньках Уверенно ложится и садится |
9 месяц | Некоторые дети уже делают первые шаги |
10 месяц | Малыш активно ползает, сидит и переворачивается. Бросает предметы и наблюдает за происходящим |
11 месяц | Может начать самостоятельно есть и пить ложкой |
12 месяц | Ходит и стоит у опоры. Понимает слово “нельзя”. Осознанно улыбается и радуется своим успехам |
https://youtube.com/watch?v=YCdVpLcs9Zo
Питание
После года молочные смеси или грудное молоко уже не играют важной роли в питании ребенка, это скорее действие, стимулирующее общее психологическое равновесие. При желании, продолжать лактацию можно и даже нужно, а от сухих смесей можно отказаться, заменив их на кефир, сок
Многие дети постепенно переводятся за взрослый стол, принимают пищу вместе с другими членами семьи. Это хорошо способствует не только аппетиту крохи, но и развитию понимания о семейных ценностях, обучению поведения за столом. Такой переход возможен, если карапуз имеет минимум 4 передних зуба и научился жевать.
Продукты с общего стола, предлагаемые детям между 12 и 15 месяцами жизни должны быть термически обработанными, без использования соли, приправ, соусов. Не допускается жареное и копченое. Предпочтительно по утрам предлагать карапузу кушать каши из злаков, можно добавить овощи или фрукты. Обед желательно предлагать из 2 блюд: суп и второе. В обеденное время карапуз должен кушать мясо или рыбу каждый день. Ужином для ребенка в 12-15 месяцев может быть запеканка, сырники, вареное мясо и овощи. Запить такую еду хорошо кисломолочными продуктами.
Постепенно в рацион ребенка нужно добавлять новые виды еды: макароны, запеканки, яблоки, дольками без шкурки, не протертые бананы и т. д. Следите, чтобы малыш откусывал небольшие кусочки, тщательно пережевывал их перед глотанием.
Рацион ребенка между 12 и 15 месяцами должен быть разнообразным и включать в себя:
- Злаковые каши (ежедневно);
- Овощи и фрукты (ежедневно);
- Мясо или рыбу (разные виды мяса даются 6 раз в неделю, рыба – однократно);
- Кисломолочные продукты: творог, кефир, йогурт (ежедневно);
- Хлеб (ежедневно);
- Яичный желток (1/2 желтка до 3 раз в неделю);
- Масло;
- Соки, компоты, кисели.
Карапузу между 12 и 15-ю месяцами не стоит предлагать:
- Шоколад;
- Колбасные изделия;
- Сосиски и сардельки;
- Грибы;
- Апельсины и другие цитрусовые;
- Щавель.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
Правильный уход за ребёнком и питание: что нужно знать
Основные правила ухода остаются прежними. В этом возрасте утро малыша начинается с любящей мамы и завтрака. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят по требованию. Дети, получающие смесь, питаются примерно 7 раз в сутки, размер порции рассчитывается. Мама может заметить, что объём грудного молока снизился, и у неё начался лактационный криз. Не стоит сразу хвататься за бутылочку и давать её кричащему ребёнку, так как криз длится недолго. А малыши, которых начинают докармливать из бутылочки, могут отказаться от груди совсем. Ведь получить питание с помощью соски намного проще, чем добывать его из груди. Ещё один минус докорма: ребёнка прикладывают ненадолго, потом он получает смесь, а у женщины вырабатывается столько молока, сколько сосёт ребёнок. То есть когда ребёнок будет стараться высасывать даже капельки, поступит сигнал, что молока не хватает, и организм женщины начнёт вырабатывать его в большем количестве. Если мама намерена сохранить грудное вскармливание, нужно набраться терпения, и применять некоторые правила в этот период:
- рацион должен быть сбалансированным;
- есть необходимо не менее 5 раз в день;
- пить побольше жидкости;
- спать 7–9 часов в сутки;
- не волноваться;
- обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.
Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу
После завтрака начинаются гигиенические процедуры: смена подгузника, подмывание, умывание, протирание. Не следует подмывать ребёнка часто и с усердием, это может привести к неблагоприятным последствиям. Детское мыло или средство для мытья употреблять нужно не более 1 раза в день при сильном загрязнении. Подмывать необходимо под проточной водой. Девочку мыть спереди назад, не затрагивая малые половые губы (при загрязнении можно протирать их стерильным маслом); мальчика в любом направлении, не отодвигая крайнюю плоть. Подгузник желательно сразу не одевать, а оставить малыша проветриться на 15–20 минут или более. Для профилактики опрелостей можно промазывать кожу и складочки специальным кремом. Все средства должны соответствовать возрасту грудничка.
Пока ребёнок принимает воздушную ванну, его можно умыть:
- личико умывают чистой водой;
- глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
-
носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных жгутиков;
- ушки чистят при необходимости тем же способом, как и носик;
- складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные, сжатые кулачки) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы, затем промокают.
В этом возрасте ещё сложно организовать удобный режим дня, но какие-то основные моменты соблюдать можно, что облегчит родительские заботы в будущем и благотворно скажется на ребёнке. Дети-искусственники едят в определённое время, дневной сон лучше совместить с прогулкой, а укладываться спать на ночь необходимо в одно и то же время. Длительность прогулки зависит от настроения родителя и погоды. Дышать свежим воздухом детям рекомендуется не менее 3 часов в день. В холодное время года на прогулку грудничка одевают так же как и себя, добавив ещё один слой (ползунок или кофточку).
Перед последним кормлением малыша обычно купают. Средства для купания ребёнка используют не чаще 1 раза в неделю. Температура воды около 36 градусов. При опрелостях в ванночку можно добавить отвар календулы, череды или ромашки.
Социальное развитие
Если до года малыш в большей степени был направлен на изучение возможностей своего тела, то теперь он стремится социализироваться. Всем своим видом показывая, как ему нравиться общаться с другими детьми и взрослыми, кроха проявляет чудеса коммуникации. Общение с близкими людьми наполняется эмоциями. Увидев маму или папу, кроха оживает, улыбается, бежит или ползет на встречу. Старается подражать мимике близкого человека, игровым действиям других детей. Новинкой становится вопросительное выражение лица в незнакомой ситуации. Малыш поднимает брови, внимательно смотрит на близкого человека, ждет пояснение непонятного действия.
С «чужими» людьми кроха по-прежнему насторожен, но при доброжелательной атмосфере довольно быстро идет на контакт. Если малыш остается с чужим человеком наедине, он может даже расплакаться. Не рекомендуется в этом возрасте оставлять малыша надолго с людьми, постоянно не присутствующими в его жизни. Бабушки и дедушки, тети и дяди, которых малыш видит не часто не ассоциируются в его понимании с близкими людьми, общаться с ними желательно в присутствии хотя бы одного родителя.
В первые три месяца 2-го года жизни кроха тренирует свои навыки общения на любимых игрушках: улыбается им, обнимает и разговаривает на непонятном для взрослых языке. Чтобы стимулировать такое общение с игрушками рекомендуется во время игры озвучивать кукол или зверей, рассказывая от их имени разные истории.
Постепенно проявляются негативные реакции на запреты, резкий тон, собственное неумение выполнить определенную задачу. В игре кроха может ругать и даже наказать куклу или зверя, если игрушка не поддается задуманному действию. Негативные реакции – часть характера ребенка, они позволяют ему формировать свое отношение к людям, собственному «Я», своим действиям. Между 12 и 15 месяцами жизни корректировать поведение карапуза нужно в мягкой форме, убеждая его, что злиться и ругаться на сложности не нужно, лучше стремиться выполнить задуманное действие в добром расположении духа.
Гимнастика
Кроме классической утренней гимнастики для разминки суставов на 2-м году жизни необходимо в течение дня предлагать крохе выполнять новые упражнения, способствующие совершенствованию умения ходить и координации тела во время игры. Наиболее полезными считаются:
- приседания. Малыш держится за руки или другой предмет и совершает приседания вместе со взрослым;
- ползание через обруч или руки взрослого. Положите на пол яркую игрушку. Поставьте перед карапузом обруч или руки, сведенные в замок. Попросите кроху достать игрушку. Можно предложить проползти под палкой или подушкой, уложенной на небольшие стульчики на высоте в 30-40 см от пола;
- растяжение мышц спины. Малыш сидит на полу. Взрослый садится к нему лицом и зажимает его ноги своими бедрами. Придерживая кроху за руки, предложите ему лечь, после чего вернуться в исходное положение;
- покорение высоты. Под контролем взрослого ребенку предлагается залезть на диван или стул и слезть с него правильно: поочередно спустив ноги на пол;
- броски мяча. Резиновый мяч диаметром около 30 см карапуз кидает как можно дальше двумя руками. Взрослый кидает мяч крохе в руки, стимулируя умение ловить мяч двумя руками;
- тренировка ног. Кроха лежит на спине. Взрослый держит на высоте 40-50 см небольшой предмет. Предложите карапузу достать до игрушки ногой;
Эти простые упражнения понравятся вашему бутузу еще больше, если фоном к ним будет бодрая маршевая музыка.
Бытовые навыки
Постепенное совершенствование моторики, координации, созревание головного мозга позволяют крохе приобретать первые навыки самообслуживания. Это возможно при условии, что взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка, позволяют ему выполнять простые действия самостоятельно. Так, между 12 и 15 месяцами карапуз может уметь:
- пить из чашки, придерживая ее двумя руками;
- хорошо жевать твердую пищу, откусывать кусочки от хлеба, печенья;
- использовать правильно и по назначению ложку;
- во время одевания подставлять ручку и ножку;
- приносить одежду для прогулок по требованию;
- умываться проточной водой, вытирать лицо полотенцем;
- в отсутствии подгузника реагировать на мокрые или грязные штаны, проситься на горшок.
Появление первых бытовых навыков у малыша – важный элемент созревания психики и формирования личности ребенка. Рекомендуется стимулировать выработку базовых умений у крохи, предлагая ему выполнять простые действия самостоятельно. Любая попытка обслужить себя со стороны крохи должна вызывать только положительную реакцию взрослых, при неудачной попытке не нужно кроху ругать или выражать недовольство. Общий позитивный настрой, радость от попытки крохи стать взрослее помогут малышу преодолеть первоначальные сложности и быстро научиться всем основным операциям. В случае негативной реакции со стороны мамы или другого близкого родственника у малыша может пропасть желание выполнять действия самостоятельно, что может затормозить общую скорость развития, снизить любознательность.