Ножницы для дошкольников и первоклассников (с 5 до 8 лет)
Подросшие малыши от 5 до 8 лет, с одной стороны, больше умеют и лучше соблюдают технику безопасности, чем двухлетки. С другой стороны, и их занятия уже требуют использования более острых и маневренных ножниц. Работа с картоном, тканью, природными материалами удобно выполняются инструментами с лезвиями из стали длиной до 12 см. Такие ножницы для детей с закругленными концами более тонкие, чем инструменты для самых маленьких. Кольца — по-прежнему миниатюрные, но более удаленные от лезвий с помощью специальных ножек. Такая конструкция позволяет использовать для создания ножниц хорошие рычаги, гарантирующие широкие возможности инструмента при работе с самыми разными материалами.
Начинаем резать бумагу
Наш малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски.
Ребенок должен держать прямоугольную заготовку сгибом к себе. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.
Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно.
Первое время можно помогать ребенку справиться с ножницами и бумагой. Посадите своего малыша на коленки и в нужные моменты помогите придерживать бумагу, сделать шаг ножницами. Естественно, если наш всезнайка кричит «Я сам!» помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно.
«Чик-чик» — первые результаты
Продемонстрируйте карапузу на своем примере правильность расположения ножниц в пальцах. Затем передайте ему инструмент, поставьте кисть в нужном положении, как описывалось выше, и сделайте первое упражнение – попытку открыть и закрыть ножницы, имитируя резание.
Если малыш будет слишком быстро уставать, то параллельно можно заниматься пальчиковыми играми для тренировки мышц.
Когда первый шаг (постановка кисти) освоен, можно переходить к процессу. Начать можно, предложив ребенку делать маленькие надрезы на листе, который вы держите в своих руках. Так малыш отработает скорость движений.
После можно учиться делать надрезы более длинными. Завершением урока станет создание ровной «бахромы».
Можно попытаться разрезать по ровной, заранее нарисованной, линии лист бумаги.
Пусть малыш это делает при использовании обеих рук, держа лист бумаги и ножницы.
Когда движения станут более умелыми, начинайте учиться красиво вырезать простые фигуры, содержащие ровные детали, зигзаги, и пробовать повторять их без шаблона.
Мамам на заметку: заготовьте заранее широкий круг материалов для вырезания: ткань, картон, газеты, глянцевые журналы, фольгу, пластик, частицы растений и другие. Купите альбом, где ребенок, разрезая заготовки, будет собирать их в аппликацию. Это будет развивать его фантазию и пополнять запасы тактильной памяти.
Ни в коем случае не критикуйте, если не все получаться. Лучше похвалите и поддержите, так как выраженное нетерпение может отбить охоту к данному занятию.
Полезные лайфхаки и советы родителям по обращению с ножницами
Ножницы — инструмент, который великолепным образом развивает мелкую пальчиковую моторику, ловкость, что является важным этапом подрастания и развития каждого малыша. Владение ножницами ребенком отражается положительно на уровне готовности крохи к школе. Сейчас поход детей в первый класс зачастую становится шоком не лишь для первоклашки, но и для родителей в особенности. Говоря о сложности программы для первоклашек, владение ножницами обязательно и подразумевается само собой с 1 класса. Именно поэтому, ребенка лучше готовить к этому лет с трёх.
Все дети любят вырезать. Позвольте крохе вырезать те картинки из журнала, что ему понравятся. Их он может наклеивать в свой специальный альбом. Заведите дома набор бумаги разных цветов, картона разных фактур, кусочков ткани и шнурочков — такие разные материалы станут отличным пособием. В финале темы о вопросе, как научить ребенка пользоваться ножницами легко и автоматически, несколько советов, как поступать правильно, о которых маме не следует забывать.
Какие выбрать ножнички
- К вопросу выбора ножниц: пойдите в магазин вместе с ребенком, вместе просмотрите и дайте малышу пощупать выбираемый товар самостоятельно. Следите, чтобы ножницы комфортно лежали в руке крохи. Смотрите на остриё ножниц. Там обязательно должно быть закругление. Если ножницы будут острыми, малыш обязательно рано или поздно поранится, либо поранит соседа.
- Для детей, у которых ведущая левая рука (левшей) должны получить в своё распоряжение специальные ножнички, у которых оба лезвия скреплены так, что ребенок сможет видеть линию разреза.
- Для очень маленьких деток нужно приобретать пластиковые ножнички, у которых имеется специальная пружинка, помогающая резать бумагу. Некоторые ножницы для малышей устроены так, что не закрываются до конца — это мера предотвращения мелких травм для крохи.
- Приобретайте для детей ножницы с фигурным срезом. Они очень нравятся детям, что способствует развитию творческих возможностей крохи. С их помощью даже такие простые фигуры, как круг, превращаются в оригинальный декор и красивый элемент аппликации.
Как разнообразить процесс обучения?
Сначала научите ребенка правильно брать ножницы в руки и удерживать их, а уж после того, когда малыш запомнит, как правильно держать ножницы, приступайте к вырезанию.
Можно использовать такой лайфхак — нарисуйте фломастером на пальчиках ребенка отметины, где должны лежать ножницы, когда он их держит.
Картон находите не очень толстый, но плотный. Если картон будет слишком твёрдым, ребенку будет трудно резать его и это занятие быстро начнет раздражать малыша. Идеальная толщина картонных листов — как у обложки журнала.
Позвольте малышу разрезать разные и необычные материалы. Такими являются не только бумага разных фактур, но и ткани, трубочки от напитков, листья с дерева, фольгу, другое
Представьте себе, какой огромный запас новых тактильных впечатлений получит малыш, в процессе такого упражнения.
Осторожно поиграйте с малышом его ножницами. Пусть он расскажет, на что они похожи
Покажите, как ножницы открывают «ротик» и как кусаются.
Нарисуйте на бумаге шаблоны, например круг, треугольник, месяц и так далее, чтобы ребенок имел возможность правильно вырезать по линии.
Помните: важно организовать удобное место для творчества малыша. Начните с того, что малыш будет сидеть у вас на коленях и наблюдать, как вырезаете его ножницами вы сами
При работе детей с бумагой и ножницами, как правило, остаётся очень много обрезков. Поэтому приготовьте ёмкость, куда малыш сам их будет складывать. Так вы сможете одновременно приучать ребенка к аккуратности.
Когда мама или папа задумываются, как научить ребенка вырезать ножницами, то первое, что им необходимо запомнить — ребенок должен найти занятие забавным, тогда ему будет интересно. Не ждите от малыша сразу многого и не заставляйте его орудовать ножницами долго. Непривыкшие ручки быстро устают.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Конспект интегрированного занятия в средней группе по художественно — эстетическому развитию «К нам в гости пришли ножницы»
Подготовила Малютина Оксана Александровна
Цель: Знакомить детей с ножницами как орудием труда, которыми режут.
Образовательные задачи:
- Учить детей правильно держать ножницы.
- Учить правилам безопасность при работе с ножницами.
- Осуществлять ими «простые» движения;
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику.
Воспитывающие задачи:
- Воспитать выдержку, усидчивость, внимательность.
- Закреплять у детей приемы аккуратного наклеивания.
Материалы:
Ножницы разных видов и размера. Цветная бумага, клей, кисть для клея, стихи, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа:
- Рассматривание ножниц разных видов и размеров
- Чтение стихов про ножницы
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку
Сделаны из железа, Умеют стричь и резать. Когда они встречаются, Части разделяются.
Дети: Ножницы
Воспитатель: правильно этот ножницы и показывает коробку, открывает её, а там различные виды ножниц. (Слайд № 2)
«Живут на свете разные ножницы. Все они приносят пользу человеку: ножницами стригут волосы, ногти на руках и ногах, разрезают ткань, когда шьют одежду, вырезают плавники рыбам, когда готовят кушать. (слайд № 3). А дети с помощью ножниц вырезают из бумаги разные фигурки, из которых потом делают красивые картинки. Но если играть с ножницами — размахивать ими, вертеть перед глазами, они могут рассердится и уколоть или поцарапать. Вообще ножницы хорошие. Если с ними правильно обращаться, они помогут во многих делах.
Воспитатель: Сейчас мы с вами познакомимся с ножницами поближе, я раздам вам их.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь внимательно посмотрите на свои ножницы. Сколько колечков у ножниц?
Дети: два.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А на, что они еще похожи?
ДЕТИ: На овал, на окошечки, на солнышко, на баранки, на блюдце (слайд № 4).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сколько ножей у ножниц?
ДЕТИ: два.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А на, что ножи похожи?
ДЕТИ: На птичку с клювиком, на крокодила. (слайд № 5)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите как я открываю и закрываю «ротик» ножниц.
ВОСПИТАТЕЛЬ: В колечке мы будем вставлять пальчики. Вот посмотрите как (показ). Сколько пальчиков я вставила?
ДЕТИ: два.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще в ножницах есть важная деталь – гвоздик. Посмотрите на него, он соединяет ножницы.
Сегодня мы будем учиться пользоваться ножницами и резать бумагу.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Но прежде я вам хочу сказать, что ножницы — это не игрушка, ими можно пораниться. Поэтому я хочу Вам рассказать о правилах работы с ножницами:
- Брать и резать ножницами можно только с разрешения взрослых.
- Не играть с ножницами, не размахивать ими.
- Держать ножницы прямо от себя в горизонтальном положении.
- Передавать ножницы друг другу колечками вперед
- Закончив работу ножницы убрать в коробочку для ножниц. (слайд № 6)
Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками
Ножницы
Исходное положение. Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.
Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.
Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу!
Воспитатель: А теперь давайте поработаем с ножницами. Покажите, как правильно держать ножницы в руках, какие движения я показывала вам? Попробуйте пощелкать ножницами.
Дети пытаются работать с ножницами, у кого не получается воспитатель берет руку в свою и выполняют движения совместно с ребенком.
Воспитатель: «Наши ножницы устали и хотят тут отдохнуть. Аккуратно соберем все ножницы и положим их снова в коробку, мы с ними еще не раз встретимся».
Дети прощаются с ними. Занятие окончено.
Следующая > |
Как правильно держать ножницы
- Поставьте руку ребенка так, чтобы пальчики были выпрямлены, а большой палец смотрел вверх.
- Наденьте ножницы одним из колечек на большой палец малышу.
- Помогите малышу самостоятельно просунуть средний палец во второе колечко. Часто указательный палец вставляется в то же колечко, куда и средний, если колечко позволяет.
- Мизинчик и безымянный пальчик спрятаны в ладошку. Иногда и безымянный пальчик занимает место в колечке вместе с указательным и средним, если колечко овально или длинное.
- Подержите перед ребенком лист бумаги так, чтобы тот находился на вису (у вас в руках), а малыш попробует сделать несколько разрезов.
Затем, после того, как кроха попробовал порезать бумагу, покажите, как вы сами справляетесь с его ножничками. Не торопитесь получить срочный результат. Не торопитесь давать малышу вырезать шаблоны: круги, овалы и другие фигуры. Дети обожают вырезать. Со временем он обязательно научится.
Примеры упражнений
Занятия стоит начинать с элементарных упражнений. Для начала нужно научить ребенка резать ножницами бумагу хаотично. Малышу, несомненно, понравится сам процесс
К тому же, будет развиваться мелкая моторика, внимание и усидчивость. На этом же этапе попробуйте вырезание полосок
Можете сложить бумагу вдвое, чтобы уплотнить, и показать малышу, как вырезать полосы. Из них можно будет сделать бусы или гирлянды, склеив между собой. Постепенно усложняйте упражнения.
Можно сделать сборную аппликацию.
«Травка». Используйте цветную бумагу зеленого цвета для этого упражнения. Прочертите карандашом линии перпендикулярно основанию. Покажите малышу, как резать по линиям. Сначала у него будет плохо получаться попадать строго на линию, но подобие травки все же удастся вырезать. Похвалите его и приклейте травку к альбомному листу. Это будет начало композиции.
«Домик». Он будет состоять из квадрата, который малышу нужно будет вырезать по двум линиям. Для этого дополните один край листа линиями так, чтобы вместе с углом образовался квадрат. Малышу нужно будет сначала вырезать по одной линии, а затем по другой. Приклейте получившийся квадрат поверх травки.
«Крыша». Вырезание по диагонали сложнее, поэтому помогайте ребенку, слегка направляя его движения. Проведите две линии от основания, формируя треугольник. Пусть малыш вырежет по линиям крышу для домика, а затем приклеит ее к квадрату.
«Солнышко». Круг — это самое сложное упражнение для такого маленького ребенка. Разумеется, вырезать ровный круг у него не получится. Это сделать удается даже не всем взрослым, поэтому задача такова: вырезать фигуру, максимально похожую на круг. Поверьте, даже корявый кружок, но желтого цвета, будет напоминать крохе солнышко
Здесь важно показать ребенку, как вращать бумагу по мере движения ножниц. Он будет делать это очень медленно и сосредоточенно, поэтому данное упражнение следует проводить, когда у малыша хорошее настроение и он не сильно устал
Получившееся солнышко приклейте над домиком. Готовую аппликацию повесьте на видное место, чтобы малыш мог радовать своему новому умению.
ВЫБОР РЕДАКЦИИ: ФИГУРНЫЕ НОЖНИЦЫ Набор фигурных ножниц 136 грн Фигурные ножницы 1 шт.14 грн Ножницы с фигурными насадками47 грн Фигурные ножницы + фигурные дыроколы73.34 грн
Игра в парикмахера
Игра для детей с ножницами «Вырежи змею»
Вырезаем перья
Еще одно упражнение для развития мелкой моторики — это разрезание бумажных перьев. Вырежите из цветной бумаги перья и нарисуйте по центру линии. Задача ребенка — делать надрезы по направлению к центру пера, не заходя за линию.
Игра для детей с ножницами «Единорог и радуга»
Чтобы детям было веселее, нарисуйте единорога (можно использовать наклейки) и вырежьте его. Затем приклейте на лезвие ножниц, как показано на видео. На полосках бумаги нарисуйте радугу и дорогу к ней в виде волнистой линии или зигзага. Затем предложите ребенку поиграть: сделать так, чтобы единорог доскакал до радуги.
Учимся пользоваться ножницами на картонных втулках
Мы уже рассказывали о том, что можно сделать из картонных втулок от туалетной бумаги. Вот еще один способ их использования: нарисуйте на втулках забавные лица человесков, сделайте глубокие надрезы, имитирующие волосы. Пусть ребенок посредством ножниц сделает человечкам новые прически.
Фото из Инстаграма @acraftyliving
Учимся вырезать на бумажных тарелках
Играть в парикмахера, развивая мелкую моторику рук, можно и с помощью бумажной тарелки. Идея та же: нарисовать рожицу и «сделать» волосы, затем вручить ребенку ножницы и предложить сделать стрижку.
Фото из Инстаграма @acraftyliving
Надеемся, эти упражнения для развития навыка использования ножниц понравятся вашему ребенку и помогут ему в развитии мелкой моторики рук. Чтобы развить мелкую моторику и проприоцепцию, можно также попробовать использовать вибрирующую ручку и дырокол.
Читай также: Как научить ребенка лепить из пластилина
Читай также: Как сделать геоборд своими руками для детей
Читай также: Чем занять ребенка дома или в дороге: мастерим лабиринты на тарелках
Проблема мелкой моторики: проприоцепция
Проприоцепция – это ощущение в мышцах, суставах и связках, поэтому она напрямую влияет на развитие мелкой моторики у ребенка. Проблемы такого рода называют проприоцептивной дисфункцией, становящейся причиной плохого почерка, путаницы с направленностью букв и цифр, а также проблем формирования предложений.
Ребенок с нарушением проприоцепции слишком сильно держит ножницы и режет не по линиям, потому что не знает, откуда начинать и где заканчивать. Если у вашего ребенка слабый мышечный тонус и плохо развитые навыки мелкой моторики, возможно, стоит проверить, нет ли у ребенка задержки хватательного рефлекса (рефлекса Палмера), прежде чем пробовать веселые игры для развития мелкой моторики. Если подозрение подтвердится, ребенку, возможно, всегда будет сложно писать, выводить буквы, резать ножницами и использовать мелкую моторику, если не предпринять действий по трансформированию рефлекса Палмера в полноценное хватание.
Если ребенку сложно пользоваться ножницами или сложно понять, как ими пользоваться, причиной также могут быть проблемы со зрением, координацией рук и глаз. Он может казаться неуклюжим, неумело обращаться с предметами в руках, постоянно менять руки и перекладывать ножницы и не иметь пространственного понимания (не понимать, в каком направлении нужно резать). Этот момент стоит обсудить с вашим педиатром.
В случае если проблема только в том, что у ребенка нет навыка, как пользоваться ножницами, предлагаем несколько игр, чтобы его выработать.
Отличия от обычных ножниц детских ножниц для бумаги
Даже самые лучшие канцелярские ножницы, предназначенные для взрослых, категорически не подойдут для детских занятий. Такие предметы имеют ряд существенных отличий:
- независимо от модели инструмент всегда имеет лезвие, в длину не превышающее 12 см. Это делает его более безопасным и маневренным в пока еще слабых детских руках;
- чтобы малыши не ломали ножницы быстро, их места соединений колечек и лезвий делают особо прочными;
- режущая кромка ножниц для детского творчества выполняется относительно тупой и толстой, затачивается определенным образом и позволяет разрезать только не очень плотную бумагу. Это позволяет исключать травматизм и предотвращать порчу детьми предметов интерьера, волос и пр.;
- кроме металла для создания лезвий ножниц с тупыми концами для детей нередко используются качественный пластик или стекловолокно. Детали из них имеют приемлемую прочность и при этом гораздо более легкие, удобные, маневренные, чем стандартные;
- функциональность детских ножниц в сравнении со взрослыми моделями минимальна, ею пожертвовали во имя безопасности изделий. Все безопасные ножницы для детей для творчества — только короткие и неострые, простейшей формы.
Обучение техническим навыкам в работе с ножнецами в старшем дошкольном возрасте.
Приемы лепки предметов. Показать усложнения от группы к группе
Основные приемы лепки пластилином.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Слегка потянув щепоткой часть пластилина — оттягиванием- можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
……….
Способы лепки предматов. Дать характеристику
Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить
«Колбаска» или валик — первая форма, которую ребёнок может вылепить самостоятельно уже в 1 -1,5 года.
В дальнейшем он совершенствует своё умение — раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5-3 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.
Как получить цилиндрическую форму
раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями туда-обратно;
раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности прямыми движениями;
раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму цилиндра
свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);
скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);
сплющить в ленту (листок, шарфик);
раскатать в конус (морковка, колпачок);
свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна).
Особенности безопасных ножниц для детей для творчества
Современный ассортимент ножниц для детского творчества поистине огромен и разнообразен, как и в случае с инструментом для взрослых нужд. В нем, как обычно, есть свои подгруппы товаров, выделенные по разным критериям. При этом именно ассортименту детских ножниц для бумаги свойственны некоторые особенности:
- для повышения безопасности пользования предметами многие из них снабжаются специальными фиксаторами. Они автоматически размыкают слишком сблизившиеся лезвия;
- детям левшам хуже удается работа со стандартными ножницами, лезвия которых во время резки закрывают им обзор. Поэтому для таких малышей целесообразно покупать специальные инструменты для левшей. А как выбрать детские ножницы для тех, кто использует обе руки одинаково? Лучше всего купить сразу 2 инструмента — обычный и леворукий и использовать их одновременно;
- самым маленьким детям, а также тем, кому по каким-то причинам сложно ровно и правильно делать надрезы ножницами, подойдут модели с 2 парами колец. В них сразу могут вставить пальцы и ребенок, и взрослый.