Что такое дактиль? Это язык глухих?
Дактиль – жестовая азбука, когда при разговоре каждой букве соответствует определенный жест. Люди, далекие от мира глухих, иногда ставят знак равенства между дактилем и жестовым языком. На самом деле жестовых языков в мире много, а пользоваться одной только азбукой в живом разговоре все равно не получится. В каждой стране, более того – в разных регионах, общение глухих и слабослышащих с помощью жестов имеет свои особенности. Одно и то же слово, понятие может быть обозначено по-разному. Плюс активно используется артикуляция – это когда люди, разговаривающие без звуков, четко воспроизводят губами слова. Это удобно, потому что глухие обычно натренированы читать по губам в общении с хорошо слышащими.
Жестовый язык может показаться невероятно сложным тем, кто впервые увидел, как его используют, и попытался понять его логику. На самом деле он очень практический, приживается в нем только то, что реально нужно, и активным пользователям он удобен. А еще у языка глухих – своя грамматика. Но это уже детали.
Все по правилам
Есть несколько правил, которых советуют придерживаться авторы обучающих курсов и опытные родители.
- Всегда использовать вместе слово и жест.
- Озвучивать жестом исключительно основные слова в предложении.
- Использовать жест при любой возможности: на улице, в общественном месте, дома, в игре, при чтении книг и разучивании песенок и т.д.
- Вводить в употребление только те знаки, которые обозначают действия или предметы, хорошо знакомые и интересные ребенку.
- Выбрать жест простой для выполнения.
- Сделать знаки естественным способом общения, в котором может принимать участие вся семья.
- Быть внимательным и терпеливым.
- Радоваться и получать удовольствие от общения.
Что даст детский язык жестов вашему ребёнку?
Детский язык жестов, как и пальчиковые игры, развивает мелкую моторику малыша, что в свою очередь положительно сказывается и на развитии речи. Овладевая жестами, ребёнок пополняет свой словарный запас, учится контактировать с родителями и другими детьми, а это — огромный скачок в его интеллектуальном развитии. Благодаря языку жестов наша речь становится более красноречивой. На одном утреннике мне довелось слушать хор первоклашек, которые пели, сопровождая слова соответствующими жестами. Это само по себе добавляет жизненности любой песне. Но в хоре был малыш, который вкладывал в жесты всю свою душу. Это было настолько завораживающее зрелище, что от него было невозможно отвести глаз. Язык жестов воспринимается людьми быстрее, чем до них доходят слова
Не зря на собеседованиях, работодатели чаще обращают внимание на то, как человек держится и говорит, чем на то, что он говорит. И, наверное, всем знакомы эксперименты, когда человеку показывали жест «который час?» (постукивали по наручным часам), но при этом просили закурить
И люди либо автоматически называли время, либо входили в ступор. Овладевая жестами малыш видит, что его начинают понимать. Вспомните знаменитую фразу: «Счастье – это когда тебя понимают!». Ребёнок становится более спокойным и уверенным, у него меньше разочарований по поводу непонимания.
Преимущества языка жестов для детей
Оказывается, общение с помощью движений рук имеет много преимуществ. Рассмотрим их на примерах мам из США, где такой способ коммуникации с младенцами набирает все большей популярности.
- Ребёнок становится спокойней.Научить малыша говорить языком жестов – задача не из лёгких. Здесь понадобится много терпения родителей. Зато уже первое усвоенное движение может многое изменить в жизни семьи – считает молодая мама Эмма. Когда её дочке Изабелле было всего 11 месяцев, она начала с ней заниматься. Женщина подносила большой палец к губам и наклоняла голову вверх – это означало – «хочу пить». Поначалу, как казалось маме, ребёнок не обращал внимания на её старания. Но уже спустя неделю малышка во время игры подняла глаза вверх и попыталась повторить условный знак, показанный мамой. Сначала Эмма подумала, что дочка хочет поздороваться, но супруг сразу понял ребёнка. Вся семья была в восторге от таких успехов. Подобную радость родители испытали, когда Изабелла сделала первый шаг. Вскоре малышка освоила больше жестов и стала вести себя гораздо спокойней, чем раньше.
-
Связь мамы с ребёнком укрепляется.Ещё одна мама по имени Катя делится позитивным опытом общения языком жестов малышей. Она говорит, что благодаря ему чувствует особую связь с сыном Марком, которому чуть больше года. Ребёнок знает уже около 30 жестов, и даже умеет их соединять в целый «рассказ». Например, сын показывает, как спит собака (первый и указательный пальцы обеих рук опущены вниз), и как в это время летит самолет (взмахивает рукой).
Мама Марка счастлива от того, что может обмениваться мыслями с малышом таким образом. Она научилась «разговаривать» с ним, даже когда он находится в другой части квартиры. Однажды она заметила, что сын немного испугался в игровой комнате. Она жестом показала, что любит его (обняла себя и посмотрела на ребёнка), и Марк быстро успокоился. -
Развитие речи малыша.Некоторые родители беспокоятся, не помешают ли такие занятия ребёнку активно накапливать словарный запас. Специалисты утверждают, что нет. Наоборот: опыт невербальной коммуникации позитивно влияет на произношение и помогает малышу раньше заговорить.
Жестикуляция, как объясняет Гарсиа, улучшает процесс общения, а не заменяет речь. Очень хорошо, когда она регулярно используется вместе с обычной речью, и ребенок учится устанавливать связь между движениями пальцев и словами. Когда малыш внимательно смотрит на взрослого, он сосредоточен на произношении и действиях одновременно.
Общение с мамой при помощи жестов – двухсторонний процесс коммуникации. Когда твой малыш ручками показывает, что слышит звук самолёта, ты в ответ машешь руками, и вас получается настоящий диалог. Такая игровая беседа очень ценна для обеих. Занимаясь с ребёнком, мама уделяет ему больше времени, больше общается с ним. А это, как считают специалисты, лучший способ помочь малышу поскорее заговорить.
Жест: Корчит рожицы
Часто бывает, что дети, попадая в новый коллектив, набираются «дурных манер»: они начинают дразниться, показывать язык или корчить рожицы. На самом деле, детский коллектив тут вовсе ни при чем. Корчить рожицы свойственно неуверенным в себе детям
Кривляньями они пытаются приумножить свои способности, ведь в этом случае взрослые обязательно обратят на них внимание, пусть даже для того, чтобы сделать замечание
Что делать?
Единственный способ отучить ребенка это делать — позволить ему быстрее вырасти. Поэтому исключите из лексикона семьи все милые прозвища — Наша Булочка, Мой Медвежонок или Бабушкин Пупсик. Следующий шаг — выделите личные обязанности ребенка. Например, когда мама убирает, ребенок пылесосит или поливает в своей комнате цветы.
Наличие своей зоны ответственности даст ребенку возможность получать отклик от взрослых не благодаря своему паясничеству, а за реально сделанные дела.
Ранняя диагностика аутизма
Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра
Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый
Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка
В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.
В 0-1 года необходимо оценить:
- Визуальный контакт
- Есть ли ответная улыбка
- Стремится ли ребенок к тактильному контакту
- Реагирует ли ребенок на свое имя
- Лепет
- Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)
В 1-2 года:
Есть ли у ребенка отдельные слова
Понимает ли ребенок речь
Понимает ли жесты
Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
Проявляет ли интерес к другим детям
Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)
В 2-3 года:
- Произносит ли простую фразу из 2 слов
- Есть ли эхолалии
- Символическая игра
- Наличие стереотипий
В 3 года:
- Направлена ли речь ребенка на общение
- Играет ли с другими детьми
- Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
- Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
- Реакция на изменения обстановки
Признаки аутизма в 4 года и старше:
- Ребенок понимает речь слишком буквально
- Путает личные местоимения
- Не способен поддерживать дружеские отношения
- Упрямство (ригидность)
- Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).
За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.
Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.
После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:
- Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
- Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
- Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
- Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
- Soundsory (улучшение моторики и речи).
Автор текста: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.
Жест: Грызет ногти
Если эта вредная привычка появилась внезапно и никто из членов семьи ею не страдает, то обгрызание ногтей «под самый корень» может говорить о «молчаливой неправильности» семейной системы. Например, родители ругают ребенка за обгрызенные ногти, говоря, что так делать неправильно, а значит нельзя. В свою же очередь они совершают тоже неправильные поступки — ссорятся, не объясняя своих претензий, не говорят о своих желаниях, выставляют запреты, не объясняя их причины, т. е. не проговаривают то, почему они сделали так, а не иначе.
Что делать?
Горькие лаки, перец и зеленка — не решат проблему. Запрещая ребенку грызть ногти, и при этом не предложив другой выход для его тревоги, родители порождают еще большие проблемы: нарушение сна, отсутствие аппетита, психосоматические болезни и т. д.
Понизить градус тревожности поможет мягкий телесный контакт — больше обнимайте ребенка, введите массажный ритуал, во время которого массируйте спинку в зоне лопаток. Именно в этом месте за день накапливается напряжение, и ваша задача — его снять.
Жест: Шмыгает носом
С самого рождения дети понимают, что когда они болеют, все внимание родителей приковано к ним, о них заботятся и к ним проявляют больше обычного чуткости. Переходя в дошкольный или младший школьный возраст, ребенок может неосознанно начать привлекать внимание родителей, симулируя болезнь
В будущем покашливание или шмыганье носом может войти у ребенка в привычку и каждый раз, когда он не будет чего-то хотеть (кушать, делать уроки, идти на кружок), у него начнет проявляться «заболевание».
Что делать?
В этом случае важно как можно раньше научиться определять, когда чадо симулирует, а когда нет. Чтобы быстрее избавиться от этой нехорошей привычки, следует воспитывать в ребенке ответственность, ведь тогда он будет осознавать, что у него есть его личная работа, с которой справиться может только он сам, поэтому не станет отлынивать
А вот фразы «Чего ты ноешь?», «Ты ведешь себя, как маленький!» или «Ты уже взрослый, соберись!» — напротив, станут демонстрировать ребенку, что вы в нем видите уязвимость, и дадут ему больше поводов, чтобы манипулировать вашей жалостью.
Урок или общение?
Конечно, общаясь с ребенком, мы так или иначе учим его
Но постарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально с пеленок не заслонило собою более важной вещи – вашего живого эмоционального общения
Фото: ShevtsovaYuliya / freepik.com
Если вы следите за теориями раннего развития, наверняка у вас на слуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В своем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы и многое, многое другое. Во время показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась.
Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали и т.д. Но при этом малыши совершенно не играли, у них была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они не стремились к активному познанию окружающего мира, им недоступно было творчество, поскольку у них не было реального творческого опыта. И тот огромный багаж знаний, который хранила их цепкая детская память, они не всегда могли применить на практике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы у этих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно в младенчестве, когда ребенок хочет и может общаться, строить социальные модели поведения, а не фиксировать в своем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.
В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который не мог адекватно общаться со сверстниками. Он бегал по кругу, постоянно повторяя одну и ту же фразу. При этом у него были очень большие проблемы с артикуляцией звуков: около четырнадцати звуков он в пятилетнем возрасте просто не выговаривал, так что понять его можно было с большим трудом. Общаться он предпочитал в письменном виде.
Выяснилось, что Андрюшина мама в свое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. В результате читать он научился раньше, чем говорить. При этом он не играл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.
Принимаясь в младенчестве учить своего ребенка буквам по новомодной развивающей методике, будьте осторожны! У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
Развитие речевых навыков
Некоторые родители опасаются, что, научив ребенка языку жестов, они тем самым замедлят процесс освоения им нормальных речевых навыков. На самом деле, как показали результаты недавних исследований, дело обстоит ровно наоборот: овладение языком жестов способствует ускорению развития речи и расширению словаря ребенка. По мнению доктора Гарсия, язык жестов не заменяет, а дополняет нормальную человеческую речь. Его следует использовать наряду с обычным языком, чтобы ребенок мог осознать связь между жестом и словом
В процессе обучения языку жестов ребенок должен смотреть на вас, тогда он с одинаковым вниманием будет следить за тем, что вы говорите, и за тем, что вы в это время делаете. Когда ребенок ответит вам жестом, это будет означать, что связь стала двусторонней
Если, например, ребенок сообщает вам, что он слышит звук самолета, вы можете ответить так: «Ты слышишь звук самолета? Да, действительно, вот я его вижу. Смотри, вон он летит. И правда, звук от него очень громкий». При этом вы, скорее всего, будете проводить больше времени в разговорах со своим ребенком, а это, как известно, наилучшим образом способствует развитию его речи.
Как научить малыша языку жестов?
Можно подумать, что вы этого не знаете! А ведь когда вы просите маленького ребёнка «дай!», зачем вы протягиваете ему руку? И к чему ваше мотание головой, если вы говорите «нет»? И зачем машете рукой «пока-пока», когда собираетесь уходить? Это одни из самых известных жестов, которые малыш с удовольствием начинает использовать, как только поймёт, что они означают.
Когда ребёнок начинает тянуть к вам ручки, он просто копирует ваш жест «пойдём ко мне!», которому вы его неосознанно обучали с самого рождения. А вот при осознанном обучении, детские психологи и опытные педагоги советуют придерживаться определённых правил:
- начинайте с 1-2 жестов, желательно самых насущных, таких как «кушать, есть», «пить», «ещё», «мокро», «спать» и т.д. Добавляйте новые жесты только по мере усвоения предыдущих.
- Делая жест, всегда произносите то слово, которое соответствует этому жесту. Повторите этот «дуэт» несколько раз.
- Закрепляйте пройденный материал везде и всюду. Жестикулируйте, переодевая, купая, играя и прогуливаясь со своим чадом. Большой плюс, если в обучении младенца участвует вся семья.
- Несмотря на обширную , вы вправе придумывать свои собственные, понятные вам двоим.
- Используйте один и тот же жест, например «мячик», в разных вариациях (большой мяч, маленький мячик для прогулки, мячик на картинке, футбол по телевизору и т.д.)
- Будьте терпеливы. Дети все разные, и освоение жестов у них идёт разными темпами, так же как и обретение навыков речи.
- Обучение должно приносить только радость. Именно этот принцип является основой успешного раннего детского развития. Хвалите и поощряйте малыша за его старание.
С чего начать ?
Обучение ребенка знакам не занимает много времени и не требует каких-то специальных занятий. Единственное, что нужно от мамы, — не забывать показывать жесты, особенно в самом начале. Чем больше вы их используете, тем быстрее они станут чем-то естественным в процессе общения с малышом. С чего же начать, если вы решили научить ребенка языку жестов?
Во-первых, выберите или придумайте один либо несколько знаков. Большинство родителей начинают с таких понятий, как „молоко», „еще», „есть», „пить», „мама», „папа», „собака» или „кошка», „детское печенье», „малыш», „книжка», „ванна». Прежде чем приступить к делу, понаблюдайте некоторое время за своим крохой. Это необходимо для того, чтобы понять, что именно его интересует (с тех понятий и стоит начать обучение), а также какие жесты он уже использует в общении с вами.
Покажите малышу выбранные знаки так, чтобы ваши руки находились на уровне его глаз. Повторите знак и слово, которое он обозначает, еще раз.
Используйте выбранный жест всякий раз, когда делаете то, что он обозначает, или видите предмет, который он олицетворяет. Например, если вы решили начать со знака „пить», используйте этот знак всякий раз, когда поите ребенка.
Вводите новые знаки, как только малыш освоит первые жесты и станет ими пользоваться в процессе общения с вами. При этом, разговаривая с крохой, не забывайте про те знаки, которые ребенок уже освоил.
Пойми меня
С момента, когда вы приступили к обучению, до первого знака, полученного в ответ, может пройти от недели до нескольких месяцев. Начинается все так: малыш замечает, что наряду со словом мама делает некий жест
Теперь его внимание приковано не только к вашему лицу, но и к рукам он старается следить за всеми действиями, которые вы совершаете. Через какое-то время кроха уже понимает, что значит тот или иной знак
Наконец, наступает долгожданный момент — малыш показывает свой первый знак! Сначала он просто копирует ваши движения, но постепенно переходит к осознанному использованию жеста.
Дальше все происходит так, как будто ребенок начал говорить. На первых порах он использует один-два жеста для всего, что видит вокруг. Потом внезапно наступает озарение: так много предметов вокруг, и для каждого из них есть свое слово и жест! Что бы ни увидело ваше чадо, оно стремится сообщить о том, и ему нужно знать, как это сделать. Маме приходится изобретать все новые знаки
Зато это уже общение, важное и для малыша, и для родителей. Вам будто открывается окошко во внутренний мир ребенка!
После того как кроха заговорит, он еще некоторое время будет пользоваться жестами — сначала вместе со словом, потом просто в случае необходимости.
Жест: Пинает двери, швыряет вещи
Если у ребенка ни с того ни с сего появилась привычка что-то пинать, бросать, отталкивать — у него проявляется неконтролируемая ярость. Причина ее появления — наличие какой-то скрытой проблемы, на решение которой уходит вся энергия. Такие дети будут срываться на всем, что будет даже немного не так, как они хотят или представляют. Часто от таких детей начинают страдать домашние животные и младшие братики/сестрички.
Неконтролируемая ярость чаще всего проявляется у детей, которые выросли в неполных семьях или там, где большую часть времени ими занималась бабушка. Таким детям с младых ногтей внушалось: «Ты лучший!», «Ты настоящий мужчина!», «Ты самое главное в моей жизни!» Но вырастая и попадая в детский коллектив, они начинают осознавать: «место лучшего» надо заслужить, а для этого нужно трудиться. И если вдруг они не дотягивают до статуса «лучшего», у них возникает внутреннее противоречие между реальностью и тем миром, который насаждали им раньше. Напряжение накапливается, и вырывается оно на тех, кто не может дать сдачи.
Что делать?
Вернуть баланс в жизнь ребенка позволит поиск его любимого дела
Не пытайтесь направить ребенка, ему сейчас крайне важно найти ту сферу, в которой он будет считать себя лучшим. Предлагайте ребенку всегда несколько вариантов
Пусть он сам выберет, какую одежду надеть в школу, что поесть на завтрак, куда поехать в выходные или когда он сядет за уроки. Существование личного пространства и разумной свободы позволит ребенку обесценить проблему, высасывающую его внутренний ресурс. А значит, необходимость все крушить, чтобы показать свою силу, отпадет сама собой.
Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине
Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Зачем нужен жестовый язык, когда есть слуховые аппараты и кохлеарные импланты, которые компенсируют потерю слуха?
Кохлеарную имплантацию изобрели несколько десятилетий назад, не сразу она завоевала популярность, да и сегодня далеко не всем показана, не является панацеей.
Использованию слуховых аппаратов, конечно, уже века, но и с ними тоже не все так просто. Ведь стоит снять прибор, и ты вновь перестаешь слышать, а ситуации бывают разные: аппарат не подошел, нет возможности настроить, сели батарейки, ты попал в условия, когда протезы лучше не использовать, заболел и т. п. Всегда выручит жестовое общение!
- Во-вторых, найдется немало тех, кто просто не испытывает потребности ни в имплантах, ни в слуховых аппаратах. По личным соображениям такие люди предпочитают созранять верность своим идеалам (и своей “касте”), нежели пользоваться новейшими достижениями техники и медицины. Культура глухих многообразна. Можно вполне прожить жизнь, даже при отсутствии звуков вокруг. Жестовый язык во все времена прекрасно дополнял коммуникацию слабослышащих, заменяя обычную речь.
- В-третьих, есть люди, которые (по разным причинам) смогли пройти коррекцию слуха уже по окончании возраста речевого развития. КОра их мозга сформировалась в “тишине”. Они могут слышать, но, увы, уже не смогут говорить… Таких людей мало, но они есть. Либо — встречаются нарушении речи, которые не связаны с глухотой, то есть, коррекция слуха никак не поможет. Язык же жестов – универсален.
Способ №5. Ведите дневник внутриутробной жизни малыша
Помните, как в подростковом возрасте вы вели дневники, а потом время от времени перечитывали записи в них? Пора снова вспомнить об этой хорошей традиции.
Заведите дневник развития и внутриутробной жизни вашего малыша. Он может быть рукописный, печатный или даже в онлайн-форме (на многих популярных блогах для мам сейчас есть такая возможность).
Дневник беременности и развития крохи советуют вести и врачи-акушеры, а также специалисты, читающие лекции на курсах для беременных. Такой дневник не позволит забыть вам важные моменты вынашивания малыша, вы точно будете знать, когда он в первый раз пошевелился, когда начал толкаться в животике, когда был активным, а когда спокойным.
Такая информация позволит врачам оценить соответствие развития вашей беременности нормам, а вы на всю жизнь зафиксируете самые важные моменты внутриутробной жизни вашего ребенка.
Через много лет будет очень интересно вспомнить все эти моменты и заново их пережить. Самое интересное можно даже читать малышу, особенно те записи, где вы пишите о любви к крохе, о радости ожидания встречи с ним. Пусть ребенок знает, что вы всегда любили его, и он для вас – лучший подарок судьбы.
В случае наступления очередной беременности вы сможете сравнивать данные с первой беременности с развитием новой, а также подробно расскажите своему врачу акушеру-гинекологу о течение вашей первой беременности, трудностях и особенностях
Эта информация позволит доктору оценить возможные риски и обратить внимание на важные детали в развитии новой беременности
Радуйтесь каждой возможности общения с малышом даже до его рождения. Детки очень быстро растут, так что успейте насладиться их нежным возрастом. Да и тесный контакт с малышом позволит вам сформировать крепкие семейные узы, достичь взаимопонимания, уважения и любви.
Некоторые жесты, с которых можно начать
Доктор Гарсия в своем учебнике предлагает использовать жесты, основанные на американском и английском языке жестов, но ничто не мешает вам придумать свои собственные жесты. Годится любой жест, который с достаточной очевидностью иллюстрирует значение соответствующего слова, например:
- «еда» – приложите кончики пальцев к губам;
- «все ушли» – вы двигаете взад-вперед рукой с ладонью, обращенной вверх;
- «испуг» – вы несколько раз похлопываете себя ладонью по груди;
- «жарко» – вы вытягиваете вперед руку и быстро ее убираете;
- «где?» – вы пожимаете плечами, при этом ваши ладони вытянуты вперед;
- «кролик» – вы потягиваете носом или поднимаете два пальца вверх;
- «автомобиль» – вы крутите воображаемый руль;
- «книга» – вы раскрываете ладони вверх, как бы держа в руках книгу
Укрепляется связь между ребенком и его родителями
Одна из пользовательниц BabyCenter считает, что использование языка жестов позволило достичь нового уровня взаимопонимания между ней и ее сыном, которому сейчас 16 месяцев:
«Теперь его словарь состоит примерно из 30 слов, и он начинает строить целые цепочки из знаков. Он, например, приходит ко мне и сообщает, что наша собака спит (при этом большой и указательный пальцы обеих рук направлены вниз), или что он слышит звук пролетающего самолета (резко опуская руку вниз). Это удивительное ощущение, когда вы понимаете, что происходит у малыша в голове. Это так здорово, что мы можем с ним разговаривать, даже находясь в разных углах комнаты. Как-то раз на занятиях в детской группе я заметила, что вид у него несколько испуганный, и поскольку мне в тот момент было трудно до него добраться, я сделала ему знак – обняла себя руками, глядя на него, что означало: «Я тебя люблю».