Обед
В нашем саду, как и во многих немецких садиках, завтраки дети приносят с собой в ланч-боксах. Бутерброды, сосиски, фрукты, творожки, йогурты, орехи, фруктовое пюре. В некоторых садах готовят завтрак. Но в нашем саду есть только обед и полдник. На обед подается какое-то одно блюдо и чай. На полдник – фрукты и/или сладости (печенье, вафли, крендельки, крекеры).
Есть детей никто не заставляет – ни угрозами, ни уговорами. Но настаивают на том, чтобы ребенок попробовал хотя бы одну ложку. Если попробовал и отказывается есть, его оставляют в покое. Для маленьких вегетарианцев есть отдельное меню.
После обеда тихий час. Спят дети на полу на матрасиках. Тех, кто наотрез отказывается ложиться спать, отправляют в музыкальную комнату с пазлами, раскрасками, конструктором и вторым воспитателем. Остальным читают сказки. Если спать совершенно не хочется, можно сказать об этом воспитателю и присоединиться к тусовке в музыкальной комнате.
Еда
В большинстве садиков завтраки надо приносить с собой (ланчбоксы, бутылочка), в саду кормят обедом и полдником. Наш сад – не исключение. Дети носят с собой в сад на завтрак бутерброды и фрукты. Марта пока завтракает дома привычными кашками, сырниками и творожками. Но совсем скоро я пойду на языковые курсы, и ей придется перестраиваться на другой режим питания. Горячий обед готовят в саду, что очень здорово. Потому что в некоторых садах готовую еду привозят и разогревают в микроволновке. А на полдник детям дают внушительную фруктовую нарезку (яблоки, груши, бананы, дыни, арбузы, мандарины, киви).
Свобода
И последнее, что меня поразило (приятно) – отсутствие каких-то четких правил, регламента и даже режима. Нет, правила группы есть! Причем самые настоящие, которые принимались вместе с детьми, путем голосования, записывались на бумагу. И теперь этот свод правил висит в группе на почетном месте: мы не деремся, не ломаем игрушки, не кидаемся едой, не приносим в группу пистолеты, не рвем чужие рисунки.
Еще есть прогулки и трапезы в одно время. В остальном – полная свобода. Я прихожу за дочкой и вижу, что все заняты своим делом – кто-то лепит из пластилина, кто-то рисует, кто-то играет на полу, а кто-то спит в уголке комнаты калачиком! Даже едят дети в разных местах (правда, всегда в одно время) – то на кухне, то в группе за столом. А в теплые дни – и во внутреннем дворике на улице! (прелесть, правда?)
Перед садиком у меня, как водится, было очень много страхов. Самый главный – что дочка никого не поймет, и что ее никто не поймет. И в этом коммуникационном вакууме она будет ходить голодная, одинокая, не понятая и страдающая. Но все-таки за нами там, наверху, кто-то, наверное, присматривает. Потому что старшая воспитательница группы Барбара учила в университете русский язык 6 лет. И этих знаний ей хватает, чтобы понять все нужды Марты. Во-вторых, так получилось, что сейчас Марта – единственная девочка в группе (сначала там была еще одна девочка, но сейчас она куда-то пропала), самая маленькая и самая не знающая языка.
По всем этим пунктам ей обеспеченно повышенное внимание со всех сторон – от мальчишек в группе, которые за ней немножко ухаживают и немножко опекают. От педагогов, которые делают скидку на незнание языка, и повторяют все по несколько раз и показывают пример
Но главное, конечно, что успокоило мое материнское сердце – что детей там ЛЮБЯТ! Жалеют, целуют, успокаивают по утрам, играют вместе, дурачатся и делают все, чтобы дети не грустили.
Дочка идет в сад с удовольствием – ведь надо и рассказать Барбаре про Зоопарк, и похвастаться Антону и Микаэлю новыми бусиками, и изрисовать очередной килограмм листов (кстати, все ее «творчество» за день педантично собирают в стопку, и в конце дня отдают мне, перевязанное нарядной ленточкой с подписью «MARTA», и даже огромная синяя закорючка на весь лист – под видом рисунка складывается в именную папку)
Фото — фотобанк Лори
Питание и гигиена
Каши, супы, запеканки – десятилетиями не меняющаяся схема детского питания в Украине. Но в Германии она совершенно другая. В садах нет пищеблоков. Обычный завтрак немецкого дошкольника – хлопья с молоком и сэндвич с маслом. Детям-аллергикам положено молоко без лактозы. Кроме того, к завтраку могут добавить изюм, ягоды, орехи семечки. Разрешается брать боксы с перекусами из дома. Обеды доставляют готовыми и разогревают. Это могут быть суп, котлеты, рыба, картофель, макароны. Иногда бывают сырные, и даже колбасные дни – детям дают сосиски и разные виды колбасы. При этом обязательно в меню присутствуют фрукты и овощи, йогурты. Каждая семья периодически должна приносить в сад корзину с фруктами, которыми угощают всю группу.
После каждого приема пищи дети обязательно чистят зубы
Гигиене полости рта уделяется большое внимание, поэтому воспитатели с тематическими песенками регулярно учат малышей, как правильно чистить зубы
Бельгия
Прием в сад. До 2,5 года дети посещают ясли, после 2,5 — идут в школу. Для приема детей есть определенные даты. Обычно это первые учебные дни после каждых каникул. В группе до 15 детей. С ними занимаются один постоянный воспитатель, один приходящий и преподаватель физкультуры.
Гуляют в бельгийских детских садах много и в любую погоду, даже в дождь и снег. Во время прогулки дети предоставлены сами себе, воспитатель просто присматривает, чтобы по возможности обошлось без драк и серьезных травм.
На обед дети собираются в общей на весь сад столовой, достают принесенные из дома напитки и бутерброды и едят. В некоторых учреждениях есть горячее питание за отдельную плату. Еду готовят централизованно, своих кухонь нет.
После обеда в центре игровой комнаты устанавливают раскладушки. Спят, кто где захотел. Если ребенок не хочет спать — играет в другой комнате с воспитателем.
Контракты
В июне родителям приходит письмо с ответом по поводу места в садике. Если ответ положительный, то родителям необходимо подписать контракт с условиями содержания ребенка. В контракте указаны обязанности обеих сторон, например, время пребывания ребенка в саду, разрешения на фотографию ребенка. Прописаны все условия и алгоритм действий родителей и детского сада.
Если детский сад в Германии частный и платный, то родителям необходимо оплатить счет в банке. Если же садик государственный, то он бесплатный, но есть дополнительные финансовые расходы. Они фиксируются в контракте.
Самые популярные дополнительные взносы:
- Стоимость обедов или Essensgeld. Обычно сумма составляет от 25 до 50 евро в месяц. Этот взнос оплачивается родителями в обязательном порядке.
- Разовая сумма на материалы (необязательно).
- Стоимости экскурсий, поездок на транспорте.
- Дополнительные расходы на праздники, фотографа, рождественские взносы воспитательницам.
Никаких скрытых платежей делать не надо. Сумма четко указана в документе. В случае нарушения правил контракта ребенка могут лишить места в садике.
Главные особенности дошкольных образовательных систем мира
Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:
Очень развита дошкольная образовательная система Японии — помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и способностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (куратор здоровья, фармацевт, терапевт), а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул.
В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин — просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возможностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.
В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают таким детям справляться с аналогичными ситуациями, которые возникают и у других членов группы.
Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае
Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физиологического и психического развития. Педагоги формируют истоки культуры и манер у детей, помогают им социализироваться, изучаются культурные особенности страны и её традиции.
Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ
Тут работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, а во франко-итальянских — подготовке ребенка к последующему обучению в школах.
Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общем развитии детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням. Особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий. В Скандинавии закреплено подобное дошкольное образование в Норвегии.
Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах — учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы.
Интересно дошкольное образование в Индии — там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний.
Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой — дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются частью общей системы образования государства. Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).
!Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.
Как устроен детский сад в Германии?
Садик, в котором работает наша героиня, открывается в 7.00, а к 16.30 детей уже должны забрать. Ясли в немецких садиках небольшие – до 10 человек. В старших группах может быть 20-25 ребятишек. На одну группу приходится два воспитателя и одна помощница (няня).
Детским садам дают общие образовательные программы, но они являются лишь общими рекомендациями. В каждой немецкой земле процесс развития малышей может происходить по-разному. При этом обязательны занятия физкультурой, музыкой и рисованием
Большое внимание уделяется индивидуальным предпочтениям ребенка, поэтому пока одни играют, другие рисуют, третьи мастерят поделку. В распоряжении детей много интересных книг, игрушек, материалов для творчества и развития
А иногда здесь проводят простейшие химические эксперименты.
Одним из приоритетов в воспитании детей в Германии считается обучение их своим правам. Детям в игровой форме рассказывают, на что они имеют право, как к ним должны относиться окружающие, как и у кого они могут попросить помощи и защиты. Также с раннего возраста малышам прививается осознание того, что у них есть право выбора. Дети даже могут выбирать, какое из блюд они сегодня предпочтут.
Особую роль играет знакомство детей с природой. Детей часто отводят на прогулку в лес, знакомят с местными растениями, объясняют перемены погоды и времени года.
Интересная традиция есть для выпускников садика – весь месяц май они играют в школу. Дети приходят с рюкзаками и тетрадями, а воспитатели выступают в роли учителей и дают несложные задания для будущих школьников.
Популярные страны с детскими садами
Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.
!Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.
Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран
Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам
В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.
Вопросы здоровья
Воспитатель немецкого сада не имеет права отправить ребенка домой, если тот пришел с температурой 37, насморком и кашлем. Там это считается легкой простудой, не требующей особого лечения. Даже на приеме к врачу с такими симптомами Светлану спросили: «Зачем вы пришли?». Только в случае, если у ребенка очень высокая температура, рвота, понос или другие признаки инфекционного заболевания, то вызывают родителей. При этом сотрудники не имеют права давать ребенку какие-либо лекарства или оказывать другую медпомощь. Рану, например, можно только промыть водой – обрабатывать чем-то воспитатель не имеет права.
Интересно, что в Германии дети в саду могут не спать днем. После обеда их отводят в комнату, где вместо кроватей находятся специальные матрасики. Если ребенку не спится, он может перейти в игровую комнату и продолжить свои занятия. Режим в немецких семьях построен так, что дети часто обходятся без дневного сна, но при этом рано ложатся спасть – около 20.00. Благодаря этому у родителей появляется свободное время и возможность провести вечер вдвоем.