Адаптация к детскому саду: взгляд из германии

Обед

В нашем саду, как и во многих немецких садиках, завтраки дети приносят с собой в ланч-боксах. Бутерброды, сосиски, фрукты, творожки, йогурты, орехи, фруктовое пюре. В некоторых садах готовят завтрак. Но в нашем саду есть только обед и полдник. На обед подается какое-то одно блюдо и чай. На полдник – фрукты и/или сладости (печенье, вафли, крендельки, крекеры). 

Есть детей никто не заставляет – ни угрозами, ни уговорами. Но настаивают на том, чтобы ребенок попробовал хотя бы одну ложку. Если попробовал и отказывается есть, его оставляют в покое. Для маленьких вегетарианцев есть отдельное меню.

После обеда тихий час. Спят дети на полу на матрасиках. Тех, кто наотрез отказывается ложиться спать, отправляют в музыкальную комнату с пазлами, раскрасками, конструктором и вторым воспитателем. Остальным читают сказки. Если спать совершенно не хочется, можно сказать об этом воспитателю и присоединиться к тусовке в музыкальной комнате.

Еда

В большинстве садиков завтраки надо приносить с собой (ланчбоксы, бутылочка), в саду кормят обедом и полдником. Наш сад – не исключение. Дети носят с собой в сад на завтрак бутерброды и фрукты. Марта пока завтракает дома привычными кашками, сырниками и творожками. Но совсем скоро я пойду на языковые курсы, и ей придется перестраиваться на другой режим питания. Горячий обед готовят в саду, что очень здорово. Потому что в некоторых садах готовую еду привозят и разогревают в микроволновке. А на полдник детям дают внушительную фруктовую нарезку (яблоки, груши, бананы, дыни, арбузы, мандарины, киви).

Свобода

И последнее, что меня поразило (приятно) – отсутствие каких-то четких правил, регламента и даже режима. Нет, правила группы есть! Причем самые настоящие, которые принимались вместе с детьми, путем голосования, записывались на бумагу. И теперь этот свод правил висит в группе на почетном месте: мы не деремся, не ломаем игрушки, не кидаемся едой, не приносим в группу пистолеты, не рвем чужие рисунки.

Еще есть прогулки и трапезы в одно время. В остальном – полная свобода. Я прихожу за дочкой и вижу, что все заняты своим делом – кто-то лепит из пластилина, кто-то рисует, кто-то играет на полу, а кто-то спит в уголке комнаты калачиком! Даже едят дети в разных местах (правда, всегда в одно время) – то на кухне, то в группе за столом. А в теплые дни – и во внутреннем дворике на улице! (прелесть, правда?)

Перед садиком у меня, как водится, было очень много страхов. Самый главный – что дочка никого не поймет, и что ее никто не поймет. И в этом коммуникационном вакууме она будет ходить голодная, одинокая, не понятая и страдающая. Но все-таки за нами там, наверху, кто-то, наверное, присматривает. Потому что старшая воспитательница группы Барбара учила в университете русский язык 6 лет. И этих знаний ей хватает, чтобы понять все нужды Марты. Во-вторых, так получилось, что сейчас Марта – единственная девочка в группе (сначала там была еще одна девочка, но сейчас она куда-то пропала), самая маленькая и самая не знающая языка.

По всем этим пунктам ей обеспеченно повышенное внимание со всех сторон – от мальчишек в группе, которые за ней немножко ухаживают и немножко опекают. От педагогов, которые делают скидку на незнание языка, и повторяют все по несколько раз и показывают пример

Но главное, конечно, что успокоило мое материнское сердце – что детей там ЛЮБЯТ! Жалеют, целуют, успокаивают по утрам, играют вместе, дурачатся и делают все, чтобы дети не грустили.

Дочка идет в сад с удовольствием – ведь надо и рассказать Барбаре про Зоопарк, и похвастаться Антону и Микаэлю новыми бусиками, и изрисовать очередной килограмм листов (кстати, все ее «творчество» за день педантично собирают в стопку, и в конце дня отдают мне, перевязанное нарядной ленточкой с подписью «MARTA», и даже огромная синяя закорючка на весь лист – под видом рисунка складывается в именную папку) 

Фото — фотобанк Лори

Питание и гигиена

Каши, супы, запеканки – десятилетиями не меняющаяся схема детского питания в Украине. Но в Германии она совершенно другая. В садах нет пищеблоков. Обычный завтрак немецкого дошкольника – хлопья с молоком и сэндвич с маслом. Детям-аллергикам положено молоко без лактозы. Кроме того, к завтраку могут добавить изюм, ягоды, орехи семечки. Разрешается брать боксы с перекусами из дома. Обеды доставляют готовыми и разогревают. Это могут быть суп, котлеты, рыба, картофель, макароны. Иногда бывают сырные, и даже колбасные дни – детям дают сосиски и разные виды колбасы. При этом обязательно в меню присутствуют фрукты и овощи, йогурты. Каждая семья периодически должна приносить в сад корзину с фруктами, которыми угощают всю группу.

После каждого приема пищи дети обязательно чистят зубы

Гигиене полости рта уделяется большое внимание, поэтому воспитатели с тематическими песенками регулярно учат малышей, как правильно чистить зубы

Бельгия

Прием в сад. До 2,5 года дети посещают ясли, после 2,5 — идут в школу. Для приема детей есть определенные даты. Обычно это первые учебные дни после каждых каникул. В группе до 15 детей. С ними занимаются один постоянный воспитатель, один приходящий и преподаватель физкультуры.

Гуляют в бельгийских детских садах много и в любую погоду, даже в дождь и снег. Во время прогулки дети предоставлены сами себе, воспитатель просто присматривает, чтобы по возможности обошлось без драк и серьезных травм.

На обед дети собираются в общей на весь сад столовой, достают принесенные из дома напитки и бутерброды и едят. В некоторых учреждениях есть горячее питание за отдельную плату. Еду готовят централизованно, своих кухонь нет.

После обеда в центре игровой комнаты устанавливают раскладушки. Спят, кто где захотел. Если ребенок не хочет спать — играет в другой комнате с воспитателем.

Контракты

В июне родителям приходит письмо с ответом по поводу места в садике. Если ответ положительный, то родителям необходимо подписать контракт с условиями содержания ребенка. В контракте указаны обязанности обеих сторон, например, время пребывания ребенка в саду, разрешения на фотографию ребенка. Прописаны все условия и алгоритм действий родителей и детского сада.

Если детский сад в Германии частный и платный, то родителям необходимо оплатить счет в банке. Если же садик государственный, то он бесплатный, но есть дополнительные финансовые расходы. Они фиксируются в контракте.

Самые популярные дополнительные взносы:

  1. Стоимость обедов или Essensgeld. Обычно сумма составляет от 25 до 50 евро в месяц. Этот взнос оплачивается родителями в обязательном порядке.
  2. Разовая сумма на материалы (необязательно).
  3. Стоимости экскурсий, поездок на транспорте.
  4. Дополнительные расходы на праздники, фотографа, рождественские взносы воспитательницам.

Никаких скрытых платежей делать не надо. Сумма четко указана в документе. В случае нарушения правил контракта ребенка могут лишить места в садике.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:

Очень развита дошкольная образовательная система Японии — помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и способностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (куратор здоровья, фармацевт, терапевт), а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул.
В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин — просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возможностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.
В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают таким детям справляться с аналогичными ситуациями, которые возникают и у других членов группы.
Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае

Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физиологического и психического развития. Педагоги формируют истоки культуры и манер у детей, помогают им социализироваться, изучаются культурные особенности страны и её традиции.
Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ

Тут работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, а во франко-итальянских — подготовке ребенка к последующему обучению в школах.
Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общем развитии детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням. Особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий. В Скандинавии закреплено подобное дошкольное образование в Норвегии.
Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах — учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы.
Интересно дошкольное образование в Индии — там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний.
Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой — дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются частью общей системы образования государства. Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).

!Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Как устроен детский сад в Германии?

Садик, в котором работает наша героиня, открывается в 7.00, а к 16.30 детей уже должны забрать. Ясли в немецких садиках небольшие – до 10 человек. В старших группах может быть 20-25 ребятишек. На одну группу приходится два воспитателя и одна помощница (няня).

Детским садам дают общие образовательные программы, но они являются лишь общими рекомендациями. В каждой немецкой земле процесс развития малышей может происходить по-разному. При этом обязательны занятия физкультурой, музыкой и рисованием

Большое внимание уделяется индивидуальным предпочтениям ребенка, поэтому пока одни играют, другие рисуют, третьи мастерят поделку. В распоряжении детей много интересных книг, игрушек, материалов для творчества и развития

А иногда здесь проводят простейшие химические эксперименты.

Одним из приоритетов в воспитании детей в Германии считается обучение их своим правам. Детям в игровой форме рассказывают, на что они имеют право, как к ним должны относиться окружающие, как и у кого они могут попросить помощи и защиты. Также с раннего возраста малышам прививается осознание того, что у них есть право выбора. Дети даже могут выбирать, какое из блюд они сегодня предпочтут.

Особую роль играет знакомство детей с природой. Детей часто отводят на прогулку в лес, знакомят с местными растениями, объясняют перемены погоды и времени года.

Интересная традиция есть для выпускников садика – весь месяц май они играют в школу. Дети приходят с рюкзаками и тетрадями, а воспитатели выступают в роли учителей и дают несложные задания для будущих школьников.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

!Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран

Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Вопросы здоровья

Воспитатель немецкого сада не имеет права отправить ребенка домой, если тот пришел с температурой 37, насморком и кашлем. Там это считается легкой простудой, не требующей особого лечения. Даже на приеме к врачу с такими симптомами Светлану спросили: «Зачем вы пришли?». Только в случае, если у ребенка очень высокая температура, рвота, понос или другие признаки инфекционного заболевания, то вызывают родителей. При этом сотрудники не имеют права давать ребенку какие-либо лекарства или оказывать другую медпомощь. Рану, например, можно только промыть водой – обрабатывать чем-то воспитатель не имеет права.

Интересно, что в Германии дети в саду могут не спать днем. После обеда их отводят в комнату, где вместо кроватей находятся специальные матрасики. Если ребенку не спится, он может перейти в игровую комнату и продолжить свои занятия. Режим в немецких семьях построен так, что дети часто обходятся без дневного сна, но при этом рано ложатся спасть – около 20.00. Благодаря этому у родителей появляется свободное время и возможность провести вечер вдвоем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: