Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(0)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(0)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(0)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(3)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Эмоциональное развитие младенцев
В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.
В младенческом возрасте ребенок:
- Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
- Любит тактильный контакт, ласку;
- Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
- Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.
Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.
Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.
Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет
Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.
Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:
- Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
- Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
- Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
- Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.
К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.
Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.
- Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
- Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
- В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.
Наблюдаем
Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.
«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».
Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство
Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их
Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.
Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.
«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»
«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».
Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.
Техника массажа и упражнения для месячного малыша
Для развития месячного ребенка родителям стоит заняться массажем, который является прекрасным средством для психомоторного развития. Для правильности выполнения общеукрепляющего массажа желательно обратиться за консультацией к врачу-массажисту. В целом процесс представляет собой поглаживание, растирание, разминание всех частей тела.
Обратите внимание! Правильный массаж помогает избавиться от многих проблем со здоровьем, таких как колики, недочеты в работе пищеварительной, нервной систем. Кроме того, значительно улучшается обмен веществ, сон становится более продолжительным и менее тревожным
Как делать массаж дома и не навредить маленькому хрупкому телу новорожденного? Техника требует соблюдения следующих правил:
- Прикосновения должны быть очень нежными и легкими.
- Предварительно необходимо коротко подстричь ногти, снять все украшения и согреть руки.
- Для лучшего скольжения можно обработать ладони специальным детским косметическим маслом.
- Массаж для грудного ребенка заключается в поглаживании отдельных частей тела.
- Животик необходимо гладить строго по направлению движения часовой стрелки.
Стоит обратить внимание на то, что малыш может быстро уставать, поэтому не стоит проводить процедуру более пяти минут. Кроме массажа, можно делать и другие упражнения с месячным ребенком:
Кроме массажа, можно делать и другие упражнения с месячным ребенком:
Упражнение «велосипед», при котором ножки осторожно прижимаются к груди, затем отправляются в исходное положение.
Выкладывание на живот, при котором укрепляются мышцы шеи и спины
Важно проводить занятие на твердой поверхности, поддерживая ладонью животик малыша.
Удерживание новорожденного в вертикальном положении от 2 до 4 раз в день. Благодаря этому, развивается вся мышечная система.
Включить занятия на фитболе, которые развивают как физические, так и психомоторные навыки новорожденного.
Фитбол для новорожденного
Перед тем, как начать заниматься с месячным ребенком, необходимо подготовить помещение: проветрить, проверить температурный показатель комнаты, который должен находиться в пределах +24°С.
Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР
Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).
Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:
- Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
- Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
- Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
- Ограничение социальной активности ребенка;
- Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
- Постоянные психологические травмы.
Признаки задержки психоэмоционального развития:
- Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
- Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
- У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
- Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
- Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.
Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.
Коррекция ЗПР
Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.
Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.
Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.
Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:
- Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
- Следить за состоянием младенца с самого рождения;
- Вовремя лечить соматические заболевания;
- Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.
Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.
Как вы можете помочь в развитии навыков
Любые навыки лучше развиваются в специальной поддерживающей среде. И вы можете создать такую среду, чтобы усовершенствовать социально-эмоциональное развитие своего сына или дочери. В этом помогут следующие стратегии:
- Оказывайте помощь и поддержку. Помогайте малышу в том, что ему хочется. Для этого вам потребуется внимательно распознавать «сигналы» своего ребенка. Например, ваш 10-месячный малыш во время еды может хватать вас за руку, пытаться выхватить ложку, сопротивляться и так далее. Первой реакцией может быть раздражение. Но, если вы внимательно посмотрите на эти сигналы и подумаете, что они означают, то поймете, что ребенку хочется самостоятельно держать ложку. Конечно, сам он еще не сможете нормально поесть в этом возрасте. Но вы можете дать ему в руки другую ложку, а сами продолжите его кормить. Так, вы удовлетворите потребность крохи, поднимите ему настроение и укрепите связь между вами.
- Развивайте навыки, стимулируя их. Детки ежедневно учатся чему-то новому, особенно в первый год жизни. И вы можете их мягко «подталкивать», делая несложные вызовы и помогая. Например, если ваш кроха учится переворачиваться со спины на живот, то вы можете спровоцировать более быстрое обучение. Для этого положите игрушку за его головой, предварительно показав и рассказав малышу, что вы ее туда положите. Тем самым вы сделаете «вызов», и малыш будет еще сильнее стараться перевернуться, чтобы добраться до игрушки. Обязательно хвалите ребенка за его достижения и восхищайтесь ими.
Будьте ласковы и заботливы. Объятия, ласковые слова, ношение на руках, пение, «беседы» с малышом дают ему понять то, что он любимый и «особенный» для своих родителей
Внимание и ласку легко проявлять, когда ребенок спокоен и в хорошем настроении. Но такие «условия» бывают не всегда
Иногда вам придется проявлять терпение и выдержку, чтобы поддержать кроху, когда он в плохом настроении, капризничает, часто плачет или злится. Но это того стоит – ребенок поймет, что вы любите его таким, какой он есть.
- Помогайте ребенку чувствовать себя в безопасности. Каждый раз, реагируя на плач или другие сигналы своего малыша, вы позволяете ему ощущать доверие и чувство безопасности. Он чувствует вашу любовь и знает, что вы всегда рядом и поддержите его. Такое доверие развивает чувство уверенности в себе и ощущение контроля. Также в этом помогает стабильность, предсказуемость ежедневных событий и распорядок дня. Старайтесь каждый день выполнять все важные действия в одном и том же порядке. Например, придумайте ежевечерний ритуал перед укладыванием малыша или утренний ритуал перед выходом на прогулку.
Развивая эмоционально-социальные навыки своего ребенка, вы помогаете ему понять и почувствовать, кем он является на самом деле. Это формирует его личность, чувство собственного достоинства, самоценность и способность поддерживать позитивные, «здоровые» отношения с окружающими.