Как определить способности ребенка
Как правило, маленькие дети обладают какими – нибудь способностями.
Диагностика способностей ребенка
Многих специалистов волнует вопрос: как
определить способности ребенка и его склонность к какой – либо деятельности? Родителям следует обратить внимание на его поведение – оно скажет само за себя. Вот несколько критериев, по которым можно узнать общую картину способностей ребенка:
- Ребенок по – настоящему увлечен каким – то делом. Например, ему нравится рисовать. Значит, он будет этим заниматься не только на занятиях по изобразительному искусству, но и в самое неподходящее время и в неподходящем месте. Родители не должны испугаться, обнаружив дома разрисованные обои. Не следует наказывать малыша – этим можно подорвать его веру в себя, в то, что то, чем он занимается, может быть интересно другим.
- Ребенок просит родителей купить ему атрибуты какой – либо деятельности: музыкальный инструмент (например, пианино, хотя не умеет на нем играть), или альбом с красками. Самое время задуматься над тем, почему его так тянет к этому занятию? Быть может, у него действительно имеются незаурядные способности, которые нужно развивать?
- Ребенок не прекращает заниматься каким – то делом, представляющим для него интерес, даже если ему это запретить. К примеру, если вы запретите ему сочинять стихи, малыш спрячет от ваших глаз заветную тетрадку, но не оставит своего занятия. Просто отныне он будет осторожнее, и вы так и не узнаете о создании его очередного поэтического шедевра.
Как определить способности ребенка, тест
Пожалуйста, честно ответьте на вопросы о вашем ребенке, представленные ниже:
- Хорошо ли ваш ребенок запоминает звучащую речь?
- Умеет ли ребенок с легкостью распознавать ваше настроение?
- Интересуется ли ребенок цифрами, любит ли складывать, вычитать?
- Знает ли малыш, кем хочет стать в будущем? Есть ли у него мечта?
- Останавливается ли ребенок на улице, чтобы послушать, как кто – то играет на гитаре или аккордеоне?
- Быстро ли ваш ребенок освоил цифры?
- Изобилует ли речь ребенка сложными фразами и конструкциями?
- Любит ли ребенок классическую музыку?
Интерпретация полученных результатов:
Будущий лингвист – вопросы 1,7
Будущий музыкант – вопросы 5,8
Будущий математик – вопросы 3,6
Будущий психолог – вопросы 2,4
В заключении хочется отметить: никогда не следует запрещать детям заниматься чем – то, что вдохновляет их, ведет к развитию, заставляет совершенствоваться и получать новые знания. Это опрометчивое решение чревато последствиями: потеря интереса к обучению, утрата веры в себя, развитие чувства неудачливости и никчемности. Поощряйте новые начинания своих детей, пусть даже они представляются вам бесперспективными. Никогда нельзя знать, чем обернется простое детское увлечение.
Обязательно прочитайте следующие статьи:
Что значит творчество?
Интересно: Почему скучать – это хорошо
Можно определить “творчество” как способность создавать (также мыслить) новые вещи, которые ранее были неизвестны. При последовательном рассмотрении развитие творческих способностей требует изменения педагогического подхода. Творческий ребенок мыслит самостоятельно и по-новому. Он не берет на себя образ мышления взрослых. Он думает сам за себя, у него есть собственный опыт, он иногда идет долгими и трудоемкими путями и приходит к независимым результатам.
Однако мы живем во время, когда становится все труднее обрести личный опыт и завоевать творческую свободу. Дети играют на одинаковых площадках с сверстниками. Они живут небольшими семьями, имеют ограниченное количество братьев и сестер и фактически постоянно находятся под наблюдением взрослых. Их мир настолько совершенен, что все, что им нужно делать, – это потреблять. У них не обязательно есть питательная среда для творчества.
Впрочем, потенциал есть у каждого ребенка с рождения. Любой малыш любопытен и хочет открывать для себя мир. Есть таинственные ящики, которые можно открыть, травинки, которые можно выдернуть, будильники, которые можно разобрать, и многое другое. Дети хотят знать, как устроен мир. Они хотят знать всё.
.В зародыше творчество обязательно присутствует в каждом человеке. Однако иногда оно таится там, как спрятанное сокровище, которое нужно сначала найти. Это можно сделать с помощью соответствующих импульсов, предложений, материалов и совместной деятельности. Чтобы развивать свои творческие способности, детям нужны соответствующие рамки и взрослые, которые их поддерживают.
Типы интеллекта
Способности напрямую связаны с типом интеллекта. Выделяют 8 основных типов интеллекта:
— природный (натуралистический) — ребёнок может часами наблюдать за живой природой, ему интересны растения, животные и всё, что с ними связано.
— музыкальный — ребёнок с удовольствием слушает музыку, хорошо улавливает ритм, может подобрать музыку на слух, напеть мелодию.
— логико-математический — любят распутывать задачи, решать ребусы и всё, что связано с цифрами, быстро учатся считать и любят это делать.
— экзистенциальный (философский) — интересуются устройством мира, задают философские вопросы, много размышляют, думают глобально, интересуются историей.
— кинестетический (телесный) — такие дети очень любят движение во всех его проявлениях — танцы, спортивные игры. Им сложно усидеть на месте. С лёгкостью повторяют танцевальные движения и выполняют физические упражнения. Хорошо развита крупная и мелкая моторика.
— межличностный (социальный) — очень легко сходятся с другими детьми и людьми вообще. Общение не вызывает никаких проблем, легко завязывают новые знакомства, могут понять и объяснить эмоции и поведение другого человека.
— пространственный (образный) — обладают ярко выраженной зрительной памятью. Мыслят и помнят картинками. Любят собирать пазлы, рассматривать картинки. Легко запоминают информацию, если она связана с изображением (мысленно могут воспроизвести страницу из книги, картинку и пр.). Легко ориентируются в пространстве, запоминают дорогу, расположение предметов, могут легко представлять объёмные фигуры и их изменения.
— лингвистический (вербальный) — ребёнок легко и чётко выражает свои мысли. Может уговорить и убедить другого в своей правоте. Он не просто умеет разговаривать и находить общий язык, а делает это так, что собеседник просто застывает с раскрытым ртом. Ребёнок постоянно делится своим мнением, впечатлениями, размышлениями. Делает это очень развёрнуто и красочно.
— личностный (внутренний) — Такие дети хорошо понимают себя, свои эмоции, причины своих поступков. Они редко делают что-то, не подумав. Очень трезво оценивают свои возможности и рано начинают сопоставлять их со своими желаниями. Застенчивы, но в то же время эмоциональны. Любят и умеют планировать. Буквально расписывать планы по шагам.
Как влияет среда на способности ребенка
Вопрос о происхождении способностей является наиболее сложным в психологии. Существует 2 точки зрения на данную проблему:
- теория о генетической природе способностей;
- теория о приобретенных способностях.
С точки зрения первой способности являются врожденными особенностями, которые передаются от родителей. В качестве доказательства многие приводят раннее проявление способностей у детей.
Согласно теории приобретенных способностей на развитие ребенка влияет среда и именно она полностью формирует его личность. К благоприятным факторам среды можно отнести:
- опытных педагогов, занимающихся ребенком с раннего детства;
- особенности воспитания;
- особенности той или иной культуры, в которой воспитывается человек.
Неблагоприятным фактором является обедненная среда. Если ребенок испытывает дефицит впечатлений, его способности не развиваются. Учитывая обе представленные теории можно говорить о том, что в некоторых случаях факторы наследственности могут компенсировать отсутствие подходящей среды. В других же случаях именно факторы среды способны оказать сильное влияние на развитие способностей.
Стоит отметить, что в психологии существует такое определение, как задатки. Данным термином обозначаются природные предпосылки способностей. В пример можно привести предрасположенность к восприятию звуков, красок и пространственных форм у творческих личностей.
Важно понимать, что из одних и тех же задатков могут возникнуть разные способности. Например, хорошая наблюдательность присуща таким профессиям, как геологи, следователи и художники
Таким образом, задатки создают возможности для развития различных способностей.
Чтобы понять, как среда влияет на развитие способностей, достаточно представить ребенка, который имеет музыкальные задатки, но при этом условия не позволяют ему получить музыкальное образование. В лучшем случае он научится играть на одном из музыкальных инструментов на любительском уровне. Но ребенок, не обладающий задатками, но обучающийся в музыкальной школе, может достичь больших успехов в данной сфере.
Склонностью считается избирательная направленность человека, которая побуждает его заниматься определенной деятельностью. Именно возникновение склонности является предпосылкой к развитию способностей.
Невероятная чувствительность
Духовно одаренные дети обладают повышенной чувствительности. На них влияет самым сильным образом не только сама человеческая натура, но и окружающая среда. За поведением детей на улице, за их взаимоотношениями с одноклассниками и сверстниками нужно внимательно наблюдать. Порой и сами одаренные дети не могут объяснить, почему им неприятно даже находиться в одном помещении с другими ребятами. Их что-то начинает тяготить, вызывать непонятное чувство неудовлетворенности. И совсем противоположные чувства они испытывают в окружении других детей. Положительные эмоции переполняют их, жизнь кажется замечательной, их все радует и волнует.
Большое скопление людей в определенных местах, их выбросы не всегда положительной энергетики, могут сильно влиять на самочувствие таких детей. Родители должны помочь им расслабиться, отвлечь какой-нибудь интересной игрой или занятием, чтобы их душевное состояние вернулось в исходную позицию.
Креативность – качество будущего
Творческим людям во многих сферах жизни легче, чем другим. Они могут быстрее адаптироваться к новым ситуациям, искать и находить решения своих проблем, они легче справляются с трудными ситуациями, импровизируя и отрываясь от классических моделей мышления.
Творческие люди обладают особой чувствительностью в области восприятия и часто обладают хорошим социальным поведением. Им нравится быть открытыми для новых идей, реагировать на внешние стимулы и проявлять замечательную готовность представлять вещи совершенно по-другому. Что еще поражает в творческих людях, так это их оригинальность, непосредственность и смелость выражать себя по-разному.
Если вы внимательно наблюдали за своим ребенком, вы поймете, что у него есть творческий потенциал. Главное – не дать ему исчезнуть и позволить развиваться в безопасной семейной среде.
Оставить комментарий
Избегайте управления
Дети обладают удивительной врожденной способностью к творчеству, когда они играют самостоятельно. И, к сожалению, чрезмерное воспитание ослабляет или даже уничтожает эту врожденную способность». Превратите свое соседство в место для игр
Поэтому важно выяснить, как способствовать творчеству вашего ребенка, не управляя им
Дети многому учатся, играя самостоятельно. Ведь младенцы рождаются экспериментальными учеными, которые берут свитки информации, пробуя что-то самостоятельно и изменяя их на ходу. Будучи более сдержанным, дети могут понять, как решать проблемы и создавать свои собственные уникальные креативные способы решения различных задач.
Как понять, какие способности есть у вашего ребёнка?
Для развития способностей очень важно своевременно заметить и определить способности ребёнка. Для выявления способностей ребёнка родителям нужно просто наблюдать за ним в период от рождения до 6-7 лет. В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности
Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными — это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности. Поддержите их — расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию
В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности. Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными — это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности
Поддержите их — расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию.
Какие способности есть у вашего ребёнка?
Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее — он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города? Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог
Посмотрите внимательно, что именно он делает — ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие. При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи
Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений
В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.
Многие родители задаются вопросом: как распознать талант у ребёнка? Талант — это вовремя замеченные и достаточно развитые способности. Способностей у каждого ребёнка может быть несколько
Будьте внимательны, настойчивы, замечайте склонности, развивайте способности своего ребёнка, и все его таланты раскроются в полном объёме! Важно помнить, что одна способность по мере раскрытия помогает раскрыться другим. Например, хорошие слуховые способности могут развиться в музыкальный или лингвистический талант. Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д
Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д.
Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.
Конечно , лучше всего способности ребёнка развивать игрой и во время игры.
Для развития всех видов способностей хорошо применять игры для развития когнитивных способностей:
- В частности, специальные когнитивные онлайн игры для развития интеллекта.
Детям нравится игры, нравится играть онлайн. Так совместите приятное с полезным!
Решение головоломок, лабиринтов, кроссвордов, соединение рисунков по точкам.
Придумывайте рассказы по картинке или по нескольким картинкам.
Играйте в игру «кто больше назовет признаков одного и того же предмета».
Играйте в игру «повтори ритм». Взрослый выстукивает ритм, задача ребенка — повторить
Важно делать это с применением тех же рук/ног или предметов, с помощью которых создавал ритм взрослый
Очень полезны игры для развития внимания:
- «Найди, что изменилось». Существует множество вариантов этой игры. Суть одна — нужно заметить отличия в том, что было после, от того, что было до. Можно расставлять игрушки и предлагать запомнить, просить ребенка отвернуться и переставлять их местами, менять их с другими, увеличивать/уменьшать количество, менять цвет у игрушек/предметов.
- Муха. На листе к клетку рисуется квадрат или куб 3*3 (*3) , 4*4 (*4) , 5*5 (*5) — в зависимости от возраста вашего ребёнка . В центр помещается муха. Взрослый проговаривает направления перемещения мухи. За каждый ход муха может переместиться только на 1 клетку. Ребёнок следит глазами за направлением перемещения мухи, и если муха «вылетает за пределы квадрата» (вылетает из комнаты), ребёнок должен её «хлопнуть». Если ребёнок не успел её «хлопнуть» — муха улетает на свободу.
- «Найди пару». Берутся карточки с картинками/словами и переворачиваются рубашками вверх. Задача — переворачивая карточки попарно найти совпадающую пару. Если пара не совпала, карточки вновь переворачиваются вверх рубашками. Если совпала — игрок забирает карточки себе.
- Шахматы — отличная игра для развития внимания и когнитивных способностей.
- Ребёнок и взрослый кидают друг другу мячик и считают. Задача — не называть определённую цифру и числа, её содержащие. Вместо этого нужно мяукнуть, хрюкнуть и пр. Можно установить несколько «запретных» цифр или менять их по сигналу.
Общеразвивающие игры:
- «Горячее/холодное, съедобное/несъедобное» — игры направлены на быстрый анализ ситуации и принятие решений.
- «Дорисуй предмет» («на что это похоже») — отличная игра на развитие воображения и творческого мышления. Взрослый рисует кружок, квадрат, кляксу, а задача ребёнка — дорисовать, чтобы это стало похоже на какой-то существующий предмет.
- «Угадай, кто я» — ребёнок и взрослый по очереди изображают кого-либо или что-либо, задача второго игрока — угадать, что ему показывают.
- «Назови слова, относящиеся к ….» (игра из серии — я знаю 5 имён мальчиков, девочек и т.п.). Задача игроков — быстро назвать требуемое количество слов на заданную тему.
- Прекрасная игра на развитие воображения, внимания, развитие речи и пр. — «Вы поедете на бал? (да и нет не говорите, чёрное с белым не берите)». Эту игру знают с детства все, но от этого она не становится менее интересной.
И, конечно, же, любите своих детей! Это главное условие для развития их талантов и способностей!
Спасибо, что прочитали этот материал. Как обычно, будем рады вашим вопросам и комментариям.
Маленький спортсмен
Ребёнок, склонный к спорту, с ранних лет выделяется в коллективе сверстников своей подвижностью, неуёмной энергией, ловкостью, хорошей координацией, хорошим телосложением. Он часами готов бегать по детской площадке, лазить по лесенкам, не обращает внимания на синяки и шишки.
Некоторые малыши выделяются на детской площадке своей энергией, ловкостью, отличной координацией движений
В детских потасовках такой крепыш почти всегда одерживает победу, равно как и в различных соревнованиях. А когда родители покупают ему какой-то спортивный инвентарь (коньки, лыжи, ролики), малыш осваивает его буквально за минуты.
Многие такие ребята имеют даже своего героя-спортсмена, которому втайне или явно подражают.
Родителям просто необходимо определить такого энергичного ребёнка в какую-то спортивную секцию. Возможно, у малыша уже есть определённое предпочтение, например, маленький сын обожает плескаться в ванной и хотел бы заниматься плаванием. Или же девочка любит посещать каток и хотела бы делать это круглый год.
Подвижного и энергичного ребёнка, несомненно, стоит отдать в спортивную секцию, основываясь на его предпочтениях
В спортивной карьере очень важно начать заниматься как можно раньше. К примеру, будущую олимпийскую чемпионку Юлию Липницкую мама привела на каток в пятилетнем возрасте
Однако важно следовать именно интересам ребёнка, рассказать ему подробно о выбранном им виде спорта, показать видео, поприсутствовать на тренировке, познакомить с тренером. Когда малыш уже начнёт посещать секцию, постоянно мотивировать его, внушать уверенность в своих силах, помогать переживать возможные временные неудачи.
Даже если малыш и не планирует стать чемпионом мира, то посещение спортивной секции в любом случае пойдёт на пользу здоровью, укрепит характер ребёнка
Если талантов несколько?
Бывает так, что ребенок проявляет интерес сразу к нескольким занятиям. На вопрос «Что тебе нравится больше всего?», малыш отвечает «Не знаю». В возрасте от трех до пяти лет выявить преобладающие способности помогают психологические консультации и использование специальных методик. Например, диагностика образного мышления и интеллекта по методу «Шесть кругов» Элиса Пола Торренса. Также родителям советуют больше играть с детьми, ведь во время игры чаще всего раскрываются способности.
Определиться с выбором в более старшем возрасте помогают ознакомительные уроки и посещение тематических мероприятий. Например, если ребенок много рисует, сходите в картинную галерею или на пленер художников. Если малыш любит петь, посетите вместе выступление детских ансамблей.
Как направить ребенка на развитие таланта, рассказал клинический психолог Игорь Лобачевский.
Необычный ребенок
6. Ваш ребенок на интуитивном уровне понимает духовные учения без особых усилий
Подавляющее большинство учений древних философов и основных духовых лидеров в своем основании имеют что-то общее. Однако глубочайший смысл всех учений понятен исключительно духовно пробужденным людям.
Вашему ребенку нравится философия? Ему нравится читать учения буддистов, Дзэн и Иисуса? Вашему ребенку нравится размышлять над идеями духовных лидеров и древних философов? Если ему нравится беседовать с вами о смыслах религий и древних парадигм, то ваш малыш волшебный.
7. К вашему ребенку тянутся животные
Животные обладают удивительной способностью: они умеют видеть ауру и энергию человека. Это и объясняет тот факт, что к некоторым людям притягиваются определенные животные. Точно также, когда наша энергия меняется, мы начинаем или прекращаем притягивать каких-то других животных.
Вашего ребенка преследуют какие-то определенные животные? Ваш ребенок увлечен птицами или животными?
Дети, которые притягивают животных, считаются просвещенными. В некоторых культурах это может быть символом того, что ребенок является будущим духовным лидером.
8. Ваш ребенок рисует символы и руны
Символы являются архитипами магии. Каждый символ обладает своей магической энергией. Они помимо прочего работают проводниками древних знаний и магических сил.
Вашему ребенку нравится рисовать магические символы (пентаграмма, кельтский крест, трикветра и т.д.)? Ваш ребенок часто рисует пирамиды или другие потенциально магические объекты вроде обелисков?
Ребенок с необычными способностями любит экспериментировать с рунами и символами. Почему? Потому что для него впервые в этой жизни это является шансом почувствовать эффект их магической энергии. Более того, просветленный ребенок может рисовать символы и руны с целью защитить себя или для чего-то еще.
9. Вашему ребенку очень нравится читать про древние религии и древнюю мифологию
Древние религии интересуют людей уже на протяжении десятилетий. Они были близки к природе и практически во всех древних религиях практиковалось колдовство, которое считалось очень эффективным в достижении разных целей. Древние священники и жрицы давали такие клятвы, которые могли преследовать души на протяжении многих жизней.
Вашему ребенку нравится читать о древней Греции, Египте, Индии? Он очарован конкретными богами или богинями? Вам кажется, что ваш ребенок знает о тех временах намного больше, чем вы ожидали?
Реинкарнированный древний священник или жрица определенно обладают магией. Следовательно ваш необычный ребенок в действительности является пробужденным человеком, который пришел в наш мир, чтобы поделиться своей мудростью.
Способности к живописи
Ребёнок, склонный к живописи, обычно более спокойный и усидчивый. С раннего возраста ему нравится заниматься с карандашами, фломастерами, красками, смешивать разные цвета, лепить из пластилина. Причём проводить время так он может довольно долго для его возраста (к примеру, дети 3–4 лет во второй младшей группе детского сада выдерживают в среднем 15 минут, после чего теряют интерес к изобразительной деятельности).
Ребёнок, склонный к живописи, обычно спокойный, усидчивый, за любимым занятием может проводить много времени
Конечно, первые композиции в те же три года не будут отличаться особой замысловатостью, но вот если у малыша без труда получается обозначать чёткие контуры, вполне реалистично передавать образы простейших предметов (мячик, пирамидка, клубок и пр.), то это замечательно. Очень скоро кроху можно будет отдать в школу искусств или в детскую художественную школу, а пока нужно всячески поощрять его способности, приобретая новые материалы для работы (в том числе необычные, мольберт), подсказывая идеи для творчества, устраивая домашние выставки.
Родители должны всячески поддерживать интерес ребёнка, развивать его способности — приобретать материалы для работы, устраивать домашние выставки, подсказывать идеи для творчества
Такому ребёнку нравится создавать своими руками предметы прикладного характера, например, сделать простейшую гирлянду из разноцветных бумажных колечек для украшения новогодней ёлки. Также он может выразить своё мнение по поводу чужого рисунка, даже о картине известного художника, приводя вполне разумные доводы.
Основные методы определения детских способностей
Наблюдение – это один из простейших способов изучения способностей детей. Наблюдая за различными сферами детской деятельности, родители могут выявить те, которым малыш отдает наибольшее предпочтение.
Игра. Детская психология определяет игровую деятельность как основной род занятий для ребенка. Дети склонны выбирать те игры, к которым у них есть склонность, а значит, есть способности. Причем показательными являются не только развивающие, но и любые другие игры.
Помощь специалистов (психологи, педагоги). Существуют центры развития детей, которые специализируются на определении детских способностей в ходе комплексного обследования. Комплексное обследование включает установление степени интеллектуального развития, оценивание потенциальных возможностей и изучение творческого потенциала.
Тестирование. Процедуру тестирования могут проводить не только профессиональные психологи, но и сами родители. Так, для определения интеллектуальных и технических способностей используются вопросники, а для определения музыкальных или танцевальных способностей – специальные тестовые упражнения.
Какие должны быть навыки у трехлетнего малыша