Адаптация и привыкание ребенка к детскому саду
Привыкание к детскому саду – сложный болезненный процесс, как для малыша, так и для его родителей. Запаситесь терпением и мужеством! Не поддавайтесь соблазну оставить любимое чадо дома на денек или даже недельку. Это только затянет период адаптации и не решит проблему. Если ребенок плачет, кричит, не хочет идти в группу, вы должны быть абсолютно спокойными, как бы сложно вам не было.
Ребенок — хороший психолог, поэтому он должен видеть вашу улыбку и думать, что ничего плохого не происходит. Чаще всего ребенок плачет, потому что любые перемены в его жизни — это «маленький стресс», новый этап в своей жизни малыш должен пройти и преодолеть самостоятельно. Родители в период адаптации ребенка к детскому саду должны обеспечить счастливое и комфортное времяпрепровождение малыша дома, полноценное питание, режим, прогулки на свежем воздухе
Запомните, добрая и благоприятная атмосфера дома, ваше внимание, залог успешной адаптации ребенка. Когда вы приводите ребенка в детский сад будьте непреклонны и очень скоро вы просто не узнаете своего малыша
Он станет более самостоятельным, рассудительным, «принесет» из детского сада новые игры и забавные словечки, приобретет новых друзей и подруг.
Правила приёма в детский сад
Дети должны уметь играть со сверстниками
Для молодых родителей, особенно если у них первый ребёнок, вопрос, связанный с поступлением в детский сад, вызывает много разговоров и споров. Начиная от возраста, оптимального для первого знакомства с детским дошкольным учреждением и заканчивая необходимым набором одежды для прогулок и сна.
Законом о принятии детей в детские сады оговаривается, что малыша можно отдавать в ясельную группу с девятимесячного возраста. От ребёнка не требуются никакие умения и навыки. Это правило не менялось с советских времён, когда срок декретного отпуска был значительно короче, чем в настоящее время. Поэтому сейчас не многие родители решаются отдавать таких крох в ясельную группу. И в ясли начинают приём малышей с двухлетнего возраста. При этом ребёнок уже должен уметь проситься на горшок.
К детям, которые поступают в младшую группу детсада, предъявляются следующие требования:
- умение самостоятельно кушать ложкой;
- складывать пирамидку по уменьшению объёма колец;
- собирать элементарные фигурки из кубиков;
- различать цвета (желательное, но не обязательное условие).
Для приёма в детский сад (ясли) родители должны написать заявление, представить справку о состоянии здоровья ребёнка и собрать необходимый набор вещей для малыша, перечень которых можно узнать в выбранном учреждении.
Правила для родителей
Родителям, которые все-таки сделали свой выбор в пользу дошкольного образовательного учреждения, можно дать несколько правил, чтобы и для них адаптация проходила легче.
Правило 1. Ребенок должен ходить в детский сад с желанием. Он должен чувствовать, что это не тюрьма, не место лишения свободы на весь день, а радость общения, радость творчества и познания, знакомство с окружающим миром.
Правило 2. К посещению садика нужно готовиться заранее. Расскажите о своих воспоминаниях, связанных с этим временем. Возможно, у вас остались друзья, с которыми вы поддерживаете отношения с того периода. Постарайтесь заранее побывать недалеко от того места, куда скоро предстоит ходить ребенку. Понаблюдайте за тем, как весело ребятам на улице, как интересно проходят у них игры, соревнования. Тогда ребенок с нетерпением будет ждать начало новой жизни.
Правило 3. Приучайте ребенка к самостоятельности. Никто его не будет уговаривать есть с ложки, ему придется самому одеваться и раздеваться, и ваша подготовленная заранее почва для самостоятельности сослужит для него добрую службу и снимет лишние неврозы.
Правило 4. Любя своего ребенка, не воспитывайте из него эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не заронить в его сознание мысль о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что и родители, и все близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая в чем-то ребенку, иногда просите и его пойти вам на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится довольно нелегко. Не стоит забывать об этом.
Правило 5. Предоставьте ребенку возможность любой эмоциональной разрядки. В первые несколько дней ребенок ведет себя скованно, сдержанно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо “выпускать” эмоции в привычной домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или очень быстро бегает – это ему необходимо.
В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, нужно обязательно посоветоваться с психологом.
Мнение детского психолога Жанна Алешкович: «Стоит рассматривать каждого ребенка индивидуально»
– Если ребенок редко оставался с другими людьми, кроме мамы и папы, то, конечно, ему будет сложно адаптироваться быстро в детском саду. Потому не стоит его рано отдавать в садик, а следует сначала развить в его понимании эмоционально-положительную цепочку «расставание с мамой – воссоединение».
Могут помочь встречи с родственниками, развивающие занятия без родителей и т.п. Тогда ребенку будет проще воспринять расставание с мамой, ведь он будет понимать, что хоть мама его оставила, она обязательно за ним вернется.
Как понять, что ребенок готов пойти в садик? Такой малыш тянется к другим детям на площадке, хочет играть с ними, а не с мамой, начинает общаться с детьми, меняясь игрушками, и т.п. Т.е. его круг интересов больше не ограничивается игрой с мамой, а требует большего пространства.
Это говорит о том, что ему будет интересно в саду, ведь там для него откроется совсем другой мир с новыми играми и людями.
Ирина Ивлиева
Частный или муниципальный
Конечно, государственные сады отличаются от частных, прежде всего самим подходом к ребенку и родителям. На практике это значит, что с частным садом больше шансов, что вам пойдут навстречу — в еде, игрушках, развлечениях, режиме дня. Например, если вам надо, чтобы ребенок ел домашнюю еду, не ел мяса, спал или чтобы у вас была возможность забрать его позже, то с частным садом больше шансов это реализовать. Во всяком случае, вы можете выбрать именно такой вариант.
В отличии от частного детского сада государственный сад редко можно выбрать. Но если родители могут не отправлять ребенка в три года и есть возможность подождать до 4 лет, то можно дождаться места именно в том государственном саду, который подходит ребенку больше всего.
Как выбрать хороший детский сад?
-
Посмотреть отзывы в интернете. Отзывы проще получить в интернете или из первых рук, поговорив с родителями, которые водят своих детей в конкретный сад. В интернете можно пользоваться сайтами типа «Отзовик», изучить сайт городского департамента образования или найти в соцсетях группу своего микрорайона и бросить там клич.
-
Спросить у других родителей. Еще лучше погулять рядом с садиком, на который вы засматриваетесь, и поговорить с родителями: большой шанс, что вы найдете нужных родителей и узнаете неприукрашенную правду.
-
Смотреть на близость к дому. Хотя хороший детский сад может находиться в любой точке города, для ребенка долгая дорога может стать стрессом. Лучше начинать с детского сада рядом с домом: так ребенок сможет общаться с ребятами из детского сада не только там, а может вообще встретить в группе уже знакомых ребят с детских площадок.
-
Смотреть на близость к работе. Еще один вариант — садик рядом с работой. Так будет проще забирать в ребенка в экстренных ситуациях, например, если отключат воду в детском саду или у ребенка .
-
Изучить программу. Многие родители не обращают внимания на образовательную программу, но лучше ее почитать — найти ее можно на сайте детского сада. Сейчас детские сады часто включают в себя элементы нетрадиционных педагогических подходов, например, , реджио и других. Изучив программу, вы поймете, на чем ставят акцент педагоги: на общении, развитии самостоятельности, физическом воспитании, обучении в определенном направлении.
-
Познакомиться с воспитателями. Это самое сложное — в детских садах редко бывают дни открытых дверей. Но можно изучать сайт и социальные сети детского сада, узнавать информацию о педагогах, чтобы понять их опыт, ценности, коммуникативные навыки. Можно погулять рядом с детским садом во время детских прогулок и посмотреть, как педагог общается с детьми и общается ли вообще.
-
Пройти экскурсию по саду. Это сделать проще — можно прийти в детский сад и рассказать о том, что вы хотите отправить сюда ребенка. Скорее всего заведующий садом не откажет вам: им тоже на руку познакомиться с родителями и узнать ребенка. Лучше всего это делать во время прогулки, так вы сможете посмотреть группы.
-
Спрашивать у ребенка. Конечно, он не разбирается в тонкостях и не читает отзывы, но может отреагировать эмоционально. Если его что-то пугает на территории детского сада или не нравятся воспитатели, которых вы ему показали — то это повод хоть немного, но задуматься.
Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?
Опрошенные родители отмечают, что причиной для смены детского сада для них могут стать неприязнь ребёнка к воспитателю, плохая программа развития, плохое отношение к ребёнку, конфликт ребёнка с другими детьми или конфликт самих родителей с воспитателями.
Результаты опроса Informburo.kz
Смена детского сада – стресс, ведь ребёнку снова придётся адаптироваться к новым условиям. Стоит убедиться, что ребёнок действительно чувствует себя в саду некомфортно и смена детского сада ему необходима, иначе можно только умножить его беспокойство.
Если привычный уклад жизни ребёнка не менялся последние 2-3 месяца, но вы замечаете симптомы стресса, то, вероятнее всего, он связан с детским садом. Это могут быть вялость, агрессия, тревога, плаксивость, капризность, изменения в речи вроде запинок и заикания, энурез.
Наталия Закирьянова рассказывает, как убедиться, что проблема именно в детском саду: «Предложите ребёнку поиграть в детский садик
Обратите внимание, с интересом ли он соглашается на игру, присутствуют ли в игре неблагополучные сюжеты. Отслеживайте, есть ли проявления негатива в рисунках, лепке и другом творчестве
Помните, что период адаптации не отражает отношение ребёнка к садику. Многие дети не хотят утром идти в детский сад, однако в группе с удовольствием вовлекаются в игры, зарядку, занятия и общение. Если вас тревожит выбор садика, то стоит понаблюдать, как ребёнок ведет себя и как общается со сверстниками и воспитателем. Наталия Закирьянова рекомендует присмотреться к выражению лица, мимике, жестам малыша. Не предупреждайте персонал о своём визите и встаньте так, чтобы ребёнок вас не видел.
Если вы видите, что ребёнок плохо и долго привыкает к детскому саду, встревожен, ему некомфортно – это причина сменить детский сад. «Сложно найти детский сад, который соответствует всем условиям. Определите ваши приоритеты и оцените ситуацию такой, как она есть. Постарайтесь сразу выбирать из того, что соответствует вашим возможностями и нуждам ребёнка, чтобы не возникло необходимости снова менять детский сад», – рекомендует Наталия Закирьянова.
«Мест нет!»
Решать, в какой детский сад пойдёт ваш ребёнок, нужно заблаговременно. И не за месяц или за год до знаменательного события, а лучше сразу после рождения крохи
Но знайте, что времени на раздумья у вас не так уж и много. Оказывается, несмотря на то, что помимо государственных детских садов открылось много частных, не у всех и не всегда получается попасть именно в тот, который пришёлся по душе. Причина банальна – нет мест. Вот поэтому вполне разумным будет подумать заранее о том, в какой детский сад пойдёт ваш ребёнок. Пусть вас не удивляет, что некоторые мамы-папы, только недавно ставшие таковыми, уже беспокоятся и наводят справки о детсадах, расположенных поблизости от их дома. Чем раньше вы определитесь и запишетесь в понравившееся дошкольное учреждение, тем больше у вас шансов, что именно в него в итоге и будет ходить ваш малыш.
Какой детский сад выбрать
Для начала определитесь, в какой детский садик вы хотите отдать своего малыша.
Государственный садик
обычно находится недалеко от вашего дома, возможно, вы сами когда-то посещали его. В такие садики детей часто записывают сразу после рождения, потому что очередь обычно подходит не раньше, чем через три-четыре года. Государственные садики работают по стандартной программе, утвержденной министерством образования. В них принимают детей по району проживания, в группе может быть больше 25 детей
Финансирование этих учреждений минимальное, поэтому не стоит рассчитывать на слишком разнообразное меню и большое количество игрушек.
Частные детские садики
привлекают потенциальных клиентов новыми игрушками, качественной отделкой помещений, разнообразием методических пособий, предназначенных для развития ребенка, а также вкусной едой, маленькими группами, где воспитатель уделит внимание каждому. В такой садик берут независимо от места жительства, однако цена за услуги такого садика высокая.
Ведомственные детские садики
– отдельная категория
Их любят называть элитными из-за того, что попасть сюда посторонним очень сложно. Такие садики находятся в ведомстве какого-либо учреждения или предприятия и созданы специально для детей сотрудников. Они более ухожены по сравнению с государственными, в таких заведениях нередко бывают свои особенности воспитательного процесса. Своим сотрудникам садик предоставляет существенную скидку, тогда как для посторонних цена может быть такая же высокая, как у частного садика.
Четыре типа детских садов
В каждом детском саду программа обучения и развития детей своя
Для начала вы должны будете решить, какой тип детского сада соответствует не только вашим требованиям, но и вашим финансовым возможностям. Ведь, как понимаете, чем комфортнее в саду условия, чем лучше питание, чем качественнее образовательный процесс и чем разнообразнее досуг, тем дороже это будет стоить.
Таблица поможет вам разобраться, что будет более приоритетным именно в вашей конкретно ситуации.
Домашние детские сады отличаются от других своей тёплой атмосферой, домашним уютом и небольшим количеством детей в группах
Таблица «Типы детских садов»
Типы детских садов
Особенности
Плюсы
Минусы
Муниципальные
• Целиком и полностью находятся под контролем Депертамента образования. • Бывают 12-часовые, 14-часовые и круглосуточные. • Работают по единой общеобразовательной программе, утверждённой для всех муниципальных детских садов страны.
• Небольшая стоимость. • Близость к дому. • Существуют категории льготников (матери-одиночки, многодетные семьи, вдовы и т.д.).
• Слишком большая наполненность групп. • Часто не хватает персонала. • Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку. • Большие очереди на зачисление. Нужно записывать ребёнка в детский сад с самого его рождения. • Нет разнообразия в питании. • Дополнительные взносы в фонд сада, группы и т.п.
Ведомственные
• Департаментом образования напрямую не контролируются. • Их образовательные программы и порядки определяются организациями, в чьем ведомстве такие детские сады находятся. • Ведомственных садов сейчас немного, и количество их постепенно сокращается.
• Сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальными детскими садами) количество детей в группах. • Продуманное, сбалансированное меню. • Более комфортные условия пребывания детей, которые зависят от того, насколько хорошо обеспечивается социальная база организаций или предприятий, в чьём ведомстве детские сады находятся. • Работают, обычно, дольше (до 20-21 ч.). А иногда и круглосуточно. • Для детей работников предприятия – значительные скидки.
• Оплата значительно выше, чем за муниципальный детский сад. • Сложности с зачислением детей «со стороны».
Частные
• Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.
• Небольшое количество детей в группах – около 10-12 человек. • Индивидуальный подход к каждому ребёнку. • Возможность регулярных занятий с логопедом, психологом. • Родители имеют право влиять на учебный процесс. • Разнообразное и вкусное питание. • График работы – чаще с 7-00 и до 21-00. Или круглосуточно. • Многие частные детсады работают по системе «детский сад – школа».
• Высокая стоимость.
Домашние
• Контролируются так же, как и частные. • Разница состоит в количестве детей, которых в домашнем детском саду бывает, в основном, не более 7-8 человек
• Организовывают такие сады чаще семейные пары, оборудовав под игровую и спальню часть своих жилых помещений.
• Забота и внимание, индивидуальный подход. • Отсутствие травматизма
• Условия, приближенные к домашним. • Наполненность групп самая маленькая (от 3 до 8 человек). • Питание сбалансированное, разнообразное, домашнее. • Гибкий график работы.
• Очень высокая оплата.
Какие вопросы следует задать руководству садика
Вопросы руководству можно задавать абсолютно любые, поскольку отдавая кроху на воспитание, вам же не безразлично, как и чему там научат. Перед походом в садик желательно составить свой список вопросов. В случае если на ум не приходит о чем стоило бы спросить, предлагается список важных вопросов.
- График работы. Детские сады могут работать полный/неполный рабочий день. Рекомендуется уточнить возможность посещения на полдня или несколько часов. Условия, если будете забирать ребенка раньше или позже. Во многих садах от этого зависит конечная стоимость пребывания. Надо ли писать заявления на случай долгого отсутствия. Когда нужна справка по болезни.
- Способности ребенка. Должны ли быть определенные навыки (речь, самостоятельность, приучение к горшку).
- Какая методика воспитания?
- Есть ли в штате медицинский сотрудник, какая у него квалификация? Проводятся ли осмотры детей, как часто и как тщательно. Многие мамы жалуются, что в группу водят заболевших детей. Это также важный момент.
- Какой распорядок дня? Есть ли утренняя зарядка, режим обучения, режим сна и отдыха.
- Питание ребенка. Как составлено меню, можно ли зайти на кухню и посмотреть работу поваров. Привозная еда или в штате есть повар? Если ребенок аллергик — можно использовать индивидуальное меню или корректировки.
- Находится ли постоянно в группе няня или второй воспитатель. Если в только один воспитатель, подумайте стоит ли отдавать туда ребенка.
- Есть ли в штате логопед или психолог. На каких условиях они занимаются с детьми.
- Узнайте заранее о проводимых дополнительных мероприятиях в саду — праздники, спортивные соревнования и т.п.
- Изучите лицензию и устав.
- Четко расспросите какие документы необходимы для поступления.
Основные критерии отбора детского сада
Для начала обратите внимание, где находится детский сад. Отдельное здание предпочтительнее, чем первый этаж жилого дома
Нежелательно, если территория на которой гуляют дети, выходит непосредственно на улицу, а не во двор.
Отметьте, чисто ли около садика, огорожен ли он забором с закрывающейся калиткой, или по территории могут спокойно перемещаться все желающие, в том числе и «собачники».
Обратите внимание на наличие в садике охраны.
Достаточно ли на территории зелени, есть ли качели, горки, лестницы для лазания.
Понаблюдайте за гуляющими детьми: не кричат ли на них воспитатели, организовывают ли они игры, не ограничивают ли двигательную активность детей.
Обратите внимание на наличие в помещении отдельной спальни, есть ли в садике спортивный зал.
Посмотрите, достаточно ли в группе игрушек и хорошего ли они качества, есть ли в распоряжении воспитателей современные дидактические материалы и учебные пособия.
Познакомьтесь с персоналом (врачом, воспитателем, нянечкой), посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок.
Познакомьтесь с заведующей садиком
Очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.
Вот один вариант: во главе садика — прекрасный педагог , любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах. В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование — детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка — откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.
Второй вариант: заведующая — прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика — на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом — достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках — не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.
Третий вариант — счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама «пристраивала» в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала — детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год — непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось — работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.
Признаки хорошего садика
Для каждого родителя может быть свой особенный набор признаков, по которым можно причислить садик к категории «хороший».
Но, как правило, есть ряд признаков, которые называют, так или иначе, почти все родители:
- Воспитатели и педагоги – доброжелательные, любящие детей, не допускающие грубого и оскорбительного обращения, использующие последовательность в принципах воспитания, умеющие и желающие найти подход в любой конфликтной ситуации, умеющие уговаривать детей, а не заставлять, прислушивающиеся к мнению родителей.
- Помещения сада должны быть чистые и ухоженные, группа разделена на несколько зон – игровую, для питания, для занятий, для сна.
- Территория сада хорошо благоустроена и убрана, огорожена.
- Для прогулок отводится достаточное количество времени, а площадка для прогулок хорошо оборудована – есть песочница, навес, игрушки.
- У детей есть время на свободную игру – именно в это время дети учатся договариваться друг с другом, ссориться и мириться, развивают воображение, играя в ролевые игры.
- Детей хорошо кормят.
- Дети часто делают какие-то поделки – рисунки, аппликацию, лепят из пластилина.
- Есть дополнительные занятия, детские утренники хорошо организованы и отрепетированы.
Присмотритесь к педагогическому коллективу
Самое важное в детском саду — люди, которые руководят воспитательным процессом. «Воспитатели, педагогический состав и, в особенности, директор должны быть ориентированы на индивидуально-психологические особенности детей и отталкиваться от индивидуальности каждого конкретного ребёнка», — говорит детский психолог Алексей Кравченко
Детский и семейный психолог Алина Алексанянц рекомендует начать с разговора с руководством детского сада. «Перефразируя известную пословицу про рыбу, садик “цветёт” с заведующей. Этот человек — часто голова, душа и сердце организации», — рассуждает Алексанянц. Родители в разговоре с заведующей должны найти отклик и понимание, а смыслы и ценности, которые транслируются руководством сада, должны совпасть с их ожиданиями, подчёркивает психолог.
По словам Кравченко, в детском саду также должны работать узкие специалисты: детский психолог, логопед и дефектолог. «Психолог может продиагностировать ребёнка, понять особенности его развития и выявить наличие у него проблем медицинского характера, связанных с психикой — желательно, чтобы у специалиста была квалификация по клинической психологии», — объясняет эксперт. Реализовать программу, назначенную психологом, может дефектолог. А логопед сможет поставить ребёнку хорошую речь, которая необходима для развития его личности и мышления, заключает Кравченко.