Сепарация

Как психолог помог Даниилу и его семье?

Сеансы семейной психотерапии дали очень хорошие результаты. В начале работы разбиралась подоплёка поведения подростка и семейное взаимодействие, которое было описано выше. Далее предстояло изменить устоявшиеся способы поведения

На что психолог обращал особое внимание?

  1. Очень много пришлось поработать с самим молодым человеком. Специалист помог Даниилу отпустить детскую модель поведения и начать вести себя иначе. Постепенно подросток стал осознавать ответственность, лежащую на нём, и отвечать за свои поступки перед обществом. Это очень помогло Даниилу, когда пришло время всей компанией просить прощения у избитого парня.
  2. Был создан индивидуальный «моральный кодекс» Даниила — путем анализа и разбора множества жизненных ситуаций, формирования умения поставить себя на место другого и развития эмпатии. У молодого человека появилась личная потребность вести себя согласно общественным нормам и правилам. Теперь у него был свой собственный, внутренний цензор.
  3. Огромная работа была проделана и с родителями Даниила. Психолог помог им осознать ошибки, которые они совершили в воспитании. Это и задабривание ребёнка подарками, и неуважение к авторитету друг друга, и неправильная реакция на проступки… Для родителей было настоящим шоком и открытием узнать, что во многом причина такого поведения сына — в них самих.

В общении со своим отпрыском они стали больше времени и внимания уделять ему, когда всё было хорошо, и меньше – когда имели место быть нежелательные поступки. Таким образом, удалось сломать устоявшуюся модель семейного взаимодействия. Теперь Даниилу было выгодно вести себя социально приемлемым образом, а не создавать проблемы.

Подытоживая, хочется сказать, что родители очень вовремя решили прибегнуть к психотерапии. Конечно, лучше бы им сделать это раньше, но можно точно сказать, что это уберегло их ребёнка от многих трудностей и проблем, которые могли возникнуть в будущем.

  • 4 модели поведения ребёнка, растущего в сложной семейной обстановке
  • Как ребёнок-отличник, повзрослев, довёл себя до нервного срыва
  • Ребёнок-невидимка: как детская модель поведения обернулась проблемами во взрослой жизни
  • Каких проблем ждать, когда ребёнок-шут вырос?

Что скрывается за бунтом и протестом?

Родители должны знать, что хулиганство — одна из четырёх моделей детского поведения, главная цель которой — привлечение внимания. Ребёнок начинает хулиганить потому, что ему не хватает внимания и заботы, или же потому, что в семье происходит что-то нехорошее, против чего он таким образом протестует.

В ходе семейной психотерапии выяснилось, что Даниил большую часть времени проводил сначала в детском саду, а затем в школе. Оба родителя много работали, бабушки и дедушки жили далеко, поэтому логично предположить, что на ребёнка времени и сил категорически не хватало. Еще одним важным моментом, которые родители увидели и признали только после обращения к психологу, был их способ реагирования на поступки своего чада. Коротко это можно обозначить так: «Когда сын что-либо натворит, мы берёмся за него, много беседуем, начинаем контролировать. Как только все улаживается – снова оставляем его в покое».

Своими проделками Даниил словно говорил: «Я веду себя так, потому что вы не обращаете на меня внимания. Вот и пусть вам будет за меня стыдно!»

Так уж мы устроены, что для подсознания нет разницы: положительное или отрицательное внимание мы получаем. Вот почему даже хорошая трёпка бывает лучше равнодушного молчания

А для Даниила хулиганское поведение стало тем самым подсознательным механизмом, который позволял получить хоть какое-то подтверждение тому, что его родители беспокоятся за него, что они готовы бросать всё и заниматься его проблемами.

В ходе психологической работы Даниил пришёл к выводу, что чаще всего он совершал проступки, когда испытывал тревогу, чувствовал себя покинутым, никому не нужным и даже лишним.

Родители же искренне не понимали, чего не хватает их чаду, работали ещё больше, чтобы задобрить мальчика дорогими подарками. Психолог обнаружил целый ряд ошибок в их поведении. Так, к примеру, мать Даниила не поддерживала авторитет его отца, отменяя его решения и открыто проявляя неуважение. Родители не действовали в единстве, и Даниил очень быстро научился лавировать между суровой строгостью отца и излишней мягкостью матери.

Кроме того, родители были непоследовательны в своих требованиях. Например, сначала выставлялось условие, что спать можно идти только со сделанными уроками. Когда же к 12 ночи Даниил ухитрялся не выучить и половины, его отправляли спать с условием, что он обязан подняться в 6 утра. В 6 утра вытащить мальчишку из постели не представлялось возможным и его оставляли в покое. И так во всём. Поэтому к 15 годам подросток был уверен, что требования родителей выполнять совершенно не обязательно и всегда можно найти обходной путь.

В итоге это привело к тому, что мальчик лишился авторитетов, морально-нравственные нормы и правила не были сформированы, а эффективным механизмом получения родительского внимания было нарушение требований и запретов. В конце концов он полностью вышел из-под контроля родителей. Даниил считал себя взрослым человеком, но его поступки свидетельствовали о прямо противоположном.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается, лишь при тяжелой и глобокой умственной отсталостью;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Агрессия и ярость

Неконтролируемые вспышки агрессии характерны двухлетнему возрасту, и к трем годам, как правило, ребенок уже умеет себя контролировать и становится более спокойным

Родителям важно осознать, что малыш сам пугается своего агрессивного поведения, и лучший способ его успокоить – это крепко обнять, поцеловать, прошептать ласковые слова

Как себя вести взрослым, если двухлетка начинает проявлять агрессию:

  • Не повышать голос, не кричать, говорить спокойным тоном.
  • В сам момент агрессии проводить воспитательные беседы бесполезно.
  • Подождите, пока малыш успокоится, опуститесь на пол, чтобы ваше лицо было на уровне ребенка, обнимите и приласкайте его.
  • Не обсуждайте при двухлетке с кем-то другим то, что произошло.
  • Не критикуйте, не ругайте малыша.

Чтобы подавить агрессию в поведении, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Научите ребенка выражать словами то, что он чувствует. Проговаривайте каждую эмоцию: «Я вижу, что ты злишься, и это нормально. Сейчас все негативные эмоции выплеснутся, и ты успокоишься, правда?».
  2. Чаще играйте с малышом в ролевые игры. С помощью кукол или мягких игрушек покажите, что можно спокойно решать многие проблемы.
  3. Пускай малыш чаще занимается творческими играми: рисует, лепит, мастерит несложные поделки с помощью взрослых.
  4. Двухлетке нужно больше двигаться, чтобы выплескивать свои эмоции. Чаще гуляйте на свежем воздухе, делайте зарядку, занимайтесь вместе спортом.

Это всё потому, что сексуальных отношений не существует?

В вышеприведенном случае страдание было сосредоточено вокруг сексуальных, несуществующих, отношений — и ложное удовлетворение невроза любовью в переносе было для Фрейда лучшим доказательством того, что человеческое существо больше всего больно своим полом.

У Лакана перенос служит доказательством того, что любовь компенсирует отсутствие сексуальных отношений. Под формулой «отсутствие сексуальных отношений» в психоанализе понимают вопрос на месте любой заранее обусловленной связи между полами. Травма сексуальности для каждого субъекта индивидуальна. Не существует никакого рецепта счастливой любви, отношений, жизни. Каждый из нас выдумывает свой способ — выдумка субъекта, по сути, и есть его симптом. И симптом психоанализа отличается от симптома в медицинской клинике, так как это конституирующая особенность каждого, но тем не менее он может приводить и приводит к страданию.

Мой ребенок общается или просит что-либо с помощью крика или плача.

Такое поведение очень типично для детей этого возраста. За все эти крики, истерики, вспышки гнева, плач их и называют «ужасными двухлетками». Часто это встречается в ситуации, когда ребенок не может получить то, что он хочет, будь то игрушка другого малыша, телепередача или качели, занятые кем-то еще. Ребенок начинает кричать, реветь, топать ногами, плакать — родителей это часто обескураживает, и всё, что они могут сделать в этот момент — пытаться любым способом, даже с помощью криков, успокоить свое чадо

С помощью такой вспышки гнева дети пытаются привлечь внимание взрослых

Вне зависимости от причин подобного поведения, родителям важно: 

Не сдаваться. Когда ребенок что-то требует с помощью крика или слез, давать то, что он желает, нельзя. Этим вы только поощряете подобную форму поведения, поскольку малыш будет понимать, что таким образом он достигает желаемой цели. Не сдавайтесь и не потакайте, даже если это случается на публике и на вас будут смотреть окружающие и даже что-то комментировать. Помните, что воспитание вашего ребёнка зависит только от вас и никто не вправе вам указывать.

Успокоить. Если малыш начинает реветь и кричать, скажите ему мягко, но при этом твёрдо: «Я не слышу тебя, когда ты просишь таким образом. Когда ты немного успокоишься, объясни мне, что происходит и что ты хочешь». Хотя сказать это кажется так просто, многие родители предпочитают вместо этого дать ребёнку то, что он хочет. Тем не менее если мы дадим малышу возможность успокоиться, он сможет объяснить, что происходит.

Выслушать и объяснить. Как только малыш успокоится, он начнет говорить

Очень важно наклониться к ребенку, чтобы он понимал, что его слушают и уделяют все внимание. Если вы не можете дать ему желаемое, спокойно объясните причину и постарайтесь переключить внимание малыша на другое занятие. Если он снова начнет кричать и плакать, повторите предыдущий шаг

Если он снова начнет кричать и плакать, повторите предыдущий шаг.

Проанализировать. Родителям необходимо анализировать свое поведение и отношение к ребенку. Такие вспышки гнева случаются у детей, когда они испытывают недостаток внимания. Задумайтесь: достаточно ли вы проводите с малышом времени, не чувствует ли он себя подавленно из-за появления на свет брата или сестры, не слишком ли долго вы «зависаете» в интернете или мобильном телефоне при ребенке и т. д.

Проверять. Кроме родителей, малыш постоянно контактирует со многими другими взрослыми — бабушками и дедушками, нянями, воспитателями и т. п

Очень важно, чтобы все окружающие ребенка взрослые придерживались единой линии поведения. Если кто-то из взрослых будет потакать ребенку и поощрять его истерики, давая желаемое, искоренить подобное поведение будет гораздо сложнее: малыш будет знать, что это «работает» и попытается себя так вести и с остальными взрослыми

История Даниила

15-летний Даниил пришёл к психологу со своими родителями, которые всерьёз опасались за будущее сына. До окончания школы оставалось всего два года, а сын «как был шалопаем, так и остался».

Проблемы с дисциплиной у Даниила начались ещё в начальной школе, точнее, именно тогда это стало острым поводом для беспокойства взрослых. Родителей то и дело приглашали в школу. То он разбил люстру, то с кем-то подрался, то спрятал учебники одноклассников… Поначалу родителей Даниила всё это шокировало: ведь до школы это был очень хороший ребёнок. Бывали, конечно, и в детском саду проблемы, но ведь это же мальчик! Все мальчики хулиганят!

У Даниила было всё, о чём только может мечтать ребёнок: большая комната, кучи игрушек, поездки в Диснейленд, квадрациклы-мопеды и т.п. Родители хотели дать своему ребёнку всё самое лучшее, поэтому много работали ради его благополучия и большого будущего.

Ближе к подростковому возрасту Даниил начал бунтовать даже против требований отца. Он словно бы потерял авторитет в его глазах. Так, к примеру, подросток стал уходить и приходить тогда, когда ему вздумается. В 12 лет Даниил начал баловаться с сигаретами, а в 14 он впервые пришёл домой подвыпивший.

Родители просто «с ума сходили»: единственный ребёнок, которому они постарались дать всё, выбрал кривую дорожку и закончиться это может чем угодно! Они испробовали разные способы, пытались его чем-то заинтересовать, отбить от плохой компании, замотивировать на что-то хорошее, но результат всегда был один. Даниил всё воспринимал в штыки и открыто протестовал против их попыток изменить ситуацию.

Но в 15 лет с Даниилом произошло нечто такое, что напугало даже его. Как-то вечером компания, с которой он дружил, решила отомстить одному парню. Конфликт, как и часто бывает, был из-за девчонки, и всё бы ничего, если бы стычка не переросла в групповое избиение. Избитого парня госпитализировали в тяжёлом состоянии, по словам врачей, ещё несколько ударов в живот и спасать было бы некого.

Участников драки быстро вычислила полиция. И, хотя Даниил не участвовал непосредственно в избиении, ему тоже пришлось выдержать несколько многочасовых допросов у следователя. Ситуация была серьёзная, поскольку доказать его непричастность было крайне тяжело.

Наверное, впервые за много лет Даниил испугался настолько серьёзно, что честно рассказал о своей проблеме родителям, и те решили воспользоваться ситуацией, чтобы исправить сына, вернуть его на прямой путь. Так семья попала в наш центр.

Если психоанализ не лечит, то в чем соль?

Как пишет Лакан, в практике психоанализа психоаналитик должен остерегаться злоупотребления желанием исцелить. Мы находим следы этого размышления в ранних семинарах Лакана, а наиболее радикальную формулировку можно прочитать в семинаре «Этика психоанализа». Желание вылечиться «по природе своей сбивает нас с пути и — сбивает с ног в мгновение ока». Желание вылечиться может сразу же ухудшить ситуацию. Лакан считает, что лучше «обозначить желание психоаналитика как нежелание лечить». Исторические предпосылки такого заявления заключаются в трансформации теории психоаналитического акта.

Изначально психоанализ основывался на речи, на символизации, излечивающей субъекта самим опытом свободного говорения и слушания. Исцеление понималось как путешествие в сторону нового значения болезненного симптома. Позже, в семинаре «Тревога», Лакан развенчивает свой первый аргумент, говоря о том, что исцеление является побочным эффектом анализа, и вводя в опыт измерение ошибки. Именно в определенной неудаче субъект моментально находит реальность своего бессознательного. В дальнейшем Лакан заменит упомянутую вначале заботу об исцелении субъекта более тонкой формулировкой «улучшить положение субъекта».

Общие сведения о болезни

Потница – это воспалительное заболевание, которое возникает в результате закупорки протоков потовых желез. Таким способом организм реагирует на нарушение процессов выделения и испарения пота.

Чрезмерная секреция возникает при повышенных температурах. Когда ребенку жарко, железы работают слишком интенсивно и выделяют лишний секрет. Если при этом влаге некуда испаряться, соли начинают агрессивно влиять на кожу и вызывают раздражение. Чем дольше длится такой процесс, тем сильнее проявляется сыпь, покраснение.

Это крайне распространенная патология, которая в том или ином возрасте возникает практически у каждого ребенка.Но тот факт, что чаще других детей с ней сталкиваются новорожденные, связан с тем, что у грудного ребенка кожа максимально тонкая, а центр терморегуляции еще не работает так, как нужно. Поэтому такой ребенок чаще перегревается, переохлаждается и страдает от кожных воспалений.

Протоки желез, которые выделяют пот, у грудничков еще окончательно не сформированы и поэтому довольно узкие. При перегреве через суженные ходы пот не успевает вовремя выходить на поверхность и застаивается в них. В результате возникает воспаление желез и протоков, на теле появляются опрелости. Они крайне опасны, так как создают благоприятную среду для развития бактерий, инфекций и прочих осложнений.

Что происходит на самом деле

Узнали это явление? Вам такое поведение знакомо? Если нет, то знакомьтесь — это стадия сепарации-индивидуации. Ребенок отделяется от матери и опирается на свои достижения.

Если на предыдущем этапе ребенок воспринимает маму как продолжение себя, то в этом этапе он начинает понимать, что он сам по себе. Мой сынуля, когда у него не получалось прикрепить к машине прицеп, оглядывался по сторонам, брал мою руку и ожидал пока я все сделаю.

Так из-за чего произошла у него такая катастрофа? Из-за той же машины, только в этот раз он уже не обращается к маминой руке, как к своей дополнительной, а хотел сделать САМ. Только желания немного опережают возможности. И все горе было от осознания, что он не может сделать это сам.

Это очень важный этап развития ребенка. Здесь формируется фундамент самостоятельной личности, умение проявлять активность. Формируется вера в себя. Процент ощущения «Я — победитель!» должен стать больше чем «Я — проиграл».

Что я делаю в такой ситуации, как себя веду.

Я присутствую, сохраняя спокойствие, сопереживая ребенку, ведь у него настоящее горе. Ожидаю когда у него появится момент готовности обратиться ко мне и успокоиться.

Когда он будет спокоен я говорю с ним о случившемся.

Основное послание к ребенку от мамы в этот момент: «Ты молодец! Ты уже многое умеешь делать. Но ещё не все. Ты немного ещё подрастешь станешь сильнее и у тебя все получится. Я всегда буду рядом. Я тебе помогу».

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без проблем приучить ребенка к горшку: 15 простых правил

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Главная ошибка в воспитании ребенка: вы слишком много хотите от трехлетки

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Почему ребенок не отпускает маму ни на шаг

Страдает тело, страдаю я, страдают все

С точки зрения психоанализа человеческое тело стремится к гомеостазу и здоровью, к социальной агрегации/интеграции, ровно так же, как стремится к наслаждению самим собой. Это мерцающее наслаждение языка и речи. В середине 1960-х годов Лакан в уже цитированном здесь тексте подчеркивал, что Фрейд изобрел психоанализ как межу в медицине, чтобы выявить связь между телом как биологической машиной и наслаждающимся телом.

Вообще, для клинициста это очень похоже на рукопашный бой. Наслаждающийся самим собой — телом и своим симптомом, субъект интересуется вопросом исцеления. Медицина подпитывает аппетиты современного субъекта к возможному знанию, говорит за субъекта, что с ним не так и почему он болен, иногда даже покушаясь на знание того, каково на самом деле субъективное значение его болезни или симптома.

Причины возникновения

С жалобами на потницу у малыша чаще всего к врачам обращаются родители, которые не придерживаются базовых правил ухода за ребенком: каждый день купают его с мылом, чрезмерно укутывают без учета реальной температуры окружающей среды. В группе риска также дети с кожной аллергией, сахарным диабетом, рахитом, себорейным дерматитом или частой диареей. Особо подвержены риску развития высыпаний пухлые малыши с лишним весом и на искусственном вскармливании.

Среди прочих причин развития потницы у детей выделяют:

  • несоблюдение нормального температурного режима;
  • слишком жаркая, тесная одежда или обувь, которая не пропускает воздух и не создает естественной вентиляции;
  • чрезмерное использование косметических средств для кожи, которые нарушают кислотный баланс и вызывают повышенную чувствительность (мыла, детских кремов, масел и др.);
  • редкая смена подгузников или их низкое качество, недостаточность ухода;
  • вирусные болезни, которые сопровождаются повышенной температурой.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. 

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Если уход пациента травмирует: наиболее частые ошибки

Самая распространенная ошибка, которая вызывает у многих психотерапевтов панический страх перед потерей очередного пациента — это стремление дать ему быстрые результаты по запросу. Внутрипсихические процессы не могут быть ускорены искусственным путем, а логическая интерпретация не помогает устранить травматическую фиксацию или донести до сознания вытесненное переживание. Работа может идти медленно, и нетерпеливые клиенты могут высказывать недовольство. Задача психотерапевта — не пытаться с чувством вины всеми силами удовлетворить запрос клиента в момент «здесь и сейчас», а помочь ему проработать его чувства недовольства, нетерпения, раздражения.
Существуют пациенты, не настроенные на долгосрочную работу. Они стремятся решить свои проблемы быстро и безболезненно, отказываясь от всяческой ответственности за результаты терапии. В этом случае терапевт может также столкнуться с серьезным чувством вины перед уходящим пациентом, так как пациент вербально или невербально обвиняет его в невыполненных обязательствах и недостаточной профессиональной компетентности. Здесь снова стоит вспомнить о рамках сеттинга, объясняя которые, терапевт должен разделить ответственность с клиентом

Очень важно, чтобы клиент осознал, что ровно половина ответственности за дальнейший успех терапии лежит на нем.
Наконец, существенной ошибкой терапевта является непроработанный контрперенос. Единственным способом избежать этого являются своевременные супервизии клинических случаев

Супервизия — обязательный спутник практикующего психотерапевта, независимо от опыта работы и уровня профессионализма. Она в равной степени необходима и начинающим специалистам, и опытным психологам, которые успешно работают на протяжении многих лет. Только с помощью грамотной супервизии можно распознать непроработанные отношения трансфера в терапии, из-за которых и возникает непреодолимый страх потери клиента, защититься от профессионального выгорания, обезопасить собственную профессиональную идентичность.

Мой ребенок не понимает слово «нет», и, если ему отказывают в чем-то, падает на пол и бьется в истерике.

Этот тип поведения связан с правилом, которое мы рассмотрели в начале статьи: важно объяснить ребенку, что жизнь не всегда справедлива и что мы не всегда получаем то, что желаем. В младенчестве дети привыкают к тому, что их потребности немедленно удовлетворяются: если они хотят есть, то начинают плакать и получают еду

По мере взросления двухлеткам сложно осознать, что иногда нужно подождать, или что им не могут дать то, что они просят. Это приводит к сильному разочарованию. Эту привычку получать немедленное удовлетворение базовых потребностей дети переносят и на все остальное — игрушки, игры и развлечения и пр. И когда эта потребность, которая не является необходимостью, не удовлетворяется, ребенок закатывает истерику. Какова бы ни была причина истерик, они устраняются путем перенаправления поведения ребенка в сторону более адаптивного и здорового эмоционального выражения.

Как действовать в различных ситуациях и какие техники помогут установить порядок в доме

Развитие самостоятельности ребенка и пластичность его мозга зависят, главным образом, от первых нескольких лет его жизни, окружения, социальной и эмоциональной среды, которые способствуют не только удовлетворению его потребностей, но и максимальному развитию способностей. Это может подавлять и вызывать беспокойство у родителей, поскольку мы чувствуем свою ответственность и боимся причинить вред, ведь мы хотим для своих детей всего самого лучшего. Такие мысли абсолютно нормальны — все мы люди и можем совершать ошибки. Мы рассмотрим типичное поведение детей 2-3-летнего возраста, а также обсудим, как лучше всего с ними обращаться. Но прежде вспомним несколько основных правил, которых в целом необходимо придерживаться при воспитании детей.

У всех есть обязанности. Детям с самого раннего возраста нужно показывать, что их вклад и участие очень важны: пусть помогают убрать со стола, собирают игрушки и т. д. Ребенок ощущает себя нужным и защищенным. Когда малыш чувствует себя полезным семье, это помогает снизить проявление характерного для двухлетних детей поведения (истерики, крики и гнев).

Уважение взаимно

Очень важно с самого раннего возраста подавать детям пример. Если ваш сын или дочь хотят что-то вам сообщить, прервите свои дела и внимательно выслушайте

Тогда в дальнейшем вы сами сможете рассчитывать на такое же поведение ребенка — он ведь научился у вас.

Объясните ребенку, что жизнь не всегда справедлива. Ожидание своей очереди, необходимость делить с кем-то игрушки и т. д. — все это может расстроить, разочаровать ребенка, и родителям больно наблюдать за этим. Однако было доказано, что без подобного опыта дети не могут развить психологические навыки, необходимые для того, чтобы быть счастливыми, научиться терпению и понимать, что желаемое не всегда достигается сразу

Очень важно также научить ребенка прощению: если вы в чем-то провинились как родители, извинитесь перед своими детьми. Ребенку важно понимать, что в ошибках нет ничего плохого, что на них учатся, и в дальнейшем это поможет ему научиться прощать

Постоянство важно. Будьте последовательны и тверды в отношении правил, которые вы вводите, это крайне важно

Этим вы покажете ребенку, что ждете от него определенного поведения и что эти требования долговременны. Это способствует адаптации детей к нормам социального поведения в обществе.

А теперь, когда мы освоили общие правила, рассмотрим подробнее наиболее часто встречающиеся ситуации и проблемы, возникающие при воспитании детей 2-3-летнего возраста, и способы их разрешения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: