Потешки и прибаутки для детей
Потешки и прибаутки – это небольшие стишки, сопровождающие занятия с малышом или какие-либо его действия – например, пробуждение ото сна или одевание. Они звучат очень забавно и коротко, потому подойдут даже для новорожденных: детям в этом возрасте очень нравится слушать голос мамы. Детей постарше с помощью потешек и прибауток можно отвлечь от назревающей истерики или занять при необходимости сидеть, к примеру, в очереди в больнице.
Примеры потешек и прибауток:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!
Эта прибаутка подойдет для игры, когда ребенка сажают на колени и имитируют «езду» по кочкам.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Кстати, именно эта потешка идеально подойдет для ребенка, который только учится ходить.
Водичка-водичка,
Умой (имя ребенка) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Очевидно, что данный стишок сопровождает процесс умывания.
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в яму
Бух!
Потешку можно использовать, если у ребенка есть лошадка-качалка, или же имитировать езду на лошади, когда он сидит у родителя на коленях.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у:
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Потешка подойдет для игры с ребенком в ладушки, она учит его последовательно выполнять заданные действия.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Прибаутка идеальна для знакомства ребенка с домашним любимцем, обучения его правильному обращению с котом.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Этот стишок пригодится, если ребенок увидит петуха.
Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Стихотворение читают ребенку, когда он тяжело засыпает.
Ходит сон по хате
В сереньком халате.
А сониха — под окном
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Другой вариант для облегчения засыпания.
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!
А эта потешка подойдет для девочек, ее читают в момент пробуждения.
Настало утро.
Солнышко встало.
Давай, сынок,
Буди друзей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Аналогичный вариант для мальчиков.
Существуют еще потешки и прибаутки, с помощью которых можно быстро успокоить плачущего ребенка:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
—
У лисы боли,
У волка боли,
У моего сыночка (дочки)
Боль на берёзку
В лес улети!
Еще есть варианты стихов для знакомства с частями своего тела:
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
—
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это (имя ребенка) нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки — толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это (имя ребенка) ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
—
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
—
Мы — маленькие руки,
Но мы не знаем скуки,
Есть всегда у нас дела:
Та схватила, та взяла.
Даже если нас не просят,
Мы все время что-то носим,
И мишутку, и ежа
Мы погладим, не спеша.
Пальцы наши — крошки —
Ловкие помощники,
И горошинку возьмут,
Если где-нибудь найдут.
Наш мизинец очень мал,
Рядом безымянный стал,
А за ними средний —
Важный — не последний.
Есть у нас внимательный
Палец указательный.
И немного стороной —
Самый толстый и большой —
Палец очень главный,
Ложку держит славно.
Если пальчики послушные,
Мы и ловкие и дружные,
Помогаем малышам
Все дела их совершать.
Потешки на все случаи жизни
Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
– ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)
(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
(подставляйте имя своего ребенка)
Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
Потянушки – потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
– Зачем дров не пилил
– Зачем воду не носил!
Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
При умывании, купании
Водичка, водичка,
Умой наше личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
* * *
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей –
Маша умывайся веселей!
* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
* * *
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С (имя) худоба.
Польза потешек для малышей
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:
Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого
Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.
Развивают речь
С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.
Развивают мелкую моторику
Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей
Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков
Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект
Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
Развивают музыкальный слух
Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.
Развивают эмоции
Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.
Развивают чувство ритма
Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.
Воспитывают малыша, дают образец для подражания
Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.
Учат доброте, сопереживанию
С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
Детские приговорки
Что же такое приговорка? Вообще, это произведение устного творчества, применяемое для обращения к растениям, птицам или животным. Приговорок для детей очень много, и все они вызывают у них положительные эмоции. Начинать можно с раннего возраста, даже когда малыш еще не может сам говорить.
Примеры приговорок:
Солнышко, солнышко,
Полети на облышко!
Там твои детки
Кушают конфетки,
Хлебом заедают,
Медом запивают,
Всем раздают,
А тебе не дают!
—
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!
—
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!
—
Погодка-ягодка,
Коли хочешь, так лети,
А не хочешь, так сиди —
Вот твоя дорога!
Завтра дождь или погода?
— Погода, погода, гу-у-у!
— Галки, вороны,
Где ваши хоромы?
— Наши хоромы
В лесу на соломе!
Тит солому увозил.
Наши гнезда разорил,
Одна галка наперед —
Всю солому соберет!
—
Скок сорока,
Прыг сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока!
—
Летят гуськи,
Плоски носки.
Говорят гуськи:
«То-то-мы-ли, то-то-мы,
Мы вернемся во домы!»
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!
—
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
И сказала деду: «Ох!»
Рассыпался горох —
На семьдесят дорог!
Короткие варианты приговорок для детей
Можно заучить и короткие детские приговорки, которые подойдут самым маленьким слушателям. Несмотря на их небольшой размер, они очень нравятся и малышам, и взрослым.
После вкусного обеда
Спит котенок-непоседа.
Спит — головку на бочок.
Он заснул, и мы молчок…
Я не мишка косолапый,
Хоть кулак сосу как лапу.
Я ещё беззубый крошка,
Все зовут меня Тимошкой.
А кулак я вам не дам.
Ой, как вкусно! Ням-ням-ням!
—
Если встать в сапожках в лужу,
Топнуть ножкой по воде:
Душ тогда совсем не нужен –
Будут капельки везде!
—
До чего же у (имя ребенка)
Непослушные сапожки:
От весны до самой стужи
Постоянно лезут в лужи!
—
Жук летел, расправив крылья,
И жужжал, как эскадрилья.
Я бежал, расправив руки,
Повторяя эти звуки.
И за то, как я жужжал,
Жук меня зауважал!
—
Я смелее, чем мышонок
И храбрее котика.
Я уже не малышонок,
Мне уже три годика.
—
Кто зовёт меня? –
– АГУ!
Я уже к тебе бегу!
Ручки, ножки щекочу
И с тобою хохочу!
—
В штанины ножки: раз и два,
Да обе ручки — в рукава,
А напоследок — в капюшончик:
Голова!
—
Буль-буль-буль кипит бульон,
Ох и вкусным будет он!
Приглашаю всех обедать
И буль-буль-бульон отведать!
—
Отчего щенок подрос,
Обгоняет (имя ребенка)?
Оттого, что он без слёз
Ест и суп, и кашу.
—
Если ты не хочешь супа –
Поступаешь очень глупо
И не станешь нипочём
Настоящим силачом.
—
Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем – поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.
—
Ах, котлеточки-котлетки!
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы, пожарим,
Наедимся от души!
—
Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»
—
Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа – воду грей!
Варим тыкву поскорей.
Играем вместе
Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,
Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,
Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!
Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!
А коза бодается-бодается-бодается!
А мужик ругается-ругается-ругается!
* * *
Поехали, поехали.
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали.
С калачами, с калачами.
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам.
В ямку – бух.
Раздавили сорок мух.
* * *
Зайка, зайка, попляши.
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
* * *
–Гуси, гуси!
–Га-га-га
–Есть хотите?
–Да-да-да!
–Ну, летите!
–Нет-нет-нет!
Серый волк под горой,
Зубы точит
Съесть нас хочет!
Ну, летите, как хотите
Только крылья берегите.
* * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!
* * *
Ехали мы, ехали
В лес за орехами
По пыльной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!
* * *
Ладушки, ладушки,
–Где были?
–У бабушки!
–Что ели?
–Кашку!
–Что пили?
–Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Потешки при массаже
Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)
Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)
Хомка раненько встает (подтягиваемся)
Щечки моет, шейку трет.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать (сжимаем кулачки, показываем силу)
* * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише, никто больше не шумит.
(Загибаем пальчики, поглаживая)
* * *
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать
Дадим крошек поклевать.
(Сопровождаем слова действиями: поглаживанием, пощипыванием).
Потешки для новорожденных
Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять…» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)
Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)
Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками – язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница –
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
– Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
– Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
– Маме с папой улыбнулись.
Русские народные потешки для самых маленьких
***
Комары и мошки
Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.
Ножками — топ-топ!
Ручками — хлоп-хлоп!
Близко ночь —
Улетели прочь!
***
Зайчик серенький сидит
Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!
***
Гуси, гуси! (вариант 1)
— Гуси вы, гуси!
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видали волка:
Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасите гусёнка!
***
Гуси, гуси! (вариант 2)
— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну, летите все сюда!
— Нам нельзя лететь домой,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
— Ну, летите куда ходите!
Фр-р, гуси полетели,
На головку сели!
***
Гуси, гуси! (вариант 3)
— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну летите!
— Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
***
Мыши водят хоровод
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
***
Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
— Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!
***
Мчится поезд (Э. Мошковская)
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь,- гудит,-
Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!
***
Аист (И. Токмакова)
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
***
Детские присказки
Присказки для малышей часто используются в разных играх, чтобы вызывать интерес со стороны участников процесса и просто сделать игры яркими и живыми. Хотя вообще использовать их можно в любых ситуациях – дети их обожают.
Примеры присказок:
«Три-три – нет игры!»
«Два-два – есть игра!»
«Четыре-четыре – я на перерыве!»
«Шишки-пышки – я на передышке!»
«Сорок пять – идёшь опять!»
Вариант подойдет для салочек.
«Сорок восемь – половинку просим!»
«Сорок семь – дели всем!»
«Сорок один – ем один!»
А эта присказка идеальна для перерыва, когда детей угощают вкусностями.
Другие варианты присказок на любой случай:
— Тит, иди молотить!
— Живот болит.
— Тит, иди кашу есть.
— Бегу, бегу.
Где моя большая ложка?
Без меня не начинайте!
—
Дай молочка, буренушка,
Хоть капельку — на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье!
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
—
Ай, тата, тата, тата,
Пожалуйте решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка —
Покормить сынка!
—
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка!
—
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам (имя ребенка) кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой — «простоквашкою»,
Третий скажет — «молочком,
И румяным пирожком».
—
Тушки — тутушки,
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Основные выводы
Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.
Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.
Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию. Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее