Развитие речи детей в разных видах деятельности
Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.
Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.
Иные условия предлагает игра со сверстниками
Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь
Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.
Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.
С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.
Что входит в понятие «развитие речи»?
Часто родители понимают под развитием речи достаточно узкую область. Например, активный словарь ребенка определенного возраста часто кажется взрослым единственным критерием гармоничного речевого развития
Другие особое внимание обращают на чистоту произнесения звуков. Третьи — на длину и сложность составляемых после трехлетнего возраста предложений
В зависимости от того, что взрослые вкладывают в понятие «развитие речи» будет значительно отличаться и их языковое поведение в отношении малыша. Кто-то настаивает на том, чтобы ребенок заучивал как можно больше стихов, кто-то старается «вложить в его голову» максимум различных понятий и значений, а кто-то настаивает на ежедневном повторении чистоговорок.
Однако данное понятие слишком широко, чтобы делать акцент на какой-то одной составляющей. Ведь конечной целью речевого развития ребенка является научение его грамотно и точно выражать свои мысли и описывать явления. Развитие речи тесно связано с формированием вербального мышления, усвоением законов коммуникации и многим другим.
Чтобы лучше понимать каким образом помочь ребенку не просто научиться говорить, а всесторонне развить свою речь следует остановиться подробнее на основных этапах ее формирования.
Обогащение словаря и лексического запаса
Развитие словаря осуществляется при помощи разных предметов.
Формировать способность находить предметы по размеру, цвету и по названию. Также нужно обогащать названия предметов быта и игрушек, детенышей и домашних животных
Формировать способность понимать обобщенные слова, обращать внимание детей на похожие по значению слова. Также нужно называть существенные детали предметов, детенышей и домашних животных
Для формирования лексического запаса у младших дошкольников используются разнообразные приемы и методы обучения.
Для того, чтобы обогатить словарь, используются наблюдения, рассматриваются игрушки и картины, проводятся игры-беседы, чередуются игровые и речевые действия.
Чтобы уточнить и активизировать словарь, необходимо использовать игры, рассматривать картинки, рассказывать по картинкам, организовывать практическое и чувственное восприятие, проводить речевые упражнения и ситуации для употребления разучиваемых словосочетаний и слов. Также нужно использовать приемы эмоционального воздействие: сюрпризность, динамику действий, элементы драматизации.
Чтобы развивать понимание значения слов, нужно применять лексические упражнения, активизировать прилагательные, существительные и глаголы, внедрять широкий спектр наглядных материалов – игрушек и картин. Большое значение в этом играет речь самого воспитателя, являющаяся важнейшим источником обогащения речи ребенка.
Чтобы дети осваивали обобщающие понятия, необходимо играть, подбирать предметы из одной родовой принадлежности.
Формирование речевых навыков дошкольников в общении
Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.
Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.
Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.
Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.
Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять
Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п
По секрету…
Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.
Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.
Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.
Составляем рассказы
На пятом году жизни следует начинать учить ребенка составлять рассказы. Это поможет ему правильно и последовательно выражать свои мысли, давать логические объяснения, строить доказательства. Составление рассказа – это творческий процесс, который поспособствует освоению ребенком ораторского искусства и сочинительства.
Начать следует с коротеньких рассказов-описаний. Малышу следует предлагать описать знакомый ему живой или неживой предмет или объект. От повторов и запинок помогут избавиться заранее заготовленные схемы рассказа. Если речь идет о неживом объекте, то для начала нужно ответить на вопрос, о чем пойдет речь в повествовании, а затем определить из каких частей этот предмет состоит, из чего сделан и для чего используется. А когда необходимо рассказать о живом объекте, то следует для начала сказать о ком пойдет речь, дать его описание, где он живет и чем питается, описать особенности этого объекта.
«Кошки – хищники по своей природе. Они бывают домашние и дикие. К диким относятся тигры и львы, которые живут в природе. Рядом с человеком живут домашние кошки. Они тоже бывают разных видов. Одни имеют длинную шерсть, а другие бесшерстные, среди них есть маленькие кошки карликовых пород, а есть настоящие гиганты. Поскольку кошки являются хищниками, то они питаются мясом или специальным кормом. Диким кошкам для добычи пропитания нужно охотиться, а домашних кормят люди. В сельской местности от кошек большая польза, они ловят мышей и крыс.»
Совет: следует обучить ребенка составлять рассказы по серии картинок и затем только при наличии одной картинки.
Поскольку любое действие имеет начало и конец, даже такое простое, как почистить зубы или вскипятить чайник, то малышу нужно научиться раскладывать картинки в определенной последовательности, создавать логическую цепочку и выстраивать по ней свой рассказ. Если же картинка одна, то малышу нужно придумать начало и конец истории самостоятельно. Изображенных на рисунках детей и предметы необходимо отождествлять с реальными детьми и предметами. Главным героем при этом должен выступать сам ребенок. Пусть он рассказывает, что сделал бы на месте персонажа, что сказал или почувствовал. Однако, если малышу незнаком род деятельности изображенного персонажа, то ему нужно рассказать о нем, а лучше показать. Так, если на картинках нарисованы рыбаки, то лучше всего отправиться на речку, где их можно увидеть, а заодно и поучаствовать в процессе ловли рыбы.
Сложнее всего детям дается умение составлять рассказы о природе по единственному изображению, например, лесной поляны весной. Но тут на выручку должно прийти воображение, которым не обделен ни один ребенок. В этом случае рассказывать можно не только о том, как шумят деревья или распускается листва, а и о лесных жителях, о том, что происходит в чаще леса.
Рассказ может выглядеть и так:
«Хорошо весной в лесу. Все длинней становятся дни, ярче светит солнце. На деревьях и кустарниках появляется молодая листва, на полянках пробивается зеленая травка. Уже прилетели птицы и их пение слышится в каждом уголке леса. Зайцы сбрасывают зимние белые шубки, а из берлоги вылезает медведь.»
Такие занятия помогают дошкольнику приобрести необходимые знания и навыки, которые ему обязательно пригодятся в школе. Таким образом, к семи годам дети учатся не только излагать свои мысли, но и аргументировать свои убеждения, желания, приводить доводы, давать оценку происходящему.
Речь и мышление
В научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences было опубликовано интересное исследование о том, как дети изучают родной язык. Антрополог Чарльз Янг сравнил лепетание малышей, которые только учатся говорить, и записи с «уроков языка» для шимпанзе. Выяснилось следующее: в отличие от животных, дети изучают родной язык не столько путем подражания, сколько путем самостоятельных экспериментов со словами и звуками. Набор звуковых комбинаций у обезьян был очень мал. Малыши свободно выходили за рамки изученного и экспериментировали со словообразованием, меняли структуру слов.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение речи в любой форме стимулирует интеллектуальное развитие и формирует новые нейронные связи.
Это интересно! Биолог П. Гаряев провел занятный эксперимент — с помощью специального прибора, он доказал, что бранное слово может вызвать эффект, похожий на облучение радиацией.
Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет
Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.
Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Возраст | Словарный запас | Уровень развития речи |
3-4 года | до 1900 слов | Речь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.
Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот). Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие. |
4-5,5 лет | 2000-2500 слов | Расширяет использование прилагательных.
Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова. Использует уменьшительные суффиксы. Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что… Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий… Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р. |
5,5-7 лет | до 4000 слов | Речь связная и развернутая.
Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом. Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов. Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов. Звукопроизношение должно быть правильным. |
Рекомендации для развития речи у детей дошкольного возраста
Речь ребенка дошкольника совершенствуется в процессе различных видов деятельности. Вот некоторые правила, которые помогут родителям сделать любое занятие полезным для развития речи ребенка дошкольного возраста.
- Ребенок должен слышать правильную речь. Общаясь с ребенком, нужно следить за своей речью, избегать жаргонизмов, правильно согласовывать слова в предложении.
- Все, что вы рассказываете малышу, должно быть доступным для его понимания. Новые слова непременно должны объясняться, а книги для чтения должны соответствовать темам, интересным для ребенка. Поворачивайтесь к ребенку лицом, когда показываете, как произносите трудное слово.
- Просите ребенка рассказывать о том, как прошел его день, обсуждайте прочитанную книгу или просмотренный мультфильм. Наводящими вопросами помогайте ему расширять свой рассказ описанием деталей.
- Играя с малышом, погружайтесь вместе с ним в воображаемый мир. Если он покупатель, общайтесь с ним как продавец.
И главное, любая задача не может реализоваться, если ребенок не будет чувствовать любовь и поддержку взрослого. Он должен знать, что если он ошибается, то ему помогут исправиться.
Особенности развития речи дошкольников
Дошкольный возраст – это период активного поиска ответов на свои вопросы. И такая любознательность стимулирует развитие речи ребенка. Кроме того, у детей развивается навык слухового контроля за собственным произношением и умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Другими словами, формируется фонематическое восприятие.
Изменение речи дошкольников проявляется в:
- увеличении словарного запаса;
- совершенствовании произношения звуков;
- приобретении навыков изменения формы слов (род, число, падеж) и их правильного использования;
- изменении качества связной речи.
Получая новые знания об окружающем мире, ребенок дошкольник усваивает значение новых слов. Услышанное слово становится достоянием ребенка, если он не только может повторить его, но и понимает смысл.
Речь дошколят пополняется обобщающими понятиями. Например — мяч, куклу, машинку ребенок уже может объединить одним словом «игрушки».
В речи ребенка старшего дошкольного возраста можно наблюдать и абстрактные понятия, такие как добро, зло, вера, мечта, время.
Постепенно у детей завершается формирование всех звуков речи. В младшем дошкольном возрасте у многих детей наблюдаются трудности в произношении звуков с, ж, ш, р. А старшие дошкольники, как правило, рычат, жужжат, шипят уже без проблем. Это связано с завершением формирования речевого (артикуляционного) аппарата и зубного ряда у детей шести-семилетнего возраста.
Экспериментируя со словами, изменяя их по форме, дети приобретают навыки словоизменения и словообразования. Первые попытки могут быть с ошибками, например, встречаются случаи использования во множественном числе слова стулы (а не стулья). Постепенно, наблюдая за речью взрослого, у дошкольников закрепляются только правильные способы изменения слов.
Речь присутствует в различных видах деятельности детей. Ребенок может рассуждать о том, как он будет выполнять предстоящее задание, озвучивать свои действия, обращаться за помощью, давать оценку своим достижениям в деятельности.
Игра как средство речевой активности
Игра – это первая ступенька воспитательного процесса. Игра формирует язык. Язык при этом организует игру. Характером игры определяются речевые функции, средства общения и содержания. Слово для детей – это часть действительности
Из слов вытекает, насколько важно стимулировать деятельность детей и формировать их язык
Для этого необходимо грамотно организовать игровое пространство, предоставить детям подходящие игрушки и предметы, которые позволят питать деятельность детей, обогащать запас определенных представлений и формировать их язык. Упражнения и игры дают положительный результат только в тех случаях, когда воспитатель представляет, какие именно задачи решаются в процессе их проведении и каковы особенности организации игр в раннем детстве.
Нормы ВОЗ
1 год:
- Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
- Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
- Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
- Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
- Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.
Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь
1-2 года – увеличивается автономность:
- Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
- Увеличение пассивного словаря.
- Умение соотносить изученное слово с картинкой.
- Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.
2-3 года:
- Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
- Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
- К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.
3-4 года:
- К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
- Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
- Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
- Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
- Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
- Построение фразы становится грамматически правильным.
4-5 лет:
- Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
- Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
- В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
- Может отсутствовать четкое произношение звука Р.
5-7 лет:
- Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
- Появление внутренней речи.
- Умение выделять звуки в словах.
- В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
- Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.
Факторы, от которых зависит развитие речи
Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:
Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д
Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.
К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.
Активность родителей в развитии речи ребенка
Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало
Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.
Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:
- формирование словарного запаса
- словотворчество
- развитие умений словесного описания.
В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.
Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.
Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, однако относятся к эффективным средствам развития речи. Их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.
Игры и упражнения для развития речи дошкольников
Чтобы речь ребенка была правильной, нужно:
- помогать ему узнавать новые слова;
- учить правильному речевому дыханию (когда выдох длиннее вдоха);
- показывать ему, как произносить трудные звуки (ш, ж, с, з, л, р);
- развивать способность слышать и исправлять свои ошибки в речи.
В соответствии с этими задачами и подбираются игры и упражнения, цель которых развитие речи дошколят.
У детей младшего дошкольного возраста особое внимание уделяется обучению правильному произношению звуков и слов. Для этого используют чистоговорки, упражнения на звукоподражание, игры для развития речевого дыхания
Чистоговорки
Эти упражнения помогают закрепить правильное произношение звука в слогах.
Например, имея картинку с изображением лисы, можно предложить для ребенка повторение такой чистоговорки:
Са-са-са – побежала лиса
Су су су – не боимся мы лису.
Игра на звукоподражание «Позови»
Для игры понадобятся картинки с изображением животных и их детенышей. Задача ребенка – помочь маме позвать своего малыша.
Можно сказать: «Собачка зовет щенка «гав-гав», давай повторим громко, чтобы он услышал».
Упражнение на развитие речевого дыхания «Летят снежинки»
Взрослый рассказывает, что снежинки такие легкие, подует ветерок – и они разлетаются. Далее берет на ладонь бумажную снежинку и показывает, как ее сдуть. После этого ребенок повторяет действие: делает вдох и с силой дует на снежинку, чтобы она слетела с ладошки.
Игра «О чем я говорю?»
Эта игра поможет расширить словарный запас ребенка, а также научит описывать предметы.
Сначала нужно показать ребенку несколько игрушек, описать их вместе. А после этого уже можно предложить найти ту игрушку, о которой говорит взрослый. Например: «А что у нас круглое, зеленое и его можно катить?». Ребенок должен догадаться, что это мячик.
Игра на развитие слухового внимания «Услышишь – хлопни»
Это важно для того, чтобы уметь сравнивать свою речь с речью взрослого и исправлять свои ошибки.Взрослый называет слова, ребенку нужно выполнить определенное действие, если в произнесенном слове есть заданный звук. Задание может быть таким: «Я буду называть слова, в некоторых из них прячется звук «р», если ты услышишь его, то хлопни в ладоши»
Игра «Домики для слов»
Можно предложить малышу разложить картинки по коробочкам. Одна коробочка – домик для слов со звуком «л», а вторая – для слов со звуком «р», например.
Упражнение «Продолжи историю»
Развитию связной речи у детей способствует совместное со взрослым составление рассказов. Взрослый начинает рассказывать, а в какой-то момент останавливается и обращается с вопросом к ребенку, предоставляя ему возможность продолжить историю. Например: однажды зайка решил приготовить для мамы-зайчихи подарок и отправился на его поиски. Вот он пришел… как думаешь, куда он пришел? Что он там нашел? Обрадуется ли мама-зайчиха такому подарку? Что она скажет зайке?
Упражнение «Вверх – вниз»
В старшем дошкольном возрасте добавляются упражнения на развитие умения регулировать силу голоса, передавать голосом настроение. На листе бумаги нужно нарисовать лесенку. Задача ребенка, поднимаясь вверх, произносить слово громче и громче, а опускаясь вниз- все тише и тише.
Игра «Кто в домике живет?»
Старшие дошкольники уже активно учатся определять, сколько в слове звуков, слогов. Для игры понадобится нарисовать два домика (в одном будет три окна, во втором – четыре) и приготовить картинки животных, названия которых состоят из 3 – 4 звуков. Ребенку нужно расселить животных по домикам: в первый поселить тех, чье название из трех звуков, во второй – тех, в чьем названии четыре звука. Это могут быть: лис, кот, сова, рысь, лев, тигр и другие.
Речевая активность на интегрированных занятиях
Интегрированные занятия – это объединение разных типов деятельности, что вызывает у детей интерес и помогает им снять перенапряжение, разгрузить детей, переключив их на разные типы деятельности. Обычные занятия могут способствовать формированию речи, расширять детский кругозор, помогают развивать гармонически и интеллектуально развитую личность.
Интегрированные занятия позволяют ребенку получить возможность использовать свои творческие способности. Дети сочиняют и фантазируют, размышляют, познают особенности своего родного языка.
Ряд обстоятельств определяют значение занятий для обучения родному языку и формирования речи:
обучение во время занятий дает возможность выполнять все программные задачи планомерно, систематически и последовательно;
во время занятий детское внимание можно целенаправленно фиксировать на конкретных языковых явлениях, которые могут постепенно стать предметом осознания;
целый ряд речевых навыков и умений, которые составляют основу языковой способности, развиваются лишь в специальных условиях обучения;
во время занятий кроме воздействия преподавателя на детскую речь осуществляется взаимное воздействие на речь детей друг у друга.
Также в игровой форме можно активно обогащать лексический словарь детей, формировать у них грамматическую речевую структуру и коммуникативные умения. Дети учатся свободно высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-то.
Также у дошкольников формируется познавательная активность, ведь задания и вопросы требуют от них активизации существующего речевого опыта и использования его в реальной жизни.
Возрастные этапы развития речи дошкольников
Примерно к году у детей появляются первые слова. К началу дошкольного возраста речь ребенка уже позволяет ему отвечать на вопросы, задавать свои, называть окружающие его предметы. Тем не менее, еще многому нужно научиться.
С каждым годом речь ребенка дошкольника все больше приближается по уровню развития к взрослой.
Особенности речи ребенка 3 – 4 лет
Дети этого возраста могут назвать большинство предметов из своей повседневности и ответить на вопрос «что этим делают?». Некоторые сложности могут возникнуть при необходимости рассказать, какой этот предмет. Словарь признаков в речи ребенка дошкольника только формируется.
Самостоятельно составить рассказ о чем-то малышу в этом возрасте еще сложно, но если помочь ему наводящими вопросами или показать картинку, то он сможет рассказать о любимой игрушке или парой предложений передать смысл любимой сказки.
Речь ребенка 4 – 5 лет
В словаре дошколят появляются слова, обозначающие расположение предметов в пространстве (слева, справа, далеко, сверху и т.д.), отражающие эмоции и переживания людей (веселый, грустный). Рассказать о признаках предмета для детей уже не составит труда.
Малыши совершенствуют умение пересказывать, с воодушевлением стараясь передать смысл услышанного рассказа или сказки.
В этом возрасте у детей проявляется особая любознательность. Они активно упражняются в задавании вопросов, чтобы как можно детальнее узнать о том, что для них наиболее интересно. Это помогает ребенку понять, как объединить предложения в связный рассказ.
Речевые навыки 4 – 5-летних дошкольников
Связная речь в этом возрасте достигает такого уровня, что ребенок уже может порадовать родителей интересным рассказом, как составленным самостоятельно, так и где-то услышанным.
Имея в словаре большое разнообразие слов, ребенок становится интересным собеседником для сверстников и взрослых.
Пятилетние дети уже достаточно ловко используют в речи разные формы слов и могут строить сложные предложения.