Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Внимание родителей!
Сегодня странный день. Странный с самого утра. Да, знаю, так бывает. Но когда это касается только тебя самого, всё остается на уровне понимания, что так бывает.
И пост я планировала сегодня писать по пищевой избирательности.
А пишу…про депрессию у подростков. И с таким состоянием души, что хочется всем мамам подростков прокричать, донести, объяснить или попросить, слушайте своих детей, услышьте своих детей, пожалуйста.
Обратите внимание, основные симптомы подростковой депрессии:
- эмоциональные и поведенческие изменения
- частое чувство тоски или печали, плач без видимой причины
- раздражительность, огорчение по незначительным поводам
- потеря интереса или удовольствия от любимых занятий подростка
- ощущение своей бесполезности, вины, самокритика
- болезненное реагирование на неудачи
- ощущение, что жизнь мрачная
- мысли о смерти
- хроническая усталость
- бессонница или наоборот сложно просыпаться
- проблемы с аппетитом
- прием алкоголя, наркотиков
- замедление речи или движений
- частые головные боли, боли в теле
- снижение успеваемости
- нежелание или отказ посещать школу
- провоцирующее поведение
- самоповреждающее поведение
Да, разграничить подростковую депрессию от подросткового поведения, вызванного физиологическим кризисом сложно, но возможно. Поговорите с подростком о чувствах, насколько он справляется с ними. Если есть подозрения, что не справляется, обратитесь в школе к школьному психологу. Это самая быстрая помощь.
Если же вы отмечаете большинство из симптомов депрессии, то обратитесь незамедлительно ко врачу.
Если не заниматься лечением подростка, то симптомы депрессии могут ухудшиться, даже если сейчас кажутся не очень тяжелыми. Да и тяжесть депрессии у подростка невозможно определить самостоятельно без консультации специалиста и необходимого психологического образования.
Достоверно не всегда известно, что явилось причиной депрессии, например, может быть нарушен баланс нейромедиаторов – химических веществ мозга. Или причина в гормональных изменениях, связанных с созреванием подростка, это косвенно влияет на толчок к депрессии.
Грустно, страшно, больно, но надо знать, нелеченая депрессия может привести к:
- злоупотреблению алкогольными напитками или наркотикам
- опасному противоправному поведению
- самоубийству
- социальной изоляции
Лечение подростковой депрессии:
Депрессия у детей и подростков – это очень серьезное и опасное заболевание. Всегда потребуется консультации специалиста
Очень важно родителям знать и понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, только они могут разглядеть характерные признаки депрессии у ребенка. Поверьте, не стоит пускать на самотек даже легкие признаки депрессии у подростка, лучше все контролировать, следуя советам специалиста психолога или психиатра
Легкая форма депрессии может поддаваться консультативному сопровождению (работа с психологом или посещение психологической группы). Тяжелые случаи депрессии (суицидальные мысли, самоповреждения и пр.) лечится только у психиатра. Возможно, в паре с психологом, но психиатр первичен. В таких тяжелых случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга. И быстрого результата не получится. Это долгий путь для всей семьи.
Психолог помогает понять и справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация усугубилась – то понадобится дополнительная помощь специалистов, психотерапевта или психиатра.
Психолог в ходе беседы помогает разобраться в причине появления депрессии. Во время консультации с ребенком психолог может узнать, какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Чтобы выяснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове психолог использует различные тесты и методики. После общения ребенка с психологом, есть вероятность, что он сам найдет пути решения проблемы и самостоятельно выйдет из этого состояния.
Психотерапевт – врач, который помогает пациентам разобраться и справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения обычно содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.
Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ
Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:
-
Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.
-
Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.
-
Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.
-
Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.
Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:
-
Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.
-
Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.
-
Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.
-
Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.
-
Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.
Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.
Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.
Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.
Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!
Видео
Что такое рак
Рак — это когда в организме человека одна из клеток взбунтовалась и завербовала другие клетки. Так появляется и увеличивается опухоль. Почему эта клетка взбунтовалась? Этот вопрос до сих пор является предметом исследования ученых.
Есть масса факторов, влияющих на возникновение болезни, но важно понять: линейных связей между тем, что у нас на слуху (плохая экология, расплата за грехи, сквернословие, психосоматика, стрессы, курение, порча) и возникновением злокачественного новообразования нет. Рак — это болезнь, а болезнь нужно лечить
Существуют несколько способов лечения рака, основные из которых — хирургическое вмешательство, химиотерапия и лучевая терапия. У врачей существует четкий протокол, какой вид терапии нужен при конкретном заболевании. В отличие от простуды (и то, не всегда), вылечиться от рака своими силами нельзя, в том числе, с помощью альтернативных методов (силой мысли, настойкой из крысиных хвостов на коньяке и т.д.)
Рак — это болезнь, а болезнь нужно лечить. Существуют несколько способов лечения рака, основные из которых — хирургическое вмешательство, химиотерапия и лучевая терапия. У врачей существует четкий протокол, какой вид терапии нужен при конкретном заболевании. В отличие от простуды (и то, не всегда), вылечиться от рака своими силами нельзя, в том числе, с помощью альтернативных методов (силой мысли, настойкой из крысиных хвостов на коньяке и т.д.).
Взбунтовавшиеся клетки никак не перепрыгнут из организма одного человека в организм другого. Рак не передается через чашку, полотенце и подушку.
Заразиться раком невозможно.
Советы родителям
Раз очерчены проблемы, можно приступать к поискам их решения. Как всё-таки добиться того, чтобы врач и его маленький пациент стали друзьями?
- Перед каждым походом в поликлинику проводите с ребёнком разъяснительные беседы. Кроха должен понимать, что все люди болеют. И все должны лечиться. Иначе болезнь будет только усугубляться. А кто ходит к доктору и принимает назначенное им лечение, быстро идёт на поправку. И даже если в этом лечении мало приятного, оно необходимо для скорейшего выздоровления.
- Будьте доброжелательны с врачами вы сами, тогда и малыш проникнется к ним симпатией.
- Запугивание докторами и больницей – одна из самых наибольших педагогических ошибок. Исключите из своего обихода такие фразы, как «Не будешь есть, в больницу попадешь!», «Спи, а то сейчас дядя врач придёт и укол сделает!», «Сейчас вызовем скорую помощь, будешь знать, как маму не слушаться!» и др.
- Категорически нельзя обещать ребёнку того, что, к примеру, во время прививки или забора крови из пальца ему будет не больно. Или что уколы – это не страшно. А потом в своих же ошибках пытаться обвинять медперсонал.
- Объясняйте малышу необходимость глотать горькие микстуры во время болезни или соблюдать диету, отказавшись от любимых блюд, не словами: «Так приписал врач!», — а тем, что это нужно для его скорейшего выздоровления. Пусть запреты исходят лучше от вас, чем от и так находящегося не в особом фаворе доктора.
И не забывайте о неизменном детском двигателе прогресса – игре. Именно посредством игры малыши «примеряют» на себя те или иные жизненные ситуации. Обязательно приобретите «больничку» — так на малышовом жаргоне называется саквояж с игрушечным медицинским инструментом – и начинайте импровизировать соответственно ситуации.
Собираетесь на осмотр к педиатру — без стетоскопа и градусника здесь не обойтись. Отоларинолог будет осматривать горло, значит, для игры вам потребуется медицинский шпатель. Не забывайте расставлять соответствующие акценты. Где ничего страшного нет, где слегка неприятно, а где – уж придётся потерпеть… совсем недолго.
Ну, а ставить уколы и делать прививки, «понарошку» конечно, можно всем членам семейства, друзьям-товарищам, куклам, плюшевым зверятам, да и живым тоже, если таковые в доме имеются.
Так, в процессе игры, малыш морально готовится к предстоящим процедурам. Которые, может, и не совсем приятные, но, уж точно, полезные для здоровья. Тем более что родители будут рядом и поддержат смелого карапуза во всём. Это вы, без зазрения совести, можете обещать своему ребёнку всегда. Ведь такое обещание ничто не помешает вам исполнить…
6 способов, чтобы ребенок не боялся врача
Как мы уже сказали, важно говорить правду. Но для ребенка просто услышать объяснение недостаточно
Ему важно все эмоционально отыграть.
Предлагаем вам шесть способов, рекомендованные психологом, чтобы подготовить ребенка к визиту в поликлинику. Заняться этим стоит заранее: за день-два до визита к врачу.
Выбирайте способ, который понравится ребенку — он должен поддержать инициативу. Не заставляйте делать то, что он не хочет.
1. Обыгрываем страх: «Давай поиграем в доктора?»
Если ребенок боится врачей, разыграйте с помощью игрушек и кукол ситуации, которые будут происходить с ребенком в поликлинике или больнице.
Для этого подготовьте подходящие игрушки и, если есть возможность, медицинские принадлежности.
Что делать, если ребенок боится стоматолога? Подойдут игрушки, у которых открывается рот, а лучше — видны зубы. Если ребенку предстоит укол — игрушечный или даже настоящий шприц.
В процессе игры вы можете меняться ролями. Сначала вы лечите игрушку, потом малыш становится пациентом, а вы доктором, и наоборот. Обыграйте страх.
Возьмите литературное произведение или мультфильм по теме, если сложно придумать сценарий игры самостоятельно,. Например, «Чего боялся Петя» С. Маршака или любимый всем нами советский мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок».
Почитайте, посмотрите, а затем разыграйте по ролям вместе с членами семьи. После обсудите с ребенком, чего боялись персонажи, почему им стоило пойти к доктору и что после этого должно произойти.
2. Рисуем страх и позитивный образ доктора
Вы можете предложить малышу нарисовать добрый образ Доктора Айболита или другого хорошего сказочного или реального доктора
При этом важно, чтобы ребенок прорисовал важные черты и атрибуты (одежду врача, шприц, его помощников, пациентов)
Хорош также метод «рисование страха». Так ребенок приобретает чувство превосходства над ним. Пусть нарисует не только сам страх, но и себя рядом с ним, большого, вооруженного щитом и мечом, готового победить.
3. Разбираем страх на части и манипулируем его предметами
Для преодоления страха перед медицинскими процедурами очень подходит метод «анатомирование страха». Когда предмет, который пугает больше всего, разбирается на составные части.
Здесь важно объяснить, для чего нужна та или иная деталь, что и зачем будет делать доктор с этим предметом. В качестве примера отлично подходит шприц
Разбирайте его. Показывайте и говорите ребенку: «Это канюля, это иголочка, сюда будет вводится лекарство». Затем на игрушках или на членах семьи показывайте примерный порядок действий: взятие крови, укол
В качестве примера отлично подходит шприц. Разбирайте его. Показывайте и говорите ребенку: «Это канюля, это иголочка, сюда будет вводится лекарство». Затем на игрушках или на членах семьи показывайте примерный порядок действий: взятие крови, укол.
4. Релаксируем в ожидании процедуры
День настал, вы пришли в поликлинику и ждете процедуру
Здесь важно научить ребенка снимать эмоциональное напряжение. Возьмите с собой игрушку-антистресс (подойдет самодельный мешочек с крупой), набор для рисования (можно научиться рисовать кляксы кисточкой с краской, а потом придумывать, на что они похожи)
В общем, любое приятное для малыша занятие, которое поможет его расслабить.
5. «Сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка!»
А может, вы тоже боитесь? Маленьким детям очень передается напряжение и тревога их родителей. Если вы сами нервничаете перед визитом, постарайтесь это контролировать. Спокойная, уверенная в безопасности происходящего мама — половина спокойствия у ребенка. Волнуетесь? Используйте принесенные с собой игрушки и краски и для своего расслабления тоже.
6. Последний рывок: будьте с ребенком, если возможно
Вы зашли в кабинет врача, осталось пережить саму процедуру. Как помочь ребенку?
Если дети боятся врачей, в первую очередь надо соблюдать договоренности. Если обещали держать ребенка за руку — держите. Если говорили, что будете рассказывать сказку — рассказывайте.
Конечно, ваше присутствие на процедуре не всегда возможно. Прежде, чем что-то пообещать, подумайте об этом.
Если ребенок расплакался в кабинете перед процедурой, спокойно объясните врачу, что вам нужно выйти и немного успокоиться. Поговорите с ребенком. Обнимите его. Скажите, что вы рядом и разделяете его страхи, готовы его поддержать.
Необоснованные страхи
Страхи бывают разные, поговорим о тех из них, которые не защищают нас от опасности, а напротив, портят качество жизни и лишают нас сил.
Ятрофобия. Бывает так, что человек просто боится врачей. Есть даже такое понятие, как «боязнь белого халата». Когда при виде доктора сразу поднимается артериальное давление и учащается пульс. Такие пациенты на приеме терапевта автоматически становятся гипертониками.
Совет: если такое происходит с Вами, предупредите об этом доктора. Просто в ожидании приема измеряйте артериальное давление дома сразу после сна, лежа, и вечером перед сном. Записывайте значения в блокнот и покажите их затем специалисту.
Страх перед болезненными обследованиями или уколами. Иногда пациенты избегают больниц, любых предложений проверить собственное здоровье или не обращаются за медицинской помощью, из-за страха перед разного рода манипуляциями
Да, боль может иметь место при различного рода вмешательствах, но важно то, как мы к ней относимся
Совет: первое, что нужно помнить: все вмешательства проводятся только с согласия пациента! И помните, любой страх можно обсудить с внимательным грамотным врачом, найти альтернативные пути проведения процедуры, немножко потерпеть или прибегнуть к использованию седации (наркоза).
Боязнь услышать диагноз «рак». С одной стороны, у бабушки или дедушки был рак, кто-то из родственников тоже болел онкологией, как тут не забеспокоиться?
Совет: беспокойство должно быть конструктивным. Достаточно пойти и провериться. Если есть рак, на начальной стадии его легко вылечить и больше о нем не вспоминать. Если ничего нет, то и бояться нечего!
Страх, что узнав о диагнозе, придется менять привычный образ жизни. Страх принять на себя ответственность за собственное здоровье.
Что ж, тут каждый хозяин своей жизни. Можно «закрывать глаза» на болезненные покалывания под ребром после еды, «голодные ночные боли» в желудке и списывать все на недоброкачественную пищу или другие причины. А по истечению некоторого времени и вовсе лишиться сна, привычного образа жизни и ее радостей и на целый год «сесть на овсянку на воде». А можно обратиться к врачу, дать организму месяц-другой отдохнуть от тяжелой пищи, получить лечение и сохранить высокий уровень здоровья на многие годы.
Добрый доктор Айболит: сказка и реальность
К вашему сведению, фундамент, на котором базируются взаимоотношения ребёнка с медициной в целом и с отдельным врачом в частности, закладывается в домашних условиях, в спокойной непринуждённой обстановке, в форме игры, сказки, эксперимента. Родителями, которые просто обязаны обеспечить карапуза необходимой теоретической подготовкой.
Положительный образ врача в детском сознании сформировать не так уж и трудно. Вспомните хотя бы знаменитый бестселлер К. Чуковского «Доктор Айболит». Его-то многие родители и берут за основу, пытаясь внушить крохе, что медики, все, как один, добрые, отзывчивые, самоотверженные, как Айболит.
Но будет большой ошибкой убеждать карапуза в том, что и в поликлинике, как в сказке Чуковского, в качестве обезболивающего ему предложат шоколадку. Вместо горьких пилюль – пропишут вкуснейший гоголь-моголь. И никаких тебе анализов и уколов.
Реальность ведь совсем не похожа на такую сказочную теорию. Практика доказывает, Что Айболит Айболитом, и положительный настрой очень важен, но, при всём при этом, ребёнок должен чётко представлять, что ожидает его при посещении врача.
Малыш и доктор: проблемы взаимодействия
Наша ошибка, как родителей, в том, что мы, зачастую, неправильно расставляем акценты как перед походом крохи к врачу, так и после него. А некоторые мамы-папы и вовсе считают, что именно такими беседами они травмируют ребёнку психику. Да ещё и выглядят в глазах карапуза нехорошими.
Довольно трудно сказать любимому чаду: «Сейчас мы пойдём в поликлинику делать прививку. Это больно, но необходимо». И сразу предстать пред ним, по меньшей мере, в образе страшного Бармалея.
Пусть плохим для крохи будет кто угодно: тётя-медсестра, которая пальчик уколола, или дядя-врач, пославший юного пациента на анализ. Но никак не вы. Из этого и вытекает первая субъективная причина формирования неприязни у наших детей к врачам.
Проблема первая
Настойчивое прямое противопоставление добра (папы-мамы) и зла (врача-медсестры). Поверьте, даже двух-трёхлетний малыш уже вполне в состоянии сориентироваться в понятиях, знакомых ему из сказок, которые вы читаете ему на ночь. И определить, кто во всей этой истории отрицательный герой.
Отношение к такому герою у крохи сформируется соответственное.
Проблема вторая
Ни в коем случае, также, не нужно обещать ребёнку, что прививки или уколы – это не больно и не страшно. Представьте, вы всё это посулили крохе, а ему было и страшно, и больно, и обидно. Что вы не взяли его сторону, что позволили причинить ему боль.
А ведь он вам так верил! Необходимость проведения процедуры вы ещё сможете объяснить малышу, а вот свой обман – как оправдаете? Опять желанием выглядеть в его глазах лучше? Вряд ли карапузу эти тонкости ещё по плечу.
Проблема третья
В непосредственном налаживании контакта врача с ребёнком тоже может крыться причина того, что малыш не хочет идти на приём к доктору. Именно к определённому доктору.
Кроха будет бояться очков или бороды признанного и почтенного эскулапа. Но с большим удовольствием расположится на коленях молодой лекарши-аспирантки и расскажет ей обо всех своих горестях. Или, наоборот, проникнется доверием к благородным сединам, но отвергнет некоторую резкость и напор молодости.
Кто поможет?
В ситуации со страхами всегда можно разобраться. Они могут тянуться из глубокого детства, быть неосознанными, быть следствием прошлого опыта или иметь другую причину
Откуда бы ни пришел страх, важно с ним работать
- С неизвестностью поможет справиться внимательный доктор. Можно договориться на свободное время, просто прийти на процедуру, осмотреться в кабинете, потрогать оборудование, задать все вопросы, посидеть в кресле и пойти домой. Это поможет привыкнуть к обстановке, успокоиться и ощущать себя комфортно, как в знакомом месте. Часто такое практикуется с детьми, но почему бы не воспользоваться и взрослым?
- Панические атаки и необоснованные страхи поможет устранить невролог. Он назначит терапию панических расстройств и уже через один-два месяца можно будет вздохнуть спокойно.
- Глубинные страхи, неприятный опыт прошлого поможет развеять психолог или психотерапевт. Последний имеет право прописать медикаментозное лечение.
Панические атаки. Современные методы диагностики.
Только квалифицированный врач невролог-вегетолог может поставить диагноз паническое расстройство, которое проявляется паническими атаками, выявить его симптомы и назначить оптимальное лечение.
На первичном осмотре врач-вегетолог должен исследовать нормальные рефлексы пациента, его мышечную систему, органы чувств, когнитивные функции (память, речь, восприятие), оценить общее психоэмоциональное состояние больного, при этом учитывая все его жалобы, чтобы собрать полную картину болезни.
Далее есть несколько методов диагностики вегетативного нервного расстройства. Один из них – это исследование вариабельности сердечного ритма.
Пациент выполняет несложную нагрузку: сначала он ложится на спину, а через несколько минут – встает на ноги. Таким образом мы моделируем стандартную повседневную ситуацию, когда на наш организм оказывается самая минимальная нагрузка. Все это время датчики, прикрепленные к груди пациента, записывают ритм его сердца, а врач затем сравнивает изменения ритма в обоих положениях. Такое исследование показывает, насколько организм человека приспособлен к обычной минимальной нагрузке, с которой в норме – каждый день без малейшего труда справляется наша вегетативная нервная система.
Как это работает? В здоровом состоянии наше тело адекватно реагирует на любой «стресс», любую нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную). Поэтому, когда здоровый человек встает, то в его теле срабатывает симпатический отдел вегетативной нервной системы и вырабатывается гормон адреналин, а значит сердцебиение учащается. Когда человек ложится, то в норме его организм должен настроиться на отдых и расслабление. На уровне физиологии это проявляется так: в активность вступает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и выделяется гормон ацетилхолин, который гасит активность адреналина, и наступает фаза релаксации и восполнения резервов организма.
Но у пациентов с симптомами панических атак наблюдается аномальная смена кардиоритмов: то есть, когда человек ложится, его пульс учащается и становится все быстрее и быстрее. То есть когда человек дает своему организму команду настроиться на отдых, организм понимает все наоборот – и готовиться к выполнению забега на короткую дистанцию. Именно поэтому люди с расстройствами вегетативной нервной системы так часто не могут уснуть ночами и никогда не чувствуют себя отдохнувшими и бодрыми.
Таким образом врач делает вывод, что гармоничная работа симпатического и парасимпатического отделов нервной системы нарушена. Значит, можно переходить к следующему этапу обследования.
Среди инновационных методов диагностики панического расстройства – исследования вегетативной нервной системы методом инфракрасной термографии. На инфракрасном снимке тепловизор наглядно показывает, в каких именно узлах (ганглиях) вегетативной нервной системы нарушена работа. Именно с этими вегетативными узлами впоследствии будет работать врач невролог-вегетолог.
«Серьезные научные исследования последнего десятилетия показали высокую достоверность и надежность термографии. Это позволяет использовать данный метод в медицинской практике для постановки диагноза в сложных случаях», — Джеймс Мерсер, профессор, президент Европейского общества термографии (EAT).
Рис.1 – Снимок тепловизора до лечения панических атак и ВСД – нарушена работа вегетативного узла в шейном отделе (цвета – красный и оранжевый) |
Рис.2 – Снимок тепловизора того же пациента после лечения панических атак и ВСД – температура в вегетативном узле шейного отдела нормализовалась (цвета — синий и зеленый) |
После лечения можно сделать повторный инфракрасный снимок, на котором Вы заметите прогресс от пройденного курса. Зоны с аномальной температурой (ярко-красного или темно-синего цвета) изменят свой цвет на снимке, потому что их температурный режим приблизиться к нормальному показателю.
Когда пора насторожиться?
Бывают страхи и другого рода — невротические, справиться с которыми могут только специалисты. В их основании лежат как особенности психики ребенка, так и условия его жизни, разного рода психические потрясения и травмы, конфликты и разногласия в семье, школьные проблемы…
Невротические страхи можно узнать по большей эмоциональной насыщенности и интенсивности, длительному течению, устойчивости. Самое негативное их последствие — это неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка. Не справляясь с внутренней тревогой, ребенок начинает избегать не только того, что его когда-то напугало, но и всего нового, незнакомого.
Говоря о страхах, часто употребляют еще один термин — фобии. Если страх — нормальная защитная психическая реакция, основанная на инстинкте самосохранения, то, говоря о фобиях, психологи имеют в виду реакцию, не соответствующую причине. Например, человек боится оставаться один в закрытом помещении, хотя никакой опасности нет. Таких фобий психологи знают немало: примерно 360 видов, которым подвержены около 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или другую фобию пережил каждый четвертый ребенок на Земле.
Специалисты выделяют два вида фобий: социальные, связанные с жизнью человека в обществе (боязнь публичных выступлений, массовых собраний…), они присущи в той или иной степени многим взрослым и детям. Есть и специфические фобии (боязнь замкнутого пространства, определенных предметов, болезней). Например, ребенок боится наступать на трещинки на асфальте. Это может оказаться игрой или подражанием, но родителям не помешает чуть внимательнее присмотреться к поведению малыша.
К сожалению, дети, страдающие разного рода фобиями и невротическими страхами, не всегда полагаются на защиту, любовь и поддержку взрослых. Они слишком часто слышат: «Что за детский лепет? Тебе не стыдно?»
Безразличие взрослых не помогает малышу справиться со страхом.
Важно не забывать, что отсутствие всяких страхов (готовность прыгнуть с любой высоты, перебежать дорогу перед машиной…) — такой же повод для беспокойства, как и их наличие. Полное отсутствие страха может указывать на пониженную эмоциональность ребенка, снижение чувства самосохранения
Последствия стресса у детей и подростков
- Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25%.
- Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.
Чувство вины
Феномен чувства вины заключается в том, что оно вылезает везде, где только можно. В ситуации, когда кто-то из близких заболел раком, чувство вины обязательно бороздой пройдется по каждому члену семьи.
По пациенту — за то, что стал обузой для близких (даже если это не так), что заставляет своих родственников переживать (кстати, это одна из самых громких причин, по которой пациенты не хотят сообщать свой диагноз членам семьи).
По родственникам — за то, что допустили, что близкий заболел (хотя, как мы помним, нет линейных связей между этими вещами), даже за то, что они здоровы, а близкий нет.
Если близкий умирает, чувство вины в разы обостряется:
- Я недостаточно сделал для того, чтобы он поправился.
- Я была плохой матерью.
- Как я смею продолжать жить, когда он умер?
- Его смерть — наказание за мои грехи.
Порой, когда близкий человек находится на терминальной стадии заболевания, родственники начинают усиленно таскать его по врачам, водить к народным целителям, подвергают человека болезненным и бесполезным процедурам именно, чтобы не чувствовать вину.
Не надо бояться, надо делать
Если, обнаружив у себя настораживающие симптомы, человек отказывается обратиться за врачебной помощью, мы имеем дело с механизмом психологической защиты от неприятностей, которые вызывает болезнь. Однако отказ от лечения не решает проблему.
Другая помеха для лечения – недоверие к докторам, провоцирующее всевозможные неверные решения. Какие? Кто-то отказывается от консультации, но не отказывается от покупки препаратов различного назначения, не имея на руках заключения врача. Кто-то делает выбор в пользу знахарей и экстрасенсов, которые якобы находят у людей заболевания и даже лечат их без медикаментов и специального оборудования.
Никто не даст вам такого подробного заключения о состоянии вашего здоровья, кроме врача. Запишитесь на прием. Сходите к нескольким специалистам в разных клиниках, чтобы быть уверенным в диагнозе и больше не сомневаться. Если все доктора сойдутся в одном мнении, вы наконец обретете определенность.
Когда вы опасаетесь за свое здоровье или за здоровье близких, направляйтесь в больницу. Пускай там вас проверят, обследуют, возьмут анализы. Даже рак излечим, если его выявить на ранней стадии. Если же продолжить бояться и бездействовать, страх будет разгонять маховик дальше и дальше. Чем дольше мы боимся, тем сложнее нам побороть боязнь и начать решать проблему.