Игрушки для самостоятельных детей
- Даже младенцев привлекают яркие рисунки в красивых книжках, ведь рассматривать их можно часами. Ознакомьте ребенка с основными природными явлениями, животными, героями сказок и другими, чтобы пробудить у него желание продолжить изучение мира литературы своими силами.
- Цветные карандаши, краски и фломастеры всегда приносят творческим детям радость. Возможность самим воссоздавать на бумаге различные узоры вселяет в малышей уверенность, что они могут самовыражаться. Прикрепите к стене ватман, на котором ребенок будет рисовать в свободное время.
- Все дети непременно должны иметь в своем распоряжении мягкие игрушки, кукол, роботов, а также других реальных и вымышленных существ. Их можно «кормить», переодевать в разные наряды, передвигать… Эти простые, казалось бы, действия учат малышей быть ответственными.
Ни в коем случае не смотрите на ошибки ребенка как на его неудачи. Постарайтесь увидеть в них возможность научить малыша чему-то новому. Попытайтесь привить малышу понимание того факта, что непредвиденные оплошности и досадные заблуждения являются неотъемлемой частью нашей жизни.
Привычный для всех дошкольников вид деятельности — это, конечно, игровая форма обучения. Как можно чаще превращайте будничные дела в забавные развлечения. Так ребенок гораздо быстрее овладеет новыми навыками, нежели под давлением утомляющих родительских напутствий и указаний.
Устройте веселые соревнования, кто из вас с малышом быстрее оденется на прогулку или застелет кровать. Вместе с ним нарисуйте на плотной бумаге распорядок его дня и повесьте на двери в его комнате в качестве наглядного напоминания о последовательности запланированных действий. Помимо всего прочего, вы можете придумать уникальный смешной ритуал подготовки к завтрашнему дню, например, заполнение игрушечного ежедневника. Не стесняйтесь демонстрировать все возможности своей фантазии!
Каких ошибок следует избегать
Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.
Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.
- «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
- «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
- «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.
Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.
(3) Дайте инструменты для самоконтроля
Расскажите, что взрослые на работе обычно пользуются ежедневниками и планировщиками. Пусть у ребенка тоже будут свои помощники. К примеру, купленное в канцтоварах «Расписание уроков» можно заполнить по-своему. Вот что пишет одна из наших читательниц: «Когда моя дочь была во втором классе, я приучала ее самостоятельно ходить из школы, в кружки и делать уроки без напоминания. В красочные расписания уроков я вписывала такие пункты: в 13:30 — обед, в 14:00 — выходишь в кружок, в 16:00 — полдник и т.д. Расписывала все дела подробно на каждую неделю».
Чтобы ребенок не забыл вовремя поесть, начать одеваться в школу или сесть за уроки, можно завести несколько «тематических» будильников в телефоне.
В специальном календарике ребенок может каждое утро и каждый вечер ставить плюсики, как только почистит зубы. Родителю не нужно проверять этот календарь. Достаточно, чтобы ребенок сам видел, как ему удается следить за гигиеной.
Маленькие хитрости, которые помогают и детям, и родителям
Помимо базовых правил и рекомендаций, есть несколько моментов, привлечение которых к процессу заметно облегчит процесс обучения:
Стоит приобрести ребенку куклу (даже если это мальчик). Постепенно разбираясь с тем, как надевать различные изделия на макет человеческого тела, дети начинают проецировать эти знания на себя, используя их на практике.
Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики. Не стоит рассчитывать на успехи крохи, если у него недостаточно хорошо развиты пальчики. Нужно привлекать ребенка к пальчиковым играм, выполнению упражнений с резинками, шнурками, пуговицами и липучками. Можно даже предложить ему какой-то вид рукоделья или творчества. Примечательно, что мальчики в этом возрасте с удовольствием занимаются «женскими» делами.
Создание рисунков с подсказками. Деткам бывает сложно запомнить последовательность надевания предметов одежды. Для упрощения задачи можно создать для них подсказку в виде рисунков или плакатов.
Вспомогательные аппликации. Нужно пересмотреть все предметы одежды и убедиться, что ребенок без труда поймет, где в них зад, а где перед
Если это не очевидно, стоит придумать что-то вроде аппликации или вышивки.
Уделяем внимание качеству одежды (нет изнанки). Сегодня очень распространены варианты детской одежды, в которых отсутствует изнаночная сторона
Они прекрасно подойдут для первых уроков, и позволят не забивать ребенку голову многочисленными нюансами.
Использование вещей родителей. Случается, что дети категорически отказываются самостоятельно надевать свою одежду, но готовы примерять что-либо из гардероба мамы или папы. Не стоит отказывать ребенку в таком желании, ведь нужную практику он все равно получит.
Иногда полезно бросить вызов малышу, предложив принять участие в соревнованиях, кто быстрее оденется. Конечно, сначала придется поддаваться, чтобы не сбить настрой карапуза, зато результат будет заметен очень скоро.
Основные правила
Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.
Терпение и еще раз терпение
Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.
Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.
Если ребенок хочет, пусть делает
Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность
Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности
Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет, помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.
Критика недопустима
Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.
Если совсем не хочет одеваться
Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.
Используйте куклы
Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.
Превратите все в игру
Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.
Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.
Подражаем взрослым
Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.
Рассказывайте порядок действий
Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.
Как формировать правила для ребёнка
Иногда дети проявляют самостоятельность в ущерб своей безопасности или делают что-то, что вредит другим
Важно не ругать, а подумать – почему он так поступил
Иногда ребёнок просто хотел показать себя самостоятельным, но не думал о последствиях. Например, ушёл от мамы на другую детскую площадку, хотел показать, что он смелый, независимый, самостоятельный. Он слишком мал, чтобы подумать: «А мама, наверное, испугается, будет волноваться, искать».
Но первым желанием у матери, когда она найдёт потерявшегося ребёнка, будет накричать на него, наказать. Надо решать этот вопрос иначе — объяснить: «Я очень волновалась, везде тебя искала. Но понимаю, ты хотел показать, какой ты у меня самостоятельный». Это как раз повод сформировать правило: «Если хочешь отойти, то должен предупредить, объяснить, где ты будешь, потому что если я этого не знаю, то волнуюсь».
Любые ситуации, в которых ребёнок повёл себя необдуманно, повод не ругать его, а формулировать и объяснять ему правила.
Ужас и хаос учебной жизни
Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.
Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки
А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты
Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.
Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.
Родители порой впадают в две крайности.
Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»
Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.
И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.
5 важных шагов для родителей от Кэтрин Кволс
Кэтрин Кволс с дочерью
Пока моя дочь вела беседу с Деканом института, куда она планировала поступать, я старательно переводила взгляд со стола на пол, и оттуда в окно. Всеми силами я пыталась избежать взгляда Декана, которая пыталась вовлечь меня в процесс собеседования. Должно быть, она считала мое поведение в этот момент очень грубым.После завершения интервью она призналась, что ещё ни разу разговор с ней не вёл лично абитуриент. Обычно на встречу приходили родители, а будущий студент часто даже не присутствовал. Декан была под впечатлением от умения Брианны (моей дочери) говорить за себя самостоятельно. (Маме есть чем погордиться!)
Моя дочь заранее подготовила подробный и тщательный список вопросов, которые решила задать в каждом учебном заведении, выбирая, куда поступать. Я помогала ей составлять такие списки с вопросами к учителям, врачам и тренерам с восьми лет.
Вот пять шагов, как вы можете помочь ребёнку научиться быть самостоятельным.
Как побуждать ребёнка делать что-то самостоятельно
Детей постарше нужно побуждать и направлять что-то делать самостоятельно, когда они просят выполнить какую-то работу за них.
Например, малыш просит маму, чтобы она узнала, какие ему дали задания в школе. Тогда ему можно подсказать, чтобы он сам позвонил однокласснику и всё выяснил. Если он скажет, что нет телефона, тогда можно пойти навстречу – выяснить номер, но при этом поговорить с одноклассником попросить всё равно его.
Родители часто на автомате выполняют просьбы детей, даже не задумываясь, что ребёнок уже и сам может это сделать, просто не уверен в себе. Или ему проще, когда кто-то другой выполняет за него то, что нужно. Самостоятельности надо обучать.
Некоторые родители ругают детей, говорят, что они несамостоятельны, ничего не хотят, лентяйничают. Но если детей критиковать, ничего не изменится. Не надо ругать, надо давать возможность малышу проявлять самостоятельность, побуждать его к этому, обучать.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: советы
Младенцы питаются инстинктивно, сосут грудь или бутылочку. По мере того, как они растут, дети потребляют гораздо более широкий ассортимент продуктов и захотят съесть их самостоятельно. Однако самокормление требует определенных навыков. Вы можете сыграть важную роль, помогая Вашему малышу учиться.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Теперь, когда Вы знаете, какой возраст является «нормальным» для самостоятельного кормления, важно упомянуть, что Вам иногда придется создавать ситуации, побуждающие детей прокормить себя. Если Вы автоматически накормите ребенка, он не будет склонен выражать свои потребности и развивать свою самостоятельность. Чтобы помочь своему чаду, Вы должны начать с выполнения задания для них, затем вместе с ними, и, наконец, позволить им выполнить его самостоятельно
Благодаря этому процессу дети будут постепенно учиться кормить себя, уважая при этом свои потребности и ограничения
Чтобы помочь своему чаду, Вы должны начать с выполнения задания для них, затем вместе с ними, и, наконец, позволить им выполнить его самостоятельно. Благодаря этому процессу дети будут постепенно учиться кормить себя, уважая при этом свои потребности и ограничения.
Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Как научить ребенка засыпать самостоятельно, не бояться темноты и звуков? Начинать приучение к самостоятельному засыпанию следует, когда возраст малыша достигнет нескольких месяцев
Новорожденного ребенка не следует оставлять одного в комнате, маме важно быть рядом в первые месяцы жизни и днем, и ночью
Когда ребенок начинает осознавать себя и распознавать окружающих, реагировать на игрушки и голоса, можно практиковать самостоятельное засыпание. Попробуйте уложить чадо в кроватку днем, подложив мягкую игрушку или завернутую в приятную ткань теплую грелку. Тепло от грелки создаст ощущение присутствия мамы, малыш начнет засыпать.
Если ребенок постарше, объясняйте, что у каждого человека есть свое собственное место для сна: у мамы, папы, бабушки, брата, сестры, кошки, собаки. Скажите, что к нему ночью придут хорошие сказочные сны, что он в это время должен быть в своей кроватке. Позвольте взять с собой игрушку, только смотрите, чтобы она не была жесткой и тяжелой, иначе доставит дискомфорт во сне.
Чем дольше вы станете ежеминутно опекать детей и подхватывать все инициативы, тем сильнее будет зависимость ребенка от взрослого. Мальчики и девочки не просто не станут самостоятельно засыпать, они не отпустят маму даже в туалет.
Боязнь потерять родителей из вида вызовет истерику и еще большую зависимость. Старайтесь не допустить подобных ситуаций, иначе может потребоваться помощь специалистов.
Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка
Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.
Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка
- Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
- Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
- Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
- Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.
Родительские ошибки
Продолжая одевать и раздевать ребенка старше трех лет, вы не даете ему становится самостоятельным
Некоторые родители, то ли по незнанию, то ли по неопытности, умудряются вести себя ненадлежащим образом, чем только оттягивают время, когда карапуз сможет сам надеть на себя штанишки или шапочку.
- Нельзя запрещать малышу примерять вашу одежду или просто переворачивать вещи в ящике. Так вы отобьете у ребенка интерес. А ведь это первые попытки что-то на себя надеть, в большинстве случаев продиктованные желанием быть похожим на маму или на папу.
- Нельзя продолжать одевать ребенка старше трех лет. В этом возрасте малыш должен пытаться сам себя обслуживать.
- Не стоит останавливать процесс обучения, если вы видите, что ребенок умеет сам раздеваться. Это не показатель того, что теперь он с легкостью и оденется.
- Нельзя подгонять малыша, он только учится. Конечно, он еще не расторопен, медлителен. Когда наловчится — все будет значительно быстрее, а пока главное не отбить его желание.
- Никогда не пытайтесь застегнуть карапуза, если видите, что он сам пытается это сделать. Если нужно будет, ребенок сам попросит о помощи.
- Если вы видите, что малыш не справляется, не кричите на него, лучше объясните, что именно он делает не так.
Главное о чем, должны помнить родители — не торопите малыша, всему свое время. Помните о том, что процесс приобретения нового навыка может оказаться длительным. Никогда не кричите на карапуза, относитесь ко всему спокойно. Желаю, чтобы ваш малыш быстро научился одеваться и этот процесс предоставлял ему только удовольствие.
Важные правила для мамы
Вспомните себя, когда вас чему-либо учили.
- Неприятно, когда относятся, как к медлительному и глупому существу, которое ни на что неспособно;
- Обидно, когда стараешься, а тебя ругают;
- Еще обиднее, когда получается, но не хвалят!
Старайтесь не допускать таких ошибок.
Еще поймите такую вещь, что мало научить, надо еще и следить каждый раз за выполнением:
- Сказали одеваться – наблюдайте, как ребенок это делает, чтобы увидеть возможные ошибки, подсказать, в случае необходимости, помочь;
Бывают кофты с тугой горловиной, штанишки, у которых не понять, где перед. Малышу не справиться с этими задачами самому, он только расстроится.
- Придумывайте разные игры с одеванием, не ограничиваясь чем-то одним.
Например, устройте «показ мод» с фотографированием. Или «маскарад».
Снимите на видео ребенка в одном наряде, поставьте на паузу. Пусть малыш переоденется и встанет на то же место в ту же позу. Включайте камеру снова. Если так сделать несколько раз, у вас будет видео, где ребенок «волшебным образом» оказывается в разных нарядах.
Пусть ваш ребенок будет не только любимым, но и уверенным в себе! Занимайтесь чем-то вместе с радостью и любовью.
Настройтесь на то, чтобы приятно удивляться успехам и не придавать значения неудачам. Отрегулируйте для начала свое душевное состояние и не ожидайте слишком многого. Спокойный родитель – спокойный малыш!
- Как подготовить ребенка к детскому саду?
- Как отучить ребенка от соски?
- Ребенок боится других детей
Как приучить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Со временем каждый родитель столкнется с задачей обучения ребенка пользоваться столовыми приборами самостоятельно. Не стоит опережать природу, но и затягивать также не следует. До того, как ребенок попадет в сад, ему лучше уметь кушать самостоятельно.
Конечно, мама справится с этим заданием быстрее, плюс кухня останется чистой. Однако, в любом случае этот этап придется пройти. Ученые считают, что ребенок готов самостоятельно держать ложку к 10 месяцу жизни. А вот в полтора года он должен уверенно кушать сам. Стоит отметить, что все эти показатели условные, так как детский организм индивидуален: одни проявляют интерес к самостоятельному потреблению пищи до этого периода, другие не признают приборов к 2 годам. Есть случаи, когда кормить ребенка приходится в 4 года.
На первых порах, в силу неразвитой физической силы, ребенку будет тяжело удержать ложку в руках, потому будьте готовы помочь ему доесть кашу.
Так как дети раннего возраста лучше воспринимают обучение в игровой форме, постарайтесь сделать прием пищи интересным:
- купите яркую, красочную посуду, лучше детскую, объясните ребенку, что на дне тарелки его ждёт особый сюрприз, так он охотнее постарается ее опустошить;
- старайтесь проявить фантазию в оформлении блюда.
Приучая ребенка к самостоятельному питанию, лучше выбирать продукты пюреобразной консистенции.
Проследите, чтобы каждый в доме знал и понимал вашу позицию. Согласитесь, зачем прикладывать усилия сделать что-то самостоятельно, если на помощь придет, к примеру, бабушка?
И помните, что нет ничего лучше заслуженной похвалы. Хвалите ребенка за каждое достижение — это подтолкнет его к новым свершениям.
(5) Потренируйте ребенка быстро одеваться
В школе у первоклашек (особенно у тех, кто не ходил в садик) часто возникают трудности из-за того, что они не могут быстро переодеться на физкультуру или на прогулку. Поэтому еще в августе будет полезно поиграть дома в пожарных или солдат, которые должны полностью одеваться за несколько минут. Можно играть и в моделей, которым во время показа мод надо очень быстро менять наряды. Чтобы у детки не было стресса, поучаствуйте в игре сами, изобразите неуклюжего человека, который надел что-нибудь шиворот-навыворот, похохочите вместе.
Пусть ребенок потренируется перед зеркалом, как завязывать шапку и шарф. Убедитесь, что ему под силу справиться со всеми застежками. Откажитесь от водолазок с узким горлом, блузок и сарафанов с молниями и пуговицами на спине (хотя бы в дни физкультуры).
Отработанный навык одевания поможет чувствовать себя увереннее в школе, ведь ребенку не придется обращаться к взрослым за помощью или опаздывать на уроки.
Выбирайте для ребёнка удобную одежду
При покупке одежды обращайте внимание на то, чтобы ребёнок мог надеть её самостоятельно. Используйте штаны и юбки на резинке, широкие футболки и платья, легко одевающуюся обувь на липучке
Повседневная одежда должна быть удобна для ребёнка: подходила ему по размеру, была из приятной ткани, не стесняла движения. Если одежда красивая, но ребёнку в ней неудобно двигаться или сидеть, то лучше сделать выбор в пользу более простой, но функциональной вещи.
Кофточки или футболки должны быть с такой горловиной, чтобы голова ребёнка не застревала в ней, проходила свободно. Если рукава длинные, то желательно, чтобы они не слишком плотно облегали запястье. Это поможет ребёнку самому закатать рукава при мытье рук.
Штанишки на резинке удобнее и проще для ребёнка. Часто брюки с молнией или ремешком становились тяжёлым испытанием для детишек, которые уже умели ходить самостоятельно в туалет, но не могли обойтись без помощи с застёжками. Ремень с пряжкой лучше оставить для праздничной, выходной одежды.
Слишком облегающие штанишки, которые сложно самостоятельно стянуть и натянуть, тоже лучше не использовать. Вообще, любая слишком облегающая вещь сложна в самостоятельном одевании. Так же с носочками и колготками: намного проще, если они будут чуть больше по размеру. Сложности часто возникают ещё, если с изнаночной стороны есть нитки от рисунка. Они цепляются за пальцы и создают лишние препятствия
Поэтому на изнанку колготок и носочков тоже стоит обращать внимание
Застёжки на одежде должны располагаться в свободном доступе для ребёнка, быть не слишком сложными для его возраста. Застёжка-молния – очень хороший вариант. Часто нужно только помочь с собачкой, а застегнуть или расстегнуть с весёлым звуком «вжик» получается быстро.
Если выберете одежду с пуговицами, то чем младше ребёнок, тем крупнее они должны быть. Кнопки тоже удобны, но нередко они могут быть очень тугими. Поэтому при выборе вещи с кнопками стоит проверить, как они застегиваются. Если даже взрослому нужно прилагать усилие, то ребёнок точно не сможет застегнуть их сам, даже если будет уметь. У него просто не хватит сил.
Завязочки, бантики и шнурки в период, когда малыш только учится одеваться, часто становятся непреодолимым препятствием. Поэтому лучшее время для них – когда ребёнок учится или уже умеет завязывать бантики, но никак не на начальном этапе.
Шапки. Если вы хотите, чтобы ребёнок сам умел надевать головной убор, то лучше исключить разные завязочки, т. к. в этом случае всё равно придётся помогать на финальном этапе. Хороший вариант – шапка-шлем. Она заменит и шарф, который очень часто ребёнку сложно завязать самому.
Варежки для ребёнка более просты, чем перчатки. Но, опять-таки, они должны быть свободными, не тугими, без сложных застежёк.
По мере взросления ребёнка вы можете покупать вещи на застёжках. Делайте это, когда вы видите, что ребёнок освоил такой тип застёжки и ему нужна дополнительная тренировка.
На этом видео можно посмотреть, как удобная одежда помогает ребёнку с самостоятельным одеванием.
https://www.youtube.com/embed//rLTFjPbdWgQ