Зачем читать ребёнку одну и ту же сказку

Выбираем классику

Конечно,можно разрешать детям читать любые книги, классика всегда предпочтительнее. Но вспомните себя, прочитав классическое произведение в слишком раннем возрасте, вы не просто не могли понять его, но параллельно складывалось ясное ощущение, что автор пишет чушь, потому что я (как читатель) его не понимаю. Книга не сможет вызвать никаких правильных эмоций, не сможет повлиять на формирование характера читателя. Поэтому, прежде чем подсовывать своему чаду что-то из классической литературы (тем более сейчас стало опять модным любить Достоевского, например), прочтите его сами. Кроме того, что у вас появится новая тема для совместного рассуждения, вы поймете, готов ли именно ваш ребенок к такой книге. Сможет ли он понять всю драму или увидит действие поверхностно.

Есть писатели, которые сочиняли специально для детей, например, Лев Толстой и его»Рассказы для детей». Их суть сможет понять каждый из ребенок, читатьих рекомендуют с трех лет и старше. Есть писатели, которые занялись сочинительством в очень сложных обстоятельствах, например, когда их собственный ребенок был сильно болен, поэтому в рассказах много неясностей, нет четкой структуры и не прослеживается мораль. С ними лучше знакомится в более позднем возрасте, порой для того, чтобы просто познакомится.

ИМЕННО ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ОБОГАЩАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Да, чтение обогащает словарный запас. Но услышать новое слово один раз в середине истории недостаточно, чтобы закрепить его в памяти и добавить в свою активную речь.

Не забывайте, что ваш малыш еще очень маленький, все те вещи, которые для вас просты и понятны, для него — настоящие открытия! В какой-то момент своей жизни вы и сами впервые узнали, что такое автомобиль, или поезд, или слон. Каждое слово, которое вы сегодня знаете и имеете в сознании его образ, вы когда-то узнали в контексте чего-то, а не просто услышали один раз случайно.

Начиная с 2-3 лет, словарный запас ребенка обогащается за счет повторения одних и тех же слов много-много раз в нужном контексте. И перечитывание книг очень сильно в этом помогает. Исследования показывают, что дети, которые слушают одну и ту же историю много раз, лучше запоминают и понимают новые слова и быстрее начинают их употреблять в своей речи, чем те дети, которым читают больше разных книг, но мало или почти никогда их не перечитывают.

Даже самые простые литературные сказки гораздо богаче новыми словами, чем наша повседневная речь. Исследования показывают, что в детских книгах содержится на 50% больше необычных, редких слов, чем на телепередачах и в большинстве повседневных разговоров.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:

Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями

Таким образом, чтение способствует развитию речи.
Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов

Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Опыт учителя

Дженнифер Дорети, учительница дошкольного образования, имеющая степень, живет в Нью-Йорке и давно занимается преподаванием. И только однажды за более 17 лет работы с детьми она попыталась прочитать им электронную книгу, и это был настоящий провал.

«Я обнаружила, что они не запоминают информацию, прочитанную с экранов, так же хорошо, как то, что прочитывают в бумажном варианте. После того как история закончилась, я задавала вопросы, на которые они не смогли найти ответы», — говорит Дорети. Она также сказала, что дети были больше сосредоточены на том, чтобы листать страницы дальше. Они совершенно не вдумывались в текст. У нее создавалось ощущение, что ученики просто не воспринимают написанную информацию. Дорети никогда не сталкивалась с подобным во время работы с бумажными изданиями.

Прививаем любовь к чтению в AMAKids

Компания «Академия развития интеллекта AMAKids» уделяет чтению особое значение и разработала целую методику по увеличению скорости чтения.  Методика называется Либерика. Пройдя курс Либерики, вы сможете читать книги с молниеносной скоростью и с такой же скоростью работать с большими объемами информации. Это практический навык, приобретая его, скорость чтения увеличивается в 5 и более раз относительно стартовых показаний после прохождения основного курса Либерики. И в 10 и более раз при полном изучении Либерики и Либерики+. Ученики AMAKids воспринимают чтение, как интересный процесс и легко погружаются в материал. Чтения становится более увлекательным, дети читают с удовольствием. 

После прохождения курса Либерики у детей увеличивается не только скорость чтения, но и улучшается усвоение прочитанной информации. При чтении мы своего рода погружаемся в книгу, визуализируем сюжет, представляем себя участником драматических действий. В этот момент начинают работать те отделы серого вещества, которые в отсутствии подобной нагрузки обычно спят. Ни компьютерные игры, ни просмотр телепередач не дает подобного эффекта.

Так что читайте книги и прививайте любовь к чтению своим детям с раннего возраста при помощи методика Либерика. Недаром говорят, что существует две категории людей: те, кто читает книги и те, кто слушает тех, кто читает.

В чем основная польза чтения?

Польза книги для детей не подлежит сомнению. Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:

  • расширяет представление ребёнка о мире
  • знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.
  • влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка
  • развивает мышление — как логическое, так и образное
  • расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия
  • учит правильно составлять предложения.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец)

Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык

Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

  1. Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
  2. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
  3. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
  4. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Объяснение результатов

Когда исследователей спросили, что же является причиной подобной реакции на чтение электронных книг, Мюнцер предположила: «Родители маленьких детей прекрасно знают, как читать своим малышам книги. Однако когда в дело вмешивается планшет, он отвлекает от привычного занятия и мешает нормальному общению».

Исследователи считают, что все дело в том, что электронные вещи отвлекают, наше внимание сосредотачивается на управлении гаджетом, а не на получении информации. «Более яркие, переливающиеся цвета, больше музыки и шумов

Родители и дети наблюдают за картинками, при этом совершенно не уделяя внимания рассказываемой в книге истории», — сказала она

«Более яркие, переливающиеся цвета, больше музыки и шумов. Родители и дети наблюдают за картинками, при этом совершенно не уделяя внимания рассказываемой в книге истории», — сказала она.

Манцер добавляет: «Однако это не означает, что чтение электронных книг совершенно бесполезно, особенно если сравнивать его с бездействием. Однако оказываемое благотворное влияние намного меньше, чем в случае с печатным изданием».

Все аспекты развития мозга ребенка происходят благодаря позитивному общению детей с их родителями. И это взаимодействие способствует обучению детей языку, способностям решать проблемы и связям с окружающими.

Сближает с родителями

Конечно же, у нас бывают ссоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ разрешать их проще: я просто читаю детям. И теперь они знают, что со мной или без меня чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери и вижу их с книгами. Они оба обожают читать. Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет, делает это каждый день. Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт любимых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории. А главное, я точно знаю о пользе чтения для детей: с книгами они не только успокаиваются и интересно проводят время, но и развиваются.

Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу, и наблюдайте, как начинается волшебство.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Ребенок должен находить радость в чтении

При этом Манцер не хочет, чтобы результаты исследования заставляли родителей чувствовать себя виноватыми из-за того, что у них, возможно, не хватает времени на чтение вместе с ребенком.

«Родители сегодня очень много уделяют времени детям по сравнению с предыдущим эпохами. И это действительно большая и серьезная работа. Цель нашего исследования была не в том, чтобы усложнить им жизнь, а в том, чтобы помочь семьям осмыслить деятельность, в которой они участвуют, воспитывая детей. На самом деле, взрослые очень быстро понимают, что только живое чтение бумажных книг доставляет детям настоящую радость», — настаивает она.

Доретти также говорит о том, как ее ученики довольны, когда она начинает читать, временами меняя голос и выступая в роли различных персонажей.

Не сравнимо с настоящей книгой

Тем не менее, по словам Даны Робертсон, исполнительного директора Исследовательского центра и клиники грамотности в Университете штата Вайоминг, ничто не может сравниться с преимуществами, которые дает настоящая книга родителям и их детям.

Когда ее спросили, могут ли быть полезны электронные книги, которые сами читают историю ребенку без присутствия родителей, она ответила отрицательно, объяснив, что преимущества чтения книг сводятся к совместному времяпрепровождению.

Робертсон объяснила, что во время совместного чтения родители предоставляют ребенку информацию не только о содержании книги, но и об окружающем мире. Они также помогают ребенку развивать речевые навыки и учиться понимать невербальные знаки общения

Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника

Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят

Зачем детям нужно читать?

Между тем, ученые доказали, что чтение в течение 6 минут, снижает уровень стресса более чем в 2 раза. Прослушивание спокойной музыки и пешие прогулки – лишь на втором и третьем месте в снятии стресса.

Исследователи из Великобритании утверждают, что чтение приносит для организма такую же пользу, как и фитнес для мышц, потому как во время этого процесса человек упражняет весь мозг.

В сером веществе происходят совершенно разные процессы, в случае если вы читаете для удовольствия и если стараетесь выучить информацию, например, для сдачи экзамена.  Ученые провели исследования и выяснили, что в момент перехода от обычного чтения к желанию детально запомнить текст в голове начинается активное кровообращение и полностью меняется вид нервной деятельности. Кровь доходит до тех участков мозга, которые отвечают за познание и концентрацию внимания. Любой вид неврологической нагрузки полезен для мозга, он активизирует кровообращение, улучшает питание тканей.

Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.

Кроме этого, существует ещё как минимум 10 причин, зачем нужно читать ребёнку:

  1. Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
  1. Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может попросить родителей перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
  1. Малыши, которым родители часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
  1. Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
  1. Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
  1. Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
  1. Ещё один важный плюс в чтении ребёнку-это развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.
  1. Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной программе, а затем и в ВУЗе.
  1. Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым.
  1. Дети, которым родители привили любовь к чтению, всегда найдут для себя полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем, например, бесполезная трата времени в интернете.

Читаем дома детям. Список Литературы для детей раннего возраста

Конечно, каждый родитель выбирает книгу для чтения малышу в зависимости от предпочтения крохи. Данный список не обязателен, но поможет молодым мамам и папам в выборе литературы для маленького непоседы.

В. Бианки “Лис и мышонок”

Э. Карл “Очень голодная гусеница”, “От головы до ног”

К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик погулять”, “Мойдодыр”

С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”

Стихи Агнии Барто для малышей

Русские народные сказки

В. Сутеев “Цыпленок и утенок”

Л. Толстой “Три медведя”

С. Михалков “Упрямый лягушонок”, «Мой щенок»

А. Пушкин “Лукоморье”

Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»

Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»

Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»

Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»

Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»

Серия «Для самых маленьких»:

Книга – ключ к развитию ребенка

Польза чтения книг для детей очень велика. Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.

Три самых продаваемых детских книги

«Самокат»

— «Вафельное сердце» Марии Парр. Лене и Трилле 9–10 лет, они живут на берегу норвежского фьорда и постоянно попадают в разные смешные ситуации и учатся лучше понимать других и себя.

— «История старой квартиры» Ани Десницкой и Александры Литвиной — смесь фикшн и нон-фикшн. Герои — дети и взрослые из разных десятилетий XX века и их вещи. Это обобщенные образы, но основаны они на реальных прототипах.

— «Я не тормоз» Нины Дашевской

Герой — современный московский подросток Игнат 13 лет, который носится по городу на самокате, помогает маме, забирает из детского сада младшего брата, не любит останавливаться и читать стихи, но начинает понемногу сам понимать себя и определяться с тем, что для него важно и каким человеком он хочет быть

«КомпасГид»

— Кристель Дабо — серия «Сквозь зеркала».
— Виктория Ледерман — «Теория невероятностей».
— Малика Ферджух — «Мечтатели Бродвея».

«Поляндрия»

— «Что бы ни случилось», автор и художник Деби Глиори — о безусловной родительской любви. Главные герои — семья лис, Малыш и Большой, но очевидно, что речь идет о ребенке и родителе, который любит малыша, «что бы ни случилось».

— «Линдберг», автор и художник Торбен Кульманн — захватывающая, кинематографично проиллюстрированная история о мышонке, который построил самолет и перелетел через Атлантику.

— «Мама», автор Элен Дельфорж, художник Квентин Гребан — 30 разных историй материнской любви, написанных в разных жанрах и необыкновенно лирично проиллюстрированных.

«Белая Ворона»

— «Веста-Линнея и мама-монстр» Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен — первая книга в серии «Веста-Линнея» (всего в цикле пять частей). Это истории про девочку и жизнь ее большой семьи, где исследуются отношения между родителем и ребенком и разные эмоции — злость, тоска, страх, обида.

— «Теплый свитер для лемура» — книжка-картинка Ульрики Кестере о дружбе, заботе и домашнем уюте. Герой — лемур-художник Отто, который хочет навестить друзей, живущих далеко на Севере, и нарисовать полярное сияние.

— «Беглецы» Ульфа Старка. Дедушка Готфрида оказывается в больнице и мечтает в последний раз побывать в домике на скалистых горах, где жил когда-то с бабушкой и был очень счастлив. Внук осуществляет эту мечту: они сбегают втайне ото всех, обманув родителей и медсестер. Это размышление о жизни и смерти, история о глубокой связи поколений, любви и внимании.

«Подписные издания»

— «История старой квартиры» Литвиной и Десницкой. На примере одной московской квартиры и ее жителей рассказана русская история ХХ века; в каждом десятилетии свой герой — ребенок, который рассказывает, как ему живется.

— «День числа ПИ» Нины Дашевской

Книга про двух мальчишек: Леве совсем не важно, что про него думают, он обладает цветным слухом, обожает математику и носит только кирпичные штаны, а Кирилл, хоть и любит музыку, но никому в школе не говорит, что играет на виолончели, — это ведь как-то не круто

— «Что снится моржу» Бориса Заходера — необычная книжка с классическими стихами про зверей. Каждая страничка раскладывается гармошкой, показывая жизнь животного (а в случае с павлином — только его хвост).

«Чудетство»

— «Армстронг» Торбена Кульманна — про мышонка, отправившегося на Луну.

— «Умная собачка Соня» Андрея Усачева — про собачку, которая очень похожа на ребенка детсадовского возраста и задается теми же вопросами.

— «Вафельное сердце» Марии Парр — про мальчика и девочку, живущих в норвежском поселке на берегу моря, своего рода современная Астрид Линдгрен.

Clever

— «Невероятная история о гигантской груше». Книга знаменитого датского художника и писателя Якоба Мартина Стрида про друзей Митчо и Себастиана, которые однажды выловили в море бутылку с письмом и отправились на поиски таинственного острова.

— Серия книг о котенке Шмяке Роба Скоттона — невероятно трогательные, но поучительные истории о пушистом котенке, о его переживаниях и страхах.

— «Букварь. Учимся читать с 2–3 лет» Ольги Узоровой. Все задания рассчитаны именно на малышей — никаких сложных уроков, только игра!

«Махаон»

— «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К. Роулинг — первый роман в серии книг про юного волшебника.

— «Ходячий замок» Дианы У. Джонс — про Софи, которая живет в сказочной стране, где ведьмы и русалки, семимильные сапоги и говорящие собаки — обычное дело. Книгу экранизировал Хаяо Миядзаки.

— «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен. Первая книга трилогии о Малыше и Карлсоне.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Когда и как начинать прививать любовь к чтению

Теперь, когда мы знаем о множестве преимуществ чтения для детей, пора развить у них любовь к чтению. С чего начать? Мы расскажем о самых простых, но рабочих советах:

  • Сделайте чтение выбором, а не обязанностью. Не делайте чтение обязательным заданием. Поощряйте и напоминайте, но позвольте детям принять окончательное решение о том, когда читать и как долго.
  • Дайте свободу в выборе для чтения. Пусть ребенок сам выбирает, какую книгу он хочет читать: дорогую, с картинками, с красивой обложкой, электронную. Чтение должно быть удовольствием.
  • Визуализируйте с ребенком прочитанное. Отличный способ отпраздновать окончание книги — посмотреть ее интерпретацию в кино, приготовить сладкий пирог из «Гарри Поттера», купить ребенку стилизованную одежду его любимого персонажа.
  • Будьте примером. Дети всегда копируют своих родителей и делают то, что делают их папа и мама. Читайте сами.
  • Сделайте чтение отдыхом. Замените ребенку ненавистную секцию или кружок чтением. Это гораздо полезнее для его психики и характера.
  • Отождествляйте книги с жизнью. Если ваш ребенок зачитывается о планетах и космосе — сходите с ним в планетарий, читает о животных — бегом в зоопарк. Поощряйте их увлечения таким образом.

Книга – ключ к развитию ребёнка

Книга формирует мировоззрение ребёнка и даёт ему знания

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.

Слушая чтение или читая самостоятельно, ребёнок:

  • знакомится с прошлым, настоящим и даже возможным будущим мира
  • учится размышлять, анализировать, творчески подходить ко всему
  • развивает речь, стремясь сделать её правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной
  • формирует душевные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость
  • знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту
  • формирует позитивное отношение к жизни
  • вырабатывает правильное восприятие природы, бережливое отношение ко всему живому
  • учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.

Читаем и воспитываем

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его.

Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.

Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

  1. Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
  2. Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.
  3. Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.
  4. Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны.
  5. Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.
  6. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.
  7. Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.
  8. Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.
  9. Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.
  10. Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.
  11. Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность.
  12. Обсуждайте с ребёнком прочитанное.

Хорошо, когда доме царит атмосфера уважения к книге

Благодаря чтению расширяется словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Если обычная беседа помогает детям освоить основной набор слов и выражений, то редкие слова они могут узнать только при чтении. В письме используется больше слов, чем в устной речи, поэтому дети, которым часто читают, начинают использовать всё новые слова в общении с другими. Их речь постепенно становится насыщенной, грамотной и богатой. С такими навыками проще облекать мысли в слова и выстраивать отношения. В этом огромная польза чтения для детей.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Все ли книги полезные?

Рассуждение западных психологов о вреде гомофобии перевернуло представление человечества об истинной природе полов. Запрет естественных человеческих ценностей и замена их искусственным суррогатом ворвались в мир книгопечатной продукции и заполнили полки книжных магазинов “странной” детской литературой о новой папиной жене с мужским именем и сказочных героях “вне пола”.

Дошло до того, что переделали старые волшебные сказки Андерсена и других детских писателей на новый лад, уверенно называя это веянием нового времени. Родители должны защитить детей от подобного шквала “новой” информации и не травмировать неокрепшую психику подобными “инновациями”. Чтобы вырастить адекватного человека, нужно использовать в воспитательных целях советские книги и сказки, которые не вредят детям.

Как изменилась современная детская литература? Чем она отличается от той, что читали в советском детстве?

Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»:

— В первую очередь, изменилась интонация авторов и темы, на которые они говорят с детьми. В России традиционно считалось, что детская литература — это сказки и назидательные истории, и во многом эти ожидания сохраняются до сих пор.

Такие книги часто называют «новой детской литературой» — с негативным оттенком. А между тем в мире всё это главная задача и призвание детской литературы вот уже несколько десятилетий.

Коренным образом детская литература поменялась после Второй мировой войны — в первую очередь благодаря Туве Янссон, Астрид Линдгрен и Роальду Далю. Из нее исчез назидательный тон и поучительные истории о том, что плохие детишки попадают в ад. Стали выходить книги, где ребенок — главное действующее лицо и все события читатель видит его глазами. Появилось понимание, что ребенок не маленький взрослый, но это не значит, что ему что-то недоступно и с ним нельзя говорить о серьезных вещах.

То, что мы уже несколько десятилетий видим в мировой детской литературе, — это разговор с детьми на равных, с уважительной интонацией. В России эту тенденцию начали переводные тексты, и сейчас русские авторы тоже этому учатся: не заигрывать с ребенком, не сюсюкать, не придумывать для него специальных ути-пути-словечек и сюси-пуси-персонажей. Чем дальше, тем больше становится детских книг на актуальные темы — от экологии до этнического разнообразия.

Екатерина Дмитриева, контент-менеджер издательства «Белая ворона» (Albus Corvus):

— Детская литература стала свободнее, и это «раскрепощение» ощущается всё больше с каждым годом. Раньше в ней было много героики и морализаторства, а проблемы, волнующие детей и подростков, замалчивались.

Развивается детский нон-фикшн: теория эволюции, генетика, медицина.

Елена Измайлова, главный редактор издательства Clever:

— Если говорить о художественной литературе, дети продолжают любить приключения и волшебство, это неизменно. Но произошел большой тектонический сдвиг: впервые за всю историю литературы появилось такое количество персонажей-девочек. Гендерный баланс, размывание социальных ролей, принятие отличий других людей, индивидуальность — то, что раньше было на обочине, стало мейнстримом. Сейчас даже странно вспоминать, что двадцать лет назад Джоан Роулинг вынуждена была сократить свое имя на обложке до инициала, потому что авторов-женщин не воспринимали всерьез.

Дарина Якунина, издатель («Поляндрия»):

— Однозначно прибавилось книг, затрагивающих сложные темы из реальной жизни: одиночество, развод родителей, болезни, потеря близкого. Даже книжки-картинки, ориентированные в основном на дошкольников, могут поднимать такие темы, просто они говорят о них понятным и вместе с тем очень метафоричным, образным языком.

В книгах для подростков часто поднимается тема школьной травли, они говорят о сложностях с принятием себя и налаживанием отношений с окружающими. Эти тексты более прямолинейны, чем книги для малышей, они называют вещи своими именами, но смысл остается неизменным: читая о переживаниях героя, понимаешь, что ты не один, видишь разные примеры взаимоотношений и жизненных ситуаций.

В целом можно сказать, что в детской книге появилось гораздо больше психологизма, больше внимания уделено переживаниям и чувствам.

Мария Зимина, основательница и директор книжного магазина «Чудетство»:

— Очень важно, что становится всё меньше табуированных тем. Современная детская литература обращена к современным детям и пишет о проблемах, которые их волнуют

О таких же детях, как они, чувствующих то же, что они.

Меняется и структура текста: в нем становится больше событий и душевных переживаний героев, самоанализа и психологического анализа происходящего. В современной литературе меньше длинных описаний. Раньше их часто использовали для того, чтобы читатель мог представить себе другие страны, пейзаж или устройство кораблей. Сейчас дети имеют возможность погуглить, у них обширная визуальная память. Им не так нужны длинные описания, важнее динамика книги.

Виталий Зюсько, издатель («КомпасГид»):

— Важное отличие современного читателя — объем его визуального опыта. Книге сегодня приходится конкурировать и с кино, и с реалити-шоу, и с непрерывным потоком постов в соцсетях

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: