Дети все равно страдают
Защитники реформы уверяют, что, даже в случае закрытия интернатов, в Украине уже созданы все альтернативные возможности для обучения по месту проживания. По заявлению родителей должны открываться инклюзивные классы и группы в школах и детсадах, кроме того, можно выбрать индивидуальную форму обучения дома, что позволило бы не отрывать ребенка с инвалидностью от семьи, как было, когда он учился в школе при интернате.
При этом, несмотря на цифры Минобразования, уровень инклюзии в Украине совсем не высокий (не больше 10%, когда, например, в Литве эта цифра охватывает 90%). По словам замглавы фракции «Слуга народа» Павла Сушко, который выступал против закрытия специальных заведений, он и его коллеги уже посетили ряд областей, где они выявили нарушения прав детей и их родителей.
«Мы воочию увидели настоящие последствия реформы. Почувствовали диссонанс между тем, как все выглядит на бумаге в отчетах и тем, как все на самом деле. Можем констатировать из того, что мы уже увидели воочию – уровень развития инклюзии и социальных услуг недостаточен», – заявил Vesti.ua депутат.
По его словам, парадокс также заключается в том, что инклюзивными называют школы, в которых просто есть пандус. «Но пандус – это еще не инклюзия, особенно, когда перед ним еще ряд преград, например, яма или высокая ступенька… Но если ребенок имеет нарушения зрения или слуха, то пандус не поможет», – говорит Сушко.
Кроме того, в последнее время появляются новости о том, что дети с ООП становятся объектом насмешек в обычных школах. Например, в начале июля в Виннице учительница довольно грубо говорила с ребенком с синдромом Дауна, который учится в инклюзивном классе и, по словам очевидцев, даже ударила мальчика. Еще раньше похожий скандал был в Киеве: в школе №58 учительница в таком же инклюзивном классе била ребенка с расстройством аутистического спектра. Позже учительнице объявили подозрение по статье статье 126 (побои и истязания). Санкция статьи предусматривает штраф до 850 гривен. То есть в вопросе инклюзивности есть еще и проблема недостаточного уровня толерантности как в обществе, так и в отдельных школах.
Но, помимо этого, есть и другие факторы, которые точно не помогут ребенку адаптироваться к социальному контексту обычной школы. Самое главное – это отсутствие необходимых специалистов для детей с тяжелыми нозологиям.
«Реабилитологи, дефектологи, специалисты по обучению жестового языка и шрифта Брайля – их по всей стране не хватает», – говорит Сушко. Это проблема комплексная и возникла она, в том числе, и из-за низкой заработной платы специалистов, недостаточного качества государственного образования в этой области, перегрузки инклюзивно-ресурсных центров.
Сушко утверждает, что реформа и инклюзия работает в большей степени только на бумаге. При этом по стране массово уничтожаются специальные школы. А глава комитета Бабак говорит, что инициативу по инклюзии будут корректировать, чтобы «полностью не сломать реформу». «К сожалению, есть перегибы», – констатирует депутат.
Пока для детей с ООП нет идеального инклюзивного пространства в обычных школах, а специальные учреждения могут закрыть, как это сделали со школой для детей со сколиозом в Луганской области. Пока родители могут выбирать место для учебы, однако в будущем, если уровень инклюзивности останется на том же уровне, и спецшколы будут закрывать, дети с инвалидностью могут все чаще сталкиваться с непониманием и игнорированием.
Критика министра
В конце мая министр образования Сергей Шкарлет заявлял, что дети с нарушением развития должны получать образование только в специальных учебных заведениях, где сконцентрированы специалисты, образовательная среда и материально-техническая база, то есть в профильных специальных школах и учебно-реабилитационных центрах. Это его заявление сразу же вызвало тонну критики среди депутатов и экспертного сообщества, выступающих за скорое введение тотальной инклюзивности.
Например, детский омбудсмен Николай Кулеба посчитал слова Шкарлета едва ли не отменой реформы интернатов и «откатом к советскому прошлому», когда у ребенка с инвалидностью не было другого выбора, кроме того, чтобы жить в интернате, без родителей и быть изолированным от общества. Отдельно он выразил обеспокоенность, что слова министра и изменения в стратегию реформирования системы интернатов станут сигналом для вновь созданных громад, что услуги инклюзии на местах можно не развивать, а, как и раньше, просто отправлять детей в интернаты.
Вероятнее всего, под «изменением в стратегию реформирования» он имел в виду законопроект, принятый в апреле – тогда группа депутатов во главе с Павлом Сушко и Александром Качурой подали инициативу, которая отсрочила на год закрытие санаторных школ. Эти действия, по мнению экспертов, выступающих за тотальное изменение системы инклюзивности, и Кулебы в том числе, не что иное, как откат реформы. Депутаты, которые озабочены закрытием санаторных школ и школ для детей с особенностями якобы «ведут пропагандистскую кампанию для сохранения старой системы образования».
«Более того, сам Владимир Зеленский посетил санаторную школу и порадовался замечательным условиям пребывания детей», – с укором писала эксперт по вопросам инклюзивности Марианна Онуфрик.
Как Vesti.ua рассказал нардеп от «Слуги народа», глава образовательного комитета в Раде Сергей Бабак, дискуссия вокруг инклюзивности происходит до сих пор – почти полгода Временная следственная комиссия расследует факты нарушения прав детей в результате внедрения реформы. По его словам, множество его коллег «путают интернатные заведения и школы для детей тяжелыми нозологиями». Якобы в Кабмине в список на закрытие к интернатам для детей-сирот добавили специальные школы для учеников с инвалидностью. Бабак считает, что это могли в правительстве сделать случайно.
«Есть постановление Кабмина, которое рекомендует закрыть школы-интернаты для сирот, но вместе с этим туда попадают и специальные школы. Так уже произошло случайно. Поэтому это и возмутило депутатов», – заявил Бабак.
По его словам, сам он лично выступает за инклюзивность, однако прекрасно понимает, что дети, которые не слышат или не видят, или у которых есть тяжелые психические расстройства, не смогут в полной мере быть включены в образовательный процесс в обычной школе.
«Конечно, такие специальные заведения должны остаться, а интернаты для детей-сирот должны уйти в прошлое, потому что статистически почти 90% таких детей на самом деле имеют родителей, по меньшей мере – одного родителя», – говорит нардеп. То есть, по словам главы образовательного комитета, в вопросе инклюзии однозначного ответа нет. Если ребенок с серьезными болезнями, он не может учиться в инклюзивном классе, но инклюзия также нужна. Она должна развиваться параллельно.
В парке «Победа»: троллейный парк «Trolland – Активна країна»
19
Веревочный парк «Победа»
парк «Победа», центральная аллея, Киев
Маршрут Google
Маршрут
Маршрут
На карте
Здесь, на огромной территории парка, обустроили уникальный троллейный парк для взрослых и детей от 3 лет, аналогов которому в стране не существует. «Trolland – Активна країна» – это комплекс из 17 троллейных маршрутов, отличающихся по сложности, два из которых проходят над озером. В маршруты входят еще преодоления веревочных этапов и переход через мостики.
Кроме того, для малышей здесь обустроили еще и куб-лабиринт и маятниковые качели-кокон «Політайлик».
Сам парк «Победа» также прекрасен для отдыха всей семьей. Здесь есть несколько детских площадок.
- Цены: от 50 до 170 грн.
- Адрес: ул. Генерала Жмаченко.