Что такое интеллект
Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.
Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.
Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.
В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.
Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.
Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.
Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.
Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.
Какие гены влияют на интеллектуальные способности
На данный момент ученые прогенотипировали 78 000 людей европейского происхождения и выделили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Три из них связаны с формированием и работой нейронов — клеток нервной системы.
Ген SHANK3 участвует в формировании синапсов — место контакта между двумя нейронами. Ген DCC отвечает за направленный рост аксонов, по которым импульс проходит к другим клеткам нервной системы или органам, а ген ZFHX3 регулирует образование нейронов. Изменения в работе этих генов могут приводить к замедленной или ускоренной передаче сигнала в головном мозге. Есть также гены, которые связаны с конкретными способностями.
С уверенностью нельзя сказать, что определяет интеллект ребенка — наследственность или факторы окружающей среды. Исследования на близнецах показали, что существуют механизмы наследования уровня интеллекта. При этом факторы внешней среды могут развивать или тормозить генетический потенциал.
Ген FADS2 определяет связь между грудным вскармливанием и уровнем интеллекта. Один вариант этого гена делает грудное вскармливание фактором развития более высокого IQ. Другой вариант гена не дает никаких преимуществ, вне зависимости от типа питания младенца.
Чтобы оценить наследование эмоционального интеллекта и эмпатии, ученые проанализировали гены 89 000 человек и предложили им пройти тест на чтение психического состояния по взгляду. Женщины справлялись с заданием лучше. Причем с ростом уровня образования точность женщин, с учетом генетических факторов, повышалась. Генетический вариант, связанный с эмпатией у женщин, находится вблизи гена LRRN1. Этот ген экспрессируется в участке мозга человека, который и отвечает за распознавание эмоций.
Как эти гены наследуются
Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.
Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.
Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.
Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:
️ Физическая активность и правильное питание
Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.
Самоконтроль
Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками — каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.
Близкие и доверительные отношения
Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.
Творчество
Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.
- Genome-wide association meta-analysis of 78,308 individuals identifies new loci and genes influencing human intelligence. Nature, 22 May 2017
- Genes influence ability to read a person’s mind from their eyes. University of Cambridge, 7 June 2017
- The relationship between physical activity and diet and young children’s cognitive development: A systematic review. NCBI, 22 Apr 2016.
- Surveying the Relationship of Family Emotional Atmosphere with Emotional Intelligence and Happiness of Students. The Caspian Sea Journal, 11 July 2016.
7 способов, как развивать чувство юмора у ребенка каждый день, независимо от возраста
Смех должен звенеть в твоем доме каждый день. Для этого достаточно создать несколько веселых семейных традиций:
Глупые праздники. Устраивай глупые праздники и в честь Дня дурака 1 апреля, и в любой другой день. Для этого достаточно перешерстить календарь и выбрать в нем самые нелепые события. Отпразднуйте День одинаковых носков 23 марта, а 3 августа День арбуза. Придумайте свои собственные глупые праздники: вечер пятницы можно превратить в праздник лентяев, а вечер воскресенья – в обязательное театральное представление. С возрастом детей развлечения могут меняться.
Больше пения. Дети любят пение, поскольку песня может и успокоить, и насмешить. Любой приказ можно отдать очень строгим голосом, но если при этом распеть свои слова, получится очень смешно. Когда нужно отправить ребенка спать, просто пропей ему «спать, спать, спать, быстро в кровать и спать». Меняй интонацию и мотив песни, чтобы быть интереснее. Это способствует не только развитию юмора детей, но и музыкального слуха.
Рассказывай ребенку забавные истории. Каждый день во время приема пищи общайся с малышом и рассказывай истории, которые приключились с тобой днем – смешной кот на улице или забавный разговор соседей в лифте. Так ты воспитаешь ребенка, который умеет общаться и делиться событиями из своей жизни, а сама научишься видеть светлую сторону каждого дня.
Забавные традиции и ритуалы. На Рождество можно приготовить как полезный подарок, так и забавный. Если твоя дочь любить купаться, подари ей смешную уточку или купальник. Также можешь придумать интересный ритуал прощания перед сном, который будешь знать только ты и твой малыш.
Смотрите комедии и мультфильмы. Педиатры и психологи часто критикуют время перед телевизором, но семейные просмотры комедий пойдут только на пользу
Важно создать настоящее ощущение кинотеатра и обязательно обсудить увиденное после просмотра.
Мотивируй детей видеть смешное. Поставь в углу доску и предложи малышу вырезать из журналов смешные картинки, а затем крепить к доске
Да, все журналы и газеты в доме будут изрезаны, но зато у малыша всегда будет увлекательное занятие.
Выбирай книги со смешными стихами или рассказами. Как научить ребенка смеяться знают в книжном магазине. Попроси продавца показать тебе детские книги с юмористическими рассказами и подбирай ребенку каждый месяц новый подарок. Читать книги можно в любое время дня.
Заключение
Как развить чувство юмора у ребенка? Покажи пример! Дети перенимают от родителей абсолютно все, а у позитивных родителей всегда вырастают позитивные малыши. Учись находить позитив даже в перевернутой тарелке и детской истерике. Когда хочется накричать на малыша, посмейся. Включи в свою жизнь больше смешных и нелепых игр, которые способствуют развитию юмора детей. Также помни, что юмор помогает развитию интеллекта и креативности, а также успокаивает самых маленьких и позволяет им развивать положительную самооценку.
Новости экологии
Почему геолокация – основа высокотехнологичного мира 14.09.2021 10:43
Элитные раковины Duravit 13.09.2021 16:37
Играть или не играть: мнение психологов о пользе онлайн развлечений 12.09.2021 12:29
Онлайн игры: вред или польза 11.09.2021 11:15
На что нужно обращать внимание при выборе банка для обслуживания 8.09.2021 19:59
Встроенный шкаф купе — рациональный подход к зонированию тесного пространства 12.08.2021 01:38
Какие районы Санкт-Петербурга наиболее перспективны для приобретения квартир 2.08.2021 21:48
Почему важна страховка при поездке за границу 30.07.2021 10:41
Основные типы стиральных машин: какую выбрать в дом 30.07.2021 10:36
Почему городские жители все больше предпочитают аренду квартир в новостройках 18.07.2021 15:43
все новости
Генетический код: что ребенок наследует только от отца
В зачатии ребенка участвует двое. Однако лишь от мужчины зависит пол будущего ребенка. Какое еще генетическое «наследство» получают дети только от своих отцов?
Мамины гены дают 50% ДНК ребенка, остальные 50% детям достаются от отца. Однако мужские гены более агрессивные, чем женские, поэтому они чаще проявляют себя. Так, на 40 % активных маминых генов могут приходиться 60% папиных.
Прежде всего, как было замечено выше, от мужчины зависит пол будущего ребенка. От мамы ребенок всегда получает X-хромосому, а от папы либо тоже X-хромосому (и тогда будет девочка), либо Y-хромосому (и тогда будет мальчик). При этом если у мужчины в семье много братьев, то у него будет больше сыновей, а если много сестер, то, соответственно, дочерей. Лишь у части мужчин сперма содержит примерно равное соотношение X- и Y-хромосом, и у них с одинаковой вероятностью рождаются как мальчики, так и девочки.
Если у отца имеются проблемы ортодонтического характера, то и у его ребенка они тоже будут выявлены с высокой долей вероятности. Скученность зубов, проблемы с прикусом, форма и размер челюсти и зубов – все эти нарушения дети наследуют от своих отцов. По материнской линии передается склонность к кариесу.
По законам генетики, у высоких отцов, как правило, дети тоже высокие. Однако согласно новейшим исследованиям генетиков, выявлено более 700 различных генетических факторов, которые могут повлиять на рост ребенка.
От папы дети получают и форму губ. Если у папы губы полнее, чем у мамы, ребенок тоже будет пухлогубым. И наоборот. Симпатичные ямочки на щеках – это на самом деле лицевая деформация большой скуловой мышцы, которая тоже наследуется только по отцовской линии. Кстати, и ямку на подбородке ребенок наследует от отца. А еще качество волос: кудрявость, пышность, густоту. Как и склонность к облысению.
Что касается цвета глаз, то мужские гены доминируют над женскими, поэтому высока вероятность появления на свет ребенка с такими же глазами, как у отца. Однако есть и «всеполая» доминанта – если у кого-то из родителей глаза карие, то и у ребенка будут карие. Но при этом бывают случаи, когда папин цвет глаз, хоть и более светлый, все же подавляет мамину кареглазость.
С возрастом у мужчин ухудшается качество спермы. Из-за этого пожилые люди могут передавать детям мутированные гены. Это повышает риск развития у ребенка психических болезней, аутизма, гиперактивности, биполярного расстройства. Также дети, рожденные от отцов в возрасте 45 лет и старше, могут быть склонны к суициду и иметь сложности с обучением.
Вместе с тем, существуют заболевания, которые передаются от матери, но проявляются только у мальчиков. Например, гемофилия. В данном случае женщина является носителем X-хромосомы с дефектным геном и именно эту хромосому передает сыну. К историческим личностям, больным гемофилией, принадлежал цесаревич Алексей. Его прабабушка, английская королева Виктория, была носителем гена гемофилии и передала его некоторым своим детям, внукам и правнукам.
Последние статьи
-
Дом с секретом, или Как дождь помог обнаружить роскошный бассейн в заброшенном дворе 15.09.2020, 19:09 -
В Амстердаме старую школу преобразовали в 10 квартир для семей с детьми 15.09.2020, 18:56 -
Уникальные ресторан, где можно пообедать в струях водопада 2.10.2019, 22:16 -
Дизайнер создаёт из бумаги неповторимые подводные пейзажи 30.09.2019, 23:07 -
7 продуктов, которыми точно не стоит угощать своих домашних питомцев 28.09.2019, 23:31 -
Шведы построили дом-теплицу на берегу озера 16.09.2019, 21:55 -
Рюкзак на солнечных батареях, который зарядит все персональные гаджеты 12.09.2019, 22:56 -
Культивировался ли когда-либо табак в качестве источника пищи 4.09.2019, 21:14 -
9 самых жадных в мире змей, для которых завтрак закончился летальным исходом 2.09.2019, 23:46 -
Японцы построили прозрачный дома из 6000 необычных кирпичей 31.08.2019, 23:04
Все статьи
Сообщества › Курилка › Блог › Генетика: чьи гены передаётся сыну, а чьи дочери, на самом деле.
1. Идиотизм не передается от отца к сыну. Если вы законченный кретин, то ваш сын не будет таким же идиотом как вы (с чем вас и поздравляем).
2. Интеллект не передается от отца к сыну. То есть, если вы гений, то ваш сын 100% не унаследует ваших генов.
3. Интеллект от отца может передаваться только дочери. И только наполовину.
4. Дочери гениев будут ровно наполовину умны, как их отцы, но их сыновья будут гениями. Если их отец тупица, то дочери будут ровно наполовину тупицами, чем их отцы.
5. Унаследовать интеллект мужчина может только от своей матери, который она, в свою очередь, унаследовала от своего отца.
6. Поэтому гениальных женщин почти не существует, как и не существует стопроцентных идиоток-женщин. Зато мужчин-гениев и мужчин-тупиц очень много. Отсюда и поколение неудачников-алкашей, матерей-одиночек, а также нобелевские лауреаты (почти все мужчины).
Выводы для мужчин:
1. Твоя дочь получит половину твоего ума. Но и половину твоей дебильности. По интеллекту она будет ближе к тебе. Ее сын получит все твои умственные способности. Хочешь умное поколение — мечтай о дочери.
2. Чтобы спрогнозировать умственные способности своего сына, гляди на отца своей жены (если он академик, то твой сын тоже будет умным).
3. Твои умственные способности от мамы, а вернее от дедушки.
Выводы для женщин:
1. Твоя дочь по воспитанию будет как ты, но по уму как её отец. Её же сыновья будут умственными копиями ваших мужей.
2. Твой сын по уму — копия твоего отца, и ругать его “ты такой же тупой, как твой отец” — не совсем верно.
Развитие чувства юмора у детей от 3 до 6 лет
После 3 лет, когда малыш осваивает речевые навыки, его забавляют созвучные рифмы, придумывание новых слов. Дошкольники потешаются над играми и событиями, в которых что-то пошло не так. Любое сочетание несочетаемого вызывает бурный смех.
Следует отметить, что чересчур необычные вещи могут вызвать обратную реакцию (страх или испуг). Дети часто боятся клоунов, очень старых людей, слишком больших кукол.
В период приучения к горшку, когда малыш учится управлять физиологическими процессами, появляется так называемый «туалетный юмор». Подобные шутки не являются отклонением, они помогают снять напряжение.
Миф пятый
Люди разных народов различаются по интеллекту.В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.
А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.
Как формируется чувство юмора у детей
Малыши начинают улыбаться и смеяться с трехмесячного возраста. Однако эти эмоциональные проявления не имеют ничего общего с чувством юмора. По мере взросления дети начинают чувствовать настроение окружающих и копировать их поведение. Например, улыбаются в ответ на улыбку и смеются со взрослыми за компанию. В возрасте 9-12 месяцев ребенок уже умеет отличить нестандартные ситуации от обыденных. Если мама появляется перед ним в смешном наряде, малыш начинает смеяться. Настоящее же чувство юмора, когда ребенок способен сознательно рассмешить других людей, формируется у него ближе к четырем годам. Именно в этом возрасте лучше всего начинать занятия с малышом, чтобы развить его способность смешить и понимать шутки.
Малышам четырех-пяти лет требуется максимальное внимание со стороны родителей и близких. Поэтому в этом возрасте дети начинают шутить на «туалетные» темы, которые вызывают у взрослых наиболее бурную реакцию
Обычно такое поведение ребенка прекращается само собой через несколько месяцев.
Также в этот период дети любят повторять одну и ту же шутку по нескольку раз, стремясь рассмешить окружающих. Рекомендации родителям в этом случае: всегда улыбайтесь, даже если вы слышите этот анекдот десятый раз подряд. Постепенно, по мере взросления, словарный запас ребенка существенно расширится, и вы все чаще будете слышать от него по-настоящему смешные шутки и комментарии.
Нередко взрослые реагируют смехом на забавные высказывания малыша. Его «перлы» молодые родители специально записывают, чтобы показать родственникам и друзьям. Сам же ребенок обычно недоумевает, что же вызвало такую реакцию у окружающих, а порой даже серьезно обижается на такой смех. Поэтому всегда объясняйте своему чаду, что именно вас рассмешило – это поможет ему научиться смеяться над собой.
Как измеряют интеллект
Интеллект многогранен, поэтому измерить его — непростая задача. С помощью тестов можно только оценить несколько отдельных способностей, таких как логика или память, но результат не покажет полной картины.
IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта — значение, которое используется для оценки интеллектуальных способностей. Это отношение умственного возраста человека к биологическому, умноженное на сто.
Средние или низкие значения IQ (в пределах нормы, то есть не ниже 70 в большинстве тестов) по результатам тестирования детей ничего не говорят о будущих успехах или неудачах. Стандартные тесты подразумевают стандартные ответы, и если человек мыслит необычно и креативно, он может выполнить задания «неправильно» и получить неадекватно низкий балл. Бывает также, что дети из-за волнения и тревоги теряются и не справляются с простыми для них заданиями.
Результаты тестов нужно тщательно интерпретировать, учитывая индивидуальные особенности человека. Наиболее известный тест для определения IQ — тест Айзенка. Чаще используют тесты американского психиатра Дэвида Векслера: они считаются наиболее объективными. Сегодня нет единого стандарта тестов IQ.
Вместо эпилога
Думается, унаследовав от родителей «гены ума», дети не могут вырасти по-настоящему талантливыми сами по себе. Для того чтобы развить способности одаренного ребенка родителям нужно приложить немало усилий. Нередко мать или отец — признанные в обществе гении и таланты — своим детям уделяют недостаточно времени (в силу собственной занятости). Так из малышей впоследствии и вырастают личности, столь мало похожие на даровитых родителей. Зато гениев зачастую растят люди вполне обычные, не блистающие особыми достижениями и заслугами. Тем не менее, такие, казалось бы, неприметные индивидуумы вкладывают в воспитание своих детей немало сил и здоровья, благодаря чему талант подрастающего поколения может быть в полной мере реализован.
Есть и такие данные от американских физиологов: на 2/3 развитие личности зависит от природных способностей ребенка, на 1/3 — от влияния воспитания и окружения. Так что помимо наследственного уровня интеллекта на успехи и восприимчивость малыша к обучению в огромной степени влияют его уверенность в себе, сознательность, дружелюбие, тревожность и многие другие факторы. Передаваемые по наследству способности — это лишь стартовый капитал, которым нужно с умом распорядиться.
Жизнь каждого из нас начинается во время слияния двух половых клеток мужчины и женщины, так называемых, гамет содержащих в себе ДНК. Иными словами ДНК каждого человека это гены, которые передались от отца и матери, они перераспределяются абсолютно случайным образом, формируя новые сочетания. Вот так и получаемся мы, совершенно непохожие друг на друга.
Пожалуй, все мамы с самого рождения малыша просто мечтают вырастить настоящего вундеркинда. Да и я была не исключением. Когда родилась моя дочь я перерыла очень много разной информации в интернете о раннем развитии детей, о разных упражнениях и прочих системах. Все это было довольно интересно, и я много чего узнала. Да и к тому же меня сильно вдохновили броские заголовки: «таблица умножения с 3 лет», «Обучение разным языкам с 2 лет» и так далее. Но когда я начала делать глубокий анализ методов раннего обучения таблице умножения или английскому языку я поняла, что все это бред и они совершенно не помогут.
Моей дочери сейчас уже 6 лет и 4 года назад у меня не было возможности глубже проникнуть и изучить материал по развитию детей от 2 лет, поскольку в то время я вышла на работу, а дочь пошла в детский сад. И, что самое странное, общаясь со знакомым доктором-нейропсихологом, я стала понимать, насколько разные способы раннего развития несовершенны, а в некоторых случаях даже могу иметь обратную сторону. Но, несмотря на все это, моя дочь стала довольно умной для своего возраста и моя мама говорит, что она пошла в меня: так же рано начала ходить и разговаривать, рисовать и делать разные поделки.
Моя дочь с 3 лет ходила на кружок рисования и ей это нравилось. Она каждый день рисовала, а потом садилась рядом со мной и рассказывала про свой рисунок. Только вот теперь я почему-то немного не могу понять, почему уроки труда и рисования в обычной школе нам даются с трудом? Я была просто уверенна в том, что у нас в школе не будет не каких проблем, но вот к примеру с математикой все хорошо: примеры до 10 она решает всегда правильно.
Как развивать чувство юмора у детей: практические советы
Как мы понимаем, развивать чувство юмора необходимо с самого рождения. Смех и улыбки наполняют повседневность радостью. Не бойтесь сами быть смешными и вызывайте своими действиями смех у малыша.
Практические советы:
Подавайте пример. Самый лучший способ обучения детей – это собственный пример
Не бойтесь шутить, рассказывайте смешные истории, обращайте внимание на потешные ситуации. Многие проблему правильней решать с помощью шутки
Поддерживайте чувство юмора малыша. Реагируйте на его шутки. Формируйте смешные ситуации. Сделайте юмор естественной частью вашей повседневной жизни. Делитесь забавными наблюдениями, вдохновляйте на поиск смешного даже в сложной ситуации. Активно работайте над развитием речи, мышления и памяти. Учите забавные стихотворения, пойте песни, танцуйте, играйте. Обеспечьте доступ к книгам со смешными картинками. Это могут быть комиксы, рассказы. Смейтесь совместно над мультфильмами, юмористическими передачами.
Чувство юмора – это приобретенный навык, который присущ всем счастливым детям!