Ребенок меняет структуру мозга отца

Что происходит

В систематическом обзоре исследователи сообщают, что у 20-40% больных коронавирусом наблюдаются психиатрические нарушения:

  • бессонница — у 42% больных
  • нарушение внимания и концентрации — у 38%
  • тревога — у 36%
  • ухудшение памяти — у 34%
  • депрессивное состояние — у 33%
  • нарушение сознания — у 21%
  • посттравматическое стрессовое расстройство — у 4-7%

У каждого четвертого больного возникает сильная головная боль и головокружение, у 69% — психомоторное возбуждение, у 0.7% — судороги и двигательные расстройства

У пожилых людей может появиться делирий — расстройство сознания, при котором нарушается мышление, внимание и восприятие окружающего мира. Однако чаще всего делирий возникает у пожилых пациентов с деменцией — синдромом снижения когнитивных функций

Иногда у них это — единственный симптом коронавируса без нарушений со стороны респираторной системы.

Масштабная вспышка коронавируса — не первый случай в истории. Во время предыдущих эпидемий врачи наблюдали у больных подавленное настроение и тревогу — наиболее частые симптомы в острой фазе интоксикации, сопровождающей болезнь. У небольшой части пациентов возникает психоз — острое нарушение психической деятельности, при котором рассинхронизируются психические процессы, нарушается восприятие реального мира, а поведение и эмоциональные реакции не соответствуют реальной ситуации.

Еще у части больных возникает кататония — двигательное расстройство, сопровождающееся либо полным ступором, либо усиленным возбуждением.

Если человек с психическим расстройством болен коронавирусом, то инфекция и ее лечение могут спровоцировать рецидив и утяжелить течение расстройства. Например, лекарства для лечения COVID-19 могут спровоцировать у больного шизофренией психоз — бред, галлюцинации и неадекватное поведение, например, больной будет думать, что медицинский персонал пытается его заразить.

К ментальным нарушениям приводит не только непосредственное влияние инфекции на головной мозг, но социально-психологические и экономические факторы, связанные с коронавирусом. Пандемия ассоциируется у людей с нестабильностью и непредсказуемостью. Карантин, социальные ограничения, бесперебойный новостной поток о заболеваемости и смертности от COVID — все это влияет на эмоциональное состояние и настроение людей. Так, депрессия, тревога, нарушение сна, чувство одиночества, подавленность и апатия могут быть вызваны:

  • высокой частотой контактов с инфицированными людьми
  • страхом заразить близких
  • необходимостью физического дистанцирования и ношения масок
  • чувством медицинской и социальной незащищенности
  • регулярными сообщения в СМИ о коронавирусе
  • отсутствием информации о том, когда закончится пандемия

Китайское исследование демонстрирует, что сам факт вспышки пандемии вируса уже влияет на психическое состояние не заболевших коронавирусом людей. Так, примерно у каждого шестого под влиянием эпидемии возникли симптомы умеренной и тяжелой депрессии, а у каждого третьего — признаки тревожного расстройства средней или тяжелой степени.

Кроме того, у части респондентов отмечаются симптомы посттравматического стрессового расстройства и психологического дистресса. Также сообщают о том, что пандемия ухудшает течение психических расстройств у людей, которые не болеют коронавирусом.

Ковид влияет не только на самого больного. Сообщают, что у 50% членов семей, где есть больной коронавирусом, наблюдаются симптомы депрессии.

Причины головокружения и шума в голове

Существует несколько основных причин, приводящих к тому, что кружится голова и возникает шум в ушах:

1. Дисциркуляторная энцефалопатия. Наиболее частая причина, которая охватывает большой процент населения и носит хронический характер. Постепенное, прогрессирующее нарушение мозгового кровообращения, приводит к стойкой хронической гипоксии головного мозга. Недостаток кислорода провоцирует отмирание нервных волокон головного мозга, что сопровождается болями, шумом в ушах, головокружением и нарушением общего самочувствия.

2. Остеохондроз. Распространенное заболевание, имеющее разнообразные проявления. При остеохондрозе межпозвоночные диски подвергаются дегенеративным изменениям. В частности, шейный остеохондроз вызывает болевые ощущения по ходу позвоночника и сочетается с болью в голове и головокружением за счет смещения и протрузии позвонков.

Казиева Аминат Зиявовна

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет

Стаж с 2012 года

3. Артериальная гипертензия. Повышенное давление нередко сопровождается специфической клинической картиной, которая знакома многим гипертоникам: головная боль, слабость, мелькание мушек перед глазами, головокружение и шум в ушах. Такая неприятная симптоматика связана с усиленным током крови в кровеносных сосудах, что вызывает усиленное давление на сосудистые стенки и раздражение болевых рецепторов.

4. Нарушения мозгового кровообращения. Перенесенные инсульты всегда сопровождаются сложным и длительным периодом реабилитации, во время которого больного могут мучить головокружение, звон и шум в ушах, головные боли.

5. Анемия. Состояние, при котором наблюдается снижение уровня гемоглобина в крови и насыщение ее кислородом, приводит к гипоксии органов и тканей, что сопровождается бледностью кожных покровов, головокружением, шумом в ушах, голове и частыми обмороками.

6. Переутомление, синдром хронической усталости, бессонница и недосып. Отсутствие полноценного отдыха и загруженность работой, приводят к истощению физиологических ресурсов организма. Начинаются сбои в работе многих органов и систем, которые выражаются в слабости, апатии, учащенном дыхании, предобморочных состояниях, головных болях напряжения и кружение предметов перед глазами, шуме в ушах при движении глазных яблок.

7. Гипогликемия. Состояние, при котором наблюдается резкое падение уровня глюкозы в крови. Такое встречается при сахарном диабете или при длительном ограничение углеводов в пище.

8. Болезни ЛОР- органов. Заболевания слухового анализатора, в частности внутреннего уха, такие как болезнь Менье, помимо боли, снижения слуха и шума в ушах, сопровождаются нарушением работы вестибулярного аппарата, за счет повышения внутрилабиринтного давления.

9. Мигрень. Сложная неврологическая патология, включающая в себя широкий спектр проявлений от сильной головной боли, светобоязни, звона в ушах и тошноты, до потери ориентации.

10. Новообразования центральной нервной системы, эпилепсия. Опухоли, которые поражают спинной или головной мозг, сдавливают корешки спинномозговых нервов, влекут за собой такие неспецифические симптомы, как двоение предметов перед глазами, слабость, тошнота, рвота, потерю сознания и кружение предметов.

11. Операции на головном или спинном мозге. Восстановительный период после тяжелых хирургических вмешательств влечет за собой нарушения со стороны ЦНС.

Казиева Аминат Зиявовна

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет

Стаж с 2012 года

12. Гормональные изменения у женщин: беременность и менопауза. Те случаи, когда головокружение носит физиологический характер и связано с гормональной перестройкой организма.

13. Травматические поражения. После открытых или закрытых черепно-мозговых травм, а также повреждений позвоночника, возникают отдаленные последствия в виде головокружения, шума в ушах и голове. Это связано со смещением мягких тканей и мозговых оболочек при повреждениях. Такие проявления носят временный характер.

14. Укачивание в транспорте во время езды, длительные голодовки, курение. 

Для точной установки причины возникновения патологических симптомов и их устранения, лечащим врачом должна проводиться тщательная диагностика.  

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ

Хорошо спать, чтобы пребывать в бодром состоянии

Обязательное условие хорошего функционирования мозга – сон. Ибо для улучшения познавательных способностей надо быть… в бодром состоянии. Это позволяет возвращать синапсы в состояние покоя.

Сколько надо человеку, чтобы отдохнуть? Есть люди, спящие мало и спящие много. Это генетика. Но если вы спите менее семи часов, вы рискуете потерять в эффективности. Кривая достижений мозга имеет два пика: два часа после пробуждения и период с 14 до 18 часов, когда центральная температура тела достигает максимума. В остальное время у каждого могут быть потери бдительности, сонливое состояние в разгар дня.

Для борьбы с этим состоянием можно выпить одну-две чашки кофе в зависимости от веса и скорости пищеварения. Плазматический коэффициент быстро поднимается и остается максимальным 30–45 минут, но пробуждающий эффект ощущается через 10–15 минут. Стоит прибавить пятнадцатиминутную сиесту. И у вас на будущие 4–5 часов будет максимальная бдительность.

Ребенку якобы лучше в круглосуточных яслях, чем на руках у мамы – но наши инстинкты говорят о другом

– Почему в исследовании, которое провели американские коллеги, такое внимание уделено именно первым годам жизни ребенка? 

Т.М.: Исследований о влиянии окружения на развитие ребенка и важности детско-родительских отношений много. Например, группа ученых из Бостона под руководством Г

Алс изучала влияние окружения ребенка на развитие его мозга и важность ранних отношений с мамой для недоношенных младенцев во время пребывания в отделении интенсивной терапии. У ученых была возможность с помощью тензорной магнитно-резонансной томографии увидеть отличия в формировании белого вещества головного мозга младенца, к которому в реанимацию пускали маму или папу, и младенца, который был лишен этой возможности. Так вот, структура мозга у двух младенцев уже к первому месяцу жизни отличалась. 

Самое тяжелое — уходить. Но ты не можешь заменить им маму

Одного мама могла трогать в кювезе, держать за крохотную ручку или пяточку, петь песенку и делать так называемый «материнский массаж», направленный не на лечение, а дающий возможность для установления ранних отношений. У этого недоношенного ребенка, находящегося в реанимации с первых минут жизни и нуждающегося в сложнейшей медицинской технике для поддержания жизни, лучше организовано белое вещество, то есть у него больше нейронных связей в головном мозге. Это связано с тем, что мозг человека очень пластичен в первые годы жизни. И вся дальнейшая жизнь человека будет связана с тем, как была использована эта пластичность

Поэтому так важно развивать раннее вмешательство не только для недоношенных детей, но и, например, детей с аутизмом или другими нарушениями развития. Когда ребенок идет в школу, базовые структуры мозга уже сформированы, и это открывает следующие «окна возможностей» для развития мозга, например, развитие произвольного контроля, умение складывать числа, читать… 

То есть раньше 3 лет складывать буквы не стоит? 

Т.М.: Вы можете, конечно, учить ребенка складывать буквы и цифры с самого раннего детства, но это не имеет особого смысла. У младенцев есть другие, более важные с точки зрения развития задачи, это прежде всего развитие его социального взаимодействия, так называемой привязанности к окружающим взрослым, формирование его коммуникации и речи. Да, иногда родители рассказывают, как они учили 2-недельного ребенка читать слово «банан» и он потом это слово первым читал, – но с точки зрения современной науки это не очень эффективная трата времени и сил, потому что научиться этому можно и в другом возрасте, а вот пластичным, легко меняющимся из-за ранних отношений, человеческий мозг остается очень недолго. 

Ранний возраст – это сколько? 

– До двух-трех лет. 

– И чему нужно учить ребенка до двух лет? 

Т.М.: Очень многому

С первых дней жизни ребенок стремительно развивает понимание того, что он существует отдельно от мамы или другого воспитывающего его взрослого, но к нему всегда придут на помощь, и младенцу важно это знать с первых дней жизни, чтобы научиться ощущать себя в безопасности. Закричал – к нему подошли, стал мокрый – переодели и помогли стать сухим, почувствовал голод – мама накормила, заболел животик – его погладили и успокоили. 

– Вот мы с вами говорим о том, как важно обнимать ребенка, успокаивать его, а многие наши бабушки или мамы могут возразить, что в советское время не было такого внимания к ребенку – «и ничего, все выросли». 

Общество, в котором есть детские дома, не имеет будущего

Т.М.: У нас в стране пока еще не очень много внимания обращается на эмоциональные потребности маленьких детей. Главное, чтобы были сыты и чтобы ничего не болело. На самом деле наши человеческие инстинкты построены так, что нам интуитивно хочется дать больше внимания младенцу, те из наших бабушек и мам, что слушались собственных инстинктов в воспитании ребенка, а не следовали советам экспертов, рассказывавших, что ребенку якобы лучше в круглосуточных яслях, чем на руках у мамы, смогли дать детям больше, чем те, кто шли на поводу у системы. 

Я читала, что 80% знаний человека об окружающем мире закладываются в первые 2 года его жизни. 

Т.М.: Скорее это строительство базы для знаний о мире. Фундамент. Речь не о самих знаниях, а о тех качествах, которые потом помогут эти знания получать. Способность слушать говорящего, выполнять то, что просят, соблюдать очередность, имитировать, участвовать, самостоятельно успокаиваться – да, это фундамент для будущего обучения, и он формируется в раннем возрасте, до двух лет. 

Выбирайте необходимое меню

Богатое жирными кислотами

Мозг потребляет 20% энергии организма. Нейрон требует постоянной подачи кислорода (окислитель), глюкозы (горючее) и различных питательных веществ. Передача нервного импульса обеспечивается биологической мембраной нейрона, которая обволакивает клеточное тело и его разветвления, состоящие, в основном, из жирных кислот. Следовательно, режим питания, богатый жирными кислотами, поддерживает структуру мембран и передачу нервного импульса. Но нужны не любые жирные кислоты! Только основные жирные кислоты, альфа-линоленовая и линолиевая из семейства омега-3 и омега-6 (рыбий жир, кольза, орех…), являются эффективными.

Богатое сложными глюцидами

В отличие от «быстрых» сахаров (сладости) сложные глюциды, содержащиеся в зерновых, прежде всего – в хлебе и тесте, а также в белой фасоли и зеленом горошке, разлагаются медленно и поддерживают нормальный уровень глюкозы в крови в течение нескольких часов. Они должны входить в три еды ежедневно.

Чуть-чуть витамина С

Находящийся на кончиках нервных окончаний витамин С усиливает общение между нейронами. Рекомендуемая ежедневная доза содержится примерно в 100 г сырой брокколи (при варке половина разрушается) или в 160 г апельсина.

Много воды

Вода улучшает орошение мозга. Чтобы избежать усталости мозга, надо в день выпивать 1,5 л воды, адаптируясь к жаре и физическим занятиям. Вместо кофе лучше выпить два больших стакана воды, и через десять минут наступит улучшение.

Ничего «легкого»

Ужин должен содержать сложные глюциды, чтобы избежать ночной гипоглицемии, иначе ухудшится процесс запоминания.

Ничего слишком сладкого

По предвзятой идее – распространена среди студентов – надо пить энергетический напиток, якобы стимулирующий мозговые функции. Увы, употребление сладкого напитка за час до экзамена – чистая глупость, ибо сахар очень быстро поглощается, и мозг оказывается в реакционной гипоглицемии в момент, когда необходимы все его способности. Лучше выбрать сложные глюциды (в частности хлеб), чтобы уровень глюкозы в крови был на оптимальном уровне.

С 20 до 60 лет – постоянное обновление

Мозг продолжает создавать синапсы, которые свидеельствуют о высокой способности адаптации. Но для осуществления новых связей необходимо постоянно питать мозг.

После 30–40 лет при активной жизни наш мозг беспрестанно работает с утра до вечера, получает информацию, запоминает, анализирует, решает… и обеспечивает все ментальные функции: речь, мышление или память, а также занимается регулировкой жизненных функций (сердцебиение, дыхание кишечный транзит…) и осуществляет сенситивные функции. И все это без всякого напряжения! И только при возникновении трудностей – затруднения при нахождении слова, головокружение, головная боль – мы начинаем беспокоиться о своем здоровье. Тогда мы осознаем его нужды. Однако мозгом надо заниматься постоянно, если мы хотим сохранить его эффективность и помешать его разрушению.

Развитие мозга заканчивается к 25 годам. Основные цепи выстроились и стабилизировались, а предлобная доля, вместилище высших познавательных действий, окончательно созрела. В этом возрасте мозг выходит на пик своего могущества. Затем идетт спокойное угасание.

Начинается все с падением способностей к тонкому обучению (музыкальный инструмент, иностранный язык…). Ибо, в противовес устоявшемуся мнению, потеря нейронов в зрелом возрасте невысока. Она значительна лишь в случае нейродегеративных заболеваний.

Первая хорошая новость – у мозга есть ресурсы. Две зоны – по крайней мере – продолжают производить новые нейроны на уровне гиппокампа и обонятельной шишки, что обеспечивает мозгу относительную нейронную пластичность и некоторые восстановительные возможности.

Но самое главное – мозг не теряет своей удивительной способности изменять и создавать новые синапсы. Синаптическая пластичность, столь явная в детстве, покидает нас не полностью. У взрослого человека до самой смерти существует синаптогенез. Он позволяет постоянно прогрессировать и почти точно приспосабливаться к жизненным изменениям.

Именно связи обеспечивают функционирование мозга. Во время обучения повторяющиеся стимулы (жест, слово…) завершаются обменом ионов между соседними нейронами и созданием новых синапсов. Предположим, бухгалтер хочет стать краснодеревщиком: синапсы зон его моторной коры, соответствующей ловкости рук усилятся, а те, что были мобилизованы на расчет, ослабеют. Любой тип стимуляции способен включить изменение сетей связи.
Но чтобы эти новые связи состоялись, мозг надо поддерживать, кормить, тренировать, даже стимулировать. Как? У каждого ученого своя идея. Установка новых связей требует энергии, кислорода и главных питательных веществ. Лучше жить в интеллектуально богатой среде. Профессиональная жизнь, если она обеспечивает достаточное количество стимулов, также дает немало ингредиентов для поддержания мозга на уровне максимального функционирования. И чем больше исследуются различные аспекты мозга, тем лучше.

Некоторые люди в поисках наилучших достижений без колебаний прибегают к фармакологии. Известные психомоторные стимуляторы: кофеин, амфетамины, кокаин, а также новые молекулы (модафинил, ампакины или гистаминового ряда). Но действительно ли они стимулируют синапсы? Исследователи скептичны в этом вопросе. Ибо искусственно увеличить количество нейронов и связей нельзя. Есть, конечно, механизмы регуляции, которые поддерживают заданный уровень активности. Можно получить небольшое улучшение, но не стоит думать, что эти вещества являются «бустерами».

Кроме того, есть проблема зависимости от этих молекул, а также воздействие на остальную нервную систему. Что думать о модафиниле – молекуле, разработанной для борьбы с бессонницей, но широко используемой здоровыми людьми для сокращения периода сна? Кому известно ее влияние на личность, манеру видения других и мира? Эти молекулы воздействуют на систему вознаграждения, а те, в свою очередь, влияют на системы принятия решений.

Проблематичная игра в домино.

«Нельзя вкладывать деньги только в реформу домов ребенка»

– В России уже несколько лет идет реформа сиротских учреждений, обусловленная правительственным постановлением №481. Многие НКО добивались этой реформы. Вы считаете, что она не нужна?

Т.М.: Необходима такая реформа системы, при которой маленькие дети не будут помещаться в учреждения. Даже в реформированном доме ребенка очень высокий процент детей с нарушением привязанности. Реформирование домов ребенка возможно. Это показывают и исследования, проведенные в других странах, например, под руководством Роберта МакКола, и исследования, проведенные в России группой ученых под руководством Рифката Мухамедрахимова. В доме ребенка, где был обучен персонал, дети не переходили из группы в группу и имели близкого взрослого из числа сотрудников, жить стало намного лучше, чем в том доме ребенка, в котором никаких изменений не было. Но в этом «хорошем» доме ребенка все равно было значительно хуже, чем в семье. На сегодняшний день считается, что гораздо эффективнее вкладывать деньги в систему семейной заботы, а не в реформу домов ребенка, потому что это не в интересах детей. 

Но все-таки реформа лучше, чем ее отсутствие. Может быть, реформирование домов ребенка – это переходный этап?

С.Д.: Это та ловушка, в которую попадают многие хорошие люди, желающие реформы, но не готовые биться за кардинальную реформу. К чему пришли в цивилизованном мире, где проведены исследования на эту тему? Вот эти дома ребенка перестали быть домами, где живут дети, – они стали ресурсными центрами по оказанию помощи тем семьям, у которых есть дети с какими-то проблемами. В Великобритании глава муниципалитета будет оштрафован, если ребенок, которому нет трех лет, проводит в групповой системе больше 72 часов. 

А к чему пришли у нас? Дома ребенка остались, это стоит огромных денег, и многие хорошие люди реформируют систему вместо того, чтобы с ней бороться.

Самое печальное – тратится огромное количество денег на обучение персонала в домах ребенка, на создание какой-то развивающей среды, но в 4 года ребенок все равно уходит дальше, в детский дом. Это не та реформа, которую хотелось бы видеть. 

– Вы думаете, можно закрыть все детские дома? 

Т.М.: Все детские дома – наверное, нет. Ни одна страна не смогла это сделать. Есть небольшие формы группового проживания детей старше 3 лет с тяжелыми нарушениями развития и в США, и в Великобритании, и в других странах. А вот дома ребенка – да, можно и нужно закрывать, и множество стран это сделали. Потому что в основе этой реформы лежит понятная медицинская причина, которая научно доказана.

Автор — журналист ИД «Коммерсантъ»

Психологическая и когнитивная реабилитация

Помимо физической реабилитации, о которой мы уже рассказывали, переболевшим нужна когнитивная и психологическая. ВОЗ сообщает, что курс восстановления показан людям, у которых во время болезни и после выздоровления наблюдаются когнитивные нарушения, включая снижение памяти и концентрации, тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и хроническая усталость.

Пока еще недостаточно сведений о том, какие методы реабилитации лучше. Сейчас врачи практикуют когнитивно-поведенческую реабилитацию, которая включает:

  • тренировку памяти и внимания
  • логопедию
  • умственные упражнения
  • психологическую поддержку

Задача психологической реабилитации — нормализовать эмоциональный фон, избавить от тревоги, напряжения и подавленности. Психотерапия помогает переболевшим снизить стресс, вызванный социальной изоляцией и физическим дистанцированием. Психотерапию можно проходить как онлайн, если человеку нужно соблюдать изоляцию, так и очно, индивидуально или в группе.

Психологическую реабилитацию оказывают детям и взрослым. Для восстановления детей дошкольного возраста психологи и психотерапевты применяют методы игровой и сказкотерапии. Для более старших детей — арт-терапию: песочную терапию, изотерапию и музыкотерапию. Взрослым показана когнитивно-поведенческая терапия, семейная и интерперсональная психотерапия.

В начале было 100 миллиардов нейронов

До рождения существует лишь один приоритет: защита развития мозга «в матке», ибо среда постепенно берет верх над генетическими факторами. Тонкий процесс, несовместимый с алкоголем и стрессом.

Всё начинается через три недели после зачатия, когда зародыш формируется в виде трех лепестков различных клеток, один из которых приступит к созданию наметки нервного канала. Этот примитивный канал будет усложняться, что даст в конце концов потрясающий инструмент – мозг, способный учиться, принимать решения, размышлять, творить, любить…

Этот процесс столь сложен, что для его завершения требуется не менее двадцати лет! Великое открытие нейронаук последнего десятилетия: мозг «в матке» не слеп, не глух к внешнему миру. Зародышевый мозг меняется не в наглухо закрытом пространстве. Конечно, давление генетики диктует календарь крупнейших событий, но давление среды меняет программу, заложенную в момент зачатия. Под средой следует понимать другие органы зародыша и материнскую и внематеринскую среду.

После исследования мозга зародышей у животных выявилось, что во время развития среда постепенно берет верх над генетической программой. Природа «чувствует», какие изменения надо вносить в зависимости от событий. Любой внешний фактор, действующий на зародыш, может иметь прямое воздействие на развитие его мозга.
Первое обязательное условие для будущей матери: прием фолиевой кислоты (витамин В9) даже до зачатия. Сегодня известно, что риск развития двух пороков нервного канала, миелоарафии и врожденного раздвоения позвоночника, может быть снижен ежедневным приемом 0,4 мг фолиевой кислоты. Более того, ее надо принимать в момент формирования этого канала, между 24 и 26 днем беременности, когда женщина еще может и не знать о ней. Поэтому прием витамина В9 необходим тогда, когда женщина готовится забеременеть.

Между 10 и 20 неделями беременности происходит нейрогенез: стволовые клетки, расположенные в нервном канале, размножаются и дифференцируются, образуя запас в 100 миллиардов нейронов. Затем происходит миграция между 12 и 24 неделями. Эти новые нейроны собираются в шесть расположенных друг над другом слоев. Это будущая кора головного мозга, слой извилин, который покрывает оба полушария мозга, вместилища всех развитых мозговых функций. Каждый нейрон запрограммирован на занятие определенного места и создания синапсов (зоны связей) с остальными нейронами. Потом в один прекрасный день пробегает искра. Электрический поток впервые пробегает по этим цепям. Мозг становится функциональным.

Все эти этапы крайне уязвимы. Нужно внимательно относиться ко всему, что поглощается, а алкоголь – наихудшее вещество. Он отрицательно действует на все этапы развития мозга и все типы клеток. Это вызовет у ребенка нежелательные симптомы: нарушения тонкой моторности, поведения, снижения КИ, и все это со временем только ухудшается. Порогового эффекта не существует. Метаболизм алкоголя у каждой женщины свой, и невозможно предсказать, каков порог уязвимости зародыша.

Еще одна опасность – стресс. Он делает хрупким мозг зародыша, удваивая количество гормонов стресса (один из них кортизол) в крови. И увеличивает риск преждевременных родов. А преждевременные роды – не идеальное решение для хорошего развития мозга. Родившиеся ранее 28 недель рискуют столкнуться с моторными, познавательными, поведенческими проблемами. Из детей, родившихся на 24–25 неделе, за которыми велось наблюдение до шести лет, у половины наблюдались серьезные отставания развития, у четверти – среднее, а четверть обошлась без последствий.

Как избежать подобных драм? Сейчас проходят тесты известной молекулы, мелатонина, которая способствует ремонту повреждений. Клинические испытания по преждевременно родившимся детям (до 28 недель) уже начались. Этим детям с момента рождения будет даваться мелатонин. Результаты будут получены через год.

Психостимулянты – не уступайте искушению

Использовать не по назначению некоторые лекарства для увеличения уровня результатов? Слишком большой риск, начиная с метилфенидата хлоргидрата (риталин), который прописывается для лечения дефицита внимания с гиперактивностью ребенка после 6 лет. Он используется для увеличения уровня концентрации внимания.
При типичном воздействии амфетаминов мозг выделяет допамин – нейропередатчик, играющий ключевую роль в «системе вознаграждения», но побочным эффектом будет бессонница, расстройства настроения, тоска… и повышенный риск фармакологической зависимости.

Еще одна звезда психостимулянтов – модафинил. Его дают большим «соням», но его неправомерно используют для борьбы с недостатком сна, что приводит к мозговым расстройствам, бессоннице, головокружению, анорексии…
Новые вещества – ампакины. Это семейство, находящееся в стадии клинических испытаний, способствует лучшему прохождению нервного импульса путем активации рецепторов АМРА, присутствующих в нейронах. «СХ717» создано для поддержания бодрствующего состояния у солдат, лишенных сна. Побочные следствия еще не опубликованы…
Среди накротиков кокаин и амфетамины увеличивают уровень бодрствования, усиливая выброс допамина в мозг. Но ведут к сильнейшему привыканию, зависимости и серьезным последствиям в долгосрочном периоде.

Избегать стресса, чтобы не было атрофии

Стресс высвобождает кортизол. Было доказано, что в избыточном окружении кортикоидов нейрон слабеет и даже дегенерирует. Поэтому при повторных воздействиях стресса некоторые зоны мозга повреждаются. Основное последствие – депрессия. Гипокапмп, связанный с запоминанием, атрофируется, а миндалина, ответственная за реакции страха, становится сверхактивной. Связи между орбитофронтальной зоной коры (цепь вознаграждения) и лимбические зоны (цепь эмоций) нарушаются, предлобная кора (размышление, организация) замедляет свою работу. Отсюда нехватка желания, неуверенность, гипермотивация…

Лучше лечить депрессию заранее, чтобы избежать повторных кризисов. Чем больше у человека депрессивных эпизодов, тем меньший стресс приводит к новой депрессии. В мозгу пожилого человека две зоны действительно теряют свои нейроны: гипокамп и черное вещество (контроль движений).

Это дегенеративное явление присутствует у всех. Для большинства людей существует вероятный познавательный резерв (вспомогательные нейроны). Но зачастую нейродегенерация нарастает, вызывая болезнь Паркинсона, телесное сумасшествие Леви или Альцгеймер. Стресс ускоряет эту дегенерацию на два-три года…

Мозг специализируется

В Национальном Институте Психического Здоровья в один фильм были собраны трехмерные клише томографии людей в возрасте от 5 до 20 лет.

Впервые показано, что у подростков наблюдается потеря серого вещества. С 1991 г. каждые два года дети проходили томографию. Вывод: серое вещество находится на пике между 11 годами (девочки) и 13 годами (мальчики) потом снижается, а белое вещество увеличивается в объеме. Знак, что мозг специализируется (удаление связей) и становится более эффективным (миелинизация аксонов).

Вечная пластичность

Новые синапсы создаются постоянно с момента внутриматочной жизни до самой смерти под воздействием различных стимулов и обучения. Чем чаще через синапс проходит нервный импульс, тем сильнее он увеличивается в размерах и становится эффективней. Меньше использования, ниже эффективность. Возможно даже исчезновение.

Очень высокая скорость

Во время созревания мозга в течение детства и отрочества некоторые аксоны покрываются миелином ради резкого ускорения нервных импульсов.

Лексика

1. Серое вещество
Оно включает в себя клеточные тела нейронов и их дендриты, а также концевые разветвления аксонов. Именно здесь образуются синапсы.
Белое вещество
Оно соответствует миелиновой броне, которая покрывает аксоны. Аксоны собираются в сети, соединяющие различные зоны мозга между собой.2. Нейрон
Функциональная единица нервной системы. Состоит из клеточного тела с ядром и разветвлениями: единственный аксон, который выдает электрический сигнал, многочисленные дендриты его принимают.3. Миелин
Состоит из жирных кислот и образует оболочку вокруг аксона. Вместо постоянного потока, электрический импульс путешествует «скачками» между этими оболочками, ускоряя скорость распространения. В подростковом возрасте, возрасте всех перемен, он меняется с 0,5 м/с до 120 м/с.4. Синапс
Зона функционального контакта, которая устанавливается между двумя нейронами или нейроном и клеткой (к примеру, мускульной). Благодаря синапсу, проходит нервный импульс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: