Метод нейро-сенсо-моторной интеграции рефлексов светланы масгутовой

Симметричный тонический шейный рефлекс

Симметричный тонический шейный рефлекс обычно появляется и развивается в возрасте 6–9 месяцев и должен усилиться примерно к 12 месяцам. Когда голова ребенка наклоняется вперед, вытягивая заднюю часть шеи, верхние конечности сокращаются, а нижние конечности расширяются. И наоборот, когда голова ребенка вытягивается назад, сокращая заднюю часть шеи, верхние конечности расширяются, а нижние — сокращаются. Этот рефлекс важен для того, чтобы помочь ребенку подняться на четвереньки, но он может препятствовать фактическому ползанию вперед или ползанию, если он не интегрирован должным образом. Если этот рефлекс сохраняется более 2–3 лет, это может привести, прямо или косвенно, к ряду задержек физического и неврологического развития.

Рефлекс укоренения

Рефлекс укоренения присутствует при рождении (возраст появления 28 недель) и исчезает примерно к четырем месяцам, поскольку постепенно переходит под произвольный контроль. Рефлекс укоренения помогает при кормлении грудью . Новорожденный младенец поворачивает голову ко всему, что касается его щеки или рта, ища объект, двигая головой по неуклонно уменьшающейся дуге, пока объект не будет найден. После того, как ребенок научится реагировать таким образом (при грудном вскармливании, примерно через три недели после рождения), ребенок будет двигаться прямо к объекту, не обыскивая его.

Образование динамического стереотипа

На нервную систему обычно воздействует большое число раздражителей, одни из которых возбуждают, другие — тормозят ту или иную деятельность организма. Благодаря взаимодействию возбужденных и заторможенных участков мозга каждый отдельный рефлекс протекает не изолированно, а зависит от всей системы нервных процессов, происходящих в коре головного мозга.

Система мозговых процессов динамична, постоянно видоизменяется. Определенное сочетание одних и тех же условных рефлексов при длительном их повторении закрепляется. Такую закрепившуюся систему условных рефлексов, осуществляющихся в определенной последовательности, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. При образовании динамического стереотипа действия всякий раз оставляют своеобразный след, подобно тому как за прошедшим по полю человеком всегда остается еле заметная тропинка примятой травы. Стоит за одним человеком пройти второму, потом третьему — трава приминается все больше, еле заметная тропинка превращается в дорожку. Идти проторенным путем всегда легче, чем по целине.

Так и в нервной системе — если по уже «проложенному» пути пробежит новый импульс, он упрочит и расширит имеющийся нервный след.

Формирование динамического стереотипа возможно уже с 4 -5 мес., что во многом облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия. Ребенок, приучившийся при строгом соблюдении режима всегда в одно и то же время вставать, стелить постель, умываться и т. д., делает это охотно, быстро, легко, не нуждаясь в дополнительных объяснениях и напоминаниях. Например, достаточно сказать «сейчас пойдем гулять!», как дети сами без напоминания заканчивают игры, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем начинают одеваться.

Ломка стереотипа, вызванная изменениями условий жизни, происходит с трудом и часто сопровождается отрицательными переживаниями, чувством неудовольствия; поведение ребенка дезорганизуется — он начинает капризничать, становится непослушным и т. д

Поэтому строгое выполнение режима имеет очень важное значение для организации всей воспитательной работы в семье и в детском учреждении

Формирование какой-нибудь устойчивой привычки возможно только в том случае, если ребенок будет выполнять правила поведения систематически, постоянно, независимо от обстоятельств. Например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, а также независимо от того, присутствует при этом взрослый или нет.

Доминантный принцип деятельности коры головного мозга

А. А. Ухтомский выдвинул и обосновал доминантную Деятельность центров коры головного мозга. Доминантой он назвал сильный очаг возбуждения в одном из нервных центров, к которому идут возбуждения из других нервных центров. В результате при одновременном воздействии разных раздражителей появляется один, наиболее сильный, т. е. доминантный очаг возбуждения. Доминанта может быть различной в зависимости от расположения наиболее сильного очага возбуждения в коре головного мозга.

Известно, что при прикосновении груди матери к губам ребенка он открывает рот, производит сосательные движения и выделяет слюну. Эти рефлексы являются безусловными, врожденными и не требуют индивидуального опыта, обучения для своего формирования. В данном случае в коре головного мозга ребенка в связи с кормлением возникает сильный очаг возбуждения. Одновременно на ребенка может воздействовать и другой раздражитель в виде похлопывания или поглаживания кожи. Этот дополнительный раздражитель, не связанный с кормлением, казалось бы, должен отвлечь ребенка от сосания и ослабить пищевой рефлекс, а потому ослабить и его очаг возбуждения в коре головного мозга. Однако процессы в коре головного мозга протекают иначе. Раздражитель в виде похлопывания не только не ослабляет, а, напротив, еще более усиливает очаг возбуждения, связанный с кормлением. В результате младенец начинает сосать активнее. Объясняется это тем, что в коре головного мозга очаг возбуждения, связанный с безусловным пищевым рефлексом, оказывается настолько сильным, что как бы притягивает к себе импульсы других раздражителей (похлопывание, поглаживание) и за их счет усиливает собственный очаг возбуждения. Такой процесс в коре головного мозга обозначается как пищевая доминанта. Нередко матери пользуются таким приемом — слегка теребят щеки ребенка, активизируя этим сосание.

Вестибулярная доминанта связана с полукружными каналами (органы равновесия, расположенные во внутреннем ухе). Если плачущего ребенка покачивать или быстро изменить положение его тела, то он перестает плакать. Возбуждение, возникшее в коре головного мозга в связи с изменением положения тела или покачиванием, оказалось сильнее, чем возбуждение, вызвавшее плач ребенка.

Для успокоения ребенка пользоваться подобным способом не следует — необходимо выяснить причину, вызвавшую беспокойство, и устранить ее.

Слуховая доминанта появляется на 2-й неделе и заключается в том, что при возникновении необычного звука ребенок сразу умолкает, перестает двигаться, как бы прислушиваясь.

Зрительная доминанта появляется на 3-5-й неделе. При появлении в поле зрения какого-нибудь яркого предмета ребенок перестает двигаться и устремляет взгляд на этот предмет.

Доминантный принцип деятельности коры головного мозга,- его еще называют принципом сосредоточения,- имеет большое значение, так как в дальнейшем выработка условных рефлексов, без которых жизнь невозможна, происходит на основе этих и других безусловных рефлексов.

Ладонный хватательный рефлекс

Хватательный рефлекс 5-месячного ребенка

Ладонно-хватательный рефлекс появляется при рождении и сохраняется до пяти-шести месяцев. Когда предмет помещается в руку младенца и поглаживает его ладонь, пальцы смыкаются, и они схватывают его ладонной хваткой . Чтобы лучше всего наблюдать этот рефлекс, на кровати, где ребенок может безопасно упасть на подушку, предложите ему два противоположных мизинца (поскольку указательные пальцы обычно слишком велики, чтобы ребенок мог их схватить) и постепенно поднимайте. Его хватка может выдержать вес ребенка; они также могут внезапно и без предупреждения ослабить хватку. Обратное движение может быть вызвано поглаживанием тыльной или боковой стороны руки.

Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR)

Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR) у двухнедельной женщины с разгибанием левых конечностей и сгибанием правой.

Асимметричный тонический шейный рефлекс, также известный как «поза фехтования», присутствует в возрасте одного месяца и интегрируется примерно в четыре месяца. Когда голова ребенка повернута в сторону, рука с этой стороны выпрямится, а противоположная рука согнется (иногда движение будет очень тонким или легким). Если младенец не может выйти из этого положения или рефлекс продолжает срабатывать после шести месяцев, у ребенка может быть заболевание верхних мотонейронов . По мнению исследователей, тонический шейный рефлекс является предшественником координации рук и глаз у младенца. Это также подготавливает младенца к добровольному прикосновению.

Неинтегрированные рефлексы

Рефлексы, которые не подавляются в младенчестве, называются неинтегрированными или стойкими рефлексами. Когда они упорствуют, они связаны с академической борьбой. Например, было обнаружено, что у детей с трудностями в обучении проявляются стойкие примитивные рефлексы. Кроме того, было обнаружено, что стойкий ATNR связан с более низкими показателями чтения и правописания, а у детей с проблемами чтения тонический лабиринтный рефлекс проявляется чаще, чем у детей без проблем с чтением. Наконец, была обнаружена связь между симптомами СДВГ и стойкостью ATNR, а также между диагнозом СДВГ и стойкостью рефлексов Моро и Галанта.

Подошвенный рефлекс

Подошвенный рефлекс — это нормальный рефлекс, который включает подошвенное сгибание стопы, при котором пальцы ног отводятся от голени и сгибаются вниз. Аномальный подошвенный рефлекс ( симптом Бабинского ) возникает, когда нарушается контроль верхнего двигательного нейрона над рефлекторной цепью сгибания. Это приводит к тыльному сгибанию стопы (ступня наклонена к голени, большой палец ноги загибается вверх). Это также происходит у детей младше c. 1 год, из — за низкую миелинизацию из кортикоспинальных путей . По мере того, как эти тракты развиваются до взрослой формы, сгибательно-рефлекторный контур тормозится нисходящими кортикоспинальными входами, и развивается нормальный подошвенный рефлекс. Рефлекс Бабинского является признаком неврологической аномалии (например, поражение верхних мотонейронов) у взрослых.

Развитие условнорефлекторной деятельности

Чем старше ребенок, тем быстрее и легче происходит образование условных рефлексов. Одновременно сокращается и скрытый (латентный) период, т.е. уменьшается время между началом раздражения и ответной реакцией. Например, маленькому ребенку требуется определенное время для того, чтобы приступить к выполнению какой-либо просьбы. Старшие дети в аналогичных случаях приступают к выполнению просьбы быстрее.

Характер безусловных рефлексов может существенно изменяться под воздействием условных рефлексов. Так, если во время кормления ребенку случайно причинить боль, то впоследствии один только вид пищи может вызвать у него отрицательную реакцию. Малыш сжимает губы, выталкивает вложенный в рот сосок груди матери, отказывается есть. Такая реакция возникает вследствие установления в коре головного мозга связи между врожденной пищевой доминантой (очаг возбуждения) и другим очагом возбуждения, появившимся из-за причиненной боли. Аналогичная реакция может произойти и при длительном рассказывании сказок или проведении подвижных игр непосредственно перед сном, что не только ухудшает засыпание, но и в ряде случаев приводит к глубоким нарушениям сна.

Плавательный рефлекс

Рефлекс плавания заключается в помещении младенца лицом вниз в бассейн с водой. Младенец начнет грести и пинаться плавательными движениями. Рефлекс исчезает через 4–6 месяцев. Несмотря на то, что младенец демонстрирует нормальную реакцию на гребешок и пинание, помещение его в воду может быть очень рискованной процедурой

Младенцы могут проглотить большое количество воды при выполнении этой задачи, поэтому воспитатели должны действовать осторожно. Желательно отложить уроки плавания для младенцев до достижения ими возраста трех месяцев, потому что младенцы, погруженные в воду, могут умереть от водной интоксикации .

Адаптивное значение рефлексов

Рефлексы различаются по полезности. Некоторые рефлексы имеют ценность для выживания (например, рефлекс укоренения, который помогает младенцу, находящемуся на грудном вскармливании, найти сосок матери). Младенцы проявляют рефлекс укоренения только тогда, когда они голодны и их касается другой человек, а не когда они прикасаются к себе. Есть несколько рефлексов, которые, вероятно, помогли выживанию младенцев во время эволюционного прошлого человека (например, рефлекс Моро). Другие рефлексы, такие как сосание и хватание, помогают установить приятное взаимодействие между родителями и младенцем. Они могут побудить родителей реагировать с любовью и привязанностью и более грамотно кормить своего ребенка. Кроме того, это помогает родителям утешить своего ребенка, позволяя ему контролировать стресс и количество получаемой стимуляции.

Тонический лабиринтный рефлекс

Тонический лабиринтный рефлекс — это примитивный рефлекс, обнаруживаемый у новорожденных людей. При таком рефлексе наклон головы назад в положении лежа на спине заставляет спину напрягаться и даже выгибаться назад, ноги выпрямляются, напрягаются и сводятся вместе, пальцы ног указывают на пальцы, руки сгибаются в локтях и запястьях и руки сжались в кулаки или пальцы сжались. Наличие этого рефлекса за пределами стадии новорожденного также называется патологическим паттерном разгибания или тонусом разгибателей.

Присутствие TLR, а также других примитивных рефлексов, таких как асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR) после первых шести месяцев жизни, может указывать на то, что у ребенка задержка в развитии и / или неврологические аномалии. Например, у людей с церебральным параличом рефлексы могут сохраняться и даже быть более выраженными. Как аномальные рефлексы, тонический лабиринтный рефлекс и асимметричный тонический шейный рефлекс могут вызывать проблемы у растущего ребенка. И TLR, и ATNR препятствуют функциональной активности, такой как перекатывание, соединение рук или даже поднесение рук ко рту. Со временем как TLR, так и ATNR могут вызвать серьезное повреждение суставов и костей растущего ребенка, в результате чего головка бедренной кости частично выскользнет из вертлужной впадины ( подвывих ) или полностью выйдет из вертлужной впадины ( вывих ).

Примитивные рефлексы у новорожденных из группы высокого риска

Термин « новорожденные с высоким риском» относится к новорожденным со значительным шансом смерти или заболеваемости, особенно в течение первого месяца после рождения. Новорожденные из группы высокого риска часто демонстрируют аномальные реакции примитивных рефлексов или совсем не реагируют на них. Реализация примитивных рефлексов у новорожденных из группы высокого риска часто будет варьироваться в зависимости от рефлекса (например, может присутствовать нормальный рефлекс Моро, в то время как рефлекс ходьбы отсутствует или ненормален). Нормальное выполнение примитивных рефлексов у новорожденных может быть связано с большей вероятностью иметь более высокие баллы по шкале Апгар , более высокую массу тела при рождении, более короткое время госпитализации после рождения и лучшее общее психическое состояние.

В перекрестном исследовании 2011 года по оценке примитивных рефлексов у 67 новорожденных из группы высокого риска использовался метод выборки для оценки реакций сосания, рефлексов Бабинского и Моро. Результаты исследования показали, что сосательный рефлекс выполнялся чаще всего (63,5%), за ним следуют рефлекс Бабинского (58,7%) и рефлекс Моро (42,9%). Исследование пришло к выводу, что у новорожденных из группы высокого риска чаще наблюдались аномальные и отсутствующие реакции примитивных рефлексов, и что каждый рефлекс изменялся в ответ.

Однако с появлением простых и эффективных методов, таких как метод неврологической оценки Амиэля Тисона , в качестве предиктора неврологических осложнений у новорожденных и младенцев из группы высокого риска, важность оценки примитивных рефлексов снижается.

Особенности развития высшей нервной деятельности

И. П. Павлов дал точное определение высшей нервной деятельности — это деятельность больших полушарий головного мозга и ближайших подкорковых центров.

Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторно в ответ на какое-либо раздражение.

Термин «рефлекс» ввел в физиологию в XVII веке известный французский естествоиспытатель Рене Декарт. В то время рефлексами объясняли лишь простейшие реакции, и только наши знаменитые соотечественники- И. М. Сеченов и И. П. Павлов в начале XX века доказали, что они (рефлексы) составляют основу всех процессов, совершающихся в организме человека и животных. И. М. Сеченов еще в конце прошлого столетия, наблюдая за развитием поведения ребенка, пришел к выводу, что психическое развитие начинается в младенческом возрасте. В том же направлении успешно работали русские ученые — В. М. Бехтерев, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. М. Щелованов и др.

Рефлексами называются закономерные ответы организма, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы, на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают двоякого рода — безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы осуществляются низшими отделами центральной нервной системы (спинным мозгом и мозговым стволом), являются врожденными и отличаются постоянством. Так, новорожденный, который наследует безусловные рефлексы, соответственно реагирует на различные раздражители: при резком звуке (раздражитель) — вздрагивает (ответная реакция — безусловный рефлекс), при ярком свете — жмурится, при прикосновении к ресницам — закрывает глаза, при прикосновении к губам — производит сосательные движения.

У новорожденного имеется безусловный ориентировочный рефлекс. Например, при появлении в поле зрения ребенка какого-либо необычного предмета, ребенок сразу перестает двигаться, присматриваясь к этому предмету. Такую реакцию И. П. Павлов назвал «что такое?»

Благодаря правильному использованию этого рефлекса у ребенка в дальнейшем можно воспитать любознательность.

Реакция на раздражение у новорожденного существенно отличается от реакции взрослого. Например, если при раздражении подошвы взрослый тотчас же отдергивает ногу (дифференцированная реакция), то новорожденный, кроме отдергивания ноги, одновременно проявляет и общее двигательное беспокойство, плачет — эту реакцию называют недифференцированной. У несведущих родителей подобная реакция ребенка вызывает необоснованую тревогу («нервный ребенок»).

Безусловными, являются также рефлексы пищевой, сосательный, оборонительный и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: