Что делать, если ребёнок агрессивный, нервный и непослушный

Причины развития

Агрессия – это понятие, дрейфующее в междунаучном пространстве, оно применимо к большому количеству аспектов жизни человека. Знаковое количество агрессивной пропаганды имеется на телевидении. В связи с наличием агрессивных импульсов у индивидуума любого сословия и имеются тенденции к их высвобождению разными путями. Агрессия не исключительно человеческое выражение чувствительности, она может возникать у животных при защите территории или угрозе посильного уровня. За ней обычно следует нападение.

Агрессия имеет латинское происхождение от созвучного слова «агрессио» и перевод звучит, как нападение. Это поведение свойственно для животных и человеческих персон с целью нападения. Из биологического термина агрессия уже давно распространилась и в международное право, в котором обозначает любое незаконное действие. В игровом мире, в котором выражать агрессию стало разрешено и безопасно, появилось все больше агрессивного контента.

Причины агрессии имеет смысл рассматривать, поскольку она имеет и классическое психологическое значение, описанное дальше. В целом аспект агрессии во всех проявлениях заключается в злобных проявлениях. Но имеется отличие, зависящее от многообразия факторов и от первопричин.

Агрессия обусловлена внешними факторами, неблагоприятно воздействующими на спокойствие индивидуума. Но также частой первопричиной агрессии становится внутреннее психическое состояние. Помимо психологического аспекта, агрессия проявляется в качестве психиатрического симптома, в подтверждение наличия психиатрических болезней.

Для психиатрических патологий наиболее характерны агрессивные тенденции при шизофрении, особенно с выраженной продуктивной галлюцинаторной и бредовой симптоматикой. Также имеется такой подвид при БАР, это гневливая мания, которая помимо классической триады маний имеет в своей структуре высокий «столбик» агрессивности. Высокая агрессивность также характерна для отдельных форм психопатий, или расстройств личности.

Агрессивное поведение присуще наркоманам и людям с синдромом абстиненции, страдающим последствиями наркомании. Агрессивные обычно алкоголики, особенно по отношению к близким окружающим со слабостью к ним. В целом индивидуум, в алкогольном и наркотическом опьянении может иметь высший уровень агрессии из-за торможения коры и активации низших инстинктов.

У детей агрессивные побуждения могут иметь тенденцию возникновения при психопатологиях. При умственной отсталости, особенно с наличием расстройств поведения, а также при аутизме. Агрессивными могут быть дети с гиперреактивностью, при сочетании с дефицитом внимания. Все эти случаи говорят об аномальном уровне агрессии, который превышает некие установленные социальные нормы.

Однако агрессия присуща людям и при относительном психическом здоровье. Высшая степень агрессии характерна для персон, подпадающих под влияние хронического стресса. Также часто такие агрессивные побуждения могут формироваться у людей, которые большое количество времени проводят за агрессивными играми и телепередачами. У детей проявления агрессии активируются при дефекте воспитания, нахождении в неблагоприятных условиях и попадании в «дурную» компанию.

Личная необустроенность, большие рабочие эмоционально-стрессовые нагрузки, агрессивное окружение — также становятся факторами риска для проявления агрессии. Отсутствие отдыха с постоянным изнурением может провоцировать вспышки гнева, побуждающие к агрессии.

Агрессия у женщин часто имеет в основе гормональные фоновые перестройки. Агрессия у мужчин более характерна из-за их типичного агрессивного поведенческого аспекта, характерного для мужского пола. Не все мужчины имеют излишне агрессивные тенденции, побуждения. А даже при их наличии, обычно они имеют разумные границы.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату. 

Что означает агрессия ребенка в разном возрасте

3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.

4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.

5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Преимущества использования приложения родительского контроля UniSafe Kids

Агрессивные дети могут стать источником негатива и зла для окружающих сверстников и взрослых, что также важно отслеживать и своевременно пресекать.

Использование UniSafe Kids открывает перед родителями «проблемных» детей такие преимущества, как:

  • возможность отслеживания поведения ребенка;

  • получение шанса более точно определить причину агрессивного поведения;

  • сокращение времени использования гаджета, а также регулировка активности ребенка на просторах Сети.

Важно отметить, что приложение является оптимально доступным и понятным для использования родителей с различным уровнем владения современными технологиями.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста. 

<<Форма с консультацией>>

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично. 

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя. 

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

  • до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек; 
  • 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;  
  • 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;  
  • младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
  • старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя. 

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем. 

Профилактика детской агрессии

  • Спокойная домашняя обстановка. В семье, где не принято повышать друг на друга голос, обычно не встает вопрос о борьбе с детскими вспышками гнева. Даже ругая ребенка за провинность, необходимо четко, но размеренно объяснить ему свои претензии. Подобная модель поведения взрослых станет хорошим примером для их подрастающего поколения и отличной коррекцией детской агрессии.
  • Организованный досуг. Если любимое чадо чем-то увлекается, то ему останется мало времени на бессмысленные и непродуктивные вспышки гнева. Мальчику или девочке, которые потенциально предрасположены к потасовкам, можно предложить посещение спортивной секции. Грамотным решением будет определить маленького провокатора в группу по единоборствам, которой руководит опытный и мудрый тренер. В таких спортивных организациях учат не только приемам рукопашного боя, но и умению контролировать свои эмоции.
  • Ограничение доступа к средствам массовой информации. Никто не предлагает при этом запрет просмотра мультфильма про олененка Бэмби, потому что данная анимация несет в себе только позитивный воспитательный заряд. Однако тот же интернет просто напоминает иногда бомбу замедленного действия по качеству предлагаемой информационной продукции. Ребенок впитывает в себя все, как губка, поэтому в целях профилактики агрессивности необходимо следить за тем, что смотрит любимое чадо.
  • Контроль окружения ребенка. Очень часто социум формирует мировоззрение подрастающего поколения. Бороться с этим бесполезно, но скорректировать ситуацию вполне возможно. Есть отличное выражение о том, что скажи мне о своем друге и охарактеризуешь себя при этом сам. Весьма проблематично подбирать детям круг их общения, запретив какие-либо отношения с местным хулиганом и забиякой. Не всегда то золото, что блестит, и можно просто поговорить со своим ребенком по душам, пытаясь узнать положительные моменты настораживающей дружбы.

К чему важно быть готовым?

Вне зависимости от выбранного метода борьбы с агрессивным поведением, каждый родитель ребенка с отклонениями в поведении, должен понимать несколько важнейших моментов:

Никакой применимый метод не гарантирует 100% устранения агрессивного поведения.

Психотерапевтическое лечение принесет пользу исключительно при условии проведения работы со всеми членами семьи.

Прежде чем обращаться за квалифицированной помощью, важно морально настроиться и подготовиться к вероятным изменениям в системе воспитания и взаимоотношений в семье.

Важно рассматривать агрессию как черту характера, а не как эмоцию.

Чем раньше начать процесс устранения агрессивного поведения, тем больше вероятность успешного решения сложившейся ситуации.

Главная задача – не коррекция поведения, а помощь ребенку, столкнувшемуся с внутренними противоречиями и сложностями, являющимися провоцирующим фактором.

Как справиться?

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию.

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Наиболее вероятные причины детской агрессии

Причинами детской агрессии могут выступать различные факторы, которые могут даже быть даже не связаны между собой, в частности:

  1. Эмоциональная нестабильность – в ситуации, когда у ребенка утрачены связи положительных эмоций, могут возникать ситуации закрепления агрессивности.

  2. Отсутствие уважения к личности ребенка – встречается при оскорблении, унижении или непозволительных высказываний в сторону ребенка, что приводит к формированию комплексов.

  3. Низкий уровень самооценки – отсутствие уверенности в себе приводит к тому, что ребенок престает доверять и окружающим его людям. В целях создания максимально безопасных условий, срабатывает принцип: лучшая защита – нападение.

  4. Чрезмерная или недостаточная опека – отсутствие или чрезмерный уровень контроля могут скрывать в себе негативное влияние на ребенка, что порождает не только страх и тревогу, но еще и протест против существующих правил.

  5. Желание стать лучшим – проявление отрицательного поведения позволяет добиться желаемого.

  6. Стать одним из всех – попадая в негативное окружение, ребенок пытается адаптироваться и стать таким, как и все.

Ошибки родителей

Сформировать задатки агрессивности может ряд факторов, за развитием, становлением и закреплением которых не уследили родители. К числу таковых стоит относить:

неординарный стиль воспитания (чрезмерное или недостаточное внимание со стороны взрослых);

проявление демонстративной модели соответствующего поведения (к кому-либо из семьи);

отсутствие внимания, равнодушное поведение к успехам ребенка в социуме;

недостаток внимания к ребенку или же дефицит семейного общения;

бесконтрольный просмотр фильмов/программ, а также длительное использование гаджетов.

Проявление агрессии в различные возрастные периоды

Проявление агрессии возможно еще в период младенчества, в ситуациях, когда ребенку не дают покушать или долго не берут на руки. В каждый период взросления, агрессивное поведение может иметь особые принципы проявления. Попробуем разобрать эти особенности.

Дошкольный возраст

2 года – наблюдаются абсолютно не поддающиеся контролю, кратковременные приступы. Причинами вспышки выступают попытки опробовать поведенческую модель, с целью получения обратной реакции со стороны взрослых. Может проявляться через кусание.

3 года – проявление более яркое, многообразное (толкание, плевание, бросание игрушек, истерики и царапанье).

4 года – развивается способность контроля над переживаемыми эмоциями и приходит понимание, что за любой шалостью следует наказание. Дети этого возраста более спокойны и сдержаны. Проявления агрессии разовые (толкание, стук, удар или бросок игрушкой).

5 лет – проявляются ярковыраженные гендерные особенности проявления столь негативной эмоции. Мальчики начинают использовать физическую силу, а девочки – используют словесное оружие.

6 лет – приходит некая мудрость, позволяющая в достаточной степени контролировать эмоции и высказывать агрессию крайне выборочно (исключительно в ситуации, когда уверены в победе и отсутствии наказания).

Младший школьный возраст

7 лет – ребенок в это время осознает себя в новом статусе, примеряя роль не только одноклассника, но еще, конечно, и ученика. В ситуации неудачи может прослеживаться импульсивная агрессия, однако, при отсутствии контроля, может случиться стойкий паттерн (шаблон/модель).

8 лет – проявление агрессивности после школьной адаптации является тревожным звонком для родителей, требующим определения первоисточника. Зачастую, причина банальна – копирование поведения антигероев.

9-10 лет – время выражения протеста на какие-либо факторы любыми доступными способами.

Подростковый период

В это время поведение подростка может принимать самые жестокие и неприемлемые для общества форматы. Нетипичное проявление пубертатного периода может стать причиной самых неблагоприятных последствий.

Важно своевременно выявить и предупредить негативное поведение подростков, сводя его проявление к минимуму.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы. Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу

У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество

К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Виды детской агрессии

На сегодняшний день принято выделять несколько видов детской агрессии:

  • вербальная – словесное проявление через повышение тона разговора, перехода на крик, употребление оскорбительных выражений;

  • физическая – наблюдается в непосредственном воздействии на кого-либо, в частности, порча имущества (толчки, удары, поломка вещей и пр.);

  • прямая – направлена в сторону конкретного человека или предмет;

  • непрямая – проявляется в достаточно скрытой, но при этом заметной форме (сплетни, злобные шутки или провокации);

  • аутоагрессия – особый тип, направленный на самого себя. Проявляется в нанесении себе травм, выдирание волос и пр.

Проявления подростковой агрессии

  1. Физическая форма агрессии. Ставит перед собой цель причинить вред, боль, ущерб. Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа. Она проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах — от битья посуды дома до разрушений объектов благоустройства (памятников, скамеек, остановок и т.п.). В худшем случае агрессия направляется на людей, животных. Это наиболее опасная форма подростковой агрессии, поскольку у подростков еще не полностью сформировано понятие ответственности, в том числе за чужую жизнь.
  2. Вербальная форма агрессивного поведения. Более «легкое» проявление подросткового протеста, но не менее безвредное. Поскольку даже словесные оскорбления и унижения со стороны других детей могут нести за собой страшные последствия для детской психики. Словесная агрессия может проявляться в виде споров, отрицания, сквернословия, критики других людей, угроз, насмешек, злобных шуток, проявления ненависти и обиды.
  3. Экспрессивная форма агрессии. Проявляется в ярко окрашенных «тонах», то есть в виде физических движений (жестов, ударов), выраженной мимике (гримасах, недовольном выражении лица) и/или словесных высказываниях на повышенных тонах или в виде не нормативной лексики.
  4. Прямая агрессия. В этом случае весь негатив подростка направлен на определенный объект, который и вызывает в нем эти самые негативные чувства. Она может выражаться физически и словесно.
  5. Косвенная форма агрессивного поведения. Это форма, когда за какие-то неприятности, неудачи или просто плохое настроение подростка «расплачивается» его окружение — вещи, предметы, люди, животные.
  6. Скрытая агрессия. Протест, который проявляется в виде игнорирования просьб и замечаний. Ребенок в таком случае абсолютно спокоен, но при этом не слышит то, что ему говорят. А если и слышит, то не спешит выполнять.

Что делать с детской агрессией?

Каждого родителя интересует вопрос: «с чего начать и как выстроить коррекцию поведения подобного рода?». Ответ на него – прост: формировать правильные привычки и создавать условия для искоренения агрессивности ребенка.

Важно отметить, что в целях достижения максимально эффективного результата, важно проявлять исключительно комплексный подход к решению вопроса. Коррекция поведения не может носить эпизодический характер.

Рекомендации для родителей

Изучением вопроса агрессивности детей различного возраста занимается немало отечественных и зарубежных специалистов, результаты исследований которых позволяют создать перечень рекомендаций для родителей, столкнувшихся с детской агрессией:

Откажитесь от запрета в выражениях эмоций, даже самых негативных. Дайте ребенку установку, что проявление любых эмоций – это нормально.

Создайте условия для формирования у ребенка способа эргономичного выражения скопившейся агрессии, например, посещение спортивной секции или подвижные игры.

Помните о том, что необходимо постоянно разговаривать с детьми, систематически узнавая, что его беспокоит или тревожит.

Не забывайте о необходимости создания условий для формирования сильной и уверенной самооценки подрастающей личности

Смело хвалите его за успехи и всегда акцентируйте внимание на достоинствах.

Сократите уровень критики, но не забывайте периодически в мягкой форме указывать на имеющиеся недостатки.

Минимизируйте или вовсе исключите внешнюю агрессию (наказания, игры или программы/фильмы с агрессивными акцентами и пр.).

Установите общение «на равных».

Соблюдайте данные обещания и правила, установленные дома (если договорились о нецелесообразности применения «плохих» слов, будьте добры, откажитесь от них и Вы).

Работайте над развитием коммуникативных навыков ребенка.

Терапии в борьбе с детской агрессией

На сегодняшний день существует большое количество отличных способов коррекции агрессивного поведения детей, в особенности, в дошкольном и начальном школьном возрасте, к числу которых относят арттерапию, а именно:

  • изотерапия (рисование различными способами);

  • песочная терапия;

  • лепка из глины;

  • создание кукол;

  • сказкотерапия;

  • танцевальная терапия и пр.

К числу терапий такого типа относят все виды творчества, доступные ребенку.

Для выхода скопившейся агрессии можно предлагать различные методы, среди которых:

  • комканье и разрывание бумаги;

  • драки игрового характера с подушкой или спортивной грушей;

  • использование мешка/пакета/стакана/коробки для криков и плохих слов;

  • игры с водяными дубинками, водными пистолетами или прыжки на батуте;

  • игры-пиналки с использованием инвентаря (камень/шишка/консервная банка и пр.);

  • рисование пластилином на картоне.

Психотерапия

Необходимость обращения за профессиональной помощью возникает в момент, когда агрессивное поведение не поддается контролю и требует профессионального лечения.

Обращение за квалифицированной помощью требуется в ситуации, когда:

  • приступы агрессивного поведения ребенка носят регулярный характер;

  • агрессивность поведения приносит дискомфорт окружающим людям (сверстникам и педагогам);

  • родители полностью потеряли контроль над ситуацией;

  • приступ агрессии становится все длительнее;

  • агрессивное поведение все чаще перетекает в истеричность;

  • наблюдается ухудшение состояния здоровья агрессивного ребенка.

Использование современных методов

В целях сокращения объемов проявляемой агрессии, важно минимизировать факторы, провоцирующие ее. Так, на помощь многим родителям приходят приложения родительского контроля, позволяющие контролировать процесс использования детских гаджетов и ограничивать детей от негативного влияния контента.

Приложения родительского контроля могут быть различного типа и иметь разный функционал, однако, важно, чтобы была возможность контроля содержимого гаджетов и установки определенных ограничений.

Одним из наиболее эффективных и доступных принято считать приложение родительского контроля UniSafe Kids.

Как понять, что ваш ребенок агрессивный?

  • Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
  • Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
  • Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
  • Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
  • Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
  • Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
  • Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.

Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция

Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Агрессия детей – нередкое явление, однако подобному поведению подвержены и взрослые люди. Основная его проблема – острое противоречие установленным в обществе нормам. Агрессивное поведение вызывает психологический дискомфорт у окружающих, нередко является причиной физического, морального и материального ущерба. Агрессивность детей – то, с чем нельзя мириться, ведь поведение маленьких детей можно контролировать, однако вырастая, агрессивный ребенок превращается в агрессивного взрослого и несет угрозу для окружающих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: