Проявление детской агрессии: основные причины
Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.
Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью. Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне
Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями
Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.
Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:
- Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
- Неполное или неправильное воспитание.
- Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.
- Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).
- Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.
Специалисты отмечают проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.
Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.
Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.
Как противостоять агрессивным людям?
Агрессивное поведение одного человека часто может оказывать серьёзное влияние на его окружение, причинять ущерб тем людям, которые находятся рядом. Как противостоять агрессивному человеку?
Внутреннее спокойствие
Прежде всего, необходимо сохранять внутреннее спокойствие и не поддаваться провокациям. Если человек не «выходит из себя», то он имеет возможность контролировать ту ситуацию, в которой находится. Кроме того, сохраняя своё спокойное состояние, влияние агрессора на человека не будет существенным и, тем более, не будет травмировать личность.
Выждать паузу
Во-вторых, необходимо «выждать паузу», не принимать поспешных решений. Если оппонент ведёт себя агрессивно, стоит подождать и посмотреть на его поведение. Не лишним будет за это время понять, какие причины лежат в его агрессии.
Правильная реакция на оскорбления
Когда человека начинает кто-то оскорблять, он начинает испытывать множество негативных эмоций, и, как следствие – начинает кричать, ругаться и тоже пытаться обидеть оппонента. Конечно, такое поведение лишь усугубляет ситуацию, поэтому психологи выделяют несколько методов реагирования на сложившуюся оскорбительную ситуацию. Об этих методах пойдет речь ниже.
Обращайте внимание на темперамент
Если ребенок холерик, то не ждите от него молчаливой медитации в своей комнате по несколько часов вечерами. Такой малыш будет бегать, галдеть, кричать и требовать. Направьте его энергию в мирное русло. Увлеките его делами, советуйтесь с ним (вернее делайте вид, что совет вам очень важен). Дайте ему некие бразды правления, тоже возможно теоретические.
Если же ваш ребенок меланхолик, то это не значит, что агрессия ему не присуща. Он будет действовать, просто исподтишка и косвенно.
От меланхолика можно ожидать мелких пакостей за спиной. Агрессия не всегда проявляется бурными эмоциями. Она может быть выражена тихой местью, когда ребенок методично делает на зло.
Проанализируйте поведение своего ребенка, определите тип его темперамента, тогда вам будет проще снизить агрессию. Заметьте – не подавить агрессию, а снизить.
Причины агрессивного поведения
Причин для агрессии много – это стыд, чувство вины, страх, или гнев. Порой, эти чувства сидят так глубоко в человеке, что ему невозможно без посторонней помощи увидеть их у себя. И агрессия чаще всего, направлена на того, кто вызывает в агрессивном человеке эти чувства.
Один из способов выживать
Агрессивным поведением чаще всего страдают люди, интеллектуально менее развитые. Но они, как правило, придерживаются активной жизненной позиции и имеют большие возможности. При помощи агрессии люди отстаивают свои принципы и интересы, пытаются выжить в жестоком мире, если не видят других, более гуманных и цивилизованных средств.
Внутренние переживания
Если человек впадает в состояние агрессии, то проблема кроется в его душе. Переживания накапливаются внутри человека, и ему все труднее владеть собой. В такие моменты что угодно может стать поводом для агрессии. Наоборот, чем человек уравновешенней и гармоничнее, тем меньше он поддается агрессивному настроению.
Неправильное воспитание
Причины раздражительности и агрессии нужно искать с младенческого возраста.
Давление, обида и унижение, перенесенные в раннем детстве, порождают агрессию. Если ребенок испытывал негатив со стороны родителей, подвергался физическому и моральному насилию, высока вероятность, что, повзрослев, он начнет мстить, выплескивая агрессию на окружающих.
Детскую психику очень легко сломить. Например, некоторые родители проводят такие «воспитательные» эксперименты: не подходят к кроватке с плачущим младенцем. Если у ребенка сильный характер – родители не выдержат и подойдут первыми; если у ребенка слабый, склонный к невротическому, характер, — он сдастся. Таким образом, еще с пеленок у малыша закрепляется в мозгу обида.
Порой родители неосознанно обижают ребенка словами: «отойди», «не лезь», «не мешай», «не трогай», «уйди в другую комнату». При этом, не объясняя ребенку, почему нельзя трогать ту или иную вещь, почему он не может помочь что-либо сделать своим родителям.
Но, даже приобщая ребенка к совместной работе по дому, некоторые родители ругают своего малыша, если у него что-то не получается. Вместо того, чтобы помочь и поддержать, родители срываются: «У тебя не получается! Что ты наделал! Уйди!».
С детского возраста накапливается обида, которая потом выливается в агрессию. Человека настолько переполняет обида, что даже посторонний взгляд способен вызвать в нем гнев. В этот момент агрессором движет желание отомстить.
Общественная травля
Нередко психическую травму ребенку наносит и общество: публичное унижение, оскорбления, травля ожесточают людей.
Подумайте, что порождает подобное поведение
Люди, которые постоянно ведут себя пассивно‑агрессивно, далеко не всегда глупы. Возможно, они просто не умеют общаться или таким способом избегают открытой ссоры. Макки говорит, что пассивно‑агрессивное поведение, как правило, представляет собой способ «донести свою мысль, продемонстрировать свои эмоции без настоящего, конструктивного конфликта». Так выражается их эго, — говорит Су. Учитывайте это, но не пытайтесь ставить диагноз своим коллегам. «Воспринимайте ситуацию такой, какая она есть, — добавляет Су. — Это непродуктивный выплеск эмоций, которые человек не в состоянии выразить конструктивно».
Ошибки родителей: советы психолога
Лучшими родителями могут быть только подготовленные родители: специальные курсы, литература, видеоуроки, можно и нужно использовать все, чтобы исключить ошибки в общении с ребенком.
Главной из ошибок родителей, которые вызывают гнев, и раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата.
От ребенка нельзя в раннем возрасте требовать выполнять все беспрекословно и том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним.
Ребенок будет исполнителен, но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию. Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.
Занятия с родителями, дети которых отличаются агрессивностью поведения
Родителям, которые знают, что их ребенку тяжело приходиться из-за агрессивного характера, но самостоятельно проблема не разрешается, нужно не указывать на этот недостаток, а помочь устранить его.
Основная задача обучения: указать на недостатки воспитания, если они имеются, помочь устранить их. Возможно, потребуется пройти обучение у специалистов, которые методом уроков на специальных занятиях укажут на недостатки в поведении родителей, помогут избавиться от ошибок.
Что советуют психологи
Ребенок является продолжением нас и очень важно, чтоб он прошел свой путь без повторов ошибок родителей. Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действие в конечном результате сторицей вознаградятся
- Должны исключаться из поведения агрессивность, наказание должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправится.
- Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.
- Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.
- Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.
В целом, выделяют несколько причин агрессивного поведения
- огрехи воспитания в семье и (или) в школе;
- ухудшение социальной обстановки в стране (взрослые невольно транслируют на детей свои страхи, беспокойство, недовольство жизнью, неуверенность в будущем и прочее);
- возросшее число патологий, осложненные роды;
- популярные модели поведения, предлагаемые киноиндустрией и компьютерными играми.
Агрессия может быть физической (драка и т.п.), словесной (крик, визг, оскорбления), это может быть обида, раздражительность, негативизм и тому подобные проявления. При этом ребенок может считать себя правым, так как «весь мир против него», а может раскаиваться и испытывать угрызения совести; наконец, он может сознательно выбирать такую модель поведения для того, чтобы добиться лидерства в компании или причинить вред окружающим из-за своих деструктивных убеждений.
Ребенок повел себя агрессивно: что делать?
Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.
Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации
Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если же перед нами подросток, а агрессия была более выраженной, есть смысл обсудить ситуацию (но не переходя «на личности»), наметить варианты более адекватного выхода из нее
Это лучше делать в виде совета, аргументы должны быть логичны и доступны пониманию школьника, предлагая конструктивные модели поведения, педагог стремится подчеркивать их выгоды.
Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».
Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.
По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.
Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.
Агрессия — это норма или отклонение?
С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается она и у детей. Во всяком случае, сталкиваемся мы с такими проявлениями все чаще. Что же это такое?
Вначале надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: ребенок или подросток ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка (да и взрослого) в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя или своих близких, свое имущество). Но дети и подростки обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить детей договариваться друг с другом с раннего возраста.
Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения. Во всяком случае, такой ребенок обязательно должен быть осмотрен психологом. Поведение может объясняться каким-либо заболеванием, которое лучше выявить на ранней стадии.
Краткий справочник детской агрессивности
Причина |
Поведение |
Что делать |
Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе) |
Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство |
Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил |
Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования) |
Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость |
Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира |
Демонстративность (дефицит внимания и любви) |
Поведение рассчитано на зрителя |
По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью |
Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка) |
Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.) |
Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста |
Заниженная самооценка (ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований) |
Вспыльчивость, обидчивость |
Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя |
Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности») |
Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми |
Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра |
Агрессивный ребенок: помогаем преодолеть гнев
Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разборы полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы очень существенно, но далеко не все.
Телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.
Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании
Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.
Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.
Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.
Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.
Как работать с агрессором
Если вы решили, что агрессор вам очень нужен в качестве клиента, партнёра или коллеги, тогда соберитесь и будьте готовы сделать несколько шагов.
Не считайте себя умнее и лучше
Как только вы про себя наградили оппонента званием «глупец», конструктивного диалога не получится. Вы не сможете продуктивно общаться с человеком, которого считаете недальновидным и непрофессиональным.
Думайте как оппонент
Одной и той же проблеме разные люди придают разные значения. Если ребёнок сломал палец, для родителей это ужас, для врача — рядовой случай
Так же, например, и с клиентом: что несущественно для вас, очень важно для него. Выслушайте агрессора, поставьте себя на его место, попробуйте понять, как сильно его беспокоит такое положение дел
Это поможет быстрее найти решение проблемы.
Ищите решение
Не самостоятельно, а совместно с оппонентом. Гипотетическая ситуация: клиент выражает недовольство: «Заключённый ранее контракт меня не устраивает, надо сейчас же пересмотреть условия!» Здесь ваш выход: «Эту ситуацию можем решить только мы с вами, давайте обсудим варианты». Видя ваше желание помочь, агрессор с большей вероятностью пойдёт навстречу.
Говорите и жестикулируйте правильно
- Применяйте «я‑высказывания». Замените фразу «Вы не правы и ведёте себя слишком эмоционально» на «Мне неприятно, когда на меня кричат. В спокойной обстановке мы сможем гораздо быстрее решить проблему». В большинстве случаев такой подход даёт отличные результаты и помогает успокоить агрессора.
- Используйте открытые жесты. Не скрещивайте руки на груди, не прячьте ладони в карманы брюк и не сжимайте их в кулаки: эти позы настраивают на негатив. Будьте открыты, руки держите на столе или трибуне. Когда ведёте монолог, жестикулируйте ими плавно. Не отодвигайтесь от собеседника, будьте в зоне его внимания.
- Говорите предельно искренне. Люди, особенно обладающие большим управленческим опытом, чувствуют фальшь и эмоциональные заигрывания. Это закономерно отталкивает.
Темперамент
Младенцу свойственны перепады настроения. Его психика нестабильна, поэтому от смеха до крика может пройти секунда. Кроха хочет спать, но борется со сном, поэтому капризничает. Или хочет кушать, но не открывает ротик.
Когда же ребенок растет, то уже проявляется его характер, темперамент и эмоциональное состояние. А если к этому добавляется нажитый агрессивный опыт общения с родителями, то может получиться гремучая смесь, особенно если дитя холерик. Он может переносить свою агрессию на других, если побаивается дать отпор напрямую.
Ребенок может пнуть кошечку, помять младшую сестренку, оторвать листочки у любимого маминого фикуса или проколоть шины папиного автомобиля.
Чем жестче родители давят на ребенка, тем жестче он проявляет агрессию вне дома.
Техники снижения агрессии
Давайте разберем подробнее четыре техники снижения агрессии собеседника.
Техника подчеркивания общности.
Правила:
- Выявляемые черты должны быть скорее приятны собеседнику, чем неприятны, и восприниматься как достоинства.
- Эти общие черты должны относиться к экспертной зоне человека.
Примеры:
Мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации.
Для меня, так же как и для вас, важно, чтобы вы почувствовали себя лучше.
Техника подчеркивания значимости собеседника, его мнения.
Правила:
- Конкретность, обусловленность фактами.
- Искренность.
Примеры:
- Ваше описание беспокоящих симптомов очень четкое и помогает определить лечение.
- Ваше предложение представляется мне очень ценным.
- Спасибо, что вы открыто сказали мне о том, что вам не нравится. Это позволит нам найти лучшее решение.
Примеры:
- Я удивлен.
- Я огорчен.
- Меня задевает.
- Меня тревожит.
- Мне неприятно.
Техника вербализации чувств собеседника.
Правила:
- Вербализация чувств, особенно негативных, должна быть в уважительной формулировке:
- Нельзя говорить «вы злитесь», «вы нервничаете», «вы не понимаете».
- Можно говорить «вы сердитесь», «вас беспокоит», «вы удивлены».
Примеры:
- То есть вы чувствуете негодование, когда вспоминаете об этом.
- Если я вас правильно понял, вас расстроило поведение моего коллеги в этой ситуации.
- Я согласен, что это вызывает дискомфорт.
- Да, конечно, это очень огорчительно.
- Насколько я вас понял, вас больше всего беспокоит необходимость соблюдать непривычную диету.
Представленные приемы требуют небольшой тренировки, после чего их можно применять даже в ситуации с самым разгоряченным собеседником.