Как научить ребенка говорить
Ничто так не важно для развития умения ребенка говорить, как ваши беседы с ним
Специалисты утверждают, что малыша надо «подталкивать на разговор» — говорить с ним о вещах или действиях, на которых он останавливает внимание. На первый взгляд кажется немного страшно — вроде как вы несете ответственность за то, как ваш ребенок приобретает основные необходимые навыки общения в первые шесть месяцев жизни
Ведь вместе с этим вам нужно ежедневно заботиться еще и о куче важных вещей — кормление, купания, стирка, посещение врача, прогулки. Не волнуйтесь. Исследователи говорят, что большинство родителей проходят через все этапы развития своего ребенка с нужной скоростью, даже не задумываясь об этом.
Как «стимулировать» развитие речи
Точно не ясно, заложено ли у человека умение обучать разговорным навыкам своих детей на генетическом уровне или мы приобрели его от своих родителей. Каков бы ни был ответ, большинство родителей интуитивно находят правильные ответы на все вопросы, связанные с обучением чада речи и основам взаимодействия с окружающими.
Приведем несколько советов, учитывать которые обязательно следует, чтобы развить в ребенке навыки «коммуникации»:
Сопровождайте речью и пояснениями все, что вы делаете вместе с ребенком.
Реагируйте, «отвечайте» на все звуки, которые произносит ваш малыш, на все его жесты — ведь так он со своей стороны практикуется общению, вы должны ему помочь.
Задавайте вопросы, словно вы адресуете их ребенку старшего возраста, который уже может ответить на них. Подобные обращения («как к большому») дают вашему малышу возможность отреагировать на них так, как он может, — выражением лица (нахмуриванием, улыбкой), жестами.
Вы можете показать крохе яркие книжки, почитать сказки, описать картинки, которые встретятся на их страницах. Не ждите, что книга привлечет малыша больше, чем погремушка
Однако сам процесс будет полезен: начнет вырабатываться осознание того, что, когда ему читают книгу, — наступает «спокойное время», и что прослушивание является важной частью взаимодействия с родителями.
Хотя большинство родителей с нетерпением ждут, когда малыш скажет свое первое слово, эксперты рекомендуют обращать внимание не на это, а на другие, по их мнению, более важные события. Ваш ребенок должен научиться реагировать на вас, когда вы к нему обращаетесь, разговариваете с ним
И в ответ выражать свою радость, волнение и т.д..
Если в возрасте до трех месяцев ваш ребенок все еще будет оставаться равнодушным к вашему голосу, обратитесь к врачу. Быть может, нужно проверить слух или даже то, нет ли проблем с развитием малыша.
Что зависит от возраста?
До 3 лет. В этом возрасте ребенку необходимо, что родители были рядом. И чтобы хоть в какой-то степени у него сохранилась та жизнь, которую он вел до больницы. Это касается его любимых занятий, игрушек, вещей, к которым он привязан. Лучше возьмите их с собой. Они послужат ему поддержкой, помогут справиться с изменениями, которые его ждут.
Дошкольники. У детей этого возраста очень развито магическое мышление: они могут приписывать себе особую силу, которая влияет на их жизнь. Часто они думают, что их действия или даже мысли, чувства могли повлиять на то, что они заболели
Поэтому очень важно говорить им, что они не виноваты в том, что заболели. С дошкольниками уже можно говорить про побочные эффекты лечения, про то, как им будут помогать, просить их рассказывать о том, как они себя чувствуют, где и как болит
Потому что именно эта информация важна докторам.
От 6 до 12 лет
Способность к логическому мышлению возрастает, но магическое может оставаться, поэтому по-прежнему важно говорить с детьми про причины и спрашивать, как они сами их понимают. Детям в этом возрасте важно предоставлять выбор, ведь лечение тяжело еще и тем, что в нем остается мало свободы
Хорошо, если у ребенка будет ощущение, что он может проявить свободу, похулиганить, избавиться от напряжения, неприятных, негативных эмоций (это нормально, что они возникают). Можно предложить ему сделать это через игру, например, покомкать бумагу, порисовать что-то не очень красивое, повоевать с монстрами. Это поможет выразить чувства, которые у него возникают в ответ на ситуацию. Ограничения движения, активности — еще одно «побочное действие» лечения, которое трудно переживается детьми этого возраста. Как только ребенок начинает чувствовать себя лучше — активность снова становится ему необходима. Поэтому дети иногда играют в прятки даже в палате, всегда с радостью пускают машинки в коридоре и счастливы, если в больнице есть где прокатиться на велосипеде или самокате.
Что означают слезы
Новорожденный имеет только один способ выразить то, чего хочет: он кричит и плачет. Это его язык. Таким образом, это вполне нормально: ребенок плачет, когда голоден или хочет пить, когда ему слишком жарко или слишком холодно, или потому, что у него болит животик.
Не торопитесь… Чтобы диалог между вами и малышом состоялся и был гармоничным, вам нужно много времени проводить со своим ребенком. Его нужно изучать. Что он хочет показать? Что пытается выразить теми средствами, которые ему пока доступны: плачем, мимикой или криком? Познакомьтесь с ним. Следуйте своим ощущениям и опирайтесь на опыт, который вы набираете с каждым днем.
Многодетная мама знает, что не существует общего правила в воспитании, так как каждый ребенок реагирует по-своему, у каждого свой «темперамент».
Мало-помалу вы научитесь узнавать разные крики вашего малыша, даже если иногда они останутся тайной для других людей, вы будете понимать, что на этот раз хочет ребенок. Было бы наивно хотеть понимать все, что чувствует ребенок.
А вы никогда не бываете напряженной, нервной, уставшей, несчастной? У него тоже есть свои печали, утолить которые вы можете только своим присутствием и любовью. Иногда он более раздражен, и его сложнее успокоить.
Мама и ребенок не всегда совпадают в своих желаниях, даже наоборот. И это правильно, потому что все эмоциональные отношения включают напряженные моменты, которые тоже являются частью познания друг друга и которые ценятся больше всего по прошествии многих лет, помните об этом и наслаждайтесь каждой минутой общения с ребенком.
Именно когда ребенок спокоен, он внимателен к окружающему мир и больше всего расположен к общению с вами.
С точки зрения ребенка
Если бы ты знала, как мне хорошо со всей твоей нежностью. Мне нравится блеск твоих глаз, я слежу за твоим ртом, из которого я слышу красивую мелодию, она меня убаюкивает, успокаивает и очаровывает. Мне это так интересно, что я хочу делать так же! И вот я пою по-своему, а ты смеешься. Ты качаешь головой, двигаешь глазами, создаешь новую музыку из слов, и это меня удивляет. Все повторяется, и это приятно. В конце концов, насытившись молоком и радостью, я засыпаю в твоих руках.
Нужна альтернатива
Говоря о причинах смерти, например, о неизлечимой болезни или несчастном случае, стоит также рассказать ребенку, что в организме есть клетки-солдаты, которые защищают от плохих клеток, вызывающих болезнь. А в ситуации с несчастным случаем нужно дать альтернативу. К примеру, что смерть по этой причине наступает редко, чаще люди попадают в больницу, где врачи помогают им вылечиться.
Ребенку важно понять, что «дело» не всегда заканчивается смертью, чтобы он не думал, что если заболеет или разобьет коленку, то обязательно умрет от этого. Также дети часто интересуются, умрут ли их родители или они сами
В этом случае можно ответить, что «люди обычно живут очень долго, но потом мы все так или иначе умираем. Это будет очень-очень нескоро, и мы проведем с тобой много долгих и счастливых лет». Акцент на долголетии и счастье поможет отогнать от ребенка тревоги и опасения
Также дети часто интересуются, умрут ли их родители или они сами. В этом случае можно ответить, что «люди обычно живут очень долго, но потом мы все так или иначе умираем. Это будет очень-очень нескоро, и мы проведем с тобой много долгих и счастливых лет». Акцент на долголетии и счастье поможет отогнать от ребенка тревоги и опасения.
«Нужно быть честным, говорить ребенку правду»
Какую правду — диагноз? Но ребенку не так важно название болезни, ему необходимо понять, что с ним происходит, что с ним не так, кто в этом виноват. Ведь когда он простужается, вы говорите, что у него воспалено горло и его надо полоскать
Вряд ли в первую очередь вы сообщаете ему, что это ларингит или тонзиллит. С более сложными заболеваниями та же картина: ребенку важно понять, что произошло в его организме и как ему планируют помочь. А слова рак, лейкоз или нейробластома все равно просочатся в его жизнь, как не защищай: он все равно их услышит или прочтет.
Если вы планируете говорить о диагнозе, старайтесь называть конкретный вид злокачественного заболевания. Слово «рак» может иметь много ассоциаций, и, скорее всего, они связаны с болезнью более старших членов семьи или знакомых. Но все случаи разные, подходы к лечению и прогнозы тоже. Рак легких у человека пожилого возраста и острый лейкоз у ребенка — это очень разные болезни
Поэтому важно произносить более специальные и узкие названия, чтобы объяснить более точно то, что происходит
Но не стоит ограничиваться названием болезни! После того, как вы произнесете диагноз, спросите у ребенка, слышал ли он такое слово. И если слышал, то как он его понимает
Очень важно, чтобы в вашем диалоге не возникло недопонимания. Основной принцип разговора с ребенком о болезни и лечении: сначала спросить, потом сказать, а затем спросить снова
Например: «Как ты думаешь, что с тобой происходит сейчас?» «Почему ты в больнице?» «Хочешь ли ты больше понимать, чем ты заболел или тебе важнее понять, как тебя будут лечить?»
Перед тем, как что-то рассказать, важно узнать, какие сведения есть у ребенка и что бы он хотел узнать дополнительно
После ответа на его вопросы, обязательно переспросите, что он понял, чтобы убедиться в том, что до него дошла верная информация. Таким образом вы останетесь в рамках интереса ребенка и не перегрузите его информацией. Кроме того, если у него есть свои объяснения, вы можете разобраться, что из этих представлений точно, а что не очень
Разговор о болезни — это диалог, говорите сами и слушайте ребенка, для него это важно
Научите ребенка понимать свои чувства и не бояться их
Все мы знаем, как сложно бывает разговаривать с расстроенным, раздраженным или обиженным человеком. И как неохотно он сам общается с вами. Особенно, когда речь идет о ребенке, который еще не научился понимать то, что он чувствует и контролировать себя. Как помочь ребенку лучше справляться со своими эмоциями и быть услышанным даже когда они на пределе?
Общение с малышом должно быть ежедневным
Прежде всего необходимо научиться самостоятельно определять, какие именно чувства сейчас испытывает ребенок и что с ним происходит.
Не бойтесь поставить себя на место ребенка и представить, что бы вы сами ощущали, оказавшись на его месте.
Разговаривая с ребенком, старайтесь делать акцент на том, что прекрасно понимаете его состояние; проговаривайте его вслух – «Я понимаю, ты сейчас расстроен (обижен, злишься)»
Попросите ребенка рассказать о том, чего ему не хватает именно сейчас – «Ты хотел бы», «Тебе нужно…»
Поощряйте ребенка говорить о том, что именно он ощущает. Это позволит ему не только разобраться в том, что именно его беспокоит, но сможет обрести уверенность в том, что его понимают и принимают
Кроме того, обозначая чувства и называя их своими именами, он намного быстрее успокоится.
Важно объяснить ребенку, что он вполне может испытывать и сразу несколько чувств одновременно. Например, обижаться на дорогого человека или напротив, испытывать благодарность к тому, на кого долгое время был обижен.
Эффективно работает «отзеркаливание» и «перефразирование» эмоций
Однако не стоит злоупотреблять этим средств – у ребенка может сложиться впечатление, что вы не слушаете, а просто повторяете то, что говорит он, а это помешает общению.
Общение с отцом – залог правильного развития личности
Понимая свои чувства, ребенок не будет бояться непонимания со стороны взрослых. И ему не придется кричать или плакать для того, чтобы быть услышанным.
Кроме того, именно понимание переживаемых эмоций и чувств является первым шагом к контролю над ними. Продолжаем общаться с ребёнком так, чтобы он чувствовал искреннюю заинтересованность с вашей стороны. Как этого добиться?
«Живые» встречи не должны пропадать
У школьников часто начинает страдать успеваемость, когда их родители разводятся. На какое-то время взрослым стоит снизить требования и ожидания от ребенка, дать ему послабление в домашних делах. Хорошо бы предупредить учителей о ситуации в семье, чтобы они были более внимательны и менее требовательны по отношению к ребенку.
Родителям также стоит позаботиться о том, чтобы ребенок был на связи с тем, кто уходит. Общение по телефону и «живые» встречи не должны пропадать. Как и семейные традиции и важные для детей ритуалы. Если, к примеру, папа читал книжку перед сном, то ритуал можно сохранить с помощью чтения по телефону
Распорядок дня ребенка также важно стараться максимально сохранить
Многие родители в процессе расставания не задумываются о том, как развод скажется на дальнейшей – взрослой – жизни ребенка, как он будет выстраивать свои отношения с противоположным полом, как будет создавать собственную семью и относиться к ней. Если родители будут вести себя правильно в этот непростой период, поддержат ребенка и окружат его заботой и любовью, это увеличит шансы на дальнейшую счастливую семейную жизнь их ребенка.
3. Компьютерные игры
Многие родители свысока смотрят на видеоигры — и напрасно. Сегодня в мире в компьютерные игры играет 2,5 млрд человек, а средний возраст геймера —
около 35 лет.
Влияние игр трудно переоценить: в их сторону движутся и развлечения, и образование. Например, «Майнкрафт» педагоги уже несколько лет используют в школьных программах.
Родителям тоже полезно приобщиться к удивительному миру квадратных ребят, перестрелок и автогонок или хотя бы выяснить, чем конкретно там занимается младший. Ведь сложные игры позволяют делать самые разные вещи: заниматься войнами и исследованиями, порабощать миры или проводить выгодные сделки, заниматься строительством или разрушением.
Как спросить:
- К какому жанру относится твоя любимая игра? Что тебе больше всего нравится в ней делать?
- Чему здесь труднее всего научиться?
- Расскажи о своем аватаре. Почему у него топорик и синяя чешуя?
Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
1. Заведите книжку для чтения
Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.
2. Сократите репертуар
Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения
Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение
Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.
3. Используйте в своей речи одни и те же слова
Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, , , , , все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».
4. Выводите ребенка на речь
Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».
Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.
5. Говорите только на одном языке
Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.
6. Где игрушки?
Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.
7. Не прекращайте развивающие занятия
Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.
8. Музыкальные занятия
Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.
Что и как сказать
Прежде чем отвечать на вопрос о смерти, родителям важно войти в телесный контакт с ребенком: посадить к себе на коленки, обнять, взять за руку – и только потом вступать в диалог. Говорить нужно прямо, спокойным голосом, не отводить пугливо взгляд и стараться не впадать в ступор от детских вопросов, которые могут быть самыми разными
К примеру, на вопрос «Что становится, когда человек умирает?» или «Каково умершему лежать в земле?» можно ответить, что тело человека перестает работать, он ничего не чувствует, ничего не слышит и ничего не хочет.
А вот говорить о том, что смерть похожа на сон или является вечным сном, не стоит. Ведь такая трактовка может вызвать у ребенка страх спать. Также не рекомендуется говорить, что умершие люди улетают на небо, чтобы не спровоцировать у детей боязнь авиаперелетов.
Как говорить с ребёнком
Речь должна быть максимально интонирована. Малыш уже учится понимать, когда окружающим весело, когда грустно. Поэтому ему не понравится монотонное бормотание. Новорождённый уже на самом деле “существо говорящее”, он активно познает мир через слух, поэтому может криком показать, как с ним нужно разговаривать. Он буквально впитывает речь своих родителей.
Нейропсихологи подтверждают, что постоянные непринужденные разговоры о происходящем активизируют работу разных отделов головного мозга.
Уже через пару месяцев ребёнок начинает реагировать на мамину речь гулением. Он включается в диалог. С этого момента нужно говорить не ему, а с ним, давая возможность вставить своё “слово”. Благодаря этому, некоторые дети уже с полугода пытаются повторять простые слоги: “ба”, “ма”, “па”.
Это также помогает восприятию. Малыш ещё не понимает таких вещей, как прошлое и будущее. А вот к разговору в настоящем времени прислушивается с более осмысленным видом.
О чём разговаривать с молчащим собеседником
Интересно: Дуэйн Джонсон показал, как причёсывает дочь, и фолловеры в восторге. Теперь ему только в стилисты
Полноценного диалога с младенцем не получится, но он очень быстро начнёт издавать какие-то звуки в ответ.
Мама может просто комментировать все действия и манипуляции, которые она совершает в течение дня. Начиная от “проснулись, потянулись” и заканчивая “пора спать”. Если она должна выйти, например, в душ и оставить кроху одного, это тоже нужно озвучить.
Это очень полезная практика, потому что в таком возрасте важны не сами слова, а их эмоциональная окраска и настроение говорящего. Именно в воркование над малышом мамы вкладывают свою любовь.
А малыши, с которыми сюсюкали в младенчестве, знали в два раза больше слов, чем те, с кем разговаривали «по-взрослому». К такому выводу пришли ученые из Эдинбургского университета, которые представили результаты соответствующей работы в журнале Science Daily.
Мама может рассказать и о своих чувствах, поделиться даже тем, что она устала. Это будет её начальным вкладом в развитие эмоционального интеллекта. Если встревожена – пусть объяснит причины своего состояния ребёнку, который тесно с ней связан, чувствует то же, что и она. И даже возможно считает себя причиной негативных переживаний.
Язык, заложенный самой природой
Вам не нужно учиться тому, как говорить со своим малышом. Вы естественны. Каждая мать без специального обучения, инстинктивно начинает пользоваться особым интернациональным материнским языком с его безударной мелодикой и особой мимикой лица. Для него характерны повышенная тональность звуков, утрированное — с растягиванием — произношение гласных. В разговоре участвуют не только язык и рот, но и все ваше лицо. Темп речи зависит от внимания малыша — его умения слушать. Ваша речь может как замедляться, так и ускоряться, в зависимости от реакции младенца. Растягивание гласных («хо-о-о-роший ма-а-алыш») помогает ребенку уловить смысл сказанного. Но гораздо важнее для младенца не то, что ему говорят, а как с ним разговаривают.
Вы «слышите» его ответы. Матери разговаривают с малышами то убыстряя, то замедляя речь, говоря то тише, то громче, как бы помогая ему лучше осознать каждый кусочек речи. И хотя со стороны этот разговор выглядит как ваш монолог, вы общаетесь с ребенком так, будто слышите его ответы. Видеоанализ поведения матери в этот момент показывает, что оно строится с учетом воображаемых ответов младенца. Короткие фразы перемежаются паузами, длящимися ровно столько времени, сколько мог бы занять ответ ребенка. Особенно хорошо это заметно, если вы используете вопросительные предложения. Эти первые уроки речи, во время которых мать помогает ребенку научиться слушать, как бы возрождаются в его памяти, когда он начинает говорить по-настоящему.
Как и о чем разговаривать с детьми?
Сыновья и дочери подрастают очень быстро, особенно если они не родные, а соседские. А что вложишь в раннем детстве, то и получишь в школьном и юношеском возрасте.
Главное, следить не только за развитием речи маленького человека, но и научиться разговаривать правильно со своими и даже чужими отпрысками в период позитивного и негативного общения.
Даже двухлетний малыш нуждается не только в регулярных «нельзя» и постоянных поучениях, а в поощрениях, разрешительных действиях и похвале.
Сомнений нет, все разрешать, никак не получится. Но постоянные одергивания и остановки не дают никакого эффекта. Маленький человек развивается, и познает новый мир руками, ногами, зубами и всеми частями тела. Ему все интересно, все в новинку, он просто обязан понять, как оно играет, как едет, как растет, а для этого надо сломать, разобрать, сорвать, откусить или помять.
Без соблюдения правил жизнь перейдет в сферу хаоса. Но учить правилам надо не шлепками и регулярным «нельзя», а спокойным объяснением, что «делать разрешается, а что запрещается. Дети прекрасно усваивают правила поведения, если они подаются как законы игры.