Как приучать к горшку девочек и мальчиков
Прежде чем освоить методику приучения крохи к горшку, вам придется оценить психологическое и эмоциональное состояние малыша. Чтобы получить успешный результат, ребенок должен отчетливо знать, для чего ему предлагают горшок.
Старайтесь аккуратно усаживать младенца на горшок. Ребенок должен удобно приспособиться. Если малыш отказывается сидеть или хочет резко соскочить с горшка, отвлеките его чем-нибудь, поиграйте или поговорите. Многим мамочкам не хватает терпения в этот сложный период, и они ругают ребенка за то, что он не опорожнился в горшок или обмочил колготки. На самом деле это неприемлемая мера, и в дальнейшем у вас возникнут сложности с попытками усадить ребенка на горшок снова. Учитывая рекомендации, которые собрал портал dearmummy.ru, вы получите положительный результат, и, возможно, немного ускорите процесс привыкания ребенка к новой процедуре.
- первое знакомство ребенка с горшком не должно быть настойчивым, иначе, кроме того, как напугать карапуза, вы больше ничего не достигните;
- постарайтесь крохе объяснить, зачем нужен такой предмет, расскажите о его достоинствах. Чтобы ребенку было понятно, что с ним делать, посадите на него куклу или мягкую игрушку;
- расскажите малышу, как сходить в туалет, и что лучше это сделать на горшок. Следует объяснить ребенку, что ходить в мокрых колготках некрасиво и неприятно. Поверьте — через некоторое время малыш сам начнет это понимать;
- предположим, ваш малыш удачно воспользовался горшком, тогда почему бы его не похвалить. В таком случае у маленьких детей возникают положительные эмоции, и ребенку захочется снова их почувствовать;
- не стоит отчаиваться и уж тем более кричать на ребенка, если шаг к приучению к горшку оказался неудачным, просто напомните о том, что горшок ему еще пригодиться;
- старайтесь выждать оптимальное время, когда ребенку уже пора в туалет. Лучше усаживать после сна или еды.
Приучать к горшку мальчика, по мнению родителей гораздо проще, чем девочку. Ведь кроха мужского пола удачно справляется с проблемой и стоя. Возможно, удастся приучить мальчишку уже сразу к взрослому туалету.
Маленькие принцессы очень часто ленятся и напрочь отказываются от усаживаний на горшок, поэтому появляются проблемы в процессе приучения.
Какой горшок выбрать для ребенка
Сейчас представлен широкий ассортимент горшков разной формы и цветов
Стоит ли покупать горшок с игрушками и лампочками или нужно обращать внимание на другие его характеристики?. Горшок должен:
Горшок должен:
- Подходить ребенку по размеру
- Быть устойчивым
- Не иметь развлекательный элементов, так как мы учим ребенка понимать свое тело, фокусироваться на задаче. Игрушки будут отвлекать его от процесса.
Для мальчика и для девочки горшок может быть одинаковым. Не обязательно приучать изначально мальчика к писсуару — сперва достаточно горшка.
Колечки на унитаз тоже не лучший вариант как альтернатива горшку.
Дети чувствуют себя некомфортно на высоте унитаза, и обучение может затянуться. Кроме того, ребенку будет тяжело самостоятельно сесть на унитаз.
С какого возраста приучать?
Это самый первый вопрос, ответ на который должны знать родители, чтобы правильно и быстро приучить ребенка к горшку. Современные педиатры сходятся во мнении, что совершенно бесполезно пытаться сделать это до того момента, когда крохе исполнится полтора года. Поскольку именно в это время малыш учится распознавать и контролировать свои физиологические процессы. Начинать знакомство с горшком с момента, когда кроха начал сидеть (в 7–8 месяцев), и даже в 1 год – пустая трата времени и нервов. Ребенок просто не будет понимать, чего от него так настойчиво добиваются.
Итак, самое главное правило – своевременность. Нет смысла учить даже годовалого ребенка справлять свои нужды «куда надо», если это происходит на уровне рефлексов – он должен делать это осознанно. Иначе возможны протесты, игры с горшком и «аварии», как только малыш встанет со своего «туалета».
Оптимальный период для знакомства с горшком – 1,5–2 года
При этом следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому нужно обратить внимание на ряд признаков, сигнализирующих о том, что «момент настал»:
- ребенок может сам наклоняться, садиться, присаживаться на корточки и вставать из этого положения;
- умеет поднимать довольно мелкие предметы, складывать их на места;
- понимает, что говорят взрослые, с ним можно договориться;
- знает основные части тела и названия предметов одежды, может показать их по просьбе;
- произносит несколько слов, может высказать или объяснить свои потребности;
- его кишечник работает отлажено, опорожняясь примерно в одно и то же время;
- малыш просыпается после дневного сна с сухим памперсом, его подгузник может оставаться сухим более 2 часов;
- стремится научиться одеванию и раздеванию (или уже частично может это делать);
- понимает значение слов «какать», «писать», негативно реагирует на свои мокрые или грязные штанишки, когда «наделал».
Существуют и другие факторы, влияющие на возраст начала приучения к горшку. Так, многое зависит от пола ребенка. Девочку научить будет несколько легче. Во-первых, девчонки по природе своей более контактны и сговорчивы, во-вторых, в психоэмоциональном плане они обычно немного опережают мальчиков.
Стоит учесть и характер крохи. Если он спокойный, ему проще будет «жертвовать» часть своего драгоценного времени на освоение горшка. Если кроха непоседа, ему всегда ужасно некогда, нужно все везде успеть (а сидеть на горшке – такая скука!). Такой ребенок, даже освоив пользование горшком, иногда может заиграться и попросту забыть о своих естественных потребностях, справив их в штанишки.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:
- малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
- режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
- он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
- кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
- он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
- ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
- малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.
Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Как учить
Первый этап
Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.
Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.
Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.
Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.
Второй этап
Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.
Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.
Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».
По каким причинам ребенок может бояться горшка и что делать в таких случаях
◊ Неприязнь к горшку возникает по следующим причинам:
- стеснение (в комнате несколько людей, родители пристально наблюдают за ребенком);
- неудобство (горшок неподходящий по размеру, анатомически неправильный, холодный);
- стресс (во время сидения на горшке произошло что-то, что сильно напугало ребенка);
- чрезмерное давление со стороны родителей.
Избавляться от страха нужно поэтапно: сначала убрать горшок в сторону, потом поставить его на место и посмотреть на реакцию малыша. Если все в порядке, то можно попробовать посадить ребенка пописать. Если нет, то придется снова воспользоваться одной из методик приучения.
Как понять, когда можно начинать обучение?
Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.
Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет
- Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
- Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
- Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
- Он понимает, что значит «писать» и «какать».
- Стремится подражать взрослым людям.
- Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
- Делает попытки одеваться самостоятельно.
- Интересуется туалетом, горшком.
- Малышу уже исполнилось 1,5 лет.
Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.
Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет
Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно
Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.
Проблемы при приучении малыша
К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.
Шаг вперёд – два назад
Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую истерику. Вероятных причин у подобного явления несколько:
- Любые перемены в устоявшемся укладе, будь то адаптация к садику, переезд, рождение младшего братика/сестрёнки, могут восприниматься малышом крайне негативно. Внешне это проявляется отказом от привычных действий и регрессом навыков. Например, кроха начинает опять писаться в штанишки.
- К трёхлетнему возрасту ребёнок вступает в очередной кризисный период, который сопровождается бунтом, своеволием, нежеланием прислушиваться к мнению взрослых. Вполне вероятно, что малыш начнёт делать всё наоборот – например, отказываться от сидения на горшке.
- Скандалы в семье, прочие домашние неурядицы, которые происходят на детских глазах, негативно отражаются на поведении ребёнка. Некоторые дети бунтуют, другие же замыкаются в себе. В обоих случаях происходит регресс навыков.
- Если малыш приболел, у него режутся зубки, ему поставили плановую прививку, можно наблюдать временный отказ от использования горшка.
Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.
Боязнь пластикового «друга»
Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.
Выделяют несколько источников подобного поведения:
- Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
- Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
- Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
- Физиологические или психологические запоры, при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
- Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.
Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.
Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.
Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.
Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.
Медицинский фактор
Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.
Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:
- врождённые патологии мочеполовых органов;
- воспаление мочевыводящих путей;
- несовершенство нервной системы;
- наследственность;
- продолжительные стрессовые ситуации.
Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).
Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.
Как приучить малыша к горшку?
- В течение первого и второго года жизни учим малыша названиям частей тела, даем имена соответствующим действиям, знакомим с горшком и определяем для него место в комнате (он не должен быть спрятан слишком далеко, чтобы малыш мог быстро до него добраться в случае «нужды»).
- Если вы заметили, что стул или мочеиспускание происходит у ребенка в одно и то же время (например, после сна или через 20-30 минут после еды), посадите кроху на горшок. Если он совершил желаемое, похвалите его, продемонстрируйте искреннюю радость.
- Непоседу удерживаем на горшке отвлекающими разговорами, чтением книжек, разглядыванием игрушек и пр.
- Четко комментируем каждое действие: «Достаём горшочек, снимаем крышку. Снимаем трусики, садимся на горшок. Вася пописал! Какой молодец! (заглянули в горшок, посмотрели на «продукт»). Надеваем трусы. Несём горшочек в туалет. Выливаем. Моем. Закрываем крышку. Ставим на место». Всё это произносим весело, чтобы малыш втянулся в эту «игру».
- Постепенно превращаем в ритуал высаживание чада на горшок перед прогулкой и перед сном.
- Если малыш категорически отказывается сидеть на горшке, кричит, плачет или вырывается, сделайте паузу в обучении на 1-2 недели, а то и дольше.
- Для знакомства с работой собственного тела, малышу можно дать возможность походить по дому голышом. Если это позволяют ваши педагогические принципы.
- Если у вас есть «писающая» кукла, она может стать наглядным пособием для крохи. Посадите ее на горшок. Расскажите ребёнку, что кукла делает.
- Покажите ребенку, как это делаете вы, если ваши этические и эстетические принципы при этом не страдают. Обучать на собственном примере очень эффективно.
- Если малыш покакал в подгузник, переложите содержимое подгузника в горшочек и ласково поясните, что именно там это должно находиться.
- Будьте осторожны, показывая крохе, как смывать воду в унитазе. Если одного малыша это действие приводит в восторг и является «кульминацией» всего процесса, то некоторые особо тонкие и чувствительные натуры могут испугаться.
- Нахождение среди сверстников, уже усвоивших эту «премудрость» (например, в ясельной группе детсада) обычно ускоряет процесс обучения.
- Для детей постарше иногда срабатывает «подкуп»: приобретение новой красивой одежки или даже мебели, которую не хочется пачкать.
Совет с юмором от Сирзов для родителей маленьких мальчиков: «Маленькие мальчики любят:
— «выписывать» (в прямом и переносном смысле) узоры на снегу или в пыли,
— играть в пересекающиеся струи с папой или старшим братцем,
— топить плавающие кусочки туалетной бумаги,
— поражать плавающие цели.
Все это может быть использовано как дополнительный стимул в вашей игре по обучению ребенка пользоваться туалетом. Для того, чтобы научиться точно и правильно «поражать цель», может понадобиться несколько уроков. Да, маленькие мальчики именно таковы..»
Воспринимайте процесс обучения с юмором, терпением и верой в то, что рано или поздно, но ваш ребенок перестанет пачкать подгузники и штанишки.
Материал изготовления
Традиционным вариантом считаются железные и керамические эмалированные изделия. Они доступные, прочные и долговечные, отличаются легким уходом и комфортной круглой формой. Но при этом эмалированный горшок тяжелый, и быстро охлаждается. Кроме того, изделие легко разбить. Сегодня на смену классике пришел практичный и легкий пластик, а также другие более современные материалы.
Пластиковые горшки – легкие, доступные и практичные. Они удобны в использовании и уходе, пригодны к многократной дезинфекции. Выбирайте хороший, экологически чистый, гладкий и твердый пластик с однородной поверхностью без трещин. Сегодня изготавливают пластиковые горшки с антисептической обработкой. Они безопасны, не вызывают аллергию и не требуют обработки химическими бытовыми средствами.
При изготовлении антибактериальных и антисептических горшков в пластик добавляют антибактериальное вещество микробан, который уничтожает до 99,6% бактерий и вредных микроорганизмов. При этом микробан не расходуется, работает на протяжении эксплуатации горшка.
Сегодня популярность приобретает современный итальянский материал finproject с антисептическими и антибактериальными свойствами. Изделия легки в мытье и комфортны в использовании, так как быстро принимают температуру тела ребенка. Материал finproject характеризуют безопасность и легкий вес, прочность и долговечность. Изделия из finproject не деформируются и не разбиваются.
Сиденья на унитаз выпускают мягкие, пластмассовые и складные, которые удобно брать с собой. Мягкие сиденья более комфортны, пластмассовые – практичные и гигиеничные. При выборе антисептических и антибактериальных материалов горшок или сиденья для дезинфекции и обработки достаточно промыть обычной мыльной водой или мыльным раствором.
Излишняя строгость
Считаю, что маленьких детей нельзя наказывать за туалетные проколы. Больших детей за них тоже наказывать не следует: заигравшийся и не дотерпевший до туалета четырехлетний ребенок поймет, что неправ, и без ругани: по тому, как мама вздохнет, оторвавшись от дел на ликвидацию последствий туалетного прокола, по реакции сверстников — уж они-то не смолчат деликатно. В случае прокола я бы вообще не комментировала ситуацию, а вместо этого привлекла ребенка к ликвидации последствий. Совершенно спокойно: снимай штаны, клади в стиральную машину, мой попу, вытирайся. К замене описанного постельного белья ребенка тоже вполне можно привлечь.
Когда мне рассказывают о том, как на годовалых детей кричат и шлепают за лужи, я бываю ничуть не в меньшем негодовании. Но, думаю, никто всерьез не считает естественную гигиену и излишнюю строгость неразделимыми.