Ход тропы:
1. Организационный момент.
Во время прогулки дети с воспитателем проходят к огороду. Там их встречает Дедушка-огородник.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас встречает Дедушка-огородник.
Дедушка-огородник: Здравствуйте, ребята, я, дедушка-огородник, овощи сажаю, грядки поливаю, осенью урожай собираю.
Воспитатель: Дедушка-огородник, покажи нам, что растет у тебя на грядках.
Дедушка: Конечно покажу, давайте за руки возьмемся и по дорожке пойдем в огород.
Проводится игра «По ровненькой дорожке»
2. Основная часть.
Дедушка-огородник подводит детей с воспитателем к грядкам.
Дедушка: На этой грядке, ребята, у меня растет морковка. Растет морковка в земле, а нам видна ее ботва, зеленый пушистый хвостик. Сейчас я ее выдерну из земли. Морковка оранжевого цвета, сладкая на вкус, полезна для здоровья.
(Дедушка-огородник выдергивает морковку из земли и рассматривает ее с детьми)
Дедушка-огородник: Рядом с морковкой растет лук. Он тоже растет в земле, только тоненькие зелененькие перышки нам видны. Лук очень полезный, он защищает нас от микробов.
(Дедушка-огородник выдергивает луковицу с перьями и рассматривает ее с детьми).
Дедушка-огородник: На этой грядке растет капуста. У капусты много листьев. Из нее готовят щи, супы, салаты.
(Дедушка-огородник рассматривает с детьми капусту)
Дед: Здесь, ребята, растет картошка. Она растет тоже в земле, а над землей только зеленый кустик. Я сейчас возьму лопату и выкопаю картошку. На одном кустике вырастает много картошин.
(Дедушка-огородник берет лопату, выкапывает картошку и рассматривает вместе с детьми).
Дедушка-огородник: А теперь я покажу вам, одного непослушного хитреца. Это огурец, вот он спрятался под листом. Огурцы-зеленого цвета.
(Дедушка-огородник с детьми находят под листьями огурецы и рассматривает их).
Воспитатель: Дедушка-огородник, давай поиграем в игру «Назови овощи». Ты будешь показывать нам овощи, а мы называть их.
Проводится игра «Назови овощи»
Дедушка-огородник: Молодцы, правильно назвали мне овощи.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Огород».
Воспитатель кладет в центр круга овощи и ставит корзину, дети берутся за руки, идут по кругу, выполняют движения по тексту.
Проводится игра «Огород»
В огороде мы гуляем,
Огурцы мы собираем.
Огурцы хороши,
Наедимся от души.
В огороде мы гуляем,
Морковь, лук собираем.
Морковь, лук хороши,
Наедимся от души.
В огороде мы гуляем,
Капусту и картошку собираем.
Капуста и картошка хороши,
Наедимся от души.
(Дети вместе с воспитателем и дедушкой-огородником собирают овощи в корзину)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, кто нас встретил у огорода?
Дети: Дедушка-огородник.
Воспитатель: Что растет на грядках у дедушки-огородника?
Дети: Огурец, капуста, лук, морковка, картошка.
Воспитатель: Все это-овощи.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора идти в группу! До свидания дедушка, спасибо тебе за чудесные овощи, которые ты вырастил на своем огороде!
(Дети говорят «До свидания» дедушке-огороднику и уходят в группу).
Ход экскурсии
Вводная беседа
Воспитатель: Сегодня мы, ребята, идём на прогулку, на поляну. Вспомните, что у нас есть озеро. Что может случиться, если подойти или быть не осторожным рядом с озером? (да, можно оступиться и упасть, промокнуть, можно поломать лепестки лилий, которые растут на озере, можно повредить берег озера). Поэтому подходить близко к озеру мы не будем.
Заходим на поляну
Обращаю внимание на куклу, которая сидит под берёзой. Беру её на руки, и веду беседу от её имени
Кукла здоровается с каждым ребёнком и спрашивает имена детей.
Кукла: Здравствуйте, дети, Как хорошо, что вы пришли, мне так было скучно сидеть здесь одной. Я пришла к вам в садик поиграть (дети здороваются с куклой).
Кукла: Меня зовут Катя.
Дети: Катя, а почему ты так легко одета, в одном платьице?
Кукла: Да сейчас же лето!
Воспитатель: Катя, ты думаешь что сейчас лето? Ребята, какое время года у нас сейчас?
(дети отвечают).
Кукла: Да, какая осень, трава то зелёная! (удивляется кукла)
Воспитатель: Ребята давайте расскажем Кате, что мы знаем про осень. (ответы детей)
Воспитатель: Да травка ещё зелёная, но посмотрите на берёзки. Скажите, что стало с листьями? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.
Воспитатель: Ребятки, а скажите, пожалуйста, куда делись насекомые? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они забрались в маленькие норки и спрятались под кору деревьев.
Катя, посмотри на деток, они все тепло оделись.
Кукла: Точно! (удивляется кукла). А я думаю, почему у меня ножки мёрзнут.
Воспитатель: Ребята, давайте оденем Катю, чтоб она не замёрзла (дети предлагают свои шарфики, перчатки).
Воспитатель: Катя, мы идём на экскурсию, пойдёшь с нами?
Кукла: Да, с радостью.
Воспитатель:
— Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Походим по листьям и послушаем это шуршание.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Кукла: Я хочу листопад!
Воспитатель: Дети, как можно сделать листопад для куклы? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте соберем листья в одну кучку и будем подкидывать их вверх — устроим листопад.
Кукла: У вас на поляне много деревьев, они все разные. Как они называются? Какие деревья на полянке вы видите? (ответы детей (берёза, ель, сосна)
Воспитатель: А почему это дерево без листьев, а на ёлке есть иголки? (предположения детей).
Кукла: Я устала просто гулять, я хочу играть!
Воспитатель: Поиграем? Игра называется «Деревья».
«Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает деревья.» /все дети качают руками с листьями/ «Закружились листочки» /дети кружатся с листьями, подняв руки. /
«А теперь листочки полетели на землю» /дети подбрасывают листья и приседают. /
Кукла: А какое время года наступит, когда осень закончится? И что будет? (выпадет снег, закроет всю землю, траву, листья)
Кукла: И я не смогу играть с листьями, они исчезнут? (плачет)
Воспитатель: Ребята, как можно сохранить листья? (собрать их с собой в группу)
Кукла: Только выбирайте самые красивые, самые ровные, я буду ими любоваться!
/Воспитатель предлагает детям корзинку, коробку для сбора листьев. /
В процессе сбора природного материала воспитатель беседует с детьми, как можно играть с листьями, какие поделки можно сделать.
Дети собирают листья.
Ход наблюдения:
Воспитатель: ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (березы)
Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются, а на веточках сережки. (берёза)
Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает.
Воспитатель с детьми идет в гости березкам.
Воспитатель: Ребята, так как называется это дерево?
Дети: береза.
Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая, нарядная. У березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень.
Воспитатель: потрогайте ствол березы. Какой он?
Дети: гладкий
(Дети ощупывают кору березы).
Воспитатель: Чувствуете что она гладкая, нежная, теплая. А где кора черная, какая она на ощупь?
Дети: Кора шершавая, жесткая, грубая.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета ствол у березы?
Дети: белый с черным.
Воспитатель: Только у березы ствол белого цвета. У всех остальных деревьев стол темный. Через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим. (рассказывая, воспитатель показывает на ствол, на черные полоски).
Воспитатель: Какие ветки у березы?Дети: Тонкие, гибкие.
Воспитатель: А какого цвета листья на березе?
Дети: зеленые.
Воспитатель: правильно, сейчас лето и листья у березы зеленые.
А как вы думаете, каким образом берет береза питательные вещества из земли. Что ей помогает? (Показывает на корни, если дети затрудняются ответить).
Дети: корни.
Воспитатель: Правильно, через корни деревья получают питательные вещества.
Воспитатель: —Ребята, я хочу вам предложить игру «Разведчики леса».
Задания:
1. Покажите самое высокое и самое низкое дерево?
Дети показывают и подходят к ним.
2. У какого дерева кора гладкая, у какого — шероховатая?
Дети: гладкая у березы, шершавая у клёна.
3. Береза это дерево или трав?
Дети: дерево.
Воспитатель:—Молодцы, разведчики. Справились с заданиями.
Воспитатель: Ребята, с каким деревом мы сегодня познакомились?
дети: с березой
Воспитатель: Чем березка отличается от других деревьев?
Дети: цветом. А теперь можно и поиграть.
Подвижные игры
«Мы — веселые ребята», «Затейники».
Цели:
— учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;
— упражняться в беге.
Трудовая деятельность: сбор поломанных веток и игрушек.