Условия для развития речи детей раннего возраста
Для появления, а также последующего правильного формирования и развития речи, любому ребенку требуется речевая среда. Даже при достаточном развитии речевого аппарата, хорошего слуха и сформированного мозга, в условиях отсутствия речевого окружения заговорить ребенок не сможет. Ведь малыши перенимают от окружающих первый опыт речевого общения
Именно по это причине так важно, чтоб взрослые постоянно разговаривали с ребенком:
Слова должны произноситься неторопливо.
Все слова и звуки должны поизноситься четко.
Особое внимание должно уделяться произношению.
Нечеткая и торопливая речь, которую ребенок постоянно слышит от взрослых, крайне негативно сказывается на его речевом развитии. С течением времени такие дети и сами не слишком заботятся о том, насколько его речь воспринимается слушателями. Более того, если дома ребенок постоянно слышит торопливую и громкую речь в раздраженных тонах, то и сам он будет разговаривать в той же манере.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
-Дети, сегодня к нам пришла волшебная кукла Катя, стоит дотронуться до ее спины, и она с нами заговорит. Что кукла говорит?
Дети: Ма-ма
Воспитатель: Дети, давайте закроем глаза на минутку, и представим себе самых любимых мамочек, скажите слово «мама».
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о наших самых любимых и дорогих мамочек и бабушек.
Воспитатель: Самое прекрасное слово на земле — МАМА. Это первое слово, которое произносит человек.
Воспитатель: Дети, Катя хочет познакомиться с вашими мамочками
ИГРА «ИМЯ МАМЫ»
Для игры Катя принесла мячик. Вы должны сказать имя своей мамы и передать другому.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что еще Катя принесла с собой. Это волшебная книга, в которой написаны прекрасные стихи про бабушек и мам – давайте прочитаем!
Однажды я сказал друзьям:
На свете много добрых мам,
Но не найти, ручаюсь я,
Такую маму, как моя!
Она купила для меня
На колесиках коня,
Саблю, краски и альбом.
Только разве дело в том?
Я и так ее люблю,
Маму, мамочку мою! (Н. Сакомская)
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Проворные — смотрите,
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук. (Л. Квитко)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!. (Е. Благинина)
Физкультминука «Целый день – стук да стук…»
ИГРА «МОЯ МАМОЧКА»
(воспитатель задает вопросы, дети отвечают «МАМОЧКА»)
-Кто пришел ко мне с утра?
-Кашу кто успел сварить?
-Чаю в чашечку налить?
-Кто меня поцеловал?
-Кто ребячий любит смех?
-Кто на свете лучше всех?
Вот какие заботливые у вас мамочки. Маме нужно помогать.
Дети, а Катя интересуется, вы помогаете своим мамам?
Дети: Да
Что вы делаете? (опрос детей)
Катя, говорит, что из вас вырастут очень хорошие помощники.
Итог занятия: И так о ком мы говорили дети? (о маме)
Кто для нас мама?
Мама – это небо, Мама – это свет
Мама – это счастье, лучше мамы нет!
Как мы должны относиться к мамам
Дети: Любить их, помогать, слушаться.
Катя благодарит вас за любовь к своим матерям, и говорит вам «Спасибо».
Ход занятия:
Психогимнастика на концентрацию внимания. Дидактическая игра «Где ручки» (вверху, внизу, впереди, сзади, на поясе).
1подгруппа — 5-6 подходов,
2 подгруппа — 3-4.
Сюрпризный момент.
— Ребята, я слышу кто — то плачет? Давайте узнаем, кто это плачет? (воспитатель вносит зайчонка) Давайте поздороваемся с ним и узнаем по чему он плачет. Ребята, зайчонок говорит, что потерялся, и не может найди свою маму. А мы сейчас тебе поможем ее отыскать.
Дидактическая игра «Помоги детенышам найти свою маму».
1 подгруппа — 5 жив.
2 подгруппа — 3 жив.
— Спасибо, ребята, что вы помогли мне отыскать мою маму. Ведь я ее так люблю. Так как мама папа и я — это моя семья.
А у вас какая семья?
Воспитатель: Дети давайте поиграем с нашими пальчиками и вспомним всю нашу семью?
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Проводится пальчиковая гимнастика «Семья» правой и левой рукой.
Этот пальчик – дедушка, Сжимают пальцы в
Этот пальчик – бабушка, кулак и по очереди
Этот пальчик – папа, разжимают их,
Этот пальчик – мама, начиная с большого.
Этот пальчик – я. Энергично сжимают и
Вот и вся моя семья. разжимают кулачки.
Воспитатель: Семья — это когда любящие друг друга люди живут все вместе. Вместе делают добрые дела, заботятся о маленьких и помогают стареньким.
Зайчонок: Ой, как мне понравилась ваша игра! Очень интересно, а вы ребята как называем ласково свою маму? (мамочка, мамуля) Давайте поговорим сегодня о самом близком, дорогом человеке.
— А как зовут ваших мам (ответы детей) Какие красивые имена у ваших мам.
— А вы любите своих мам? (ответы)
— Хотите сделать подарок своим мамам? (ответы)
(Ставлю на стол небольшой сундучок, обыгрываю его. Потрясу, послушаю, полюбуюсь с детьми и открою его).
-Давайте подберем для мамы самые нежные слова, самые ласковые и сложим их в сундучок. Помогаю наводящими вопросами.
— Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует, она какая (ласковая).
Давайте все вместе скажем – ласковая. А давайте покажем как вас мама обнимает.
— Когда мама модно одевается, какая она (красивая, модная).Давайте все вместе скажем – модная.
— Когда мама улыбается, смеётся, какая она? (веселая)
Давайте все вместе скажем – веселая.
— А когда мама не ругается, когда вы шалите, какая она? (добрая).Скажем дружно – добрая.
— А если вы маму любите, то какая она? (любимая)
Скажем дружно – любимая.
Молодцы, вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись. (накрываю салфеткой, отодвигаю в сторону)
— А теперь давайте поиграем.
(Выполнение движений по тексту стихотворения).
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу —
Я стираю, полощу,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка
Не скажу.
— А кто маму огорчает, когда она такая грустная? Когда маму дети огорчают, не слушаются она становится такой грустной, печальной.
— А мы будем складывать такие слова в сундучок? (ответы нет)
Правильно мы не будем огорчать наших мам, нам такие слова не нужны.
Динамическая игра «Чему нас научили мамы»
Покажите,назовите : Чему вас научили мамы?
— ходить
— прыгать
— ножку выставлять
-умываться
— причесываться
— есть ложкой
— топать ножками
— хлопать ладошками, ручками.
Ай да, молодцы, а кто хочет рассказать про свою маму. А кто знает и расскажет стихи о маме.
1. Маму любят все на свете,
Мама – первый друг!
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
Если что- нибудь случится
Если вдруг беда
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда.
2. Мы порою так упрямы,
Часто сердим наших мам,
Больше всех нас любят мамы,
И без мам так трудно нам.
3. Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама»!
Как хорошо, когда у каждого ребенка есть мама.
— А мы ребята должны для мамы быть помощниками.
Дидактическая игра «Помоги починить одежду».
1 подгруппа — 5
2 подгруппа — 3
• Беседа с детьми о том, что у каждого человека есть мама – самый близкий и родной человек
Обратить внимание детей на то, как мама заботится обо всех. Привести примеры
Поговорить о том, как надо заботиться о маме.
Иры с буквами «Подарим маме букву».
Психогимнастика на расслабление «Птички».
Основные этапы в речевом развитии детей раннего возраста
Условно речевое развитие детей подразделяется на несколько взаимосвязанных этапов:
- Уже на первом году жизни начинается подготовка к речевым навыкам дыхательной системы, происходит образование недифференцированных голосовых шумов, ребенок активно лепечет и гулит, всеми силами подражая взрослым. Этот этап завершается к возрасту в полгода.
- У шестимесячных малышей начинается образование речевых звуков и активный синтез слогов. Уже ко второму году жизни речь все активнее обогащается новыми словами, и ребенок начинает произносить простейшие из них.
- К третьему году жизни словарный запас ребенка составляет порядка пяти сотен слов или более, к тому же дети пытаются строить из них предложения.
- На четвертом году жизни детский словарный запас расширяется до 1000 слов в среднем. При этом происходит усложнение и удлинение речевых цепей, а количество слов в отдельном предложении может достигать десятка. В этом возрасте ребенок впервые начинает оперировать придаточными предложениями.
- Далее, на пятом году, речевой фонд продолжает обогащаться, окончательно формируется регуляция произношения слов и громкости. Фразы строятся более правильно и совершенно.
Важно заметить, что у разных детей речь развивается по-разному. Если у одних имеет место раннее и бурное развитие речи, то у других оно может несколько отставать
Чтобы максимально помочь малышу, с ним необходимо как можно больше разговаривать, учить его новым словам, правильному построению фраз
Но это должно делаться осторожно и постепенно, чтобы не перенапрягать нервную систему завышенными требованиями
Ученые заметили, что развитие речи у детей находится в непосредственной зависимости от сформированности и точности движений их рук. Поэтому тренировка и развитие мелкой моторики не только стимулирует общее развитие детей, но и положительно отражается на их речи. Поэтому, чем младше ребенок, тем больше в нем стремления к движению и исследованию окружающего пространства. Сама природа заложила в него потребность в психомоторной активности и движении, которые помимо развития мышц способствуют активации мозга.
Закладка фундамента для раннего речевого развития детей происходит в дошкольном возрасте, поэтому взрослым необходимо речи уделять особое внимание. Если к 6-летнему возрасту в речи ребенка останутся существенные недостатки, то в дальнейшем они будут создавать серьезные препятствия к полноценному обучению
Поэтому так важно, чтобы к школе ребенок умел последовательно излагать увиденное, а также правильно произносить фразы и отдельные слова
Ход НОД:
Организационный момент.
С добрым утром глазки, вы проснулись (Смотрим в бинокль)
Сдобрым утром ушки, вы проснулись (Ладони к ушам)
С добрым утромручки, вы проснулись? (Хлопаем в ладоши)
С добрым утром ножки, вы проснулись? (Притопываем)
С добрым утром солнце! Мы проснулись! (Руки в стороны. Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться, улыбнуться друг другу)
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы все умнички. Я для вас приготовила стихотворение, послушайте его и отгадайте, про кого в нём говорится.
Маму, мамочку свою
Очень сильно я люблю.
Я её целую,
Я её ласкаю.
Будь здорова мамочка,
Любимая. Родная.
Дети: Про маму.
Воспитатель: Ой, кто это у нас там стучит? Слышите? Да это зайка! Он слышал, что мы о маме говорили. У него тоже есть мама, он её очень сильно любит, а ласковых слов о ней не знает. Как мы можем помочь зайке? Подсказать, научить, посоветовать.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте зайке поможем и расскажем, как же можно называть свою маму ласково. (Дети называют ласковые слова о маме).
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько много ласковых слов вы сказали о маме. Зайка, ты все слова запомнил?
Зайка: Да, все слова запомнил. Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли.
2. Психогимнастика.
— Ребята, покажите, какое бывает выражение лица у мамы, когда она радуется? А когда у неё хорошее настроение? А если она сердятся? А когда вас ругает? А если хмурится
3. Физминутка «Мамам дружно помогаем
Мамам дружно помогаем: — (наклоны вперёд, движение рука имитирующие полоскание) Сами в тазике стираем И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. Через двор растянем ловко – (потягивания — руки в стороны) Для одежды три верёвки. Светит солнышко-ромашка, — (потягивания —руки вверх) Скоро высохнут рубашки. у я свою люблю я всегда ей помогу»
Воспитатель: Ой, ребята, а ведь мы совсем забыли сказать нашему гостю, как зовут наших мам. Давайте с вами поиграемв игру.
4. Игра «Как зовут твою маму? »
Дети называют имена своих мам (Передавая зайку по кругу)
Воспитатель: Зайка, посмотри, какие умные ребята, они знают имена своих мам.
7. Итог.
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть мамы! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваши мамы любят вас, весело и дружно живут вместе с вами. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Зайка: Ребята, спасибо вам. Теперь я обязательно буду называть свою маму ласковыми словами.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня сделали доброе дело, научили зайку ласковым словам, поиграли с ним.
Воспитатель: Ребята, а скоро и у наших мам будет праздник, к которому мы с вами сделаем подарки и поздравим их.
Ход занятия:
Мотивация: Раздается плач куклы.
— Ребята,вы слышите: кто-то плачет? Давайте поищем, кто это.
Вводная часть.
— Ребята, смотрите, вот кто плачет!
Это же кукла Катя.
— Катя, почему ты плачешь?
-У меня порвалась моя любимая фотография. Я не знаю, что мне делать, как ее починить.
— Не беда, Катя. Мы с ребятами тебе поможем склеить фотографию. Да, ребята? Хотите Кате помочь?
— Идите скорее сюда.
(Идем к фланелеграфу и вместе с детьми собираем пазл семьи.)
-Молодцы ребята! Садитесь на стульчики. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Смотрите, какая красивая фотография. Кто же тут нарисован, Катя?
-Здесь нарисована моя семья.
Основная часть:
-Ребята, а вы знаете что такое семья?
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Семья – это родные люди, которые любят и заботятся о вас. Всегда находятся рядом, окажут помощь в любое время.
Какая мама у тебя, Саша? (Ласковая, добрая….)
Как ты Кристина, называешь свою маму, ласково? (Мамочка)
Ребята, а вы знаете стихотворение о маме?
Много мам на белом свете,
Всех милее мне она.
Всей душой их любят дети.
Кто она? Отвечу я.
Только мама есть одна.
Это- мамочка моя!
Ребята, а кто всегда рядом с мамой помогает вам? (Папа)
Вика, папа у тебя какой? (Сильный, добрый).
А как можно ласково назвать папу? (Папочка, папуля)
Ребята, давайте вспомним стихотворение о папе.
Папа у меня герой.
Он за всех стоит горой.
Очень я его люблю.
И пример с него беру!
Рома, Таня, а кто кроме папы и мамы о вас заботится, крепко любит? (дедушка и бабушка)
Я бабуленьку родную,
Очень крепко поцелую,
Ведь бабуленька моя,
Очень – очень добрая!
Мой дедушка дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Игра: «Маленькие помощники»
Вместе с мамой убираем,
Вот так, вот так. (имитация вытирания пыли).
Папе дружно помогаем,
Вот так, вот так. (имитация закручивания гаек).
О бабуле и дедуле не забудем никогда,
Им мы так же помогаем. Вот так, вот так. (имитация помешивания; имитация ловли рыбы)
Ребята,а как можно назвать одним словом: маму, папу, дедушку, бабушку и ребенка? (Семья)
Давайте вспомним игру о семье. (Пальчиковая игра: «Моя семья»).
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик папа,
Этот пальчик мама.
Но, а этот пальчик я.
Вот и вся моя семья.
Рефлексия: У каждого из вас есть своя семья, в которой все друг друга любят, уважают и заботятся. Ребята, берегите и любите своих родных людей.
Главное условие развития речи ребёнка без задержек
Для малыша имеет огромное значение глубокая эмоциональная связь с близкими людьми. Чтобы он скорее заговорил, нужно обеспечить:
- Регулярное общение со взрослым. Оно помогает поддерживать у ребёнка состояние раскованности, внутреннего комфорта, свободы. Малыш непроизвольно издаёт звуки, как бы отвечая взрослому. Со временем звуки превращаются в слова, а потом и в предложения.
- Заинтересованность взрослого в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает ребёнка и показывает интерес к нему, малыш видит эту сосредоточенность и учится слушать других людей. Наблюдение за артикуляцией (движением губ, челюсти и языка) взрослого во время говорения помогает ребёнку тоже развивать артикуляцию и стимулирует его произносить звуки и слова.
Для развития речи ребёнку важна эмоциональная близость и постоянное общение со взрослым
Всякая ли речь, которую слышит ребёнок, помогает ему скорее заговорить? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, выдающиеся советские психологи В. В. Ветрова и М. И. Лисина провели эксперимент. Разделили детей в возрасте 10–15 месяцев на две группы. Первой группе давали прослушивать магнитофонную запись с отрывком из детской радиопередачи, при этом с ними был взрослый — он тоже слушал запись, но не говорил с малышами. Второй группе ничего слушать не давали.
После 20–30 сеансов прослушивания записей детьми первой группы психологи отметили, что у них лепет заметно усилился и участился, а у малышей второй группы — нет. Отсюда сделали вывод, что ребёнку в раннем возрасте очень важно слышать человеческую речь, чтобы самому поскорее научиться говорить. Тогда возник ещё один вопрос: лепет у детей первой группы так активно развивался в связи с присутствием взрослого, или малышам достаточно было просто слышать человеческую речь из магнитофона?
Тогда возник ещё один вопрос: лепет у детей первой группы так активно развивался в связи с присутствием взрослого, или малышам достаточно было просто слышать человеческую речь из магнитофона?
В поисках ответа эксперимент продолжили, и детей первой группы разделили на ещё две подгруппы. Первой включали аудиозаписи с человеческой речью, при этом с ними в комнате не было взрослого. Вторая подгруппа слушала музыку, уже в присутствии взрослого.
Сеансы, когда из магнитофона звучала человеческая речь, но при этом отсутствовал взрослый, оказались бесполезными. Лепет не усилился. Дети искали взрослого, но не прислушивались к речи. Сеансы, когда в присутствии взрослого прослушивалась музыка, тоже не привели к заметным результатам. Дети главным образом искали источник звука, но их не интересовало общение.
Учёные сделали вывод: для развития речи у ребёнка необходимо присутствие взрослого, при этом обязательно, чтобы он говорил с малышом. Просто звучащей речи мало, чтобы начать говорить. Нужен взрослый — живой источник речи, который устанавливает эмоциональную связь с ребёнком и общается с ним.
Именно взрослый вводит детей в мир речи. Благодаря ему у ребёнка развивается не только умение говорить, но и умение слушать, а также навык воздействия на другого человека через речь.
Коротко о главном
- Чтобы ребёнок успешно освоил речь, нужно как можно больше общаться с ним, даже когда он ещё не говорит. Взрослый — главный источник и образец речи для малыша.
- Словарный запас ребёнка пополняется во время практической деятельности. Видя и держа предметы в руках, используя их по назначению, малыш запоминает названия и учится правильно употреблять их в своей речи.
- Речь у ребёнка будет развиваться активнее, если родитель предложит книги по возрасту. При этом сюжеты должны быть близки к реальности, описывать знакомые ребёнку повседневные дела: до 3 лет .
- Гиперопека в воспитании, неправильное произношение, высокая скорость речи, различные ошибки и использование слишком сложных речевых оборотов взрослыми мешают ребёнку научиться говорить.
- С 1 до 2 лет развитие речи проходит так: ребёнок начинает разделять слова в речи родителя → наблюдает за артикуляцией взрослого и повторяет за ним слова, постепенно делая это всё лучше → осмысленно называет предметы, с которыми взаимодействовал → узнаёт и использует глаголы, чтобы заявить о своих желаниях → реже использует жесты и чаще слова → активно и незаметно для других пополняет словарных запас → произносит предложения из двух и трёх слов.
- В 2 года начинается «речевой взрыв». Ребёнок с огромным интересом узнаёт и легко усваивает новые слова, начинает думать словами. Постепенно слова в предложениях становятся согласованными.
- К 3 годам малыш использует столько же слов, сколько понимает. Учится сосредотачиваться и слушать, воспринимать сюжеты литературных произведений и рассказов взрослого длиной до 4 предложений. Усваивает правила поведения, о которых говорит родитель.
Статья подготовлена по материалам курса В. Н. Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI
Фото Ольги Горевой
Редактор: Камила Кленовиц
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята, поиграем в игру «Здравствуйте!»
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень.
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку. А вы мне будете помогать, Согласны?
Воспитатель: Однажды на полянке гуляли домашние животные и кушали травку, и заметили, что в траве что – то стоит. Это корзинка. В ней лежит кто –то маленький и плачет: «У-а, у-а!». Это малыш! (Дети повторяют вместе с педагогом).Животным стало интересно: кто же там плачет? Первой подошла лошадка и посмотрела в корзинку.
Лошадка: Иго-го-го! Нет, это не мой малыш. Моего малыша зовут жеребенок, он тихо кричит «и-го-го» и быстро – быстро скачет?
Воспитатель: Как кричат жеребятки? Звукоподражание иго-го! Как цокают копытами? (Дети цокаем язычком) давайте покажем, как быстро скачет жеребенок!
Игра лошадка.
Цок, цок, цок, цок!
(дети поочерёдно топают ножками – то одной, то другой)
Я лошадка – серый бок!
(Повороты, ручками на талии)
Я копытами стучу,
(Ходьба на месте)
Если хочешь – прокачу!
(Лёгкий бег на месте)
Да это не жеребёнок.
(Выставляется на мольберте картинка лошадь с жеребёнком). Вот твой ребёнок (рассматривание и обсуждение) До свидания, лошадка!
Воспитатель: На полянке ещё гуляют животные. Идёт коза и заглядывает в корзинку.
Коза: Ме-е! Ме-е! Нет, это не мой малыш. Мой малыш любит играть. Он любит прыгать, бодаться маленькими рожками и тихо блеять «м-е-е»
Воспитатель: Как кричат козлята? (Ме-е-е) Дети произносят звукоподражание.
Пальчиковая игра «Коза-хлопота»
(Воспитатель рассказывает потешку, а дети повторяют за ней движения)
Коза –хлопота
(показать рожки с помощью указательного пальца)
День-деньской занята
(прижать ладони к щекам, покачать головой)
Ей травы нащипать,
(согнуть один пальчик)
Ей на речку бежать,
(согнуть другой пальчик)
Ей козляток стеречь
(согнуть третий пальчик)
Малых детушек беречь
(погладить попеременно левую и правую кисти рук).
Да. Это не козлёнок. (Воспитатель вывешивает картинку коза с козлёнком)
Вот твой ребёнок (рассматривание и обсуждение) До свидания, коза!
Воспитатель: А это кто к нам идёт? Переваливается с боку на бок и жуёт травку.
Дети: корова.
Воспитатель: Корова, посмотри-это не твой ребёнок в корзине лежит и плачет.
Корова: Му-у-у! Это не мой малыш! Мой малыш умеет тихо мычать «м-у-у» и жевать травку.
Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем. Вы будете маленькими телятками, а я пастушком.
Подвижная игра «Пастух и телята»
Рано рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А телятки в лад ему: му-у-у-у!
(«Телята» ходят за воспитателем «пастухом» по группе, хором мычат)
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. Садитесь.
Это не телёнок. (Воспитатель вывешивает картинку коровы с телёнком)
Вот твой ребенок! (рассматривание и обсуждение) До свидания, корова!
Воспитатель: Ребята,давайте крикнем: «Ау! Ау!» может нас кто-то ещё услышит (дети кричат Ау! Ау)
Воспитатель: И вот, наконец на полянку вышла мама.
Кукла-мама: Я собирала ягоды и поставила корзинку на полянку. Это мой малыш! Это мой ребёнок.
Воспитатель: Давайте маме поможем успокоить малыша.
Игра «Высоко – низко»
Солнышко так высоко
А цветочки низко.
(Руки вверх, потом приседают)
Бабочки так далеко,
Мамочка так близко.
(Руки вперёд, потом к груди)
Вот он и перестал плакать. Мама взяла корзинку и понесла малыша домой.
До свидания, мама!
Итог:
Воспитатель: дети, кого мы встретили на поляне? (домашних животных) Кто плакал в корзинке? (малыш) Как плакал малыш? (у-а, у-а) Чей малыш был в корзинке? Как зовут маму у теленка? (корова) Как зовут малыша у лошади? (жеребенок) Какой жеребенок? (маленький) Какая лошадь? (большая).
Молодцы, вы мне очень хорошо помогли. А теперь, ребята, попробуйте узнать детёнышей домашних животных по голосам:
1. Иго – го – заржал ребёнок
Значит, это – (жеребёнок).
2. Му – му – мычит в хлеву ребёнок
Это маленький – (телёнок).
3. Ме – ме – блеет наш ребёнок
Это маленький – (козлёнок».)
Вы, сегодня большие молодцы, хорошо играли. Спасибо, вам большое!
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, кто-то стучится. Кто это к нам пришел?
Воспитатель завозит машинку, в кузове игрушки домашних животных.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто это к нам приехал? Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Только они что-то грустные. Спросим у них, что случилось? Они говорят, что они потеряли своих детишек — детёнышей. Давайте поможем им.
Это у нас? (Дети- кошка) А кто у кошки детёныш? Правильно, котёнок. А как кошка зовет своего детёныша? (2-3 индивидуальных ответа) Котенок у нас какой (маленький)Что то котенок не слышит свою маму, давайте все вместе позовем котенка.
Дети хором : Мяу, мяу
Воспитатель (на доске картинка кошки и котёнка) посмотрите, кто это (Мама-кошка)Мы помогли кошке найти своего детёныша.
Воспитатель: А это кто?
Дети: Собака.
Воспитатель: А кто у собаки детёныш? Правильно, щенок. А как собака зовет своего щенка?
Дети: ав -ав. (2-3 инд. ответа)
Воспитатель: Не слышит щенок свою маму. Давайте вместе позовем (на доске картинка собаки и щенка) Услышал щенок свою маму. Мы с вами помогли собаки найти своего детёныша.
Физкультминутка : Дети имитируют котенка, который играет со своим хвостиком, далее дети имитируют щенка.
Воспитатель: А это кто?
Дети: Корова.
Воспитатель: А кто у коровы детёныш?
Дети: телёнок.
Воспитатель: Как корова зовет своего детёныша(2-3 инд. ответа) Поможем корове позвать телёнка?
Дети: му — му
Воспитатель: Услышал теленок маму- корову. Идет-идет. (на доске картинка коровы и телёнка
Воспитатель: Помогли мы корове найти телёнка.
Воспитатель: Всем мы помогли найти мам?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ой, тут еще кто-то остался. Кто это?
Дети: Лошадь.
А кто у лошади детёныш?
Дети отвечают. (жеребенок)
Воспитатель: Может жеребёнок услышит нас, если мы все вместе позовем его (Иго-го, иго-го)
Воспитатель (на доске картинка лошади и жеребёнка)
Услышал жеребенок, нашел свою маму лошадь.
Воспитатель: А это кто (дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает). Овца.
А вы знаете, кто у овцы детёныш- ягнёнок.
Как овца зовёт своего ягнёнка?
Дети: бе – бе
Воспитатель: Давайте поможем позвать овце ягнёнка? Услышал свою маму овцу ягнёнок (на доске картинка овца и ягнёнок).Помогли мы овце найти своего детёныша ягнёнка.
Вот теперь наши домашние животные не грустят, они все нашли своих детёнышей. А какие это животные? Домашние или дикие?
Правильно, домашние. Потому что они живут рядом с человеком и приносят ему пользу. Корова
дает молоко, собака сторожит дом, кошка ловит мышей, лошадь возит человека на спине, а овца дает шерсть.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте мы попрощаемся с нашими гостями, домашними животными. До свидания!
Дети: До свидания!
Подведение итогов.
Воспитатель: Какие животные к нам приехали? (домашние) А почему их называют домашними? (живут рядом с человеком и приносят ему пользу) Кто-кто приехал? (кошка, собака, лошадь, корова, овца) Кого они искали (детёнышей) Как звала кошка котёнка? Как собака звала своего щенка? Как корова звала своего теленка? Как лошадь звала своего жеребенка? А кто мама у котенка? У щенка? У теленка? У жеребенка? Мы с вами большие молодцы, потому что помогли найти животным своих детенышей.