Сказкотерапия поможет ребенку подружиться с горшком

Сказка про боязнь темноты

«Про бельчонка, который боялся темноты» Анастасия финченко

На живописной лесной поляне в раскидистом дубе было дупло. В этом просторном уютном дупле, устеленном изнутри мхом, корой, хвоей и сухими листьями, жил бельчонок Гоша со своим родителями.

Гоша очень боялся темноты. Поэтому его маме было сложно уложить его спать в кроватку. Каждый вечер беличья семья выходила на прогулку, чтобы вдоволь набегаться и напрыгаться перед сном. Бельчонок уставал и зевал, но из-за своего страха никак не мог уснуть. Он чистил зубки, надевал любимую пижаму и ложился в свою постель из мягкого мха.

Мама-белка садилась рядом и рассказывала сказку на ночь. Она говорила ему, что сказка – лучшее средство для крепкого и сладкого сна. А потом целовала бельчонка в лоб и тушила свечку, которая освещала дупло, чтобы она не мешала малышу спать.

– Спокойной ночи, дорогой! – говорила белка.

Но бельчонок никак не мог уснуть. Он вглядывался в темноту, и ему было страшно. Хотелось прижаться к маме и спрятаться от темноты. Поэтому он вставал и шел к маме, чтобы попросить попить.

Мама наливала ему воды, а потом укладывала снова. Он просил ее еще посидеть рядом с ним. Спустя несколько минут мама уходила, чтобы закончить свои домашние дела.

Но Гоша все еще не мог уснуть. Он ворочался, выглядывал из-под одеяла, наблюдая за тем, что делает его мама.

– Мама, я боюсь темноты, – сказал он тихо.

– Что тебя пугает, сынок? – спросила мама.

– Я боюсь, что в темноте кто-то есть! – прошептал Гоша, будто этот кто-то мог его услышать.

Мама снова зажгла свечку, подняла бельчонка и прижала к себе.

– Давай заглянем в каждый уголок нашего дупла. Посмотри, здесь никого нет! В темноте никто не прячется.

– Может, ты оставишь зажженную свечу на ночь? – просил Гоша.

– Свет будет мешать тебе заснуть. Ну ладно, я зажгу маленькую свечку. Этот маленький огонек будет тебя охранять и отгонять темноту.

– Хорошо! – согласился маленький бельчонок.

Мама-белка принесла в стаканчике зажженную свечку. Гоша поверил, что огонек будет охранять его в темноте, и успокоился.

Белка села на край кроватки и стал гладить бельчонка по голове и напевать колыбельную. Гоша улыбнулся и подумал:

– Теперь мне нечего бояться. Рядом мама и маленький огонек, который будет охранять меня от темноты. С этими мыслями он крепко заснул.

Вопросы для обсуждения

1. Как Гоша готовился ко сну?

2. Чего он боялся, почему не спал?

3. Как мама-белка старалась ему помочь?

4. Что помогло Гоше заснуть?

Сказка про боязнь грозы и грома

«Громео и Виолетта» Анастасия Финченко

Как только наступил июнь, родители привезли Виллетту в деревню к бабушке. На солнце и свежем воздухе, в окружении леса и старых друзей девочке было гораздо веселее, чем в четырех стенах городской квартиры. Она бегала босиком по деревенской улочке с утра до вечера, пока бабушка не загоняла ее в дом. Виолетта по мере сил ей помогала, потому что бабушка очень уставала. Как и все деревенские жители, она рано ложилась спать и рано вставала: кормить своих курочек и кроликов.

Однажды вечером, когда бабушка уже легла спать, над деревней раздались раскаты грома. Девочка выглянула в окно: небо почернело, его заволокло тучами. Вдали сверкали молнии. Ой, как страшно!

Виолетта с раннего детства очень-очень боялась грозы. Она всегда искала защиты и утешения у мамы. А сейчас оказалась совсем одна! Виолетта побежала в комнату бабушки, но та уже крепко спала. Девочка вернулась в свою комнату, включила ночник и залезла с головой под одеяло вместе с ним. Ей казалось, что он, как маленькое солнышко, защитит ее от темноты, разрезаемой со страшным грохотом сверкающими линиями молний. Виолетте было так страшно, что она тряслась, как осиновый лист, а конца грозе не было.

Вдруг окно распахнулось. Испуганно и настороженно Виолетта выглянула из-под одеяла. Посреди ее комнаты стоял маленький мальчик, такого же роста, как она. Он был весь мокрый: с его одежды стекала вода. На полу уже образовалась маленькая лужица.

– Привет, – сказал мальчик и, приветливо улыбнулись, помахал Виолетте рукой. – Меня зовут Громео. А тебя как?

– А меня Виолетта. Ты кто? Как попал в мою комнату?

– Я – мальчик-гром. Мы с папой вышли на прогулку: побегать, поиграть, растрясти тучки. Я веселился, играя с папой в догонялки. А потом увидел, что тебе страшно и решил заглянуть в гости, спросить, что случилось. Ты ведь всегда также весело бегаешь со своими друзьями и заливисто смеешься! А сейчас не смеешься вместе со мной… почему?

– Потому что мне страшно от всех этих раскатов. Но теперь, когда ты рассказал, что это ты так смеешься, мне уже не страшно, – хихикнула Виолетта. – Трясти тучки, это наверное, так здорово!

– Да, я смеюсь так же, как и ты: «Ха-Ха-ха».

Громео хотел воспроизвести смех девочки, а получилось у него все равно громыханье. Он же был мальчик-гром. Виолетте показались очень забавными его попытки рассмеяться. И она захихикала. Они стояли рядом и веселились. И раскаты грома уже не казались девочке страшными.

Так Виолетта подружилась с Громео и больше не боялась грозы. Она знала: когда гремит гром и сверкают молнии, это Громео, мальчик-гром, веселится.

Ллойд-Джонс Салли «Скорее на горшок, дружок!»

Забавная книжица небольшого формата со спокойными рисунками в пастельных тонах, которые передают это спокойствие и ребенку: страхов перед горшком как ни бывало! Страницы книги очень плотные, ни один малыш не порвет их. История проста, но в то же время, актуальна во все времена: животные отправляются на пикник и, плотно подкрепившись, понимают, что теперь нужно найти горшок, иначе будет неприятность. В итоге горшки все находят, и даже малыш будет приглашен к этому деликатному мероприятию: на самой последней страничке есть зеркало, где ребенок может увидеть себя, сидящим на горшке.

Аксель Шеффлер «Лужица. Чик и Брики»

Мышонок Брики и зайчонок Чик – друзья. Они с упоением играют друг с другом: строят город из кубиков, водят поезда по игрушечной железной дороге, рычат, играя в настоящих африканских львов. Как вдруг на полу появилась лужица. Да, такое бывает, даже если ты уже большой зайчонок. «Это может случиться с кем угодно», — сказала мудрая Брики. Добрая книга напоминает малышам о необходимости помнить про туалет, но, если случится конфуз, не впадать в уныние, а друзьям – поддержать товарища. Серию книг про друзей Чик и Брики придумал немецкий иллюстратор Аксель Шеффлер. Тот самый, который рисовал персонажей к знаменитым книгам Джулии Дональдсон. Его иллюстрации узнаваемы, изобилуют деталями, которые так интересно рассматривать вместе с малышами.

Гвидо Генехтен «Что в твоём подгузнике? Я иду на горшок!»

Маленький мышонок был очень любопытный. Он интересовался как что устроено, постоянно совал свой нос в разные ямки и норки. А однажды его заинтересовали… подгузники других зверят. Каждый малыш доверчиво демонстрировал содержимое своего подгузника: заячий помет, кучка от поросенка. Правда, похоже на человеческих детишек, с интересом изучающих содержимое горшка? В заключение истории мышонок оказался хитрецом – его собственный подгузник был пуст, ведь малыш отлично умеет пользоваться горшком. Между прочим, эта книжка интерактивная – картонную створку-подгузник можно отогнуть и вместе с героями книги посмотреть, что там находится. Конечно, не всем родителям может понравиться пересчитывание какашек героями, но главное, что в конце книги все зверята садятся на горшки в стремлении стать взрослее.

Различные методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

«Горшок. Книга для взрослых мальчиков» (ИДМ, 2020)

Небольшая, но вполне наглядная книжка, которая через иллюстрации показывает пример ребенку, куда нужно ходить делать свои дела: не в штанишки, а на горшок. Есть иллюстрации и про унитаз — чтобы было осознание, что одним горшком дело не заканчивается. Книга особенно хорошо сработает, если ребенку читать ее каждый день, для закрепления результата

Здесь описывается, что ребенок может чувствовать перед тем, как захотеть в туалет, на что обратить внимание, чтобы не пропустить важный момент. В книге 36 плотных страниц квадратного формата, удобно ребенку держать в руках, спокойные и приятные иллюстрации, которые помогают восприятию

Есть и развлекательная часть, например, можно рассматривать рисунки на трусиках. Кстати, подобная книга про приучение к горшку есть и для девочек, которая так и называется: «Горшок. Книга для взрослых девочек».

Книжка-игрушка «Время идти на горшок!»

Частенько так бывает, что ребенку не хватает наглядного примера, ну или может быть, друга, который своими действиями вызовет желание сделать что-либо так же. Например, посидеть на горшке. Ведь давно замечено, что, если в семье есть старшие дети, младшие легче и быстрее осваивают все процессы, в том числе, поход на горшок. Эта книга — книжка-игрушка в помощь родителям, когда нет иного наглядного примера, ведь здесь главный герой — тряпичный шуршащий пупс, которого нужно посадить на горшок и проконтролировать. Через игру можно и привлечь ребенка сесть на горшок, и удержать его там, пока он погружен в физиологический процесс. Книжка маленького формата, что удобно как раз для игр на коленках. На каждой страничке пупс рассказывает о том, как он осваивает горшок: вот он еще ползал в подгузниках, а здесь он уже сидит и ждет, когда мама подойдет и поможет ему закончить свои дела. И главное — не забыть в конце помыть ручки!

Сказка Горшок — Толстой А.Н.

К ночи стряпуха умаялась, заснула на полу около печи и так захрапела — тараканы обмирали со страха, шлёпались, куда ни попало, с потолка да со стен. В лампе над столом помигивал голубой огонёк. И вот в печке сама собой отодвинулась заслонка, вылез пузатый горшок со щами и снял крышку.

— Здравствуй, честной народ.

— Здравствуй, — важно ответила квашня. — Хи, хи, — залебезил глиняный противень, — здравствуйте! — и клюнул носиком

— Хи, хи, — залебезил глиняный противень, — здравствуйте! — и клюнул носиком.

На противень покосилась скалка.

— Не люблю подлых бесед, — сказала она громко, — ух, чешутся чьи-то бока.

Противень нырнул в печурку на шестке.

— Не трогай его, — сказал горшок.

Грязный нос вытерла худая кочерга и зашмыгала:

— Опять ругаетесь, нет на вас Угомону; мотаешься, мотаешься целый день, а ночью поспать не дадут.

— Кто меня звал? — шибыршнул Угомон под печкой.

— Это не я, а кочерга, это она сегодня по спине стряпуху съездила, — сказала скалка.

Кочерга метнулась:

— И не я, а ухват, сам хозяин ухватом съездил стряпуху.

Ухват, расставив рога, дремал в углу, ухмылялся. Горшок надул щёки и сказал:

— Объявляю вам, что варить щей больше не желаю, у меня в боку трещина.

— Ах, батюшки! — разохалась кочерга.

— Не больно надо, — ответила скалка.

Противень выскочил из печурки и заюлил:

— Трещина, замазочкой бы, тестом тоже помогает.

— Помажь тестом, — сказала квашня.

Грызенная ложка соскочила с полки, зачерпнула тесто и помазала горшок.

— Всё равно, — сказал горшок, — надоело, лопну я и замазанный.

Квашня стала пучиться и пузырями щёлкать — смеялась.

— Так вот, — говорит горшок, — хочу я, честной народ, шлёпнуться на пол и расколоться.

— Поживите, дяденька, — вопил противень, — не во мне же щи варить.

— Хам! — гаркнула скалка и кинулась. Едва отскочил противень, только носик отшибла ему скалка.

— Батюшки, батюшки, драка! — заметалась кочерга.

Из печурки выкатилась солоница и запикала:

— Не нужно ли кого посолить, не нужно ли кого посолить?

— Успеешь, успеешь насолить, — грустно ответил горшок: он был стар и мудр.

Стряпуха стала причитать во сне:

— Родненькие мои горшочки!

Горшок заторопился, снял крышку.

— Прощай, честной народ, сейчас разобьюсь.

И совсем уже с шестка сигануть хотел, да вдруг, спросонок, ухватил его рогами дурень ухват и махнул в печь.

Противень прыгнул за горшком, заслонка закрылась сама собой, а скалка скатилась с шестка и ударила по голове стряпуху.

— Чур, меня, чур, — залопотала стряпуха. Кинулась к печке — всё на месте, как было.

В окошке брезжил, словно молоко снятое, утренник.

— Затоплять пора, — сказала стряпуха и зевнула, вся даже выворотилась.

А когда открыла заслонку — в печи лежал горшок, расколотый на две половинки, щи пролились, и шёл по избе дух крепкий да кислый.

Стряпуха только руками всплеснула. И попало же ей за завтраком!

Анализ сказки Горшок

Сказка из сборника Сорочьи сказки – иносказательная история, из которой каждый делает свои выводы. В колоритных образах сказки Толстой воплотил различные человеческие характеры, в которых раскрываются человеческие достоинства и недостатки: доброжелательность — озлобленность, неуравновешенность — спокойствие, высокомерие – простота, зависть – стремление помочь. У обитателей кухни были благие порывы, но терялись они среди бытовых ссор, дрязг и непонимания. Чему учит сказка Горшок? Учит среди жизненной суеты думать не только о своем имидже, но и быть терпимым и добрым к окружающим, будь то семья или коллектив.

Предисловие

Здравствуйте, дорогие читатели!

Согласитесь, сказка – уникальный инструмент, с помощью которого можно не только ответить на тысячи вопросов маленького почемучки, но и помочь ему справиться со страхами, первыми конфликтами со сверстниками, а также объяснить: что хорошо, а что плохо и почему.

Для ребенка даже самая маленькая проблема может разрастись до вселенских масштабов. Терапевтические сказки – это именно то, что поможет вам с малышом эту проблему понять, решить и распрощаться с ней навсегда.

Представляемый вашему вниманию сборник ориентирован на родителей, которые хотят открыть для себя все преимущества воспитания с помощью сказки. И стремятся найти правильные терапевтические сказки, которые помогут вырастить эмоционально и психически здорового, гармонично и всесторонне развитого ребенка.

«Сказки на все случаи жизни» – это сборник, где собраны сказки о разных ситуациях, в которые попадают наши дети. Все мы оказывались в обстоятельствах, когда ребенок не хочет спать, есть или чистить зубы, боится идти в детский сад или знакомиться со сверстниками. Помочь малышу можно, рассказав сказку про маленького героя, попавшего в аналогичную ситуацию. Ваш ребенок представит себя на месте главного героя и узнает, как справиться со своим страхом или проблемой. Сказка гораздо результативнее уговоров родителей!

Сказки написаны понятным дошкольнику языком, а их герои воплощают именно те образы, которые будут близки малышу.

Создайте благоприятную атмосферу, спокойную и уютную обстановку для ребенка, когда будете читать ему эту книгу.

Мы желаем вам приятного чтения и беззаботного детства вашим малышам!

Обратите внимание! Во второй части книги вы найдете сказки для детей постарше. Мы назвали их «подрастайки»

Дорогие родители, помните о том, что терапевтическая сказка работает не так, что прочитал, и проблема решена сама собой. Это повод для общения с ребенком. Для доверительного общения.

Чтобы обсудить ситуацию, описанную в сказке, и провести аналогию с реальной жизнью и ситуацией в жизни ребенка. Чтобы объяснить ребенку причины и следствия, сделать определённые выводы, выявить проблему и найти решение. Но нельзя просто вдруг сесть и сказать: «Ну, рассказывай!», если до этого подобных бесед не было. Это уже должна быть устоявшаяся привычка у ребенка.

Мамы, выделите хотя бы десять минут каждый день для доверительно общения с ребенком о том, как прошел его день, какие у него новости, что он думает и чувствует.

Жоселин Саншагрен «Каю. Пора на горшок»

Истории про мальчика Каю добры без сюсюканья, поучительны без назидательности. В них затрагиваются те же моменты, которые касаются каждого малыша: чистка зубов, неспокойный сон, ожидание Рождества и т.д. В этой книге мама знакомит Каю с горшком. Малыш то надевает горшок на голову, то послушно пытается сидеть на нем. Мама терпеливо ждет и – пусть не с первого раза – у Каю все получается. Родители хвалят мальчика, и перед сном он уже сам вспоминает о горшке. История слегка идеализирована. Вряд ли у многих детей получится вот так быстро научиться делать свои дела куда надо, но регулярное чтение такой книги будет им напоминать о том, куда надо стремиться.

Сказка для тех, кто боится всего на свете

«Оля и ее куколка» НАТАЛИЯ ФИЛИППОВА

Эта история о девочке Оле, которая боялась всего вокруг. Например, она очень боялась гусениц, стрекоз и комаров. Боялась гулять на улице одна. Боялась спать в темноте. А в детском саду боялась отвечать на занятиях. Вот сколько у нее было страхов!⠀

⠀Каждое утро, идя с мамой в детский сад, Оля уворачивалась и убегала от комаров и мух. Она думала, что они могут больно укусить, и поэтому боялась летающих насекомых. Да и сам их вид ее пугал.

Детский сад Оля очень любила, ей там было очень интересно. А вот на занятиях она очень стеснялась и не отвечала на вопросы воспитателя, хотя всегда знала правильные ответы. Но она так боялась ошибиться, что ей казалось, что лучше промолчать.

После садика Оля гуляла на детской площадке с мамой или папой. Больше всего Оле нравилось качаться на качелях и скатываться с горки. Но каждые пять минут она искала глазами маму или папу, потому что очень боялась остаться на площадке одна.

По вечерам Оля раскрашивала картинки или читала сказки. А когда на улице становилось совсем темно, она ложилась спать. Правда, около кровати всегда горел ночник, потому что темноты Оля тоже очень боялась.

Однажды папа пришел домой с куклой. Кукла была очень красивая, с длинной русой косой, в желтом платьице в горошек и белых туфельках. Папа подарил куклу Оле и сказал, что эта куколка многого боится и нужно ее от всего защищать, говорить ей успокаивающие слова, поддерживать и не давать в обиду.

Оля обрадовалась своей новой подружке и с радостью согласилась оберегать ее. Оля так полюбила свою новую куколку, что целый вечер не выпускала ее из рук.

На следующий день Оля с мамой пошли в садик. Куколку, конечно, Оля тоже взяла с собой. По пути они проходили рядом с большой яркой клумбой с ароматными цветами. Там всегда жужжали пчелки, по листьям медленно передвигались гусеницы, рядом летали стрекозы и бабочки. Проходя мимо клумбы, Оля сначала как всегда испугалась, но вспомнив про свою куколку, которая, наверняка, боится еще больше, решила успокоить ее:

– Не переживай, моя куколка, пчелки к нам не прилетят, им нужны только цветочки. Они нас не укусят. А стрекозы и мухи не кусаются, тебе нечего их бояться! – сказала Оля куколке, и ей самой больше не было страшно.

Мама привела Олю в садик, а сама пошла на работу. Оля познакомила всех девочек со своей новой куколкой, все были в восторге от нее. Когда началось занятие, воспитательница стала рассказывать детям о животных и их детенышах. А после этого как всегда задавала вопросы:

– Как называют детеныша коровы?

Оля знала ответ на этот вопрос, но боялась ответить. Потом посмотрела на свою куклу, которую Оля устроила у себя на коленях, и вспомнила, что куколка стесняется отвечать еще больше, чем она сама. И неожиданно выкрикнула:

– Теленок!

– Правильно, Оля, – обрадовалась воспитательница, – а как называют детеныша овцы?

– Ягненок! – ни капли не стесняясь, ответила Оля.

– Правильно. А как называют детеныша свиньи?

– Поросенок, – улыбаясь, снова ответила Оля и крепко прижала куколку к себе.

Вечером за Олей пришел папа и, попрощавшись с воспитателем и другими детьми, они пошли на детскую площадку. Оля сразу побежала кататься на своих любимых качелях, не забыв взять с собой куколку. Усадила ее рядом с собой, и они вместе, не спеша, начали качаться. Оля время от времени смотрела на папу, не ушел ли он, ждет ли ее. А потом она вспомнила, что куколка переживает еще больше и сказала:

– Ты зря переживаешь, что папа может уйти. Он никуда без нас не пойдет, ведь он нас очень любит! Он наблюдает за нами и, если понадобится, придет на помощь. Давай спокойно играть и не переживать, что мы останемся тут одни.

Оля спрыгнула с качелей и пошла с куколкой играть в песочницу.

Вечером дома Оля рисовала портрет своей новой подружки. Для этого она посадила куклу на стол перед собой и разложила бумагу, краски и кисточки.

Сначала Оля нарисовала прекрасное лицо и русые волосы куколки. Потом у нее получилось нарисовать красивое желтое платье в горошек и белые туфельки на ножках. С листа бумаги на нее смотрела копия ее куколки. Как раз когда она закончила рисовать, за окном стемнело, и родители сказали, что нужно ложиться спать.

Оля взяла куколку с собой в постель. Укрыла ее одеялом точно так же, как укрывала ее мама. Потом встала, выключила ночник и быстро забралась в кровать.

– Не бойся темноты, моя куколка! Ты в безопасности, я рядом с тобой. С нами ничего не случится, ведь в темноте нет ничего страшного. Сейчас мы полежим, и наши глазки привыкнут к темноте. А лучше давай закроем их, и будем спать, – успокоила Оля куколку и перестала бояться сама.

С тех пор Оля больше ничего не боялась.

Сказки для детей, которые не хотят спать

«Когда ты спишь, ты растешь!» наталия филиппова

Жил-был зайчик. Звали его Ушастик. Он вместе с мамой и папой жил в красивом зеленом лесу. Он очень любил прыгать по травке вместе со своими друзьями. У Ушастика получалось прыгать выше и дальше других зайчиков. Все его хвалили и говорили, какие у него сильные лапки!

Нагулявшись, днем все зайчики заходили домой на тихий час. Ушастик тоже заходил домой, где мама кормила его свежей капустой, поила вкусным морковным соком и укладывала спать. Но Ушастику спать не хотелось, он плакал и говорил маме, что он не устал, что он уже большой и спать не будет. Каждый раз мама-зайчиха с трудом укладывала спать своего зайчика. Пела колыбельные, гладила по головке и спинке и, в конце концов, Ушастик засыпал.

Иллюстратор: Фериде Сиражудинова

Как-то раз зайчики гуляли на полянке, соревновались, кто дальше прыгнет. Ушастик как всегда выигрывал. И так интересно им было прыгать, что не заметили, как пришло время сна. Все зайчики пошли домой, а Ушастик подумал, что в этот раз он не ляжет спать. И он остался на полянке. Он запрыгивал на пни, перепрыгивал через цветы и маленькие кустики. Но ему было скучно прыгать одному. И, неожиданно для себя, он устал. Только присел на травку, как на полянку прибежали другие зайчики. Оказывается, они уже поспали и, отдохнувшие, вышли на прогулку. Ушастик обрадовался, что теперь ему не придется скучать и снова вместе со всеми начал прыгать.

Но что такое!? Ушастик уже не мог прыгать выше и дальше всех! Его лапки так устали, что он, наоборот, прыгал ниже всех. Никак у него не получалось запрыгнуть даже на пенек. Печальный и усталый Ушастик пошел домой.

Дома мама сразу заметила его грустные глаза и спросила:

– Что случилось?

Ушастик сказал, что он совсем не может прыгать, потому что у него устали лапки. Мама дала Ушастику большую вкусную морковку, а потом положила в кровать.

– Я открою тебе секрет, – сказала мама, – когда ты спишь, твои лапки тоже отдыхают и наполняются силой. А еще ты растешь во сне. Ты же видишь, какой высокий у нас папа! Это потому, что когда он был маленьким, никогда не пропускал тихий час. И если ты хорошо будешь спать, станешь выше и сможешь прыгать еще лучше, чем сейчас! Спи, Ушастик, отдыхай, восстанавливай свои силы.

После маминых слов Ушастик понял, как важно спать, и даже пожалел, что пропустил свой дневной сон. Он сладко уснул

А когда проснулся, был такой бодрый и счастливый! Он поспешил скорее выйти на улицу и проверить, сможет ли он прыгать как раньше. Ушастик, прыгнул и… получилось у него это очень хорошо! Он даже подумал, что так высоко еще не прыгал.

– Ура! – крикнул Ушастик, – получилось! Теперь всегда буду спать, чтобы набраться сил и прыгать еще дальше и выше!

Вопросы для обсуждения

1. Что любил делать Ушастик?

2. Пошел ли Ушастик домой на тихий час вместе с другими зайчиками?

3. Какой секрет рассказала мама Ушастику?

4. Что теперь будет делать Ушастик, чтобы набраться сил и прыгать выше?

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Шнайдер Лиана «Конни пора на горшок»

В широко известной серии книг про девочку Конни описываются, наверное, все основные жизненные ситуации, которые могут произойти с маленьким человеком: помощь маме по дому, поход к зубному врачу, первый раз в детский сад и прочее, среди которого тема про горшок. Книжка рассказывает о том, как Конни учится правильно ходить сначала на горшок, а потом и на унитаз. Вполне наглядно показано, почему не стоит спускать в унитаз такое большое количество туалетной бумаги, которое обычно любят использовать практически все дети. Туалетная тема здесь раскрыта в полной мере со всех сторон и достаточно подробно, ребенок быстро схватывает и пытается делать так же. Кстати, для родителей здесь тоже неплохой пример для подражания: как стоит позитивно реагировать, если малыш случайно не успел добежать до горшка и описался, да и в других животрепещущих моментах. 28 картонных страниц, правдоподобные красочные иллюстрации, квадратный удобный формат.

Кто заговорит первый

Жили-были старик со старухой. Ленивые-преленивые. Один на другого всякую работу перекидывали. Надо избу к ночи на крюк запереть – у них спор.

— Тебе запирать.

— Нет, тебе.

Отпирать поутру – опять спор.

— Тебе отпирать.

— Нет, тебе. Я вчера запирала.

Вот раз надумали они кашу сварить. После споров да раздоров сварила старуха горшок каши. Сели они, съели кашу, надо бы горшок мыть. Принялись старик со старухой опять спорить. Старуха говорит.

— Я кашу варила, а тебе горшок мыть.

— Нет, — говорит старик. Раз ты варила – тебе и мыть. А я никогда в жизни горшки не мыл и мыть не буду.

— А я сто раз мыло, больше не хочу.

— Экая ты упрямая да ленивая.

— Сам таков.

Спорили-спорили, ни один не желает горшок мыть. Остался горшок не мытый. Глянул на него старик и говорит.

— Старуха, а старуха.

— Чего тебе?

— А ведь горшок-то не мытый.

— Возьми да вымой.

— Сказал я тебе, не моё это дело.

— И я тебе сказала — не моё.

И давай опять спорить да браниться. Устал старик спорить и говорит.

— Вот что я надумал. Кто завтра утром первый заговорит – тому и горшок мыть.

Согласилась старуха. Улеглись они спать, старуха на печки, старик на лавке. Горшок на столе не мытый остался. Проспали они ночь, взошло солнышко, утро настало. Старуха на печке лежит, не встаёт. Старик на лавке лежит, помалкивают оба. Кто кого перемолчит. В хлеву корова мычит, доить её надо, в стадо гнать. Петух да куры кричат, на двор выйти хотят. Поросёнок визжит, есть просит. Старуха лежит, глазами водит, с печки не встаёт. Старик на неё посматривает, с лавки не поднимается. Горшок на столе не мытый стоит. Люди наработались, обедать сели. А старик да старуха всё лежат. Дивятся ближние соседи. Что такое? Ни беда ли какая случилась? Почему старуха корову в стадо не вывела, почему у неё печка не топится? Пришли, дёрнули дверь. Заперта дверь изнутри на крюк. Стали стучать – никто не отзывается. Тут уж и дальние соседи собрались. Стали совет держать. Что делать? Надо, говорят, дверь выломать, да посмотреть, не угорели ли они, не померли ли оба. Выломали дверь, вошли в избу, смотрят – старуха на печке лежит, старик на лавке. Оба дышат, у обоих глаза открыты, оба живы. Соседи спрашивают, что у вас случилось? Почему целый день лежите? Или не здоровы? Старуха молчит и старик молчит, соседи ничего понять не могут. Народу полная изба набилась, все говорят, шумят. Водой на старика со старухой брызгают, за рукава их дёргают. А старуха и старик молчат как убитые. Побежали за попом, может он знает, может он понимает. Пришёл поп, подошёл к печке, спрашивает старуху.

— Что у вас приключилось тут? Почему онемели?

Молчит старуха, только недобро на попа поглядывает. Поп к старику. Или язык отсох? Поп и говорит.

— Надо с ними оставить кого-нибудь, пока они в себя не придут. Одних их бросать нельзя. Кто с ними останется? Кто за ними присматривать будет?

Одна баба говорит.

— Мне не досуг. Мне бельё стирать да полоскать.

Другая говорит.

— Мне ребят кормить.

И той некогда, и другой некогда, и у третьей времечка нет. Тут одна старуха и выискалась.

— Я бы, — говорит, стала бы за ними присматривать. Да мне плату за это положить надо. Так-то я не согласна время проводить.

— Верно, — говорит поп. Надо тебе за труды плату получить. Только что же тебе дать?

Повёл он глазами по избе и усмотрел у двери на гвозде старухину шубу тёплую.

— Вот, — говорит. И возьмёшь эту шубу за свои услуги.

Только он проговорил это, как старуха скок с печки да к шубе. Ухватилась за неё и давай кричать.

— Да где это видано, да где это слыхано, чужим добром распоряжаться? Да я эту шубу только прошлым летом сшила. Да я за неё всякому глаза выцарапаю и волосья вырву.

Тут и старик с лавки вскочил, к старухе бросился, руками размахивает, кричит во весь голос.

— Ага, старая! Тебе горшок мыть. Тебе горшок мыть. Тебе. Ты первая заговорила. Ты.

Плюнул поп и все соседи плюнули.

– А ну их к бесу. Коли они живы и здоровы – пускай сами разбираются, кому горшок мыть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: