Как подростку перестать стесняться?

Откуда берется застенчивость

Известно, что застенчивость не имеет никакой связи с умственными способностями. Однако некоторые ученые предполагают, что важную роль в появлении такого состояния может играть наследственность.

Развитие ребенка с самого рождения находится под управлением взрослых. Именно родители помогают своим детям войти во взрослую жизнь, формируя в них ключевые ценности и установки, черты характера. Зачастую родители, стремясь к собственному комфорту, формируют в детях первые комплексы, приводящие к застенчивости.

Чрезмерный контроль ребенка. Этот стиль воспитания, конечно же, убережет ваш любимый сервиз или шкаф с аккуратно сложенным бельем от чрезмерно любопытного малыша, однако ваш грозный рык «Не прикасайся!» или «Не лезь!» не только отпугнет малыша, но и отобьет у него желание к познанию мира.

Невнимание и отсутствие поддержки со стороны родителей в непростых ситуациях для ребенка, таких как переезд, смена сада/школы, развод родителей и т. д

Родительские насмешки, а также критика ребенка, особенно при посторонних людях, часто провоцируют в ребенке развитие страха и застенчивости.

Особенности воспитания

Здесь многое зависит от семейных устоев и значимого взрослого, который больше всех уделяет внимание ребенку. К примеру, бабушка, воспитанная «в лучших традициях» советского времени, когда скромность и застенчивость считались эталоном поведения девочки, будет переносить элементы такого воспитания и на внуков, особенно если родители заняты на работе и не могут полноценно заниматься детьми

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Агрессивность — обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Почему ребенок стеснительный?

Маленькие дети до 3 лет часто робкие. Связано это явление не со свойством характера, а с защитной реакцией ребенка на неизвестный окружающий мир. Если у дошкольника наблюдаются подобные черты характера по любому поводу и на всех, то это должно насторожить взрослых.

Иногда застенчивость становится причиной расстройства психоэмоционального фона детского организма.

Причины ищут в следующих явлениях:

  1. Физические недостатки в черте лица, ДЦП, хромота, плохое зрение, опухоли и другие отклонения. Окружающий детский мир способен быть жестоким. Детям не нравятся ребята с отклонениями. Болезненное состояние для юной души – большая трагедия. В случае помощи родителей малыш преодолеет подобное поведение.
  2. «Врожденная» стеснительность. Каждый человек обладает индивидуальным типом темперамента. Переубедить ребенка трудно даже невозможно. Робость становится частью его самого, она не приобретенная, а врожденная.
  3. Заниженная самооценка. Это качество развивается на почве небрежно оброненной фразы со стороны родителей. Плохие слова способны посеять в сознании малыша зерно неполноценности.
  4. Влияние поведения учителей и воспитателей на характер малыша.
  5. Молчаливость, гиперактивность, личная неприязнь педагога к нему становятся причиной развития нежелательных комплексов. Протестуя против отношения к себе со стороны подобного окружения, у малыша проявляется отчуждение от коллектива.
  6. Пережитый стресс. Стеснительность может формироваться на фоне стресса. Ребенок защищается подобным поведением на этот раздражитель. Избавиться от негатива можно с помощью разговора и постепенного его вывода из сложившихся обстоятельств.
  7. Наследственный фактор. Когда папа с мамой живут в закрытом пространстве и мало общаются с посторонними людьми, тогда возрастает вероятность того, что и их ребенок также вырастет замкнутым.

Стеснительный ребенок – причины

1. Родители упускают возможность подкорректировать поведение крохи.

2. Ребёнок воспитывается в излишней строгости.

3. Из-за чрезмерной мнительности мамы ребёнок ограничен в контактах и общается в большинстве случаев только с членами семьи, а из «тепличного» ребёнка всегда вырастает неуверенная в себе личность, у которой не много шансов адаптироваться в обществе.

4. Некоторые малыши от природы более чувствительны к критике и негативу в общении через то, что один либо оба родителей страдают от застенчивости.

5. Публичное унижение ребенка, критика по поводу и без. Нельзя стыдить ребенка, особенно при посторонних, стараться контролировать все аспекты его жизни.

6. Стрессовые ситуации в жизни: переход в новую школу, переезд в другой город, проблема в семье (развод родителей).

7. Критика не уравновешивается похвалой и теплотой.

8. Отсутствие внимания родителей.

9. Негативная атмосфера в садике и школе. Это касается ситуаций, когда ребенка травмирует учитель, воспитатель, публично унижает за неудачи, поощряет травлю со стороны детей.

10. Боязнь малыша показаться нелепым, смешным, получить негативную оценку у окружающих. То есть застенчивость напрямую связана с неуверенностью в себе.

11. Тип нервной системы. Чаще всего застенчивыми становятся меланхолики – слабые по своему характеру детки, малоподвижные и мечтательные.

12. Иногда стеснительность карапуза объясняется жизненным укладом и характером родителей. Если мама угрюмая, замкнутая, малообщительная – это не может не повлиять на кроху. Особенно это касается ситуаций, когда она боится драк, улицы, инфекций, дурного влияния и т. д.

Стеснительные дети – отзывчивы и доброжелательны. Они всегда откликаются на доброту и чувствуют отношение окружающих. Это по своему характеру обязательные люди и хорошие друзья. Но, это дети, которым приходится бороться с огромным количеством страхов. Как помочь такому ребенку?

Застенчивость: плохо ли это?

Для начала стоит сказать, что застенчивость в большинстве случаев не значит ничего негативного. Это просто индивидуальная черта характера. Застенчивый ребенок со здоровой самооценкой поддерживает зрительный контакт, вежлив и спокоен. Волноваться следует только тогда, когда робость начинает серьёзно мешать ребёнку в реальных ситуациях. Многие люди не понимают застенчивость и приравнивают её к проблеме. На самом деле эта тактика поведения не так уж плоха, чтобы с ней бороться любой ценой

“Застенчивые” дети обычно глубоко мыслят и проявляют похвальную осторожность. Они сдержанны с незнакомцами и не проявляют излишнего доверия

Они изучают каждого человека, чтобы понять, стоит ли усилий отношения с ним. Застенчивые дети часто имеют такой внутренний покой, что робость является одним из способов его защиты.

Но у других некоторых детей застенчивость – это проявление внутренних проблем, а не внутреннего покоя. Он избегает зрительного контакта, беспокоится и имеет много поведенческих проблем.

Как помочь ребенку побороть стеснительность?

Застенчивость — качество, над которым можно работать. С возрастом стеснительных людей становится все меньше, да и сами проявления застенчивости мягче и реже. Хотя, конечно, они не уходят совсем.

Но и в застенчивости есть потенциал! У этих людей небольшой, но очень крепкий круг общения. Они ценят каждого человека в нем, и для них на самом деле «дружба — понятие круглосуточное». Вступив в брак, они верны своему партнеру, стараются поддерживать и оберегать свой брак. И на работе они верны своей организации, основывая ее «костяк».

Таким образом, то, что могло мешать общению, становится как раз его основой! Но только в том случае, если сильные проявления застенчивости преодолены. А в этом вы вполне способны помочь.

1. Не навешивайте ярлык. Не спешите говорить «он застенчивый», особенно при ребенке. Он привыкнет думать о себе именно так, и изменить ситуацию будет непросто!

2. Позитивное самовосприятие и чувство значимости. Ребенок должен быть уверен, что очень важен для вас. Спрашивайте его мнение, советуйтесь, внимательно выслушивайте рассуждения.

3. Не отмахивайтесь от небольших достижений — рисунка или поделки, которую он принес вам показать, историй из жизни в саду и школе, где он чувствовал себя победителем.

4. Поддерживайте его самоуважение. Уважение родителей — основа самоуважения ребенка. Относитесь бережно и с почтением к нему самому и его желаниям, потребностям, чувствам.

5. Учите «отреагировать» обиды. Застенчивость поддерживается гнетом накопившихся обид. Если научить ребенка не хранить их внутри, многое изменится. Он должен знать, что вы всегда будете готовы его выслушать. А еще обиду можно нарисовать, вылепить, прокричать в подушку.

6. Учите его сотрудничеству с другими. Застенчивые люди не способны к сотрудничеству, а лишь к тому, чтобы «приклеиться». С самых малых лет учите ребенка договариваться с другими, находить общие решения, а не избегать общения.

7. Хвалите больше, критикуйте меньше. Основа крепкой самооценки закладывается путем позитивного подкрепления. Хвалите больше, отмечая самые небольшие достижения. Хвалите за действия, за активность

А вот критикуйте осторожно и не забывайте опираться при этом на его сильные качества

8. Поощряйте активность. Дайте возможность ребенку действовать самостоятельно и принимать решения. Вы потом можете обсудить, была ли его стратегия удачна. Но позвольте ему получить опыт, пусть и негативный. Формируйте спокойное отношение к ошибкам: на них учатся и от них никто не застрахован.

Как помочь ребенку, если он излишне застенчив

Большинство этих ситуаций, как вы уже заметили, можно не просто избежать, но позволить ребенку действовать легко и эффективно. Правда, о многих вещах нужно позаботиться заранее!

Репетируйте

Когда вы занимаетесь с ребенком дома, обязательно проигрывайте бытовые ситуации, используя куклы, машинки, мягкие игрушки… тема игры должна быть узнаваема и очень конкретна: встреча приятелей в магазине, знакомство с новыми персонажами

Важно, чтобы ребенок по очереди выступил в такой игре во всех ролях, запомнил стереотипные диалоги: здравствуйте, меня зовут так-то, а как зовут тебя? Как только малыш свободно почувствует себя в такой игре, он будет готов применить эти навыки и в жизни

Научите полезным приемам

Да, да, немного жульничества не помешает! Объясните, что готовность поделиться игрушкой моментально привлечет внимание сверстников, а информация о том, что ему известны правила более интересной игры, способна прервать даже самые азартные состязания. Если вы не уверены, что ваш ребенок легко вольется в дворовую компанию – начните с маленьких групп детей ваших знакомых и друзей

Помните, что воспитание – процесс интимный

Критикуйте ребенка реже и никогда – публично. Если разговор происходит в присутствии малыша, помните, что он все слышит и понимает, даже если не вмешивается в беседу! Не говорите о его промахах, трудностях, проблемах – только деликатно хвалите! Родительскими проблемами можно поделиться и в более приватной обстановке.

И последний совет: не заслоняйте малыша собой, но будьте «в зоне доступа», чтобы он чувствовал, что всегда может укрыться в ваших объятиях от кратковременных бурь недружелюбия, которые случаются в его удивительном солнечном мире!

3.05.2017

  
  взаимоотношения с окружающими, ребенок и родители, о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет  Другие статьи автора

Застенчивый ребенок. Как помочь?

В наши дни исследования говорят о том, что примерно 40% дошколят имеют достаточно высокий уровень стеснительности.

Так как же помочь ребёнку? Вот несколько полезных советов:

Как можно чаще хвалите, целуйте и обнимайте своего ребёнка. Старайтесь участвовать в его жизни и одобрительно относиться к любым его идеями.

  • Ни в коем случае не давите. А лучше всего поговорите с ребёнок в непринуждённой обстановке. Объясните ему, что у дружбы есть много плюсов. Также приведите примеры из своей жизни. А дальше постепенно знакомьте его с другими детьми. Во время общения побудьте рядом, чтобы ребёнок меньше волновался. Ваш малыш ложен сам научиться находить себе друзей.
  • Позвольте похулиганить. Да да! Но только не пугайтесь. Все дети шалуны и непоседы. Разрешите своему малышу выйти из зоны комфорта и что нибудь сотворить. Но конечно все не должно заходить за границы разумного. А вы должны показать свою самую спокойную реакцию. Тем самым ребёнок поймёт, что может и дальше познавать мир и все вокруг не такое уж и страшное.
  • Учитесь договариваться. Будьте дипломатами и никогда не придерживайтесь авторитарного режима. А ваш ребёнок в это время будет нормально развиваться и начнет учиться находить компромиссы.
  • Запишитесь в кружок или секцию. Любое общее занятие по интересам со сверстниками поможет раскрепостить застенчивого ребёнка и поможет ему стать более уверенным в себе. А круг единомышленников поможет ему раскрыть новые таланты.
  • Ребёнок должен принимать решения самостоятельно. Особенно это касается бабушек. Надо понимать, что наши дети будут жить в этом мире, где ему будет необходимы базовые навыки самообслуживания и самостоятельности. Он должен принимать верные и грамотные решения.

Признаки стеснительности

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину и молчалив. Там, где все дети играют, он грустно сидит в сторонке.

  1. Общие признаки. Первые симптомы: учащенный пульс, румянец, обильное потоотделение. Ребенок скован, чувствует дискомфорт.
  2. Самокритичность. Такие дети считают, что они хуже других. В результате комплексов, еще больше отдаляются от других.
  3. Замкнутость. Стеснительные дети молчаливы и необщительны в любом коллективе. Вовлечь их в какое-либо действие практически невозможно, а шумным играм они предпочитают тихие.
  4. Пугливость. Малыш испытывает страх перед всем новым и перед публикой. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  5. Нерешительность. Малышу трудно принимать какие-либо решения. Его терзают сомнения, правильно ли он поступает.
  6. Нарушение речи. Такие дети обычно малообщительны и с незнакомыми людьми не разговаривают — стесняются. Страх может привести к заиканию и запинанию в речи.

Когда нужно беспокоиться

Поведение ребенка зависит от множества факторов и также как у взрослого человека, оно может меняться в зависимости от возникших условий. Родителям не нужно путать естественную реакцию малыша на непривычные обстоятельства, ситуации и патологические признаки стеснительности. Учитывать следует характер, темперамент ребенка, который не нужно сравнивать со своим, он может кардинально отличаться. Часто именно эти параллели приводят к излишнему моральному давлению на сына или дочь, а уже как следствие – формирование комплексов и развитие других качеств, характерных для неуверенных в себе личностей.

Признаки стеснительности, на которые следует обратить внимание

На практике заметить, что стеснительность приобрела патологический характер, можно по определенным признакам. Они могут иметь следующие проявления:

Внешние признаки. По мимике, взгляду и жестам можно понять психологический дискомфорт ребенка, у некоторых появляются нервные тики. Поведение меняется даже при незначительной смене обстановки, при разговоре с малознакомыми людьми. Может бледнеть кожа, зрачки особенно подвижны или постоянно опущены глаза.
Ребенок не стремится к общению со сверстниками, не идет с ними на контакт, не участвует в играх, совместных занятиях. У дошкольников или подростков мало, или вообще нет друзей, они предпочитают проводить время в одиночестве.
Безынициативность. Дети с выраженной стеснительностью не предлагают идеи для игр, безучастны в них, их особо не прельщают массовые мероприятия. Свои идеи и мысли они редко озвучивают, реализовывают. Пассивность может наблюдаться в собственных начинаниях, а также в коллективных делах.
Отсутствие собственного мнения. Ребенку проще принять чужую точку зрения, чем настаивать на своей

На это следует обратить внимание родителям, если такая ситуация происходит постоянно и со всеми людьми.
Скрытность. Обнаружить такую черту можно уже у дошкольника, когда он не делится новостями из сада, ничего не рассказывает после прогулки или какого-либо мероприятия

Такое поведение не всегда связано с особой стеснительностью, но если подобное происходит, то возможно во взаимоотношениях не хватает доверия, что также нужно исправлять.
Нарушения речи, например, заикание.

Если вышеперечисленные признаки имеют четкие проявления, то родители должны обратить внимание на поведение ребенка. Если действительно есть проблемы, стеснительность и сопутствующие характерные черты очевидны, то нужно принимать меры

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Преимущества и недостатки

Как и во всем, в стеснительности можно найти и плюсы, и минусы. С одной стороны, такие дети обычно внимательные, тактичные, уравновешенные, по-доброму относятся к окружающим. Также из положительных сторон можно выделить неконфликтность и умение слушать. Это ценные качества, которые идут со стеснительностью рука об руку. За эти черты многие относятся к таким детям с уважением.

С другой стороны, чрезмерная застенчивость порой мешает нормальному общению со сверстниками, «стесняшкам» сложно знакомиться, заводить друзей, а появление новых обстоятельств или людей в окружении может надолго выбить из колеи. Малыш беспокоится и никак не может взять себя в руки.

Если оставить все как есть, со временем проблемы лишь усугубляются. Робость не дает жить полноценной жизнью, стоит на пути к успешности и иногда даже к созданию семьи. Взрослым следует помочь стеснительному ребенку. Но делать это нужно деликатно и ненавязчиво. Для этого следует подбадривать его и показывать, как взаимодействовать с другими людьми.

Как научить ребенка не стесняться

Часто человек тянет “стеснительность” из детства во взрослую жизнь, смиряясь с ней и даже не пытаясь измениться. Вот так и вырастают ”рохли” и “мямли”. Что должны сделать взрослые, чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость.

Каждый родитель переживает за своего ребенка, нам хочется, чтобы он нашел свое место в жизни, стал успешным. И почти все мы уверены, что стеснительность не станет хорошим спутником жизни. Как побороть ее, не нарушая при этом индивидуальность? Действовать нужно спокойно и терпеливо.

Не упрекайте чадо в его стеснительности, не напоминайте о ней каждый раз, не ставьте в пример других детей, у которых отсутствует робость, особенно в их присутствии. Это только еще больше закомплексует малыша и укрепит застенчивость.

  • Чтобы хоть немного раскрепоститься, необходимо общаться с другими детьми,  и родители должны помочь в этом своему ребенку. Приглашайте в гости Ваших друзей с детьми. Если Ваш малыш не идет на контакт, то вступите в беседу сами, постепенно пытаясь разговорить и ребенка, задавая ему вопросы. Помогите своему чаду почувствовать себя в безопасности с помощью доверительных слов и физического контакта. Заранее расскажите о тех людях, которые должны к Вам прийти.
  • Если Вы и ругаете ребенка, то говорите ему, что он может сделать лучше, нужно только постараться. Что Вы верите в него.
  • Если у малыша есть физические недостатки, то не стоит постоянно жалеть его и делать вид, что никто их не замечает. Малыш должен с рождения понимать, что он не такой как все, но своей заботой и любовью, Вы должны убедить его в том, что с его недостатком можно жить долго и счастливо. И что друзей можно заслужить своей открытостью и дружелюбностью. Также объясните, что люди разные и могут встретиться те, которые будут обзываться и дразниться, и научите, как реагировать в таких ситуация. Научите ребенка быть общительным и не воспринимать все близко к сердцу.
  • Хвалите малыша за любые, даже незначительные успехи. Если ему не удается что-то сделать, всегда предлагайте свою помощь.
  • Научите ребенка в случае неудачи, относиться к провалу с юмором и попробовать еще раз.
  • Если вы понимаете, что чадо испытывает желание что-то попробовать сделать, но стесняется, сделайте это вместе.
  • Если вы видите неадекватное поведение воспитателя или учителя, по отношению к своему ребенку на протяжении какого-то времени, то стоит задуматься о переводе малыша в другое учреждение.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: