“А какой я?” и другие вопросы
Интересно то, что, хотя самооценка и формировалась с самого рождения наших детей, но вот именно сейчас — с 11 лет — наступает оптимальное время для того, чтобы с ней работать. Почему?
Ну во-первых, потому что ребенок уже не совсем ребенок, он себя как-то осознает и что-то сам про себя понимает.
Во-вторых, ему становится любопытно: а какой я? Раньше было просто «я — хороший» или «я — плохой», а теперь вдруг сел у окна и задумался – а какой это, хороший? А почему? А от чего это зависит?
Кроме того, подростки начинают, наконец, сами себя сравнивать с другими – что я могу, чего не могут другие? Чем я лучше?
Если вам еще и удастся сохранить контакт, то со взрослеющими сыном или дочерью уже можно поговорить почти на равных. Услышать их и сказать то, что смогут услышать они. Взрослой частью себя.
8 рекомендаций родителям застенчивых детей
1. Подготовьте ребенка к разговору
Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.
Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.
Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.
2. Показывайте малышу, как инициировать общение
Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.
Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.
3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам
Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.
Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге «Застенчивый ребенок» рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.
4. Понаблюдайте за собой
Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями родительской любви и похвалами.
Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.
5. Не давайте противоречивых команд
Катерина Мурашова, психолог и автор книг о воспитании детей (https://www.ya-roditel.ru/parents/base/), утверждает, что на замкнутость и асоциальность ребенка влияют противоречивые указания родителей.
Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.
6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми
Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии
Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.
7. Давайте ребенку «бытовые» задания
Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.
8. Учите ребенка благодарить
Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.
Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.
Александра Козлова
Тип темперамента вашего ребенка
Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.
Пройти тест
другим ребенку нужна поддержка мамы
цветку Как необходимы солнце и вода, чтобы благоухать и расти, так и любому ребенку необходима мамы поддержка. Уверенность в себе ребенок черпает из состояний внутренних мамы. Если она волнуется, серьезный испытывает стресс или даже просто не как, понимает устроена психика малыша, то это бессознательно состояние «считывается» любым крохой.
Родители и мама особенно — это самая главная «команда для» поддержки любого ребенка. Вы его главный если. И болельщик от вас, пусть даже без идет, слов волна осуждения и неприятия, то ваше ощущает чадо это как сильное психологическое стесняется, давление, зажимается.
Представляете, каких масштабов травма? его Он хочет быть самым лучшим в мамы глазах, а по факту ощущает себя недостойным.
шести до Ребенок лет связан с мамой психологической состояния. И ее пуповиной буквально напрямую перетекают к нему. слов Без.
Это подтверждают тысячи результатов состояния: родителей деток менялись после того, мама как проходила тренинг.
После каждая тренинга мама сама отвечает себе на как, вопрос можно помочь стеснительному ребенку, особые находит подходы к нему и даже способна подсказки давать психологам.
Если Вам интересно талантах в разобраться своего ребенка, Вы хотите быть грамотной психологически мамой, то записывайтесь на бесплатный онлайн-Автор.
тренинг Виктория Винникова, педагогКорректор Минаева Мария
Статья написана с использованием материалов тренингов-онлайн Юрия Бурлана «Системно-векторная Раздел»психология: Психология — все о детях
Теги: ответы Дети
Три основных вида оценки себя детьми
Есть 3 варианта самооценки: адекватная, заниженная или завышенная. Разберем более детально позитивные и негативные стороны всех трех вариантов.
Завышенная
Детям с завышенным самомнением, свойственна повышенная уверенность в себе и, как часто бывает, чрезмерная самостоятельность. Правила, обязательные для всех — для них не писаны. Как им поступать решают только они. Им не нужны советы родителей, они готовы браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.
Такие дети всегда должны быть первыми и их стремление похвально, главное не переходить черту. Ребенку нужно объяснить, что не все средства хороши на пути к цели. Договоренности такой малыш предпочитает не соблюдать, ему это неинтересно и осуждение общества абсолютно безразлично.
Стремление быть лидером, их претензия на авторитетность, часто сопровождается пренебрежительным отношениям к чувствам других. Поэтому, они часто страдают от отсутствия настоящих друзей. Дети с повышенным самомнением агрессивно реагируют на критику в свой адрес.
Заниженная
Придя в школу, ребёнок часто занижает свою самооценку. Малыш отказывается от сложных заданий, не веря в собственные силы. Это как правило, приводит к сознательному отказу от высокой оценки.
В свою очередь, это делает ребёнка очень ранимым. Становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Отсюда замкнутость, проблемы в общении с одноклассниками.
Как поднять самооценку у ребенка в таком случае? Таких ребят обязательно нужно хвалить за любые достижения. Пусть совсем незначительные. Не позволяйте ребёнку зацикливаться на неприятностях, настройте его на позитив, уверьте его в том, что он заслуживает большего.
Адекватная
Золотой серединой является адекватная самооценка. Она встречается значительно реже чем две предыдущие. Таким детям нравится учиться, они коммуникабельны. Их не пугают сложности. Они адекватно воспринимают критику если не справились с заданием, готовы принять к сведению замечания.
Существует 5 основных ошибок формирования адекватной самооценки у ребенка:
Не нужно сравнивать с другими детьми. Самая большая ошибка— сравнение детей с другими. Подобные замечания приводят лишь к росту неуверенности у ребёнка.
Не нужно делить эмоции на плохие и хорошие. Ребёнку можно не только радоваться, но и злиться. Нужно учить маленького человека проговаривать эмоции: «Мне больно», «Я огорчен». Это поможет лучше понимать и распознавать чувства других людей.
Не стоит требовать от детей самостоятельности не соответствующей возрасту. Есть ложкой и завязывать шнурки ребёнок должен уметь в соответствующее время. Если ваши требования не выполнимы для ребёнка, это будет снижать его самооценку. Старайтесь, наоборот, создавать ситуации для его успеха. Помогайте чаще браться за дела, которые получаются лучше всего. Тогда его уверенность в себе будет расти.
Беречь личное пространство
Очень важно научить детей отстаивать свои личные границы. Важно, чтобы у него было личное пространство, где он всё может делать по-своему
Это касается не только вещей (комнаты, игрушек) но и чувств. Конечно, не стоит потакать любому капризу, но вы должны признавать за ним право иногда быть грустным, каждый имеет право на «просто плохое настроение».
Жизнь без критики. «Разве это возможно?», – подумают родители, и, наверное, очень удивятся узнав, что — да. Не нужно, словно дятел, стучать по голове маленького человека постоянными нотациями о небрежности, неаккуратности. Чаще замечайте его успехи. Похвала придаёт сил. А частая критика — к озлобленности и низкой самооценке.
Три «нельзя»
Навешивать ярлыки. Не нужно лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: такой стеснительный!»), словно извиняясь за нее. Равно как не следует и принижать — намеренно или нет — его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»)
Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»)
Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.
Устраивать публичную порку. Все спорные и конфликтные инциденты, которые возникают у вас с ребенком, нельзя разбирать прилюдно
Стыдить, журить, если малыш что-то натворил, читать наставления, поучать — все это тоже нужно делать тет-а-тет
Даже если вы хотите заняться воспитанием в «тот самый момент», лучше отойти в сторонку или даже пошептаться. Главное — избавить застенчивого малыша от дополнительного стресса.
Сравнивать. Избегайте сравнений своего ребенка с кем-либо (братьями-сестрами, детьми знакомых, одногруппниками в детском саду) не в лучшую сторону. Не подчеркивайте его неудачи, ошибки и слабости в коммуникации. Изречения вроде «Максиму уже третий раз на утренниках главную роль дают, а у тебя до сих пор — три строчки! Пока не попросишь, рот не откроешь» — будут очень обидными для малыша. От такой жесткой «мотивации» самооценка и уверенность в себе у него легко упадут до нуля.
Почему дети стесняются
Для начала давайте разберёмся, чем застенчивость отличается от скромности
Скромный человек самодостаточен и уверен в себе, при этом для него важно соблюдать приличия. Скромные люди не слишком высоко оценивают свои достижения и способности, но при этом уважают себя
Они берегут чужие границы и не позволяют нарушать свои.
Основной причиной детской застенчивости, которая часто перерастает во взрослую, является авторитарный стиль воспитания в семье. У властных, склонных всё контролировать родителей вырастают неуверенные в себе дети. Однако не спешите винить во всём себя. Исследователь детской застенчивости Филипп Зимбардо выяснил, что застенчивость порой имеет генетические корни. Даже у чутких и демократичных родителей может вырасти застенчивый ребенок.
Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?
Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.
В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.
Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны гнев и сильный страх – частые соседи стеснительности.
Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.
Какие качества нужно развивать у мальчиков
- Независимость. Мужчина должен уметь принимать правильные решения и рассчитывать на себя. В будущем сын научится налаживать контакты, брать на себя ответственность, отвечать за собственные поступки.
- Способность анализировать. Научите сына делать выводы из любой ситуации, правильно оценивать себя и окружающих, анализировать поведение людей и обстановку. Он должен понимать, на что способен, а также уметь различать добро и зло.
- Сочувствие. Неправильно думать, что мужчина не должен сопереживать и сочувствовать. Наоборот, развивайте это качество в сыне. Если он научится сочувствию, это поможет развить уверенность в себе.
Пять «нужно»
-
Делиться опытом. Наверняка, были ситуации, когда у вас дрожали руки, сбивалось дыхание, а живот сводило от волнения — иными словами, вы стеснялись? Поделитесь воспоминаниями о своих переживаниях. Скажите, что стеснительность — это естественное чувство, с которым при желании можно легко справиться. Подавайте пример: спрашивайте у прохожих время или дорогу к магазину. Малыш должен видеть, что свободное общение с незнакомыми людьми — это нормально и не так уж страшно.
-
Укреплять у ребенка веру в себя. Постарайтесь сформировать у него чувство собственного достоинства: поменьше ругайте за неудачи и побольше хвалите за достижения («У тебя все получится», «Ты хорошо очень хорошо подготовлен», «Ты самый ловкий и спортивный»).
-
Оказывать поддержку. Застенчивый ребенок очень нуждается в чувстве безопасности. Дайте ему уверенность в том, что вы всегда будете рядом, когда понадобится помощь. Входя в комнату, полную народа, не выталкивайте его вперед и не оставляйте в одиночестве. Напротив, держите за руку, пока он не почувствует себя в своей тарелке, и сам не отпустит вас. На детской площадке сами заводите разговор с другими малышами и их родителями: через некоторое время ваше чадо вас с радостью поддержит!
-
Расширять кругозор. Поощряйте совместные игры и походы гости, сами приглашайте друзей, устраивайте совместные вылазки на природу. Не требуйте от маленького ребенка немедленного включения в диалог или игру — дайте ему время освоиться и привыкнуть к новой обстановке, но постепенно «раздвигайте» границы общения.
-
Обратиться к специалисту. Если вы видите, что у вас ничего не получается, и застенчивость продолжает набирать обороты, обратитесь к детскому психологу. Он поможет определить, что скрывается за детской робостью, позанимается с ребенком индивидуально или даст рекомендации походить на специальные занятия. Не стоит жалеть на эту работу времени и сил: часто на работу по раскрепощению приходится тратить столько же времени, сколько застенчивость формировалась.
Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)
На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.
Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:
- Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
- Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
- В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»
Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.
Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:
- наблюдение за правильным поведением, подражание;
- посещение детского садика;
- игра по возрасту и целям;
- прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
- сказки, народные и терапевтические.
Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.
Поощряйте практику
Если вы заметили, что ребенок чем-то заинтересовался, то постарайтесь ненавязчиво сподвигнуть его на то, чтобы он почаще занимался этим
Однако здесь важно не переусердствовать и не начать давить на ваше чадо. Ведь если вы, к примеру, увидите, что ваш ребенок имеет музыкальный талант, то не стоит наседать на него и заставлять играть на пианино или другом инструменте дни напролет. Ведь такой подход может, напротив, отбить у маленького человечка всякое желание заниматься музыкой
Ведь такой подход может, напротив, отбить у маленького человечка всякое желание заниматься музыкой.
В формочки для пончиков выложила макароны с беконом: получилось вкусно
«Даже розетки золотые»: фанаты оценили роскошь дома Самойловой (фото)
В проточной воде. Почему не стоит мыть клубнику в соленой воде
Что же делать родителям
Если вы замечаете, что излишняя скромность мешает ребенку полноценно жить, помогите ему с ней справиться. Не игнорируйте проблему, и со временем она сойдет на нет. Политикой невмешательства вы обрекаете сына или дочь на проблемы в будущей самостоятельной жизни.
Итак, как помочь?
- Стеснительного малыша необходимо подбадривать, хвалить, показывать свою веру в него. Делайте это при любом удобном случае, ведь с поддержкой близких мы все способны на большее.
- Дайте малышу почувствовать, что он важен. Интересуйтесь его мнением по разным вопросам, это позволит поднять детскую самооценку.
- Не скрывайте, что тоже совершаете ошибки. Если он будет знать, что мама и папа иногда тоже делают что-то неправильно, то сможет и к своим промахам относиться проще. Это научит не бояться ошибок, не фиксироваться на них, а вовремя исправлять.
- Используйте сюжетные игры, чтобы показать ребенку варианты и правила поведения в различных обстоятельствах. Таким способом можно отрепетировать поход в гости, в магазин и детский сад, поездку на такси или автобусе. Можно показать, как и когда употреблять «волшебные слова», как знакомиться с другими детками.
- Поручайте несложные задания. Сначала доверьте что-нибудь простое: отнести вещь папе, полить цветы, собрать игрушки с пола. Когда ребенок справится, обязательно похвалите.
- Приучайте находиться в обществе. Берите ребенка с собой в гости, по делам, давайте играть с другими детьми на площадках или просто находиться с ними рядом и наблюдать. Постепенно он привыкнет и станет чувствовать себя в людных местах более свободно.
- Зовите в гости знакомых и родственников с детьми. Стеснительному малышу легче пойти на контакт, когда он на своей территории, в знакомой обстановке.
Помните, что робкие дети очень ранимы. Что делать НЕ нужно:
Пытаться переделать своего малыша. Не зацикливайтесь на этой его особенности, не создавайте специально ситуаций, которые заведомо станут стрессовыми для него. Поступая так, взрослые ожидают, что ребенок раскроется и перестанет бояться. Но результат, скорее, будет обратным. Ребенок станет еще более застенчивым и не сможет больше полностью доверять родителям.
Закрывать глаза на проблему – другая крайность. Со временем стеснительность трансформируется в комплекс, избавиться от которого самостоятельно ребенок все равно не сможет.
Ждать мгновенного результата. Робость никуда не денется в одночасье, даже при соблюдении всех рекомендаций. На все требуется время
Позаботьтесь о благоприятной обстановке, поощряйте любые попытки и шаги в нужном направлении.
Высказывать критику в адрес ребенка, сравнивать с другими не в его пользу.
Стыдить, отчитывать у всех на виду.
Акцентировать внимание на проблеме.
Многие (если не все) человеческие комплексы родом из детства. Потому мама и папа должны приложить максимум усилий, чтобы помочь маленькому человечку адаптироваться к окружающей действительности. Чем раньше помощь будет оказана, тем скорее и легче ребенок преодолеет этот жизненный этап.
Дата: 28.03.2019.
Нуждается в большей уверенности в себе: боязливый ребенок
«Мама, я не смогу» – девиз этого типа ребенка. Боится новых ситуаций и незнакомцев. Такой малыш хотел бы спрятаться за мамой или папой. Даже в ситуациях или с людьми, которые ему уже знакомы, иногда он снова отступает.
Застенчивым, боязливым детям нужно много внимания. Даже если они страдают от этого: тревожные дети просто не могут перепрыгнуть через свои страхи и уверенно приблизиться к другим. Они хотят друзей и хотят быть смелее – они просто не доверяют самим себе. Вот почему такие предложения, как «Тебе не нужно бояться», тут не помогут. Напротив, это только отпугивает застенчивого ребенка. Этим детям нужно много родительской веры в них.
Советы для родителей тревожных детей:
Боязливым детям нужны родители, которые верят в них и доверяют им. Это единственный способ узнать, что они могут многое сделать самостоятельно и со временем осмелятся сделать еще больше. Не нужно перенимать у ребенка ничего, что он может сделать самостоятельно – даже если он борется со шнурками на ботинках или не решается что-то спросить у воспитателей детского сада.
Как родитель вы можете оценить, с чем может справиться ваш ребенок. Всегда предлагайте ему реалистичные вызовы, будь то ночевка с бабушкой или детский день рождения его лучшего друга, когда он должен остаться без вас.
Поручите ребенку такие задачи, как кормление питомца, полив цветов или самостоятельные покупки. Принятие на себя ответственности и успехи делают его сильным и гордым.
Верьте в своего ребенка. Повторяйте почаще:
– Я убежден, что ты с этим справишься.
Однако, пожалуйста, не заставляйте его что-либо делать, если он боится.
Что делать, если ребенок не уверен в себе
Чтобы вырастить самостоятельного мужчину, родители должны обратить внимание на следующие моменты:
- В первую очередь, нужно начинать с себя. Если мама с папой сами с большим количеством комплексов, не способны принять решение, вечно сомневаются в своих действиях, ребенок наверняка вырастет таким же, как его родители.
- Не формируйте у сына негативное отношение к себе. Не допускайте таких фраз: «Что ты за ребенок такой!», «Вечно с тобой что-то происходит» и т.д.
- Развивайте навыки самостоятельности, начиная с раннего возраста. Обязательно хвалите ребенка, когда он что-то сам сделает – это поднимает самооценку и даст повод сыну гордиться своими поступками.
- Дайте возможность ребенку развивать свои творческие способности. Не навязывайте свое мнение. «Ты же будущий мужчина, лучше играй в хоккей или футбол, а танцы для девочек» – подобными фразами вы добьетесь лишь того, что мальчик потеряет уверенность в себе и будет заниматься нелюбимым делом. Если сын хочет рисовать, пускай рисует. Главное, чтобы ему нравилось то, что он делает.
- Не сравнивайте сына с другими детьми, ведь он – индивидуальность, со своими привычками, характером, особенностями. Уважайте сына, как личность, и он вырастет достойным человеком.
- Будьте своему ребенку поддержкой и опорой. Больше времени проводите вместе, найдите интересное для всей семьи занятие. Мальчик должен видеть, что родители искренне интересуются его жизнью.
Что делать если ребенок нерешительный
- Не тревожьтесь и не нервничайте. Не стоит слишком часто употреблять слова: «отойди – это опасно», «не бери – оно грязное», «не пей», «осторожнее». Подобные реплики закладывают в подсознание чувство неполноценности, ребенок будет думать, что он неумелый, хуже и слабее окружающих. Речь не идет о каких-то крайних мерах, но взобраться на дерево под присмотром родителей вполне можно.
- Не пренебрегайте. Любое преодоление себя – большая победа для ребенка. Дочка после долгих тренировок села на шпагат или сын преодолел половину детского бассейна кролем – дети ждут одобрения и похвалы родителей. Мамина поддержка – это будущая золотая медаль на соревнованиях.
- 3.Общайтесь на равных. Когда вашему чаду исполнилось 7, психологи рекомендуют общаться с ним, как с другом. Уважение со стороны родителей определяет отношение ребенка к самому себе. Спрашивайте его мнение в какое кафе пойти, где бы он хотел провести лето и почему ему не хочется общаться с Сережей.
- Не требуйте. Бесконечные требования не сделают из вашего ребенка олимпийского чемпиона или вундеркинда. Если он заметит, что не оправдывает ваших ожиданий, это уязвит его самолюбие, и самооценка стремительно упадет, даже большие таланты невозможно будет возродить. Родительская похвала – мотивация, ступень к будущим успехам и великим победам вашего ребенка.
- Позвольте ему сделать самому.Чувство, что тебе доверяют придает силы и уверенность в себе. Давайте ребенку задания по возрасту: регулярно поливать цветы, гулять с собакой, кормить рыбок. Не забывайте рассказывать родственникам, что у вас растет настоящий помощник. Ребенок научится брать ответственность и станет уверенным в себе.
Советы родителям
Не боритесь, а развивайте
Застенчивость лучше рассматривать не как недуг, а как социальную незрелость. Ведь если у ребёнка слабые мышцы, мы не боремся с ними, а укрепляем гимнастикой. Так и здесь, недостаток уверенности нужно восполнять — это более позитивный взгляд на проблему. Старайтесь создавать ситуации, в которых ребёнок будет расширять опыт общения шаг за шагом и отмечайте малейший прогресс: «Что это за мальчик на самокате? Сегодня познакомился? И целых полчаса с ним катался и играл? Здорово! Вот видишь, ты можешь общаться с ребятами на спортплощадке».
Поддерживайте и защищайте
Придерживайтесь авторитетного стиля воспитания: оказывайте детям поддержку, но будьте твёрдыми в отношении установленных правил. Правильно выстроить отношения с детьми, сформировать здоровую привязанность и дать чувство защищённости помогут советы психолога Людмилы Петрановской. В книгах «Тайная опора» и «Если с ребёнком трудно» автор рассказывает, как решить типичные проблемы детско-родительских отношений, даже если кажется, что всё потеряно.
Избегайте ярлыков
Родители часто склонны выделять определённые черты характера и особенности детей — это происходит неосознанно. Однако, как пишут психологи Э. Мазлиш и А. Фабер, это мешает детям гармонично развиваться. Например, родители дома и вне его часто произносят: «Старший у нас такой сорванец, постоянно куда-то ввязывается, нет чтобы книжку почитать. А младшая такая тихоня: рисует, с детьми не играет». Постепенно дети начинают верить в то, что слышат: сын больше озорничает и пренебрегает учёбой, а дочь замыкается в себе.
Тренируйтесь
Обсуждайте с ребёнком трудные для него ситуации, придумывайте и проговаривайте варианты, как и что сказать. Репетируйте диалоги возможного знакомства во дворе, общения в новой спортивной секции, реакции на похвалы или замечания преподавателей, ответы на критику сверстников. Если ребёнок согласен, проиграйте сценки общения с помощью кукол или других игрушек.
Делитесь опытом
Если вы или ваши близкие испытывали трудности общения в детстве, расскажите ребёнку, что вам помогло преодолеть коммуникативный барьер. Сделайте акцент на выгодах, которые получают общительные люди: новые знакомства, приглашения к игре, в гости, угощения, поддержка друзей, помощь в учёбе и повседневных делах.
Создавайте среду общения
Если ваш ребенок застенчивый и ему трудно общаться со сверстниками, пригласите в гости друзей с детьми на 1-2 года младше. Не настаивайте, если девочке трудно общаться с мальчиками и наоборот. Помогите ребёнку стать частью небольшой группы детей своего пола.
Чтобы установить прочные отношения, полезно регулярно встречаться. Девочкам можно раз в неделю устраивать посиделки с подружками: заниматься рукоделием и творчеством, играть в настольные игры. Мальчишки могут вместе гулять, готовить пиццу или строить шалаш. Если сверстники, с которыми ребёнку интересно, живут далеко, заведите онлайн-компанию. Например, запишите школьника в мини-группу по английскому языку или другому предмету. Помимо развития коммуникативных навыков, ребёнок получит прирост в знаниях, а это укрепит его уверенность в себе.
В Тетрике онлайн-занятия проходят даже летом. Приходите на бесплатное пробное занятия — мы подберём удобное время и подходящую группу для вашего ребёнка.
Пять советов для родителей
Для того, чтобы сохранить самооценку подростка в норме, поправить ее, если вдруг просела или подпрыгнула выше положенного, можно следовать простым правилам:
Не сравнивать. В подростковом возрасте это остается актуальным. Подростки сами уже могут себя сравнить с другими, но это не значит, что их не ранят конкретно ваши слова. Не просто ранят, но уже и хорошо осознаются и не менее хорошо запоминаются.
Убрать завышенные ожидания. Часто родители, узнав, что выпускник сдал экзамен на 97 баллов, недоумевают, почему не на 100? Замечают недостаток трех процентов и пропускают мимо ушей заработанные 97. Ребенок в пубертате еще не до конца взрослый, не всегда может оценить ситуацию, просчитать последствия, дотянуть до той точки, которую вы наметили. Намечайте чуть ниже, чтобы, когда он допрыгнет выше, было чему радоваться всем вместе.
Хорошо ставить ребенка в те ситуации, когда ему необходимо преодолевать трудности. Это может быть и физическая нагрузка, например, туристический поход, и сложные бытовые задачи, где необходимо пораскинуть мозгами
Однако очень важно не скатиться в ту крайность, когда вы берете детей «на слабо». Делайте сами, предлагайте присоединиться, говорите, что верите в его способности и в то, что он справится.
Устройте свой собственный “конкурс талантов”
Найдите, заметьте и развивайте то, что нравится вашему сыну или вашей дочери, что у них получается. Для этого стоит расширять кругозор ребенка и постоянно предлагать ему новые виды деятельности. Любопытно наблюдать, как вдруг у застенчивой девочки круто получается обгонять всех взрослых мужчин на трассе для картинга, а неусидчивый хулиган-подросток вдруг лепит из глины потрясающие сосуды.
Если вы заметили, что самооценка всё равно падает (а вы тут уже не столь властны, ведь мнение сверстников сейчас важнее, такие уж природа заложила законы развития), то хвалите. Много, часто, с удовольствием. Пусть здесь, дома он точно чувствует, что он важен и нужен, его ценят и к нему прислушиваются, с ним советуются и его мнением дорожат.
Как поднять самооценку у ребенка в начальной школе. 8 простых правил.
Как поднять самооценку у ребенка? Помогут 8 простых правил.
1.Одним из главных правил психологи считают необходимым исключить навязывания других детей в качестве примера. Это позволит детям правильно развиваться и легко выстраивать социальные связи.
Ребёнок чувствует себя более комфортней, когда примером служат его успехи в сравнении с его же достижениями на более раннем этапе. Дети сосредотачиваются на своём развитии, своих успехах. Они начинают воспринимать окружающих людей, как источник поддержки, а не критики.
Собственная оценка, сделанная публично – это, как правило, тяжёлый опыт для детей
Ребенку в это время очень нужна помощь в преодолении внутренних барьеров.
Большую роль в младшем школьном возрасте оказывает помощь взрослых в осознании детьми важности сторонней оценки их деятельности, развитии уважения к критическим замечаниям.
Адекватное восприятие неудач – ещё одна задача, которую родители должны помочь решить ребёнку. Важно научить его понимать, что периодические неудачи — это нормально
Главное извлечь из них пользу и ценный опыт.
Хвалить нужно вовремя и к месту. Ошибочно думать, что с помощью похвалы мы всегда лишь повышаем самооценку ребенка. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность. Если они поймут, что их высокая оценка далека от правды, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах. Скорректировать самооценку у таких детей станет сложно в дальнейшем.
Развивайте сильные стороны у ребёнка. Не нужно убеждать ребёнка стремиться быть лучше всех
Помогите ему разобраться с тем, что нравиться делать ему и уделите внимание развитию именно этой способности. Не обязательно быть успешным именно в математике или физике
Хорошее умение разбирать и собирать велосипед или плавать, помогут ему быть уверенным в себе ничуть не хуже.
Всемирно известный педагог, врач и писатель Януш Корчак сказал: «Детей нет, есть люди». Родители не должны забывать об этом и не позволять себе ничего такого в отношении детей, чего бы они не позволили в отношении взрослых людей.
Коррекция самооценки — это та работа, которой необходимо постоянно заниматься в любом детском коллективе. Психика у детей в младшем школьном возрасте очень подвижна, ей свойственна большая гибкость, что позволяет производить корректировку их самооценки без особых трудностей. Но если её отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.