Психотерапия. обзор практик

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Приветствие.

Предложить детям поприветствовать друг друга с помощью телесных прикосновений. (Пожать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове)

2. Основная часть.

Упражнение «Глазки бегают по кругу»

Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали – спрятались (зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза,

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Примечание: во время занятия дети, которые носят очки, должны их снять.

Упражнение «Недовольный»

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Упражнение «Успокоить злючку — колючку»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.

Челюсть сильно я сжимаю

И рычаньем всех пугаю (прорычать).

Чтобы злоба улетела,

И расслабилось все тело,

Надо глубоко вздохнуть,

Потянуться, улыбнуться,

Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнение «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

(Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Повторить два раза. Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

Упражнение «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать напряжение. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить упражнение левой рукой.

В руку я возьму лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я слегка его сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Я всю руку напрягаю —

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Выброшу теперь лимон.

Упражнение «Пружинки»

Представить, что ноги стоят на пружинках, которые отталкивают носки ног от пола так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Сильно «нажать на пружинки». Напрячь ноги. Удерживать позу как можно дольше. Затем расслабить ноги.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай…

Постарался? Отдыхай!

Упражнение «Мячик»

Лечь на пол. Положить мяч на живот и катать его по часовой стрелке, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Мяч по животу катаю

И животик расслабляю.

Упражнение «Ты – лев!»

«Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты!»

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Прощание.

Дети, становятся в круг так, чтобы можно было дотянуться руками друг до друга.Психолог: «Закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!»

Используемая литература:

1. И. В. Ганичева “Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми” – Москва, 2004.

2. Земцова Е. А. “ Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагогов” –Минск: Красико – Принт, 2012.

Виды психотерапии

Известно как минимум 450 видов психотерапии. Но можно выделить несколько основных подходов психотерапевтического воздействия на человека.

Психодинамический подход

берет начало от принципов и методов психоанализа. Цель психотерапии — понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Отношения «врач-пациент» рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту эмоциональных конфликтов. Пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. Терапевт также неосознанно переносит на пациента свои неосознанные значения и чувства. Осознавание системы таких переносов и контрпереносов, сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. 

Это подход представлен различными школами: З.Фрейда, К.Г.Юнга, К.Хорни, Ж.Лакана и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф.Перлза, трансактный анализ Э.Берна, психодраму Дж.Морено и др.методы.  

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Суть этого подхода состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на средовые раздражители. Сначала проводится детальный анализ поведения, затем анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы, составляется и реализуется пошаговый план действий. По сравнению к психодинамическим подходом этот метод является директивным. 

Когнитивный подход 

Основан на работах Аарона Бека и опирается на представления о решающей роли мышления в происхождении нарушений. Любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, сбой этих паттернов запускает негативные механизмы. Цели когнитивной психотерапии затрагивают видоизменение мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Когнитивный подход также основывается на директивной позиции. Круг методов очень широк — от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А.Эллиса. 

Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход 

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей — К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущность этого подхода — в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа. Метод обращается к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Гуманитарный подход включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, смысле жизни и т. д. 

В процессе психотерапии происходит переосмысление предыдущего жизненного опыта. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др. 

Системный подход 

Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дезадаптацию ее участников. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

Телесно-ориентированная психотерапия: общие черты различных направлений

Главная общая черта — фокус на отношениях. Человеческое тело не существует отдельно, в изоляции. У тела есть врожденная склонность для создания отношений с другими. Ему фундаментально нужны отношения, чтобы чувствовать себя хорошо. Мы вступаем в отношения через тела, используя структуры, предназначенные для достижения этой цели.

Разные традиции психотерапии фокусируются на терапевтических отношениях как на способе осветить и затронуть способ клиента взаимодействовать с собой и другими. Не будет ошибкой, хотя возможно не в полной мере, назвать психотерапию практикой отношений. С этой точки зрения телесно-ориентированная психотерапия предстает как практика телесных отношений.

Эмпирическое различие состоит в том, что многие телесные психотерапевты и очень немногие практикующие бодиворк работают вербально со своими клиентами. Для телесных психотерапевтов отношения первичны, и определяют используемые техники.

Для некоторых пациентов бодиворк — неподходящий способ для раскрытия внутренних процессов. Это слишком пугающе, чуждо, не подходяще. Или они недостаточно доверяют терапевту, чтобы попробовать такой опыт. Или они сексуализируют отношения через тело.

Специалисты, работающие с телом, говорят, что их клиенты приходят работать с телом или через тело. Психотерапевты отмечают, что это не так. Однако независимо от выбора клиента, они продолжают работать через тело, даже если только через своё. Телесно-ориентированная терапия предполагает привнесение своего тела в терапевтические отношения.

С этой точки зрения телесная психотерапия может быть лучше понята как холистическая психотерапия или терапия боди-майнд, с наиболее популярными практиками вербальной психотерапии.

С этой перспективы телесная терапия — это название для наиболее необычного и непривычного аспекта деятельности психотерапевта, не каждого, конечно.

Телесно-ориентированная психотерапия — это терапия человека в целом, которая взаимодействует с разными аспектами: телесными симптомами, ощущениями, чувствами, тонкой энергией, духовностью — тем, что наиболее доступно в данный момент для установления контакта.

Телесная психотерапия пробует работать внутренне с теми аспектами бытия, которые больше всего игнорируются, отвергаются, закрываются защитами. Телесная терапия работает не только с тем, что отвергает тело, но лечит телесное как подлинную и важную часть человеческого существования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: