При артикуляции звука [ ц ]
Постановку звука ц начинаем только при условии хорошего произношения звуков с и т.
При произнесении звука.
- Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи.
- Губы растягиваем в улыбке.
- Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
- Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.
- Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют, поэтому образуется глухой звук ц.
Звук ц твёрдый.
Звук ц образуется при слиянии звуков т и с.
При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.
Хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует быструю постановку звука ц по подражанию.
Характеристика и артикуляция фонемы Ц
Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» — непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк или цифра ).
Артикуляционный профиль «Ц»:
Описание артикуляции звука «Ц»:
- Положение языка:
- кончик делает упор вперед на нижние зубы;
- орган приподнят и выгнут словно гора;
- спинка смыкается с небом;
- боковые стороны напрягаются;
При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.
2. Губы держим улыбающимися.
3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).
4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.
Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».
Начинаем с артикуляционной разминки!
Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.
Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:
- Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
- Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
- Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
- Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
- Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.
Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео
Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.
Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье
Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.
А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.
Слова со звуком «Ц»:
Автоматизация в начале слова:
ЦАЦап, цапать, цапаться, цапля, цап-царап, царапать, царапина, царевич, царевна, царь, царица, царский, царствие, царство, цаца.ЦОЦокать, цокот, цоколь.ЦУЦукат, цунами, цуцик, цукини.ЦЫЦигарка, цигейка, цикада, цикл, цикламен, циклон, циклоп, цикорий, цилиндр, цинга, цинизм, цинк, циновка, цирк, циркуль, цыгане, цыплёнок, цыганочка, цыкать, цыпки, цыплёнок, цыпочка, цып-цып, цирюльник, цистерна, цитата, цитрус, циферблат, цифра.ЦЕЦеликом, целый, целина, ценник, целитель, целый, цедить, цель, целится, цельный, цена, ценз, цензура, ценить, ценность, целлофан, целлулоид, целлюлоза, целовать, целоваться, целостный, центровой, цепь, цепкий, цеплять, цепной, цепочка, церковный, цент, центр, цесарка, цех, цеце, цедилка, цедить, цедра, цензура, цейтнот, целебный, целевой, цемент,
В середине слова:
ЦАПтица, водица, пуговица, курица, улица, больница, луковица, яйца, лица, синица, лестница, столица, страница, сестрица, половица, черепица, чечевица, крупица, пуговица, водица, темница, девица, единица, рукавица, гололедица, швейцар, двадцать.Граница, горница, зарница, здравница, зеница, конница, кузница, кожица, корица, лечебница, лужица, луковица, мельница, медуница, околица, палица, пицца, путаница, пшеница, пятница, разница, розница, таблица, теплица, умница, яичница, ящерица.Волчица, верблюдица, куница, медведица, тигрица, львица, крокодилица, ослица, буйволица, лисица.Сахарница, чайница, чернильница, карандашница, салфетница, вафельница, соусница, супница, молочница, перечница, калошница, визитница, хлебница, конфетница, сухарница, мыльница, пепельница, песочница, салатница, горчичница, пудреница, игольница, утятница,Ученица, школьница, озорница, баловница, лыжница, писательница, читательница, художница, певица, танцовщица, пленница, наследница, уборщица, учительница, воспитательница, отличница, коровница, телятница, гусятница, птичница.ЦОЯйцо, лицо, кольцо, крыльцо, письмецо, деревцо, танцор, ружьецо, пунцовый, перцовый, танцор.ЦУОтцу, бойцу, кузнецу, на плацу, молодцу, храбрецу, к концу, француз, уборщицу, птицу, по лицу, ученицу, по дворцу.ЦЫБойцы, братцы, беглецы, жнецы, жрецы, птицы, колодцы, кузнецы холодцы, храбрецы, молодцы, куницы, спецы, спицы, отцы, акация, агитация, вибрация, Греция, грация, интонация, инфекция, квитанция, коллекция, лекция, милиция, полиция, нация, рация, трапеция, революция, резолюция, цивилизация, порция, операция, авиация, Франция.ЦЕЗацепка, оценка, офицер, рецепт, в сахарнице, в мыльнице, в супнице, в песочнице, в перечнице, в горчичнице, в конфетнице, в салатнице, в соуснице, в сухарнице, в пудренице, в вафельнице, в селёдочнице, в игольнице, в чернильнице, в утятнице, в теплице, в больнице, в кузнице, в светлице,в темнице.
В конце слова:
- матрац, заяц, месяц, конец, боец, отец, певец, птенец, танец, китаец
- индеец, швейцарец, американец, дворец, леденец, колодец, молодец;
- молодец, огурец, зверинец, наглец, кузнец, венец, мудрец, плац;
- холодец, ранец, беглец, палец, певец, бац, борец, тунец, наконец;
- хитрец, гонец, удалец, песец, пловец, жилец, ранец, храбрец, жеребец;
- образец, продавец, рубец, дворец, иностранец, шприц, принц, глянец.
Слова со стечением согласных:
- цвет, цветник, семицветик, цвести, цветение, самоцветы, боцман;
- сцена, цветик, цветение, цветы, цвет, цветочек, цветочница;
- цветастый, цветик, цветник, цветной, цветовод, цветок;
- цветущий, клёцки, боцман, овца, кольца, мерцать;
- щупальца, мыльце, оконце, зеркальце, деревце, полотенце, рыльце;
- борцы, глупцы, гонцы, дельцы, жильцы, жеребцы, птенцы, концы;
- леденцы, мальцы, огурцы, образцы, танцы, зайцы, певцы, пловцы;
- продавцы, рубцы, удальцы, танцы, дворцы.
Ставим звук [Й]
Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».
Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.
От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.
Что нужно делать на этапе дифференциации
На этапе дифференциации проводят коррекцию парасигматизмов. Логопед или родители предлагают задания для фонематических процессов. Взрослый должен произносить звуки четко, сильно выделять их голосом. Это связано с тем, что если ребенок неправильно произносил смешиваемый звук, то и слышал фонему искаженно.
Если ему сложно выделять на слух нужную фонему, предложите повторять ее за взрослым. Постепенно малыш научится выполнять задание на слух. Предлагайте найти фонему в слогах, словах
Обращайте внимание на артикуляцию, особенно если при выполнении упражнений будете опираться на проговаривание
Проводите работу над звуковым анализом слова. Объясните ребенку, где находится начало, середина и конец слова, какие звуки называют согласными и гласными. Обязательно дайте характеристику Ц, тренируйтесь определять место фонемы в слогах. Потом начинайте работать со словами.
Предложите ребенку распределить картинки на группы с определенными фонемами. Выбирайте вначале фонемы, которые совсем непохожи по акустическим и артикуляционным признакам. Потом, когда вы будете закреплять правильное произношение в словах, включите в занятия фонемы из одной группы (Ц и С).
Проводите коррекционную работу постепенно, не нужно нагружать малыша большим количеством информации. Именно поэтапность − важная составляющая успешных занятий.
Ставим звуки [Л], [Л’]
Для постановки звуков , используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».
Если в речи ребенка звук отсутствует, его ставят в 2 этапа:
- Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
- Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».
Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка
Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.
Если ребенок звук заменяет звуком , ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее
Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки
Этап 3. Работа над постановкой шипящих
Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка. Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях
Для этого можно использовать разные способы:
Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:
- Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
- Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
- В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
- Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
- Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
- Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:
Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.
Аналогично придумываются фразы с другими слогами.
Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):
Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»
Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.
Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).
Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..
Нормальная установка при произнесении звука.
- 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края
языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает
от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. - 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
- 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
- 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой
ко рту, ощущается тёплый поток воздуха. - 5) Звук ч глухой и мягкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по
подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук
по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..
Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.
1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы
открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного
растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает
от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый
звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий
звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что
кончик языка упирается в верхние передние зубы.
Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя
воздуха, выходящая толчком.
Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при
этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения
не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.
2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных
зубах.
Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук
т.
1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края
языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно
упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу
вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко
вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет
слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.
Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.
Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.
Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо
звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий
должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние
зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.
2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.
3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены,
губы выдвинуты вперёд и округлены.
Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием
пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком
ч.
При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и
в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к
альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы
рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится
ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет
этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить
его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем
в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию
этого звука и звуков с и ц.
Возможные трудности
Безусловно, проблема в том, что воздушная струя должна проходить точно по центру язычка, а середина совпадать с серединой зубных рядов. Даже отклонение в какую-нибудь сторону искажает звучание:
- вверх — шепелявость, замена на Ш
- вниз — сильное выпячивание спинки, патализация, в итоге смягчение, замена на СЬ
- вправо-влево — боковой сигматизм
- между зубов — межзубный сигматизм
- призубный — часто бывает при изучении английского языка, похоже на звук th
Все эти патологические рефлексы образуются не просто так, а из-за того, что есть проблемы какая-то патология, либо в строении речевого аппарата либо его иннервации
Поэтому очень важно понять причину дефекта, а только потом начинать ставить звук всеми доступными и известными способами. Нельзя ставить звук, если язык узкий, напряженный, а воздушная струя растекается в щеки
Поэтому надо обязательно сочетать как минимум артикуляционную гимнастику с дыхательной и логопедическим массажем.
Дифференциация от созвучных звуков
У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:
- развитие слуховой дифференциации;
- закрепление произносительной дифференциации;
- формирование фонематического анализа и синтеза.
Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.
Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.
На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.
Звонкая З нам по плечу!
З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.
С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.
Как поставить звук механическим способом
Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:
«Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении
Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости
Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.
Автоматизация звука З
Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.
К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.
Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.
Звук «З» отрабатывается поэтапно:
- В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
- В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
- В загадках и скороговорках:
а-за-за, за-за-за.
За Зиной гонится коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Колокольчик у козы.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе.
Сено мы дадим козе. - В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
- В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.
Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:
- выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
- разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
- отделить картинки со звуками «С» и «З».
Закрепление
Чтобы проделанная работа была не напрасной необходимо автоматизировать произношение. Закрепление также проходит поэтапно:
- Автоматизация в слогах. Здесь используют специальные чистоговорки в которых делается упор на повторение звука «С» и «Сь».
- Автоматизация в словах. Применяют небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «С». Фонема должна присутствовать на разных местах в слове.
- Автоматизация в предложениях. Здесь подходит чтение текстов и пересказ услышанного. Также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.
Логопедами разработаны специальные тетради с домашними заданиями. В них содержаться: таблицы с поэтапными занятиями, специальные чистоговорки, скороговорки, стихотворения, изображения, тексты для чтения и многое другое необходимое для устранения дефектов в произношении звука.
Добиться результатов возможно и без обращения к специалисту регулярно выполняя с малышом артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения для правильной постановки звука.