Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание». Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела)
Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Техника безопасности
Малыш уже активно передвигается по дому и улице, учится отрывать руки от опоры и залазить в самые укромные уголки, рекомендуется предпринять меры по обеспечению безопасного времяпровождения:
- На полу, в шкафчиках, полках и коробках доступных для карапуза не должно быть мелких, хрупких, бьющихся предметов. Монеты, лекарства, химия должны быть спрятаны в недоступное место. Порошок и моющие средства нельзя оставлять на виду, даже в закрытом виде, кроха уже достаточно быстро может понять, как открыть или открутить крышку;
- Розетки нужно закрыть заглушками, провода спрятать за мебель или под напольное покрытие, ковер;
- Острые, колющие, режущие предметы поднимите выше роста малыша, проследите, чтобы он не мог достать их, находясь на стуле или диване;
- Развивайте понимание у малыша слов «нельзя», «опасно», «горячо», «нет»;
- Не оставляйте ни на минуту без присмотра горячую чашку, кружку, кастрюлю на краю стола или плиты;
- Электроприборы после использования выключайте из розетки, по возможности убирайте в недоступное место;
- В домах с газовым оборудованием, следите за перекрытием газового вентиля, не позволяйте играть с ручками и кнопками на плите;
- Установите на двери ограничители, по возможности уберите доводчики;
- Острые, твердые углы мебели прикройте плотной тканью.
Основой безопасности ребенка на 12-м месяце жизни является умение родителей предусмотреть опасные ситуации и принять меры по минимизации получения травмы. Малыш еще не понимает, где для него опасно, что лучше не трогать, будьте бдительны.
Примерный режим дня в 2 месяца
В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.
Питание
В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.
Купание
Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).
Сон
Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:
Пробуждение, утренний туалет, кормление | 8.00-8.30 |
Бодрствование | 8.00-9.30 |
Первый дневной сон | 9.30-11.30 |
Кормление | 11.30 |
Бодрствование | 11.30-12.30 |
Второй дневной сон | 12.30-15.00 |
Кормление | 15.00 |
Бодрствование | 16.00-16.30 |
Третий дневной сон | 16.30-18.30 |
Кормление | 19.30 |
Бодрствование | 19.30-20.30 |
Купание | 20.30 |
Ночной сон | 21.00-8.00 |
*Первое ночное кормление | 22.00 |
*Второе ночное кормление | 01.30 или 03.00 |
Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.
5 советов по уходу за двухмесячным младенцем
Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:
- Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
- Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
- Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
- Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
- Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.
Что должно насторожить
- Малыш не может стоять и не пытается этого делать;
- Карапуз не может сесть из положения стоя;
- Не умеет ползать на четвереньках, удерживать свое тело в положении сидя;
- Не может уверенно схватить предложенный предмет;
- Не реагирует на простые команды, не показывает пальчиков на заинтересовавшую его вещь;
- Играя с небольшими игрушками, не использует «пинцетный захват»;
- Не может построить башенку из 2 кубиков;
- У крохи нет ни одного зуба;
- К году нет ни одного слова, обозначающего конкретный предмет или человека.
Осталось совсем немного и малыш пересечет заветную черту, ему исполнится 1 год. Самое время подготовиться к предстоящему празднику, подумать, что подарить и как провести этот важный для вашей семьи день. Думая над всем этим, постарайтесь не забывать об отдыхе и своем здоровье. Лучший подарок для ребенка – счастливая и улыбающаяся мама, довольный папа.
С окончанием этого месяца малыш перестанет быть младенцем и вступит в ясельный возраст. Наслаждайтесь этим временем, делайте фотографии, ведите записи появления навыков и умений, ведь кроха так быстро растет. Не успеете оглянуться, как он побежит, заговорит. Радуйтесь каждому дню, проведенному со своим крохой, не забывая о себе.
Массаж, гимнастика, закаливание
Занятия, способствующие стимуляции кровообращения, активизации иммунной системы и поддержанию тонуса мышц на хорошем уровне – массаж, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры продолжают играть важную роль в физическом и психическом развитии ребенка. С одной стороны это тесное общение с мамой, с другой — тренировка организма, с третьей – приучение к полезным видам деятельности с раннего детства.
Массаж 11-ти месячному малышу делается 2 раза в день: утром и вечером. Для утреннего массажа хорошо подходят стимулирующие кровообращение движения (растирания, круговые движения, легкие похлопывания). Для вечернего массажа лучше использовать расслабляющие поглаживания.
Во время утреннего и вечернего массирования не забывайте про стопы ребенка. На них расположены точки, стимулирующие развитие и правильную работу всех основных систем. Возьмите ногу карапуза в одну руку. Согните указательный палец второй руки и костяшкой поводите от зоны между подушечек пальцев до пятки.
Гимнастические упражнения являются обязательными для утреннего комплекса процедур. На 12-м месяце жизни с утра до еды предлагайте малышу:
- сгибать суставы и совершать ими круговые движения;
- разминать мышцы спины, совершая подъем из положения лежа на спине, вначале в положение сидя, после стоя;
- лежа на животе, несильно тяните кроху за ручки и ножки;
- разминайте ладошки и пальчики.
Если ранее вы не предлагали крохе занятия на фитболе, то самое время начать. Простые гимнастические упражнения на мяче позволяют не только тонизировать мышцы тела, но и тренировать координацию, которая так важна для освоения навыка ходьбы.
Закаливающие процедуры проводятся 3 раза в день. Утром во время зарядки хорошо обтирать кроху водой комнатной температуры, обливать ножки, совершать контрастный душ. В течение дня периодически устраивайте карапузу солнечные и воздушные ванные. Вечером, в дни, когда вы не купаете кроху, предлагайте ему поплавать или обливать ножки, в дни купания – контрастный душ.
Умения ребенка в 11 месяцев
Умения и навыки на 12-м месяце жизни приобретаются уже не так быстро как раньше. В основном малыши тренируют ранее полученные двигательные возможности, а основное время тратят на развитие умственных способностей (речь, мышление).
Между 11 и 12 месяцами жизни нормой считается, если карапуз:
сидит прямо, уверенно, долго. Сидя малыш уверенно орудует руками, ворочает головой и корпусом;
ползает по-пластунски или на четвереньках. Дети, рано освоившие умение ходить, постепенно изучают навык ползания на четвереньках;
стоит сам или около опоры, может сделать несколько шагов. Преодоление психологического барьера, замедляющего процесс освоения этого навыка, для каждого ребенка происходит в свое время. Если бутуз встает, стоит у опоры, но не спешит оторвать руки от нее – это норма, он еще психологически не созрел для самостоятельных шагов, не стоит его торопить;
садиться из положения стоя
Некоторые дети делают это осторожно, другие просто шлепаются на попу. Какой бы вариант не выбрал ваш малыш – хорошо;
может залезть на возвышение и спуститься с него, поочередно спуская ноги;
для захвата предмета полностью раскрывает ладонь;
использует пальчик, чтобы показать на нужный предмет;
пьет из чашки, держит ложку и пытается ей есть;
строит башенки из 2-3 кубиков;
собирает простые пирамидки;
может снять носки и попытаться стянуть колготки;
из положения стоя может присесть на корточки для подъема предмета с пола;
может произнести простые слова
Имеет как минимум 1 слово с вложенным в него смыслом;
показывает на себе основные части тела (если его этому научить);
имитирует звуки животных и техники;
безошибочно выполняет простые просьбы;
для отказа от предложенного предмета или действия мотает головой;
копирует взрослых во время игры.
Указанные умения есть у всех здоровых младенцев в 11 месяцев в той или иной степени. Если какой-то навык еще не проявился полностью, не стоит паниковать. Предложите крохе потренировать отсутствующее умение при помощи игр, упражнений.