Календарь — таблицы психомоторного развития ребенка первого года жизни

Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.

Сфера развития 2 года и 6 мес. 2 года и 6 мес. – 3 г.
Сенсорное развитие Собирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по форме Знает и называет 4 цвета по картинкам
Активная речь Составляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов. Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов
Двигательная активность Бегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 см Стоит на одной ноге. Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см
Навыки Одевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столу Одевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет
Игры Самостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы. Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде.

Чему учится ребенок с 7 до 9 месяцев

  • при подтягивании за руки поднимает голову, садится;
  • самостоятельно сидит и встает на четвереньки, раскачивается, а затем ползет;
  • самостоятельно встает, держась за опору, хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки;
  • пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела;
  • берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку;
  • рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает и следит за игрушкой, которая упала вниз;
  • ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки;
  • ребенок  узнает знакомого взрослого,  появляется страх «чужого»;
  • внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт – появляется стойкий познавательный интерес;
  • появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги;
  • появляется интонационно-выразительный лепет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да»; общается жестами;
  • играет в «ладушки», «сороку», «прятки»;
  • кивает головой, показывая согласие «да», отрицание «нет»;   
  • знает свое имя, поворачивается на голос;
  • самостоятельно играет с различными игрушками, умышленно сбрасывает их и ждет, когда мама поднимет.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов

Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно

Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены

Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно

Чему учится ребенок с 10 до 12 месяцев

  • появляются первые самостоятельные шаги без поддержки;
  • уверенно и быстро ползает на четвереньках;
  • появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами;
  • собирает пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, играет в кубики и др.;
  • по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку;
  • выполняет простые поручения;
  • очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке;
  • легко вступает в контакт, подражает действиям других людей;
  • взаимодействует с другим ребенком, сопровождая это смехом или лепетом;
  • по просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, любят похвалу;
  • реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями по просьбе и самостоятельно;
  • с удовольствием выполняет разные известные действия: «сорока», «ладушки», «до свидания»;
  • по просьбе показывает части своего или чужого лица и тела; 
  • голосом или жестом сигнализирует о своих желаниях;
  • ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери».

На что обратить внимание родителям

  • отставание в росте, весе;
  • при общении с близкими взрослыми не проявляет положительной эмоциональной и двигательной реакции;
  • проявляет слабую или, наоборот, преувеличенно сильную реакцию на изменения внешнего мира (звуки, яркий свет и т.п.);
  • ребенок не выполняет и не усваивает двигательные навыки в соответствии с возрастом;
  • в выражении своих потребностей и желаний не используется указательный жест;
  • не проявляет заинтересованности в контакте с близкими людьми, не выделяет чужих.

Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

Возраст по месяцам. Сенсорные реакции Эмоциональная сфера Физическая активность Речь
Зрительные Слуховые
1 Следит глазами за движущимися игрушками Слушает голоса Улыбается
2 Долго рассматривает лица людей или игрушки Поворачивает голову в сторону говорящего человека Улыбается при общении В положении лежа на животике держит голову Издает звуки
3 Сосредоточивает взор на лице мамы или предметах Оживляется при общении с ним Наталкивается руками на висящие над ним игрушки
4 Узнает маму и радуется ей Поворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит его Смеется во время разговора с ним Берет и держит игрушку рукой Издает отдельные звуки
5 Различает знакомых и чужих людей Оборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людей Радуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушку Лежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

Подолгу воркует, гулит
6 Узнает свое имя Сидит без поддержки. Перекладывает игрушки Лепечет, имитирует речь
7 Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметы На вопрос «где?» находит взглядом вещь
8 Подражает движениям взрослых с игрушками Активно ползает. Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается Понимает слово «нет». Жестикулирует.
9. Выполняет плясовые движения под веселую музыку Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукой Реагирует на свое имя. Подолгу лепечет. Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па».
10 С удовольствием общается с другими детьми Манипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослых Называет родителей «мама» и «папа». Ищет и дает игрушки
11 Активно реагирует на других детей, радуется Стоит без поддержки. Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

Складывает кубики

Произносит отдельные новые слова
12 Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушку Самостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки. Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Возраст 1 год и 3 мес. 1 год и 4–6 мес. 1 год и 7–9 мес. 1 год и 10 месяцев – 2 года
Сенсорное развитие Различает кубики по размеру Различает формы – шар, кубик, кирпич Ориентируется в размерах предметов По просьбе находит 3 цвета
Понимание речи Запоминает больше слов Объединяет карандаши по цвету, размеру Понимает сказку по картинкам Понимает рассказ на словах
Активная речь Лепечет и говорит короткими слогами: «би-би» Произносит простые слова Объясняет действия словами Разговаривает фразами из 2–3 слов
Движение Ест густую еду Ест жидкие блюда ложкой Снимает обувь, шапку Одевается при помощи взрослых
Навыки Долго ходит без отдыха. Наклоняется, пятится Перешагивает через невысокие препятствия Ходит по бордюру Преодолевает подряд несколько возвышенностей
Игры Повторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на ось Повторяет движения, которые увидел раньше Строит скамейки, домики Повторяет действия последовательно

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.

Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления. На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека

Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Как помогают родители?

Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».

Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку

В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование

Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.

Навыки движений ребенка:

     В 1 год:
     
     • Подтягивается, держась за мебель, к примеру, за перегородку кроватки из положения сидя или на четвереньках и становится прямо, опираясь за что-нибудь;
     • Пробует делать шаги на месте;
     • При большей уверенности в себе делает пару шагов в сторону, держась за мебель обеими руками.
     
     В 16 месяцев:
     
     • Делает несколько шагов подряд, не держась и не теряя равновесия.
     
     В 18 месяцев:
     
     • Наклоняется и поднимает игрушку с пола, не опираясь и не садясь;
     • Влезает на диван и слезает с него, сначала опуская ноги на пол;
     • Учится делать шаги назад;
     • Влезает на стул и слезает с него;
     • Поднимается по ступенькам, приставляя одну ногу к другой, держась за поручни обеими руками. Пробует таким же образом спускаться по лестнице.
     
     В 2 года:
     
     • Спускается с лестницы приставным шагом, держась за поручень одной рукой;
     • Делает пару шагов на пальцах не держась;
     • Совершенствует умение стоять на одной ноге, держась за поручень;
     • Прыгает вперед два раза на двух ногах не падая;
     • Стоит на одной ноге несколько секунд не падая;
     • Поднимается по лестнице, как взрослый — переменным шагом, держась при этом одной рукой.
     
     В 3 года:
     
     • Спускается с лестницы по-взрослому, держась за поручни одной рукой. Затем убирает руку и перестает держаться;
     • Ловит мяч, брошенный с двухметрового расстояния;
     • Ездит на трехколесном велосипеде.

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие — залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.

Служба ранней помощи Лекотека

На базе отделения лечебной педагогики и реабилитации  Центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы работает  лекотека. Лекотека — это служба ранней помощи ребенку; служба психологического сопровождения, специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с особенностями развития (до 4-х лет).   
В лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов — педагогов, психологов — в естественной для раннего возраста игровой среде, эффективными игровыми методами. Семьи с маленькими детьми получают в лекотеке разностороннюю квалифицированную помощь и поддержку, малыши – необходимую среду для полноценного общения.

Посредством игры специалисты  проводятся занятия:

  • по сенсомоторной коррекции, которые активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;
  • по игровой терапии — в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;
  • по формированию коммуникативных навыков — у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.

Важным направлением работы с детьми раннего возраста является организация детско-родительских групп, где дети вместе с родителями, используя игру, учатся эффективно взаимодействовать, общаться в процессе деятельности.

Вместе с умением ходить ребенок учится работать руками :

     Совершенствуя в процессе игры движения рук, малыш обнаруживает взаимосвязь между крышкой и банкой, маленькими и большими формами, карандашом и листом бумаги. Более того, он может указать пальцем на предмет, который не может достать.
     Одновременно ребенок учится говорить и понимать речь. В возрасте 14 месяцев он говорит слова «мама» и «папа». При этом ваш малыш сознательно называет конкретных людей.
     
     В неполные два года ребенок умеет брать чашку со стола, пить из нее и ставить на место. В процессе обучения бытовым навыкам имитирует процесс мытья рук под краном или в тазике.
     По мере взросления ребенок становится более независимым, учится есть и одеваться самостоятельно. Он все чаще остается у бабушки и дедушки, расставаясь ненадолго с родителями.
     С окружающими дети начинают контактировать начиная со второго месяца жизни. К одному году малыши уже умеют проявлять чувство нежности, обнимая и лаская игрушки и близких людей.
     Дети более старшего возраста овладевают бытовыми навыками, повторяя то, что делает мама. Очень большое удовольствие доставляет детям исследование кухонных шкафчиков, мытье пола или подметание веником

     
     Важно! Родители обязательно должны помнить о том, что различную бытовую химию необходимо спрятать подальше от маленьких исследователей.      
     Двухлетние малыши охотно ходят со взрослыми в ванную и туалет, но вовсе не потому, что не может с ними расстаться

Ему просто интересно, что мы там делаем. Это своеобразная подготовка к умению самостоятельно удовлетворять свои физиологические потребности.
     К трем годам ребенок уже способен контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Но в это время еще допустимы редкие промахи. К этому возрасту ребенок уже научился самостоятельно одеваться, прислушиваясь к рекомендациям взрослых. Руки уже достаточно ловкие, чтобы пользоваться кистью для рисования, рисовать мелом или лепить из пластилина.
     В три года малыш начинает посещать детский сад. Там совместно с другими детьми он приобретает новые навыки общения и продолжает развивать психические и двигательные функции.

Особенности развития психики малыша

В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:

  • своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
  • строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
  • деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
  • протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.

Выполнение заданий:

     В 1 год:
     
     • Играет с куклой или мишкой, прижимает их к себе, ласкает;
     • По просьбе мамы отбивает брошенный мяч в сторону.
     
     В 1.5 года:
     
     • Учится убирать игрушки;
     • Все чаще подходит к родителям с книжечкой и просьбой назвать показанные им картинки.
     
     В 2 года:
     
     • Сам играет с куклой, мишкой или другой игрушкой, как будто со своими детьми;
     • Пробует утешить, если кто-то загрустил;
     • Замечает, что он является личностью в группе других людей;
     • Когда говорит о себе, то упоминает свое имя;
     • В ответ на вопрос называет свое имя, говоря о себе «я»;
     • Осознавая себя в обществе, выражает собственное желание, говоря: «Я хочу» или «Я не хочу».
     
     В 3 года:
     
     • Подчиняется правилам коллективной игры, соблюдает свою очередь. Это очень заметно во время игры в кубики, когда взрослый и ребенок поочередно кладут кубики на нужное место.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: