От 3 до 4 месяцев

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

ТестЕсли поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах

Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно-двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.Внимание!Тест-играПри появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.Тест-игра-упражнениеДайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками

Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.Внимание!

Игры и занятия

Во время игр следите за реакцией карапуза. При первых признаках усталости следует закончить занятия, сменив вид деятельности или уложив кроху спать. От общения со взрослыми ребенок получает только положительные эмоции.

Полезные игрушки в трехнедельном возрасте:

  • погремушки (блестящие, красные или черно-белые) диаметром не более 15 см;
  • черно-белые развивающие картинки;
  • колокольчики с приятным звоном;
  • колобки с различными лицами;
  • мобиль с музыкой.

Для игр специалисты предлагают следующие идеи:

  • Передвижение игрушки в разные стороны, стимулирующее малютку следить за ней.
  • Игры с погремушками с различным звучанием и текстурой.
  • Вкладывать малышу в ручку небольшие предметы, чередуя руки. Занятие стимулирует развитие осязания, учит исследовать окружающий мир.

Как долго можно продолжать игры? На каждое занятие необходимо потратить не больше 2 минут, иначе вы рискуете получить переутомление ребенка.

Зрение

Успешное освоение движений рук невозможно без улучшения зрения. На пятом месяце карапуз уже хорошо видит, различает основные цвета спектра, начинает пользоваться боковым зрением. Постепенно кроха учится определять расстояние до предмета и безошибочно хватать интересующий его предмет. Чтобы помочь малышу продолжить совершенствовать умения, предлагайте ему для игр яркие предметы и игрушки, продолжайте упражнения по развитию мышц глаз, показывайте мир, находящийся за пределами кроватки и коляски.

На пятом месяце жизни малыш формирует базу знаний. В этом процессе зрение играет важную роль. Если до этого момента вы не посетили окулиста, то постарайтесь сделать это в короткий срок.

Физиологические изменения

Вес и рост

Если до 3 месяцев кроха должен был набирать около 800 гр. за 4 недели, то теперь эта цифра составляет всего 600 гр. Норма набора массы будет снижаться на протяжении всех последующих месяцев благодаря увеличивающейся двигательной активности. Рост будет по-прежнему увеличиваться от 1 до 3 см в месяц. По достижении 3-месячного возраста некоторая разбежка в еженедельном наборе отмечается в большинстве случаев. Измерять вес уже не обязательно раз в неделю, достаточно однократного взвешивания по истечении 4 недель после предыдущего.

Ногти

Отдельно стоит упомянуть об изменениях, происходящих с ногтями младенца. После 3 месяцев они становятся более твердыми и ускоряют свой рост. С 12 недели жизни необходимо проводить процедуру по обрезанию выросших ногтей минимум раз в неделю. Наиболее подходящее время для этого занятия – гигиенические процедуры после вечернего купания. Не используйте щипчики, чтобы не обрезать лишнего. Рекомендуются специальные ножницы с закругленными концами.

Волосы

Кроме изменения структуры волос, замечается их интенсивный рост. За первые 3 месяца жизни на голове крохи образовались небольшие залысины на затылке и по бокам волосистой части головы. Между 3 и 4 месяцем на этом месте появятся новые волосы. Некоторые детки порадуют своих родителей хорошей прической уже к году, но большинство будут иметь еще достаточно редкие, хотя и более качественные волосы. Чтобы помочь росту волос, хорошо вечером, после купания, разглаживать волосы специальной щеткой. Это промассирует кожу головы, простимулирует рост, уберет ненужные частички кожи. Использование щетки для волос с 3 месячного возраста приучает карапуза к использованию этого предмета.

Внутренние системы организма

Внутренние системы малыша прошли первую стадию становления:

  • площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, позволяя крохе больше есть. В среднем объем потребляемой пищи составляет 1 литр;
  • центральная нервная система окрепла. Благодаря этому кроха учится менять интонацию, произносить новые звуки, успешно выстраивать нервные связи в головном мозге;
  • кишечник заселен полезной микрофлорой. Если у малыша наблюдались кишечные колики ранее, то в норме к 3,5 месяцам болевые ощущения полностью проходят. Стул становится постоянным;
  • головной мозг усиленно развивается, обрабатывая и запоминая поступающую информацию. Развитие отделов, отвечающих за речь, слух, зрение, обоняние и сенсорику, можно заметить в усовершенствованных навыках;
  • легкие увеличились в два раза с рождения. Частота дыхания уменьшилась, глубина увеличилась, кроха стал громче кричать;
  • поджелудочная стала больше в 1,5 раза. При рекомендации педиатра малыш уже может употреблять некоторые продукты: соки и фруктовые пюре.
Нижняя граница нормы веса Верхняя граница нормы веса Нижняя граница нормы роста Верхняя граница нормы роста Средний обхват груди Средний обхват головы
Мальчик 5,1 7,9 57,6 65,3 38,5 40,5
Девочка 4,6 7,4 55,8 63,8 38 39

Что умеет 3-х месячный ребенок

Зрение

Теперь малыш может долго смотреть на окружающие предметы. Причем как подвижные, так и неподвижные. Малыш даже слегка поднимает головку, опираясь на предплечья, чтобы лучше рассмотреть, то, что ему интересно.

Слух

Отыскивает глазами источник звука, поворачивает голову на звук.

Речь

Навыки речи также развиваются, к привычным гласным звукам иногда добавляются  и согласные, малыш может гулить. 

Моторика

Кроха может лежа на животике хорошо держать головку. Если поставить его вертикально и держать подмышками, он упрется ножками в поверхность, как бы имитируя шаги. Также не стоит оставлять его без присмотра, к этому возрасту груднички уже могут перевернуться со спины на бочок. Развитие ребенка в 3 месяца становится на уровень выше. Грудничок познает окружающую обстановку не только осязательными движениями рук, но и с помощью вкусовых рецепторов. То есть он начинает тянуть в рот все, до чего может дотянуться ручками. Да и кулачки и пальчики тоже активно сосет.

Эмоции

Кроха в три месяца довольно эмоционален. Он радуется появлению мамы, улыбается, когда она общается с ним. При недовольстве грудничок заявляет об этом громким плачем. Он отрицательно реагирует, когда от него отходит мама, убирают понравившуюся игрушку, ему холодно или жарко, неприятно или больно.

Игра.

Реагирует на яркие и музыкальные игрушки.

На практике малыш может немного отставать или опережать сверстников. Это норма.

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 4 месяца?

Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки грудничка: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.

Начало анкеты .

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 3-5 месяцев: 

9. Ощупывает свои руки, одежду, игрушки
10. Может взять и зажать ладонью игрушку, показанную с расстояния 8-15 см
11. Может взять игрушку и помахать ею
12. Поворачивается со спины на бок и на живот
13. При кормлении поддерживает ручкой грудь матери или рожок (помогает)
14. Тащит ногу в рот и сосёт большой палец стопы
15. Прослеживает медленно движущийся объект глазами и поворотом головы.
16. Ищет глазами источник звука, поворачивает голову и шею
17. Различает приятные и неприятные запахи
18. Оглядывается в новом помещении (окружении)

Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:

  • набор массы тела и динамика изменения роста ( и )
  • состояние сна ().

Читайте здесь о развитии ребёнка в 5-ый месяц жизни

Что ощущает, чувствует и как общается ребенок 3 недель?

  • Держит головку 5-15 секунд, изучая окрестности.
  • После короткого отдыха снова может поднять головку.
  • Лежа на спинке, хватает пальцы взрослого.
  • Схватив пальцы, пытается подтянуться.
  • Способен лежать на животике.
  • Начинает срыгивать.
  • На улице спит долго и спокойно.
  • Оборачивается на звук.
  • Издает первые звуки, они чмокающие, воркующие, булькающие.
  • Реагирует на звуки.
  • Неосознанно улыбается.
  • Фиксирует (на некоторое время) взгляд на ярком и движущемся, или на неподвижном предмете.
  • От резкого незнакомого звука замирает, моргает и вздрагивает. При повторении звука не обращает внимания.
  • Улавливает эмоции мамы и папы.
  • Заметны движения мимики.
  • Фиксирует взгляд на лице и смотрит в глаза на расстоянии ближе 0,5 м.

Осязание малыша: что приятно ребенку 3 недель?

Для трехнедельного малыша крайне важна функция осязания.

Что нужно помнить маме?

  • Наиболее чувствительны лицо, ступни, ладошки.
  • Наиболее приятны нежные поглаживания, легкий массаж, процедуры в теплой воде.
  • Ребенок сейчас нуждается в тесном телесном контакте, поэтому можно смело укладывать чадо к папе на голый живот.
  • У малыша на этом этапе остро развито обоняние: запах мамы он «чует» за несколько метров. Соответственно, не используйте средства с отдушками и сильными запахами для уборки/стирки.

Прикосновения ко всей поверхности тела крохи становятся стимуляцией развития осязания. Чем разнообразнее стимулы, тем быстрее процесс развития.

Поэтому…

  • Не ограничивайте кроху туго стянутыми пеленками. Но и полной свободы не давайте во избежание испуга от ничем не ограниченной свободы. Рекомендовано свободное пеленание, тут пеленка создает иллюзию опоры, но не ограничивает движения.
  • Ручки и ножки малыша должны постоянно «натыкаться» на различные поверхности — пеленку, ткани свободной одежды, мамины руки.
  • Носите ребенка чаще на руках, согревайте своим теплом.
  • Укутывая кроху методом свободного пеленания, оставляйте на нем минимум одежды.
  • Чем быстрее малыш привыкает к своим рукам и ножкам, тем увереннее проходит развитие координации движений. И пусть он сосет палец, тянет ручки к лицу, болтает ножками и пр.
  • Препятствуют развитию осязания распашонки с зашитыми рукавами, тугое пеленание, отсутствие пеленания вообще, «капуста» из одежек.

Правила общения с ребенком трех недель от рождения

  • Когда кроху ничего не беспокоит, он активно следит за каждым движущимся предметом. Если предмет заинтересовал его, то взгляд он фокусирует на более длительное время. Играя с младенцем, старайтесь передвигать предметы на расстоянии не более 20 см (это максимальное расстояние для фокусировки взгляда ребенка до 1 месяца).
  • Ребенку нравятся человеческие голоса. Мамин для него всегда самый любимый. Поэтому чаще общайтесь с ребенком. В ответ он будет активно двигать ручками/ножками и невольно улыбаться.
  • Незнакомый звук пугает кроху только в первый раз. На повторный звук он, скорее всего, даже не отреагирует.
  • Эффект замирания (развивается как раз на 3-й неделе). Если звук приятен, кроха замирает и сосредотачивается на нем. Используйте этот момент для развития малыша.
  • Наклоняясь над кроваткой, вы можете заметить, что ребенок уже не блуждает взглядом, а фиксирует его на вашем лице.
  • При появлении мамы чадо оживает, проявляет активность, издает звуки, так выражая свою радость.
  • Начинает расти «лексикон» малыша, то есть появляется лепет, гуление, агуканье. Для правильного развития речи маленького человечка чаще разговаривайте с ним, отчетливо произнося слова и выделяя ударные слоги.
  • Сопровождайте слова интонацией. Сюсюкать не стоит, строгость сейчас тоже лишняя. Говорите ласково, чтобы малыш к вам прислушивался.
  • Детям нравится ритмичная речь. Чаще читайте стихи, сказки в стихах, пойте песенки.

Играем и развиваемся: игры и занятия для развития новорожденного 4 недель от рождения

Сейчас для малыша наиболее актуальны определенные занятия.

  • Учим фиксировать взгляд на предмете и следить за ним при передвижении в разных темпах и направлениях.
  • Учим реагировать на звук и понимать звуки, меняем игрушки, и сначала трясем погремушку с шариками, потом бубенчики, после них ключи, потом шелестим бумажкой и пр.
  • Учим кроху сосредотачиваться на лице взрослого. Нагибаемся к малышу (20-30 см от лица), разговариваем, четко произнося звуки. Лучше читать стихи, потому что ритмичную четкую речь малыш воспринимает лучше всего. Маме надо поймать его взгляд, улыбнуться, заинтересовать его.
  • Постоянно разговариваем с ребенком, то есть перед сном, при кормлении, во время воздушных ванн и пр. Только говорим с ласковой интонацией.

Новые развивающие игры для новорожденного ребенка

Благодаря контакту малыша с игрушками (зрительный, тактильный, слуховой), происходит его всестороннее развитие. Поэтому не упускайте лишнюю возможность поиграть с ним, а мы подскажем вам, какие именно игрушки пригодятся на 4 неделе.

Не отказываемся от больших черно-белых картинок (фигуры, изображение лиц, геометрия). Их ставят на расстоянии около 30 см от глаз крохи. Можно повесить на стене или поставить в кроватку. Время «просмотра» должно составлять не более нескольких минут

Картинки меняем каждый день, обращая внимание на реакцию малыша. Если картинка понравилась, можно оставить на более долгое время.

Пришиваем на мягкую манжетку (трикотаж, например) колокольчик или бубенчик, надеваем ребенку на ручку или ножку

У него появится стимул для развития двигательных функций и самостоятельного воспроизведения звуков. Само собой, оставлять младенца с такой игрушкой нельзя.
К карусели на мягкую ленточку привязываем колокольчик или легкую погремушку. При случайном касании малыш поймет, что движение рукой приводит к перемещению карусели и к воспроизведению звуков. Если вы отходите от кроватки, игрушку убирайте во избежание неприятностей.

Погремушки, игрушки с лицами и мордочками. Показываем погремушку на расстоянии около 50 см от глаз крохи, перемещаем на 20-30 см влево и останавливаемся. Ждем, когда малыш зафиксирует на ней взгляд, и снова перемещаем. Повторяем 3-4 раза. Каждый раз при новой игре меняем игрушку. На всю игру уделяем максимум 2 минуты и не более 2 раз в день.

Закаливание и гимнастика ребенка: что можно выполнять нового?

К предыдущим упражнениям (которые стоит продолжать) и методам закаливания добавляются новые.

  • Берем кроху подмышки, «ставим» стопами на поверхность (не в прямом смысле! Ставить на ножки еще рано), наклоняем вперед. Малыш должен машинально перебирать ножками, ходить.
  • Увеличиваем время, которое ребенок проводит на животике (во время бодрствования, конечно), тренируя так мышцы шеи и спинки.
  • Упражнение на фитболе. Укладываем кроху животиком мяч поверх пеленки, придерживаем за ножки, перекатываем кроху туда-обратно. Те же движения выполняем на спинке.
    Занятия на фитболе проводятся только с инструктором!
  • Многие начинают с 4 недели занятия в бассейне. Плавание — это общеукрепляющие процедуры для профилактики простуды и для развития костно-мышечной и нервной системы. Время занятий, которые проводят не более 2-3 раз в неделю, должно составлять не дольше 15 минут.

Календарь от 0 до 3-х месяцев

Развитие новорожденного с рождения до трех месяцев по неделям

  • 1 неделя
  • 2 недели
  • 3 недели
  • 4 недели
  • 5 недель
  • 6 недель
  • 7 недель
  • 8 недель
  • 9 недель
  • 10 недель
  • 11 недель
  • 12 недель

Сон

Трехнедельный карапуз обычно спит около 18-22 часов в сутки. Время бодрствования все больше увеличивается. Крохи еще не вполне освоили переход от отдыха к бодрствованию, поэтому они нуждаются в помощи. При характерных признаках, таких как капризность, касание ушек, потирание глазок, малютку следует уложить спать. Возможно, в этот период малютка захочет научиться засыпать с пустышкой.

Приучайте ребенка различать смену времени суток. В дневное время делайте много света и шума, а в ночной период соблюдайте тишину, темноту и укладывайте малютку спать.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: характеристика и особенности периода новорожденности

Никогда не оставляйте кроху на диване или пеленальном столике без присмотра – он может получить травму.

Получая подкрепление от материнского молока, детский иммунитет все же остается недостаточно сформированным, поэтому не стоит часто посещать места, где много людей. Соблюдайте гигиену и мойте лицо и руки перед контактом с малышом. Спальня младенца должна регулярно проветриваться, но сквозняков при этом быть не должно.

Как поддерживать развитие ребенка

Так как в этом возрасте грудничок уже меньше спит, чем в первые два месяца жизни. Во время бодрствования малыша можно играть с ним в развивающие игры.

Зарядка

Утро лучше начать с зарядки

Осторожно делайте сгибательно-разгибательные  движения для ручек и ножек. Это укрепит связки малыша

Также можно делать легкий массаж всего тела. Это улучшает кровообращение и общее самочувствие грудничка. Нужно начать с поглаживаний всего тела, легких растираний. Завершить процедуру разминанием суставов.

Закаливание

В три месяца можно обтирать кроху холодной водой для закаливания. Утром и вечером проводить воздушные ванны минут на 10-15. Ребенку полезно спать на свежем воздухе, так что гулять с ним нужно 2-3 раза в день.

Учим переворачиваться

Чтобы малыш быстрее научился переворачиваться, можно делать с ним упражнения. Когда грудничок лежит на спине, левую ножку поверните направо, как бы перекидывая ее через корпус. Повторите несколько раз, затем с другой ножкой. Это сложное движение, из-за него малышам сложно переворачиваться, так что упражнение тренирует этот навык. Чтобы малыш быстрее научился приподнимать голову лежа на животе, с опорой на предплечья рекомендуется выкладывать его на животик, раскладывая интересные игрушки. Или можно приобрести развивающий коврик.    

Хватательные навыки

Для улучшения хватательных навыков  нужно вкладывать в ладошки разные предметы. Кроха будет изучать их ощупывая. Предметы должны быть разного размера и текстуры, чтобы стимулировать тактильную чувствительность. Можно подвесить над кроваткой подвеску со звенящими погремушками.

Общение

Во время упражнений и массажа разговаривайте с малышом, пойте песенки или потешки, называйте его по имени. Говорите внятно, с паузами, чтобы малыш смог гулить в ответ.

Подносите малыша к зеркалу, разговаривайте с ним, показывайте книжки с большими картинками. Для развития слуха нужно включать малышу классическую, современную музыку, детские песенки. Утром лучше поставить, что-то ритмичное, веселое, слушая мелодии похлопывать в ладоши. Вечером что-то спокойное, убаюкивающее.

Играть можно и во время купания. Кроха уже радуется ярким мячикам или уточкам в ванне, пытается их поймать.

Жизнь мамы: Когда крик ребенка бесконечно раздражает

Вы чувствуете себя капризной и беспокойной, но списываете это на нервы молодой мамы? Уже несколько недель подряд Ваш супруг или родные спрашивают, может Ваши «детские» капризы имеют более серьезную причину? Не позволяйте смущению или гордости помешать Вам поговорить с врачом. От 10 до 20 % молодых мам страдают послеродовой депрессией , которая может длиться от двух недель и до года.

Это реальная и поддающаяся лечению болезнь. Если вы все еще не чувствуете, что прошло аж 3 месяца после родов, и Ваша жизнь вошла в новое русло, тогда попробуйте ответить себе на следующие вопросы.

• имеете ли Вы проблемы со сном ?
• чувствуете себя усталой бОльшую часть времени ?
• ухудшился аппетит ?
• беспокоят мелочи, которые раньше никогда не беспокоили?
• интересно ли вам заниматься собой в свободное время?
• думаете, что Вашим детям будет лучше без Вас?
• думаете, что надоели своему мужу в таком состоянии?
• часто ругаете мужа и детей?
• думаете, что другие мамы лучшие матери, чем вы?
• плачете по мелочам?
• не нравится то, что раньше любили?
• изолировали себя от друзей и соседей?
• бывает страх выходить из дома или быть в одиночестве?
• случаются приступы тревоги?
• возникает необъяснимая злость?
• имеете трудности с концентрацией внимания?
• думаете, что с Вами что-то не так?
• есть ощущение, что Вы всегда будете чувствовать себя таким образом и никогда не станет лучше?

Если вы ответили «Да» на три или более вопроса, то очень желательно обратиться к Вашему врачу или психологу для консультации и, возможно, лечения.

ребенок 13 недель > Следующая >

Возможные проблемы 4-го месяца жизни ребенка

— Опрелости у новорожденного — Если пропустили прививку — Молочница у новорожденных — Полнота младенцев

Другие проблемы первого года жизни ребенка >>>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: