Синдром каннера (ранний детский аутизм)

Клиническая картина

Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни

Обращают на себя внимание следующие признаки:

  • позднее возникновение лепета;
  • мало улыбаются;
  • не фиксируют взгляд на других людях;
  • отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
  • не реагируют на собственное имя;
  • резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
  • после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.

У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.

В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:

  • длительное фиксирование взгляда на взрослом;
  • улыбка, обращенная к родителю;
  • вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
  • двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.

У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки. 

Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.

Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны. 

Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.

В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция:  они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.

Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут. 

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий  симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут  не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Причины аутизма у детей

Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность. 

Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными. 

Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут —  природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными.4

Бугайский Станислав Евгеньевич, детский невролог и психиатр клиники «Будь здоров»:

«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:

  • нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен развиваться человеческий организм;
  • результаты взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок;
  • экология;
  • нарушение внутриутробного развития плода, гипоксия плода в период беременности и в процессе родов, инфекционные заболевания в ходе течения беременности (к примеру, краснуха, цитомегаловирус), токсическое воздействие на плод (к примеру, лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности)».

Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом  в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:

  • низкую потребность в контакте с другими людьми;
  • расстройства речи;
  • навязчивое поведение;
  • умственную отсталость;
  • эпилепсию.

Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни. 

Ученым даже удалось выявить, какие генетические мутации вызывают предрасположенность к аутизму. Но не стоит переживать заранее: наличие «поломок» в генетическом коде не означает, что у ребенка обязательно будет РАС, а только увеличивает риск развития заболевания.

Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.

Факторы риска

Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:

  • рождение ребенка от поздней беременности;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • радиационное воздействие;
  • «сбои» в обмене веществ;
  • нарушения выработки гормонов щитовидной железы;
  • патологии мозга — энцефалиты, черепно-мозговые травмы (рис.1). 

Прививки и аутизм: есть ли связь?

В 1998 году в журнале «The Lancet» была опубликована статья врача Эндрю Вэйкфилда. В ней автор описал несколько случаев, когда у детей возникали поражения кишечника и проявлялись симптомы аутизма после прививки вакциной против краснухи, кори и паротита (вакцина КПК). Автор высказал предположение, что именно вакцинация стала «триггером» развития РАС. Однако дальнейшие исследования не выявили взаимосвязи между расстройствами аутистического спектра и вакциной КПК. Зато было установлено, что доктор Вэйкфилд получил большую денежную сумму от адвокатов своих пациентов, а также подал заявку на получение патента на собственную вакцину. В результате «The Lancet» принял решение об отзыве публикации, а доктора Вэйкфилда лишили медицинской лицензии.⁵

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

Первые признаки

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям. Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

— ребенок не смотрит в глаза; — говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице; — все время повторяет слова, фразы; — ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала; — не произносит слова, мычит; — не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми; — ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя; — трясет головой, руками, раскачивается; — ходит на носочках; — грызет пальцы, руки; — бьет себя по лицу; — у ребенка истерики, приступы агрессии; — боится незнакомых/ чужих; — пугается звуков, вздрагивает; — боится света, все время выключает его.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов: — Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному? — Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету? — Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку). Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту

Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Лечение аутизма у детей

Полностью избавиться от патологии с помощью лекарств или психотерапии невозможно — расстройства психической сферы будут сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. Но с помощью различных методик можно улучшить состояние пациента, обучить его навыкам самообслуживания, помочь сформировать и поддерживать социальные контакты.  

Занятия для детей с аутизмом проводят совместно психологи, педагоги-дефектологи и логопеды. Только системная и постоянная терапия с привлечением родственников позволяют добиться заметного положительного результата.

Одна из современных методик — АВА-терапия (Applied behavior analysis). Она включает в себя различные техники, которые направлены на коррекцию поведения детей в социальной среде и обучение их навыкам самообслуживания. АВА-терапия строится на системе поощрений, когда за каждое правильное действие малыша ждет положительное подкрепление — награда. Сначала с детьми разучивают простые действия, а затем медленно и постепенно объединяют их в более сложные задания. 

АВА-терапию желательно начинать с 3-летнего возраста. В неделю проводят не менее 30–40 часов занятий. При этом дома родители должны систематически повторять и закреплять навыки, полученные во время уроков. 

Еще одна эффективная методика — система PECS (Picture Exchange Communication System). Для этих занятий используют специальные карточки с изображением различных действий и предметов. С помощью этих карточек детей обучают, как можно обратиться к взрослым членам семьи с определенными просьбами. Хотя данная методика и не направлена на развитие устной речи, у некоторых детей она приводит к улучшению речевой функции.8

В России и странах СНГ в работе с детьми-аутистами психологи широко используют эмоционально-уровневый подход. Он основывается на создании между специалистом и его пациентом доверительного эмоционального контакта. И только потом начинается работа по преодолению агрессии, тревоги и страхов, обучение целенаправленной деятельности. 

Медикаментозное лечение аутизма проводится редко и в основном показано только в случаях, когда психологические методики оказываются малоэффективными. Препараты позволяют уменьшить выраженность некоторых психологических проблем:

  • агрессивное поведение;
  • повышенная тревожность;
  • беспричинные истерики;
  • синдром гиперактивности;
  • нарушения сна. 

Медикаментозное лечение улучшает поведение ребенка при посещении общественных мест, облегчает его участие в жизни семьи

Но важно точно следовать рекомендациям врача — прием препаратов должен проводиться максимально коротким курсом. Сразу после достижения необходимого эффекта дозы препаратов постепенно снижают до полной отмены

Заниматься самолечением в этом случае нельзя — так можно только навредить ребенку и спровоцировать прогрессирование болезни.

Образование для детей с аутизмом

Устройство ребенка с аутизмом в детский сад и школу может стать проблемой. В России многие такие дети переходят на надомное образование, которое исключает общение с ровесниками и может негативно сказываться на прогрессе в лечении, так как лишает детей практики коммуникации. 

Родители должны знать, что по закону дети с РАС имеют право учиться в любой школе по выбору (в том числе – общеобразовательной), так как они относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом государство должно предоставить им специальные условия, которые будут зависеть от степени и тяжести их расстройства. Они могут включать занятия с опытными преподавателями (логопедами, психологами и др.), адаптированную школьную программу или доступ к оборудованию для сенсорной разгрузки, если это необходимо. Одной из наиболее предпочтительных моделей обучения для детей с аутизмом считается подход «ресурсный класс». Он предполагает постепенное введение ребенка в среду, где он сможет обучаться вместе с обычными детьми. Пока таких классов не так много, и часто они создаются благодаря немалым усилиям родителей, однако прогресс в системе образования для особенных детей уже прослеживается.

Что такое аутизм

Аутизм — это врожденное расстройство психологического развития, которое влияет на понимание и восприятие человеком окружающего мира, отражается на отношениях и общении с другими людьми.4

Бугайский Станислав Евгеньевич, детский невролог и психиатр клиники «Будь здоров»:

«Прежде всего, это дети. Что касается момента «больные» или «особенные», то когда от мамы слышится фраза «мой ребенок болеет», как правило, столь адресное обращение подразумевает инфекционную природу заболевания (например, ОРВИ). Необходимо учитывать, что информацию о наличии психического расстройства у ребенка родители воспринимают неоднозначно (в том числе, крайне негативно, о чем свидетельствуют многочисленные медийные ресурсы, «коллекционирующие» отзывы пациентов о работе того или иного врача). Учитывая различные нюансы, с которыми практикующий врач сталкивается повсеместно (например, морально-этические нормы, клиентоориентированность и пр.), допускается использование термина «ребенок с особенностями развития». В любом случае, в структуре взаимодействия врача и пациента тактика наблюдения детей с аутизмом остается неизменной, вне зависимости от выбранной терминологии».

В международной классификации болезней (МКБ–10) указано, что эта группа расстройств характеризуется отклонениями в показателях коммуникабельности, социального взаимодействия, а также ограниченным кругом интересов и комплексом действий.²

Расстройства аутистического спектра (РАС) диагностируют у 18–19 детей младшего школьного возраста из 1000.3 Количество взрослых людей с аутизмом гораздо меньше и составляет менее 1% популяции в разных странах.³ Хотя кажется, что людей с этим заболеванием не так много, отмечается устойчивый рост количества случаев аутизма, в том числе благодаря развитию методов его диагностики. 

Изначально аутизмом называли только симптом — нарушение взаимодействия человека с объектами окружающей среды. Сейчас этот термин используют для описания ряда самостоятельных патологий: собственно аутизма (детского аутизма, классического аутистического расстройства) и целого спектра похожих расстройств (атипичного аутизма, синдрома Каннера, синдрома Аспергера).

Дети дождя 

В 1988 году на экраны вышел американский художественный фильм «Человек дождя». В нем была описана история двух братьев — циничного Чарльза и Рэймонда, который страдал аутизмом. С тех пор детей-аутистов стали называть «дети дождя». Генеральная Ассамблея ООН 18 декабря 2007 года установила Всемирный день распространения информации об этом заболевании — он отмечается ежегодно 2 апреля. 

Классификация

Заболевания с признаками, похожими на аутизм, принято объединять под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Симптомы болезней, которые входят в РАС, отличаются по интенсивности и в разной степени влияют на жизнь пациентов (табл. 1). 

Таблица 1. Заболевания, которые относятся к расстройствам аутистического спектра
Заболевание Характеристика
Синдром Аспергера Люди с этим заболеванием лучше приспосабливаются к функционированию в обществе, чем при аутизме. У них менее выражены нарушения речи. Пациенты с синдромом Аспергера нередко воспринимаются окружающими как бесчувственные, но на самом деле это не так. Они во многих случаях понимают эмоции окружающих, способны к сопереживанию, но реализовать свои чувства на практике не могу
Классический аутизм (синдром Каннера) Характеризуется нарушениями социального развития ребенка, при этом его физическое развитие остается нормальным. Первые признаки становятся заметны уже в грудном возрасте. У малыша при контакте с матерью не возникает комплекс «оживления». Становясь старше, ребенок предпочитает находиться в одиночестве.  Его игры стереотипны, например, он раскладывает кубики в одну линию или часами монотонно крутит колесико машинки
Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм) Характерные признаки патологии:
  • необычные пристрастия и вкусы;
  • неравномерное развитие — в каких-то аспектах оно отстает, а в каких-то опережает развитие по возрасту;
  • речевые проблемы;
  • трудности, связанные со сменой распорядка дня;
  • интеллект и навыки социального общения ближе к норме, чем у людей с другими видами РАС
Синдром Ретта Наследственное заболевание, которое наблюдается у девочек и приводит к развитию тяжелой умственной недостаточности. Психомоторное развитие малышки до 6–18 месяцев соответствует возрасту. Затем приобретенные социальные, двигательные и речевые навыки начинают пропадать. Лицо приобретает «неживое» выражение, возможны судорожные припадки
Детское дезинтегративное расстройство (синдром Хеллера) До двухлетнего возраста ребенок развивается нормально. В дальнейшем он утрачивает ранее приобретенные навыки, у него формируется необратимая и тяжелая умственная недостаточность
Высокофункциональный аутизм Эта форма заболевания отличается уровнем IQ более 70, поэтому когнитивные способности таких детей оценивают как «высокофункциональные». Многие авторы не выделяют этот вид РАС как отдельную патологию, а считают его одним из вариантов синдрома Аспергера

Все РАС разделяют по тяжести — для этого оценивают степень нарушений коммуникации, поведения и социального взаимодействия.  

К легким формам аутистических расстройств относят:

  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • атипичный аутизм без умственной отсталости.

Эти формы патологии поддаются коррекции — при правильно подобранной терапии дети спокойно могут учиться в обычных школах и вузах, освоить любые профессии и самореализоваться в жизни. 

К тяжелым РАС относят:  

  • синдром Каннера («классический» аутизм);
  • синдром Ретта;
  • синдром Хеллера;
  • атипичный аутизм с умственной отсталостью.

Тяжелые» формы аутизма сильнее влияют на жизнь пациентов. Людей с такими вариантами патологии редко принимают в социуме, поэтому они нуждаются в специальных программах реабилитации и постоянной коррекции поведения.

Бугайский Станислав Евгеньевич, детский невролог и психиатр клиники «Будь здоров»:

«Можно снизить риск рождения ребенка с аутизмом в тех семьях, где уже есть такой ребенок. На сегодняшний день из предлагаемых мер легко внедряемой и массовой может быть сопровождение беременности медицинским психологом — в семьях с риском рождения ребенка с аутизмом. В его силах помочь создать вокруг беременной оптимизирующую атмосферу и защиту от возможных проявлений наследственного задатка. Но не стоит забывать, что предлагаемые меры не способны предотвратить рождение ребенка с аутизмом на 100%».

Что такое аутизм

Точную причину аутизма ученые пока еще не определили. Но медики уверены, что к появлению аутических расстройств приводит комплекс факторов. Среди предполагаемых триггеров, из-за которых возникает аутизм, врачи называют:

  • генетические факторы (как взаимодействие разных генов, так и мутации);
  • воздействие химических веществ (в том числе медикаментов) на мать во время беременности или на новорожденного;
  • нарушения метаболизма;
  • нарушения гормонального фона;
  • вирусные и бактериальные инфекции.

Чаще аутизм встречается у мальчиков, а также если в семье есть ребенок с аутизмом, риск того, что еще один малыш родится с этим расстройством составляет 20%.

Лечится ли аутизм у детей?

Аутизм – заболевание, которое полностью не лечится, однако благодаря эффективным методикам коррекции можно помочь ребенку с данной патологией адаптироваться к окружающему миру. При тесном сотрудничестве родителей малыша с преподавателями, а также при условии выполнения рутинных действий можно значительно улучшить состояние ребенка. Результатом подобных стараний станут ощутимые успехи малыша в развитии и адаптации.

Что должны знать и всегда помнить родители детей-аутистов:

  1. Ваш ребенок особенный, не такой, как другие дети.
  2. Благоприятная обстановка в семье – залог того, что ребенок будет полноценно развиваться. Частые перемены и стресс – факторы, которые могут поспособствовать ухудшению состояния ребенка.
  3. Не следует пренебрегать регулярными консультациями у узконаправленных специалистов.

У маленьких детей аутизм лечится в несколько этапов, которые включают формирования у пациента необходимых для существования в социуме навыков, постепенное развитие зачатков речи, наблюдение и последующее устранение поведенческих нарушений

Кроме того, таких детей важно научить играть в ролевые игры и устанавливать зрительный контакт при разговоре с собеседником

Существует несколько способов коррекции аутизма:

  1. Логопедический. Логопед – специалист, регулярные занятия с которым направлены на формирование у ребенка внятной речи, в результате чего пациент может правильно строить предложения.
  2. Поведенческий. Основан на наблюдении за поведением пациента, что необходимо для выяснения особенностей протекания заболевания и последующего метода коррекции.
  3. Медикаментозный. К такому способу коррекции прибегают крайне редко и только в особенных случаях. Нейролептики, седативные, а также психотропные препараты назначают пациентам, у которых появились деструктивные расстройства в поведении.
  4. Изначально у детей с аутизмом нет базовых навыков самообслуживания. Такой ребенок не понимает, для чего ему необходимо ежедневно купаться или каждый раз мыть руки перед приемом пищи. С помощью специальных занятий со специалистом пациенту можно привить основные навыки самообслуживания, что происходит в непринужденной игровой обстановке.

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста

Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего  ребенка. Постарайтесь ответить на каждый вопрос.  Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте,  что ребенку это не свойственно. Заполнение этого опросника и оценка его результатов займут у Вас не более десяти минут. Пожалуйста, внимательно прочитайте инструкции по заполнению и оценке результатов.

Этот тест представляет собой опросник, на каждый из вопросов нужно ответить«да» или«нет», обводя подходящий вариант. Заполните этот опросник, ориентируясь на то, как обычно себя ведет Ваш ребенок. Пожалуйста, постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если то или иное поведение проявлялось редко(вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.

В конце находятся инструкции по оценке результатов теста, после заполнения теста следуйте этим инструкциям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: