Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Что такое «врожденные способности»
Не существует единого определения «таланта»: обычно его объясняют в виде совокупности способностей, причем реализованных. А в Большом психологическом словаре авторства Бориса Мещерякова и Владимира Зинченко «талант» и вовсе назван не научным понятием, а житейским, поскольку для него нет методов диагностики. Он также соотносится с понятием «одаренность» и может определяться как высокий уровень развития способностей. В книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» американского психолога Говарда Гарднера описано семь видов таланта или типа интеллекта:
- вербально-лингвистический;
- музыкальный;
- логико-математический;
- пространственный;
- телесно-кинестетический;
- внутриличностный;
- межличностный.
Согласно ним человек получает склонности к определенной профессии. Например, вербально-лингвистический тип интеллекта отвечает за способность писать и читать, соответственно, с ним легче стать журналистом или юристом.
Нидерландский нейробиолог Дик Свааб в свою очередь говорил, что талант закладывается в мозге (фактически, зависит от его структуры), а в книге приводил в пример скрипачей, у которых увеличена часть мозга, контролирующая пальцы левой руки. А в исследовании Института генетики и цитологии НАН Республики Беларусь удалось выявить отличия детей-спортсменов (с заложенными склонностями) от «обычных» — повышенная способность к утилизации глюкозы в печени и мышечных волокнах и устойчивость к гипоксии в генах. У музыкантов и художников превалировала аллель G, которая отвечает за способность долго выполнять работу на одинаковой интенсивности, что формирует психологическую выносливость.
Почему в Китае популярны детские ДНК-тесты для определения вундеркиндов
Талант подразумевает способности человека к определенному делу: например, он потрясающе рисует, при этом не зная досконально теорию, или в два-три раза быстрее сверстников обучается языкам. Однако талант — это только предрасположенность, которая без должного развития никак не способствует освоению какой-либо профессии. В разных источниках таланту отводится от 5% до 10% от всех факторов успеха — остальное зависит от упорства и трудолюбия. Так, существует «правило 10 тыс. часов», озвученное канадским журналистом Малкольмом Гладуэллом, которое гласит, что для достижения экспертности в каком-либо деле нужно посвятить ему 10 тыс. часов. Оно сформировалось после исследования роста мастерства скрипачей и пианистов, проведенного в 1993 году. Его авторы опровергали значимость таланта и указывали на то, что различия в результатах музыкантов сводились только к объему их практики. Величина в 10 тыс. часов условна, но сама идея верна: намного важнее иметь интерес к конкретной сфере, чем способности.
Например, если человек от природы великолепно поет, но ему это неинтересно, он не будет учиться и развиваться, и прекрасным певцом не станет. То же касается и других профессий. При этом даже самый яркий талант еще нужно обнаружить. И это не всегда происходит, когда родители умиленно наблюдают за двухлетней дочерью, садящейся в шпагат и встающей на мостик без подготовки, подражая гимнасткам на экране телевизора. Чтобы условный талант получил развитие, человек должен уделять этому все свободное время, а значит, быть заинтересованным в конкретной деятельности. Никакой талант бы не помог Биллу Гейтсу стать фигурой мировой величины в ИТ, если бы он не имел страсти к программированию с подросткового возраста.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя
Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
- разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
- критиковать не личность, а действия;
- аргументировать отказы и замечания;
- учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
- разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
- оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
- составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
- поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
- повышать голос;
- наказывать физически;
- сравнивать с другими;
- критиковать в присутствии других;
- относится к ребенку как к собственности;
- критиковать действия учителя;
- нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
- переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
- игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Ошибка 1. Не дать температуре подняться
Статья по теме
Компот от простуды. Как защитить ребёнка от гриппа и ОРЗ
Как надо: как только температура поползла вверх, давайте ребенку больше пить, обтирайте его влажной прохладной (но не холодной!) салфеткой. Мед, малина, лимон, липовый цвет – все это прекрасные природные жаропонижающие средства, которые оказывают мягкое воздействие на организм.
Препараты начинают давать при 38,5 градуса, если ребенок очень тяжело переносит температуру – при 38. Но не стоит забывать, что между приемами лекарств должен быть определенный временной интервал, какой именно – читайте в инструкции.
Статья по теме
Сезон простуд: как лечить ребенка и почему нельзя сбивать температуру
Ошибка №2. Двойные стандарты и сравнение с другими
- Мама, но Катя вчера надела это в школу.
- Не смотри на других, на себя смотри.
- Почему опять 2? Вот у Кати всегда 5!
Это пример двойного стандарта и сравнения своего ребенка с другими. Сразу несколько психологов Mindly выделили этот пункт как частую ошибку родителей в воспитании ребенка, которая может привести к снижению его самооценки. Именно в детстве формируется наше самоощущение и то, как мы будем воспринимать социум в будущем. Ребенок, которого постоянно сравнивали с другими детьми, может чувствовать себя хуже.
Что касается двойных стандартов, то это также ошибка многих родителей. Часто они подстраивают свои рассуждения в угоду себе в зависимости от ситуации. «Ты уже взрослая, чтобы слушать такую музыку», «Ты еще слишком маленькая, чтобы решать это». Основой воспитания должна быть четкость установленных правил и стандартов. Как он может понять, как ему поступать, если родители постоянно меняют свои убеждения?
Анализы при ОРВИ
Существует распространённое среди родителей мнение, что анализы, а обычно здесь речь идёт об общем анализе крови, сданные в начале респираторной инфекции, дадут возможность установить возбудителя инфекции. — Это заблуждение, — говорит Ирина Владимировна, — у большинства детей картина крови в первые дни болезни не меняется. Изменения в общем анализе крови даже при бактериальной инфекции мы можем увидеть не раньше 4-5 дня болезни.
Педиатр, к которому родителям стоит обратиться при появлении у них любых сомнений, может заподозрить присоединение бактериальной флоры и по другим признакам. Например, по изменению цвета отделяемого из носа, характера лихорадки, кашля, появлению налётов в горле, и назначит тот же общий анализ крови, другие исследования или консультацию ЛОР-врача. Это не только ускорит выздоровление ребёнка, но и сохранит средства родителей, которые они при самодиагностике и самолечении могут потратить на приобретение совершенно ненужных их ребёнку препаратов.
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
- не выполняет просьбы, не слушается;
- капризничает, упрямится;
- выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
- не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
- пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
- осознанно поступает наперекор взрослым;
- обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- подвержен перепадам настроения.
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
Ошибка №1. Поощрять ребенка сладким
Казалось бы, это очень безобидное и даже позитивное явление, когда за какое-либо достижение или успех ребенка родители покупают ему конфеты или пирожные. Но, во-первых, сладкое — это главный возбудитель нарушения здоровья и возникновения лишнего веса. Во-вторых, вознаграждение ребенка сладким может развить у него эффект избыточного оправдания. Это когда человек делает что-то от души, но получает за это материальные блага, из-за чего его мозг начинает думать, что это занятие нравится ему только потому, что за него платят. Если ребенок любит читать, а родители начинают вознаграждать его за это, его мотивация и искреннее желание заниматься этим делом постепенно исчезают.
Родитель борется с ребенком
Подобное происходит, когда мама и папа не умеют отстаивать свои личные границы и, соответственно, не могут обеспечить здоровые границы и ребенку. В итоге они начинают испытывать раздражение. Малыш же в подобной ситуации чувствует отторжение родителей и не ощущает себя в безопасности. Это вызывает у него излишнюю тревожность. А других механизмов выражения эмоций, кроме плача и крика, он не имеет.
Екатерина Доманькова
— Убеждаюсь в этом на собственном опыте. Всегда объясняю детям, что мама «тоже человек», и мне нужно время для себя, для работы, для папы. Шестилетняя Маруся уже хорошо это понимает и старается объяснять средней дочери Иванке, почему мама, например, не спит с детками. Работает не всегда, но к шести годам точно срабатывает).
Не кутать даже во время озноба
Многие мамы знают отличие красной и бледной лихорадки. При бледной лихорадке происходит спазм мельчайших сосудов кожи, нарушается теплооотдача, и организм малыша начинает «копить» в тебе избыточное тепло. У него появляется озноб, головная боль.
– В этом случае ребёнка обязательно нужно согреть, но ни в коем случае не кутать и не накрывать слоями одеял, — говорит Ирина Владимировна, — лучше просто растереть ножки и ручки, например сухим или смоченным в тёплой воде полотенцем, а потом укрыть ребёнка лёгким покрывалом. Если и это не помогает, то можно дать ему внутрь спазмолитик в возрастной дозировке.
Родитель игнорирует истерику ребенка
Так происходит, когда взрослые не в состоянии выдерживать эмоции ребенка, им проще закрыться, отстраниться, никак не реагировать. Но для малыша мама с папой – это жизнь, без их заботы он не выживет. Соответственно, когда родители закрываются, он буквально переживает страх смерти и готов сделать что угодно, лишь бы вернуть утраченное расположение. В малом возрасте дети начинают громко плакать, истерить. А в более осознанном возрасте из-за постоянного игнорирования родителей ребенку будет сложно построить здоровые гармоничные отношения с другими людьми.
Екатерина Доманькова
Я думаю, что, совершенно не давая ребенку прочувствовать и осознать свои эмоции, мы также оказываем ему медвежью услугу
Очень важно осознавать, когда пора реагировать, а когда можно дать ребенку шанс прочувствовать неприятные эмоции
Ошибка 1: Сразу сбивать повышенную температуру жаропонижающими препаратами
Некоторые взрослые привыкли пичкать себя лекарствами при первых симптомах болезни, но ребёнку такой подход скорее навредит. Детский организм учится самостоятельно бороться с вирусами и инфекциями, а повышение температуры – его естественная реакция. Жар может быть вызван острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), которые сопровождаются кашлем, насморком и головной болью. Для борьбы с ними в крови вырабатывается противовирусное вещество интерферон, оно блокирует возбудитель инфекции и помогает макрофагам (клеткам иммунной системы) убивать вредные микроорганизмы. При этом ребёнок капризничает, а взрослым хочется облегчить страдания любимого чада.
Но прежде чем что-то предпринимать, врачи советуют разобраться, как именно лихорадит малыша: лихорадка бывает розовой и белой.
При розовой лихорадке ребёнок горячий и ему жарко. Сосуды расширяются, организм борется с инфекцией и активно избавляется от лишнего тепла. При розовой лихорадке помогают физические методы охлаждения. Но если ребёнку ещё нет трёх месяцев, лучше незамедлительно обратиться к врачу.
Если лихорадка белая, то высокая температура сопровождается бледной кожей. При белой лихорадке физические методы охлаждения могут навредить, поэтому лучше сразу обращаться за медицинской помощью. То же самое необходимо сделать и когда жар сопровождают сыпь, интенсивная головная боль, бледность, тошнота или рвота.
Если физические методы не помогают: температура продолжает повышаться или долго держится на отметке 38°C у новорожденных и 39°C у малышей старше трёх месяцев, педиатры рекомендуют жаропонижающие препараты.
Обычно их два – парацетамол и ибупрофен. Оба средства действуют по принципу анальгетиков и сбивают температуру. У каждого из них есть свои противопоказания и положительные свойства, поэтому лекарство и дозировку ребёнку должен назначить опытный врач-педиатр. Парацетамол вредит печени при чрезмерном употреблении, а ибупрофен противопоказан детям младше трёх месяцев. Перед применением лекарственного средства следует проконсультироваться с врачом и ознакомиться с инструкцией (Крамарев С.А. «Лечение лихорадки у детей», Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца г. Киев, УДК 616.91/.93-053.2-085.4).
Ошибка 2. Лучшее жаропонижающее – малина и мед
Простуженному ребенку необходимо больше пить, чтобы выводить токсины. А при больном горле теплый напиток еще и поможет унять боль.
И вот ребенку готовят горячие морсы, малиновые компоты и чаи с лимоном. «Пей! Чем больше, тем лучше! Быстрее спадет температура!» – советуют домашние.
Как надо: эти напитки хороши, но в небольших количествах. Поскольку все они сладкие, это дополнительная нагрузка на почки. Кроме того, слишком горячее питье с лимоном или с клюквой могут травмировать и без того больное горло.
Для снижения же температуры педиатры рекомендуют давать ребенку обычную, чуть теплую воду. Причем особенно эффективно давать ее в режиме капельницы: 1–2 чайные ложки каждые 5–10 минут.
Статья по теме
Здоровый малыш. Как избежать простуды
Неадекватно выражать свои эмоции
Все мы не раз видели эту картину: усталая мама, которая тащит за руку плачущего малыша и сердито кричит на него. В этой паре не знаешь, кому больше сочувствовать — от хорошей жизни мамы на детей не срываются. Но все-таки именно на взрослом человеке лежит ответственность за ситуацию. В его силах научиться контролировать свой гнев и выдерживать детские истерики. Родителю доступно с десяток способов справиться со стрессом, а у ребенка есть только кричащая мама, которая грозит отдать «непослушного мальчика чужому дяде». Кроха пока даже не способен ответить на грубость или невыдержанность взрослого. Все, что он может — это испугаться и расплакаться еще сильнее. Увы, многие родители пользуются своей безнаказанностью, резкий тон в общении с ребенком становится для них нормой. Самому маленькому и слабому приходится отдуваться за хамство других взрослых, которым родитель по разным причинам боится возразить. Грустная история…
Но, значит ли, что выдержанные родители не должны говорить ребенку о своих чувствах? Конечно, нет! Мама может описать свое состояние словами: «Я устала, замерзла, у меня тяжелые сумки. Я знаю, что ты хочешь еще погулять, но нам придется идти домой прямо сейчас. Помоги мне, пожалуйста!», тогда, может, и детская истерика будет не такой сильной.
Если взрослый способен управлять своими эмоциями и умеет выпускать пар, никому не навредив, он одним своим примером передает ребенку бесценный навык.
Давайте попробуем разобраться в том, что же все-таки содержится в грудном молоке и как меняется его состав по мере роста ребенка. |
9. Постоянно сравнивать
Типичная ошибка родителей — ждать, что ребенок будет похож на своих старших братьев и сестер или на сверстников. Но каждый человек уникален. Один в годик неплохо говорит, другой молчит, зато уверенно ходит. Одному легко дается физика, а другому — рисование. Дети не могут соответствовать идеальному шаблону. И все, что мы можем, это научиться принимать их такими, какие они есть — с острыми углами их характера, шустрыми или медлительными, общительными или погруженными в себя, в чем-то способными, а в чем-то не очень, иногда болеющими и капризничающими, но все такими же дорогими и любимыми. Они не лучше и не хуже детей коллеги, они не лучше и не хуже нас в их возрасте — они просто другие.
И мы, родители, тоже имеем право, чтобы нас ни с кем не сравнивали. Может быть, мы не печем таких прекрасных пирогов, какие нам пекла в детстве наша мама, зато любим играть с ребенком в подвижные игры. Может быть, у нас нет времени водить чадо на три секции, как у соседки, зато малыш видит, что у него успешная, увлеченная работой мама
Или, наоборот, не важно. В любом случае, ребенок любит свою маму и знает, что именно она для него самая лучшая
10. Превращать ребенка в главный проект своей жизни
Есть родители, которые полностью отдают себя своему чаду, зачастую, единственному. Чаще всего это женщины, решившие посвятить себя исключительно материнству. Они стараются все делать правильно, любить, заботиться, прислушиваться, давать самое лучшее… При этом они выбиваются из сил и зарабатывают невроз, потому что панически бояться ошибиться, причинить боль, нанести травму. А еще они совершенно не готовы отпускать взрослеющего ребенка в большой мир, ведь если он станет самостоятельным, в жизни матери останется звенящая пустота.
Куда лучше для всех, когда у родителей есть свои, не связанные с детьми, цели и интересы. Ведь тогда ребенок может прожить свою жизнь самостоятельно, а не возвращать ее родителям, как некогда навязанный без его согласия заем.
Вы здесь
Главная » Пациентам » Основные ошибки родителей в воспитании детей
Основные ошибки родителей в воспитании детей
Основные ошибки родителей в воспитании детей
Воспитание детей – это важный процесс, который в конечном итоге приводит к формированию личности и поведения. С самого раннего детства взаимодействие родителей и детей направлено на то, чтобы привить им определенные знания, навыки и умения, которое очень пригодятся на протяжении всей жизни и будут играть важную роль при взаимодействии с социумом и в межличностных контактах. Ошибки в воспитании могут проявиться, через пять, десять и даже двадцать лет, поэтому родителям нужно внимательно подходить к такому сложному вопросу, как воспитание. Основной задачей воспитания является не только формирование определенных знаний, умений и навыков, но и выявление индивидуальных особенностей, талантов и способностей у ребенка, возможности их реализации, а также формирование системы ценностей, которая будет определять поступки ребенка.
Итак, какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании.
Ошибка первая – недостаточность ласки
Дети нуждаются в ласке. Именно ласка позволяет ощутить ребенку, что он любим. Это придает ему уверенность в своих силах. Не отказывайте ребенку в ласке, дайте ему немного уверенности в своих способностях. Детей нужно любить безусловной любовью, замечая при этом их успехи, поощряя их маленькие победы. Проступки так же не должны оставаться незамеченными. Просто объясните ребенку, что вы его любите, но такое поведение не одобряете. Неодобрение поступка – это не повод отказывать ребенку в ласке, так как ребенок должен чувствовать и понимать, что он любим не смотря ни на что.
Ошибка вторая – непоследовательность и несогласованность в воспитании
Начиная с раннего детства, у ребенка должны сложиться четкие границы дозволенного. Требования к ребенку должны быть четкими и выполнятся всеми членами семьи. Колебания в требованиях к ребенку способствуют дезориентации у ребенка, ему трудно в том что «можно» и что «нельзя». В дальнейшем это способствует формированию социально-психологической дезадаптации у ребенка. Если требования правил разные по отношению к ребенку у членов семьи, то ребенок просто научится приспосабливаться к ситуации. Тот родитель, чья позиция не выгодна для малыша, заметит неуважение в свою сторону, его мнение перестанет быть авторитетным.
Ошибка третья — детей балуют
Многие родители готовы сделать ради своего ребенка все. Мотивируя, это тем, что — детство короткая пора, что в детстве нужно получать самое лучшее и т.д. На само деле, избалованным детям очень трудно приходится в жизни. Нельзя лишать ребенка самостоятельности и возможности учится на своих ошибках, в дальнейшем это может при вести к множеству проблем. Когда родитель создает»рафинированные» условия для своего ребенка, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот — он ощущает себя беспомощным и одиноким. «Попробуй – ка сделать сам, а если не получится, я тебе помогу»– вот один из вариантов подхода в воспитании.
Ошибка четвертая – слишком строгое воспитание
Здесь родитель придерживается такого принципа: дети должны слушаться старших беспрекословно, «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что в доме я — главная». На самом деле дети обязательно должны понимать: почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно выполнять все, когда вы рядом и плевать на все запреты, когда вас рядом нет. В случае необходимости можно сказать ребенку так: «Ты сейчас делаешь, как я сказала, а вечером мы все обсудим».
Ошибка пятая – наполеоновские планы
Здесь родитель думает примерно так: «Мой ребенок будет заниматься (теннисом, плаваньем, живописью, танцами и т.д), я не позволю ему упустить свой шанс». На самом деле, дети, к сожалению, не всегда оценивают усилия родителей. Желание детей и родителей не всегда совпадают. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых, но по мере взросления и появления своих убеждений, желаний, ценностей возникает желание вырваться из родительской клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием психоактивных веществ, поход на ночные дискотеки. Поэтому, планируя день ребенка, нужно оставлять ему время для его личных дел.
Медицинский психолог Кашникова Т.А.
Родитель требует невозможного
Такое случается, когда родитель сам не знает возрастных способностей малыша и требует от него вещей, до которых он еще не дозрел. К примеру, мама хочет забрать ребенка домой с детской площадки, где тот увлеченно играет. И делает это достаточно резко, не понимая, что малыш в силу возраста просто не умеет быстро переключаться с одной деятельности на другую. Но мама требует немедленного беспрекословного подчинения и начинает злиться на ребенка, потому что тот не слушается и ведет себя «плохо».
Екатерина Доманькова
— Родителям часто не хватает терпения и времени, буквально нескольких спокойных терпеливых минут. Просто подождать, спокойно объяснив, что пришло время делать что-то другое, не всегда просто. Надо искать аргументы, включить фантазию. В реальном мире это не всегда получается. Но я стараюсь и всегда вижу положительный результат.
Ошибка 4. Сразу принимать антибиотики
Несмотря на то, что простудные заболевания – вирусного происхождения, а антибиотики на вирусы не действуют, многие родители предпочитают лечить простуды именно этими препаратами. При этом мамы и бабушки настолько уверены в своих знаниях, что сами прописывают малышу антибактериальный препарат. Между тем инфекционисты бьют тревогу: из-за доступности антибиотиков и чрезмерной любви к ним населения устойчивость бактерий к лекарствам достигла такого размаха, что скоро серьезные и угрожающие жизни заболевания просто нечем будет лечить.
Как надо: единственно верный метод – обратиться к врачу, который, видя, что к вирусной инфекции присоединилась бактериальная, пропишет антибиотик, необходимый в вашем случае.
Кашель — надо ли его лечить?
— Далеко не каждый кашель надо лечить
А если лечить, то важно это делать правильно, — говорит Ирина Владимировна, — многие ОРВИ в первые несколько суток протекают с мучительным для ребёнка непродуктивным кашлем. Если мама при таком кашле начнёт делать ингаляции с муколитиками или даст их ребёнку внутрь, кашель меньше не станет, а то и усилится
Сейчас во многих семьях есть небулайзеры. Использовать небулайзер с целью профилактики, при насморке у ребёнка, при подкашливании, вызванном затёком отделяемого из полости носа на заднюю стенку глотки – нельзя категорически.
При насморке может возникнуть очень неприятная ситуация, потому что с помощью небулайзера слизистая полости носа ещё больше «напитается» влагой, и ребёнок совсем не сможет дышать через нос. И также категорически нельзя использовать в небулайзере отвары трав, эфирные масла, минеральную воду – а всё это я видела неоднократно при вызовах на дом. Любое из содержащихся в них веществ может вызвать у ребёнка сильнейший бронхоспазм, потому что с мельчайшими капельками «тумана» из небулайзера попадёт прямо в бронхи.
Заниматься лечением кашля должен только врач. Родителям самим сложно разобраться в причинах кашля и выбрать из сотен препаратов тот, который, по крайней мере, не навредит. Например, если у ребёнка затруднено отхождение мокроты, а ему дадут разжижающий мокроту препарат или сделают с ним ингаляцию, то ребёнок начнёт просто «захлёбываться», и лучше ему не станет.
Ошибка №3. Не говорить «Я тебя люблю»
Очень большая ошибка не говорить ребенку, что любите его. «Любовь нужно показывать делом, а не словами», — скажете вы, но ребенку еще вовсе не известно, что такое любовь. Как взрослые помогают детям познать мир? Мы показываем детям определенные эмоции и рассказываем, как они называются и когда мы их чувствуем. «Смотри, папа улыбается, ему понравился твой рисунок» или «Мама плачет, она расстроена». Дети связывают увиденное с определенной эмоцией, то же самое происходит и с любовью.
Вы можете заботиться о своем ребенке, готовить ему вкусную еду, покупать лучшую одежду, но, если вы никогда не будете обнимать его и говорить, что любите, у него, с вероятностью в 99%, появятся различные психологические расстройства. Дети, выросшие в любви, захотят в будущем поделиться этим чувством с другим человеком. Дети, родители которых искренне проявляли свое чувство любви к ним, вырастают более успешными и счастливыми.