17 игр для развития мелкой моторики у детей 2-4 лет

Гимнастика и массаж для детей 1, 2, 3 месяца | Видео

Каждый из нас знает, что движение – это жизнь

Но на первом году жизни ребенка движение важно, как никогда. Никакие карточки и погремушки не развивают грудного малыша так, как простые физические упражнения, массаж или ползание

Конечно, вы знаете, что я всегда за комплексное развитие и нисколько не хочу умалить важности общения и прочих игр с грудничком (статья про них совсем скоро!), но все-таки еще и еще раз хочу подчеркнуть, что физическое развитие на данном этапе является основным направлением развития. Ведь ребенок не просто учится ползать, вставать или ходить. Освоение двигательных навыков напрямую влияет на развитие мозга и на здоровье организма малыша.

Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий

Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Примеры пальчиковых игр

Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:

  • Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
  • Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
  • Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
  • А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).

Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.

Лодочка

Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки),

Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).

Котик

Как больно кусается котик-малыш,

Решил он, что видит не пальчик, а мышь!

Но я ведь играю с тобою, малыш,

А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»

Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.

Загибалки

Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот вот — дедулечка.

Это вот — бабулечка.

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)

Этот брат нашел грибок.

Это резать стал его.

Это братец жарил гриб.

Этот только ел и ел,

Посмотри, как потолстел!

(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).

Усложняемся

Следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.

Улиточка

Эй, улиточка, тук-тук (положите на поверхность стола левую руку, сжатую в кулак – это будет улитка, правой рукой при этом постучите по «улитке»),

Ну-ка, покажи рога (одновременно из левого кулака медленно показываются «рожки» — указательный и средний палец),

Дам тебе за то я хлеба (обе руки вытягиваются, предлагая угощение),

Ну, а хочешь – молока (ладони складываются в форме чашечки).

Попросите малыша повторять за вами. Проделайте упражнение, поменяв руки.

Зайчишки

Прыгал заюшка косой (правая рука изображает зайку – она сжата в кулак, а указательный и большой пальцы играют роль ушек)

Под зеленой, под сосной (все пальцы левой руки выпрямляются и растопыриваются, изображая дерево).

Рядом, под другой сосной (дерево изображает правая рука)

Прыгал заюшка другой (теперь зайкой становится левая рука).

Как и ранее, пусть малыш повторяет за мамой.

Существует еще один вид пальчиковых игр, которые наверняка понравятся деткам этого возраста. Это игры с пальчиковыми игрушками. Веселые потешки проигрываются при помощи «кукольного театра», в котором используются не совсем обычные игрушки. У них существуют отверстия для просовывания пальчиков в районе ножек, ручек, рожек, ушек животных. Пальчикам придется топать, хватать или здороваться, шевелить ушками (например, как зайка), бодаться (бычок или барашек).

Сегодня можно приобрести и разнообразные книжки с подобными отверстиями в картинках. В книгах картинки обычно уже сопровождаются соответствующими стишками, останется только проиграть эти простые сюжеты.

Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности

Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, , . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие игры для детей от 1 года 9 месяцев. Развитие мелкой моторики и не только

Малыш растет, окружающий мир становится все интересней и понятней для него, многое из того, что не получалось раньше, теперь с легкостью поддается юному исследователю. Пальчики ребенка становятся все более ловкими, он с удовольствием справляется с новыми задачами

Чтобы утолить познавательные потребности малыша очень важно своевременно предлагать подходящие развивающие игры и занятия

В этой статье я хочу предложить вашему вниманию развивающие занятия, которые интересны и очень полезны детям примерно от 1 года 9 месяцев. Возрастная отсечка условная, возможно, что-то заинтересует ребенка чуть раньше, что-то позже. Однако ориентироваться среди множества игр как-то надо, поэтому я и разбила их по возрастам, опираясь на свои наблюдения.

Играем с маленькими деталями мозаики

Любая мозаика – это отличный тренажер для мелкой моторики малыша. И если раньше, в год, одной из главных игрушек ребенка была мозаика с крупными фишками, то теперь ему можно предложить мозаику, которую, наверно, многие из нас помнят с детства – с маленькими деталями на крошечных ножках (Ozon, My-shop, KoroBoom).

Сам процесс проталкивания утонченных пластиковых ножек в крошечные отверстия очень увлекает малыша. Не надо торопить ребенка, предлагая ему сразу составлять картину, пусть он спокойно освоит новый навык. А когда построение абстрактных образов уже будет  даваться легко, попробуйте привлечь малыша к строительству дорожек и простых фигур.

Таисии больше всего нравилось строить дорожки-мостики между двумя маленькими игрушками, поставленными по краям игрового поля. Дорожки могут быть не хаотичной расцветки, а с определенной закономерностью (чередование цветов через 1, через 2 или более сложные схемы) – так мы сразу и логическое мышление развиваем.

Играем со стучалкой

В продаже встречаются стучалки двух видов. Стучалки с шариками (KoroBoom, My-shop), как правило, не требуют от ребенка существенного приложения усилий, достаточно ударить по шарику один раз, чтобы он провалился. С такой развивающей игрушкой можно знакомить малыша уже в год.

Стучалки с гвоздиками (Ozon, My-shop) требуют от ребенка гораздо больше четкости движений, выдержки, концентрации внимания, ведь чтобы забить гвоздик, нужно неоднократно попасть по нему. Да и гвоздики уже не так легко сдвигаются с места, как шары. Поэтому, если вы еще не пробовали играть с такой стучалкой, то обязательно попробуйте, ребенку будет интересно.

Нам с Таисией нравилось забивать гвоздики по очереди: один – она, один – я и т.д.

Играют пальчики

Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:

Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
Двигайтесь от простого к сложному

Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.

Развивающие игрушки для детей от 1 года

По-моему, всех любителей развивающих игр и занятий можно поделить на 2 типа: тех, кто предпочитает все делать из подручных материалов и тех, кто придерживается мнения «проще купить готовое и не мучиться». Если уж делить так строго, то я, скорее, представитель второй категории :). Но и самодельные развивашки, конечно, тоже обеими руками поддерживаю и практикую, особенно если соотношение денежных затрат и потраченного времени действительно оправдано. Для любителей очумелых ручек я скоро подготовлю статью про развивающие игрушки своими руками, ну а сегодня о готовых решениях. О самых удачных и нужных.

Игры с прищепками.

Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!

Вот самые популярные из них:

С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.:

Сортируем прищепки по цвету:

Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!

Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить «червячков» в тарелочку к птичке используя прищепки):

Игрушки своими руками

Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.

Доска

Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.

Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.

Мягкий кубик

Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.

Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.

Мешочки с крупами

Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.

Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.

Веселая змея

Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.

Вязаные игрушки

Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры

Малышу важно ощущать неоднородность материала

Книги

Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.

На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.

Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент

Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.

Развивающий коврик своими руками

Многих мам (и вас, я думаю, тоже) волнует вопрос: как в полной мере развить мелкую моторику ребенка? Ведь о важности развития мелкой моторики говорят все кому не лень, об этом можно прочесть в любой книге и на любом форуме о детях. И это неудивительно, ведь установлено, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на речевое и общее развитие головного мозга ребенка

В этой статье я хочу рассказать о замечательной игрушке, которая окажет неоценимую помощь в развитии двигательных навыков детских пальчиков, – это развивающий коврик. На коврике для малыша целое раздолье: можно трогать, мять, тянуть, расстегивать, крутить. Пальчики постоянно в работе, постоянно получают новый тактильный опыт. Здесь есть и замочки и липучки и все-все, что так интересно малышам.

Читать далее
Рубрика: 1 — 2 года  Игры на развитие мелкой и крупной моторики

Польза игр с крупами

Многие родители из соображений безопасности не спешат знакомить годовалых детей с мелкими предметами

Важно не прятать их от малютки, а научить правильному обращению. Первые месяцы упражнений с крупами, так или иначе, будут проходить под пристальным наблюдением взрослых

Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации.

Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают:

мелкую моторику, важную для рисования и письма;
воображение и внимание;
чувственное восприятие;
сенсорное познание веществ и предметов;
речевое развитие.

На многих детей развивающие упражнения с крупой в спокойной, доверительной обстановке оказывают успокоительный эффект. Практиковать их можно с детьми, которые научились сидеть.

Первоначально довольно сложно сосредоточить внимание крохи на этом занятии. Однако со временем ребенок научится концентрироваться и будет играть с крупами все дольше

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как нужно играть с ребенком в 3 месяца?

Учимся застегивать пуговицы

Как известно, основной девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне это сделать самому». Это значит, что мы предлагаем ребенку для самостоятельного выполнения посильные задачи, подсказываем, направляем его руку, если потребуется, но стараемся по минимуму вмешиваться в его деятельность. И это касается не только игр, но, в первую очередь, и навыков самообслуживания. Да-да, даже совсем еще карапузам можно доверить простые дела по уходу (и уборке) за собой (кушать ложкой, застегивать замочки, подметать за собой крошки совочком и т.п.). Ведь освоение навыков самообслуживания для ребенка – занятие не менее интересное (и полезное!), чем любая игра.

Уже с года мы предлагали малышу , и помним, как малыш увлеченно «зависал» над этим занятием. Ну а теперь пришло время доверить ребенку и самостоятельное застегивание пуговиц. Конечно, сразу справиться с пуговицами на своей кофточке ребенку будет тяжело, лучше, если сначала это будет что-то вроде пуговичного тренажера, или хотя бы ваша кофта с большими пуговицами.

Игры для малышей до года

Заниматься развитием мелкой моторики нужно уже с 6 месяцев. Для этого малышам необходимо давать в ручки предметы разных фактур, чтобы они познавали мир наощупь. Все детали игрушек должны быть достаточно крупными. Можно просто мять любимую мягкую игрушку, можно сжимать/разжимать ладошки и т.п.

Пальчик,пальчик где ты был?

Что касается игр, то лично из моего опыта я бы вам посоветовала начать с пальчиковых игр.Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.Кроме того, они способствуют  установлению  эмоциональной связи малыша  с мамой.Он слышит ее голос, возникает  тактильный контакт(очень важны для ребенка прикосновения.Чаще обнимайте, гладьте свою кроху). Плюс эмоциональная окраска игры(малыши очень чувствительны к настроению мамы, поэтому больше позитивных эмоций , дорогие мои).Самые  топовые пальчиковые игры для малышей- это «Ладушки,ладушки»  и «Сорока белобока. 

Почему они? Мне кажется, они у каждого из нас уже  заложены на генном уровне. Поэтому легко воспринимаются и усваиваются ребенком.Малыши до года с огромным удовольствием играют в эту игру. И уже, буквально, через несколько дней они сами начинают повторять за вами движения. Мне  кажется, они особенно тащатся от вот этого — «Полетели, полетели, на головку сели», моя детвора просто ухахатывалась.По мере того, как ребенок подрастает ассортимент пальчиковых игр  можно расширять, сохраняя их в своей копилке до школьного возраста, напримерЭтот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)Ну?а?вместе  — кулачок!Месяцев с 9   активно  добавляем  игры с предметами  

Шеф-повар в подгузниках

Как бы это непедагогично не звучало, но самымпопулярнымпредметом для игры почему-то у детей оказывается  кухонная утварь. Мой старший сын мог часами сидеть со мной на кухне перекладывая ложки из кастрюли в кастрюлю, или складывая миски(ну вообще удобно — мама готовит и ребенок при ней занят). Думаю, интересным  вариантом могут служить пластиковые контейнеры разного размера-это вам и вкладыши и крышечки открыть можно, а если мама добрая, то и водичку попереливать. Ну,в общем, вашей фантазии есть, где разгуляться. 

Будущий архитектор

На втором месте по  популярности среди игр на развитие мелкой моторики (по моим наблюдениям) стоят пирамидки. Очень нравятся детям большие пирамидки в их рост, ну и небольшие, но объемные тоже подойдут (естественно что, демоверсия на первых порах с вас мамули). Кстати, разноцветные пирамидки отличное пособие для изучения цветов с ребенком. Кто-то возразит, мол, рано еще. Я отвечу — пробуйте собирать, но не заставляйте. Темпы развития   деток у каждого свои.Третье место уверенно занимают кубики –подойдут мягкие, большие и обычные пластмассовые крупные разных цветов. Затем идут вкладыши. В магазинах сейчас великое множество таких игр. Выбирайте пока покрупнее и проще по форме, овал, квадрат и.д. что бы малышу было интересно. 

Мамин помощник

Полезным занятием для ребенка, который еще не умеет уверенно стоять на ногах, но активно ползает, будет собирание различных предметов по полу. Рассыпьте кубики или игровые мячики по всей комнате, поставьте корзину  и простите малыша приносить в нее предметы.Кроме того, в возрасте до года ребенку разрешается играть и шалить одновременно

Например, найдите лист бумаги и попросите малыша порвать его, предварительно продемонстрировав, как это нужно делать. Убрать тоже можно попросить ребенка по аналогии с кубиками и мячиками.Есть одно важное условие. Вы должны играть с малышом

Играть до тех пор, пока он сам не освоит так сложно, дающиеся ему, движения. Вам не обязательно иметь в  арсенале 151 тысячу игр (все равно не запомните). Играя, вы поймете,  что Вашему ребенку нравится. Выберет наиболее подходящие ему игры и занимайтесь на здоровье!

Играем с магнитным лабиринтом

Ну и еще парочка интересных игрушек, которые сгодятся в возрасте от 2,5 лет

Во-первых, это магнитный лабиринт (Ozon, My-shop, KoroBoom). Не хочется повторять избитое «развивает мелкую моторику», но это так Ребенок учится проводить шарики по лабиринту с помощью магнитной палочки. При этом палочку нужно держать строго вертикально и плотно прижимать к поверхности лабиринта, а это непросто. Шарик будет отцепляться, а палочка не захочет поддаваться, так что малышу надо будет приложить все усилия.

Встречаются разные лабиринты. Некоторые построены так, что все шарики нужно привести в какое-то одно «финишное» место, в других – таких мест несколько, а некоторые вообще предполагают игру с соперником (например, футбол) и содержат сразу две палочки для игры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: