Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ход игры: Взрослый читает ребёнку русскую народную прибаутку:

Как большой сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка –

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит: что за чудо?

Мальчик очень удивлён.

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон?

Взрослый предлагает ребёнку сделать погремушку. Перед ребёнком ставят бутылку, справа от него на подносе лежат мелкие камешки. Такие же камушки на столе у взрослого. Взрослый показывает, как правильно захватывать камешки и опускать их в бутылку

Внимание ребёнка обращается на то, что второй рукой необходимо удерживать бутылку

После того, как ребёнок опустит все камешки в бутылку, взрослый предлагает насыпать песку одну горсточку, взрослый закрывает её крышкой и показывает, как ей можно «греметь».

Погремушки, погремушки,

Вот весёлые игрушки,

Громко, громко так гремят

И ребяток веселят!

Игра «Построим забор»

Цель: Учить выделять объект неживой природы – камни, песок, формировать интерес к постройкам из камней и песка.

Оборудование: Машина, камушки, песок, совки, домик, игрушки котят.

Ход игры: В солнечную погоду взрослый организует прогулку на участке, где находятся мелкие камушки. Взрослый говорит ребёнку, что вокруг домика надо построить забор и предлагает собрать камушки в машину, после этого они везут камни к домику и строят забор. Затем взрослый предлагает привезти песок, для укрепления забора.Педагог читает потешку:

Кот у печи

Сухари толчёт.

Кошка на лавке

Рубашку шьёт.

Маленькие котята

Сухарики едят

Да на котика глядят.

По окончании работы педагог обращает внимание ребёнка на то, что забор у нас получился крепкий и наши котята смогут гулять во дворе и не потеряются. Игра «Кто что услышит»

Игра «Кто что услышит»

Задача: Открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём — то важном. Развивать мелкую моторику рук

Учить насыпать песок, используя воронку. Развивать умение откручивать и закручивать крышку.

Оборудование: Ширма, лейка с водой, камушки, ведёрко с песком, бутылочки пластиковые, воронка.

Ход игры: Взрослый за ширмой переливает воду из одной ёмкости в другую, сыпет песок, стучит камушками т. д. и предлагает детям отгадать, чем произведён звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, чтоб ребёнок мог отгадать. Затем предложить ребёнку из песка и камушек сделать свой музыкальный инструмент.

Игра «Дорожка из песка»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, Тактильных ощущений и мышления.

Оборудование: Песочница с песком, зайчик, лисичка, домик.

Ход игры: Педагог показывает ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы.

Зайчишка – трусишка,

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Капустку нашёл.

Сидит, грызёт.

Ай, кто – то идёт?

Лиса!

Педагог предлагает ребёнку сделать дорожку из песка к домику, чтоб зайка мог убежать от лисы.

Игра «Дорисуй»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, воображения. Знакомить детей с устным народным творчеством.

Оборудование: Песочница с песком, палочка, лейка с водой.

Ход игры: Педагог показывает ребёнку, как его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от пальца исчезает быстро. На мокром (педагог поливает песок из лейки) сохраняется долго. Педагог на песке рисует круг. Предлагает ребёнку, отпечатками ладоней дорисовать лучики солнышку.

Солнышко — ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Педагог рисует тучку, предлагает ребёнку пальчиком дорисовать капельки.

Дождик, дождик, пуще —

Дам тебе я гущи.

Дам тебе ложку,

Кушай понемножку.

Педагог предлагает ребёнку, пальчиком дорисовать рожки божьей коровки, а на спинке поставить точки.

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки,

Кушают котлетки,

А собакам не дают,

Только сами достают.

Игра «Зёрнышки для воробушка»

Цель: Развитие мелкой моторики рук: учить детей брать и посыпать песок щепоткой. Знакомить детей с красотой устного народного творчества.

Оборудование: Песочница с песком, лейка с водой, воробей, зёрна.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на  подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно  выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий. 

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде

Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые). 

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.
  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.  Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Ход игры:Взрослый рассказывает историю:

Нынче Ваня очень занят –

У него не счесть забот,

Грядки нынче полет Ваня,

Поливает огород.

Ох, трудна моя работа,

Ох, болит спина и бок,

Ох, устал я отчего — то,

Ох, пойду посплю часок.

Нынче много дел у Вани,

У него не счесть забот –

Только лег на лавку Ваня –

Гости входят в огород.

— Это я, Коза Козловна!

Ме-ме-е-е-е, хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что выберет Коза)

— Это я, Петух Петрович!

Ку-ка-ре-ку-у-у-у – хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что заберет Петух)

— Это я, Баран Бараныч,

Бе-е-е-е – хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что выберет Баран)

— Это я, Косой Зайчишка!

Скок — поскок, хозяев нет?

Хорошо, когда на грядке

Для тебя готов обед!

(что выбрал Заяц)

Нынче много дел у Вани,

У него не счесть забот,

Только встал с скамейки Ваня –

Гости мигом из ворот.

— Где морковь, а где капуста?

Лук исчез, пропал салат.

Ох, беда, на грядке пусто –

Кто же в этом виноват!

-Ты один и виноват!

По окончании истории взрослый предлагает огородить грядки — помочь Ване сделать забор из цветных палочек. Предложить ребёнку чередовать палочки по цвету (красная, зелёная).

Игры для детей от 3 до 6 лет

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки- скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками

Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.

С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, чтобы придать форму, похожую на оригинал

Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.

Чтобы сделать башни, например у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте всё это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.

Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока всё сооружение ещё не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек. Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья — воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо.

Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, её легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребёнок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: