Что можно делать с пластилином
Естественно, первое, что будет делать малыш с пластилином –мять его, отрывать куски и пытаться лепить на пол, волосы, тело. Но под присмотром родителей и с их помощью он вполне способен создать свои маленькие «шедевры».
Мама может дать ребёнку специальную доску для лепки, картонку, блюдце или лист бумаги, чтобы он лепил кусочки пластилина на эти поверхности. Его «шедевр» можно сохранить и даже повесить на стену.
В продаже сегодня есть специальные альбомы с рисунками, на которые также можно лепить пластилин. Также мама может самостоятельно нарисовать на листе бумаги картинку: новогоднюю ёлочку, божью коровку, ёжика или цветочки, чтобы ребёнок «дополнил» рисунок «яблочками», «новогодними игрушками» и прочими деталями.
Есть занятия и более сложные: научите ребёнка катать колбаску из кирпичиков пластилина разных цветов. Он может делать это между двумя ручками или на ровной поверхности, например, на столе. Мама вместе с ребёнком может сделать из колбасок колечки, змей или «калачи к чаю».
Девочки могут «кормить» куклу такими «калачами», а если мама скатает шарик и прижмёт его пальцами с двух сторон, то получится «печенье», естественно, тоже для куклы.
Из маленьких пластилиновых лепёшек получатся «шляпки» для пальцев. Одев на пальцы «шляпки» разных цветов можно учить ребёнка различать цвета или считать: «Вот первый пальчик, большой, он одет в жёлтую шляпку. А этот – второй, указательный пальчик. У него шляпка красная».
Со временем малыш научится сам катать шарики. Можно, в зависимости от цвета, говорить ему, что это яблочки, помидорчики, апельсинчики. Сегодня в магазинах для детского творчества продаётся самозатвердевающая паста для лепки. Из неё юная принцесса может сделать себе бусы.
Детям очень нравится тыкать в пластилин какими-нибудь предметами, например, палочкой или пальцами. Можно и это занятие превратить в увлекательную игру: раскатайте лепёшку из пластилина и дайте малышу самодельный штампик, ненужную расчёску, вилочку, карандаш или зубочистку. Пускай он поэкспериментирует, но, опять же, под присмотром старших (чтобы не поранился и не положил данный предмет в рот).
На пластилиновые лепёшки также можно лепить зёрнышки различных круп (риса, гречки, пшена и т.д.).
Если дать карапузу пластиковый стаканчик, то он может облепить его пластилином разных цветов. Этот «шедевр» может стать прекрасной вазочкой для полевых цветов, сухих листьев или веточек. Даже в том случае, если на улице зима и никаких цветов нет, то выход всё равно есть: цветочки ребёнок может сделать самостоятельно. На веточки крепятся шарики из пластилина, которые и станут «цветочками».
Совет
Не ругайте малыша, если он раскидает пластилин по полу или прикрепит его на волосы: лучше заранее позаботьтесь о том, чтобы он был изготовлен из безопасных материалов. Самое главное, чтобы родители во время игры с пластилином следили, чтобы он его ни в коем случае не ел.
Позвольте малышу проявить свою фантазию в играх с пластилином!
Количество игроков: от 1 человека
Дополнительное оборудование: разноцветный пластилин
Как правильно выбрать пластилин?
Для малыша в возрасте 2-3 года необходимо выбирать мягкий пластилин, который поддается воздействию маленьких пальчиков. Обычный пластилин твердый, требует усилий при использовании и подойдет детям постарше. Вместо пластилина можно использовать специальное тесто, однако оно быстро засыхает.
Палитра материала должна включать в себя стандартные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый
Для первых занятий набор оттенков должен быть минимальным, чтобы не перегружать внимание ребенка. После того как он будет свободно ориентироваться в предложенных цветах, можно начать их смешивать, получая новые оттенки
Необходимые инструменты
Основные инструменты, которые понадобятся для творческой деятельности, – это пластилин и доска. Трехлетнему малышу необходимы еще пластмассовый ножик, стека, формочки.
Не стоит забывать и о рабочем месте. Занятия лепкой должны проходить в специально отведенном для этого уголке. Лучший вариант для творческой деятельности с пластилином – детский столик, на котором нет ничего лишнего. На полу не должно быть ковров, т. к. пластилин вывести крайне сложно. Если пол везде застелен ковровым покрытием, стоит сверху положить клеенку.
Мультики и музыку лучше выключить, иначе ребенок будет отвлекаться на посторонние звуки. Так обучение лепке и развитие внимательности будет проходить гораздо быстрее.
Общие рекомендации по лепке из пластилина для детей 2-3 лет
Прежде чем приступить к занятию, нужно заинтересовать малыша, ненавязчиво предложив слепить что-нибудь из пластилина. Не стоит заставлять ребенка: если он не хочет, лучше еще немного подождать. Вызвать интерес к этому виду деятельности можно собственным примером
Маме или папе важно самим начать лепить из пластилина в присутствии ребенка, и он непременно захочет присоединиться к родителю
Первые поделки должны быть максимально простыми. Сначала нужно предложить малышу слепить шарик или колбаску. Успешное выполнение этой задачи вызовет у ребенка радость, и он с воодушевлением продолжит заниматься. Следующим этапом может быть изготовление глазок, ротика и носика для шарика-колобка или соединение концов колбаски в виде круга. Только после выполнения элементарных заданий стоит приступать к созданию настоящих поделок.
В 3 года малыш многое способен сделать самостоятельно. После того как кто-то из взрослых покажет ему основные манипуляции с пластилином, ребенок сможет совершить следующие действия:
- делить кусок пластилина на части;
- скатывать шарики и расплющивать их;
- делать колбаски и создавать из них колечки;
- размазывать пластилин по доске или картону;
- разрезать материал ножом на различные формы;
- объединять элементы в одну композицию.
Продолжительность занятий лепкой с ребенком двух-трех лет – от 5 до 15 минут. Ежедневная творческая деятельность положительно влияет на развитие интеллекта, воображения и речи малыша.
Оставлять отпечатки на тесте
Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и але-оп, на тесте получается красивый узор! Таисия была просто в восторге от этого занятия, и могла надолго увлечься, отпечатывая макароны на тесте.
Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа. Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит.
И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».
Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.
Игры с тестом
Итак, тесто у вас есть, что делать с ним дальше? В первую очередь, конечно, нужно познакомить малыша с тестом. Дать ему возможность потрогать, помять его. Можно слепить какого-нибудь колобка или зайчика, дабы показать на что тесто способно. Если знакомство прошло удачно, можно и к играм переходить.
Помните, что все занятие не должно затягиваться дольше 5-10 минут. Не стремитесь включить все игры в одно занятие, наблюдайте за малышом и прекращайте всегда прежде, чем он устанет от занятия. Если малыш теряет интерес к какой-то конкретной игре, возможно, она слишком простая или слишком сложная для него. Постарайтесь упростить или облегчить задание.
Рецепт очень пластичного теста
И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.
1 стакан муки
1 стакан воды
¼ стакана соли
1 ст.л. растительного масла
2 ч.л. лимонной кислоты
Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.
Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.
В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!
И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).
Скатывать мячик/шарик по горке/желобкам.
Наблюдение за скатывающимися шариками здорово тренирует глазные мышцы ребенка, а также дает малышу первое понимание основ закона всемирного тяготения. Ну и, конечно, это просто очень увлекательно для малышей – смотреть на скатывающиеся мячики.
Для этой игры вам нужно будет из подручных материалов соорудить небольшую горку, в этих целях подойдет даже книга, но лучше что-нибудь побольше. Главное, чтобы горка не получилась слишком крутой, иначе шарик будет скатываться слишком быстро, ребенку будет тяжело за ним уследить.
Также для этой игры в продаже имеется специальная игрушка, она называется Кугельбан (My-shop, KoroBoom). Кугельбан представляет собой конструкцию с дорожками-желобками, по которым скатываются шарики и другие фигурки. Предложите ребенку положить шарик на верхнюю дорожку и посмотреть, что будет дальше. А можно пустить сразу несколько шариков друг за другом.
Компьютеры — детям!
Бытует мнение, что от компьютера малышам только один сплошной вред. И кто бы спорил, что куда полезнее для глаз и мелкой моторики складывать оригами или склеивать модели кораблей, чем кликать мышкой в монитор! Но детей словно тянет ко всему новому и цифровому. Как можно самому проводить за компьютером время, но не пускать к нему малыша? Это практически невозможно, да и, на самом деле, не нужно.
Возможный вред компьютера для детского здоровья сильно преувеличен: если время, которое малыш проводит перед монитором, не превышает установленных врачами норм, то ничего плохого не случится
А вот с малых лет научиться обращаться со сложной цифровой техникой — это в современном мире очень важно!
Знания и навыки двухлетнего ребенка
Любой ребенок особенный, его развитие проходит индивидуально. Поэтому нельзя сопоставлять уровень умений карапуза и его сверстников. Один ребенок преуспевает в двигательной активности, другой успешно демонстрирует творческие задатки. Однако примерный перечень навыков, которыми владеет ребенок в двухлетнем возрасте, все же существует.
- Опорно-двигательный аппарат. Кроха уже умеет ходить, бегать, прыгать, ходить спиной вперед, балансировать на узком участке дороги, двигаться вверх-вниз по лестнице, пинать мяч.
- Моторика рук. Ребенок строит пирамидки, умеет обращаться с ножницами, рисует «каляки».
- Мышление, восприятие, память, речь. Малыш танцует в такт мелодии, способен совершить алгоритм до 3 действий, выполняет просьбы, рассказывает стихи и сказки. Словарный запас карапуза невелик: 150-300 слов. Он говорит короткими предложениями.
- Социализация. Ребенок активно взаимодействует с внешним миром: он моет руки, почти сам одевается, ест ложкой, пьет из кружки, сидит на горшке, помогает родителям, пытается общаться с другими детьми.
Если ваш двухлетний карапуз еще не готов выполнять все вышеперечисленные действия, не стоит впадать в панику. Просто уделите больше внимания работе над выявленными пробелами в знаниях. В этом возрасте дети схватывают на лету любой материал, достаточно нескольких уроков.
Прятать в тесто сюрпризы и находить их
У нас эта игра самая любимая. Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали!
Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто.
Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.
Занятия с пластилином предназначены для развития мелкой моторики руки детей в возрасте от 1-2 лет, речи, фантазии, ТВОРЧЕСТВА, личностного и эстетического развития.
Нужно уделять специальное внимание развитию мелкой моторики рук, занимаясь с пирамидками, мозаикой, конструкторами, различными шнуровками. Малышам еще трудно сосредоточенно выполнять какие-либо сложные манипуляции с пластилином, может возникнуть соблазн попробовать его на вкус, размазать по столу или по другим, не предназначенным для этого поверхностям, потому представленные здесь работы более подходят для младшего возраста
Малышам еще трудно сосредоточенно выполнять какие-либо сложные манипуляции с пластилином, может возникнуть соблазн попробовать его на вкус, размазать по столу или по другим, не предназначенным для этого поверхностям, потому представленные здесь работы более подходят для младшего возраста.
Работа с пластилином приносит ребенку большую пользу: учит его новому, развивает, активизирует речевую и познавательную деятельность, помогает пробудить фантазию, на занятиях с пластилином развиваются и крепнут пальчики ребенка.
Развитие речи.
Занятия выполняются ребенком совместно со взрослым, который непрерывно ведет эмоциональную беседу с малышом. При этом новые слова запоминаются легче и быстрее, а также их значения.
Ознакомление с окружающим миром.
Малыш знакомится с такими понятиями, как цвет, величина, форма и количество предметов.
Развитие фантазии, творчества.
Чтобы заинтересовать малыша, покажите ему, как работать с пластилином. Вы должны помочь ребенку на начальном этапе, а затем направлять его действия. При этом необходимо предоставлять ему определенную свободу выбора цвета, расположения снежинок и т.п. И обязательно хвалите кроху, чтобы интерес к творчеству не пропал.
Личностное развитие.
Похвалив ребенка, проявите интерес к его работе, поместите на видное место, например на холодильник. Пусть маленький творец чувствует Ваше одобрение и других важных для него людей. Тогда он вырастет уверенным в себе и своих способностях человеком.
Эстетическое развитие.
Пусть у малыша будет выбор разнообразных цветов пластилина и бумаги, сравнивайте с ребенком его работы, выбирайте самые удачные, чтобы он научился видеть красоту.
************
В данной методике используется прием надавливания. Можно сочетать его с приемом размазывания.
Малыш не может долго сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, поэтому необходимые для занятия пластилиновые шарики лучше подготовить заранее. Во время работы следите за положением пальчиков, чтобы малыш работал подушечкой пальца
Во время работы следите за положением пальчиков, чтобы малыш работал подушечкой пальца.
На заключительном занятии ребенку предлагается сделать пластилиновый цветочек. Не ограничивайте фантазию малыша. Если он захочет, то пусть сделает свой цветочек, который вы можете вставить в рамку и повесить в комнате малыша.
Соблюдайте меры безопасности: не позволяйте ребенку брать пластилин в рот, размазывать его по полу, одежде и игрушкам.
Щелкните мышкой на рисунке, чтобы открыть его в полном масштабе и распечатать.
Тип лицензии:Операционная система:Язык интерфейса:
Подручные материалы для развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики подойдут любые материалы и предметы: бумага и ткань, шнуровка и пуговицы, крупа и макароны, природный материал, пластилин и соленое тесто, всевозможные баночки, бусины. Самое главное, насколько интересно вы преподнесете идею и обыграете ее. Предлагаем несколько идей.
1. Спагетти
-
с их помощью можно выкладывать буквы, цифры, фигуры и даже строить лабиринты;
-
возьмите цветные макароны и предложите крохе рассортировать их по трем блюдцам или баночкам;
-
из толстых коротких макарон разных фактур можно делать бусы и браслеты.
2. Крупа
-
хорошо подходит для «пальчикового рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на ровной поверхности (можно использовать поднос, который легко вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Сначала рисунками могут быть обыкновенные точки, линии и зигзаги, затем усложняйте задачу –чертите геометрические фигуры, рисуйте елочки, цветы, человечков и т.п.;
-
осваивайте «аппликацию»: покройте тонким слоем пластилина лист картона, насыпьте в разные тарелки гречку, рис и горох и покажите крохе, как выкладывать узоры, вдавливая крупинки и горошины в пластилин;
-
вооружите кроху глубокой ложкой и дайте ему возможность пересыпать фасоль или горох из одной емкости в другую. Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное — например, от ведерка);
-
в небольшие глубокие мисочки спрячьте мелкие игрушки, а сверху насыпьте крупы (гречку, горох, пшено, чечевицу, фасоль) и предложите малышу найти игрушки в крупе;
-
предложите крохе поиграть в рыбака: вылавливать фасолины с помощью сита или ложки из миски с водой.
3. Соленое тесто
Приготовить его очень просто: стакан мелкой соли смешайте со стаканом муки, добавьте ложку растительного масла и полстакана воды. Замесите тесто и положите на несколько часов в холодильник.
-
малышам помладше будет интересно просто месить тесто, отрывать от него кусочки, делать отпечатки ладошек, ступней и различных предметов (карандашей, ключей, монет и т.д.)
-
годовасик будет разминать тесто в ручках, отщипывать маленькие кусочки теста, перекладывать их из ручки в ручку, разминать и давить.
-
Научите кроху делать блинчики и колбаски или спрячьте в тесто игрушку от киндер-сюрприза. Пусть он запустит в миску обе ручки и потыкает тесто пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.
Больше полезных и интересных материалов о развитии детей — в нашем канале на .