Музыкальное обучение детей после четырёх лет, развитие музыкальной выразительности
Развитие способностей к музыке проходит разные этапы и после 4-х лет важно начать работу над выразительностью. Часто можно столкнуться с тем, что люди считают этот вид музыкального обучения второстепенным и не особо важным
Но для полноценного понимания музыки важно понимать, какие эмоции были положены в основу того или иного произведения. Обучить малыша выражать собственные чувства и отношение через творчество.
Зачем обучать ребенка музыкальной выразительности
Одно и то же произведение, исполненное разными людьми, может вызывать разные ощущения у слушателя. Казалось бы, одинаковая последовательность нот и единый темп исполнения, а звучит по-разному. Исполнение может заставить нас смеяться и плакать или оставить равнодушными. Как развивать эмоциональность у ребенка, чтобы он сам получал удовольствие от создания музыки и окружающие могли понять его чувства.
Развитие этого навыка позволяет:
- расширить возможности восприятия произведений искусства. Это касается не только музыки, но и других видов творчества;
- дать развитие музыкальным возможностям. Проигрывание и пропевание одного варианта мелодии с разной эмоциональной окраской совершенствует технику и восприятие;
- применять различные варианты эмоциональной окраски при разговоре.
Работа над этими вопросами начинается с того, что ребенка знакомят с разными вариантами одной и той же композиции и просят сказать, какие эмоции вызывают у него произведения. Ведется работа по разделению понимания различных видов чувств. Понятие грусть, веселье, счастье, задумчивость прекрасно объясняются через песни и танцы.
Вторым этапом развития музыкальной выразительности является применение полученных знаний на практике. Дети, которые обучаются пению пробуют воспроизводить одну и ту же композицию с разной эмоциональной окраской. Обучающиеся игре на инструменте — практикуют на одном отрывке произведения, изучающие танцы — при помощи движения. Развитие эмоциональности у детей в процессе обучения музыке важный шаг для развития психологического равновесия, успеха в публичной жизни и постижении многих школьных предметов.
Вопрос возраста
Те родители, кто слышал о маленьком Моцарте, начавшем играть в три года, задаются вопросом возраста, в котором следует уже не просто развивать музыкальные способности ребенка, а «усаживать его за инструмент».
На самом деле, максима звучит так: «чем раньше, тем лучше». И здесь нужно остановиться и спросить себя: «Для чего мой ребенок должен заниматься музыкой? Станет ли он профессиональным музыкантом или он будет учиться для того, чтобы быть развитым, культурным, общительным, трудолюбивым, умным человеком?»
При первом варианте ответа в 3-3,5 года начать заниматься музыкой целенаправленно будет правильно. Помните, однако, что Моцарт – это редкое исключение, и немало великих музыкантов начинали позже.
При втором – лучше продолжать подготовку и общее развитие ребенка, поддержать и усилить его интерес к музыке.
Что касается выбора инструмента, то здесь нужно присмотреться к ребенку, посоветоваться с педагогами. Для игры на фортепиано хороши длинные пальцы, а вот аккордеонисту они, наоборот, будут мешать (хотя клавиши на обоих инструментах одинаковые). Необходимо учесть и желание самого ребенка: не нужно настаивать на флейте, если ребенку нравится гитара
На самом деле, не так важно, на каком инструменте будет играть ребенок (его даже можно поменять во время обучения). Важнее общее музыкальное развитие, и вот его лучше начинать как можно раньше
У разных инструментов существует разный оптимальный возраст для начала занятий. Он зависит от степени сформированности игрового аппарата (пальцев, корпуса, мышечной массы, амбушюра, связок). Лучший возраст для большинства инструментов – 6-7 лет, но есть и такие, на которых начинают играть только с 10-12 лет. Специалист-педагог хорошо знает, как должен быть развит ребенок для успешного обучения и какие нагрузки ему полезны. К тому же физическое развитие у детей одного возраста бывает разным, и дети могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому принимать решение о начале серьезных занятий нужно только, посоветовавшись с педагогом.
Есть и верхняя граница возраста. Считается, что 9 лет – уже поздновато для профессионального овладения инструментом. Поговорка «лучше начать чуть раньше, чем опоздать» справедлива. При этом верхняя граница возраста не существует, если ребенок учится играть для общего развития, для удовольствия!
И еще об одном следует помнить. Не стоит начинать плотно заниматься музыкой одновременно с началом занятий в общеобразовательной школе. Нагрузка, физическая и психологическая, может оказаться неприемлемой.
Учить музыке – не значит сразу же играть. Во многих музыкальных школах и школах искусств детей 3-4 лет принимают в группы раннего эстетического развития. Малыши в них занимаются не только музыкой, но и рисованием, танцами, ритмикой. Занятия построены в игровой форме, они интересны малышу, ребенок не чувствует, что «его развивают». С малышами работают профессиональные педагоги, у них больше опыта и средств, а значит, качество занятий очень высокое. Следует отметить, что и в этих группах трехлетнего малыша за инструмент не усаживают. Это делают не раньше, чем на второй год обучения в группе.
В детских садах два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. Если их ведет педагог-профессионал, то эти занятия дадут ребенку хорошую музыкальную подготовку.
Вы заметили, как часто в статье упоминался учитель? Это не случайно.
Как слушание музыки организовать?
Без ответа на него все предыдущие рассуждения теряют смысл. Вот несколько основных правил.
— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.
— Музыка не должна звучать слишком громко.
— Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.
Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а, иногда и раньше ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту его реакция на музыку (нравится/не нравится) станет более определённой.
Используйте куклы и рисунки
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно помогут доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребёнком песню «Зайка», где запев поётся медленно, а припев быстро в «прыгающем» ритме. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте пение песни ее движениями. Во время запева кукла движется также медленно, как и музыка, а во время припева прыгает. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку, перед ребёнком лежит рисунок, изображающий Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Слушаете песенку о лете — любуетесь летним пейзажем. Разучиваете песенки о лошадях, петушке или лисе — рассматриваете изображения этих животных
Это помогает маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни
В игру «Кто первый запоёт?» хорошо играть вдвоём с братом, сестрой или другим ребёнком, пришедшим к вам в гости. Вы начинаете тихо играть мелодию известной детям песни. Или, если дома нет музыкального инструмента, поёте мелодию голосом без слов. Кто первый узнает песню, получают очко. Игра продолжается до 3-5 или более очков.
Можно играть в эту игру, даже если у ребёнка нет компании. Но тогда он должен узнать песню по первым пяти, шести или более нотам.
Другой вариант угадывания песни — по ритму. Вы стучите ребёнку ритм хорошо известной песни. Потом просите его сделать то же самое. И песню уже угадываете вы. Такие игры развивают чувство ритма.
Как развить музыкальные способности ребенка
Приступать к развитию музыкальных способностей малыша можно сразу же после его рождения. Разумеется, первой учительницей для него в этом деле (и не только в этом) будет мама. Когда кроха видит, как поет и играет его мама, он будет стремиться ей подражать. Именно таким образом создаются предпосылки к обучению, однако главное в любых начинаниях – это желание ребенка. Поэтому любые занятия нужно проводить только в случае хорошего расположения духа крохи.
Способ 1 — Прослушивание музыки
Прослушивание музыки можно начинать еще тогда, когда малыш находится в утробе у мамы. Будучи в животике, он способен слышать звуки извне. И очень хорошо, если эти звуки приятны и гармоничны.
После рождения крохи слушайте с ним детские песенки и классику. Чуть позже, когда малыш начнет говорить, его можно научить словам. Для этого выберите простую песенку и напевайте ее по пять-семь раз подряд. Между повторениями следует делать музыкальные паузы – проигрывание той же мелодии на инструменте-самоделке или настоящем инструменте (фортепиано, скрипке, клавишном синтезаторе). Не спешите обучить малыша сразу всему – достаточно выучить одну песню за занятие.
Единство музыкального и литературного текстов оказывает на детей большее влияние, так как малыши связывают звучание с конкретным образом. Текст песни расширяет представление ребенка об окружающем мире. Впечатляющая сила музыкального звучания углубляет поэтическое содержание песни.
Способ 2 — Работа над ритмикой
Ритмикой можно заниматься уже с трех месяцев малыша. Возьмите его под мышки и поставьте на большой мяч. Под веселую песенку шагайте по мячу. Может быть, сначала вам понадобится помощь бабушки или папы, но со временем вы самостоятельно будете справляться с подобным упражнением.
Малыши постарше не откажутся попрыгать на мягком диване под размеренную музыку. Главное, чтобы прыжки совпадали с ритмом песни или мелодии.
Продолжительность подобных музыкальных занятий для маленьких детей не должна превышать пяти минут, а настроение (как малыша, так и ваше собственное) должно быть отличным. Чередуйте прыжки с ритмичной ходьбой и переменки для отдыха, во время которых ребенок сидит (или лежит), а мама продолжает напевать эту же песенку, сжимая и разжимая его кулачки в такт мелодии.
Способ 3 — Развитие слуха
Развитие слуха – это формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук. Эта своеобразная тренировка занимает немного времени, но упражняться следует ежедневно. Но как развить музыкальный слух у маленького ребенка?
Работу над развитием слуха можно начинать с двух месяцев малыша, используя погремушки. Знакомство с разнообразными звуками, издаваемыми погремушками, впоследствии побудит кроху к самостоятельному музицированию. Коллекцию звучащих предметов можно пополнить разнообразными колокольчиками, маленькими пищащими или звенящими игрушками, которые легко подвесить над кроваткой, чтобы малыш мог сам дотягиваться до них и извлекать из них звуки.
Когда кроха подрастет, можно использовать простой и эффективный метод: пойте ему песни, рассказывайте сказки, играйте с ним, меняя характер своего голоса (тихо и громко, протяжно и отрывисто, сумбурно и ритмично).
Способ 4 — Музицирование
Элементарное музицирование с детьми подразумевает, что взрослый наигрывает мелодию на каком-то музыкальном инструменте (можно и на самодельном), а ребенок подыгрывает на барабане, бубне, маракасах или какой-либо иной стучалке-звенелке. Играя, старайтесь подобрать темп, удобный для малыша.
Цель подобных занятий – общение родителей с ребенком посредством музыки. В элементарном музицировании малыш выступает не только слушателем и исполнителем, но и творцом, создателем музыки.
Таким образом музицирование может стать очень важной ступенькой, которая поможет малышу открыть мир музыки, освоить игру на простых инструментах, стимулировать потребность в углубленном изучении выбранного ребенком музыкального инструмента
Роль учителя
В любом деле учитель – ключевая фигура. Учитель, увлеченный своим предметом, знающий его, умеющий передать свои знания и увлеченность детям, всегда добьется хорошего результата. В обучении музыке от учителя зависит 90% успеха ребенка. Под успехом мы будем понимать не просто профессиональный рост исполнительского мастерства, а степень развития музыкальных способностей, степень увлеченности музыкой, желание преодолевать трудности и достигать новых вершин.
Причин этому две. Во-первых, обучение игре на инструменте или сольному пению происходит один на один. В силу этого между учителем и учеником устанавливается очень тесный контакт, в том числе эмоциональный. Во-вторых, сам предмет, которому учится ребенок, требует особого внимания к содержанию обучения. Научить исполнять музыку – значит научить понимать ее. А что такое музыка? Это язык чувств. Достигнуть единства в понимании такой «тонкой материи» не так просто, как, к примеру, в понимании физических формул.
Поэтому, решив учить ребенка музыке, нужно заботиться, прежде всего, о том, как найти учителя (а не музыкальную школу). Роль учителя можно проиллюстрировать таким примером: если вы хотите учить ребенка игре на фортепиано, а хорошего учителя нет, но есть хороший учитель игры на скрипке, то нужно выбрать скрипку.
При этом не важно, где работает педагог, какие заслуги имеет. Он может всю жизнь заниматься детьми со средними данными, не ставя перед учениками цели стать лауреатами конкурсов или музыкантами-профессионалами
Или он берет трудных подростков, замещая в их сознании улицу миром музыки, и подростки, конечно, редко показывают выдающиеся результаты. Эти примеры иллюстрируют мысль, что опираться в выборе педагога на его именитость, на конкурсные достижения его учеников не следует. Хотя учесть их тоже нужно.
Хороший учитель музыки:
- Умеет наладить контакт с учеником, добр к ребенку, в то же время умеет добиться результата, строг и требователен, если это необходимо.
- Умеет работать с детьми «в разном стиле», в зависимости от индивидуальности каждого ученика. Ставит разным ученикам разные цели (по силам каждого – кому-то конкурс, а кому-то выступление на школьном концерте) и добивается их достижения.
- Он, прежде всего, учитель музыки, а потом уже (возможно) исполнитель музыки. Известно, что не все хорошие исполнители могут быть хорошими учителями. Это разные компетенции.
- Во главе угла для него стоит польза для ребенка (с точки зрения ближайшей и отдаленной перспективы развития), а не академические концерты и конкурсы.
- Он сам любит музыку, умеет передать любовь и восхищение музыкой ученику.
- Объясняет не только техническую сторону исполнения, но и художественную. Не отдает предпочтения технике в ущерб художественности.
- Не допускает ремесленничества! Гаммы и упражнения не становятся самоцелью.
У такого учителя дети занимаются дома с желанием, а на урок бегут как на праздник. Кто-то скажет, что таких идеальных учителей не бывает. Это не так. Просто нужно задаться целью и искать.
Расспрашивайте знакомых, чьи дети учатся музыке, посещайте концерты в музыкальных школах, присматривайтесь к детям. Хорошего педагога видно по его ученикам.
Кстати, совсем не обязательно искать только в музыкальной школе. Это может быть и частный педагог, отличные учителя могут быть в студиях, развивающих центрах, домах культуры.
Что и как слушать
Безусловно, музыка является одним из факторов, который влияет на эмоциональное состояние человека
Психика у малышей отличается особой нежностью, поэтому молодым родителям важно понимать, какую музыку включать для своего ребёнка
Прослушиванию музыкальных композиций для детей младшего возраста рекомендуется отводить не более 1 часа в день. Это время можно разделить: например, в первой половине дня включать на полчаса веселые и бодрые песни, а вечером-полчаса спокойной музыки. Включайте музыку во время физических упражнений, или когда делаете зарядку.
Не следует ставить громкость на максимум, поберегите слуховой аппарат малыша. Дети хорошо реагируют на высокочастотный звук, поэтому старайтесь исключить музыку с низкочастотной мелодией.
Не торопитесь знакомить своего карапуза с такими музыкальными направлениями, как рок и транс. Эти стили слишком тяжелые для утонченной психики малыша.
Сегодня в мире музыки огромное количество различных стилей, и не все из них подойдут маленькому слушателю. Рассмотрим основные направления, которые будут полезны для прослушивания с детьми младшего возраста и его музыкального развития.
Классическая музыка остаётся самой полезной и важной не только для детского прослушивания, но и для взрослых. Включайте классику, как можно чаще. Доказано, что музыка Моцарта, Вивальди, Бетховена и других классических композиторов оказывает положительное воздействие на процессы в организме детей, психо-эмоциональное состояние
Дети, которые слушают классическую музыку становятся более терпимы по отношению к окружающим людям. Рок и реп, наоборот, способствуют повышению агрессии.
Народные песни. Также как и классика показана для детского прослушивания. У ребёнка расширяется кругозор и представление о собственном народе и о своей родине.Такой жанр благоприятно влияет на детскую, ещё неокрепшую психику, способствует духовному развитию.
Колыбельные. Испокон веков мамы и бабушки всегда напевали малышам колыбельные песни. В настоящее время этот вид музыки все также популярен.Приятные, спокойные колыбельные песни благоприятно влияют на нервную систему малыша, способны успокоить и подготовить ко сну.
Для музыкального развития детей отлично подойдут бодрые и веселые ритмы. Включив песню из знакомого мультфильма, можно устроить совместные танцы. Тем самым малыш получает позитивные эмоции, радостный настрой.
Конечно, у ребёнка в дальнейшем будут появляться определенные предпочтения в музыке. С точки зрения педагогики и гуманности, не нужно запрещать ребёнку слушать тот или иной жанр.
Нельзя ограничивать свободу выбора своего чада. Такие запреты могут только лишь привести к различным проблемам и конфликтам в семье. Но все-таки в раннем возрасте малыша, отдавайте своё предпочтение вышеуказанным жанрам, тем самым формируя правильное восприятие и понимание музыки.
Первый год. Звуковое окружение
Итак, у вас в семье большая радость — родился ребёнок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности? Как пройти между Сциллой насильственного навязывания своих представлений и Харибдой полного невмешательства?
С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами источник звука, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, произносит отдельные звуки, иногда даже напевает. Ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих.
К этому времени малыш, не улавливая ещё смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Услышав громкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие и нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие
Поэтому важно создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Уместны колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки
В том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.
Пусть мама (да и папа тоже) поет малышу.
С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери или няни (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин об Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.
Сегодня песня, в том числе у колыбели, уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники и что петь малышу несовременно. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.
Знаем семью, в которой родители, заметив, что 11-месячный ребёнок пытается имитировать интонации их голоса и пения, стали разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизированными напевными речитативами.
— Вставай, маленький, любимый Сашенька, — напевали они утром на разные мотивы.- Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п.
Результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трём распевал многие детские песенки: «Ёлочку», «Крокодил Гена», «Мы едем, едем, едем…» и др. Добавим, что примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребёнка, в нашей практике довольно много.
Иногда папа или мама спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» У педагогов на этот счёт нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребёнку нежелательно, так как музыкальный слух ребёнка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей — не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся ещё раз, личный пример. Остаётся добавить: представление, что если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой достаточных оснований.
Как привить ребенку заинтересованность в музыке?
Родителям нужно помнить о том, что ребенка важно подготовить к музыкальной школе. Как это сделать? В первую очередь давать малышу слушать классические произведения, а также итальянскую оперу
Вдвойне хорошо, если родители включают малышу видео с концертов
Маленьким детям сложно концентрировать внимание очень долго, а потому прослушивание музыки можно объединить с игрой на детских барабанах, бубнах, треугольниках или деревянных ложках. Также для малыша подойдет и блокфлейта
Психологи рекомендуют начинать музыкальное образование с 3-х или даже с 4-х лет.
Благотворно может повлиять посещение концертов классической музыки, где дети могут не только в живую послушать произведения, но и увидеть живой оркестр. Перед посещением концерта рекомендуется ознакомить ребенка с музыкальными записями. Соединяя метод игры и прослушивание композиций можно вызвать заинтересованность малыша. Плюсом могут стать и занятия танцами, ведь маленькие дети любят двигаться.
От 1 до 4. Музыкальные игрушки.
Мы согласны с Никитиными, что «один год — стартовая площадка для запуска всех возможностей ребёнка». Это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого возраста он начинает не ползать, а ходить. И поэтому видит окружающий мир значительно лучше и полнее. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими даёт значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки предметы и изучать их. Важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки.
Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, машинки, проигрывающие мелодии и др.) сейчас выпускается огромное количество. И о них не надо забывать, когда вы создаёте для ребёнка, по выражению Марии Монтессори, «культурное пространство». Какими правилами необходимо руководствоваться, обеспечивая малыша звучащими игрушками?
- Музыкальные игрушки не надо прятать в шкафу. Пусть игрушки лежат так, чтобы малыш без вашей помощи смог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент его интересует. Именно этот феномен свободного выбора используют в Израиле при кормлении детей с восьми-девяти месяцев и до двух лет. Перед ребёнком кладут на тарелочках четыре-пять различных блюд, и он сам выбирает, какое ему больше сегодня по душе.
- Избегайте игрушек, издающих резкие и громкие звуки.
- Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если всё вокруг ребёнка звучит и поёт — это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, и музыка уже воспринимается не как радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.