12 советов как научить ребёнка развлечениям в одиночку
У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона
Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.
Обеспечьте безопасность
Важно, чтобы игровое пространство малыша было вдалеке от нагревательных приборов, розеток и воды. Кстати, в этом вопросе огромную услугу вам окажут специальные заглушки и фиксаторы.
Выделите зону для игр
Если в квартире живёт маленький ребёнок, то, безусловно, игрушки разбросаны повсюду. Однако даже при этих условиях всё равно должно быть одно определённое место, выделенное под игровое имущество. И малыш должен знать, что это только его пространство, за которое он отвечает (таким образом, у ребёнка ещё и формируется чувство ответственности).
Обязательно обеспечьте ребёнка игрушками для самостоятельной игры (карандаши, железная дорога и т.д.). Это должны быть разнообразные, но не многочисленные предметы.
Проявляйте интерес. Любая деятельность ребёнка невозможна без участия взрослого. Родители должны интересоваться делами своего чада, быть в курсе всего того, что волнует малыша.
Периодически обращайтесь к ребёнку. Так вы не дадите почувствовать ему одиночество.
Стимулируйте заинтересованность. Предлагайте ребёнку придумывать вместе новые игры, приучите искать интересные способы решения головоломок и пазлов.
Подсказывайте. Малыш должен ощущать ситуацию успеха, иначе он теряет интерес. Поэтому помогайте советом или направляйте его деятельность, если игра зашла в тупик.
Учите подражать взрослым. Поощряйте, если малыш начинает копировать процесс приготовления пищи или уборки – так в маленькой личности закладываются основы его социальной роли.
Мотивируйте. За рисунок или поделку, выполненную самостоятельно, не скупитесь на добрые слова или сладкое лакомство. Главное – не переусердствуйте с такими поощрениями, иначе ваш малыш станет совершать любые поступки только из соображений выгоды.
Гордитесь карапузом. Если ребёнок самостоятельно нарисовал или сделал поделку из пластилина, обязательно продемонстрируйте результат его труда: поставьте на видное место или покажите друзьям.
Стимулируйте. Чтобы отрезки времени для самостоятельного времяпрепровождения постепенно увеличивались, периодически подсказывайте малышу новые идеи для игр.
Приучайте к сюжетным играм. Если малыш с упоением собирает пазлы – это замечательно, но не менее важно и умение играть в куклы-машинки, так как именно эти игрушки – начало совместной деятельности с другими детьми.
Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.
10 советов, как приучить ребенка играть самостоятельно
Выпуск 13 Как научить ребенка играть Здравствуйте, уважаемые читатели! Один из самых популярных вопросов
Не стоит ждать мгновенных Как вы думаете, как и где должна О трудностях с детьми (решения До новых встреч, Луговская Юлия orangefrog.ru- Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком |
Почему важно увлечь ребёнка занятиями
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?
Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.
Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Давайте подытожим все вышесказанное. Правила самостоятельной игры. Чтобы ребенку было легче освоить игру самому, обеспечьте ему важные условия:
- Предварительное усиленное общение;
- Навыки и умение играть;
- Безопасность пространства;
- Поддержание контакта, когда это необходимо;
- Удобная игровая зона, в идеале – свой обустроенный игровой уголок;
- Развивающие фантазию и интересные ребенку многофункциональные игрушки. Это может быть все, во что малыш сможет играть без вас: кубики, карандаши, машинки, куклы и т.д.;
- Похвала за самостоятельную игру, моральное поощрение;
- Постепенное увеличение продолжительности самостоятельной игры.
Эти правила не так сложны, как может показаться. Все, что вам необходимо – вовлеченность, желание и искренность по отношению к ребенку. Не пытайтесь его обмануть, или заставить играть. Все это вряд ли пройдет. Но вот разговоры в открытую, поддержка и честная похвала непременно сыграют свое дело. И все будут заняты – и малыш, и мама.
Кстати, не забывайте, что стратегия поведения касательно самостоятельных игр малыша должна соблюдаться всеми членами семьи. Не так, что мама и папа позволяют крохе играть полчаса в день одному, а в гостях у бабушки и дедушки последние не спускают внука с рук ни на секунду. Модель воспитания в семье должна быть общей, тогда у всех все будет хорошо. И поведение ребенка не станет вызывающим.
Помните, что навык самостоятельной игры ребенка – такое же важное приобретение, как и навык есть, пить, одеваться, самому ходить в туалет. Это необходимые ступеньки развития крохи
Ведь он растет, и потихоньку готовится к будущей самостоятельной жизни. И мы не просто можем – обязаны ему в этом помочь.
Я искренне желаю чудесных игр вам и вашим деткам! Активной вам, яркой, насыщенной и творческой жизни!
Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868
Я благодарю Аню за мысли. От себя хочу добавить, что меня, можно сказать, миновали такие проблемы. Дочки-близнецы очень любили сами играть. Наверно, им друг с другом было повеселее . А когда стали чуть постарше, примерно в 3-4 годика, могли часами сами со своими игрушками заниматься
Важно было вовремя подойти, переключить их внимание на что-то другое. И очень мы любили рисовать и лепить. Конечно, процесс этот уже надо было больше контролировать, но времени появилось гораздо больше у меня уже на свои дела
Конечно, процесс этот уже надо было больше контролировать, но времени появилось гораздо больше у меня уже на свои дела.
И для души мы с вами послушаем сегодня Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада
Хочу обратить ваше внимание на сборник мультфильмов по произведениям классической музыки «Волшебная флейта» из Польши. Чудесные классические мелодии оживают благодаря волшебному искусству анимации! Прекрасный способ приобщать детей к музыке
Рекомендации
Следите за тем, чтоб игровой процесс ребёнка был полностью безопасным.
Убедитесь, что место для игр ребёнка подобрано правильно, карапузу комфортно.
Позаботьтесь о присутствии развивающих игрушек, но не интерактивных.
Обязательно интересуйтесь игровым процессом ребёнка
Если малыш выделяет особое внимание какому-то моменту, обязательно уделите ему время
Карапузу важно родительское внимание даже во время самостоятельных игр.
Не оставляйте ребёнка совсем одного
Важно, чтоб вы отзывались на его просьбы, даже если находитесь в другой комнате. Это необходимо, чтоб уменьшить тревогу малыша.
Если ребёнок не может, например, дособирать пазл, или он застрял на каком-то этапе, помогите ему, в этом нет ничего плохого.
Не забывайте хвалить карапуза за его самостоятельность.
Если малышу страшно оставаться одному в комнате, не уходите, но занимайтесь при этом своими делами
Главное, чтоб карапуз видел ваше присутствие.
Не спешите, не требуйте от ребёнка моментального перехода к самостоятельным играм, делайте всё постепенно
Главное, чтоб карапуз видел ваше присутствие.
Не спешите, не требуйте от ребёнка моментального перехода к самостоятельным играм, делайте всё постепенно.
Теперь вы знаете, насколько важно, чтоб малыш своевременно начал играть без посторонней помощи. Помните, что это не только благоприятно влияет на развитие творческих способностей и фантазии ребёнка, позволяет ему логически мыслить, но также и укрепляет его психологически, учит быть ответственным и терпеливым, а это окажет немаловажное значение во взрослой жизни. Не забывайте, что процесс перехода к самостоятельным играм не должен быть резким и важно знать, какие игрушки соответствуют возрасту вашего ребёнка
Соблюдайте рекомендации, и ваш малыш научится играть самостоятельно, и будет получать немалое удовольствие от игрового процесса
Не забывайте, что процесс перехода к самостоятельным играм не должен быть резким и важно знать, какие игрушки соответствуют возрасту вашего ребёнка. Соблюдайте рекомендации, и ваш малыш научится играть самостоятельно, и будет получать немалое удовольствие от игрового процесса
Примеры самостоятельных игр
Чем больше игр родитель сможет предложить ребенку, тем выше вероятность, что он чем-то заинтересуется и займется самостоятельно. В арсенале нужно иметь хотя бы с десяток разноплановых вариантов.
Приведем несколько примеров игр.
- Нарисуй. Ребенку выдается задание нарисовать открытку бабушке или маме. Чтобы повысить заинтересованность, можно предложить ему использовать трафареты, фломастеры, гелевые ручки с блестками, печати.
- Построй домик для кукол или гараж для машин. Практически беспроигрышный вариант – попросить малыша подготовить место для дальнейшей игры со взрослым. Он должен соорудить, к примеру, гараж из блочного конструктора. Когда он доделает все, мама включится в игру.
- Кто быстрее? Дети 2-4 лет очень любят выигрывать в соревнованиях. Можно предложить малышу сделать что-то на скорость. Например, мама моет посуду, а ребенок складывает игрушки. Или мама готовит суп, ребенок собирает пазл.
- Заполни пробелы. Взрослый вырезает из цветной бумаги сердечко, домик, собачку, машинку или любую другую фигуру. Затем в серединке делает пробелы. Для первого раза можно вырезать 3 квадратика. Фигура наклеивается на белый лист, квадратики кладутся рядом. Ребенок должен поставить их на место. Позже игра усложняется большим количеством пробелов, их различной формой.
Выбор игрушек
Правильный выбор игрушек – это первый шаг к успеху
Важно, чтобы ребенок мог проявить фантазию, например что-то построить, нарисовать, слепить. Это также позволит насладиться и похвастаться плодами своих трудов. Игрушки, которые подходят для самостоятельных игр детям 2-4 лет:
Игрушки, которые подходят для самостоятельных игр детям 2-4 лет:
- пазлы;
- конструкторы;
- бизиборд;
- раскраски и аппликации с наклейками;
- принадлежности для рисования, поделок из пластилина или бумаги;
- кинетический песок;
- мозаика;
- фигурки героев;
- принадлежности для ролевых игр (в доктора, строителя, парикмахера);
- дом для кукол, железная дорога, паркинги.
Девочкам нравиться готовить в игрушечной посудке, подражая маме, мальчикам – что-то чинить, как папа. Простые на первый взгляд игрушки увлекают детей гораздо сильнее, чем современные говорящие куклы и роботы.
Как заинтересовать малыша игрой
Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.
На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.
Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре.
Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).
Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.
Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».
Доводим до ребенка ответственность за выполнения домашних заданий
Никогда не делайте уроки за ребенка и не делайте из него исполнителя. Учеба в школе — это работа ребенка. Что нам хочется после работы, кроме отдыха? Рассказать о том, как прошел день, поделится новыми знаниями и опытом. Когда делаете домашние задания с ребенком, просите его рассказать вам, что было на этом уроке, что он запомнил, что было интересного.
Вы можете сделать задание и попросить ребенка проверить, правильно ли вы сделали, так его учили или нет? Просите его объяснять вам задачу. Скажите, что это вам очень интересно, что вас такому не учили. Таким образом мы создаем мотивацию у ребенка запоминать и делится, а не отчитываться. Отчитываться никто не любит.
Направить шопоголизм в мирное русло
Кто-то обожает гулять по торговым центрам, кто-то – выискивать необычные штуки на Ali, а кто-то – мастер спорта по дисконтам. Мы придирчиво выбираем себе косметику или гаджеты, разбираемся в их характеристиках и отдаем предпочтение только определенным брендам. Главным образом потому, что это – удовольствие и вид отдыха. Все то же самое касается и выбора игрушек.
Если посмотреть на домашние игрушки свежим взглядом, то вполне может оказаться, что они старые или сломанные, не подходят по возрасту, надоели или просто не нравятся. Ну и играть с ними, конечно, не только не хочется, но и не получается. И если вы старый опытный шопоголик, то искать в магазинах что-то новое и интересное – приятная для вас работа.
Изучая офлайн или онлайн ассортимент, вы скоро найдете любимые бренды и поймете, что вам с ребенком по душе: обычный конструктор или магнитный, пластилин или кинетический песок, домино или мемори и так далее до бесконечности (или лимита по карточке). Пусть новые игрушки будут качественными и красивыми. Правило одно – игрушки должны радовать. Вас тоже. Тогда и играть в них вам будет интересно.
Почему ребенок должен уметь играть сам?
Начнем с того, почему в принципе малышу стоит уметь играть самостоятельно (за исключением той причины, что вы просто не можете уделять ему 100% своего времени каждый день). Сразу отметим: речь не идет о том, чтобы ребенок постоянно играл исключительно сам. Ему однозначно нужно время, проводимое с родителями и другими взрослыми, равно как и совместные занятия со сверстниками. То есть малыш должен быть в принципе способен занимать себя сам, и делать это периодически, а не всегда. А нужно это по следующим причинам:
- Самостоятельность. Это очевидно: если ребенок не привыкнет принимать даже такие простые решения, как игра или другой способ себя развлечь, то становиться самостоятельным в будущем ему окажется крайне сложно. По сути, способы самостоятельного времяпрепровождения – это первые собственные решения малыша, которые он принимает осознанно. Требование дать ему ложку, отказ есть какую-то еду или носить какой-то предмет гардероба не сравнятся с этими решениями по уровню значимости для развития детской личности.
Креативность
В воспитании в принципе важно соблюсти хрупкий баланс между двумя крайностями: насаживанием шаблонов поведения и их полным отсутствием. Ребенку нужны какие-то правила, алгоритмы, которыми он сможет руководствоваться, чтобы гармонично влиться в социум
В то же время, ему нужно и отсутствие страха перед действиями, для которых правил нет, которые можно выполнять по собственному усмотрению. И умение занимать себя самостоятельно отлично помогает в избавлении от этого страха.
«Отделение» от родителей. Весь процесс взросления ребенка, по сути, направлен на сепарацию от мамы и папы, то есть на получение всего того, что позволит нынешнему малышу стать полноценным и самодостаточным взрослым в будущем. У всех этапов сепарации есть свои сроки. Естественно, двухлетнего ребенка не стоит оставлять дома одного, да и потребности в личном пространстве у него существенно ниже, чем у подростков. Но хотя бы иногда играть самостоятельно, без абсолютной зависимости от родителей, такой ребенок уже может (правда, скорее всего, ему будет спокойнее, если мама или папа будут оставаться в поле его зрения).
- Ответственность за расходование своего времени. Эта причина актуальна для детей постарше, в активности которых игры еще занимают приличную часть, например, для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Им предстоит привыкать ко все более и более интенсивному учебному режиму, и, в идеале – начинать учиться эффективному тайм-менеджменту. Понимание непосредственной связи между тем, как они распорядились своим временем, и тем, сколько его у них осталось, для них очень полезно, равно как и понимание возможности влиять на эти параметры.
Итак, играть самостоятельно – не столь важно, в игрушки, с мячом, с веточкой, в какие-то свои фантазийные вещи – ребенку все же стоит. И если у вашего малыша это пока не получается, самое время его научить
Как правильно приучать малыша к самостоятельным играм
Для этого родители должны соблюдать несколько простых, но вместе с тем очень важных правил.
- Детские игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Понятно, что малыш, которому только-только исполнилось два годика, вряд ли увлечется всяческими пазлами и конструкторами: он просто еще не в состоянии мыслить логически на таком сложном уровне. Поэтому увеличивать сложность игрушек нужно поэтапно: старше возраст – сложнее игрушка. Хотя, конечно же, неправильным будет отнимать у повзрослевшего малыша его прежние простенькие игрушки. Во-первых, он к ним успел привязаться и полюбить их, а во-вторых, став старше, малыш способен найти им новое творческое применение. Например, вообразить, что погремушка – это ракета или сказочный человечек.
- Игрушек не должно быть слишком много. Это дезориентирует малыша, не дает развиваться его фантазии, а, кроме того, он, скорее всего, не будет ощущать к игрушкам привязанности и любви. Обычно ребенок влюбляется в какую-то одну игрушку, и это нормально.
- Приучать ребенка к самостоятельным играм нужно, когда он чувствует себя хорошо, сыт, здоров, у него хорошее настроение. Иначе кроме плача, капризов и швыряния игрушек родители ничего не добьются.
- Необходимо следить, чтобы место, где играет ребенок, было комфортным и безопасным.
- Не надо навязывать ребенку свои правила и собственное видение игры. Все это он должен определять сам. Ну и, конечно, если он вдруг решил резко поменять правила, это тоже нормально. Это означает, что малыш в процессе: он учится, он фантазирует, он познает самого себя.
- Даже если малыш уже вполне способен играть самостоятельно, все равно родителям время от времени нужно принимать участие в его играх, учить ребенка чему-то новому, да и просто эмоционально с ним общаться. Любой малыш, за редким исключением, с удовольствием впустит маму в свою игру, а, по большому счету, в свой мир.
Познакомить ребёнка с развивающими занятиями по потребностям
На обучении мы поняли несколько важных моментов:
- Ребёнка не должны окружать случайные предметы и обстоятельства: всё, что находится в окружающей его среде, должно иметь предназначение.
- Один материал должен быть направлен на развитие одного органа чувств.
- Все материалы должны выглядеть эстетично, привлекая ребёнка.
С курсом в нашу жизнь вошло множество интересных и полезных занятий, направленных на распознавание вкусов и запахов, работу с цветами:
Важно, чтобы ребёнок мог взаимодействовать с материалом. Например, мы провели два эксперимента с магнитами
Доченька была в восторге и сама открыла для себя, что предметы могут цепляться друг за друга! Нашла дверные замки, к которым также магнитятся магнит.
Вместе познаём прекрасный мир, складываем светящиеся пазлы солнечной системы и проговариваем, что есть солнце, планеты, спутники. Знакомимся с окружающим миром.
Мануэла много рисует и самостоятельно читает:
Ставить таймер
Издание Lifehacker советует: выделите на игру 20 минут. Это не много и не мало. И установите таймер. Только по-честному: отложите гаджеты, домашние дела и посторонние мысли
Погрузитесь в игру и проведите с ребенком эти 20 минут максимально самозабвенно (кстати, можете разделить игровой период на две части: например, 10 минут утром и 10 минут вечером), чтобы как следует напитать ребенка своим вниманием и «наиграть» его так, чтобы он был доволен. Срабатывающий по истечение 20 минут будильник обычно действует безотказно, многим детям кажется, что это какая-то магия, и раз пора заканчивать, значит, пора заканчивать
https://youtube.com/watch?v=jAcSTSSXFxE
Что делать, если ребенок не хочет играть один
Иногда бывает так, что малыш играет в вашем присутствии, но только стоит вам выйти из комнаты – он сразу же плетется за вами хвостом. В этом случае нужно пойти на хитрость. Оставьте на видном месте стопку открыток, баночку с пуговицами, мешочек с лоскутками и кружевами. Но не давайте ребенку это прямо в руки. Как известно, запретный плод сладок и таинственные вещи непременно привлекут вашего малыша. Заранее позаботьтесь о том, чтобы пуговицы были достаточно крупными, дабы ребенок не проглотил их, чтобы кружева были не длинными. Играть с такими сокровищами ребенок будет даже без вашего присутствия, поверьте. Это позволит ему привыкнуть к новому состоянию самостоятельности.
Должен ли ребенок самостоятельно делать уроки?
Фото: envato.com
Многие родители, имеющие детей школьного возраста, задумываются, нужно ли делать уроки вместе с ребенком. С одной стороны, каждый ребенок нуждается в помощи, а с другой нужно воспитывать малышей самостоятельными.
Какую ошибку обычно совершают родители? Начиная с первых шагов делают домашнюю работу вместе с детьми, а то и даже вместо них, ссылаясь на то, что их чадо ещё слишком маленькое. Из-за этого у школьника формируется мнение о том, что не нужно делать все задания самостоятельно даже в школе. Ведь дома его ждут хорошие мама и папа, которые всё решат и всё исправят.
С течением времени ребенок растет, а мысль о том, что за все вещи несут ответственность родители, остается. И даже во взрослом возрасте ребенок будет думать, что все вопросы должен решить кто-то (родители, коллеги, вторая половинка и т.д.), а также будет легко поддаваться на манипуляции других людей.
Как не допустить такую ошибку? В первую очередь нужно понять, что домашняя работа это ответственность малышей. Второй шаг донести это до ребенка. Третий шаг помочь организовать процесс выполнения уроков после школы.