Последствия детской психологической травмы у взрослого

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Лечение

Клинические рекомендации при асфиксии предусматривают первоочередное предоставление первой помощи новорожденному. Это самый ответственный шаг, который при условии грамотного проведения снижает тяжесть последствий патологического состояния и риск развития осложнений. Ключевая цель реанимационных мероприятий при асфиксии – достичь максимально высокой оценки по шкале Апгар к 5-20 минутам жизни новорожденного.

  • Принцип А («airway») – обеспечить свободную проходимость дыхательных путей на первом этапе реанимации. Для этого нужно создать правильное положение: запрокинуть голову, приспустить ее на 15 градусов. После этого – отсосать слизь, околоплодные воды из носа, рта, трахеи, нижних отделов дыхательных путей.
  • Принцип B («breath») – создать вентиляцию, обеспечить дыхание. Для этого создают струйный кислородный поток – проводят искусственную вентиляцию легких с помощью реанимационного мешка. Если ребенок не кричит – добавляют тактильную стимуляцию: поглаживание вдоль спины, похлопывание по стопам.
  • Принцип С («cordial») – восстановить работу сердца. В этом помогает непрямой массаж сердца. При необходимости – вводят адреналин, глюкозу, гидрокортизон и другие препараты. При этом нельзя прекращать вспомогательную вентиляцию из предыдущего этапа.

Уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, проводится в условиях роддома. Малышей с легкой формой размещают в специальную палатку с высоким содержанием кислорода. При средней или тяжелой форме асфиксии младенцев размещают в кувез – специальный бокс, куда подается кислород. При необходимости проводят повторную очистку дыхательных путей, освобождают их от слизи.

Схему дальнейшего лечения, восстановления и ухода определяет лечащий врач. Общие рекомендации по уходу предусматривают:

В ходе реабилитации следить за состоянием ребенка помогает регулярный мониторинг:

  • веса малыша (два раза в день);
  • неврологического и соматического статуса;
  • объема употребляемой жидкости;
  • состава питания;
  • основных жизненных показателей: пульса, артериального давления, сатурации, частоты дыхательных движений;
  • лабораторных характеристик крови, мочи;
  • рентгенограммы грудной клетки, брюшной полости;
  • ультразвукового исследования брюшной полости;
  • нейросонографии;
  • электрокардиограммы, эхокардиограммы.

После выписки малыша нужно регулярно наблюдать у педиатра, невропатолога.

Глаза кролика

Итак, разберёмся, как же устроены глаза кролика и в чём особенность зрения этого животного.

Особенности строения

Глазное яблоко у кролика большое, в виде шара. Строение его идентично строению глазного яблока многих других зверей. Оно расположено в глазнице и связано с головным мозгом с помощью зрительного нерва.

Внутренности глазного яблока составляют светопреломляющие среды (хрусталик, стекловидное тело, содержимое передней и задней камер), оболочки и нервы с сосудами.

Глазное яблоко прикрывает 3 века. Это традиционные верхнее и нижнее, а также ещё одно веко, которое расположено во внутреннем углу глаза. Третье веко необходимо для предохранения сальной железы.

Слёзная железа находится в височном уголке глаза. За движение органов зрения отвечают 7 мышц: 4 прямых, 2 косых и 1 оттягиватель глазного яблока. На поверхности глаза расположен густой налёт, который способствует увлажнению и сохранности яблока. Благодаря этому налёту кролики довольно редко моргают.

Какого цвета бывают

Окрасы радужки глаз у кроликов могут быть различными. У породистых они часто гармонируют с цветом меха, бывают голубыми, карими, тёмно-карими, светло-коричневыми, красными, серыми, зелёными, синими, серо-голубыми. Цвет глаз у животного, принадлежащего к какой-либо породе, должен соответствовать заявленному стандарту.

Так, для ангорской породы характерны красные и голубые радужки, для чёрно-огненной — коричневые, а при наличии голубой спины — голубые. Для фландра радужки карие, для представителей Аляски — тёмно-коричневые, для «калифорнийцев» и «новозеландцев» — от светло-розового до красного, для венского голубого — тёмно-голубые.

Как это происходит

Ежегодно в мире из за случайной травмы умирают 830 тысяч детей. Половина случаев в нашей стране, по данным Росстата приходится на бытовые травмы, 34% на травмы на улице. У мальчиков травмы случаются чаще и последствия серьезнее. Обычно это связано с более высоким уровнем активности и социальным одобрением, родители реже ограничивают их исследовательские действия. Большая часть детских травм — поверхностные, около 15% приходится на вывихи и переломы рук и совсем незначительная часть на переломы ног и головы.

На первом месте по причинам — родительский недосмотр. Когда кажется, что ничего с ребенком не произойдет или взрослые недооценили опасность ситуации. Это подтверждают и наши эксперты.

В младенчестве чаще всего случаются падения с кровати или пеленального стола, на втором месте синдром «встряхнутого ребенка», когда потерявший самообладание родитель, трясет ребенка при сильном плаче. В обоих случаях главная опасность — повреждение головного мозга и шеи.

Когда ребенок начинает ползать, то часто травмирует пальцы рук. Чтобы этого избежать, нужны стопоры в дверях и защита на ящиках. Стоит ребенку начать учиться вставать, то добавляются ушибы головы от неудачных попыток и мелкие травмы от встречи с внешним миром.

Как только ребенок начинает ходить, он может добраться до опасных предметов, поэтому после года дети могут проглотить взрослые таблетки, бытовую химию или забраться на шкаф. Также часто случаются ожоги.

Подросший ребенок чаще сталкивается с другими детьми на горке или падает с карусели на площадке. Также у многих появляются самокаты и беговелы, поэтому ребенка нужно сразу приучить кататься в шлеме и защите на коленях.

В школьном возрасте травматизм снижается, у детей появляется чувство опасности и нужные знания о мире, которые позволяют ребенку избежать травмы. Но при этом у ребенка часто появляется более скоростной транспорт: гироскутеры, мопеды и ролики, которые без защиты могут сильно травмировать подростка.

Как может помочь психолог?

Справиться с психологической травмой поможет психолог. Обратиться к специалисту для проработки негативного жизненного опыта следует в таких ситуациях:

  • постоянное ощущение тревоги и страха;
  • ночные кошмары и воспоминания-вспышки о травматическом событии;
  • изменение мышления, утрата способности к адекватным реакциям и критической оценке;
  • стремление к эмоциональному ограждению от родных, друзей, коллег;
  • страх перед интимной близостью;
  • периодическое злоупотребление алкоголем.

Опытный психолог в процессе терапии психотравмы поможет решить такие задачи:

  • проработать травматические ощущения, воспоминания;
  • разрядить реакцию на стресс, выбрать стратегию сопротивления;
  • научится регулировать эмоциональные нагрузки;
  • восстановить доверие к окружающим, наладить общение с близкими людьми;
  • восстановиться после негативных эмоций.

Решение обратиться за помощью, должно быть осознанным, поскольку при лечении психотравмы пациенту придется столкнуться с болезненными воспоминаниями, пугающими эмоциями, невыносимыми картинами из прошлого. Поэтому работа с психологом требует не только профессионализма со стороны специалиста, но и силы воли, желания преодолеть травму от пациента.

Признание проблемы и обращение к специалисту – самый важный шаг на пути к здоровой, счастливой жизни без страхов.

Причины психологических травм

Причиной психотравмы может стать любое событие. Единственным классификатором причин психологических травм можно считать возраст пациента (дети и взрослые). Во-первых, психика ребенка более уязвима и восприимчива к негативным эмоциям. Во-вторых, характер травмирующих событий в детском возрасте иной, в сравнении с ситуациями, которые происходят во взрослой жизни.

Психологические травмы детства оказывают наиболее сильное влияние не только на психологическую устойчивость, но и на формирование характера, принципов, мировоззрения ребенка. Наиболее часто психотравмирующий опыт у детей связан с такими событиями:

  • деспотическое воспитание со стороны родителей;
  • унижения, отсутствие веры, насмешки, от родителей;
  • развод родителей;
  • смерть мамы, папы, брата, сестры;
  • неприятие со стороны сверстников (унижения, оскорбления, насмешки и т.д.);
  • физическое и сексуальное насилие, моральное давление;
  • насилие в семье (например, когда отец бьет маму);
  • наличие вредных привычек у родителей (алкоголизм, наркотики, разгульный образ жизни и т.д.);
  • несправедливое поведение по отношению к ребенку;
  • разочарование в «авторитетном» взрослом.

Работа с психологической травмой в детском возрасте обязательно проводится профильным специалистом. Если оставить знаковое негативное событие в жизни ребенка без внимания, то психотравма становится основой жизненного сценария уже взрослого человека. Она формирует раздражительность, нервозность, угнетенные состояния, депрессии, склонность к насилию. Детская психологическая травма во взрослой жизни может стать причиной серьезных психических проблем – невроз, психоз, др.

Во взрослом, сознательном возрасте нарушение адекватности поведения может связываться не только с детскими страхами, обидами, травматическими воспоминаниями. Сильные негативные эмоции провоцируют такие ситуации:

  • внезапная смерть родного человека;
  • бракоразводный процесс;
  • прерывание беременности (особенно в третьем триместре);
  • пережитая автомобильная авария;
  • диагностирование тяжелого заболевания;
  • потеря возможности самостоятельно двигаться, ухаживать за собой;
  • террористические акты, военные действия;
  • переживания за судьбу близкого человека, который подвергся насилию, унижению;
  • сексуальное и физическое насилие;
  • сильные стрессы;
  • и многие другие

Как проходит восстановление ребенка?

Игнорировать реабилитацию после ЧМТ ни в коем случае нельзя. Условно весь процесс можно разделить на такие этапы:

  1. Данный этап начинается вместе с лечением. Цель реабилитации заключается в том, чтобы максимально сохранить здоровое состояние головного мозга, что в дальнейшем обеспечит его успешное восстановление.
  2. Реабилитационные методы направлены на то, чтобы восстановить функции, которые были утрачены.
  3. Завершающий этап, который подразумевает переход и приспособление к привычной жизни, в частности, самостоятельное обслуживание, общение с одногодками, адаптация к учебному процессу.

Во многих случаях процесс реабилитации ребенка после перенесенной черепно-мозговой травмы совмещают с обучением, закреплением новых навыков и умением, развитием в физическом и психическом плане.

Как помочь при травме

При поверхностной ссадине:

  • промыть ранку водой из под крана или из бутылки, если это случилось на улице.
  • обработать антисептиком, для этого подойдет перекись водорода, хлоргексидин или мирамистин.
  • если ребенок гуляет на улице, то после обработки лучше заклеить ранку пластырем, чтобы уменьшить риск нагноения из за попадания грязи. В домашних условиях лучше не заклеивать, так ссадина подсохнет на воздухе и заживет быстрее.
  • если в рану могла попасть земля, а ребенок не привит от столбняка, то нужно срочно обратиться к педиатру или в травмпункт для экстренной профилактики.
  • ранка требует наблюдения в течение нескольких дней. Если вокруг появилась краснота, место ссадины увеличилось или сочится гной, то скорее всего внутрь попала инфекция и нужно обратиться к хирургу.

При сильном ушибе и подозрении на перелом, нужно обратиться за медицинской помощью, чтобы сделать рентген и убедиться, что кости целы.

В каких случаях нужно обратиться в больницу, рассказывает педиатр GMS Сlinic :

У маленьких детей заметить проблему сложнее, поэтому поводом для обращения к врачу будет любое изменение поведения ребенка после возможной травмы. Плохой или наоборот, слишком долгий сон, сильный плач без видимой причины, отказ от еды или рвота.

Виды психотравм

Негативный психологический опыт классифицируют в зависимости от способности человека преодолеть его. Выделяют такие типы реакции на стресс:

  • Проактивная позиция — предполагает попытку самостоятельной проработки стрессового события до того, как оно повлияет на мировоззрение и образ жизни. Люди с проактивной позицией легко справляются со стрессом и неожиданными ударами судьбы;
  • Реагирующая позиция — предполагает усилия по минимизации морального ущерба от психотравмирующего события. То есть, борьба происходит уже после случившегося. В такой ситуации, травматические события оказывают существенное влияние на эмоциональное состояние человека;
  • Пассивная позиция – игнорирование произошедшего, неприятие ситуации. Люди с такой позицией очень долго страдают от последствий психологической травмы.

Психотравмы также классифицируют по продолжительности:

  • Ситуативные – событие происходит внезапно и длится короткий промежуток времени. К таким событиям можно отнести врачебную ошибку, смерть родного человека, предательство друга, природную катастрофу;
  • Долговременные травмы, как правило, связаны с детскими переживаниями. Они тянуться десятилетиями и отравляют жизнь человека.

Что делать если ребенок упал?

Постараться не паниковать, взять ребенка на руки, успокоить, вызвать бригаду скорой помощи.

По стандартам оказания неотложной помощи, каждый ребенок с травмой головы должен быть госпитализирован. Обычно это происходит так: машина скорой помощи доставляет малыша вместе с мамой в приемный покой специализированной больницы, где дежурный нейрохирург осматривает ребенка, проводит ультразвуковое исследование мозга, рентгенографию костей черепа. Если состояние малыша не вызывает опасений и при обследовании не выявлено ничего плохого, маму с ребенком могут отпустить домой под наблюдение невролога по месту жительства.

Если при осмотре малыш непрерывно плачет, или, наоборот, вялый, или есть слабость в ручке или ножке и малыш не может ими двигать, или была повторная рвота, или выявлены изменения при ультразвуковом исследовании и на рентгенограмме, тогда ребенок остается в больнице и получает лечение в соответствии со степенью черепно-мозговой травмы.

В лечении используются лекарственные препараты, уменьшающие отек ткани мозга, улучшающие кровоток и обменные процессы в нервной ткани.

Грозным осложнением черепно-мозговой травмы может стать внутримозговая гематома, когда кровь из поврежденных сосудов изливается в полость черепа, что неизбежно приводит к сдавлению мозга. В такой ситуации требуется срочная операция для удаления гематомы.

Когда состояние ребенка становится стабильным, его выписывают домой под наблюдение врача-невролога.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов

И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Симптомы и признаки

Сканирование мозга

Некоторые симптомы, возникающие в результате приобретенной травмы головного мозга, — это амнезия, ангедония и апраксия.

Амнезия

«Детская амнезия — это неспособность вспомнить собственное детство». Исследователи обнаружили, что некоторые повседневные действия, такие как говорение, бег или игра на гитаре, невозможно описать или запомнить.

Ангедония

Ребенок с диагнозом ангедония не будет интересоваться некоторыми обычными занятиями, такими как хобби, занятия спортом или общение с друзьями

Для ребенка очень важно иметь возможность получать удовольствие от детских занятий, потому что это может помочь им построить социальную жизнь и легко взаимодействовать с другими. Невозможность делать это в молодом возрасте только усложнит адаптацию, когда ребенок станет старше.

Апраксия

«Апраксия — это неспособность выполнять выученные целенаправленные движения, несмотря на желание и физическую способность выполнять движения». В этом случае ребенок мог бы все еще помнить, что делал обычную деятельность, например, ездить на велосипеде, но все еще не мог совершить движение.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Психотравма и жизненная активность

Давид очень много болел в детстве. У его бабушки была идея, что всех детей надо закаливать с раннего возраста. Старшую сестру Давида бабушка вывозила в коляске весьма легко одетую в прохладную погоду – и девочка действительно почти не болела простудными заболеваниями. Однако Дэвик родился совсем другим, и этого бабушка не учла. В результате – 7 воспалений лёгких и масса других проблем в первые 6 лет жизни. Мальчик не вылезал из кровати.

А еще больше всего на свете Дэвид любил… болеть

Ведь это было самым эффективным способом получать внимание и поддержку. Неосознанное стремление привлекать болезнь привело к тому, что к 20 годам уже взрослый молодой человек имел массу психосоматических расстройств

Он нигде не учился и не работал, ведь комфорт и добрые взаимоотношения в его подсознании были четко связан с позицией жертвы. Успех, активность, достижения прямо противоречили его жизненному сценарию.

Чтобы разобраться со всем этим и измениться, Дэвиду понадобился длительный курс психотерапии

И это еще не все…

Как видим, естественное влияние социальной ситуации в детстве сказывается на уже взрослом человеке. Так, если девочка подверглась сексуальному насилию, она, став взрослой, может бояться близких отношений с мужчинами. Подросток, подвергшейся травле, может уйти в свой внутренний мир

Ребенок, который привык лезть из кожи для того, чтобы его родители обратили на него внимание, в будущем может стать эгоцентричным.

Таким образом, детские психологические травмы часто приводят к нарушениям социального и личностного развития. Люди, которым пришлось пережить такой отрицательный опыт в детстве, нередко менее успешны в карьере, им сложнее строить дружеские и семейные отношения, они чаще других не могут выстроить свою жизнь таким образом, чтобы им самим было в ней психологически уютно и комфортно.

К сожалению, психологическая травма часто оказывает формирующее влияние не только на подсознание, но и на сознание человека. Фактически такой человек – это плод своей травмы, её результат, хотя сам он этого не осознаёт.

В этом случае ему сложно рассчитывать на преодоление последствий своей травмы, если он не обратится к специалисту: психотерапевту или психологу. Только специалист может помочь такому человеку внутренне переработать последствия своей травмы, осознать, что в его личности является её результатом, – и найти пути преодоления этих отрицательных последствий.

Симптомы психологической детской травмы

Заметить психологическую травму любой человек может самостоятельно.  Даже если не осознаёт этого, и не помнит, как она произошла. Главные признаки и симптомы “болевой точки” в жизни можно разделить на 2 подгруппы — психологические и физиологические. Чаще всего это изменения в поведении и настроении. Например:

  • внезапная смена настроения
  • чувство вины, которое проявляется во фразах “я во всем виноват”, “если бы не я”
  • тревога. В таком состоянии человек не находит себе места, постоянно что-то теребит в руках, постоянно повторяет одни и те же действия
  • чувство одиночества и обреченности. Проявляется во фразах: “я никому не нужен”, “мне одиноко”, “никто мне не поможет”
  • рассеянность и замкнутость. Проявляется в постоянном отвлечении и невозможности сосредоточиться. Человек замыкается в себе и своих мыслях, почти не взаимодействует с обществом.

Когда пора насторожиться?

Бывают страхи и другого рода — невротические, справиться с которыми могут только специалисты. В их основании лежат как особенности психики ребенка, так и условия его жизни, разного рода психические потрясения и травмы, конфликты и разногласия в семье, школьные проблемы…

Невротические страхи можно узнать по большей эмоциональной насыщенности и интенсивности, длительному течению, устойчивости. Самое негативное их последствие — это неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка. Не справляясь с внутренней тревогой, ребенок начинает избегать не только того, что его когда-то напугало, но и всего нового, незнакомого.

Говоря о страхах, часто употребляют еще один термин — фобии. Если страх — нормальная защитная психическая реакция, основанная на инстинкте самосохранения, то, говоря о фобиях, психологи имеют в виду реакцию, не соответствующую причине. Например, человек боится оставаться один в закрытом помещении, хотя никакой опасности нет. Таких фобий психологи знают немало: примерно 360 видов, которым подвержены около 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или другую фобию пережил каждый четвертый ребенок на Земле.

Специалисты выделяют два вида фобий: социальные, связанные с жизнью человека в обществе (боязнь публичных выступлений, массовых собраний…), они присущи в той или иной степени многим взрослым и детям. Есть и специфические фобии (боязнь замкнутого пространства, определенных предметов, болезней). Например, ребенок боится наступать на трещинки на асфальте. Это может оказаться игрой или подражанием, но родителям не помешает чуть внимательнее присмотреться к поведению малыша.

К сожалению, дети, страдающие разного рода фобиями и невротическими страхами, не всегда полагаются на защиту, любовь и поддержку взрослых. Они слишком часто слышат: «Что за детский лепет? Тебе не стыдно?»

Безразличие взрослых не помогает малышу справиться со страхом.

Важно не забывать, что отсутствие всяких страхов (готовность прыгнуть с любой высоты, перебежать дорогу перед машиной…) — такой же повод для беспокойства, как и их наличие. Полное отсутствие страха может указывать на пониженную эмоциональность ребенка, снижение чувства самосохранения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: