Профилактика речевых проблем

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс.

Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е

произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е

произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.

Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:

— развития понимания обращенной речи;

— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;

— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;

— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;

— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;

— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;

— совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить

Мельник Г.В.,
учитель-логопед,
г. Челябинск

Что делать, если ребенок говорит неправильно?

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители могут замечать разные грамматические ошибки речи:

  • неправильные окончания имен существительных, называемых во множественном числе и родительном падеже (семечков, креслов, кофточков, лопатков); неодушевленных имен существительных мужского рода, сказанных в предложном падеже (в поле, в роте, на шарфе);
  • склонение имен существительных, которые склонять нельзя (кенгуров, в пальте);
  • ошибки в основе глаголов (ехаю, искаю, даваю);
  • неправильное называние рода имен существительных (один яблоко, это мой книга);
  • ошибки в прилагательных, обозначающих сравнительную степень (хужее, твердее);
  • ошибки в склонении числительных (пойду с двоями, кошка с три котятами).

Если ошибки случайны, не стоит уделять им внимание ребенка, не акцентируйтесь на них. Если подобные ошибки постоянны, их нужно исправлять, поскольку если этого не делать, речь ребенка будет оставаться неправильной очень долго

Однако над речевыми ошибками малыша смеяться нельзя, так же как и дразнить его или высмеивать его неудачное произношение.

Взрослые не должны относиться к неправильному произношению слов ребенком, как к анекдоту, тем более пересказывать неудавшиеся слова другим в присутствии самого малыша. Дети любят, когда им удается рассмешить взрослых, а потому начинают коверкать слова целенаправленно. Очень скоро это перерастает в привычную речь, исправить которую очень сложно.

Позднее развитие речи у ребенка должно насторожить взрослых. Не ждите, пока малыш «выговорится». Так можно упустить важный момент для полноценного речевого развития, который припадает на возраст 3-5 лет. Исправить речевую патологию поможет логопед и медикаментозное лечение при условии, если проблема будет замечена своевременно.

Раннее развитие речи тоже не совсем полезно. Часто дети, которые в полуторагодовалом возрасте начинают говорить связными осмысленными предложениями, становятся гордостью родителей. Однако такие дети вскоре становятся слишком беспокойными, они плохо спят, им снятся кошмары. В чем причина? Все дело в несовершенстве детской психике, которая просто не может справиться с потоком новой информации. Поэтому таким детям необходим отдых и свобода от лишних впечатлений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: