Что должны делать родители в период доречевого развития
В период доречевого развития формируются слухоречевые связи и речевой слух. Ваша задача – научить ребенка подражать звукам и интонации, копировать тембр и эмоциональную окраску голоса взрослых.
Ежедневно делайте упражнения:
- Положите малыша в кроватку или на колени лицом к себе. Улыбайтесь, смотрите в глаза. Двигайте его ручками и ножками, синхронно произносите ритмичные слоги и слова: «ма-ма», «ба-ба», «па-па», «ла-ла». В результате вырабатывается положительная реакция на голос. Позже ребенок начнет копировать гласные и согласные звуки. Повторяйте 3–4 раза в день по 7–10 минут.
- Пойте песни с четким ритмом: «Баю-баюшки-баю-ю-ю… Не ложись ты на краю-ю-ю». Когда младенец без слухового аппарата, приблизьтесь к его ушкам и отдалитесь, когда ребенок в нем. Не должно быть препятствий в виде локонов волос, подушек, одеял и пр., чтобы звук не искажался.
- Сопровождайте действия словами, чтобы ребенок формировал слухоречевые связи (рассказывайте, что делаете, куда идете, что видите и пр.).
По завершении периода развития ребенок улавливает связь между хаотичными слуховыми ощущениями и своим голосом с помощью слухового аппарата. Понимает связь между действиями и их озвучиванием – учится реагировать на шаблонный зов.
Занятия с сурдопедагогом помогут малышу и родителям освоить методики самостоятельной работы
Почему после слухопротезирования и кохлеарной имплантации необходима помощь сурдопедагога?
Появление в семье ребёнка это долгожданное событие для всех родителей. Многие родители ещё до рождения ребёнка строят планы, мечтают. Но иногда бывают случаи, когда в семье появляется особенный ребёнок, в нашем случае с нарушение слуха. Как только выявили нарушение слуха, ребёнка направляют к врачу-сурдологу, который назначает лечение и в случае неэффективности медицинской терапии, проводит слухопротезирование или направляет на кохлеарную имплантацию. Кроме посещения врача-сурдолога родителям уже на этом этапе необходима помощь сурдопедагога, который научит правильно общаться, покажет как правильно заниматься с ребёнком не только по развитию слуха, речи, но и развитию всех сторон личности.
Стоит сказать, что после того как ребёнок начал носить слуховые аппараты или подключили процессор кохлеарного имплантанта, некоторые родители полагают, что слух и речь теперь будут развиваться дальше если не самостоятельно, то с незначительной помощью логопеда, сурдопедагога. Однако это далеко не так. Несмотря на то, что современный слуховые аппараты и кохлеарные имплантанты позволяют компенсировать большие потери слуха, ребёнок нуждается в интенсивной коррекционной помощи.
Это связано с тем, что развитие слуха у нормально слышащих детей происходит в первые два года жизни. Уже начиная с первых недель жизни ребёнок начинает изучать мир с помощью слуха: реагирует на громкие звуки, на голоса, учится определять источник звука, характеристики звука (длительность, громкость, количество звуковых сигналов); учится определять интонацию. Уже начиная со второго полугодья жизни у ребёнка начинает развиваться более сложные процессы — развитие фонематического (речевого) слуха , в дальнейшем он только совершенствуется. И именно в первые два года мозг учится правильно воспринимать, анализировать слуховые ощущения, в том числе и речь.
Кроме развития непосредственно слуха идёт параллельно развитие связей с другими системами (зрительной, тактильной, двигательной).
Например, если мы услышим слово кошка (киса) мы можем представить как она выглядит, какая мягкая шёрстка у ней, мы знаем какие движения речевыми органами необходимо сделать, чтобы назвать слово «кошка».
Запомните, мы слышим и понимаем — не ухом, а мозгом. То, что в первые два года развивается быстрыми темпами, в последующем развивается с большими трудностями, так как силы организма «перебрасываются» на развитие других более сложных функций.
Наши дети, с нарушенным слухом, часто упускают большую часть этого драгоценного периода, и их мозг не тренируется, не накапливает слуховой опыт. Поэтому, как только у ребёнка определи нарушение слуха, необходима квалифицированная систематическая помощь сурдопедагога. У детей с нарушениями слуха отмечаются сложности в восприятии материала: не всегда слышат безударные слоги, окончания, приставки, предлоги, интонационную окраску речи, часто путают звуки, близкие по звучанию. Всё это отразится и на самостоятельной речи ребёнка.
Именно сурдопедагог поможет вам и вашему ребёнку открыть мир звуков: научит выделять из потока звуки, определять характеристики звуковых сигналов, различать и не путать звуки, слова. Поможет накопить тот слуховой «архив» (звуки, слова, фразы), который необходим для понимания речи, а следовательно, и для развития речи как таковой. Научит ребёнка правильно воспринимать и употреблять в речи слова в соответствии с их родом и падежом, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять предлоги и т.д. Это очень долгий и трудоёмкий труд, который требует усилий сурдопедагога, родителя и в первую очередь ребёнка.
Желательно посещать занятия сурдопедагога не реже 3 раз в неделю. В остальное время близкие ребёнка занимаются с ним самостоятельно, следуя рекомендациям сурдопедагога.
Подключение речевого процессора, его первичная настройка
Задачи сурдопедагога:
Оценить безусловные ориентировочные реакции (например: замирание, поворот головы в ответ на звук и т.п.) ребенка при электростимуляции в процессе программирования речевого процессора.
Выработать у ребенка условную двигательную реакцию на звук (например: в ответ на сигнал маленький ребенок надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.).
Выделять и анализировать непроизвольные и произвольные реакции ребенка на разнообразные звуки для оценки эффективности работы речевого процессора и системы кохлеарной имплантации в целом.
Учить родителей замечать и фиксировать в дневнике наблюдений изменения в поведении ребенка — его непроизвольные и произвольные реакции на разнообразные звуки.
Учить ребенка определять силу звучания (громко/тихо); количество звучаний; их длительность (долго/кратко), высоту (высоко/низко) и т.д. для уточнения в будущем режима настройки.
Новая жизнь
Голос регистратора в ЗАГСе: «Вы согласны, гражданка, вступить в законный союз…» После яркого и теплого Туапсе – холод крайнего Севера, ощущение неизбежной гибели на морозе. Но вместо этого случилась жизнь. Мороз и холод подарили маленькое чудо по имени Ярослава. Вот оно, долгожданное счастье! Когда все, что ты знаешь и умеешь, можно вместить в одного маленького человечка.
Все методики раннего развитии были применены раньше, чем было необходимо. Малышка слушала песни Пахмутовой, Визбора. В руки ей давали круги, треугольники, картинки, игрушки-погремушки. Огорчало одно: полное отсутствие интереса к звучащим игрушкам, к голосу мамы.
Начались мытарства по медицинским учреждениям. Диагнозы под вопросом, предложения подождать, пока ребенок «сам заговорит». Бесконечные поездки закончились в Ростове-на-Дону. Обращение в частный центр, 30 минут объективной диагностики. И – приговор. Глухота. Сенсоневральная тугоухость IV степени. Конечно, первой реакцией было: «Не может быть!» Легче не поверить своим глазам, чем достучаться до сознания. Два года я искала подтверждения своим опасением, но материнское сознание непредсказуемо.
Смотрю на своего ребенка. Она сидит и улыбается, как и 30 минут назад, а ощущение – умерла…
Чтобы жить как все дети
Слухопротезирование с помощью вживляемых во внутреннее ухо электронных систем (кохлеарных имплантов) в большинстве случаев проводится в раннем возрасте, когда специалистам на 100 % понятно, что ребенок родился глухим или у него такое снижение слуха, которое невозможно эффективно компенсировать с помощью слуховых аппаратов.
Конечно, это не аксиома: потеря слуха может быть и у взрослых, например, после травмы, болезни, но таких случаев в мире намного меньше. И реабилитация у человека с речевым и слуховым опытом проходит совершенно иначе, нежели у малыша, лишенного физической возможности слышать от рождения.
Смысл кохлеарной имплантации в том, чтобы дать возможность ребенку слышать и, соответственно, развиваться, как полностью здоровые сверстники.
Большая разница
Малыш, который родился с 4-й (тяжелой) или глубокой (полной) степенью тугоухости без других тяжелых патологий развития,в возрасте 8 -10 месяцев) прооперированный и получивший адекватную реабилитацию, будет развиваться фактически так же, как дети без проблем со слухом. Он просто не успеет сильно отстать в развитии.
Ребенку, которому операция была проведена ближе к трем годам, придется сложнее. На адаптацию, реабилитацию после кохлеарной имплантации уйдет намного больше времени. Ведь когда маленький человек растет, ему для развития важен каждый день. Из-за позднего возвращения в мир звуков отставание в речевом и интеллектуальном развитии может быть критичным, и догнать сверстников получится ближе к школе.
Если же мальчик или девочка несколько лет прожили со снижающимся слухом, носили аппараты, ходили в коррекционный садик, занимались со специалистами, но семья потом все же решилась на операцию – это третий случай. Хотя, зачастую, у детей с нарушениями слуха есть ряд других проблем со здоровьем.
Каждая ситуация индивидуальна. Однако все требуют участия нескольких специалистов, включая (поскольку речь о детях) педагога. И нужен не простой воспитатель или учитель, а человек, разбирающийся в детских проблемах со слухом на профессиональном уровне.
— Аудиометрия;- Медицинский осмотр.
Акции и специальные предложения
- Как сохранить блеск волос. Простые советы и рекомендации
- Список заболеваний от А до Я
- Плавающие ворсинки перед глазами, что это?
- Вредны ли гаджеты для детского развития?
- С зубным налетом будут бороться нанороботы
- Симптомы болезней от А до Я
- От фруктов и овощей можно «загореть
- Список водительских медкомиссий
Медицинские новости
Специалисты заявляют о нестабильной эпидемиологической ситуации по заболеваемости коклюшем в различных регионах РФ – в том числе, и в Санкт-Петербурге. По данным Федеральной службы по надзору…
Фотовыставка «Видеть главное», посвященная пациентам с псориазом, открылась на портале МБОО «Кожные и аллергические болезни» в виртуальном формате. «Видеть главное» — это 12 портретов, выполненных в технике стерео-варио, которая позволяет увидеть фото со следами псориаза и без них в зависимости от того, под каким углом смотрит посетитель.
В Улан-Удэ в инфекционную больницу поступил мужчина с подозрением на коронавирус. Взятые на исследования материалы крови направлены в Новосибирск, так как в Улан-Удэ такие тесты не делают. Результаты исследований будут готовы вечером 27 января.
24 апреля в Санкт-Петербургской городской больнице № 40 Курортного района (Сестрорецк) состоялась презентация инновационного метода лечения предракового состояния пищевода (синдром Барретта) с использованием системы радиочастотной абляции Barrx, который с конца 2018 года больница проводит жителям Санкт-Петербурга бесплатно
Технология глубинной стимуляции мозга дает отличные результаты при терапии болезни Паркинсона. Она позволяет эффективно контролировать течение болезни Паркинсона и других неврологических заболеваний и значительно снижать двигательные расстройств
Слушать, слышать и понимать – разные вещи
Пожалуй, главное, что нужно знать о кохлеарной имплантации, – она дает возможность слышать. А вот умение различать звуки, соотносить их с предметами, действиями, понятиями — это навык. У здоровых детей с нормальным слухом он формируется сам по себе, в процессе роста и развития. А вот малышам в патологией слуха приходится его осваивать с дополнительными усилиями. Порой — намного позже сверстников.
Если вы узнали в этой ситуации себя и своего ребёнка,не волнуйтесь: у вас все получится! Вы вместе уже через многое прошли и теперь находитесь на финишной прямой к полной звуков жизни. На этом этапе уж точно нельзя “затормозить”.
Главное, постараться не совершать типичных, для многих родителей, ошибок.
Ошибка первая. Мамы, папы, бабушки и дедушки иногда стараются облегчить ребенку период адаптации после операции. Для этого в разговоре с они активно пользуются жестами, чтобы малышу было легче понять обращенную к нему речь. И он не страдал, если что-то сказать или услышать не получается. Бывает, взрослые буквально не дают отпрыску говорить: предугадывают любые просьбы и желания, не ждут ответов на свои вопросы. А все потому, что “маленького жалко”, он и так “настрадался, перенес операцию”.
На самом деле: С таким подходом ребенок никогда не научится слышать и разговаривать. У него просто не будет в этом необходимости! Нужно давать малышу время на то, чтобы слушать и понимать сказанное, попробовать выразить словами собственные мысли. И пусть многое поначалу не будет получаться. Вектор развития задаст сурдопедагог.
Ошибка вторая. Взрослые откладывают начало работы со специалистом: делают перерыв после операции. Кто-то, возможно, втайне надеется, что слух и речь у чада как-нибудь “сами по себе наладятся”. Другие уверены: любое упущенное время можно наверстать
Третьи не понимают, в чем важность занятий. Мол, ребенок просто играет в кабинете, эдак можно и дома бесплатно порезвиться
На самом деле: Процесс реабилитации нужно начинать как можно раньше. Операция по кохлеарной имплантации даёт только 10% возможности слышать. 90% из них — это длительный процесс реабилитации. И занимается этим сурдопедагог. Сурдопедагог, умеющий работать с детьми именно после кохлеарной имплантации – это уникальный и очень важный специалист.
Это не игра
Хирург проводит операцию. Сурдолог подбирает и регулярно настраивает речевой процессор. Логопед работает над правильным произношением. Что же делает сурдопедагог?
Этот специалист участвует в слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации на всех этапах:
- Начальный, т. е. сразу после операции, когда малыш может быть напуган открывшимся миром звуков. Не только младенцы, но и дети постарше в стрессовой ситуации зачастую не могут объяснить, что и как они слышат. А врачи — не всегда могут правильно понять реакцию ребёнка. Какими бы добрыми и профессиональными ни были окружающие специалисты , участие сурдопедагога скажется положительно. Именно сурдопедагог является связующим звеном между ребёнком и другими взрослыми. В силу образования и опыта, хороший сурдопедагог умеет понять, почему ребенок так реагирует на звук, что именно он испытывает, и что с этим делать тому, кто настраивает речевой процессор или слуховой аппарат.
- Обязательные регулярные занятия. Самостоятельные – дома, а также со специалистом, которого нужно найти по месту жительства. Как правило, кохлеарная имплантация проводится в крупных клиниках (их в России немного), семьи из отдаленных регионов потом возвращаются домой, и вся работа по адаптации к нормальной жизни начинается уже здесь. Без сурдопедагога не обойтись! Он может быть связующей нитью между семьей и другими специалистами, должен стать добрым другом ребенку, вторым человеком после родителей, который знает все особенности реабилитируемого, его возможности и будет помогать адаптироваться к миру звуков максимально быстро.
Занятия с сурдопедагогом похожи на игру. А как иначе с детьми?! На самом деле в это время проводится большая работа.
На занятиях ребенок учится слушать, слышать, общаться.
Например, как рассказала сурдопедагог сети «МастерСлух» в Кургане Татьяна Васильева, в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации у детей важна поэтапность. Все происходит как у обычных слышащих ребят, когда они растут, развиваются, постоянно узнают что-то новое, осваивают различные навыки и умения. Так, одно из первых, что предстоит ребенку – понять, как соотносятся увиденные предметы (к ним он привык с рождения, даже когда не слышал) с их звучанием, обозначением совершаемого действия (что для него ново). Без такого понимания услышанное не будет иметь смысла. Как если бы вы включили передачу на китайском: вроде шум есть, а что он значит – непонятно. Это несоответствие сурдопедагог как раз и исправляет.
Разумеется, не только с малышами, но и детьми любого возраста скучные занятия, как в школе, не возымеют эффекта. Надо играть, рисовать, лепить, изображать сценки, пересказывать увлекательные истории… А в это время будут:
- отрабатываться речевые и неречевые звуки;
- включаться понимание градаций громкости;
- закрепляться связка между сказанным и сделанным и т. д., и т. п.
И это лишь малая часть того, что сурдопедагог делает для развития ребенка. Он может сопровождать маленького пациента месяцами, а то и годами.
Сурдопедагог.
Занятия с сурдопедагогом в ЮВАО, в Центре развития ребенка РОСТОК.
Занятия с сурдопедагогом проводятся в Центре развития ребенка РОСТОК в Марьино.
Сурдопедагог проводит занятия с детьми с нарушенным слухом, проводит обследование уровня слухо-речевого развития ребенка, проводит мастер-классы и консультации для родителей детей с нарушенным слухом, комплексные занятия по развитию слухового, зрительного, тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности, развитию двигательной сферы.
В Центре развития ребенка РОСТОК в Марьино осуществляется психолого-педагогическая реабилитация детей со слуховыми аппаратами и с кохлеарными имплантами. Сурдопедагог проводит занятия с детьми, которые направлены на то, чтобы обучить ребенка использовать новые слуховые возможности для расширения представлений об окружающем мире и развития у него устной речи, что дает возможность интеграции в общество слышащих сверстников.
Сурдопедагог проводит адаптацию слухового восприятия ребенка к восприятию окружающих звуков в слуховом аппарате.
Сурдопедагог Центра развития ребенка РОСТОК в Марьино использует современные технологии, приемы и средства обучения, сохраняет конфиденциальность посетителей.
Как работает логопед-сурдопедагог?
Особенность работы логопеда-сурдопедагога заключается в использовании различных методов и способов коррекции в связи с типом поражения слуха у ребенка. Ведь их пациенты — очень разнородная группа. По сути своей это практически всегда индивидуальный подход и частное решение проблемы. Методика коррекционной работы логопеда-сурдопедагога зависит от:
- Времени, когда был потерян слух (врожденное поражение или в результате какого-либо воздействия, когда ребенок уже слышал речь или умел говорить).
- Степени нарушения слуха (от не ярко выраженного до полной глухоты)
- Медицинского способа коррекции (использование слухового аппарата или кохлеарное имплантирование).
- Отставания в психическом развитии.
- Логопедического статуса и уровня сформированности речи.
Классические логопедические мероприятия не подходят для детей, имеющих проблемы со слухом. Поэтому логопед широкого профиля для этой работы не подходит. Только специалист может адаптировать слабо слышащих детей к жизни в обществе, помочь им сформировать речь и наладить процесс обучения. Занятия включают:
- формирование произносительной стороны речи (восприятия и определения звуков, слогов и слов);
- развитие фонематического слуха;
- Мозжечковую стимуляцию;
- корректирование ритма и интонации при говорении;
- стимулирование формирования связной речи;
- коррекцию звукопроизношения;
- развитие письменной речи и чтения;
- стимулирование функций ВПД.
А как у них?
В столице США, городе Вашингтоне, живет самое многочисленное сообщество людей с нарушениями слуха. Для них работают кинотеатры, магазины и даже церкви, где службы ведутся с сурдопереводом. Но главное преимущество – университет Галлодет.
В нем учатся около 1800 слабослышащих студентов. Примерно 5 % из них – иностранцы. За полноценное развитие своих граждан Саудовская Аравия, Канада, Япония и Корея платят из бюджета около $20 тысяч в год. Чем богаче страна, тем больше из нее студентов в Галлодете.
Единственный слабослышащий студент из России появился здесь несколько лет назад. Это аспирант экономического факультета Руслан Куликов из Москвы. Он на себе испытал все «особенности» российской системы образования для людей с нарушениями слуха.
Процедура настройки речевого процессора
В ходе первой настроечной сессии при подключении РП сурдолог и сурдопедагог знакомятся с семьей пациента с КИ. Родителей знакомят с работой системы КИ, информируют о назначении каждого элемента и аксессуаров. Непременно объясняют родителям, в чем заключается смысл настройки процессора, что будет происходить в процессе настройки, за какими реакциями ребенка следует наблюдать во время подключения РП и продолжать наблюдать в домашних условиях.
Сурдолог-оториноларинголог оценивает данные внутриоперационного исследования (количество введенных электродов и их работоспособность), чтобы исключить стимуляцию экстракохлеарных электродов и тем самым устранить возможность возникновения неслуховых ощущений. Эти данные помогают определиться с выбором стратегии настройки РП.
При подключении РП сурдолог пользуется объективными методами настройки, когда порог ЭВПДСН определяется методом телеметрии нервного ответа (NRT). Сурдолог проводит процедуру тестирования импеданса электродов КИ и регистрацию ЭВПДСН (NRT) в автоматическом режиме на 5 каналах. На основе полученных порогов ЭВПДСН новое программное обеспечение NFS автоматически создает индивидуальную карту стимуляции РП, профиль которой строго соответствует профилю зарегистрированных порогов ЭВПДСН. Пороговый и комфортный уровни стимуляции при этом устанавливаются на заведомо неслышимом или еле слышимом пациентом уровне.
Сурдолог сообщает сурдопедагогу о готовности тестирования созданной карты в живом режиме (Master Volume) и начинает увеличивать одновременно интенсивность стимуляции как порогового, так и комфортного уровней, сохраняя при этом первоначально созданный профиль индивидуальной карты стимуляции РП. Одновременно сурдопедагог воспроизводит с помощью звучащей игрушки довольно громкий звук и оценивает появление у ребенка при электростимуляции безусловных ориентировочных реакций: замирание, расширение глазных щелей, расширение зрачка, активизация движений, поворот головы в ответ на звук и т. п. Задача сурдопедагога – не допускать появления у ребенка дискомфорта. Используя профессиональные навыки, он фиксирует любую, даже незначительную и малозаметную непрофессионалу реакцию ребенка, свидетельствующую о появлении дискомфорта. Он не допускает состояния дискомфорта, когда ребенок начинает морщиться, хмуриться, напрягаться, суетиться, ерзать, проявлять беспокойство. На основании получаемых совместно с сурдопедагогом данных сурдолог записывает в РП оптимальную индивидуальную программу для каждого ребенка.
На следующий день сурдопедагог выясняет у родителей, какие реакции они отмечали у ребенка дома и на улице, насколько комфортной была работа РП. После этого сурдолог вновь проводит настройку РП и уточняет параметры индивидуальной карты стимуляции РП в «живом» режиме при взаимодействии с сурдопедагогом, помогающим уточнять реакции ребенка на неречевые и речевые звучания.
В заключение сурдопедагог объясняет родителям основные задачи реабилитации, роль семьи, разъясняет необходимость перестройки прежде всего эмоционального взаимодействия со своим ребенком на новой сенсорной основе, в ходе которого происходит «запуск» развития естественного слухового восприятия, коммуникации и речи. Знакомит с процессом 3П-реабилитации, тремя основными реабилитационными сессиями, ближайшими задачами реабилитации ребенка и семьи 76, 77.
На второй настроечной сессии сурдолог проверяет и корректирует настройку вышеописанным способом, сурдопедагог фиксирует и анализирует непроизвольные реакции (у ребенка любого возраста), и произвольные реакции у детей старше полутора лет: реакции на музыкальные звучания и звучания бытовых предметов в ходе эмоционально значимого для ребенка взаимодействия. Именно сурдопедагог вырабатывает условную двигательную реакцию с подкреплением (например, каждый раз, когда ребенок поворачивается на звук, сурдопедагог предлагает ему яркую игрушку, с помощью которой побуждает его к отклику) и без (например, в ответ на сигнал маленький ребенок надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов игрушечной машины и т. п.). Это необходимо для оценки эффективности использования КИ, анализа точности настроек.
На третьей и четвертой настроечной сессиях методика настройка РП остается неизменной, сурдолог корректирует индивидуальную настроечную карту, а сурдопедагог ассистирует сурдологу и оценивает педагогическими методами индивидуальный прогресс в реабилитации ребенка, изменения в его слуховом поведении и взаимодействии с окружением.