Когда пора научиться самому одеваться?
К 2 годам малыш может сам надеть носки, шорты и даже натянуть колготки, пусть и наизнанку. Научиться надевать куртку (не застегивая ее), шапку, варежки и сапожки или валенки. К 3 годам ребенок уже должен не только полностью уметь сам одеваться, но и отмечать, если что-то было сделано неправильно.
Как помочь?
В первую очередь необходимо поощрять самостоятельность малыша и показывать ему, как правильно. Ни в коем случае нельзя торопить или прерывать, а тем более ругать малыша. Надел наизнанку? Покажите ему, что не так и как это исправить.
Помогайте малышу стать самостоятельным:
- поддерживайте стремление к самостоятельности;
- поощряйте, хвалите малыша даже за небольшие достижения;
- показывайте собственным примером, что и как нужно делать правильно и в каком порядке;
- не торопите кроху, дайте ему возможность сделать самому, пусть и медленно;
- не спешите на помощь, пока он сам о ней не попросит;
- в процессе обучения навыкам используйте потешки и стихи;
- обучайте играя;
- мыслите позитивно — тогда ваш положительный настрой передастся малышу, и все трудности он преодолеет играючи.
Одним из важных условий легкого формирования навыков самообслуживания является создание удобной для малыша среды. Согласитесь: тяжело учиться пить из большой чашки, которую и в руки-то взять неудобно. А уж доставать с верхней полки свои штанишки и колготки — и подавно.
Сделайте дом удобным для малыша:
- пусть полотенце в ванной висит так, чтобы малыш мог сам его снять;
- в ванной должна стоять ступенька, встав на которую, ребенок сможет дотянуться до крана и до своего стаканчика с зубной щеткой и пастой;
- все туалетные принадлежности малыша должны быть расположены так, чтобы ему было удобно ими пользоваться;
- дверь в туалет должна легко открываться, и если на первом году жизни вы поставили везде круглые ручки, которые нужно поворачивать, самое время их сменить, ведь малышу до 3–4 лет они не под силу;
- пусть в туалете всегда будут влажные салфетки — так вы снизите риск грязных штанишек, если вдруг малыш решит проявить чудеса самостоятельности и сам попробует вытереть себе попу;
- столовые приборы должны быть подходящего размера;
- одежда малыша должна храниться там, где он легко сможет ее сам достать, он должен знать, где лежат трусики, где майки, где носочки, а где кофты.
Дом должен быть не только удобным для малыша, но и безопасным. Сделайте максимально безопасными те области, в которых малыш действует самостоятельно: не ставьте рядом с его вещами тяжелых и колюще-режущих предметов, уберите подальше токсичные вещества и электроприборы.
Самый простой способ научить малыша одеваться — это одевать кукол и игрушки. Первыми малыши осваивают липучки, затем молнии, пуговицы и в последнюю очередь шнурки.
Дети любят быть самостоятельными, просто ненавязчиво помогите им в этом.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что
они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того,
чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об
этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: «Руки”. Дети, которых она вызывает,
отвечают: «Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети
реагируют на слова «волосы” (расческа, ножницы, шампунь,
мыло, «купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и
пр.).
Вариант.Воспитатель задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром
идем умываться?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые
используются утром (зубная паста, мыло, платок и пр.)
Ход занятия: воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его
спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук с
мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить
движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех
пор, пока не образуется белая пена
Обращается внимание ребенка на. белые ручки,воспитатель говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!»
белые ручки,воспитатель говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!»
Далее воспитатель помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом проговаривает одну из потешек.Например:
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
В конце игры воспитатель хвалит ребенка и обращает внимание на его чистые руки. При затруднениях используются совместные действия. взрослого и ребенка
взрослого и ребенка.
Занятие «Умывалочка»
Цель: учить умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату,
просит ребенка посмотреть па себя в зеркало, обращает его внимание
на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умыться имеете с
ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия
взрослый произносит потешку:
Выходи, водица,
мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку —
посмелей,
будем умываться
веселей!
В конце умывания воспитатель учит малыша вытирать лицо насухо
полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало,произносит: «Ай,
какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»
Игра «Делаем прическу»
Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями
сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры:воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри,у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз
В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
Игра «Кукла заболела»
Цель: учить пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, одноразовые носовые платки.
Ход игры:воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла
Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит
носовой платок. Поможем Маше почистить носик!» Воспитатель
проговаривает потешку:
Маша заболела,
трудно ей дышать,
Мы платочком будем
носик вытирать!
Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой
платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить
действие по подражанию.
Занятие «Носики-курносики»
Цель: продолжать учить пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Когда пора самостоятельно есть ложкой?
В это трудно поверить, но даже годовалый карапуз вполне может сам есть ложкой, а к 1,5–2 годам он будет ловко орудовать этим столовым прибором и не пачкаться, но лишь при условии, что ложку ему дали тогда же, когда начали вводить прикорм.
Как помочь?
Дайте ложку! Не раздражайтесь и не нервничайте, если малыш на первых порах отправит еду не в свой рот, а на одежду, на стол и окружающие предметы. Проявите терпение — дайте ему поупражняться, и он освоит этот навык.
Когда вводите прикорм, обзаведитесь сразу двумя ложками. Одной вы кормите малыша, а второй он кормит себя сам. Первое время он будет лишь играть, а после начнет пытаться есть сам.
Как развиваются эти навыки
Хотя значительного прогресса в уходе за собой ваш малыш добьется в более взрослом возрасте, первые признаки самостоятельности начнут проявляться довольно рано. К восьми месяцам ребенок научится понимать, как различные предметы соотносятся между собой. Поэтому он сможет пользоваться ими в соответствии с их предназначением. Он будет расчесывать волосы расческой или «болтать» по игрушечному телефону. Спустя несколько недель ребенок научится пить из чашки, а через несколько месяцев он сможет сам держать ее в руках. Он научится держать чашку одной рукой примерно в 24 месяца. В 11 месяцев ребенок начнет протягивать вам руки или ноги, чтобы вам было легче его одевать.
После года ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность. К 15 месяцам малыш узнает себя в зеркале, не считая больше, что там находится «другой ребенок». И вскоре начнется период любимого слова «нет». Так малыш утверждает свою развивающуюся индивидуальность.
Вместе с укреплением собственного «я» ребенок формирует основные навыки самообслуживания. В течение следующих трех лет ребенок научится:
Пользоваться вилкой и ложкой: некоторые дети начинают пользоваться приборами после 13 месяцев, большинство овладевают этим навыком к 17-18 месяцам. В четыре года ребенок, как правило, уже может пользоваться приборами практически как взрослый, поэтому в этом возрасте можно обучать его правилам этикета и нормам поведения за столом.
Самостоятельно раздеваться
Хотя в период развития этого навыка вам, возможно, придется подолгу гоняться за голым малышом, это очень важное умение. Оно придет к ребенку между 12 и 20 месяцами.
Чистить зубы: малыш может проявлять желание участвовать в этом процессе начиная примерно с 16 месяцев
Но делать это самостоятельно он сможет только в промежутке между 3 и 4 годами. И до 7 лет вы должны будете контролировать этот процесс.
Мыть и вытирать руки: это умение развивается у ребенка между 19 и 30 месяцами, как правило, одновременно с умением ходить в туалет.
Одеваться. Уже в 20 месяцев ребенок может одевать свободную одежду, через несколько месяцев — футболки, а еще через год или два ребенок сможет полностью одеваться сам. Около 27 месяцев он, возможно, научится снимать обувь.
Ходить в туалет. Большинство детей не готовы приучаться к горшку, пока им не исполнится 18-24 месяца, а некоторым для этого потребуется еще год. Два ключевых признака готовности к горшку – это умение самостоятельно снимать и надевать штанишки, а также понимание своих естественных позывов.
Самостоятельно готовить завтрак. Как правило, ребенок в возрасте трех лет может насыпать хлопья в тарелку и залить их молоком, если голоден. Большинство детей учатся этому к четырем с половиной годам. Вы можете оставить в холодильнике небольшие контейнеры с хлопьями и молоком, чтобы ребенок смог при необходимости без труда достать их.