Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Когда пора научиться самому одеваться?

К 2 годам малыш может сам надеть носки, шорты и даже натянуть колготки, пусть и наизнанку. Научиться надевать куртку (не застегивая ее), шапку, варежки и сапожки или валенки. К 3 годам ребенок уже должен не только полностью уметь сам одеваться, но и отмечать, если что-то было сделано неправильно.

Как помочь?

В первую очередь необходимо поощрять самостоятельность малыша и показывать ему, как правильно. Ни в коем случае нельзя торопить или прерывать, а тем более ругать малыша. Надел наизнанку? Покажите ему, что не так и как это исправить.

Помогайте малышу стать самостоятельным:

  • поддерживайте стремление к самостоятельности;
  • поощряйте, хвалите малыша даже за небольшие достижения;
  • показывайте собственным примером, что и как нужно делать правильно и в каком порядке;
  • не торопите кроху, дайте ему возможность сделать самому, пусть и медленно;
  • не спешите на помощь, пока он сам о ней не попросит;
  • в процессе обучения навыкам используйте потешки и стихи;
  • обучайте играя;
  • мыслите позитивно — тогда ваш положительный настрой передастся малышу, и все трудности он преодолеет играючи.

Одним из важных условий легкого формирования навыков самообслуживания является создание удобной для малыша среды. Согласитесь: тяжело учиться пить из большой чашки, которую и в руки-то взять неудобно. А уж доставать с верхней полки свои штанишки и колготки — и подавно.

Сделайте дом удобным для малыша:

  • пусть полотенце в ванной висит так, чтобы малыш мог сам его снять;
  • в ванной должна стоять ступенька, встав на которую, ребенок сможет дотянуться до крана и до своего стаканчика с зубной щеткой и пастой;
  • все туалетные принадлежности малыша должны быть расположены так, чтобы ему было удобно ими пользоваться;
  • дверь в туалет должна легко открываться, и если на первом году жизни вы поставили везде круглые ручки, которые нужно поворачивать, самое время их сменить, ведь малышу до 3–4 лет они не под силу;
  • пусть в туалете всегда будут влажные салфетки — так вы снизите риск грязных штанишек, если вдруг малыш решит проявить чудеса самостоятельности и сам попробует вытереть себе попу;
  • столовые приборы должны быть подходящего размера;
  • одежда малыша должна храниться там, где он легко сможет ее сам достать, он должен знать, где лежат трусики, где майки, где носочки, а где кофты.

Дом должен быть не только удобным для малыша, но и безопасным. Сделайте максимально безопасными те области, в которых малыш действует самостоятельно: не ставьте рядом с его вещами тяжелых и колюще-режущих предметов, уберите подальше токсичные вещества и электроприборы.

Самый простой способ научить малыша одеваться — это одевать кукол и игрушки. Первыми малыши осваивают липучки, затем молнии, пуговицы и в последнюю очередь шнурки.

Дети любят быть самостоятельными, просто ненавязчиво помогите им в этом.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что

они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того,

чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об

этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитатель говорит: «Руки”. Дети, которых она вызывает,

отвечают: «Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети

реагируют на слова «волосы” (расческа, ножницы, шампунь,

мыло, «купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и

пр.).

Вариант.Воспитатель задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром

идем умываться?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые

используются утром (зубная паста, мыло, платок и пр.)

Ход занятия: воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его

спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук с

мылом. Затем ребенку передает кусок мыла и просит повторить

движения намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех

пор, пока не образуется белая пена

Обращается внимание ребенка на. белые ручки,воспитатель говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!»

белые ручки,воспитатель говорит: «Вот, какие у нас перчатки белые!»

Далее воспитатель помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом проговаривает одну из потешек.Например:

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

В конце игры воспитатель хвалит ребенка и обращает внимание на его чистые руки. При затруднениях используются совместные действия. взрослого и ребенка

взрослого и ребенка.

Занятие «Умывалочка»

Цель: учить умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату,

просит ребенка посмотреть па себя в зеркало, обращает его внимание

на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умыться имеете с

ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия

взрослый произносит потешку:

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку —

посмелей,

будем умываться

веселей!

В конце умывания воспитатель учит малыша вытирать лицо насухо

полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало,произносит: «Ай,

какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»

Игра «Делаем прическу»

Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями

сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры:воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри,у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз

В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Игра «Кукла заболела»

Цель: учить пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, одноразовые носовые платки.

Ход игры:воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла

Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит

носовой платок. Поможем Маше почистить носик!» Воспитатель

проговаривает потешку:

Маша заболела,

трудно ей дышать,

Мы платочком будем

носик вытирать!

Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой

платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить

действие по подражанию.

Занятие «Носики-курносики»

Цель: продолжать учить пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Когда пора самостоятельно есть ложкой?

В это трудно поверить, но даже годовалый карапуз вполне может сам есть ложкой, а к 1,5–2 годам он будет ловко орудовать этим столовым прибором и не пачкаться, но лишь при условии, что ложку ему дали тогда же, когда начали вводить прикорм.

Как помочь?

Дайте ложку! Не раздражайтесь и не нервничайте, если малыш на первых порах отправит еду не в свой рот, а на одежду, на стол и окружающие предметы. Проявите терпение — дайте ему поупражняться, и он освоит этот навык.

Когда вводите прикорм, обзаведитесь сразу двумя ложками. Одной вы кормите малыша, а второй он кормит себя сам. Первое время он будет лишь играть, а после начнет пытаться есть сам.

Как развиваются эти навыки

Хотя значительного прогресса в уходе за собой ваш малыш добьется в более взрослом возрасте, первые признаки самостоятельности начнут проявляться довольно рано. К восьми месяцам ребенок научится понимать, как различные предметы соотносятся между собой. Поэтому он сможет пользоваться ими в соответствии с их предназначением. Он будет расчесывать волосы расческой или «болтать» по игрушечному телефону. Спустя несколько недель ребенок научится пить из чашки, а через несколько месяцев он сможет сам держать ее в руках. Он научится держать чашку одной рукой примерно в 24 месяца. В 11 месяцев ребенок начнет протягивать вам руки или ноги, чтобы вам было легче его одевать.
После года ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность. К 15 месяцам малыш узнает себя в зеркале, не считая больше, что там находится «другой ребенок». И вскоре начнется период любимого слова «нет». Так малыш утверждает свою развивающуюся индивидуальность.
Вместе с укреплением собственного «я» ребенок формирует основные навыки самообслуживания. В течение следующих трех лет ребенок научится:

Пользоваться вилкой и ложкой: некоторые дети начинают пользоваться приборами после 13 месяцев, большинство овладевают этим навыком к 17-18 месяцам. В четыре года ребенок, как правило, уже может пользоваться приборами практически как взрослый, поэтому в этом возрасте можно обучать его правилам этикета и нормам поведения за столом.

Самостоятельно раздеваться

Хотя в период развития этого навыка вам, возможно, придется подолгу гоняться за голым малышом, это очень важное умение. Оно придет к ребенку между 12 и 20 месяцами.

Чистить зубы: малыш может проявлять желание участвовать в этом процессе начиная примерно с 16 месяцев

Но делать это самостоятельно он сможет только в промежутке между 3 и 4 годами. И до 7 лет вы должны будете контролировать этот процесс.

Мыть и вытирать руки: это умение развивается у ребенка между 19 и 30 месяцами, как правило, одновременно с умением ходить в туалет.

Одеваться. Уже в 20 месяцев ребенок может одевать свободную одежду, через несколько месяцев — футболки, а еще через год или два ребенок сможет полностью одеваться сам. Около 27 месяцев он, возможно, научится снимать обувь.

Ходить в туалет. Большинство детей не готовы приучаться к горшку, пока им не исполнится 18-24 месяца, а некоторым для этого потребуется еще год. Два ключевых признака готовности к горшку – это умение самостоятельно снимать и надевать штанишки, а также понимание своих естественных позывов.

Самостоятельно готовить завтрак. Как правило, ребенок в возрасте трех лет может насыпать хлопья в тарелку и залить их молоком, если голоден. Большинство детей учатся этому к четырем с половиной годам. Вы можете оставить в холодильнике небольшие контейнеры с хлопьями и молоком, чтобы ребенок смог при необходимости без труда достать их.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: