7 принципов
Первый
Матери в Израиле никогда не позволят себе сказать в адрес ребенка: «Ты глупый». Эту фразу она заменит более деликатной: «Удивляюсь, как такой умный мальчишка смог сделать такую глупость?» Все малыши шалят и ошибаются, это нормально. С помощью критики можно развить массу комплексов, но хорошего человека с ней не воспитаешь. Не ребенок плох, а плох его поступок. Нужно научиться видеть не сам поступок, а его первопричину
Важно также научить детей исправлять последствия своих ошибок и шалостей
Второй
В системе воспитания мальчиков и девочек у евреев сочетается несочетаемое: свобода ребенка и жесткость требований. Такую методику можно сравнить с широкой комнатой, имеющей прочные твердые стены. Детям разрешается практически все, они не получают регулярных упреков, осаждений. Рисование на обоях для них – естественный процесс. Эти правила сочетаются с вещами, подвергающимися категорическому запрету. В этот список входят уважение к старшим, ответственность к учебе, здоровью и прочие важные вещи
Запреты есть и немало, но важно, что они незыблемы
Третий
Правильная похвала – успехи в будущем. Любые успехи малыша нужно отмечать, так он будет стремиться к новым достижениям. Подобным простым правилом вы поможете ребенку поверить в себя. Хвалите не только наедине, но в присутствии родных и знакомых. Иногда такое «подслушивание» даст ему знать, что вы им гордитесь. Видя и зная это, он будет стараться не опускать планку.
Четвертый
Деток в еврейских семьях учат быть ответственными за свое поведение, за слова и поступки. Вместо тысячи слов ребенок видит перед своими лазами пример. Неправильный поступок или слово способны стать путеводной звездой в мир воспитания. Когда ребенка нет рядом, это не значит, что он не видит ваших действий.
Пятый
Воспитательные принципы «произрастают» из семьи. Сын или дочь будет воспитывать своих детей теми же методами, что растили их. Для научения ребенка быть счастливым, нужно быть счастливым самому. Семья должна строится на уважении, доверии и любви. Дети должны видеть, что мать и отец счастливы в браке, что впоследствии сделало их счастливыми родителями.
Шестой
С самого детства родители настраивают детей на то, что они тоже будут родителями. Все правила преподносятся в игровой форме. Семья – счастье, а не тяготы. Именно это стараются донести родители до своих детей. Детей, стоящих на пороге брака, учат тонкостям взаимоотношений внутри семьи. Чада осваивают самые важные в своей жизни профессии: муж/жена, отец/мать. Специальные курсы для родителей есть в еврейских школах и при синагогах.
Седьмой
Учеба стоит не на последнем месте. Кроме занятий в школе детки посещают музыкальную школу, учат языки. Благодаря полученным знаниям ребенок сможет достичь больших высот в будущем. Учеба – это именно то место, где детям, начиная с 6-7 лет, не дают никаких поблажек. Для того чтобы из маленьких крошек выросли если не гении, то по крайней мере умные и настойчивые взрослые, умеющие решать проблемы, с самого детства они учатся учиться.
Мы раскрыли секрет воспитательной доктрины евреев! Для детей у взрослых всегда есть время и много любви. Мама никому не разрешит сомневаться в способностях своего чада. Сама же она никогда себе этого не позволяет. Слов вроде «дурак» никогда не бывает в материнском лексиконе. Мать всегда бывает там, где это нужно для ее ребенка, но при этом она не пережимает его самостоятельность
Важно позволять ему делать максимум из того, на что он способен, а, если он не справляется, прийти на помощь. Один еврей говорил, что мама незримо всегда рядом и поддерживает его во всем, даже не будучи рядом телесно
Такими сильными и уверенными вырастают дети в еврейских семьях.
Родительству учатся только у знающих людей
В любой еврейской семье ребенка воспитывают так, чтобы потом, в скором будущем, он сам стал хорошим родителем. Правильные принципы закладываются в малыша уже в первые годы путем прививания любви к особенным играм и забавам.
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо
С раннего детства для еврейского ребенка родительство и семья — это настоящее счастье и ни в коем случае не обуза. Перед тем как дети вступают в брак, их еще раз обучают всем тонкостям семейных отношений, объясняя, кто такие муж, жена, папа и мама, а также то, чем они должны заниматься. Как результат — счастливые союзы, в которых царят гармония и понимание.
Кстати, при синагогах и еврейских школах есть курсы родительства. Их могут посещать все люди, которые планируют вступление в брак и ожидают появления ребенка.
Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания
У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.
Самостоятельность с первых дней
Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.
Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа. Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.
В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.
Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.
Любовь и похвала
В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.
К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.
Автор рассказывает, что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.
Полное принятие и благосклонное осуждение
Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя.
Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.
Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.
Уважение к родителям и их пример
Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.
В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:
- Уважай отца своего и мать свою.
- Бойся матери и отца своего.
В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение»
Рациональное распределение времени
Рациональное распределение времени
В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.
Сбалансированность — важный принцип взаимодействия
Понятно, что любых, даже самых умных и послушных детей родитель должен направлять, но как? В зависимости от ситуации это следует делать либо мягко, терпеливо с любовью указывая на правильный путь, либо жёстко, настаивая на своём, но не травмируя психику ребёнка.
Еврейское воспитание допускает телесные наказания, но лишь в том случае, если родитель находится в спокойном состоянии, мыслит трезво и переживает наказание вместе с ребёнком. Но также педагогические каноны предполагают, что без телесных наказаний в абсолютном большинстве случаев можно обойтись. Для этого нужно правильно, грамотно и своевременно доносить до ребёнка свою мысль.
Еврейское воспитание предлагает родителям начинать всегда с себя. Вместо быстрой бурной реакции сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, уйдите в пустую комнату, удалите от себя злость или выплесните её на предмет (например, подушку). Лишь успокоившись, вернитесь к детям и постарайтесь спокойно, но твёрдо донести до них свою точку зрения. Что следует сделать женщине из нашего примера, когда она восстановит внутренний баланс и выйдет к детям?
- объяснить, какой у неё был тяжёлый рабочий день, как и почему они устала;
- рассказать, какие её ожидают дела на вечер и чего ей на самом деле бы хотелось (как она могла бы отдохнуть, например);
- поговорить с детьми о том, почему необходимо поддерживать порядок в доме и спросить, как считают они;
- рассказать, почему её очень расстраивает беспорядок и что именно следовало и не следовало делать;
- попросить детей самостоятельно убрать за собой, рассказав им, как это сделать.
Долго? Да. Требует терпения и выдержки? Ещё бы! Но ведь на самом деле ни один ребёнок не хочет расстраивать свою мать, и, получив шанс исправить ситуацию, он не только уберёт за собой, но и навсегда запомнит этот урок, а плохих своих поступков никогда не повторит. Согласитесь, это ведь в разы эффективнее, чем накричать на детей, наказать их и убирать весь беспорядок самостоятельно?
Мириам Леви, автор всемирно известных книг про еврейское воспитание, советует матери или отцу, с чьих уст уже готово сорваться резкое слово в адрес детей, представить себе, что каждое из их слов записывается и будет передано Богу. Захочет ли человек, чтобы Бог услышал столь резкие и неприятные слова? Баланс между твёрдостью и мягкостью в воспитании детей должен быть всегда.
Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания
1. Нельзя создавать детям комплексы
Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?
«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.
2. Разумная свобода
Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.
В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.
Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.
3. Хвалить ребенка по любому поводу
Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.
Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.
4. Высокая степень ответственности за свое поведение
Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.
5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка
Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать
Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания
Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.
6. Учиться быть родителями
Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.
Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».
7. Учить детей правильно распоряжаться временем
Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.
Главные правила
Из всего того большого объёма учений и философии, которые посвящены в иудаизме отношениям в семье и, в частности, повествуют про воспитание детей, можно выделить несколько основных правил, о которых необходимо помнить всегда — и постоянно ими пользоваться.
Родители — это пример для подражания
Ребёнок — зеркало, в котором отражаются родители. Согласно Торе, характер любого человека легко определить по нескольким критериям, а именно:
- поведение в гневе;
- отношение к деньгам;
- факторы, которые выводят его из себя.
Дети — самые чуткие существа, и они считывают все наши слова, жесты и даже мимику не только тогда, когда мы спокойны, добры и счастливы. Они ещё более тщательно наблюдают нас в гневе, их интересует наше поведение в экстремальных ситуациях, а не только тогда, когда всё идёт своим чередом. Если вы не хотите через полгода, год, а то и 10-15 лет увидеть копию своих негативных черт — пытайтесь показывать лишь позитивные.
К тому же дети безошибочно списывают нашу шкалу оценок. Подумайте, оценка в дневнике ребёнка действительно важнее, чем его плохое поведение с другим человеком или животным? Тогда и ведите себя адекватно этой шкале.
Учитесь преодолевать трудности — только так вы научите тому же детей, ведь они усваивают именно вашу систему, а не чью-либо ещё.
Проводите как можно больше времени с детьми
Их детство никогда не повторится снова, и они должны вырасти с уверенностью, что вы всегда готовы помочь им.И мать, и отец должны максимальное количество времени посвящать общению с ребёнком. Играть с ним, гулять на улице, посещать мероприятия, ездить на пикники, заниматься спортом — так вы создадите настоящую близость, доверительные отношения в семье. Воспитание без близости и доверия невозможно.
Разумеется, современным родителям сложно много сидеть с ребёнком — темпы работы, которых от нас требует общество, не позволяют женщине даже дождаться окончания декретного отпуска, не то что стать домохозяйкой. Но то время, что остаётся у вас после и вне работы — вечерами и на выходных — всегда ли вы используете его с умом? Проведите досуг с детьми. Чтобы ребёнок понял, что он действительно важен для родителей, никогда не показывайте ему, что вам неинтересно или вас тяготят совместные занятия. Он должен знать, что если вы нужны ему, вы сможете бросить всё и прийти на помощь.
Не бойтесь поощрять детей
Еврейские каноны, так много внимания уделяющие примерному поведению родителей, призывают не воспринимать как должное идеальное поведение детей — ребёнок только учится вести себя хорошо, и его следует за это хвалить и поощрять!
Воспитание предполагает не только наказание за проступки, но ещё и стимулы для хороших дел. Если ребёнок заслужил — похвалите его, причём не только наедине, но и перед всеми. Тогда у маленького человека появится понимание, что его любят и ценят. И он постарается быть благодарным и далее соответствовать высокой оценке.
Воспитание наполовину зависит от молитв Богу, а наполовину — от мира в семье
Даже самые верные каноничные евреи понимают, что ни в чём в мире нельзя положиться лишь на Бога, не прилагая собственных усилий. Воспитание ребёнка — это большой труд, и взаимодействие происходит не только между сторонами родители — дети, но и между обоими родителями.
Дети, копируя манеру поведения каждого из членов семьи, запоминают и всю модель вашего брака.
Воспитание самостоятельности ребёнка необходимо начинать с малых лет.
Как бы ни была сильна ваша любовь и готовность прийти на помощь, однажды вашим детям придётся обходиться в мире без вас — и приучать их к самостоятельным решением нужно уже в раннем возрасте.
Как вы собираете ребёнка в школу? Будите, кормите, помогаете одеваться, вечно поторапливаете, вечно раздражаясь и нервничая? Научите его самостоятельно следить за временем. Быть вовремя в школе или на тренировке — его забота, а не ваша. Без страсти напоминайте ему, который час, но не торопите — тогда со временем любой ребёнок приучиться рассчитывать на себя. То же касается и других сфер жизни. Начиная с малого — стремитесь к воспитанию в ребёнке самостоятельно личности, человека.
Соблюдать Шаббат
В современном мире довольно сложно дать себе передышку: женщины на выходных сменяют официальную работу на работу по дому. Мужчинам тоже всегда есть чем заняться — чинить машину, делать ремонт. Даже если человек решил устроить себе полноценный отдых, всегда найдется кто-то, кто не даст ему этого сделать, и вовсе не обязательно из плохих побуждений, просто так у нас принято.
По-другому дело обстоит у евреев. После тяжелой трудовой недели у них наступает Шаббат — выходной. Это день, в который нельзя выполнять никакой физической работы. Магазины закрываются, машины остаются в гараже, бизнес останавливается. Даже к деньгам в этот день прикасаться запрещено.
Этот день позволяет отойти от материального и возвыситься духовно. Вкусный семейный ужин, свобода от привычных забот дают возможность передохнуть, чтобы начать следующую неделю с новыми силами. Евреи знают толк в правильной мотивации. Чтобы долго идти к одной цели, нужно уметь время от времени расслабляться, и делать это нужно так, чтобы одно не мешало другому.
Они не ходят по клубам, не злоупотребляют спиртным – евреи проводят день в кругу семьи, зажигают свечи, поют песни. Само слово «шаббат» переводится как «передохнул» или «остановился». Именно это дает евреям возможность «играть» в долгую, никогда не сдаваться и не отчаиваться, а постепенно идти к своей цели и добиваться результатов.
Еврейское воспитание и похвала
В еврейском воспитании похвала — это одна из ключевых особенностей общения с детьми. Их надо хвалить по любому, пусть даже мизерному поводу. Таким образом, малыш хочет пробовать что-нибудь новое и при этом не боится совершить ошибку. Ведь, каким бы ни был результат, родители его похвалят как минимум за совершенный труд.
Такое отношение также воспитывает личность, сделает ребенка счастливым. Конечно, при этом не надо доходить до исступления и биться в приступах экстаза, если ребенок нарисовал первого поросенка, который больше походит на енота. Но похвала должна быть, особенно в присутствии других людей.
Похвала — самое сильное средство в воспитании. Каждая мать хвалит свою кровиночку. Она восторгается первыми шагами и словами, рисунками, поделками и вокальными данными своей крохи. Всевозможные словесные похвалы дополняются поцелуями и даже аплодисментами. При этом, про достижения ребенка мать рассказывает всем родственникам и знакомым.
Но дети не всегда ведут себя замечательно. Порой они могут наделать серьезные пакости: подраться, разбить стекло в соседском окне, поломать мамины тени. Даже в таких ситуациях никогда израильская мать не скажет: «Ах , ты, дурёха, что ты натворила…». Она может сделать выговор в таком стиле: «Как могла такая умная девочка, как ты, сделать такую пакость…».
Даже в школах, если поведение ученика начало портится, или успеваемость стала понижаться, его не отчитывают перед всем классом и не отправляют к директору. Такие действия объясняются переутомлением. Единственный способ уменьшить нагрузку на школьника — сократить или отменить домашнее задание (все зависит от степени непослушания). Для учеников младшей школы сделаны специальные уголки с игрушками. Если ученик не слушается или просто не хочет заниматься на уроке, то учитель отправляет его в такой уголок. Там, в одиночестве, среди игрушек, ребёнок и осознает свою ошибку.
«Выбор, а не случайное стечение обстоятельств». Почему я хочу, чтобы у моего ребёнка была еврейская самоидентификация
Я не хотел бы пускать вопрос еврейской самоидентификации своего ребёнка на самотёк, как это было в своё время у меня, переживать за то, как у неё сложится судьба, думать, откажут ли ей какие-нибудь англичане в визе, посчастливится ли ей поехать в Израиль. Я бы предпочёл, чтобы у моего ребёнка был осознанный выбор.
Я не ставлю перед собой задачу воспитать датишную, религиозную дочь — ни в коем случае. Моя задача — дать ей все необходимые вводные для того, чтобы она не играла в лотерею, а могла, когда придёт время, самостоятельно понять, насколько ей близко еврейство и готова ли она с этим жить. Главное — это будет её выбор, а не случайное стечение обстоятельств.
Зачем вообще нужна еврейская самоидентификация? Самый банальный уровень — для устойчивости в жизни. Деревце без корней гораздо менее стабильно, чем многовековой дуб. Любой человек должен знать свою историю, знать, куда уходят его корни: чем больше он про это понимает, тем лучше его ориентиры и по жизни его меньше колбасит. Мне легко представить человека без рода и племени, которого мотает из стороны в сторону.
Когда помимо своего генофонда мы передаём детям свой культурный код, мы помогаем им быть более успешными и приспособленными к жизни. Например, в еврейской культуре уже две тысячи лет закодированы такие вещи, которые в светском обществе получили широкую популярность только сейчас.
Тот же тайм-менеджмент, про который написана не одна современная нон-фикшен-книга, давно знаком любому соблюдающему еврею: нужно заранее планировать время на ежедневную молитву, заблаговременно подготовиться к Шаббату, закупить продукты, приготовить себе еду, да и в целом распределить дела так, чтобы не работать в субботу. И такого в иудаизме очень много.
Взаимопомощь
Существует такое мнение: русские любят друг друга, но редко помогают друг другу, евреи же не любят друг друга, но всегда помогают друг другу. Религиозные по своей сути, евреи — очень сплоченный народ. Еще с древних времен у них было принято помогать другим евреям, даже если самим выживать очень сложно.
Долгое время еврейский народ не имел государственности, и именно связывающие всех последователей Торы узы позволяли им сохранить идентичность. Еврейские общины довольно закрыты и с большим трудом поддаются ассимиляции. Рассеянные по всему свету, они помогают своим собратьям на родине и за рубежом.
Оказывать поддержку нуждающимся их учат еще малых лет. Благотворительностью занимаются все евреи без исключения. Обучая своих детей поддерживать друг друга, евреи не выбрасывают их в мир беззащитными перед суровой реальностью. Попав в сложную ситуацию, они могут рассчитывать на поддержку не только своих родственников, но и других евреев, даже лично с ними не знакомых. Так, придя в синагогу, можно увидеть множество вакансий на работу, бесплатные столовые, даже путевки на отдых раздают безвозмездно. Именно поэтому вы никогда не увидите по телевизору, чтобы кто-то собирал деньги на лечение еврейского ребенка – в этом просто нет необходимости.
Воспитание детей
Передача Торы из поколения в поколение невозможна без наполненной святостью еврейской семьи. В детях, выросших в настоящей еврейской семье, раскрывается целем Элоким (образ и подобие Творца). Наверно, именно это чувство потенциального раскрытия самого великого движет на протяжении веков еврейской мамой, толкая ее на невиданные самопожертвования, и доводя ее безусловную любовь и восхищение своими детьми до той степени, когда о ней начинают слагаться анекдоты. То, что дано было Саре – продолжается в нас, получено еврейскими мамами от Всевышнего в момент распределения мужских и женских обязанностей… Нет более подходящей роли для женщины, чем роль Жены и Матери. Никакими другими успехами не заменить успех строительства своего дома, своей семьи. И именно в этой роли способна каждая женщина достичь максимального раскрытия себя, наиболее полной самореализации.
«Шма бени мусар авиха, вэ-аль титош Торат имеха» – Слушай, сын мой, поучение отца, и не отталкивай Тору матери. Одно из объяснений этого стиха в том, что Мать сравнивается с Устной Торой! Это открывает нам великое достоинство еврейской мамы – хотя, казалось бы, отец должен обучать своего сына Торе, на самом деле именно мать – проводник линии отца в семье. Еврейская мама – та, кто связывает незыблемые истины – с реальной повседневной жизнью. Еврейской маме принадлежит главная роль в воспитании детей.
Как говорит рав Шимшон Рафаэль Гирш: «Воспитание детей возложено на женщин Израиля, на матерей еврейского народа. Матери хранят и поддерживают дух и душу Израиля; они обеспечивают уровень духовности, необходимый для того, чтобы народ Израиля мог существовать вечно. Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие праведные женщины много раз спасали наш народ. И сегодня тоже глаза народа Израиля обращены к ним.
Кто обратит сердце еврея к святости? Кто сохранит его от всего ложного и фальшивого? Кто очистит его сердце и душу? Кто научит его избегать пошлого и не рваться к чувственным удовольствиям? Кто привьет ему чувство скромности? Кто обучит его, пока он еще мал, добрым поступкам и правильной речи, достойным привычкам и верным взглядам?
Еврейская мама. Мать дома Яакова, вся жизнь и все поступки которой исполнены целомудрия. Это она преодолевает все негативные влияния, приходящие из нееврейского мира; она поднимает над семейным домом флаг святости. Это она обучает сыновей и дочерей их предназначению: быть богобоязненными и уповающими на Б-га евреями».
Торат имеха – это именно то, что мы передаем своим детям, то, что зависит от нас. Тора матери заложена в еврейской маме внутри как потенциал, и задача ее – правильно, обдуманно его реализовывать… В наше время родители нередко думают, что их долг – заботиться о материальных нуждах детей, кормить их, обеспечивать жильем, одеждой, игрушками – а воспитание, как принято думать – дело школы. Но настоящая еврейская мама знает, что наиболее выдающиеся люди формируются из тех детей, родители которых вкладывали в их воспитание свою душу. Пасхальная Агада, перечисляя четыре типа детей, говорит: «ты сама открой для него». Ты сама – это мать. Еврейская мама – та, кто открывает перед своим ребенком мир.
Наши мудрецы говорят, что уже в период беременности мама воспитывает ребенка. Каким образом? Ребенок слушает голос своей матери – ее речь, ее молитвы, ее песни… И после рождения еврейская мама продолжает работать над воспитанием своих детей, воспитывая, прежде всего, саму себя. Настоящая еврейская мама – это пример для подражания. И если есть у нас большие мудрецы Торы, то только потому, что у нас есть женщины, которые их вырастили. Самой драгоценной из всех книг в своем доме великий мудрец Хафец Хаим считал потрепанную Книгу Теилим (псалмов) его матери, пропитанную ее слезами. Если еврейская мама не теряет связь с Источником всего Сущего, она сумеет вырастить и следующее поколение еврейского народа, невзирая на все трудности и сопротивление окружающего мира.
Создавая свой шедевр – свой еврейский дом, наполненный теплом и любовью, чистотой и святостью, еврейская мама строит мостик в вечность, от Синая – до конечного Избавления. Тогда будет по достоинству оценен ее вклад, и она будет прославлена – неутомимая Эшет Хаиль, основа и опора своей семьи.
Как сказал царь Шломо (Соломон), «маца иша – маца тов»: нашел жену – нашел благо.
Святость семьи
Когда еврей и еврейка соединяются хупой и кидушин, вступая в семейный союз, они должны знать, что у них есть уникальная сила – произвести потомство, которое наследует не только физические черты, но и духовные. В начале книги Берейшит (2:24) сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и станут они плотью единой». То есть, «ими двумя создается дитя, и в нем становится их плоть единой» (Раши). В другом месте о создании человека сказано так: «трое участвуют в создании: отец, мать и Всевышний». Мужчине и женщине дана возможность произвести потомство, создать из себя – нового единого человека, в котором будет присутствовать частичка Творца – Его Шехина. Но источник для этой возможности – это чистота семейной жизни, или, если хотите, святость еврейской спальни. От чистоты этого источника зависит вечность еврейского народа, народа Израиля – как духовная, так и физическая. В книге «Зоар» сказано, что евреи в Египте были чисты от разврата и смешения, и за это удостоились выхода из Египта. Когда мы отрицаем эту основу, растрачиваем эту великую силу на запрещенные Торой связи, на то, что попадает в категорию «разврат» (а это, в том числе, и совместная жизнь с женщиной в состоянии нида) – мы теряем шанс выйти из нашего «Египта» – несмотря на то, что сегодня у нас есть Тора, которая способна очистить нас и поднять даже с пятидесятой ступени чистоты. Но если мы опускаемся до смешанных браков, считаем их приемлемыми – то выводить будет просто некого!.. У каждого сына и каждой дочери нашего народа должна быть еврейская мама.
Выводы
Принципы воспитания, описанные выше, формируют свободную личность, не зацикленную на своих комплексах и недостатках, а стремящуюся жить счастливой жизнью и заниматься любимым делом. Такой подход формирует настоящих гениев.
Вот несколько фактов из истории:
- Среди обладателей Нобелевской премии самой многочисленной нацией являются евреи – 38% за все время.
- У них самые высокие показатели IQ – людей со значением теста 140 среди представителей Израиля больше в 6 раз, чем в остальных национальностях.
- Именно евреи породили монотеизм и христианство, существенно повлияв на развитие западной цивилизации.
Впечатляет?
Приведенные доводы доказывают, что отношение к малышу закладывает основы свободного мировосприятия и интерес к научным открытиям и изысканиям. Высокая рождаемость и обилие многодетных семей говорит о преемственности родительского опыта и умении привить истинные ценности.
Хотите поделиться своими примерами и мнением? Будем рады вашим комментариям!