Мнения «против»
В чем же могут заключаться минусы грудничкового плавания?
Вот доводы, направленные против купания малышей первых недель жизни:
- противники теории говорят, что несмотря на способность ребенка перемещаться в воде, погружение в нее вызывает у малыша стресс и он просто вынужден плыть, не получая от этого никакого удовольствия;
- плавание под водой, как и всякий угасающий рефлекс должен быть забыт, так как это естественный этап развития организма;
- в сознательном возрасте таким людям нередко все равно приходится переучиваться плавать «по-взрослому»;
- младенческого рефлекса недостаточно для плавания на глубине, он призван лишь обеспечить его существование во время внутриутробного периода;
- занятия в бассейне могут негативно отразиться на здоровье крохи, так как не исключено переохлаждение во время и после его посещения, заглатывание воды, превышение нагрузки.
Частые вопросы мам и пап
Когда начинать?
Одним из правил приучения крохи к этой процедуре является своевременное начало занятий с ним.
Согласно научным данным, рекомендованный возраст для занятий с ребёнком – менее трёх месяцев, потому что после достижения его происходит угасание врождённых рефлексов, одним из которых является способность плавать. Наилучший возраст для начала занятий с ребёнком – это один месяц.
Ванна или бассейн?
Довольно часто педиатру задают следующий вопрос: где лучше начинать плавать с ребёнком, в ванне или в бассейне? Мнения учёных на этот счёт разделились. Одни считают, что до одного-двух месяцев с крохой лучше заниматься дома, по их мнению, адаптация к воде в привычных для него условиях происходит быстрее. Другие – с трёхнедельного возраста рекомендуется посещать бассейн, чтоб малыш скорее привык к большому объёму воды.
Но всё же многие тренеры по этому виду спорта настоятельно рекомендуют приучать ребёнка к нему изначально в домашних условиях, чтоб у него не было чувства страха перед погружением в воду, нырянием, а также для того, чтобы ребёнок был максимально под контролем родителей/тренера и в не хлорированной воде.
Коллегией европейских врачей-педиатров (Бельгии, Франции, Германии) в две тысячи десятом году была проведена научно-исследовательская работа. В результате которой было установлено, что дети, занимающиеся этим видом спорта с самого рождения, имеют больший риск развития болезней дыхательной системы в четыре раза, по сравнению с малышами, которые не занимаются им или редко посещают бассейн.
Причиной этому служит содержание в воде хлора, который является очень вредным для незрелой системы органов дыхания, а она во время купания попадает в уши, нос, а иногда и в рот к крохе.
Всегда ли можно?
Перед тем как провести эту процедуру в домашних условиях, необходимо оценить общее состояние ребёнка (настроение, самочувствие, сытость).
Если малыш при этом плачет, истерит или кричит – рекомендовано отложить данную процедуру на какое-то время (пока настроение у него не улучшится). Причиной такого поведения может быть как страх, плохое самочувствие, так и голод. Поэтому оптимальное время для занятий — через час после еды.
Тренер или родитель?
Проведение первых занятий рекомендовано с тренером, так родители смогут научиться правильно проводить данную процедуру, выучат последовательность действий её выполнения и меньше будут переживать за то, насколько верно они всё делают.
Важное правило при выполнении этих процедур – это сопровождение голосом каждого упражнения. Так, к примеру, перед окунанием крохи в воду необходимо обязательно предупредить его об этом
Благодаря чему происходит подсознательное запоминание слов и формируется готовность ребёнка к определённым действиям.
Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей
Из истории возникновения плавания малышей
Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.
Значение обучения плаванию в грудном возрасте
Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания
Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте
Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:
- Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
- Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
- Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.
Польза и показания
В матке ребенок растет и развивается в околоплодных водах, поэтому после появления на свет некоторое время он не утрачивает способностей плавать и дышать под водой.
Если с малышом начать заниматься с грудничкового возраста, то полученные в утробе рефлексы не только не будут забыты, но и помогут крохе приобрести необходимые плавательные навыки, способствующие гармоничному развитию и крепкому здоровью.
Тренировки в воде оказывают положительное влияние на детский организм, а точнее, на:
- Сердечно-сосудистую систему — активные движения карапуза в воде, позволяют активизировать кровоток, укрепить сердечную мышцу и сосудистые стенки, а также насытить кровь кислородом;
- Центральную нервную систему — грудничковое плавание улучшает кровообращение в головном мозге, за счет чего улучшается его работа и активизируются многие процессы. Занятия в водной среде позволяют укрепить нервную систему, снять стресс, нервозность и улучшить настроение крохи;
- Дыхательную систему — во время плавания происходит усиление дренажной функции легких, что способствует природной профилактике недугов инфекционной этиологии и оказанию оздоравливающего эффекта. Ребенок глубоко дышит, очищая и промывая носоглотку;
- Костно-мышечную систему — при нахождении малыша в воде, нагрузка на костные, мышечные и суставные структуры распределяется равномерно. Это способствует правильному развитию позвоночника, мышечного корсета и осанки. Благодаря тому, что во время плавания кроха преодолевает сопротивление воды, его двигательная система укрепляется. Плавающие груднички в отличие от остальных деток быстрее начинают ходить, ползать и сидеть;
- Мочевыделительную систему — активная мышечная деятельность, наблюдающаяся во время плавания, усиливает работу почек, благодаря чему они правильно развиваются и быстрее выводят из организма шлаки и токсины.
Кроме всего описанного выше, происходит и укрепление иммунной системы. Малыш закаляется благодаря температурным перепадам воды и внешней среды.
Кому показано грудничковое плавание
В целом, плавание полезно всем малышам, но есть такие состояния, когда занятия с ребенком в водной среде являются обязательными и назначаются педиатром в качестве терапии.
Плаванье необходимо карапузу со следующими отклонениями:
- Гипертонусом мышц;
- Заболеваниями суставов;
- ДЦП;
- Костно-мышечными врожденными патологиями;
- Вялостью мышц;
- Недостаточной массой при появлении на свет;
- Кривошеей.
Также занятия в бассейне или домашнее плавание будут полезны деткам со слабой иммунной системой.
Плавание с грудным ребёнком в бассейне
Во время занятий будет видно, какие из упражнений он больше предпочитает. Поэтому с них и стоит начинать каждую последующую тренировку, чтобы максимально расположить малыша к этой процедуре.
Обучение плаванию грудничков не должно начинаться сразу с бассейна. Необходимо дать организму крохи адаптироваться к воде и к её температурному режиму сначала в ванной.
Если у ребёнка появилась «гусиная» или «мраморная» кожа, необходимо сразу вытащить его на сушу, так как это симптомы переохлаждения.
В том случае, если во время посещения бассейна ваш малыш испугался и не хочет в нём купаться – сядьте на его ступеньки или на бортики (дайте ему время на адаптацию), а затем постепенно попробуйте повторить ещё раз погружение в воду. Если же беспокойство и плач ребёнка продолжаются – отмените это занятие и повторите попытку в следующий раз. Не выполняйте насильно, так как таким образом Вы можете сформировать у него чувство страха к воде.
Обучение плаванию новорожденных сразу после рождения не рекомендовано (при условии, если пуповина не зажила).
После занятий необходимо почистить крохе ушки, чтоб в них не осталась вода, а если во время них малыш глотнул воду, нужно выпоить его сорбентом (Смектой, Энтеросгелем, Полисорбом и т.д.).
Часть II. Подготовка к плаванию
В основе плавания младенцев лежит:
- плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
- автономными поддержками, и, наконец,
- самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.
Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.
Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.
Подготовка к плаванию
Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.
Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.
Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.
Игры в воде
Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.
Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.
Постепенность дозирования
В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.
Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.
Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос
В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.
Возобновление занятий после перерыва
Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.
Форсирование доз плавания. Температур и погружений
Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.
Место занятий дома и инвентарь
Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.
Возраст ребенка | Примерный объем плавания | температура воды |
5 дней — 2 недели | 10-15 мин. | 36,5°С |
1 месяц | 14-17 мин. | 36,0°С |
2 месяца | 19-22 мин. | 35,5°С |
3 месяца | 24-27 мин. | 35,0°С |
4 месяца | 29-32 мин. | 34,5°С |
5 месяцев | 34-37 мин. | 34,0°С |
6 месяцев | 39-42 мин. | 33,5°С |
7 месяцев | 44-47 мин. | 33,0°С |
8 месяцев | 49-52 мин, | 32,5°С |
9 месяцев | 54-57 мин. | 32,0°С |
10 месяцев | 59-62 мин. | 31,5°С |
11 месяцев | 64-67 мин. | 31,0°С |
12 месяцев | 69-72 мин. | 30,5°С |
Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.
Почему стоит верить тем, кто ЗА
Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.
Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.
Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.
Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.
Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье.
Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.
Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.
В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.
Польза раннего плавания
Плавание — ценное занятие в любом возрасте. У раннего плавания есть особенности, ведь крохе невозможно что-то объяснить, и он еще не умеет сознательно координировать движения тела.
Но занятия однозначно приносят малышу свою пользу:
— Плавание способствует укреплению и развитию организма: тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую систему, улучшает обмен веществ. Вода оказывает массирующее воздействие на тело, стимулирует нервные окончания в коже, опосредованно делает нервную систему более устойчивой, помогает избавиться от колик и запоров, улучшает сон, аппетит и балансирует эмоциональный фон.
— Плавание — универсальный метод закаливания. Наше тело теряет в воде гораздо больше тепла, чем на воздухе, — именно на этом основан сильный закаливающий эффект. Организм оттачивает свою терморегуляцию благодаря водным процедурам.
— В воде ребенок двигается свободно и естественно, он получает безопасную нагрузку, укрепляет позвоночник, связки и мышцы, а внутренние органы занимают свое правильное место. Грудничковое плавание не позволяет перенапрячь связки, оно исключает нефизиологические движения.
— Движение в воде стимулирует развитие ослабленных, вялых детей и снимает возбуждение у напряженных.
— Малыш не может плавать один. Он заходит в воду только с мамой или папой (бабушкой или дедушкой), а значит получает новый опыт взаимодействия с близким человеком, особую игру и совместное занятие, которое может продолжаться долгие годы и приносить радость взрослому и ребенку.
— Плавание с ребенком — это еще и укрепление здоровья мамы! Ведь она тоже двигается в воде, получает закаливающий эффект, ее нервная система и эмоциональный фон балансируются. А здоровая и довольная мама — это лучшее, что может быть у ребенка. К тому же занятия в бассейне помогают разнообразить жизнь с грудничком, приносят новые впечатления и новые знакомства.
Азы плавания в ванне
Все водные занятия с малышом должны проводиться спустя пару часов после приёма пищи, когда смесь или грудное молоко успело перевариться, а чувство голода ещё не наступило. И также плавать стоит только с выспавшимся и отдохнувшим ребёнком, иначе не избежать истерик и слёз.
Пошаговая инструкция, как научить грудничка плавать в ванной:
- Аккуратно придерживая ребёнка, опустите его в воду оптимальной температуры. Дождитесь от него первой реакции. Если малыш заплачет, не спешите сразу доставать его, дайте немного времени освоиться.
- Когда плач утих, переложите ребёнка в горизонтальное положение, слегка удерживая за спинку. Примечательно, что сами вы должны твёрдо стоять на ногах, склонившись над ванной.
- Когда поймёте, что малыш привык к воде, можете приступать к выполнению плавательных упражнений, о которых будет рассказано далее.
Отметим, что пол в ванной комнате обязательно должен быть покрыт специальными резиновыми ковриками, предостерегающими от возможности поскользнуться.
Упражнения в ванной для плавания грудничка:
- Укладываем ребёнка в горизонтальном положении на спинку, подстраховывая его тело ладонью снизу. Постепенно перемещаем руку со спины к затылку. По итогу – ребёнок самостоятельно держится на воде, а мама лишь страхует его, придерживая головку.
- Опускаем ребёнка в воду в диагональном положении животиком вниз. Мама должна быстро сориентироваться и подхватить голову малыша, поместив его подбородок в своей ладони.
- Опускаем ребёнка в воду в горизонтальном положении, спина обращена ко дну ванны, ноги размещены у одного из бортиков. Ощущая опору, он отталкивается от стенки, пробует самостоятельно плыть. Выполнять данное упражнение можно, только когда малыш уже освоится в воде, научиться держаться на её поверхности без поддержки.
- Опускаем новорождённого в воду животом вниз. Тело должно быть полностью погружено в жидкость, на поверхности остаётся только голова, которую за подбородок придерживает мама. Скоординировав ребёнка, продемонстрируйте ему, что в воде можно плескаться. Повторяя показанные действия, он со временем научится правильно грести.
- Когда малыш научится с лёгкостью проделывать перечисленные выше упражнения, нагрузку можно увеличить. Предполагается, что к этому моменту он уже будет не только держать своё тело на поверхности воды, но и самостоятельно передвигаться по её плоскости.
Итак, грудничок плещется в воде, мама страхует его. Неподалёку от него примерно в 10 сантиметрах, кладётся игрушка для купания. Ребёнок должен доплыть к ней. С течением времени расстояние между грудничком и игрушкой должно увеличиваться.
- Когда ваш малыш уже будет уметь самостоятельно плавать на относительно большие дистанции как на спине, так и не животе, начните делать с ним упражнение «восьмёрка». Оно предполагает визуальное повторение очертаний цифры грудничком.
- Поддерживая младенца за животик снизу, приподнимайте его над водой и погружайте обратно. Это упражнение способствует развитию координации, укреплению сердечно-сосудистой системы.
- Когда новорождённый привыкнет к воде, можно практиковать его ныряние. На рефлекторном уровне при полном погружении он задержит дыхание, поэтому не стоит бояться этого упражнения. Учить ребёнка нырять можно только по истечении 5–10 минут свободного плавания.
Ныряние делается следующим образом: крепко зафиксировав грудничка в руках, окунаем его с головой в воду на несколько секунд; повторяем процедуру до 5 раз.
Данные водные упражнения совсем несложные, но дают ощутимый результат. Кроме того, родители должны помнить, что плавание для малышей в бассейне возможно только после предварительной домашней подготовки в ванной.
Предыстория
История раннего плавания в России начинается во времена Советского Союза, когда в 1978 году по указу Минздрава РСФСР в крупных городах при детских поликлиниках стали открывать бассейны для занятий с грудинками. Занятия тогда вели по инструкциям В.А.Гутермана, разработанным на основе его опыта закаливания детей плаванием в обычных поликлиниках столицы. В итоге в 1980 году работало уже 137 школ грудничкового плавания.
В это же время активная практика грудничкового плавания развернулась во Франции, ФРГ и Австралии. В конце 20-го века многие ученые и медицинские работники заинтересовались потенциалом воды в деле укрепления здоровья человека. Стали выходить многочисленные публикации на эту тему, появляться различные методики, эксперименты. Хотя масштабных исследований почему-то так и не было проведено.
Обучение в домашних условиях
С чего же начинается раннее плавание? Когда ванна полностью готова к процедуре, начните знакомство крохи с водой. Не нужно делать резких движений. Знакомить новорожденного с водной средой нужно максимально постепенно. Вначале намочите ручки малыша, затем стопы и только после этого погрузите ножки в воду.
Следующим движением будет погружение всего тельца грудничка. Погружать кроху нужно не в горизонтальном, а в вертикальном положении. С малышом нужно все время разговаривать и понемногу поливать тельце водой
Обратите внимание, в 3 месяца у ребенка врожденные рефлексы начнут понемногу угасать. Поэтому, если родители решили научить ребенка раннему плаванию, сделать это нужно пораньше
Родителям младенца настоятельно рекомендуется хорошо изучить два вида поддержки крошки в воде: под затылок и под подбородок. В первом случае такая поддержка используется, когда младенец плавает на спине. Вторая поддержка выполняется, когда кроха расположен на животике.
Можно освоить одну из поддержек, но лучше, если вы освоите сразу две. Чередование этих поддержек будет очень полезным. Движения карапуза при плавании будут более уверенными и раскованными, если использовать специальный круг. При регулярных занятиях вы сможете приучить младенца уверенно купаться и плавать самостоятельно.