От 3,5 года до 4 лет

Как развивать трехмесячного малыша – игры и гимнастика

Чтобы помочь ребенку в три месяца развиваться быстрее, мамочки должны делать своим детишкам массаж и гимнастику. Это укрепляет мышцы крохи и улучшает кровообращение. Неонатологи советуют проводить следующие манипуляции для развития малыша:

  • поглаживания конечностей, груди и спинки;
  • разведения ручек и ножек в стороны;
  • перевороты малыша со спинки на животик и обратно;
  • подъемы за ручки до сидячего положения;
  • массаж ступней;
  • покачивания на фитболе.

Трехмесячные малыши очень любят игры с мамой. Вы можете строить гримасы, петь песенки, танцевать, знакомить кроху с отражением в зеркале, вкладывать ему в ручку различные предметы для развития тактильных ощущений и стимулировать обонятельные рецепторы. Все эти веселые действия идут на пользу малышу, а на время, когда он остается в кроватке один, подберите яркие игрушки, издающие звуки либо имеющие световое сопровождение.

И помните, каждый день вашего ребенка бесценен и в ваших силах сделать так, чтобы это время проходило для него с пользой.

Речевое развитие

Все родители мечтают видеть в будущем своего ребенка успешным! Стараются дать ему необходимые знания, умения, записывают в различные кружки для приобретения навыков

Наряду с физическим и интеллектуальным совершенствованием необходимо уделять внимание речевому развитию. Ведь в любом контакте с окружающим миром человеку нужна речь, и чем лучше он владеет вербальным (посредством устной речи) способом общения, тем проще и качественнее будет процесс его коммуникации в обществе

Речь развивается с самого рождения, а задача взрослых – обеспечить правильную речевую среду малыша. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, не искажая звуковое наполнение слов, не выбирать длинные предложений. Но, самое главное, разговаривать много, не громко, слегка в замедленном темпе, чтобы у ребеночка накапливался словарь слов, которые он впоследствии смог бы складывать во фразы и предложения.

В три года речь нормотипичного ребенка достаточно развита, у малыша встречаются нарушения произношения звуков, но это небольшая проблема для этого возраста.

Необходимо обратить внимание:

  • правильно ли понимает ребенок обращенную к нему речь взрослого, может ли выполнить сложную инструкцию;
  • как развиты навыки артикуляции, нет ли гиперсаливации (слюнотечения), умеет ли малыш выполнять простые артикуляционные движения;
  • как развивается у малыша связная речь (составление развернутых предложений, ответ на вопрос не одним словом);
  • правильно ли он согласует слова во фразах и словосочетаниях (например: «голубая небо», «вкусная повидла»…);
  • способен ли изменять и образовывать формы слов (ухо – ухи, груша – нет грушев, варенье из малины – малиновое, лист клёна –кленОвый).

Приведем примеры некоторых игр, способствующих развитию речи:

«Юный журналист»

Предлагаем ребенку поработать репортёром (предварительно объяснив, что это значит), и составить репортаж о какой-нибудь игрушке. Рассказать, что это за игрушка, из какого материала сделана, какого цвета и формы.

«В пещере гномика»

Объясняем, что у гномика всё маленькое в отличие от великана, и, если у великана «стул», то у гномика «стульчик» и подбираем любые другие слова.

«Сказка о веселом язычке»

Упражнения для развития артикуляционной моторики. В сказке используются слова, обозначающие артикуляционные упражнения: «иголочка», «чашечка», «лошадка», «моторчик», «вкусное варенье», «лодочка», «заборчик», «окошко», «грибок».

Можно самостоятельно придумать сказку, например: «Жил был язычок! Проснулся он утром, выглянул из «окошка» и пошел гулять. По дороге увидел «лошадку» и «грибок»…

Описания упражнений можно найти в широком доступе в любом Интернет-ресурсе, посвященном логопедическому развитию.

Развитие артикуляции подготавливает ребенка к выговариванию трудных звуков и слов, формирует различные произносительные способности, устраняет гиперсаливацию. Если выполнять артикуляционные упражнения с раннего возраста, больше вероятности, что все звуки встанут на свои места в нужное время.

«Скажи, что слышишь»

Развитие фонематического слуха (различение речевых и неречевых звуков).

Малышу предлагается сказать, что за звук он услышал. Можно использовать ширму, чтобы ребенок догадался лишь по звуку, без зрительного подтверждения. Например, звук колокольчика, шуршащей бумаги, либо звуки, которые произносят животные.

Фонематический слух играет большую роль в правильном звукопроизношении и обучению элементов грамоты в более старшем возрасте.

Развитие ребенка в 3 месяца

Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.

Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.

Двигательные навыки

  1. Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
  2. Прослеживается начальная координация движений.
  3. Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
  4. Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
  5. Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
  6. Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
  7. Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
  8. Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
  2. Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.

Речевые навыки

Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
  2. Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.

Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах

Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Развитие психики и эмоциональной сферы: психическое развитие в три месяца

Моменты, на которые не все родители обращают должное внимание в силу малого опыта и незнания, это то, что не относится к физическому росту. В 3 месяца у ребёнка идёт активное развитие нервной системы. Психология выделяет несколько основных функций психики, включая эмоции. Малыш уже способен запоминать черты лица близких людей, которых он видит каждый день или почти каждый день, запоминает интонации и голос

В память закладываются основы речи, поэтому важно каждый день много разговаривать с ребёнком, читать ему сказки или рассказывать короткие истории

Малыш уже способен запоминать черты лица близких людей, которых он видит каждый день или почти каждый день, запоминает интонации и голос

В память закладываются основы речи, поэтому важно каждый день много разговаривать с ребёнком, читать ему сказки или рассказывать короткие истории

Ниже основные моменты психоэмоционального развития, или что ещё умеет ребёнок в 3 месяца.

Зрение

Находясь в кроватке, коляске, на руках, малыш с неподдельным интересом рассматривает всё. Голову он держит уверенно, крутит ею в разные стороны, чтобы осмотреться лучше. Сосредотачивайте взгляд ребёнка на конкретных объектах, показывайте разные предметы, рассказывая что-нибудь о каждом, как он называется, какого цвета и прочее. Это поможет младенцу быстрее понимать смысл речи и развивает процессы мышления.

Слух

Грудничок уже гораздо лучше ориентируется на источник звука и его месторасположение

Услышав знакомый голос, он ищет человека взглядом и фиксирует внимание на нём несколько минут. Для развития слуха есть специальные упражнения, например, разговор с младенцем из разных сторон комнаты и на разном от малыша расстоянии, с разной интонацией и громкостью

Ребёнок на третьем месяце жизни ещё не может воспроизводить услышанное голосом, но уже хорошо и разнообразно гулит, произнося и гласные, и согласные звуки.

Эмоции

Чтобы в общих чертах иметь представление о том, как развивается ребёнок в 3 месяца, можно охарактеризовать этот возраст периодом комплекса активности. При виде родителей младенец гулит и улыбается, машет руками и ногами, показывая, что он их узнал и рад.

Эмоции ребёнка в 3 и даже в 4 месяца зашкаливают, грудничок оживляется, когда с ним играют, общаются, поют рядом или играют на музыкальном инструменте. Развитие малыша по месяцам очень заметно, если ещё недавно он лишь осваивал мимику и учился реакциям на окружение, то сейчас уверенно их использует. Например, недовольство в зависимости от его степени и своего характера грудничок показывает плачем, гримасами, ёрзает руками и ногами в разные стороны.

Внимательный родитель быстро изучает все эмоциональные проявления младенца и учится реагировать на них своевременно, не доводя до истерик.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.

7.00 Подъем
7.00 – 7.30 Умывание
7.30 – 8.00 Зарядка
8.00 – 8.30 Завтрак
8.30 – 9.00 Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30 Прогулка
11.30 – 12.00 Завершение прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.30 Обед
12.30 – 14.30 Дневной сон
14.30 – 15.30 Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00 Полдник
16.00 – 18.00 Прогулка
18.00 – 19.30 Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00 Ужин
20.00 – 21.00 Водные процедуры
21.00 – 21.30 Кефир (грудное молоко)
21.30 Ночной сон

Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ – около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.

Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног»

Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
Рост зубов и новые навыки. Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев

Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев – это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное – это любовь и терпение.

Таблица навыков ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка на конец 3-го месяца жизни индивидуальное. Поэтому не нужно переживать, если что-то из этого списка еще не проявилось. Об этом говорят все педиатры, включая доктора Комаровского. Каждый успех 3-месячного младенца должен считаться его персональным достижением. Родители должны сравнивать малыша с ним вчерашним, а не другими детьми. Эта полезная привычка поможет родителям наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, когда они станут старше. В норме трехмесячный ребенок умеет приблизительно это следующее.

Довольный трехмесячный ребенок

Навыки ребенка 3 мес.

Двигательные навыки 1. Переворачивание со спины на живот;
2. Поднятие головы и держание головки;
3. Координация движений;
4. Хватательный рефлекс.
Физические особенности трехмесячных детей Средняя прибавка за третий месяц в весе – 600-900 граммов, роста – 2-3 сантиметра. Точные цифры будут отличаться.
Связь с окружающим миром 1. Агуканье;
2. Игра интонациями.

Двигательные навыки

В трехмесячном возрасте ребенок еще очень много спит, начинает формироваться четкий режим дня. Спит малыш этого возраста около 15-18 часов. Сам сон более глубокий, по сравнению с новорожденностью.

Довольный ребенок трогает ноги

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание прогулкам на свежем воздухе, потому что для крохи это возможность отдохнуть и изучить окружающий мир

Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час

Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час

Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час

Физические особенности трехмесячного ребенка

Если исполнилось 3 месяца мальчику, то для него нормальными показателями роста считаются значения от 57,3 до 66,5. Оптимум находится посередине. Вес колеблется от 4,5 до 7,5 кг. Окружность головы мальчика находится в пределах от 38,1 до 42,9 сантиметров.

Если исполнилось 3 месяца девочке, значения несколько меньше: рост – 55,6-64 см, вес – 4,3-7,1 кг, окружность головы – 37,1-42,0 см.

Здесь главные критерии – внешняя пропорциональность тела ребенка, а также его сон, аппетит и настроение. Если эти параметры в порядке, то волноваться не следует. Питание является немаловажным фактором развития крохи.

Связь с окружающим миром

В трехмесячном возрасте ребенок хорошо понимает эмоции. В этом мама может убедиться самостоятельно. Для этого следует сыграть с чадом в одну игру. Мама садится возле кроватки ребенка так, чтобы малыш не мог ее увидеть, при этом она сама должна видеть лицо своего сына или дочери

Все предметы, которые могут овладеть вниманием ребенка, убираются

Трехмесячная девочка

Далее нужно начать петь грустную мелодию. Обычно в таком случае малыш перестает играть, замирает, в дальнейшем может даже заплакать. Потом нужно сразу поменять песню на веселую, его настроение быстро улучшится. Так с ребенком можно поиграться несколько минут. Это упражнение также помогает развить музыкальный слух малыша (при условии, что родитель хорошо поет).

Во время прогулки с малышом очень важно обращать его внимание на яркие или необычные предметы. Необходимо утолять его информационный голод и в детской кроватке, давая ему то, что можно разглядывать с интересом. Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней

Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней.

Слух и реакция на звуки

Слух ребенка на 5-м месяце жизни развит хорошо. Малыш различает и узнает большое количество разнообразных звуков. Формируя зрительно-слуховые знания, малыш нуждается в разнообразных упражнениях, стимулирующих развитие слуха. Классическая музыка, пение и диалоги играют большую роль в становлении умственных навыков.

Между 4 и 5 месяцами стоит активно предлагать малышу изучать звуки, издаваемые разными предметами. Покажите, как можно стучать погремушкой по разным поверхностям, получая новое звучание.

Стоит понимать, что развитие слуха тесно связано со зрением

Очень важно на этом этапе не только предлагать слушать разнообразные звуки, но и показывать и называть предметы, их издающие. Чем большее количество предметов будет различаться малышом по виду и звучанию, тем быстрее будет происходить формирование начальной базы знаний

Что должны уметь дети в 3 месяца (навыки)

Эмоциональные: В этом месяце младенец уже достаточно адаптировался к окружающему миру, его плач становится более осознанным и теперь малыш может заплакать не только потому, что испытывает физический дискомфорт, но и просто, потому что ему стало скучно. Но чаще всего любящая мама может отличить эти плачи

К тому же если это проявление просто го каприза, малыш успокоится, когда мама или папа уделит ему внимание.  Теперь чаще всего в общении ребенка участвуют ручки и ножки, которыми он болтает и в зависимости от полученных эмоций интенсивность их «болтания» меняется

Физические: Кстати, в 3 месяца ребенок должен уметь разворачивать кулачки. И возможно он уже начинает изучать свои ручки и ножки — он может засовывать пальчики в рот либо сосать пятку. Не мешайте ему это делать, ведь таким образом в этом возрасте происходит познание собственного тела и именно «через рот» младенец осознает, что ручки и ножки это продолжение его самого.  Ребенок уже должен уметь некоторое время удерживать в руках небольшие предметы и легкие погремушки. К третьему месяцу у ребенка исчезают большое количество врожденных рефлексов, теперь постепенно их место занимают осознанные (приобретенные) навыки и условные рефлексы прогрессивно нарастают. Еще можно добавить, что многие детки в 3 месяца уже могут опираться на предплечья, тем самым приподнимая над поверхностью грудь. Практически все дети в этом возрасте не только умеет хорошо поднимать голову и удерживать ее какое-то время, но и крутить ею в разные стороны в поисках источника звука, игрушки либо человека. Многие дети к концу 3 месяцев умеют перекатываться, отталкиваясь от  бортика кроватки. Поэтому не удивляйтесь, если найдете вашего малыша лежащим уже не на животике, а на спинке. Сам без помощи опоры он еще вряд ли сможет сделать такой переворот, но вот если рядом есть такого рода «помощник», то ребенок  радостью воспользуется его помощью — ведь это так весело!

Слуховые: Ребенок умеет различать звуки и даже если он не видит маму, которая находится где то вблизи и, к примеру, поет ему, он отреагирует улыбкой. Сейчас оптимально включать деткам классическую или мелодичную инструментальную музыку. И через некоторое время вы сможете наблюдать, что мимические выражения вашего ребенка становятся более четкими и информативными

Ваше эмоциональное общение на данном этапе также очень важно в развитии ребенка

Зрительные: В три месяца младенец сможет подолгу рассматривать погремушку в своей руке, изучая ее цвета и формы. Кроме того малыш начинает проявлять интерес к лицам взрослых. Он охотно будет лезть ручками  к лицу взрослого, который поднял его в вертикальное положение. Общайтесь с малышом и рассказывайте о деталях лица, к которым он прикасается своими крохотными пальчиками, тем самым вы вдвоем получите огромное удовольствие!

Речевые: Ребенок должен уметь гулить. Некоторые дети даже начинаю ворковать, тем самым как бы вести диалог со взрослыми. Практически все детки к концу трехмесячного возраста умеют смеяться, некоторые даже повизгивать. Но не смущайтесь, если ваш малыш пока еще «серьезничает», скорее всего, у него просто такой темперамент и вскоре он так, же начнет проявлять свои эмоции в ярком и столь прекрасном детском смехе.

Если вы хотите узнать или даже увидеть, что должен уметь делать ребенок в 3 месяца, пройдите вместе с ним тест, результаты которого не смогут вас оставить равнодушными, ведь достаточно трудно воспринять, что такая кроха уже умеет делать многие вещи.

И плавно переходим к информации об «умениях» ребенка в 4 месяца.

Как развиваются недоношенные младенцы?

Недоношенными считаются детки, рождённые раньше срока, с весом менее 2,5 кг и ростом в пределах 35-46 см, физиологически незрелые. Тело малышей имеет анатомически неправильную форму, черепной шов не сомкнут, наблюдаются покраснения кожи. Недоношенные младенцы требуют более тщательного ухода. Если вес «раннего» ребёнка к 3 месяцам удваивается — это хороший признак.

У такого младенца появятся рефлексы, мимика, он будет реагировать на звук и фиксировать взгляд на лицах. Но ребёнок по-прежнему много спит и быстро устаёт.

Формирование основных возрастных навыков у большинства недоношенных младенцев запаздывает: они не в состоянии справиться с тем, что должен уметь ребёнок в три месяца.

Отставание в психомоторном развитии будет зависеть от срока недоношенности: после 32 недель навыки и умения сформируются с запозданием на 1-1,5 месяца. Если роды произошли ранее 30-31 недели, задержка в развитии составит 3-4 месяца.

Если родители заметили «недочёты» в развитии своего младенца, следует незамедлительно обратиться к неврологу. Доктор оценит состояние крохи по специальной углублённой шкале и выяснит, есть ли проблема, а в случае необходимости проведёт своевременное лечение.

Неврологи и педиатры, наблюдающие «ранних» деток, отмечают, что они в физическом плане быстро догоняют своих ровесников, но нервно-психическое развитие запаздывает, достигая нормальных показателей лишь к 2-3 годам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: