Ребенок имеет право не есть. но вы решаете, что поставить на стол

Как научить малыша здороваться

Существует несколько эффективных способов научить малыша 3–5 лет здороваться, причём как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми.

Первый и самый действенный способ — показывать свой пример. Если ребёнок видит, что мама/папа/бабушка/дедушка приветствуют человека с положительными эмоциями, с улыбкой, искренне, это побуждает малыша сделать так же. К тому же такой пример помогает успешно бороться с застенчивостью.

Обыграть ситуацию в игре. Например, «Приветствуем друзей»: утром в ряд выставляются любимые игрушки ребёнка и несколько из тех, что на данный момент не пользуются большой популярностью. Задача карапуза: поздороваться со всеми. Такая забава, во-первых, поможет перестать ассоциировать слово «Здравствуйте» с чем-то слишком ответственным, страшным — всё-таки приветствовать нужно игрушки, а во-вторых, автоматизирует связь: увидел знакомого/малознакомого — поздоровался. Ещё одна забавная игра – «Отдай горячий привет»: взрослый, видя приближающегося знакомого, зажимает кулак и говорит ребёнку, что там спрятался привет, он очень горячий, нужно срочно передать его дяде Саше/тёте Нине. Задача ребёнка: взять привет и передать взрослому со словом: «Здравствуйте!»

Обеспечить чувство безопасности. С ранних лет ребёнка приучают не общаться с незнакомыми людьми. Однако границу «незнакомый человек и малознакомый» объясняют не всегда. Естественно, что, видя малознакомого человека, у малыша может включиться защитная реакция, и он промолчит вместо слов приветствия

Поэтому важно, чтобы находящийся рядом взрослый продемонстрировал, что опасности нет. Для этого можно рассказать ребёнку в паре слов о человеке, с которым предстоит поздороваться, например: «Это дядя Миша, наш папа в прошлом году работал с ним в одной компании».
Регулярно объяснять малышу, что, здороваясь, мы желаем друг другу здоровья, а это очень важная составляющая радостной и весёлой жизни

Ведь очень приятно, когда тебе желают чего-то хорошего, так что, приветствуя друг друга, мы обмениваемся энергией доброты.
Вместе с ребёнком смотреть и обсуждать мультфильмы, в которых персонажи сталкиваются с подобными ситуациями.

Видео: что делать, если ребёнок не здоровается — советы психолога

Учить ребёнка здороваться — важная часть воспитания элементарных норм поведения в обществе

Однако важно понимать, что во всём нужна мера

Если с близкими приветствие необходимо, то с малознакомыми людьми нужно соблюдать осторожность: с одной стороны, пожелание здоровья — требование культуры поведения в обществе, с другой — фактор, снижающий степень осторожности ребёнка в общении с незнакомыми людьми. И здесь лучше всего показывать своим примером, как нужно вести себя в каждом конкретном случае: поздороваться или пройти мимо

И здесь лучше всего показывать своим примером, как нужно вести себя в каждом конкретном случае: поздороваться или пройти мимо.

Почему вообще у родителей появляется желание насильно кормить детей?

Психологи выделяют несколько типичных установок, которые формируются в сознании родителей. Именно они и побуждают взрослых кормить своих детей во что бы то ни стало. Первая — отношение к ребенку, как к неразумному существу, когда родители считают, что знают лучше сколько, как часто и что ему есть, ведь у них больше жизненного опыта и знания. Вторая установка — это мнение, что если ребенок плохо есть, значит, он не слушается и делает наперекор родительским просьбам. Третий вариант — малыш не ест, значит, что он болеет. В этом есть некоторая логика: действительно, недомогание может снизить аппетит ребенка, поэтому он отказывается от еды. Но даже в этом случае стоит прислушаться к маленькому организму и не заставлять есть насильно.

«В норме организм — это саморегулирующаяся система, способная хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации», — считает психолог, травма-терапевт Лара Покровская.

Пищевое насилие также может быть вызвано тревожностью родителей — они переживают, что ребенок слишком худой, что он слишком мало ест, у него нет аппетита, он болеет. Иногда отказ детей от еды трактуется матерями как отказ от них самих, от их еды и в целом воспринимается на свой счет. Чтобы справиться со своей тревогой, они начинают закармливать детей. Только в этом случае удовлетворяется не потребность ребенка в еде, а желание родителя перестать волноваться.

Почему же нельзя заставлять

Принуждать малыша говорить безобидное «Здравствуйте!» нельзя. Причём это касается и знакомых, и малознакомых людей. Такой подход чреват целым рядом проблем психологического характера.

Это противоречит темпераменту. Даже если родители терпеливо объясняют, почему здороваться нужно, сами приветствуют всех знакомых, ребёнок может отказываться это делать из-за природной застенчивости

Здесь важно проявить терпение, помочь малышу преодолеть себя: ведь он чувствует, что есть определённые границы, которые он перейти не может, а от него именно этого преодоления и ждут. Тем более, ждут те, кто является для ребёнка эталоном поведения: его близкие люди

Такое столкновение «не могу» с «надо» опасно для формирования правильной самооценки.

Это нарушает личные границы ребёнка. Чем старше становится карапуз, тем с бо́льшим количеством ограничений он сталкивается: «нельзя», «нужно вот так» и пр. Если в таком маленьком возрасте малыш постоянно находится в состоянии, когда от него ждут определённых действий и реакций, ребёнок не чувствует границ своего личного пространства, где хозяин своих желаний он, а не кто-то, навязывающий ему правила поведения. К тому же недопустима ситуация, когда ребёнку говорят: «Поздоровайся с бабушкой Светой» в её присутствии. Такое давление со стороны взрослых провоцирует ещё более сильный зажим.

Это приводит к стиранию понимания границ свой — чужой. Очень явная и очень опасная для жизни причина, почему заставлять малыша здороваться с малознакомыми нельзя: приветствуя тех, кто ребёнку знаком плохо или совсем не знаком, ведёт к тому, что он будет без опасений отзываться на приветствия всех, даже незнакомых. А это, в свою очередь, чревато опасными, порой непоправимыми последствиями.

Что же делать? Как правильно себя вести?

Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.

Можете придерживаться шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:

  1. Не заставлять, если ребенок не хочет.
  2. Не перекармливать.
  3. Не навязывать, не уговаривать.
  4. Не награждать за съеденное. Не стоит обещать купить мороженое, пирожное за съеденный суп. Еда не должна становиться средством воспитания.
  5. Не подгонять. Спешка во время еды плохо влияет на пищеварение.
  6. Не отвлекать. Специалисты не рекомендуют играть в игрушки или смотреть телевизор во время еды.

Психологи также советуют «закармливающим» родителям разобраться с самими собой — задуматься, какие чувства они хотят выразить желанием насильно накормить, и научиться выражать их иными способами.

«В некоторых случаях потребность покормить, закормить может маскировать другие, более глубокие и нереализованные потребности человека — например, быть значимым для другого, — комментирует семейный терапевт Светлана Тимофеева. — Иногда на закармливающего действуют социальные или семейные установки, которые были актуальны в прошлом, в эпоху дефицита или голода, когда ценность еды имела решающее значение».

Как же я пойму, что ребенок голодный, если он еще не может говорить? Перекармливать не хочется, но и морить голодом тоже.

Обычно малыши сами сигнализируют о голоде. Специалисты выделяют общий (не универсальный) список таких сигналов.

Если вы кормите грудью или смесью, обратите внимание, когда ребенок:

  • подносит руки ко рту или кладет в рот предметы;
  • издает посасывающие звуки и делает посасывающие движения губами;
  • сжимает кулаки на груди или животе;
  • сгибает руки и ноги;
  • плачет (хотя плач не всегда может быть причиной голода).

Если ребенок постарше и уже ест твердую еду, он может указать на голод так:

  • наклоняться к еде и открывать рот;
  • при виде еды радоваться и оживленно себя вести;
  • задерживать взгляд на продуктах или следить за их перемещением.

Уже осваивающего речь ребенка обязательно нужно спрашивать, голоден ли он (и что он хотел бы съесть), наелся ли, хочется ли ему еще. Помогайте ребенку описывать вкус продуктов, их цвета, запахи и текстуры. Задавайте вопросы о еде: что ему нравится больше всего, какая еда кажется ему невкусной, что бы ему хотелось попробовать, приготовить вместе с родителями или друзьями. Еда не должна становиться разменной монетой в ваших отношениях с ребенком. Никогда не используйте еду как наказание, а угощение — как поощрение (например, если десерт предполагается после обеда, ребенок должен его получить даже в том случае, если съел две ложки супа и едва притронулся ко второму, а не только в том случае, если обед был съеден полностью).

Из упитанного в худенького

Гиперопека как выбранный стиль воспитания ребенка способна обернуться не только проблемами с лишним весом. Нередко пациентами психологов и диетологов становятся люди, страдающие анорексией, а также нарушениями пищевого поведения. С чем это может быть связано?

Ребенок, которого старательно закармливают родители, вскоре вырастает, начинает посещать школу. Вряд ли сверстники и остальные дети начнут умиляться его лишнему весу. Ученик будет подвергаться насмешкам и издевательствам, ему будет тяжело выполнять задания на уроках физкультуры. Он начнет считать, что еда – это прежде всего проблемы с весом, из-за которых у него не получается выстроить гармоничные отношения с окружающими, есть нарушения в области здоровья.

До тех пор, пока человек пребывает в семейном кругу, ему будет сложно изменить свои пищевые привычки. Как только он закончит школу, повзрослеет, сможет вырваться из под излишней опеки родителей, у него может получится изменить культуру потребления пищи. Нередко человек радикально преображает, едва сбрасывает вес, что позволяет наслаждаться комплиментами, положительными отзывами от знакомых и друзей. Негативный опыт, который был получен им в детстве, способен мотивировать его на похудение.

Можно понять, что в данной ситуации вина лежит на плечах родителей. В этом случае – мать и бабушка. Работа специалиста должна производиться со всеми членами семьи. Во избежание повторения ситуации, необходимо высказать женщинам мысль, что проблемы у любимого ребенка возникли из-за необходимости доедать все, что было положено на тарелку.

«Как можно не заставлять его кушать? Он самостоятельно не будет ничего есть!» — могут высказать подобное мнение близкие люди, которые выказывают искреннее переживание относительно судьбы ребенка. Даже если малыш первое время станет отказываться от еды, спустя какое-то время он все же попросит покушать или сам возьмет пищу. Самое главное, чтобы не было соблазна питаться одними сладостями, а, следовательно – необходимо убрать их из свободного доступа.

Есть опасения, что ребенок совсем не будет ничего кушать? Не стоит переживать. Организм малыша подскажет, когда стоит принимать пищу. Он обязательно поест, как только ощутит голод.

Согласие — это важно

Очень важно научить детей говорить «нет». Вы не должны давить на них, даже если обняться или поцеловаться хотят их дедушка с бабушкой

Почему? По словам психологов, ребенок должен чувствовать себя комфортно и в безопасности, даже если это расстраивает ваших родственников.

Некоторые родители принуждают детей, не осознавая возможных негативных последствий такого поведения.

Возможно, вы видели вирусный ролик благотворительной организации по защите детей от насилия Safe Kids, Thriving Families на сайте A Mighty Girl (сайт по воспитанию дочерей). Фраза «Мне 5. Это тело — мое» говорит о многом. «Не заставляйте меня целоваться или обниматься. Я только учусь говорить «нет», и ваша поддержка в этом поможет мне научиться защищать себя в будущем».

Идея в том, чтобы не заставлять детей обнимать и целовать друзей и знакомых. Когда вы настойчиво убеждаете ребенка ответить на физический жест родственников, то тем самым нарушаете его понимание сути согласия. Так у детей появляется привычка игнорировать свои чувства и формируется неправильное представление о том, что такое правильно и неправильно.

Но если вы рассказываете детям о возможности несогласия и о том, что их тело принадлежит только им, это помогает им избежать нежелательного контакта с окружающими, несмотря на возможное огорчение родственника или друга.

Психолог Катя Хеттер советует родителям научить детей говорить «нет». Своей дочери она говорила так: «Мне бы хотелось, чтобы ты обняла бабушку, но я тебя не заставляю этого делать».

Хеттер говорит: «Она не обязана обнимать или целовать кого-либо только потому, что я так сказала. Я не собираюсь подавлять инстинкты ребенка, принуждая его прикасаться к тому, кого она трогать не хочет. Это ее тело, а не мое».

Хотя все это звучит очевидно, многие родители принуждают детей к физическим контактам. Конечно, всем нам нравятся поцелуи и объятия, а дети любят обниматься. Но родители должны уважать и учитывать чувства своих детей.

В следующий раз, когда вы организуете большие семейные посиделки, обратите внимание на детей. Если им некомфортно или неприятно находиться в присутствии незнакомого человека или далекого родственника, не ждите

Защитите ребенка, если он говорит, что не хочет, чтобы его трогали.

Не давите на детей в попытках разузнать причину их дискомфорта. Они слишком маленькие, чтобы объяснить, почему им не нравится физический контакт. Уважайте это.

Как же правильно кормить ребенка?

Кто-то скажет, что специалисты предлагают совсем не кормить детей, руководствуясь попустительским стилем воспитания. Данные рекомендации не означают, что ребенок вправе делать все, что захочет, в том числе кушать все, что ему нравится.

Поглощение пищи – важная потребность, которая существует у каждого человека, в том числе и у ребенка. Стоит отслеживать, чтобы рацион был сбалансированным. Малыш должен получать с едой все питательные микроэлементы, калории для того, чтобы вырасти здоровым, активным и счастливым. В то же время грамотное питание не означает переедания. Слишком плотный ужин способен принести вред организму, не будет способствовать полноценному ночному сну и принесет настоящий вред системе пищеварения.

Взрослым людям стоит проявлять истинную мудрость и рассудительность в вопросах, которые касаются питания собственного ребенка. Стоит руководствоваться объективным мнением, а не пытаться от души накормить ребенка, заставляя поедать двойную порцию еды, из-за чего малыш не сможет двигаться.

При наличии у ребенка капризов и нежелании кушать приготовленные блюда, можно попробовать кормить его чем-нибудь другим, но не менее полезным. Возможно, что из одних и тех же продуктов, удастся приготовить другие кушанья, которые впечатлят малыша, что он действительно их полюбит. Не стоит считать данные капризы необоснованными. Даже при наличии усталости от насыщенного рабочего дня, всегда можно проявить фантазию и считать процесс готовки истинным творчеством, к которому можно привлечь и ребенка.

Ко всему прочему можно каким-либо образом украсить еду, которая подается на стол. Поверьте, любой ребенок захочет попробовать, а скорее всего и съесть полностью приготовленную еду.

Подводя итог, хочется сказать, что не стоит заставлять ребенка доедать пищу. Это может привести как к излишнему весу, так и проблем, в решении которых будет способен помочь лишь психолог. Лучше всего дать право малышу самому решить, какое количество пищи он может доесть. Не нужно думать, что закармливая ребенка, можно показать ему свою любовь. Есть масса других способов, которые не приведут к нарушениям обмена веществ.

Почему мы говорим «нельзя»?

В процессе познания окружающего мира, дети нередко сталкиваются с опасностями. Первая реакция родителей – слово «нельзя». Но почему мы говорим именно его?

Дело в том, что дети довольно активны и могут вступить в игру с опасными вещами. К примеру: игры с электричеством, стеклом, водой. Строгое «нельзя» служит некой подушкой безопасности и защитой ребенка от жесткого внешнего мира.

Однако если приглядеться к проблеме ближе, то можно отметить, что экстренные случаи, не являются основным источником злосчастного «нельзя». Порой, родители употребляют его в ситуациях, когда легко можно заменить слово, на доброжелательный разговор. Например, ребенок гладит бездомную кошку, раскрашивает гуашью рабочую тетрадь, берет конкретную игрушку, а родители в это время издают грубое «нельзя», опираясь на собственные убеждения и планы.

Как правильно ставить запреты?

Чем старше ребенок – тем больше запретов его окружают. В них нет ничего плохого, ведь запрет выступает лишь здоровой границей, которая выполняют функцию предохранителя от жестокого внешнего мира.

Главное правило – не ставить слишком много запретов. Жизнь в запретах не только негативно влияет на психику ребенка, но и обесценивает все ограничения разом. Так как же правильно ставить запреты и грамотно организовывать жизнь ребенка, чтобы не создавать множество ограничений?

· Создайте безопасную предметно-развивающую среду

Чтобы слово «нельзя» реже звучало по отношению к ребенку, можно просто убрать в зону недосягаемости все опасные предметы. В современном мире существует множество различных устройств, которые здорово облегчают родителям жизнь (липучки на двери шкафов, силиконовые насадки на углы, ограничители для дверей и окон).

· Создайте доступное и комфортное пространство для творчества

Ребенок не будет искать развлечений с опасными предметами, если его личное пространство будет идеально оборудовано для творческого и познавательного развития. Зачем малышу искать удовольствия на стороне, если ему и так максимально комфортно?

· Показывайте ребенку правильное взаимодействие с опасными предметами

Ничто не оказывает такого большого влияния на подрастающего малыша, как пример родителей. Если вы требуете от ребенка придерживать розетку рукой во время использования, то делайте это сами. Если вы просите малыша не кушать вредную пищу, то также придерживайтесь своих запретов.

· Презентация запрета

Прежде, чем поставить запрет – обговорите его с ребенком. Не спрашивайте его согласия, а просто поинтересуйтесь, что он чувствует по отношению к этому ограничению, что он думает по этому поводу, какие предложения он имеет, но, ни в коем случае, не реагируйте на «не хочу, не буду». Дайте ребенку понять, что от его несогласия, запрет не исчезнет, но и не забудьте объяснить причину своего решения.

· Единое мнение всей семьи на ту или иную ситуацию

Запреты часто не имеют силы, если на одну и ту же ситуацию мама говорит «нельзя», а папа говорит «можно», родители запрещают есть сладкое, а бабушка этому наоборот – способствует. Чтобы ограничения имели эффект, необходимо заранее договориться об этом со всей семьей, поставить всех членов семьи в известность.

· Обращайте внимание ребенка на то, что ему можно

Вместо сурового слова «нельзя», обратите внимание малыша на то, что ему «можно». Например, вместо «Нельзя есть конфеты», скажите «Я буду рада, если ты съешь пару бананов и апельсин»

· Позвольте ребенку совершать ошибки

Да, не хочется, чтобы дети испытывали боль или делала опасные и вредные для себя вещи, но позвольте им учиться на своих собственных ошибках.

· Замените слово «нельзя», на более конкретные утверждения

Не говорите «нельзя», а говорите «опасно», «горячо», «глубоко», «холодно». Так ребенок не только получит сигнал об опасности, но и научиться анализировать обстоятельства, принимать верные решения.

· Не реагируйте на провокации

Если запрет, то твердый и железобетонный. Подумайте, ребенку нельзя толкать пальцы в розетку – когда? Всегда. Вне зависимости от погоды, праздников, времени суток и прочих факторов. Так должно быть с любым запретом.

Ох уж это слово «нельзя», которое может нанести значительный вред психике ребенка. А может быть, всё же следует его исключить?

Полезные ссылки:

Почему нельзя заставлять малыша делиться игрушками: три значимых аргумента

Можно выделить три значимых причины, почему нельзя принуждать ребёнка делиться своими игрушками с другими детьми.

Аргумент 1: ребёнок должен иметь личное пространство

Уже в двухлетнем возрасте малыши начинают ощущать себя личностями. В этот период они отделяют собственное «я» от окружающих. У них появляется понимание того, что некоторые вещи — свои, а другие — чужие. Все игрушки, принадлежащие ребёнку, являются его собственностью и частью личного пространства.

Игрушки ребёнка — часть его личного пространства

Любое посягательство на вещи маленького человечка воспринимаются ребёнком как вмешательство в его собственный мир. Большинство взрослых не учитывают такую особенность детей, и заставляя малышей делиться, нарушают целостность личного пространства ребёнка.

Видео: психолог Марина Романенко рассказывает о причинах детской жадности

Аргумент 2: воспитание в ребёнке избыточной щедрости — негативный сценарий для будущей жизни

Бывает так, что родители в своём стремлении «правильно» воспитать ребёнка заставляют малыша делиться с другими детьми не только второстепенными для него предметами, но и самыми любимыми вещами. Однако в такой ситуации взрослые не учитывают, что у малышей с любимыми игрушками устанавливается тесная эмоциональная связь. Порой для детей игрушки становятся настоящими друзьями, с которыми они разговаривают и делятся своими проблемами.

Порой ребёнок вопринимают игрушки, как своё продолжение

Заставляя ребёнка делиться с другими детьми самыми ценными для него игрушками, родители закладывают в голове у ребёнка неправильный сценарий будущей жизни. Из таких детей вырастают чрезмерно добрые люди, щедрость которых ненормальна. Такие взрослые готовы для кого-то снять с себя последнюю рубашку, подчас необоснованно, а также не умеют отстаивать собственные интересы ,не знают, чего хотят в жизни и зависят от мнения окружающих.

Аргумент 3: ребёнок может стать агрессивным

Когда ребёнка вынуждают делиться с другими детьми игрушками, у малыша могут возникать негативные эмоции:

  • обида;
  • злость;
  • чувство несправедливости.

И это вполне нормально, ведь происходит «разрушение» личного пространства малыша. А если учесть, что детская нервная система отличается повышенной возбудимостью, то заставляя ребёнка делиться, вы можете столкнуться с агрессивным поведением малыша: плачем и истериками.

Принуждение ребёнка делиться может закончиться детской итерикой

Не стоит поступать согласно стереотипам, к сожалению, процветающим в нашем обществе. Чувства ребёнка справедливы, поддержите его, помогите ему объяснить, почему он может дальше играть со своей игрушкой сам. Всегда можно сказать, например, «Извини, эта игрушка новая, и он ещё сам с ней не наигрался» или «Знаешь, это его самая любимая игрушка, и он без неё будет очень грустить».

С кем здороваться, а с кем необязательно

Кого считать знакомым и малознакомым для ребёнка

Если знакомые — это люди, входящие в непосредственный круг общения, то малознакомые — это те, кто связан с ним опосредованно. К первым относятся:

  • педагоги детского сада;
  • члены семьи, с которыми малыш видится регулярно;
  • друзья по детской площадке и их родители.

Ко вторым можно отнести людей, с которыми ребёнок не знаком, возможно, видит первый раз или встречал 1–2 раза раньше:

  • коллеги родителей;
  • друзья мамы и папы, с которыми взрослые встречаются редко;
  • приятели бабушки и дедушки.

Малознакомые люди не входят в непосредственный круг общения ребёнка

А что будет, если все-таки проявлять настойчивость в вопросах еды? Всех ведь так воспитывали и ничего.

Пищевое насилие — это пережиток нашего советского прошлого, от которого все современные специалисты призывают отказаться. Именно насильные приемы пищи, против воли ребенка, формируют у него нездоровые пищевые привычки. Повзрослев, малыш будет доверять не своему организму (который и сигнализирует ему о голоде или о насыщении), а следовать сформированным установкам вроде «доедай до конца», «оставлять еду — плохо» и так далее.

Физиологически это может привести к ожирению или к расстройствам пищевого поведения как в раннем возрасте, так и впоследствии. Согласно статистике американской Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения, в мире свыше 70 миллионов человек страдают расстройствами пищевого поведения, такими как нервная анорексия, нервная булимия и так далее. Количество госпитализаций детей в возрасте до 12 лет из-за разного вида расстройств увеличилось на 119 процентов с 1999 по 2006 год.

Кроме того, каждые 62 минуты в мире от расстройства пищевого поведения умирает один человек. Чаще всего смерть связана с анорексией — из-за осложнений от нее умирают пять-шесть процентов больных, от булимии — .

Пищевое насилие, даже в форме мягкого давления, сказывается и на поведении ребенка в будущем. Психика дает сбой не только в виде неадекватного отношения к еде, но и к жизни в целом. Специалисты отмечают: ребенок перестает доверять себе и сигналам своего тела, а потому не может сам принимать решения и адекватно оценивать свое состояние. Дети, страдающие от пищевого насилия, со временем могут становиться упрямыми, неуправляемыми, тревожными, а главное — они теряют доверительные отношения и контакт с родителями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: