Проблема подростковой агрессии: как воспитать отрицательное отношение к жестокости

Жестокие дети: как бороться с детской жестокостью?

Не стоит выбивать клин клином. В ответ на вашу жестокость, крик или физическое наказание ребенок еще сильнее озлобится, но теперь он может затаить злобу и проявлять ее тогда, когда родитель не узнает, не увидит.

В этом случае необходимо сделать все для того, чтобы понять причины жестокости своего ребенка и остановить ее.

Что делать:

  1. Попытаться разобраться, что не так в вашей семье. Уделять ребенку больше внимания, разговаривать, проводить с ним время. Не путайте этот пункт со вседозволенностью. Если потакать всем капризам ребенка и спускать на тормоза все его выходки, можно вырастить настоящего монстра.
  2. Если вы видите, что ваша работа над собой, семьей и ребенком не дает результатов, обратитесь вместе с ребенком к психологу. Не жалейте на это ни сил, ни времени, ни денег. Иначе последствия могут быть не очень хорошими. В детстве перевоспитать ребенка еще можно, когда вырастет, останется только пожинать плоды.
  3. Займите ребенка активным спортом, дайте возможность ему там сбросить с себя весь негатив, злость. Пусть ребенок тратит силы на спорт, чем издевается над животными или сверстниками. Пусть там доказывает свою силу и ловкость.
  4. Контролируйте то, чем ребенок занимается. Если он целый день играет в компьютерные игры, займите его активными играми на свежем воздухе. Но не давите авторитетом, а постарайтесь заинтересовать.
  5. Если ребенок попал в плохую компанию, сделайте все возможное, чтобы он поскорее и наименее безболезненно расстался с «плохими» друзьями.


Что делать, если ребенок проявляет жестокость

Советы о том, как предотвратить детскую жестокость, подходят и для тех, кто видит что его дети становятся жестокими. Только в данном случае родителю нужно быть еще более внимательным.

Жестокие дети — это не феномен, не что-то из ряда вон выходящее. Педагоги не удивляются детской жестокости, потому что сталкиваются с ней достаточно часто. Если для вас это стало открытием, не удивляйтесь. Занимайтесь воспитанием своих детей ответственно, чтобы ваши «цветы жизни» не натворили бед во взрослом возрасте.

Завершить статью хочется словами Антуана де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Мы в ответе за своего ребенка, не забывайте это.

Детская жестокость — скрытые причины

В этой статье вы узнаете:

 Вообще само явление детской жестокости, агрессии – это закономерное следствие влияния того мира, в котором находятся дети.  Они чрезвычайно чувствительные существа, особенно те, которые пришли на нашу планету в последние десять лет. Очень тонко чувствуют энергии и не могут не реагировать на них.

Они ещё не настолько приспособлены к условиям современного мира, чтобы уметь абстрагироваться от тех или иных явлений, у них ещё не столько свобод, чтобы волевым усилием менять обстоятельства своей жизни и убирать из неё что-то, привнося другое в замен.

Дети вынуждены находиться и «переваривать» окружающую их действительность такой, какая она есть. А она, подчас, бывает достаточно мрачной.

 Ребёнок похож на сосуд — чем наполняется, то и изливается из него, когда «через край» уже.  Если атмосфера в доме царит напряжённая, если ссоры между родителями дело нередкое, если он сам себя в глазах уставших от распрей родителей ощущает помехой, источником раздражения…

Если в его доступе информация с самым низкопробным контентом, будь то зверские «стрелялки» в играх, либо агрессия, страх и жестокость в мультфильмах и фильмах, то ребёнок логично изливает то, что накопил и тогда удивляться причинам детской жестокости по меньшей мере странно.

Кстати, отдельно хочу сказать о вышеперечисленных компьютерных играх и мультфильмах с выраженной агрессией. Изучая причины детской агрессии, а так же отслеживая динамику детской преступности, учёные пришли к неожиданному выводу. Каким образом технически обеспечивался этот диагностический эксперимент остаётся только догадываться, однако в районах с достаточно тяжёлой социальной обстановкой, с высокими криминогенными показателями среди детей, эти показатели снизились, когда дети свою ярость и агрессию начали «выпускать» в этих самых жестоких «стрелялках» и при просмотре мультфильмов и фильмов схожей «тяжёлой» тематики.

Вывод оказался совсем не однозначным. Подобные низкочастотные варианты отвлечения детского внимания можно даже так сказать, что полезны в ситуации, когда ребёнок живёт в условиях, где с жестокостью, агрессией и отсутствием спокойствия он сталкивается помногу и ежедневно.

Тогда именно в эти моменты просмотра жестоких сцен он, что называется, осуществляет «выхлоп», сбрасывает накопленную статику, не выводя собственное накопленное до краёв на других людей, замыкая тем самым круг.

Но подобные игры-фильмы-мультфильмы  чрезвычайно опасны на этапе, когда ребёнок развивается и растёт во вполне приемлемых условиях, когда он, по большей части, спокоен и обстановка в семье в основном благоприятная.  Тогда просмотр подобного контента может нанести серьёзный удар по детской психике, породить всплеск жестокости и неуправляемости. 

Ребёнок, привыкший вибрировать на более высоких частотах, в таком вот «отвлечении» наливается уж совсем не тем, вступает в состояние диссонанса и ему просто становится плохо, чего уж тут.

Агрессоры и агрессия

Онтогенез детской агрессивности похож на эволюцию агрессивности человечества. Впервые проявляясь в младенчестве, агрессивность обычно усиливается на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с растущим опытом взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6-7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. И если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте. Если, конечно, речь не идет о патологической агрессивности.

Бывает, что ребенок с раннего возраста агрессивен к незнакомым людям, не признает авторитетов, враждебно относится к любым формам организации. В детском коллективе такой ребенок может вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, нарушать правила. Например, отнимать игрушки у детей, толкать их, огрызаться на замечания взрослых. Другой тип ребенка покладист и спокоен до поры до времени, но внезапно, если его сильно рассердить, обидеть или расстроить, начинает кричать, ругаться, бросаться на обидчиков. Когда его пытаются сдержать взрослые, пинает их, вырывается, кричит. Такого ребенка очень трудно успокоить.

1,5 – 3 года

С полутора до трех лет агрессия ребенка связана с периодом его самоидентификации. Ребенок впервые начинает ощущать себя самостоятельной личностью, но еще не может обходиться без родительской помощи, из-за чего его желания и потребности зачастую конфликтуют с родительской волей. Выражается это в криках, бросании игрушек, щипании, царапании, попытках укусить и ударить взрослого.

В этот период родителям важно не подавлять детскую ярость, а дать ей возможность выплеснуться. Нельзя смеяться над малышом или отвечать на его действия агрессивно

Необходимо отвлечь ребенка игрой или перевести его внимание на другие интересные занятия, призвать его к правильному поведению спокойно и доброжелательно, но при этом твердо

Пристрастие к насилию

Злой ребенок – это ребенок, воспитанием которого родители не занимаются. Взрослые должны понимать, что у любого следствия есть своя причина

Если ребенок ведет себя агрессивно, значит, на него следует обратить пристальное внимание. Жестокость – это то качество, которое не развивается само по себе

Это ошибка в воспитании. Ребенка или принижают дома, или же ему уделяют слишком пристальное внимание и посредством асоциального поведения личность хочет показать свою независимость. Последствия неправильного воспитания могут быть плачевными. Ребенок будет стараться найти себя, и путь, который он выберет, будет не слишком хорошим. Например, подросток, которого не приучили к труду, и которому не выделяют деньги на карманные расходы, может зарабатывать себе на развлечения финансы разбоем и грабежом. Подобное поведение нужно исправлять. Этим должны заниматься профессиональные психологи, так как с определенного возраста подросток будет отрицать авторитет родителей.

Пристрастие к насилию формируется в юном возрасте. Ребенок будет пробовать различные способы самоутверждения и не всегда они будут гуманными. Постоянные драки показывают, что личность старается самоутвердиться за счет силы. Подобный способ решения проблем опасен для общества. Выработав модель поведения, которая работает, ребенок может пользоваться ей в сознательном возрасте. Карманники, насильники и грабители – это люди, у которых нет моральных норм, или они есть, но личности не боятся их преступать.

Жестокие дети: что делать?

На вопрос «как бороться с детской жестокостью» лучшим ответом будет, конечно, «начать с себя». Задать себе вопрос: «Что я делаю не так? Какую потребность пытается удовлетворить ребенок таким поведением?»

И следить за собственным поведением, речью, реакциями, за  отношениями внутри семьи: в ней должна царить теплая дружественная обстановка, атмосфера доверия и взаимопонимания между всеми членами.

Но все же, психологи дают некоторые конкретные рекомендации:

Уделяйте больше внимания ребенку, окружите его заботой, любовью и лаской. Это удивительно работает! Невероятно, какие чудеса творит искренняя безусловная любовь.

Хвалите ребенка за его достижения, признавайте их, выслушивайте его мнение по разным вопросам, советуйтесь с ним. Будьте для них тылом и поддержкой, но при этом давайте возможность иметь собственное личностное пространство, чтобы не возникало желания «вырваться из жестких рамок».

Не допускайте насилия или жесткого наказания со своей стороны ни в коме случае. Не ругайте. Физическое насилие вообще недопустимо, это только озлобляет еще больше.

Научите ребенка выражать свои эмоции конструктивно. Спорт, арттерапия, битье подушек в конце концов – отличные способы снять напряжение. Дав возможность выйти эмоциям экологичным способом, отпадет потребность выражать их не конструктивно и агрессивно.

Переведите агрессию в спортивный интерес: желание победить в танцевальном турнире, на ринге, в заплыве – отдайте ребенка на спортивную секцию.

Учите детей мирно решать конфликты, договариваться, искать компромиссы, а также делиться эмоциями и говорить о своих чувствах.

«Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, поскольку пропаганда экранной жестокости, к сожалению, пока что имеет место в нашем обществе.   

Расскажите причту или прочитайте ему поучительную историю, где в аллегоричной форме просто поясняются сложные вещи (например, рассказ  индийского автора Варанаси Сатьянараянамурти «Озорник» и др.).  

Если на ваш взгляд ребенок очень жестокий и агрессивный, и это проявляется не эпизодично, а на постоянной основе – это серьезный повод обратиться за помощью к психологу.

***

Проявление агрессии – один из этапов взросления ребенка. Он призван научить малыша контролировать свои эмоции, контактировать с окружающими, защищать свои границы. Но если он сам переходит разумные рамки и намеренно причиняет боль другим – это повод принять меры.


Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Детская жестокость в детском саду-как защитить ребенка?

Есть вполне весомые причины с точки зрения психологии, которые превращают ежедневное пребывание маленьких ангелов в неподходящей им среде, в натуральный детский ад.  Неудивительны последствия в виде проявления в них жестокости и агрессии. Среда обитания предполагает.  А что в детском саду такого ужасного, спросите вы?

На минуту представьте, что вас поместили в условия, где вы находитесь практически целый день в одном пространстве и, так или иначе, в тесной связке с достаточно большим количеством людей, в среднем человек  этак тридцать. Этих людей для общения вы не выбирали, более того, многие из них достаточно нервозны, крикливы, эмоциональны.  У вас нет возможности уйти, у вас нет возможности уединиться, у вас нет возможности хоть как-то абстрагироваться от происходящего. 

В довесок ко всему вы обязаны вести себя так, как приказывают вам пара совершенно чужих взрослых «воспитателей», которых вы тоже себе не выбирали. Вы обязаны соответствовать их ожиданиям, чтобы снискать к себе расположение, плюс обязаны есть, спать, играть, обучаться и даже порой ходить в туалет не тогда, когда вам всего этого хочется, а в соответствии с режимом и на усмотрение чужих взрослых людей. Представили? Ну и каково?

 А теперь прибавьте к вышеперечисленному психологическую особенность возраста маленьких детей  

Сразу оговорюсь, что все дети в детском саду, независимо от группы – маленькие дети, но дети 3-4 лет это прицельно маленькие дети, на которых подобные условия сказываются сугубо негативно.

Мама составляет для маленького ребёнка базис его доверия к Миру. Её наличие рядом позволяет ему свою жажду жизни и энергию направлять на благостное, живое изучение Мира.

Постепенно, взрослея, ребёнок совершенно естественным образом становится «отдельным», его шествие по жизни гармонично и исходит из желания преобразовывать.

И совсем другое происходит, когда ещё недавно гревшийся в безопасной ауре мамы малыш, вдруг оказывается помещённым в вышеперечисленные условия выживания.

Тридцать разбалансированных, не стойких ещё психически в силу возраста детей в одном пространстве – это очень много!  Даже десять – много! Дети чувствуют энергетику друг друга и передают разряды напряжения друг другу как провода под током. К концу дня в таких организациях напряжение как на электростанции. И в этом всём изо дня в день.

И вот невесёлая новость в том, что движущей силой действий ребёнка в детском саду отныне становятся скрытая агрессия и страх. Страх неуюта, боязнь дискомфорта и природное стремление к восстановлению в себе хоть какой-то целостности, хоть какого-то спокойного убежища, порождает совершенно закономерные приспособленческие навыки в психике. Быть тише, не проявлять себя – это выбор тех, кто не хочет быть наказанным лишний раз уставшей воспитательницей, у которой может в личной жизни проблемы, а тут ещё…  Ребёнок не хочет ронять свою и без того шаткую самооценку и выбирает притеснять себя, «не высовываться», особенно этот выбор калечит мальчиков, ломая в них лидера.

Кто-то в силу более стойкого характера выбирает протестовать, вызывать «огонь на себя», быть аутсайдером, показывая своё нежелание смириться с таким навязываемым ему положением вещей.  Они встречают агрессию взрослых, никому не нравятся бунтари, которые «мутят воду» и добавляют проблем.  Такие дети часто сами «черствеют» к другим по тому же типу, как относились к ним, становятся источниками открытой агрессии и жестокости.

Кто-то выбирает наладить хорошие отношения с воспитательницей, ходить в любимчиках, как раз затем, чтобы обеспечить себе «на всякий случай» дополнительный процент лояльности от человека, представляющего силу. Во взрослой жизни это проявляется заискиванием перед властьимущими, стремлением «склонять голову» перед тем, кто сильнее, соглашаясь с ними и не афишируя свои предпочтения. И много-много ещё примеров привнесения в детскую светлую сущность «не того» можно было бы привести, но нужно ли…

Кто-то упрекнёт меня в слишком жёстком отношении к детским садам, соглашусь, что так оно и есть. Моё мнение, что в скором будущем детские сады в той их представленности, какая наличествует сейчас, канут в небытие. И, слава Богу. Если сад, то со свободной системой воспитания, обучения, сродни мягкой вальдорфской системе, лучше немноголюдный и частный, чтоб было с кого спросить. Да и практика показывает, что в частные детские сады идут как раз люди, движимые идеей и любовью к тому, что они делают. Пока так. Ну и чем позже от мамы – тем лучше.

Недостаток или переизбыток?

– Каковы причины детской жестокости?

– Причин много. И, едва ли, не основная – отношения в семье. Постоянные крики родителей, хамство в отношении друг друга формируют у ребёнка представление о том, что такое поведение приемлемо. Помимо этого агрессивность могут спровоцировать и некоторые «тактики» взрослых в отношении сына или дочери. Допустим, мама настаивает, чтобы ребёнок надел шапку, а папа не проявляет настойчивости в данном вопросе. Спор происходит на глазах у детей. Противоположность требований родителей способна вызвать агрессию сына или дочери.

Непоследовательность в формировании нравственных ценностей также нередко озлобляет ребёнка. Часто взрослые учат детей быть честными, справедливыми, а после, на виду у него, обманывают, проходят мимо несправедливости. В таких ситуациях рождается злоба и агрессия по отношению к обманувшим его маме и папе.

Безразличие или враждебность родителей, чрезмерный контроль или полная бесконтрольность, недостаток или переизбыток внимания, а, в конце – концов, неуважение к личности ребёнка, как правило, чреваты повышенной его агрессивностью, которая обязательно проявится в различных формах жестокости.

В школьном возрасте, лет в 9-10, у детей возникает чувство взрослости. Общение со сверстниками становится для них приоритетнее контакта с родителями. Стремление самоутвердиться в коллективе иногда принимает жестокие формы. А порой школьники неверно понимают поведение окружающих: дружеское подтрунивание воспринимают как насмешку или оскорбление. Это вызывает желание дать отпор «обидчику».

Учите ребенка решать свои проблемы самостоятельно

Психология детей и родителей разная. Дети понимают, что взрослые люди сильные и умные личности, способные решить все проблемы. Каждый родитель хочет защищать и оберегать свое чадо. Но с определенного возраста следует приучать ребенка к самостоятельности. Малыш должен уметь постоять за себя и при этом решать вопросы не с помощью кулаков, а с помощью логичных доводов. Обижаться или бить в ответ не стоит. Нужно объяснить обидчику, что он неправ, и при этом сделать это самостоятельно, а не бежать за помощью к воспитателю или учителю. Несамостоятельные дети часто просят взрослых решить свои проблемы. Потакать подобному желанию не стоит. Почему? Учитель может влезть в скандал и наказать виновного. Но персона затаит обиду на ябеду, и при первой возможности отомстит. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос слабым, следует научить его правильно решать свои проблемы.

Подростковая жестокость – это не норма жизни. Жестокость и агрессивность – это следствие деструктивного поведения. Подростки стараются найти себя и научиться противостоять этому миру. Без поддержки родителей они могут кидаться из крайности в крайность. Следует дать понять ребенку, что проблему всегда можно решать цивилизованным путем.

Донесите до своего чада мысль, что кулаки не стоит использовать даже в самых крайних случаях. А как же самооборона? Подросток не должен доводить конфликт до драки. Ему нужно разрешить проблему до того, как она примет более серьезный оборот.

Детская жестокость: причины

Иногда наблюдаю ситуацию, когда взрослые, в том числе родители, вообще не пытаются подумать о причине детской жестокости: да, ребенка могут поругать или наказать в каждом конкретном случае, но на вопрос, почему ребенок злой и что делать, дается ответ в духе «А, это в нем есть! Хоть ругай, хоть наказывай – ничего не поможет… это в нем от природы, характер такой!».

Бывают ли случаи, когда склонность к жестокости можно назвать врожденной? Психологи отвечают – нет!

Врожденным свойством психики можно назвать гиперактивность (мы о ней также рассказывали), холерический темперамент, конфликтность – это обычно выглядит извне как агрессивность. Если речь идет о таком гиперактивном ребенке, то его проявления жестокости, скорее всего – драчливость, нечуткость к эмоциям других, интерес к конфликтным играм и т.д. Да, это его врожденные свойства, и выход здесь – не подавлять ребенка в его проявлениях (типа «Сядь! Прекрати свои войнушки бесконечные! Еще раз подерешься – я тебе покажу!!!»), а найти «отдушину» – например, отдать его в активный соревновательный вид спорта.

Каковы другие причины детской жестокости?

Очень часто – в том, что ребенок хочет почувствовать себя более сильным, значимым, на что-то в окружающем мире влияющем… Кто-то чувствует свою значимость и превосходство, выйдя победителем из драки (ради этого такие дети зачастую затевают заведомо неравные по силам драки – бьют более слабых, младших детей), кто-то (обычно в более старшем возрасте) прибегает к «психологическому насилию», кто-то тихонько мучает животных, чувствуя, что с людьми быть большим и сильным не удается, и т.д.

Почему ребенок не может найти нормальный, мирный способ самореализации и самоутверждения? А вот это – явно недочет взрослых! Это возникает, если ребенка воспитывают авторитарно – держат в «ежовых рукавицах».

А ведь порой родители даже не замечают собственной авторитарности, искренне считая, что так, в строгости, и нужно воспитывать детей – мол, вырастет, и будет сам за себя решать, а пока мал, пусть безоговорочно слушается!

Результат – ребенок видит, что он решительно ни на что не влияет, к его мнению не прислушиваются, им просто командуют. У него формируется логическая цепочка: чтобы на что-то повлиять, самоутвердиться, нужно быть сильнее физически или старше. И вот он находит более слабое существо и «отводит душу»! То есть, проблему жестокости у детей часто порождает именно комплекс неполноценности!

А еще, увы, причиной жестокости у детей, даже при нормальном семейном и школьном воспитании, становятся мультсериалы, фильмы-боевики, компьютерные игры и т.д. Развивать эту тему не будем, потому как об этом говорено уже столько раз — негативное влияние всей этой индустрии на детей бесспорно.

Воспитание с помощью сказок

Детская жестокость к животным довольно распространена в любом обществе. Многие дети не видят разницы между игрушками и живыми существами. Если малыш агрессивно играет с мягкими медведями, то он в таком же стиле будет играть с домашним котом. В этом случае следует дать ребенку понять, что проявлять агрессию нельзя не только к домашним питомцам, но и плюшевым игрушкам. Родителям следует рассказать чаду, что игрушкам тоже больно и обидно, когда их бьют. Кто-то может сказать, что врать детям нехорошо. Не стоит воспринимать подобные ситуации как обман. Вы учите ребенка проявлять уважение ко всему, что его окружает. Родители должны корректировать поведение своего чада, если оно переходит границы допустимого. Глупо думать, что малыш видит разницу между животным и своим плюшевым медведем. Для ребенка любое существо, которое имеет небольшой размер – это игрушка.

Как воспитать ребенка любящим и понимающим? Корректировать поведение малыша нужно с помощью сказок. Больше читайте со своим чадом. Но недостаточно читать небылицы перед сном. Родители должны проводить с малышом беседы о том, что он услышал. В любой сказке есть мораль, и ее нужно доносить до сознания малыша. После того как вы прочитали ребенку небылицу, нужно обсудить ее. Если ребенок маленький, вывод должны сделать взрослые. Если ребенок уже большой, то он должен сам объяснить родителям, что он понял из прочитанного ему текста. Только сознательная работа над смыслом произведения поможет малышу лучше осознать, что такое добро, а что такое зло.

Причины детской агрессии

Некоторые проявления агрессии вполне вписываются в естественный этап взросления. Дети очень эмоциональны, и в большинстве случаев они просто не умеют сдерживать себя и свои порывы. На непозволительные действия их толкает обида, а о том, поступают ли они правильно и что может повлечь за собой их поведение, они просто не задумываются. Например, ребенка в садике толкнул его сверстник, и он, недолго думая, толкает его в ответ. Завязывается драка, а когда воспитатель пытается разобраться в том, что произошло, слышит лишь: «Он меня ударил, и я его ударил!».

Очень часто агрессивность развивается у детей, в семье которых считается нормой физическое наказание за любую провинность или где родители часто ссорятся, громко ругаются, а иногда и дерутся при ребенке. Дети по своей природе очень наблюдательны, и, если они видят, что люди, которые являются для них образцами поведения – мать и отец – позволяют себе общаться на повышенных тонах, сыпать оскорблениями и даже поднимать друг на друга руку, они начинают думать, что такое поведение является нормой, даже если сами родители постоянно твердят об обратном.

Еще одной причиной жестокости у детей является трусливость. Чужая жестокость вызывает аналогичную ответную реакцию. Если над ребенком издеваются сверстники, и он долгое время является объектом жестокости, рано или поздно у него появляется мысль наказать своих обидчиков их же способом, и это часто приводит к трагическим последствиям.

Часто агрессивное поведение провоцирует вседозволенность со стороны родителей. Если ребенок никогда не слышит слова «нет», у него складывается убеждение, что ему все можно и что все вокруг ему что-то должны. Он чувствует себя безнаказанным и проявляет агрессию тогда, когда ему этого хочется.

Жестокие дети: как они проявляют свою жесткость?

От некоторых новостей и историй даже взрослые, повидавшие виды, приходят в шок. Истории о том, как школьники жестоко мучили кота и довели его до смерти, с удовольствием наблюдая за его агонией. Истории о том, как подростки жестоко избили толпой подростка. Истории о том, как жестокие дети обращаются со своими пожилыми бабушками и дедушками.

Как они проявляют свою жесткость?? Жестокие дети были всегда. По статистике до 10% преступлений совершаются несовершеннолетними лицами. Согласно исследованиям экспертов 6% школьников готовы на убийство, если им за это заплатят.

В документальном фильме «Ген жестокости» проводили эксперимент. Шесть подростков просматривали сцены насилия, и в это время на детекторе фиксировались их реакции на увиденное. Всего у одного подростка сцены насилия вызывали чувство сопереживания, сочувствия, жалости.

Перечислять все факты детской жестокости нет смысла, да и не хочется. Вместо этого хочется понять, почему дети, которые не имеют большого жизненного опыта, могут быть настолько жестокосердными. Что же ожидать в дальнейшем от таких детей? Как с этим бороться? Как предотвратить?


Жестокие дети

Тот, кто считает бесполезной жизнь любого живого существа, в один момент может прийти к выводу о бесполезности жизни человека. Эти слова принадлежат Альберту Швейцеру, немецкому теологу. Многие считают, что жестокие дети становятся убийцами и насильниками, если в детстве они мучили животных. Статистика показывает, что это правило не всегда работает. Например, известный убийца Чикатило любил животных.

Проявление жестокости может быть осознанным и неосознанным. В случае осознанной жестокости ребенок получает удовольствие от того, что другому существу больно. Осознанная жестокость проявляется ребенком на регулярной основе. Неосознанная жестокость может проявиться, когда ребенок познает мир. Он еще не знает, что его действия могут навредить животному или человеку, но хочет это сделать, чтобы посмотреть, что будет. Примеров неосознанной жестокости можно привести множество. Например, ребенок может оторвать крылья бабочке, чтобы посмотреть, как она улетит.

Часто детская жестокость проявляется в толпе. В каждом социальном обществе есть «аутсайдеры» — люди, ставшие объектами насмешек, изгои. В подростковом обществе «аутсайдеры» часто подвергаются травле. Подростки толпой могут издеваться над ребенком, хотя поодиночке этого не сделал бы никто.


Жестокость подростков

Жестокие дети: как предотвратить детскую жестокость?

Кроме этого родители должны быть внимательными к проблемам своих детей. Хотя многим они кажутся незначительными, но, поверьте, для ребенка его проблемы очень значительны. Родители должны развивать таланты своего ребенка, расширять его кругозор, выстраивать доверительные отношения с ребенком, научиться его уважать.

Советы, как предотвратить детскую жестокость:

Начните воспитание детей с себя. Подумайте, какой пример подаете вы своему ребенку? Чему учите? Если вы хотите, чтобы ребенок вырос добрым, ответственным, порядочным человеком, начните с себя. Личный пример дороже миллионов поучительных бесед.

Уделяйте своему ребенку много внимания, любви. Дети, которых любят, редко становятся жестокими. Хвалите ребенка за его успехи, почаще говорите, что любите. Ребенок должен знать, что его любят безусловно и без причин.

Постарайтесь выстроить доверительные отношения

Советуйтесь с ребенком по любым вопросам, он должен знать, что его мнение важно. В свою очередь, он будет рассказывать вам о своих переживаниях и событиях, происходящих в школе, в компании друзей.

Станьте для ребенка тылом и поддержкой, но не заключайте его в жесткие рамки

Чтобы у ребенка не было желания вырваться за пределы этих рамок.
Вместе с этим не должно быть чувства вседозволенности. Свобода вашего ребенка заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Ребенок с детства должен научиться понимать, что не все грани можно переходить.

Нельзя допускать жестокого наказания по отношению к ребенку. Побои со стороны родителей дети запоминают на всю жизнь. Потом свою обиду и злость они начнут вымещать на других людях или животных. Наказывать детей нужно, если они провинились, но не с помощью жестокого рукоприкладства.

Фильтруйте ту информацию, которую смотрит и читает ваш ребенок. Нельзя допускать полное самостоятельное погружение ребенка в Интернет, где зачастую отсутствуют правила, этика и справедливость.

С детства приучайте ребенка к состраданию, сочувствию к людям и животным. В качестве наглядного примера подойдут воспитательные беседы в спокойном тоне, рассказы о доброте и поучительные истории, забота о животных.

Научите ребенка выражать свое мнение и эмоции спокойно, конструктивно, без агрессивного доказывания своего мнения другим. Важно научиться договариваться и мирно решать конфликтные ситуации.

Научите ребенка правильно реагировать на тех, кто попытается его травить, насмехаться или обижать: не обращать внимания, переводить в шутку, не провоцировать, не позволять себя ударить.
Учите ребенка тому, что в компании его друзей и в обществе, в целом, не должно быть отвергнутых и униженных людей. Внимательно следите за тем, с кем дружит ваш ребенок.

Постарайтесь воспитать ребенка так, чтобы он был уверен в себе. Если подросток уверен, что он сильный, он не станет доказывать это кулаками тем, кто так не думает.

Обсуждайте с ребенком книги, фильмы, события. Это заполнит культурный вакуум.

Не закрывайте глаза на проступки своих детей. Не изменяйте правилу: за преступление следует наказание. Учите ребенка с детства быть ответственным за свои поступки. Рамки дозволенного должны быть четко определены.

Найдите ребенку занятие по душе, где он сможет самоутвердиться, реализовать свой талант. При этом ориентируйтесь на таланты и желания ребенка, а не на свое видение собственного ребенка.


Как предотвратить жестокость ребенка?

Проявления детской жестокости

Когда родители или педагоги обсуждают проблему детской жестокости, то зачастую речь идет о совершенно разных явлениях, с разными причинами возникновения! Соответственно, чтобы эффективно скорректировать этот момент с помощью воспитания, нужно понять, с какими проявлениями жестокости у ребенка имеешь дело.

Сайт sympaty.net попытался составить приблизительную классификацию, но предупреждаем – в «чистом виде» каждое из нижеописанных явлений существует редко!

  • Ребенокполучает удовольствие от наблюдения жестокости – причинения боли животному или человеку, чьих-то мучений и т.п. Это тот самый случай, когда дети издеваются над домашними или бездомными животными, с видимым наслаждением убивают насекомых, без сочувствия, но с интересом наблюдают, если на их глазах больно человеку, а иногда сами пытаются причинить боль – укусить, ущипнуть, оцарапать и т.д.
  • Ребенок немотивированно агрессивен. Конфликты с другими детьми чаще всего решает дракой (кстати, можешь почитать, что делать, если ребенок дерется), с агрессией реагирует на все волнующие его моменты жизни.
  • В играх преобладают сюжеты насилия, драк, сражений, убийств ит.д. Порой можно наблюдать, как такие дети с явным наслаждением в игре представляют лужи крови, оторванные конечности и прочий антураж боевиков.
  • Ребенок осознанно и с удовольствием занимается «психологическим насилием»: дразнит и обижает других детей, придумывает явно обидные ситуации. Причем в качестве жертв выбирает, как правило, тех, кто не может дать достойного отпора – младших или психологически слабых детей (а такую слабинку он чувствует!). Финальная цель – понаблюдать за обидой жертвы, слезами и т.д.
  • У ребенка отсутствует сочувствие и жалость в тех случаях, когда это было бы естественно: когда кому-то плохо, грустно, больно, или же при прочтении соответствующего эпизода в книге, просмотра в фильме…
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: