Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Еще немного советов о воспитании вежливого ребенка
Обучая карапуза этикету, нужно помнить, что в первую очередь он должен понимать, зачем благодарить или соблюдать нормы. Старайтесь не использовать формулировки “потому что так надо”, “так принято”. Дети легче усваивают правила поведения, когда понимают, зачем их соблюдать;
Требуя от ребенка вести себя вежливо, внимательно следите за собственным поведением
Малыш твердо усвоит только те правила, которые выполняют его родители;
Старайтесь знакомить кроху с разными видами искусства и через них объяснять важность этикета. Театр, выставки, концерты и другие культурные мероприятия покажут малышу, как красиво и приятно быть вежливым на примере других людей;
Детей до 5 лет не нужно ругать или критиковать за проявление грубости, отсутствие “волшебных” слов в речи. Правильный вариант — отложить беседу до возвращения домой и поговорить о причинах нежелательного поведения, закрепить знания этикета при помощи книг, мультфильмов, разговора.
Правильный вариант — отложить беседу до возвращения домой и поговорить о причинах нежелательного поведения, закрепить знания этикета при помощи книг, мультфильмов, разговора.
Вежливость — важный навык для каждого человека. Умение правильно вести себя в разных ситуациях, выстраивать диалог позволяют ребенку легче находить друзей, комфортно чувствовать себя в любом месте. Помогите своему ребенку научиться правильно вести себя дома и в обществе, чтобы гордиться им, видеть, как легко ему живется.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Вежливость как образ жизни
Но заучить нужные слова — не значит стать вежливым. Надо еще и научиться их применять к месту.
Иногда родители сами не могут определиться, зачем их ребенку быть вежливым. Они зубрят со своим чадом «спасибо», «извините», «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания», но не могут толком объяснить, в какой ситуации использовать эти слова.
Очень важно, чтобы вежливость для вашего ребенка стала не обязаловкой, не навязанной ролью, а образом жизни. И тогда бывает, случаются курьезы. Например, соседский мальчишка вежливо поздоровался с вами в подъезде и пропустил вас вперед
А затем с шумом отобрал у вашего малыша конфету и убежал. Вряд ли вы будете считать его вежливым после этого…
Например, соседский мальчишка вежливо поздоровался с вами в подъезде и пропустил вас вперед. А затем с шумом отобрал у вашего малыша конфету и убежал. Вряд ли вы будете считать его вежливым после этого…
И тогда бывает, случаются курьезы. Например, соседский мальчишка вежливо поздоровался с вами в подъезде и пропустил вас вперед. А затем с шумом отобрал у вашего малыша конфету и убежал. Вряд ли вы будете считать его вежливым после этого…
Поэтому очень важно, чтобы вежливость для вашего ребенка стала не обязаловкой, не навязанной ролью, а образом жизни! Для этого можно не заучивать правила поведения — достаточно соблюдать их в разных жизненных ситуациях. Объясните малышу значение фразы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Расскажите ему о том, что его действия могут нравиться только ему одному, но доставлять дискомфорт окружающим
Расскажите ему о том, что его действия могут нравиться только ему одному, но доставлять дискомфорт окружающим
Объясните малышу значение фразы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Расскажите ему о том, что его действия могут нравиться только ему одному, но доставлять дискомфорт окружающим.
Навыки вежливого и воспитанного человека:
- Вежливо просить, благодарить и извиняться.
- Здороваться и прощаться.
- Не лезть в чужой разговор без причины.
- Учитывать просьбы и желания других людей.
- Соблюдать правила этикета за столом.
- Быть опрятным и следить за личной гигиеной.
- Соблюдать правила поведения в общественных местах. Например, уступать место старшим, не мусорить на улице, не ковыряться в носу, не тыкать пальцем на окружающих и т.д.
Особенности детской “азбуки вежливости”
До 3-х летнего возраста
В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача – не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.
Дети после 3-4 лет
В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:
- Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
- Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка – это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.
«Волшебные» слова
Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи. Но происходит это только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. В противном случае ждать их можно будет еще очень долго. Уже 1,5–2-летние малыши могут произносить эти слова. Каким же словам стоит научить ребенка в первую очередь? Конечно, это слова приветствия, и, прежде всего, слово «здравствуй». Конечно, облегченное «привет» гораздо легче, но после 3 лет нужно научить малыша именно слову «здравствуй». Это слово – одно из основных. Говоря его, мы обозначаем, что тот, кому мы его адресуем, существует для нас, мы желаем ему добра и здоровья. Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетки: ребенок должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить. Конечно, малышу понадобятся ваши подсказки. Дальше лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если 6-летний ребенок может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.
Вежливость, растущая вместе с ребенком
Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Давайте разберем несколько ситуаций.
Ситуация первая: Аня и Максим – молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама Аня не забывает об этих словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно толкнула. Извини, пожалуйста!».
Ситуация вторая: Маша и Кирилл – тоже молодые супруги, и у них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас влетит!».
Как вы думаете, в какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется». Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится. Возможно, родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку, а то влетит!» вместо фразы «дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком. Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. Если вы когда-нибудь занимались отливкой из гипса, то можете вспомнить простую вещь. Если у вас в руках резиновый шаблон в виде зайчика, то, как ни старайся, мишка из гипса не получится. Так вот «шаблон» – это стиль отношений в семье, а жидкий «гипс» – это ребенок. Каков шаблон, такая получится и отливка. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.
Как воспитать вежливого ребенка?
Марина
21-ноя, 16:48
193
Женский опыт
Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия. С. ДжонсонПрежде чем приступать к ответу на этот вопрос необходимо разобраться в том, что такое вежливость и для чего ребенку необходимо быть вежливым.
Итак, вежливый человек – это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
Довольно простое толкование. Однако смысл в него вкладываемый родителями может быть совершенно различным.Вежливый, воспитанный ребенок – это ребенок, который умеет занять себя сам, понимает, что взрослые – тоже люди, и не нужно постоянно требовать их внимания бесконечными истериками, – говорит мама трехлетнего малыша, остро переживающего кризис.»Мне хотелось бы, чтобы дочь вела себя более спокойно в общественных местах. Приходим, например, в гости или в поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим людям. Мне стыдно за нее. Мне кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать».
Каким образом ребенок осваивает сложные модели вежливого поведения?
Рассмотрим наиболее привычный способ воспитания чувства благодарности. Довольно типична сцена: женщина на улице дает ребенку конфету или игрушку. Ребенок берет и отворачивается, чтобы уйти. Вмешивается мама ребенка:- Сашенька, что нужно тете сказать?- …- Спасибо нужно тете сказать. (Разг. Речь)Получив несколько таких образцов поведения и похвалу за своевременное выражение благодарности, ребенок усваивает ритуал благодарности, на базе которого затем может развиваться чувство благодарности.При получении подарка ребенок испытывает эмоции радости, восхищения, счастья и производит рациональную оценку ситуации, рассматривая ее как улучшающую его благополучие, что в совокупности способствует формированию чувства благодарности.Ребенок, получив подарок, прежде чем испытывать радость, должен оценить нужность-ненужность, приятность дара для себя, оценив его как нужный и приятный, ребенок испытывает радость, счастье, из которых при многократном переживании мамой и окружающими в ребенке впоследствии воспитывается чувство благодарности. Когда чувство благодарности воспитано в ребенке, то он знает, что переживание комплекса эмоций радости, счастья, восхищения, как правило, обусловлено ходом каких-либо событий либо действиями каких-либо агентов, данное знание в совокупности с переживаемыми эмоциями и составляет чувство благодарности. Также ребенок усваивает и то, что, сообщив о своем состоянии тем, кто явился его причиной, ребенок тем самым доставит им удовольствие. Следовательно, предположительно, содействует ответному переживанию ими данного комплекса эмоций и, возможно, создаст для себя перспективы повторного переживания данного чувства. Таким образом, благодаря за оказанные услуги, говорящий получает репутацию благодарного, помнящего добро человека.
В этом заключатся социальный аспект благодарности как регулятора межличностных отношений.
Важно быть вежливыми самим, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими. Вежливое отношение к ребенку говорит о том, что он важен для Вас как личность, что он заслуживает уважения, как и любой другой человек. Например: «Света, не могла бы ты убрать посуду со стола?» «Артемка, пора ложиться в кровать
Пожалуйста, иди к себе в комнату». «Дима, спасибо за то, что вынес мусор. Я очень ценю твою помощь». «Извини, Катя. Я нечаянно толкнул тебя». Вежливое обращение имеет магическое влияние. Атмосфера в доме будет более спокойной и счастливой, а дети будут вежливы с вами. Более того, вежливость поможет им с большей готовностью вас слушать. Вежливое обращение — это то немногое, что вы можете сделать для вашего ребенка. Это принесет большие дивиденды в его дальнейшей жизни – позволит ему быть полноценно включенным в жизнь современного общества.
Хотите получать самые актуальные новости сайта на свои мобильные устройства?
Делить одно яблоко на всех
Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:
«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно), то и дети вырастают добрыми.
Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем. Нужно учить детей дарить подарки
Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа. Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью
Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.
Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости. Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться. Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей».
Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».
Характеристика понятия
Вежливый человек – это индивид, соблюдающий правила приличия, этикета, учтивый, обходительный, понимающий.
Такие люди наделены следующими качествами:
- способностью тактично коммуницировать с окружающими людьми;
- умением находить компромисс в конфликтной ситуации;
- навыком не только слушать, но и слышать другого;
- возможностью принять противоположную точку зрения.
Воспитанный человек, находясь в обществе, чувствует себя комфортно. Ведь он владеет особым инструментом, который помогает выстроить правильные взаимоотношения.
Чтобы научить вежливости ребёнка, и сделать это естественно, нужно «вложить» в кроху правила этикета, хорошего тона, нормы правильного общения.
Критерии оценки вежливости
У каждого родителя своё понимание учтивости, обходительности.
Для кого-то вежливый ребёнок – тот, кто вовремя произносит слова вежливости, для других – тот, кто спокойно ведёт себя в общественных местах, для третьих – это умеющий ждать и занимать себя малыш. Эти толкования сходятся в одном – в знании и в соблюдении границ.
Учтивый ребёнок осознаёт свои границы дозволенного, он не ставит окружающих в неловкое положение. Малыш осведомлён, что каждое его слово и поступок так или иначе отражается на других людях.
Такие дети быстро социализируются и включаются в социальную жизнь. Вежливость способствует гармоничной адаптации в обществе.
Когда пора?
Один из главных вопросов от родителей о вежливости — возраст, в котором нужно начинать обучение. Ответ прост — с младенчества. Когда ребенок появляется на свет он напоминает пустой сосуд, который наполняется знаниями и умениями постепенно, копируя окружающий мир. Чтобы ребенок вырос вежливым, нужно подходить к этому вопросу комплексно. Сочетать собственный пример, наглядные варианты обучения (ролевые игры, пособия, мультфильмы) и практический опыт (общение с другими детьми и взрослыми).
Условно этапы обучения вежливости ребенка можно разделить на 4 этапа:
- Знакомство с миром через родительский пример (с рождения до 2,5 лет);
- Изучение вариантов общения через игру, ролевые игры (с 2,5 — 4 лет);
- Развитие ценностной базы, первичное этическое воспитание (с 4 до 6-7 лет);
- Практическое использование накопленного опыта (с 7 лет).
Для каждого этапа характерны свои подходы, позволяющие воспитывать в ребенке необходимость, вести себя согласно принятых норм.
Первый период (с рождения до 2,5 лет) — время копирования поведения ближайших взрослых. Сын или дочка смотрят на маму и папу, усваивают их манеру общения между собой, с другими людьми. Именно в этот период закладывается знание вежливых слов, их значение.
Второй период (2,5 — 4 года). Малыш изучает “волшебные” слова во время игры. Предложите крохе устроить чаепитие для зверей и кукол. Покажите, как нужно благодарить, просить, вести себя. Перед посещением общественных мест рассказывайте, как нужно себя вести, что одевать и как говорить. Не забывайте употреблять вежливые слова в общении с карапузом.
Третий период (с 4 до 6-7 лет). В этот период дети очень интересуются взаимоотношениями между людьми
Нужно рассказать, почему важно использовать вежливые слова и соблюдать нормы поведения, показать на собственном примере, как приятно общаться с вежливым человеком
Четвертый период (с 7 лет). К этому возрасту малыш уже знаком с нормами общения в обществе, начинает посещать школу. Во время общения с одноклассниками, учителями, другими взрослыми и детьми сын или дочка учатся правильно подбирать слова, высказывать свои мысли, сдерживать эмоции.
Каждый из обозначенных периодов очень важен для формирования осознанного понимания важности вежливого поведения. Слова “пожалуйста”, “спасибо”, “будьте любезны” и т. д
появляются в речи ребенка постепенно. Если вы в общении с малышом вежливы, рассказываете ему о нормах и даете возможность использовать знания на практике, то кроха быстро доведет употребление вежливых слов до автоматизма
д. появляются в речи ребенка постепенно. Если вы в общении с малышом вежливы, рассказываете ему о нормах и даете возможность использовать знания на практике, то кроха быстро доведет употребление вежливых слов до автоматизма.
Он забывает говорить «спасибо» и «извините»
Чтобы этого не происходило, важно не просто заучить список вежливых слов, но объяснить, как нужно их использовать. Играть намного приятнее и веселее, чем произносить и слушать нотации
Можно прочитать и разыграть в домашнем театре сказку Перро о двух сестрах, каждая из которых получила волшебный дар: у вежливой на языке появлялись изумруды и жемчуг, а у грубой изо рта выпрыгивали жабы. По мотивам сказки можно придумать игру, участники которой за каждое вежливое слово получат «драгоценные» камни (магнитики, наклейки). Или устроить кукольное представление, в финале которого дети должны будут сами расколдовать невоспитанную сестру, назвав как можно больше «волшебных» слов. Постоянно расширяйте запас вежливых слов, но помните, что на закрепление привычки потребуется время. Старайтесь сами чаще благодарить ребенка и других людей — детей и взрослых. Не одергивайте его резко, если он опять забыл поблагодарить или попрощаться. Просто напомните: «А волшебное слово?» Самое непопулярное «волшебное» слово у детей — «извините». Его и часть взрослых предпочитает минимально использовать. У многих оно ассоциируется с наказанием. Ребенку бывает нелегко признать, что он был не прав. А иногда извиняться приходится за то, чего ты делать не хотел, а значит, не виноват — например, если наступил кому-то на ногу в переполненном вагоне метро. Объясните, что в этом случае слова «извините», «прошу прощения» говорят о том, что тебе неприятно делать больно другому человеку. Если ребенок стесняется или упрямится, извинитесь сами от его имени, чтобы показать пример.
Не перебивай!
В 3, 4, 5 лет лучше быть спонтанным, чем застенчивым! Но учиться считаться с другими придется независимо от темперамента. В 3 года ребенок слишком сосредоточен на себе, чтобы понять, что другие хотят быть услышанными так же, как и он сам. Но можно предложить ему игру — делать все по очереди. Сначала он делает ход в игре, потом брат, потом папа, потом опять он — иначе все смешается и игры не получится. Сначала говорит один, потом другой. Сложнее с вмешательством во взрослые разговоры. Дети как будто ждут момента, когда вы будете увлечены беседой, чтобы напомнить о себе. Нельзя ругать и «воспитывать» ребенка в присутствии других людей. Переговорите о проблеме дома, с глазу на глаз. Не навешивайте ярлыков, не стыдите. Разыграйте с куклами ситуацию неудавшегося диалога.
Что русскому хорошо…
Под вежливостью обычно понимают учтивость, обходительность, предупредительность. Вежливый человек умеет уважительно и тактично общаться с людьми, готов найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
В разных странах вежливым подчас считает совершенно противоположное поведение. Например, русские при разговоре бросают на собеседника короткий взгляд и тут же отводят его. Англоязычными народами это расценивается как бегающий взгляд, потому что они сами смотрят на собеседника дольше. Еще дольше смотрят арабы. Израильтяне имеют обыкновение подолгу разглядывать в упор любого человека, который возбудил их любопытство. Японцы вообще избегают смотреть в глаза — при любых обстоятельствах.
Быть может не так разительно, но понятие вежливости отличается и в разных семьях. У кого-то принято желать всем домочадцам спокойной ночи, у кого-то под строгим запретом выходить из-за стола до окончания общего обеда. Поэтому, воспитывая в ребенке вежливость, родителям стоит определиться, что именно они вкладывают в это понятие, и чего будут ждать от малыша.
Так как большая часть концепций вежливого поведения ребенка предполагает понимание своих границ и уважение к границам окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку быть включенным в жизнь общества в большей степени и на наиболее комфортных условиях . Чем менее вежлив человек, тем меньше желание людей общаться с ним. Родители, воспитывая ребенка вежливым, воодят его в общество, способствуют его социальной адаптации.
Пусть он станет вежливым!
Ксения считает свою дочку, 4-летнюю Анжелу, очень взрослой и умной девочкой. Поэтому она старается все объяснять ей словами, разговаривая «на равных». Анжела вроде бы все понимает, обещает исправиться, но в следующий раз возникает все та же проблема
Ксения уверена: дочка действительно хорошо понимает ее речь, так почему же она не усваивает то, что ей говорят? Неужели она делает это назло? Перед родителями часто встает вопрос: если ребенок поступил невежливо (забыл поздороваться или стал кричать, вместо того чтобы сказать спокойно), как дать ему понять, что вежливость – это важно? Чаще всего для этого родители используют метод убеждения. Они словами стараются объяснить малышу, что тот был «не прав», и внушить, как нужно себя вести «в следующий раз»
Но метод убеждения, когда с ребенком говорят «как со взрослым», наименее эффективен в возрасте до 5-6 лет. Да, дети понимают все, что им говорят, но применить на практике оказываются не способны. И взрослые раз за разом повторяют одни и те же нотации. Но дело не в ребенке. Просто родители не всегда знают, какие способы еще существуют. Давайте разберем несколько наиболее эффективных способов, позволяющих развить вежливость у ребенка 3-6 лет без лишних моралей и нравоучений.
Воспитывать собственным примером
За ответом на вопрос «Как научить ребенка быть добрым» мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко, отцу и дедушке огромной семьи. Вот, что он ответил: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В-третьих, в ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».
Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать. Дети из воскресной или православной общеобразовательной школы идут поздравлять больных на Рождество, а многие ли их родители находят время, чтобы пойти вместе с ними? Конечно, когда не с кем оставить малышей, когда папа на работе, а бабушки не принимают участие в жизни семьи, это сложно. Но часто мы не участвуем в рождественских или пасхальных поздравлениях не по этим причинам. А как было бы правильно потратить этот час на совместный поход в больницу, как много мы бы заложили в детей, потратив столько же времени, сколько ежедневно мы тратим на общение в соц.сетях или просмотр фильмов.
Ну, положим, в больницу попасть нам не удалось, но навестить-то уж своих собственных родителей лишний раз мы ведь в состоянии
Или, если бабушки приезжают к нам помогать, то не просто вручить им список дел, а проявить внимание – напоить чаем, усадить поудобнее, расспросить, поговорить. И сделать это опять же вместе с детьми. Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать
Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения. И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы
Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать. Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения. И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы.
Советы родителям
Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры. Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте
Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение
Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.
Как воспитать вежливость?
Школа вежливости предполагает установление чётких границ между возможностями и желаниями малыша. У ребёнка должна появиться установка не причинять дискомфорта окружающим. Детские правила вежливости предполагают овладение приёмами знакомства, обращения, приветствия, прощания.
Малыш не должен долго думать, что сказать в той или иной ситуации, слова должны звучать и «вылетать» естественно – для этого нужна практика. Обучение сдержанности и учтивости осуществляется с помощью примера родителей, ролевых игр, чтения книг, практического применения полученных знаний.
Родительский пример
Дети зеркально отражают то, что видят и слышат, поэтому самым простым методом воспитания вежливости выступает личный пример. Порядочность, уважение к другим людям, сдержанность, скромность – постепенно приобретаемые качества, ребёнок перенимает их у родителей.
Малыши быстро усваивают стандартные формы благодарности, приветствия и прощания. Используйте их как можно чаще и позволяйте ребёнку участвовать в этих ритуалах.
Будьте вежливы не только в публичных местах, но и в домашних условиях. Деликатное обращение с чадом докажет ему, что он заслуживает уважения, и станет поступать так же.
Когда дети начинают понимать последствия своих действий, нужно вводить в их лексикон речевые образцы, помогающие извиняться («прости», «извини»). Помните, что ребёнок выстраивает взаимоотношения со сверстниками на основе имеющегося общения в семье.
Игровая форма
Предметная деятельность постепенно сменяется ролевыми играми, детям становится интересно разыгрывать различные роли и ситуации
Этот период является самым оптимальным для объяснения важности соблюдения установленных норм поведения
Во время игры с игрушками показывайте карапузу, что нужно здороваться, извиняться, прощаться, благодарить. На примере игр с куклами или с роботами продемонстрируйте ребёнку шаблоны поведения в различных местах: за столом, в библиотеке, в поликлинике, в магазине. Играя, малыш отрабатывает правильные образцы, тренируя коммуникативные навыки.
Образовательная литература
Книги формируют в малыше первичные знания об окружающей действительности. Читая крохе книги, вы даёте ему новые знания, учите общению на примере литературных героев. При выборе очередной книги учитывайте возраст малыша, его интересы, старайтесь подбирать иллюстрированные издания.
В качестве закрепления полученных знаний покажите чаду мультфильм. Этот жанр выступает наглядным примером, позволяющим увидеть и оценить различные поведенческие шаблоны.
После прочтения произведения обсудите с ребёнком важные моменты, делайте акцент на правильности того либо иного действия. Пускай дети сами примут решение о верности поведения героя, о корректности его слов и поступков.
Практические уроки
Для превращения полученных знаний в автоматизированный навык необходима практика. Воспользоваться вежливыми словами ребёнок может в кругу детей – в детском саду, школе, на игровой площадке.
Если малыш будет пользоваться шаблонами вежливости ежедневно, то вскоре учтивость и сдержанность станут спутниками его жизни.